Научная статья на тему 'Скрытый кризис: вооруженный конфликт и образование'

Скрытый кризис: вооруженный конфликт и образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скрытый кризис: вооруженный конфликт и образование»

The hidden crisis: Armed conflict and education//Published in 2011 by the United Nations Educational,

Scientific and Cultural Organization, Paris, France - 431p.

Скрытый кризис: вооруженный конфликт и образование. - Париж, 2011. - 431с.

В Дакарских рамках действий в области образования для всех (ОДВ), принятых правительствами в 2000 г. в Дакаре (Сенегал), сформулированы шесть целей общего характера и ряд конкретных задач, которые должны быть реализованы к 2015 г. Подзаголовок этого документа гласит: «Выполнение наших общих обязательств». Сегодня, десять лет спустя, основной вывод, содержащийся во Всемирном докладе по мониторингу ОДВ за 2011 г., состоит в том, что правительства по всему миру свои коллективные обязательства не выполняют. Этот нелицеприятное заключение не означает, что не был достигнут ряд существенных результатов. Сокращается число детей, не охваченных школьным образованием, уменьшаются гендерные диспропорции, возросла численность тех, кто переходит из начальной школы в среднюю и на последующие ступени образования. Некоторым наиболее бедным странам мира1 удалось добиться значительных успехов, продемонстрировав, что низкий уровень доходов не является неизбежным препятствием на пути ускоренного прогресса. Однако разрыв между тем, что было провозглашено в Дакаре, и тем, что происходит в действительности, остается существенным, причем есть тревожные признаки того, что этот разрыв увеличивается. При сохранении сегодняшних тенденций, к 2015 г. вне стен школы может оказаться больше детей, чем сегодня. Без совместных усилий, направленных на изменение этой ситуации, обещание, данное детям мира в Дакаре, окажется невыполненным со всех точек зрения. Несостоятельность в достижении Дакарских целей будет иметь далеко идущие последствия. Ускорение прогресса в образовании имеет важнейшее значение для достижения более широких целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ), в таких областях, как сокращение масс штабов нищеты, питание, выживание детей и материнское здоровье. Кроме того, несостоятельность в уменьшении огромных внутринациональных и международных диспропорций в отношении образовательных возможностей подрывает экономический рост и усиливает неравноправный характер глобализации. И тем не менее образование утратило свои позиции в международной повестке дня в сфере восьми (Г8) или Группу двадцати (Г20), оно если и упоминается, то мельком.

Всемирный доклад по мониторингу ОДВ за 2011 г. состоит из двух частей. В Части I дается общая картина состояния образования в мире и показываются его успехи, неудачи и возможные меры в области политики, которые способны содействовать ускорению прогресса. Часть II посвящена одному из главных препятствий на пути достижения целей образования для всех - вооруженным конфликтам в наиболее бедных странах мира. В докладе рассматриваются нерешенные проблемы в области политики, из-за которых эти препятствия становятся еще более значительными, а также стратегии для их устранения. Здесь также излагается повестка дня для укрепления роли системы образования в деле предотвращения конфликтов и созидания мирных обществ.

В первой части « Мониторинг прогресса на пути к целям образования для всех рассматривается Воспитание и образование детей младшего возраста: укрепление здоровья, борьба с голодом. Возмож-ности образования детей определяются задолго до того, как они поступают в начальную школу. Языковые, когнитивные и социальные навыки, вырабатываемые ими в младшем возрасте, составляют реальную основу для обучения на протяжении всей жизни. Плохое здоровье, недоедание, отсутствие стимулирования подрывают эту основу, ограничивая возможности всестороннего развития ребенка. Необратимый ущерб, который детям в младшем возрасте наносит голод, продолжает сказываться на человеческом потенциале в глобальных масштабах. Программы воспитания и образования детей младшего возраста готовят их к школе, смягчают последствия низкого социально-экономического статуса семьи, препятствуют передаче образовательной обездоленности от родителей детям и улучшают перспективы экономического роста. Однако политика многих развивающихся стран в области ВОДМ по-прежнему страдает от недостаточного финансирования, разобщенного планирования и отсутствия равенства. Такие программы могли бы принести наибольшую пользу детям из самых обездоленных семей, однако именно эти дети зачастую охвачены такими программами в наименьшей степени. В Кот-д'Ивуаре дошкольные учреждения посещает примерно четверть детей из наиболее богатых семей, тогда как для наиболее бедных семей этот показатель близок к нулю. Такие страны, как Мозамбик, своим примером показывают, что приверженность делу равенства может открывать двери дошкольных учреждений для детей из наиболее обездоленных слоев населения.

Так же рассматривается Скрытый кризис - вооруженные конфликты и образование Организация Объединенных Наций была создана, прежде всего, для того, чтобы положить конец «бедствиям войны». Для архитекторов новой системы цель заключалась в предотвращении того, что во Всеобщей декларации прав человека называ- ется «пренебрежением и презрением к правам человека» и «варварскими актами, которые возмущают совесть человечества». По прошествии шестидесяти пяти лет бедствия войны продолжают- ся. Их наиболее опасные формы встречаются в самых бедных странах мира. Они уничтожают возмож ности для образования в огромных масштабах. Воздействие вооруженных конфликтов на образо- вание в значительной мере игнорировалось. Это - скрытый кризис, который усиливает нищету, подрывает экономический рост и сдерживает прогресс наций. Центральной проблемой этого кризиса являются широко распространенные и систематические нарушения прав человека, которые полностью заслуживают того, чтобы называть их «варварскими актами». Однако, вместо того, чтобы возмущать совесть человечества и вызывать его эффективный ответ, разрушительные последствия военных действий для образования в значительной мере не находят отражения в докладах.

Международное сообщество поворачи вается спиной к жертвам.

В настоящем докладе рассматривается широкий спектр возможных путей воздействия образования на перспективы мира. В нем подчеркивается, что готовых решений нет. Тем не менее, отправным моментом является осознание лицами, ответственными за разработку политики, того, как те или иные политические меры в области образования могут усиливать обиды и недовольства, связанные с воору- женными конфликтами, и тщательно анализировать возможное восприятие населением политики, а также оценивать вероятные результаты в таких областях, как: Язык обучения. Никакой вопрос не демонстрирует лучше сложный выбор, который приходится делать правительствам в постконфликтной ситуации, чем языковая политика. В некоторых контекстах, таких как Объединенная Республика Танзания, использование единого национального языка в качестве средства обучения в школах способствовало привитию чувства общей идентичности. В других условиях это вело к разжиганию насилия. В Гватемале, где языковая политика в области образова ния вызывает глубокое возмущение среди коренного населения, была создана Комиссия по образовательной реформе для устранения недовольства, содействия диалогу и развития двуязычного и межкультурного образования, причем такой подход может получить более широкое применение. Реформирование учебной программы. Преподава ние таких предметов, как история и религия, оказывает влияние на склонность к насилию. В многоэтнических или многоконфессиональных обществах учебная программа помогает сформировать представления учащихся о себе по отношению к «другим». Решение вопросов идентичности ставит реформаторов образования перед необходимостью сделать трудный выбор и занимает много времени. Система образования Камбоджи только сейчас затрагивает вопрос об истории геноцида. В Руанде, где система образования усиливает разделение, правительству еще предстоит вновь ввести преподавание истории страны. Тем не менее, опыт других стран показывает, как образование может постепенно устранить глубоко укоренившиеся разграничения, заставляя учащихся задуматься о своей множественной идентичности и о том, что их объединяет, а не разделяет. Например, Соглашение Страстной пятницы по Северной Ирландии открыло двери для более широкого восприятия гражданства, при этом учащихся поощряют к рассмотрению целого ряда возможных вариантов идентичности, продвигая идею того, что люди могут быть одновременно ирландцами и британцами или только ирландцами, независимо от их религиозной принадлежности. Это является хорошим примером того, что Амартия Сен описывал как переход к множественной идентичности и отход от «исключительной принадлежности» к одной группе. Передача полномочий в области управления. Децентрализация и передача полномочий зачастую рассматриваются как автоматический переход к большей подотчетности, а также к миростроительству. Эта оценка является преувеличенной. В некоторых странах с сильно децентрализованными системами образования слабая роль центрального правительства может препятствовать усилиям в области миростроительства. Одним из поразительных примеров является Босния и Герцеговина. В соответствии с Дейтонским соглашением 1995 г. страна с населением около 3.8 миллиона человек оказалась в такой ситуации, когда существовало 13 мини- стерств образования и действовала разделенная школьная система. Федеральное правительство приняло прогрессивные принципы в отношении образования. Однако при минимальном участии федерального государства дети продолжали обучаться по трем отдельным учебным программам, которые различаются по таким предметам, как история, культура и язык, порой таким образом, что это усиливает предрассудки. Кроме того, некоторые школы все еще носят имена военных личностей, рассматриваемых одними группами в качестве национальных героев, а другими - как символы враждебности.

Превращение школ в среду, свободную от насилия. Одна стратегия, безусловно, является хорошей для образования, детей и миростроительства - это превращение школы в место, свободное от насилия. Борьба с нормализацией насилия обществе опирается, частично, на реальное запрещение телесных наказаний. Так же как каждый вооруженный конфликт является отражением определенного ряда лежащих в его основе напряженностей и неудач в разрешении конфликтов, каждый постконфликтный контекст отли- чается своими угрозами и возможностями для образования в процессе миростроительства. В настоящем докладе предлагаются следующие подходы:

Признание того, что образование является частью постконфликтной среды. Национальным прави тельствам и донорам необходимо осознавать, что независимо от их намерений, реформы образова- тельной политики будут проводиться в политической среде, сформированной под влиянием послед- ствий конфликта. Любая разработка политики должна сопровождаться постконфликтной оценкой рисков.

Увеличение Фонда миростроительства. Комиссия по миростроительству могла бы играть значитель- но более активную роль в поддержке усилий правительств по интеграции образования в более широкие стратегии миростроительства. Увеличение средств, предоставляемых через Фонд миро- строительства, до 500 млн долл. - 1 млрд долл. В год могло бы способствовать более эффективному использованию окна возможностей, создаваемых миром.

Образование должно играть жизненно важную роль в укреплении устойчивости к жестоким конфликтам. В XXI веке школам необходимо, прежде всего, учить детей тому, что можно назвать одним из важнейших навыков для процветающего поликультурного общества - навыку жить в мире с другими людьми. Осознание религиозного, этнического, языкового и расового разнообразия не должно исчезать из учебных классов. Наоборот, разнообразие должно признаваться и приветствоваться. Однако школы и классы должны, прежде всего, быть тем местом, где дети учатся общаться с другими детьми, делиться с ними и уважать их. Ни одна страна не может надеяться на установление прочных основ мира, если она не пойдет по пути создания взаимного доверия между своими гражданами, и такая работа должна начинаться в учебных классах.

Э.Ш.Шакиров, A.B. Идиатуллин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.