Научная статья на тему 'Образование для всех к 2015 году. Добьемся ли мы успеха?'

Образование для всех к 2015 году. Добьемся ли мы успеха? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование для всех к 2015 году. Добьемся ли мы успеха?»

Education for All by 2015 Will we make it?- Oxford University Press, Great Clarendon Street, Oxford OX2 6DP, United Kingdom.2008. - 448 р.

Образование для всех к 2015 году. Добьемся ли мы успеха?- Оксфорд, Великобритания, 2008. - 448с.

Семь лет тому назад правительства 164 стран вместе с партнерскими организациями всего мира приняли коллективные обязательства значительно расширить к 2015 г. возможности получения образования для детей, молодежи и взрослых.

Участники Всемирного форума по образованию, проводившегося в Дакаре (Сенегал), одобрили комплексный подход к образованию, основанный на соблюдении прав человека, подтвердив важность обучения в любом возрасте и подчеркнув необходимость в конкретных мерах для охвата наиболее бедных, уязвимых и обездоленных групп общества.

В шестом издании Всемирного доклада по мониторингу ОДВ проводится оценка того, в какой мере выполняются эти обязательства. Безусловно, проявляется «дакарский эффект», свидетельствующий о том, что объединение усилий для достижения общих целей способно мобилизовать страны на решение задачи расширения прав и возможностей каждого отдельного человека. Частично благодаря отмене платы за обучение школу теперь посещает большее число детей, чем это было в 2000 г., причем наиболее резкое увеличение отмечается в тех регионах, которые наиболее далеки от достижения целей, установленных в Дакаре. Правительства многих стран применяют целенаправленные стратегии для охвата наиболее бедных домохозяйств и поощрения школьного обучения девочек. Все больше стран проводят национальные оценки для определения учебных результатов учащихся, что является важным доказательством повышения качества обучения. Несмотря на то, что сокращение в последнее время объема помощи на цели базового образования дает основания для беспокойства, такая помощь после 2000 г. быстро увеличивалась. Вместе с тем, по мере расширения систем образования они сталкиваются с более сложными и более конкретными проблемами. Им приходится иметь дело с все более многочисленными и разнообразными группами учащихся, создавая условия для того, чтобы все дети и молодые люди, независимо от их происхождения, получили доступ к качественному образованию. Они должны действовать с учетом вызовов нашего времени: быстрый процесс урбанизации, пандемия ВИЧ/СПИДа, требования, связанныес формированием обществ знаний. Любая неудача в выполнении этих обязательств подрывает наше стремление к обеспечению всеобщего базового образования. Мы отстаиваем правое дело, однако в предстоящие годы потребуется проявление твердой политической воли для последовательного обеспечения того, чтобы образование, начиная с обучения детей самого раннего детского возраста, стало одним из национальных приоритетов для мобилизации усилий правительств, гражданского общества и частного сектора в рамках творческого партнерства, а также стимулирования динамичного сотрудничества и поддержки со стороны международного сообщества. Важнейшим фактором является время: для 72 миллионов детей, не посещающих школу, для каждого пятого взрослого, не обладающего навыками базовой грамотности, и для многих учащихся, которые покидают школу, так и не приобретя основных навыков и знаний.

Всемирный доклад по мониторингу ОДВ является авторитетным справочным изданием для сравнения опыта различных стран, понимания позитивного воздействия конкретной политики и признания того, что прогресс происходит тогда, когда имеется политическое видение проблемы и соответствующее обязательство.

Глава 1 Неизменная актуальность образования для всех Настоящее издание Всемирного доклада по мониторингу образования для всех знаменует собой срединную веху в амбициозных международных усилиях, направленных на расширение и улучшение возможностей получения образования для каждого ребенка, молодого человека и взрослого к 2015 г. Официальная помощь на цели развития со стороны двусторонних доноров в 19992005 гг. ежегодно возрастала на 9%, однако предварительные данные указывают на то, что в 2006 г. ее общий объем сократился. В 2005 г. «Страны восьмерки» взяли на себя обязательства значительно увеличить поддержку путем различных мер, включая как традиционную помощь в целях развития, так и уменьшение внешнего долга. Однако донорам надлежит активизировать выполнение своих планов по расширению масштабов помощи Африке, с тем чтобы доверие к их обещаниям не оказалось подорванным. Результаты последних исследований дают подтверждение тех преимуществ, которые открывает для развития расширение систем образования, однако также говорят о необходимости дополнительных стратегий для борьбы с неравенством и повышения уровня обучения. Воплощение в жизнь права на образование осуществляется посредством ряда мер, включая законы об обязательном образовании, принятые многими странами после 2000 г. Международные инициативы в области ОДВ ориентированы на конкретные задачи (грамотность, девочки, ВИЧ/СПИД) и на повышение качества помощи. Конвергенция этих инициатив будет иметь жизненно важное значение для достижения всего диапазона целей

Глава 2 Шесть целей: насколько мы продвинулись? В этой главе содержится системная оценка прогресса на пути достижения шести целей ОДВ с использованием данных за учебный год, завершившийся в 2005 г., в сравнении с соответствующими данными за 1999 г. Основное внимание в ней уделяется тем регионам и странам, которые сталкиваются с наибольшими трудностями в достижении этих целей к 2015 г., а также формам проявления неравенства в рамках этих стран. Программы воспитания и образования детей младшего возраста позволяют улучшить здоровье, питание, благосостояние и когнитивное развитие ребенка, компенсировать обездоленность и неравенство, повысить успеваемость детей в начальной школе. Тем не менее, комплексным программам воспитания и образования детей в возрасте до трех лет уделяется мало внимания. С другой стороны, охват доначальным образованием детей в возрасте трех лет и старше расширился, но по-прежнему носит очень

неровный характер. Во многих развивающихся странах системы доначального образования либо имеют крайне ограниченные масштабы, либо вообще отсутствуют. Показатели доступа к начальному образованию и охвата им после Дакара резко возросли, и число не посещающих школу детей в период 1999-2005 гг. сократилось с 96 млн до 72 млн. Коэффициенты охвата образованием существенно увеличились в арабских государствах, странах Африки к югу от Сахары и Южной и Западной Азии. Однако чуть ли не повсеместно вызывают озабоченность проблемы, связанные с переходом детей из класса в класс в начальной школе и с ее завершением. Большинству стран, причем даже тем, где охват образованием первой ступени находится на относительно высоком уровне, надлежит обеспечить решение проблемы равенства. Данные об учебных потребностях молодежи и взрослых носят весьма ограниченный характер. Достижению этой цели уделяется совсем мало внимания, отчасти в связи с трудностями, касающимися ее определения и мониторинга. Многие молодые люди и взрослые приобретают соответствующие навыки неформальными средствами или благодаря широкому кругу программ распространения грамотности, получения образования, приравненного к формальному, программ приобретения жизненных навыков и навыков жизнеобеспечения. Неграмотность взрослых является серьезной глобальной проблемой. 774 млн взрослых по всему миру, 64% из которых составляют женщины, остаются неграмотными. Базовые навыки грамотности отсутствуют у каждого пятого взрослого в мире, и основное большинство этих неграмотных приходится на три региона - Восточную Азию, Южную и Западную Азию и страны Африки к югу от Сахары.

За исключением Китая, в последнее десятилетие не удалось добиться значительного прогресса в деле сокращения этого большого числа неграмотных взрослых. Лишь немногие страны сумели к 2005 г. достичь цели, связанной с устранением гендерных диспропорций как в начальном, так и среднем образовании. На начальной ступени ликвидацию гендерных диспропорций обеспечили около 63% стран, однако только 37% добились этого на средней ступени. Гендерное равенство пока что остается недостижимой целью. От сексуального насилия, отсутствия безопасной среды и надлежащих санитарных условий в непропорционально большой степени страдают девочки. И напротив, жертвами физического насилия чаще оказываются мальчики. Повсеместно встречаются ситуации, когда отношение и требования учителей к учащимся страдают гендерной предвзятостью, а в учебниках часто присутствуют гендерные стереотипы, связанные с распределением ролей между взрослыми мужчинами и женщинами. Успеваемость мальчиков и девочек постепенно выравнивается, однако выбор высшего учебного заведения и будущей профессии по-прежнему во многом определяется полом учащегося. Данные проводимых с 1999 г. международных и региональных оценок, а также растущего числа национальных оценок говорят о том, что многие страны по всему миру по-прежнему характеризуются низкой успеваемостью учащихся по языку, математическим и другим дисциплинам. Свыше 60% стран отводят на обучение в 1-6 классах менее 800 часов в год, несмотря на то, что последние исследования подтверждают позитивную взаимосвязь между объемом учебного времени и успеваемостью. Во многих развивающихся странах, в особенности в Африке к югу от Сахары, школьные классы переполнены, школьная инфраструктура неразвита и не создана адекватная учебная среда. Повсеместной проблемой является острая нехватка учителей, особенно в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии, а еще больший дефицит квалифицированных преподавателей в ряде стран негативно влияет на качество преподавания и обучения.

Глава 3 Страны на марше Эта глава посвящена трем областям политики, иллюстрирующим характер развития и укрепления систем образования странами в интересах удовлетворения базовых учебных потребностей всех детей, молодежи и взрослых: важное значение институциональной среды, обеспечивающей развитие и поддержку образования; стратегии, которых придерживаются страны в целях расширения доступа, в особенности для самых бедных и обездоленных групп; меры, принимаемые странами для улучшения преподавания и обучения.

Информация основывается на обзоре политики и стратегий, введенных после 2000 г. отобранной группой из 30 развивающихся стран.

Глава 4 Прогресс в области финансирования образования для всех (ОДВ) Ответственность за достижение целей ОДВ, в конечном счете, ложится направительства, однако для многих стран, особенно самых бедных, прогресс в этой области зависит от поддержки со стороны доноров.

Несмотря на то, что большинство правительств, особенно в наименее развитых странах, в частности в странах Африки к югу от Сахары, стали придавать финансированию образования больший приоритет, все еще слишком много стран выделяют на эти цели очень малую долю от ВНП и общих правительственных расходов. Даже в тех случаях, когда отменена плата за обучение, расходы на школьное образование остаются препятствием для наиболее бедных семей, несмотря на то, что некоторые правительства

применяют новаторские подходы к поиску путей сокращения для домохозяйств финансовогобремени, связанного с обучением их детей. В период с 2000 г. по 2004 г. общий объем внешней финансовой помощи на цели базового образования постоянно возрастал, от чего особенно выигрывали страны с низким уровнем доходов, однако в 2005 г. он сократился. Объем помощи и ее распределение остаются неадекватными: слишком много доноров отдают больший приоритет более высоким ступеням образования, слишком большая доля помощи на цели образования по-прежнему направляется в страны со средним, а не с низким уровнем доходов, а размеры помощи последним значительно различаются.

Глава 5 - Путь вперед. Расчеты указывают на то, что без ускорения этих усилий: 58 из 86 стран, которые еще не обеспечили всеобщего охвата начальным образованием, не достигнут этой цели к 2015 г.; 72 из 101 страны не смогут сократить вдвое процент неграмотных взрослых к 2015 г.; только 18 из 113 стран, которые не достигли в 2005 г. цели гендерного паритета на ступенях начального и среднего образования, имеют шансы достичь ее к 2015

г. Страны, значительно продвинувшиеся вперед на пути к обеспечению всеобщего охвата начальным образованием, как правило, увеличивают долю расходов на образование в процентах от ВНП. В тех же странах, где прогресс происходит медленнее, доля этих расходов сокращается. На пути к достижению целей, определенных в повестке дня На глобальном уровне: все заинтересованные стороны должны обеспечить, чтобы ОДВ оставалось приоритетом в условиях возникновения новых проблем, связанных, например, с изменением климата и охраной здоровья населения, и чтобы внимание уделялось не только всеобщему начальному образованию; в политике и при ее осуществлении основное внимание следует уделять инклюзивному характеру образования, распространению грамотности, качеству, созданию потенциала и финансированию; международную систему инициатив в области ОДВ необходимо сделать более эффективной.

Национальные правительства должны: нести полную ответственность за достижение всех целей ОДВ, даже если не все услуги предоставляются государственным сектором; охватывать образовательными программами наиболее бедных и маргинализованных детей, молодых людей и взрослых путем совершенствования школьной инфраструктуры, отмены платы за обучение, оказания дополнительной финансовой поддержки наиболее бедным домохозяйствам и применения гибких подходов к обучению работающих детей и молодежи;

Как двусторонним, так и многосторонним учреждениям необходимо: увеличить объем предоставляемой ими помощи и изменить ее распределение; взять на себя долгосрочные обязательства, чтобы министры финансов могли утверждать крупные политические инициативы; уделять особое внимание странам Африки к югу от Сахары и слабым государствам; продолжать усилия, направленные на согласование помощи с секторальными планами, осуществляемыми под руководством правительств.

Ситуация после Дакарского форума вполне очевидна: полные решимости национальные правительства достигли прогресса во всех регионах, а возросший объем помощи способствовал этому процессу. Необходимо сохранить эту динамику и придать ей новое ускорение за то короткое время, которое осталось до 2015 г., чтобы обеспечить возможности для реализации права на образование в любом возрасте.

Хузина Г.Н., Идиатуллин А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.