Strong foundations Early childhood care and education//Published in 2006 by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization 7, Place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France, 2006405 p.
Прочная основа: воспитание детей дошкольного возраста //_______________
Предоставление человеку возможностей получения образования на всех этапах его жизни, - в младшем и взрослом возрасте, - является сутью и целью образования для всех.
Тем не менее, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дети младшего возраста, наиболее нуждающиеся в воспитании и образовании, которые могут извлечь наибольшую пользу из соответствующих программ, скорее всего не будут иметь к ним доступа.
Даже в условиях ограниченных государственных ресурсов разработка национальной политики в отношении воспитания и образования детей младшего возраста оказывает благотворное влияние на состояние всей системы образования той или иной страны. Поэтому очень важно, чтобы страны и международное сообщество систематическим образом предусматривали включение мероприятий по воспитанию и образованию детей младшего возраста в качестве неотъемлемых составных частей в свои стратегии в области образования и уменьшения масштабов нищеты. Это имеет большое значение для борьбы с крайней нищетой и голодом, что является одной из всеобъемлющих целей в области развития, провозглашенных в принятой Организацией Объединенных Наций Декларации тысячелетия. Неотложность достижения целей в области образования для всех звучит в каждой строке доклада. В то время как регионы, наиболее далеко отстоящие от достижения целей ОДВ, добиваются впечатляющих успехов в деле охвата все большего числа детей начальным образованием, остаются нерешенными крупные проблемы. Политика должна быть направлена на преодолении барьеров, стоящих на пути развития образования: бедности домашних хозяйств, проживания в сельской местности, низкого качества образования, отсутствия достаточного числа средних школ и квалифицированных учителей, а также недостаточного числа программ распространения грамотности среди взрослых.
Мы несем коллективную ответственность за обеспечение качественного образования для всех, которое начинается с создания прочной основы для воспитания и образования детей в первые годы их жизни и заканчивается образованием человека во взрослом возрасте. Эту задачу можно решить лишь с помощью всеобъемлющего подхода, который охватывает достижение всех целей ОДВ и направлен на оказание помощи самым слабым и уязвимым членам человеческого общества.
В данном исследовании девять глав. Кратко рассмотрим содержание каждой из них.
Глава 1 «Обучение начинается с рождения». Обучение начинается задолго до того, как ребенок в первый раз войдет в школьный класс. Настоящий доклад посвящен первой из шести целей Дакарских рамок действий по образованию для всех (ОДВ), которая содержит обращенный к правительствам призыв к расширению и совершенствованию комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию (ВОДМ), особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей. Он отражает целостный подход, охватывающий удовлетворение целого ряда потребностей, начиная с охраны здоровья и обеспечения питания и кончая когнитивным развитием и социальным и эмоциональным благополучием ребенка. Программы, предназначенные для детей младшего возраста, имеют жизненно важное значение для компенсации неблагоприятных социальных и экономических условий, в которых они находятся. ВОДМ является инструментом, гарантирующим защиту прав детей, который открывает путь к достижению всех целей ОДВ, и мощным образом содействующим уменьшению масштабов нищеты, что является одной из всеобъемлющих целей в области развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия.
В настоящем докладе отслеживается прогресс в достижении всех шести целей ОДВ, причем особое внимание уделяется проблемам равенства и справедливости, а также охвата детей, относящихся к уязвимым группам или находящихся в неблагоприятном положении. С учетом временного фактора -достижение целей ОДВ к 2015 г. - необходимо принятие неотложных и комплексных мер, в частности в плане выявления и охвата тех групп детей, которых трудно охватить программами по воспитанию и образованию, принятия вызова, заключающегося в решении глобальной задачи распространения грамотности и превращения ВОДМ в один из первоочередных вопросов повестки дня.
Глава 2 «Шесть целей ОДВ: чего мы достигли?» В этой главе делается обзор прогресса, достигнутого на пути к достижению шести целей ОДВ за период, прошедший после их принятия в Дакаре, путем сравнения самых последних имеющихся данных с данными за 1999 г. Был достигнут значительный прогресс на пути к достижению всеобщего начального образования, причем уровень охвата этой ступенью образования резко вырос в странах Африки к югу от Сахары, в странах Южной и Западной Азии, и в меньшей степени - в арабских государствах. Поступательное развитие начальной
школы и уровень завершения начального образования остаются предметами серьезной озабоченности в указанных регионах, а также, - в определенной степени, - и в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Число детей, относящихся к возрастной группе, подлежащей охвату начальным образованием, которые остаются вне стен школы, хотя и уменьшилось на 21 миллион за период с 1999 г. по 2004 г., остается на недопустимо высоком уровне: 77 миллионов. В этой главе приводятся исходные сведения о таких детях, в частности, данные о низком уровне благосостояния их семей, месте проживания, гендерной принадлежности и об уровне образования их матерей. Примерно две трети стран, в отношении которых имеется соответствующая информация за 2004 г., достигли гендерного паритета в начальном образовании, хотя только две трети из них сумели достичь такого паритета на ступени среднего образования. Незначительного прогресса удалось достичь в области распространения грамотности: по-прежнему каждый из пяти взрослых в мире является неграмотным Индекс развития образования для всех (ИРО), трассчитанный для 125 стран, свидетельствует об улучшении положения во многих странах, которые занимали самые низкие места в соответствии с этим индексом. Хотя этим индексом остались не охваченными страны, в отношении которых не имеется соответствующей информации; - к их числу относятся многие страны, находящиеся в состоянии конфликта или переживающих постконфликтный период, - они вероятнее всего будут страдать в результате низкого уровня развития образования, что еще больше усложняет решение задачи ОДВ во всемирных масштабах.
Глава 3 Б»орьба с отторжением: опыт разных стран». Концепция образования для всех подразумевает инклюзивный подход. В этой главе приводятся примеры политических решений и программ, которые доказали свою эффективность как в плане расширения образования в целом, так и более конкретно - в отношении выявления и преодоления барьеров, лишающих маргинализированные группы таких же возможностей получения образования, которыми располагают другие группы населения. Политика содействия инклюзивному образованию включает принятие таких мер как ликвидация платы за обучение, предоставление финансовых стимулов с целью уменьшения зависимости домохозяйств от детского труда, разработка конкретных мер, предназначенных для детей, затронутых ВИЧ/СПИДом, а также по оказанию помощи школам в деле интеграции детей- инвалидов. Программы неформального образования, предназначенные для молодых людей и взрослых, дают им второй шанс получить образование, и они являются наиболее эффективными в том случае, когда они осуществляются на базе общин, когда они являются гибкими и имеющими непосредственное отношение к реальной жизни таких учащихся. Вооруженные конфликты и вызванное ими увеличение числа детей-солдат, а также перемещение людей в ходе конфликтов внутри стран требуют принятия срочных мер, предусматривающих предоставление базовых образовательных услуг, а также мер по медицинскому уходу и психологической реабилитации. Страны нуждаются в продуманных планах развития образования, нацеленных на преодоление социального отчуждения и повышение качества образования.
Вложение адекватных государственных средств, наличие квалифицированных и мотивированных учителей и возможности расширения среднего образования - вот три ключевых компонента, которые должны предусматривать такие планы. Хотя общая тенденция к увеличению государственных расходов на образование и является позитивной (рост на более чем 30% в примерно 20 странах), их доля в ВНП сократилась в 42 странах, в том числе в Латинской Америке и Карибском бассейне, а также в Южной и Западной Азии. Многие страны испытывают все возрастающее давление в сторону расширения среднего образования. Цели ОДВ не могут быть достигнуты без увеличения набора и улучшения подготовки учителей, а также без предоставления уже работающим в трудных условиях учителям дополнительных стимулов, особенно учителям, работающим в сельской местности.
Глава 4 «Международная поддержка:необходима большая помощь и ее более эффективное использование». В рамках общего увеличения внешней помощи на цели образования в 2000- 2004 гг. главным бенефициаром стало базовое образование. Внешняя помощь на цели базового образования, предназначенная для стран с самым низким уровнем доходов, включая средства, направляемые в виде прямой бюджетной поддержки, увеличилась с 1,8 млрд. долл. до 3,4 млрд. долл. В 2003-2004 гг. на долю многосторонних доноров приходилось 11,8% от общей суммы помощи на цели образования, причем из них примерно половина была выделена на цели базового образования. Присутствие доноров в наиболее бедных странах мира остается неравномерным, и относительное значение, которое доноры придают образованию в рамках внешней помощи в целом, не является одинаковым для всех регионов. «Цена вопроса» в 11 млрд. долл. в год, необходимых для достижения целей ОДВ, является более высокой, чем первоначально ожидалось. Даже если донорами будут выполнены недавно взятые ими обещания, приток средств на цели базового образования будет недостаточным, если останется неизменной нынешняя доля этих средств в общем объеме внешней помощи, выделяемой на цели образования, не будет изменено
распределение внешней помощи между ступенями образования и странами с разными уровнями доходов и не будет проведена дальнейшая гармонизация такой помощи. Доля средств, выделяемых на базовое образование в общем объеме внешней помощи, должна быть увеличена по меньшей мере вдвое и сконцентрирована в большей мере на странах с низким уровнем доходов, чем на странах со средним уровнем доходов. Инициатива ускоренного продвижения стала важным механизмом для диалога доноров и координации их деятельности. Однако на международном уровне потребуются более энергичные усилия для того, чтобы убедить (а) доноров увеличить объем и предсказуемость помощи, выделяемой на цели базового образования, и (Ь) правительства стран с низким уровнем доходов предоставлять более высокий приоритет базовому образованию и выделять на эти цели более значительную долю средств, полученных в результате освобождения от долговой задолженности.
Глава 5 «Доводы в пользу воспитания и образования детей младшего возраста». Младший возраст в развитии ребенка закладывает основу его дальнейшей жизни. Программы по воспитанию и образованию детей младшего возраста (ВОДМ) имеют большое значение потому, что они, во-первых, гарантируют соблюдение прав ребенка, нашедших воплощение в Конвенции о правах ребенка, в настоящее время ратифицированной 192 странами. Во-вторых, младший возраст - это чрезвычайно уязвимый период в жизни ребенка, характеризуемый быстрыми изменениями в физическом, когнитивном, социальном и эмоциональном развитии. Недоедание, отсутствие ухода, плохое обращение особенно вредны для ребенка младшего возраста, а их последствия зачастую дают себя знать и в зрелости.
Глава 6 «Наблюдаемый во всем мире прогресс в области воспитания и образования детей младшего возраста». В этой главе, во-первых, рассматриваются вопросы, связанные с изменяющимся контекстом - меньшие по размерам домохозяйства, увеличение числа работающих женщин, пособия по беременности и новые гендерные роли, - в котором в историческом плане происходило развитие сферы, связанной с воспитанием и образованием детей младшего возраста. Во-вторых, в ней приводится оценка прогресса, достигнутого странами в области достижения цели, связанной с ВОДМ, применительно к трем группам: дети в возрасте до 3 лет, дети в возрасте от 3 лет и до возраста, установленного для поступления в начальную школу, и, наконец, дети, относящиеся к уязвимым и неблагополучным группам. Наконец, в ней приводится характеристика вида, состава и профессионального статуса тех, кто занимается воспитанием и образованием детей младшего возраста. Основные выводы заключаются в следующем: во многих странах отсутствуют программы, направленные на удовлетворение различных потребностей детей (здоровье, питание, воспитание и образование) в течение первых трех лет их жизни. В небольшом числе стран действуют давно созданные национальные сети, занимающиеся координацией программ ВОДМ. Доступ к доначальному образованию стал более широким во всех странах мира. Хотя после распада Советского Союза уровень охвата программами ВОДМ резко сократился в странах с переходной экономикой, в настоящее время происходит его восстановление, правда, прежний уровень пока еще не достигнут. В регионах развивающихся стран наибольший охват этими программами отмечается в Латинской Америке и Карибском бассейне, однако он остается на низком уровне в странах Африки к югу от Сахары и в арабских государствах. Дети из более бедных семей или домохозяйств в сельской местности располагают меньшим доступом к программам ВОДМ по сравнению со своими сверстниками из более зажиточных семей или домохозяйств городских районах.
Глава 7 «Разработка эффективных программ». Спектр программ ВОДМ является исключительно широким: не существует какой-либо универсальной модели для воспитания и образования детей младшего возраста. Независимо от условий и обстоятельств успешные программы должны обеспечивать поддержку родителям в самом раннем периоде жизни ребенка, включать образовательные мероприятия вместе с предоставлением услуг в области здравоохранения, питания и ухода за ребенком, а также содействовать переходу ребенка на ступень начального образования. Родители или другие лица, занимающиеся воспитанием ребенка, являются его первыми педагогами, и уход за детьмисамой младшей возрастной группы прежде всего осуществляется дома.
Глава 8 «Содействие сильной политике в области ВОДМ». Под воздействием результатов все большего числа исследований, посвященных преимуществам воспитания и образования детей младшего возраста, и поддержки создания мощных международных сетей постепенно создается более благоприятная для ВОДМ среда. Содействуя усилению этой тенденции, ряд ключевых компонентов способствуют усилению политической воли и разработке национальной политики в области ВОДМ. Политическое одобрение ВОДМ на высоком уровне может ввести проблему воспитания и образования детей младшего возраста в повестку дня.
Глава 9 «ОДВ: действовать немедленно». Значительный прогресс, достигнутый в области ОДВ после Дакарского форума, позволяет судить о том, сколь многого можно добиться, когда страны и
международное сообщество объединяют свои силы в рамках совместных действий. В этой главе содержатся девять рекомендаций, которые заслуживают безотлагательного внимания на политическом уровне:
1. Возврат к всеобъемлющему подходу, принятому в Дакаре.
2. Принятие безотлагательных мер, направленных на обеспечение охвата школьным образованием всех детей, расширение программ грамотности взрослых и создание образовательных возможностей для детей, живущих в условиях конфликтных и постконфликтных ситуаций.
3. Акцент на равенстве и инклюзивных подходах.
4. Увеличение государственного финансирования и совершенствование его целенаправленности.
5. Увеличение помощи на цели базового образования и ее выделение тем, кто в ней больше всего нуждается.
6. Уделение более пристального внимания ВОДМ в национальных и международных планах работы.
7. Увеличение государственного финансирования ВОДМ и обеспечение его целенаправленности.
8. Повышение уровня персонала в области ВОДМ, особенно в отношении квалификации, подготовки и условий труда.
9. Совершенствование мониторинга ВОДМ. Политические решения должны касаться всех шести целей ОДВ и следовать определенному курсу, чтобы за оставшиеся до 2015 г. девять лет довести дело до конца.
А.В.Идиатуллин, И.И.Хисамутдинова