Научная статья на тему 'Защитить обездоленных// опубликованно организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 2010. -525 с'

Защитить обездоленных// опубликованно организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 2010. -525 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защитить обездоленных// опубликованно организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 2010. -525 с»

Reaching the marginalized// Published jointly by the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO), Oxford University Press, Great Clarendon Street, Oxford OX2 6DP, United Kingdom, 2010.-525 p.

Защитить обездоленных// Опубликованно Организацией Объединенных

Наций по вопросам образования, науки и культуры, Oxford University Press, Оксфорд, Великобритания, 2010.-525 с.

Прошло десять лет с тех пор, как в 2000 г. в Дакаре международное сообщество приняло шесть целей образования для всех. Достигнутый с тех пор прогресс был неоднозначным. Несмотря на значительные успехи, продемонстрированные в прошедшее десятилетие, развитие событий во многих из беднейших стран мира говорит о том, что они могут не достичь целей, установленных на 2015 г. В результате того, что обездоленные остаются неохваченными, многие лишены своего права на образование. Сохраняющиеся последствия глобального экономического кризиса грозят реальной опасностью того, что прогресс последних десяти лет будет приостановлен или обращен вспять. Образование находится в опасности, и странам надлежит разработать более инклюзивные подходы в увязке с более широкими стратегиями по защите уязвимых слоев населения и преодолению неравенства.

Данный доклад подготовлен группой международных исследователей. В центре внимания стоит проблема обеспечения всеобщей доступности различных уровней образования.

Так Глава 1 называется «От финансового кризиса к кризису человеческого развития» Всемирный доклад по мониторингу образования для всех (ОДВ) за 2010 г. выходит в период самого глубокого глобального экономического кризиса со времен Великой депрессии. Системы образования многих беднейших стран мира испытывают последствия потрясения, вызванного кризисом, возникшим в финансовых системах развитых стран. Неминуема опасность того, что, после десятилетия обнадеживающих успехов, прогресс в достижении целей образования для всех не только остановится, но и будет обращен вспять в условиях роста масштабов нищеты, замедления экономического роста и увеличения нагрузки на государственные бюджеты. Лишь незамедлительные действия международного сообщества позволят избежать этого.

Грозящую опасность часто упускают из виду. В конечном счете мировая экономика оправится от рецессии, однако результатом кризиса может стать появление в беднейших странах мира потерянного поколения детей, чьим жизненным шансам будет нанесен непоправимый ущерб из-за несостоятельности попыток защитить их право на образование. Тем людям и общинам, к которым это относится в первую очередь, за остановившийся прогресс в области образования придется заплатить дорогую цену -уменьшением возможностей покончить с нищетой и социальной незащищенностью. При этом в проигрыше окажутся и целые страны, поскольку подорванный прогресс в области образования ведет к замедлению экономического роста, менее активному созданию рабочих мест, ухудшению здоровья населения и ослаблению позиций в глобальной экономике, которая все в большей степени основывается на знаниях.

По оценкам, содержащимся в настоящем докладе, для обеспечения всеобщего начального образование и достижения более широких целей образования для всех, установленных на 2015 г., потребуются средства в объеме 16 млрд долл. в год. Эта сумма представляется весьма значительной, но если мы сравним ее с объемом тех средств, которые были выделены на спасение оказавшихся в тяжелом положении финансовых учреждений, то увидим, что она составляет всего лишь 2% от ресурсов, мобилизованных для спасения всего лишь четырех крупных банков в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах. Правительства, конечно, указывают на то, что обеспечение безопасности финансовых активов и банковских балансов является одной из форм инвестиций, но то же самое можно сказать и о международной помощи образованию, которая представляет собой инвестицию в сокращение масштабов нищеты, общее благосостояние и обеспечение более справедливого характера глобализации.

По мнению исследователей работавших над этой частью доклада необходимы, в частности, следующие безотлагательные меры на международном уровне:

• увеличение льготной финансовой поддержки посредством двусторонней помощи и помощи через Международную ассоциацию развития (МАР) Всемирного банка, сопровождаемое обязательством о пополнении счетов МАР с 42 млрд долл. До 60 млрд долл.;

• проведение обзора последствий глобального экономического кризиса для финансирования деятельности по достижению целей в области развития в преддверии саммита 2010 г., посвященного целям в области развития, сформулированным в Декларации тысячелетия;

• созыв в 2010 г. чрезвычайной конференции доноров для взятия ими обязательств в отношении мобилизации дополнительной помощи на нужды образования; обеспечение мониторинга бюджетов для выявления первых признаков корректировки налоговых

• поступлений, которая ставит под угрозу финансирование образования при осуществлении в этих целях соответствующей международной программы, координируемой ЮНЕСКО;

• пересмотр условий предоставления займов МВФ, с тем чтобы они отвечали национальным приоритетам сокращения масштабов нищеты и образования для всех.

Во второй главе осуществляется «Мониторинг прогресса на пути к достижению целей ОДВ». Цели, установленные в 2000 г. на Всемирном форуме в Дакаре, остаются контрольным показателем для оценки прогресса в обеспечении образования для всех. Достигнуто немало: некоторые беднейшие страны добились успехов по многим направлениям, продемонстрировав решающую роль нацио-нального руководства и эффективной политики. Однако при сегодняшних тенденциях мир никак не сможет добиться достижения Дакарских целей и терпит поражение в битве за обеспечение всеобщего начального образования к 2015 г. Для изменения этой картины потребуется уделить гораздо более пристальное внимание проблемам неравенства и наиболее обездоленным группам общества. Одной из приоритетных областей остается гендерная проблематика в силу сохраняющегося обездоленного положения девочек и женщин, которое обусловлено социальными институтами. Стратегии, направленные на предоставление равных возможностей в области образования, также должны предусматривать решение проблем обездоленности, уходящих своими корнями в нищету и социальную дискриминацию. Данные мониторинга убедительно свидетельствуют о том, что правительствам и донорам надлежит действовать безотлагательно. Сегодня, когда до даты, установленной для достижения поставленных в области образования целей, остается менее пяти лет, окно возможностей для обеспечения инвестиций и политики, необходимых для превращения этих целей в реальность, уже закрывается.

В данной части рассматриваются отдельные возрастные группы образования. Так, во-первых, рассматриваются «Дети младшего возраста». Воспитание и образование детей младшего возраста является краеугольным камнем образования для всех. Правильное питание, эффективная охрана здоровья и доступ к надлежащим дошкольным учреждениям способны компенсировать социальную обездоленность и улучшить результаты обучения. И тем не менее работа с детьми младшего возраста по-прежнему страдает от недостатка внимания.

Следующая группа это «Всеобщее начальное образование» Общий прогресс на пути к всеоб-щему охвату начальным образованием в прошедшее десятилетие носил обнадеживающий характер. Однако мир сегодня не готов к выполнению задачи достижения цели всеобщего начального образования. При сегодняшних тенденциях в 2015 г. вне стен школы будут оставаться около 56 миллионов детей, причем наблюдаются тревожные признаки замедления темпов прогресса. Кроме того, сегодняшние подходы к мониторингу и оценке могут затушевывать проблемы фундаментального характера, что объясняется тремя причинами: Представляемые правительствами данные могут систематически занижать реальное число детей младшего школьного возраста, не охваченных образованием. Данные обследований домашних хозяйств говорят о том, что это число может в три раза превышать цифры, указываемые правительствами. Согласованные механизмы представления отчетности не отражают тот факт, что школьным образованием не охвачен 71 миллион детей среднего (первый этап) школьного возраста. Существующие сегодня инструменты мониторинга не позволяют проводить комплексную оценку трех аспектов, имеющих важное значение для прогресса на пути к всеобщему начальному образованию: поступление в школу в соответствующем возрасте, успешное прохождение обучения в системе образования и окончание школы. В главе 2 предлагается более комплексный подход на основе чистого показателя завершения обучения когортой учащихся.

Глава 3 посвящена такой проблема как «Маргинализация в области образования». Правительства по всему миру постоянно подтверждают свои обязательства о предоставлении равных возможностей в образовании. Международные соглашения в области прав человека требуют от них действий в интересах выполнения этих обязательств. И тем не менее правительства в своем большинстве на систематической основе не решают вопросы крайней и сохраняющейся образовательной обездоленности, обусловливающей маргинализацию значительных сегментов общества. Эта обездоленность связана с глубоко укоренившимися социальными, экономическими и политическими процессами и неравноправными властными взаимоотношениями, которые, в свою очередь, усугубляются политической индифферентностью. Преодоление маргинализации в образовании является императивом с точки зрения прав человека и социальной справедливости. Оно также служит залогом ускоренного прогресса на пути к достижению целей образования для всех, поставленных в Дакаре. Ни одно правительство, серьезно приверженное достижению этих целей, не может позволить себе игнорировать те значительные социальные диспропорции, которые препятствуют прогрессу в образовании, как не может оно игнорировать и более широкие последствия маргинализации в образовании для социальной сплоченности и благосостояния в будущем. Именно поэтому в докладе подчеркивается настоятельный характер задачи, стоящей перед всеми странами - разработка стратегий более инклюзивного образования, увязанных с более широкими задачами борьбы с нищетой, социальной дискриминацией и крайней несправедливостью.

Глава 4 называется «Международная помощь». Дакарские рамки действий включают обещание доноров, что «отсутствие средств не помешает ни одной стране, серьезно решившей обеспечить образование для всех, достичь этой цели». Это обещание не выполняется. Коллективная несостоя-тельность доноров в деле мобилизации помощи в требуемых масштабах препятствует прогрессу в беднейших странах мира. В условиях, когда глобальный финансовый кризис увеличивает нагрузку на национальные бюджеты, крайне важно, чтобы доноры выполнили обещание, взятое в Дакаре. Основная ответственность за финансирование образования по-

прежнему лежит на правительствах развивающихся стран, однако беднейшие страны не располагают ресурсами для достижения установленных на 2015 г. целей без значительного увеличения объемов помощи и повышения ее эффективности.

Повышение эффективности многостороннегосотрудничества в области образования склады-вается из ряда важнейших компонентов. Некоторые из них отражены в принципах, лежащих в основе ИУП, таких как приверженность оказанию поддержки национальному планированию и стратегиям для достижения целей образования для всех путем предоставления увеличенных объемов помощи. Однако при этом необходимоопределить уровень такой поддержки, соизмеримый с масштабом стоящих задач. Мандат ИУП должен быть четко ориентирован на ликвидацию финансового дефицита образования для всех и на активную приверженность делу обеспечения качественного образования и справедливости. Необходимо предусмотреть пути привлечения поддержки со стороны благотворительных источников. Структур управления должны в гораздо большей степени учитывать мнение развивающихся стран. Однако самым важным фактором для обеспечения более динамичного многостороннего механизма - фактором, который в настоящее время в наибольшей степени блистает своим отсутствием, - можно назвать политическое руководство на высоком уровне.

Идиатуллин А.В., Самигуллин Р.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.