Научная статья на тему 'Преодоление неравенства: почему управление имеет значение'

Преодоление неравенства: почему управление имеет значение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанов В. Г., Идиатуллин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление неравенства: почему управление имеет значение»

Overcoming inequality: why governance matters//Oxford, United Kingdom.-2008. - 477p.

Преодоление неравенства: почему управление имеет значение //Oxford, United

Kingdom.-2008. - 477с.

Неравенство в образовании, проявляющееся в больших масштабах и наблюдаемое во многих странах, недопустимо. Обстоятельства, при которых рождаются дети, их пол, благосостояние родителей, их язык и цвет кожи не должны определять их возможности в получении образования. Помимо того, что значительные диспропорции в образовании являются несправедливыми, они неэффективны: это сдерживает экономический рост и прогресс в других областях. Правительства и доноры помощи могут многое сделать для того, чтобы сбалансировать возможности в образовании, работая совместно с гражданским обществом и с местными движениями в целях достижения перемен. Начинать нужно с того, чтобы сделать обеспечение справедливости центральным элементом повестки дня в области ОДВ. Крайнее неравенство в образовании связано с более широкими диспропорциями в обществе. Для преодоления этих проявлений неравенства требуются эффективное и решительное руководство со стороны правительства и наличие государственного сектора, обладающего достаточными людскими и финансовыми ресурсами для ликвидации неблагоприятных условий. Более того, требуется надлежащее управление. В широком смысле управление означает процессы, политику и институциональные меры, объединяющиемногих участников в области образования. Оно определяет ответственность национальных и субрегиональных правительств в таких областях, как финансы, организация деятельности и регулирование. Правила управления определяют, кто принимает решения по тем или иным вопросам, начиная от национальных министерств финансов или образования, до учебных классов и общин. Практика надлежащего управления может способствовать развитию более инклюзивных, более ответственных систем образования, удовлетворяющих реальные потребности маргинализованных групп. Практика плохого управления оказывает обратный эффект. правительств за реализацию Дакарских рамок действий распространяется на партнерские связи для оказания международной помощи. Подписавшись под Рамками действий, доноры в богатых странах предпринимают недостаточные усилия. Объемы помощи значительно ниже требуемых уровней, что ставит под сомнение стремление доноров обеспечить, чтобы ни одна развивающаяся страна не испытывала проблем в отношении планирования в области ОДВ из-за нехватки финансовых средств. Доноры не выполняют также своих обязательств увеличить объем помощи к 2010 г. Помимо выполнения своих обещаний в отношении помощи донорам необходимо решить проблемы управления, которые снижают качество и эффективность мер содействия развитию.

Глава 1 Образование для всех: право каждого человека и катализатор развития

Повестка дня в области ОДВ основана наприверженности правам человека и социальной справедливости. Она признает, что расширение и сбалансирование возможностей для образования сами по себе являются целями в области развития. Однако Дакарские рамки действий определяют также повестку дня в области государственной политики, увязывая образование с более широкими целями развития. Прогресс в направлении справедливого образования может быть мощной движущей сило прогресса в других областях, включая общественное здравоохранение, сокращение масштабов нищеты, обеспечение гендерного равенства, широкое участие и демократизацию.

Глава 2 Дакарские цели: мониторинг прогресса и проблемы неравенства При проявлении сильной политической приверженности, проведении правильной государственной политики и выделении достаточных финансовых средств все страны способны быстро продвинуться к достижению этих шести целей. Плохая новость заключается в том, что мир не соблюдает сроки решения некоторых ключевых задач, включая обеспечение ВНО к 2015 г. Изменение сложившейся ситуации требует срочных действий. Для того чтобы построить учебные помещения, подготовить учителей и приступить к осуществлению политики по устранению барьеров, с которыми сталкиваются обездоленные группы населения, требуется время, а оно на исходе.

Глава 3 Повышение качества и обеспечение справедливости: важная роль управления Управление образованием - это не абстрактная концепция. Оно оказывает влияние на жизнь родителей, школьный опыт детей, а также на эффективность и справедливость предоставления образования. Если о точном значении термина «надлежащее управление» можно спорить, то последствия плохого управления проявляются сразу. Среди них можно отметить хроническое недофинансирование школ, недостаточно гибкое реагирование провайдеров образовательных услуг и правительственных учреждений на местные потребности и отсутствие их подотчетности перед родителями, значительные диспропорции в возможностях доступа к школьному образованию, участию в нем и его завершения, а также низкие уровни учебных результатов. Реформа управления является важной частьюповестки дня в области ОДВ. В широком спектре опыта различных стран можно отметить некоторые ьповторяющиеся моменты. Многие правительства перешли к децентрализованному предоставлению образовательных услуг, передав полномочия по принятию решений от центрального уровня к местному. Однако общее понятие «децентрализация» охватывает многие различные формы. В настоящем докладе приводится информация о принятии решений в большой группе стран отражающая большое разнообразие возможных мер.

Глава 4 Увеличение помощи и улучшение управления Дакарские рамки действий основаны на международном партнерстве. Развивающиеся страны заявили о своем стремлении улучшить национальное планирование в области образования, решить проблему неравенства и усилить подотчетность. Богатые страны также взяли на себя важное обязательство, заявив, что ни один обоснованный национальный план не останется

невыполненным по причине нехватки финансовых средств. Большая по объему и более эффективная помощь имеет важнейшее значение для достижения целей и решения задач, поставленных в Дакаре. Выполняют ли доноры свои обещания?

Во всяком случае, не в области финансирования. По весьма консервативной оценке, финансовая помощьб для узкого диапазона целей базового образования в странах с низкими уровнями дохода составляет около 11 млрд долл. в год. В 2006 г. объем помощи, предоставляемой этим странам на цели базового образования, был равен всего одной трети от оценочных потребностей, при этом финансовый разрыв достигал почти 7 млрд долл. Этот значительный дефицит помощи сдерживает прогресс. Дискуссии в отношении достиженийв области помощи на цели развития и ее эффективности продолжаются.

Глава 5 Выводы и рекомендации Для выполнения обязательств, сформулированных в Дакарских рамках действий, потребуется решительное политическое руководство, понимание срочности задач и стратегии практической деятельности. В последней главе этого докладаизлагаются некоторые основные приоритеты. Избегая готовых моделей, она определяет принципы надлежащей практики, включая следующие: Серьезный подход к вопросам обеспечения справедливости. Многие правительства не придают должного значения политике, направленной на преодоление неравенства в образовании. Постановка увязанных во времени задач по обеспечению равенства в целях сокращения диспропорций, определяемых такими факторами, как различия в уровнях благосостояния, пол, принадлежность к языковой группе или другими признаками неблагоприятного положения, а также организация тщательного мониторинга могли бы способствовать привлечению внимания политического руководства. В то же время в рамках планирования в области образования необходимо придавать значительно больший приоритет расходованию государственных средств в интересах бедных слоев населения и создавать стимулы, ориентированные на наиболее бедные и наиболее обездоленные группы. Укрепление связей между планированием образования и стратегиями сокращения масштабов нищеты. Политика в области образования может внести важный вклад в сбалансирование возможностей и уменьшение диспропорций. Однако прогресс в области образования в значительной мере зависит от прогресса в других областях, включая борьбу с нищетой, улучшение питания и развитие общественного здравоохранения. Несмотря на то, что планирование в секторе образования было усилено, оно по-прежнему слабо интегрировано в рамки более широких стратегий сокращения масштабов нищеты. Укрепление приверженности делу обеспечения качественного образования для всех. Прогресс в расширении доступа к школьному образованию опережает улучшения в том, что касается качества. Лицам, принимающим решения, необходимо подтвердить и укрепить Дакарские обязательства в отношении качественного образования и создать соответствующую инфраструктуру, обеспечить поддержку учителей и осуществлять программы мониторинга, необходимые для достижения результатов.

Выполнение обязательства в отношении обеспечения справедливого финансирования. Многие правительства не смогли создать структуры расходования государственных средств, отвечающие интересам бедных слоев населения, а реформы в области децентрализации зачастую усиливают неравенство в сфере образования. Строя планы на будущее, правительствам важно разработать подходы, позволяющие избегать таких результатов. Центральному правительству необходимо сохранить свою способность перераспределения средств от более богатых к более бедным регионам, а национальные органы власти более низкого уровня должны обеспечивать соответствие планов расходования средств национальным обязательствам в Признание предела возможностей выбора и конкуренции. Создание почти рыночных условий в области образования и быстрое появление частных провайдеров с низкой стоимостью услуг не решает коренные проблемы обеспечения доступа, справедливости или качества. Хотя в обеспечении образовательных услуг свою роль играют многие участники, нет замены для надлежащим образом финансируемой и эффективно управляемой государственной системы образования, особенно его начальной ступени. Выполнение обязательств в отношении помощи. Сообществу доноров необходимо признать многообразные преимущества ускорения прогресса на пути к ОДВ и ликвидировать разрыв в финансировании помощи. По консервативным оценкам, это означает увеличение помощи на цели базового образования приблизительно на 7 млрд долл. ежегодно и выполнение обязательств, взятых в 2005 г. Еще одним приоритетом является устранение прогнозируемого на 2010 г. финансового дефицита в размере 2,2 млрд долл. В странах с утвержденными планами в рамках Инициативы ускоренного продвижения. Укрепление обязательства ряда ключевых доноров в отношении справедливого предоставления помощи могло бы способствовать сокращению дефицита в ее финансировании.

В.Г.Митрофанов, А.В.Идиатуллин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.