Научная статья на тему 'Обзор зарубежной и отечественной литературы по профилю вузов культуры и искусств'

Обзор зарубежной и отечественной литературы по профилю вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор зарубежной и отечественной литературы по профилю вузов культуры и искусств»

Обзор зарубежной и

отечественной литературы по профилю вузов

культуры и искусств

Freedom of Information: A Comparative Legal Surveyby Toby Mendel- Paris, 2008 —185 p.

Свобода информации: сравнительное исследование/Т.Мендел. — Париж, 2008. —185 с.

Важность права на информацию, или права быть в курсе дел, постоянно обсуждается практикующими консультантами по вопросам международного развития, представителями гражданского общества, учеными, СМИ и правительствами разных стран. В чем сущность данного права? Право ли это, и существует ли на государственном уровне стратегия приведения его в действие? Это некоторые из вопросов, которые будут заданы и рассмотрены в этой книге.

Последние годы характеризуются истинной революцией в сфере права на информацию, под которым обычно понимают право доступа к информации, которой обладает государство. Следует помнить, что в 1990 году только в 13 странах законы о праве на информацию были приняты на национальном уровне. На данный момент во всем мире принято более 70 таких законов, при этом в 20-30 странах они находятся в стадии активного рассмотрения. В 1990 году ни одна межправительственная организация не признавала право на информацию, теперь все многосторонние банки развития и ряд других международных финансовых организаций приняли политику раскрытия информации. В 1990 году право на информацию преимущественно рассматривалось как элемент реформы административной власти, в то время как сейчас все больше укрепляется тенденция рассматривать данное право как фундаментальное право человека.

Изменениям начинает подвергаться даже терминология. Термин «свобода информации» издавна считался общепринятым, что и отражено в названии данной книги. Данный термин сохранен и во втором издании книги. Тем не менее «право на информацию» все чаще употребляется не только гражданскими активистами, но и государственными служащими. Например, данный термин использован в названии индийского закона 2005 года, который гарантирует предоставление доступа к информации, находящейся в распоряжении государства. Данная версия книги, сохраняя оригинальное название, скорее адресуется к праву на получение информации, чем к свободе информации. Изменения, начавшиеся со времени выхода в 2003 году первого издания этой книги, к данному моменту укоренились и получили широкое распространение. Символичен тот факт, что принятие Иорданией в 2007 году4 первого закона о праве на информацию, послужило началом тенденции, ко торая теперь касается любого географического региона на Ближнем Востоке. Со времени издания первой книги произошли также значительные изменения в процессе признания права на доступ к информации фундаментальным правом человека. Имеется в виду первое решение международного суда, который признал право на информацию аспектом общего права свободы выражения мнений. Сюда относятся также решения высших судов по тому же вопросу и все более и более выразительные заявления авторитетных международных органов и официальных лиц о статусе данного права. Главы о международных стандартах и тенденциях, характерных чертах режимов права на информацию и сравнительном анализе были усовершенствованы с учетом вышеупомянутых изменений. Второе издание также содержит обзор законов 14-ти государств мира, что на 4 больше, чем в предыдущей версии книги, а также в целом охватывает более

широкую географию. Аналитический материал по странам содержит большее количество деталей и изложен в едином формате. Существует целый ряд весомых причин, по которым право на информацию неуклонно завоевывает признание. Вообще удивительно, что процесс признания такого основополагающего элемента демократии, как этот, фундаментальным правом человека растянулся во времени. Идея того, что государственные органы хранят информацию не для себя, а ради общественного блага, теперь прочно укоренилась в сознании граждан разных стран мира. По существу, эта информация должна быть доступной для общественности на том условии, что сохранение ее в секрете не является для общества более приоритетным. В этом отношении законы о получении доступа к информации отражают основную идею государственности, где государство служит народу. Определенные парадигматические изменения, охватившие мир, безусловно, повлияли на принятие права на информацию. Среди таких изменений - более или менее успешные процессы перехода к демократии, которые начались в разных странах мира в 1990 году. Они также, бесспорно, заключаются в глобальном прогрессе информационных технологий, который полностью изменил отношение общества как к самой информации, так и к способам ее использования, выделяя важность права на информацию для граждан. Информационные технологии расширили возможности граждан контролировать коррупцию и политических лидеров и дали общественности больше возможностей участия в принятии решений. Эти обстоятельства, каждое в свою очередь, а точнее, параллельно друг другу, привели к усилению необходимости уважать право на информацию. Помимо перечисленных выше принципиальных глобальных целей, которые стимулировали широкое признание права на информацию, существует ряд утилитарных. Международная правозащитная НПО АРТИКЛЬ 19 в своей Глобальной кампании за свободу выражения мнений определила информацию как «кислород демократии». Информация является неотъемлемой составной частью демократии на любом уровне. В самых общих чертах демократия заключается в способности индивидуумов эффективно участвовать в принятии решений, которые тем или иным способом влияют на их жизнедеятельность. Демократические государства располагают широким спектром механизмов управления, начиная, например, от выборов в органы гражданского контроля по вопросам общественного образования и здравоохранения и заканчивая инструментами, которые дают возможность гражданам комментировать проекты стратегий, законов либо программ по развитию. Эффективное гражданское участие в процессах принятия решений на всех этих уровнях зависит, и это достаточно очевидно, от наличия возможностей доступа к информации, включая информацию, которая находится в распоряжении государства. Выборы - это не банальный конкурс красоты для политиков. Для того чтобы этот процесс выполнял заложенную в него функцию, описанную международным правом как такую, что обеспечивает условие, при котором «воля народа является основой власти правительства», электорат должен иметь доступ к информации. То же касается и прочих форм гражданского участия. Сложно сделать полезный вклад в процесс выработки проекта, не имея доступа к задокументированным решениям по этому вопросу внутри правительства, например, к плану проекта, а также к вводным данным, на которых основывался ход его разработки. Участие также играет основную роль в разумном и честном принятии решений в сфере развития. Программа развития ООН (ПРООН) в своем Отчете о человеческом развитии за 2002 год, названном «Углубление демократии в разобщенном мире», выделяет три основных преимущества демократического участия: оно по своей природе является фундаментальным человеческим правом, которое должно быть доступно всем; оно защищает от экономических и политических катастроф; оно также «может дать толчок положительному циклу развития». В той мере, в которой доступ к информации является основой эффективного гражданского участия, он также является частью данных выводов. Право на получение информации может способствовать и образованию более сбалансированного поля для участия. И. Стиглиц, получивший Нобелевскую премию за работы об экономических последствиях информационной ассиметрии, отмечал, что неравный доступ к информации позволяет «чиновникам придерживаться правил, которые в большей мере отвечают их интересам, чем интересам граждан. Улучшение качества информации и норм,

регулирующих ее распространение, может уменьшить объем этих нарушений».

Понятие демократии также включает в себя такие ценности, как подотчетность и порядок во власти. Общество имеет право на тщательное исследование действий своих лидеров, а также на участие в полноценных и открытых обсуждениях этих действий. Граждане должны иметь возможность оценки работы правительства, и это зависит от доступности для них информации о состоянии экономики, социальных систем и прочих дел общественной важности. Один из наиболее эффективных способов. Первая глава данной книги посвящена международным стандартам и тенденциям. В ней анализируется наличие на международном уровне базы для заявления права на информацию как фундаментального права человека. Аналитический материал содержит обзоры авторитетных международных правовых законодательных актов, решений международных судов и квази-судебных органов, а также освещает изменения в национальных законодательствах.

Во второй главе сквозь призму девяти принципов права на информацию проанализированы конкретные законодательные стандарты его применения. Затем следует анализ законодательств 14 стран мира, а именно: Азербайджана, Болгарии, Индии, Ямайки, Японии, Кыргызстана, Мексики, Перу, Южной Африки, Швеции, Таиланда, Уганды, Соеди-ненного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, США. Выбор был мотивирован рядом факторов. Географией, прогрессивностью и/или продолжительностью существования в стране зако нодательства о праве на информацию, степенью знакомства автора с законодательством/страной. Материал о каждой стране упо-рядочен по единому образцу. За кратким введением следует подглава о праве на доступ к информации, затем подглавы, посвященные процедурным гарантиям, обязанности публиковать информацию, исключениям, апелляциям, санкциям и защитным мерам, мерам продвижения. За главами о странах/НПО следует глава «Сравнительный анализ». В ней рассматриваются сходства и различия законодательств, согласно той же структуре изложения материала, что и при описании стран. В главе, в частности, анализируются основные подходы к реализации принципов, заложенных в основу права на доступ к информации. Дается информация об инновационных системах, апробированных в разных странах. Цель данной работы - предоставить в относительно доступном формате сравнительную информацию о разных странах. Целевой аудиторией ее могут быть юристы, представители НПО и СМИ, ученые, государственные служащие. Книга сфокусирована на сравнительном анализе национальных законодательств, соотнесенном с международными стандартами и принципами, которые лежат в основе права на информацию. Есть надежда, что второе издание, которое охватывает большее число государств и дает более детальное рассмотрение, имеет обновленную главу по международным стандартам и тенденциям, станет полезным ресурсом для тех, кто стремится к продвижению лучших практик и подходов в реализации права на информацию. Право на информацию в своих лучших проявлениях может предоставить важнейшие социальные преимущества. Оно может являться важным основанием для демократии, способствуя эффективному участию граждан в управлении страной и возможности иметь подотчетное правительство. Существует бесчисленное количество ярких примеров того, как право на информацию использовалось для выявления случаев коррупции на самых разных уровнях, начиная от получения элементарных жизненных благ и завершая коррупционными скандалами, которые отправляли правительства в отставку. Право на информацию также использовалось, возможно, не в таком драматичном, но не менее важном аспекте, для обеспечения эффективного потока информации между правительством бизнесом.

Эти утилитарные преимущества права на информацию признавались еще с 1776 года, когда сама идея получила законодательное признание в Швеции. Одним из последних достижений является признание права на информацию как фундаментального права человека, как одного из аспектов права на свободу выражения мнений, которое по международным стандартам гарантирует не только право передавать информацию, но также искать и получать информацию и идеи. Пятнадцать лет назад почти никто не заявлял о том, что доступ к информации, хранящейся в государственных органах, является правом человека. В 2003 году, ко времени публикации первого издания этой книги, идея уже укрепилась в сознании людей -

впрочем, преимущественно у активистов борьбы за право на получение информации, у ряда ученых и др. Когда увидело свет второе издание книги, идея укрепилась настолько, что на нее теперь ссылаются не только активисты-правозащитники, но и межправительственные организации, разработчики новых подобных концепций и государственные чиновники. За прошедшие годы автор потратил достаточно энергии, продвигая идею права на информацию как права человека, используя для этого первое издание книги, а теперь и второе. Растущее признание данного статуса права на информацию является источником определенного удовлетворения.

Первое издание книги впервые объединило в себе все ключевые международные стандарты, поддерживающие идею доступа к информации как права человека, а также национального развития. Оно объединило в себе доводы в поддержку такого признания. Второе издание обновило факты и расширило аргументы, которые сейчас выглядят весьма убедительными. Очень важным является признание надлежащего высокого статуса права на информацию, но, как этобывает с другими сложными правами человека, дьявол прячется в деталях. Эта книга, используя международные стандарты, стремится с некоторой детализацией выработать конкретные принципы права на информацию. Ими являются: сильная презумпция в пользу доступа к информации; хорошиепроцедуры, с помощью которых это право можно осуществить, в том числе используя обязательства по проактивной публикации; четкий и суженный режим исключений; право подавать апелляцию в независимые надзорные органы в случаях нарушения установленных правил. Кроме обозначения этих (по-прежнему весьма общих) принципов, данная работа позволяет изучать значительный опыт многих стран в реализации права на информацию в законодательных рамках теми, кто только продвигает его принятие, и теми, кто анализирует существующие подобные законы с точки зрения их имплементации и последующего реформирования. Эта книга содержит большой объем сравнительной информации по практике применения закона в 14 странах разных регионов мира, которые приняли относительно прогрессивные подходы к осуществлению права на информацию. Не раз отмечалось, что принятие прогрессивного закона о праве на информацию является только первым и, во многом, самым легким шагом в реализации этого права на практике. Автор полностью поддерживает эту точку зрения, которая также вызрела благодаря практике. Полное выполнение за- кона требует политической воли, активного гражданского общества и, по крайней мере, некоторых других ключевых демократических факторов, как, например, уважение к верховенству закона. Хотя хорошего закона недостаточно для осуществления права на информацию, он все же является необходимой предпосылкой. Это платформа, на которой строятся другие требуемые элементы. Мы верим, что эта книга поможет тем, кто содействует развитию права на информацию, в создании крепкой юридической базы для поддержки этого ключевого права человека.

Максимов И.Н., Идиатуллин А.В.

Overcoming inequality: why governance matters//Oxford, United Kingdom.-2008. -

477p.

Преодоление неравенства: почему управление имеет значение //Oxford, United Kingdom.-2008. - 477с.

Неравенство в образовании, проявляющееся в больших масштабах и наблюдаемое во многих странах, недопустимо. Обстоятельства, при которых рождаются дети, их пол, благосостояние родителей, их язык и цвет кожи не должны определять их возможности в получении образования. Помимо того, что значительные диспропорции в образовании являются несправедливыми, они неэффективны: это сдерживает экономический рост и прогресс в других областях. Правительства и доноры помощи могут многое сделать для того, чтобы сбалансировать возможности в образовании, работая совместно с гражданским обществом и с местными движениями в целях достижения перемен. Начинать нужно с того, чтобы сделать обеспечение справедливости центральным элементом повестки дня в области ОДВ. Крайнее неравенство в образовании связано с более широкими диспропорциями в

обществе. Для преодоления этих проявлений неравенства требуются эффективное и решительное руководство со стороны правительства и наличие государственного сектора, обладающего достаточными людскими и финансовыми ресурсами для ликвидации неблагоприятных условий. Более того, требуется надлежащее управление. В широком смысле управление означает процессы, политику и институциональные меры, объединяющиемногих участников в области образования. Оно определяет ответственность национальных и субрегиональных правительств в таких областях, как финансы, организация деятельности и регулирование. Правила управления определяют, кто принимает решения по тем или иным вопросам, начиная от национальных министерств финансов или образования, до учебных классов и общин. Практика надлежащего управления может способствовать развитию более инклюзивных, более ответственных систем образования, удовлетворяющих реальные потребности маргинализованных групп. Практика плохого управления оказывает обратный эффект. правительств за реализацию Дакарских рамок действий распространяется на партнерские связи для оказания международной помощи. Подписавшись под Рамками действий, доноры в богатых странах предпринимают недостаточные усилия. Объемы помощи значительно ниже требуемых уровней, что ставит под сомнение стремление доноров обеспечить, чтобы ни одна развивающаяся страна не испытывала проблем в отношении планирования в области ОДВ из-за нехватки финансовых средств. Доноры не выполняют также своих обязательств увеличить объем помощи к 2010 г. Помимо выполнения своих обещаний в отношении помощи донорам необходимо решить проблемы управления, которые снижают качество и эффективность мер содействия развитию.

Глава 1 Образование для всех: право каждого человека и катализатор развития

Повестка дня в области ОДВ основана наприверженности правам человека и социальной справедливости. Она признает, что расширение и сбалансирование возможностей для образования

сами по себе являются целями в области развития. Однако Дакарские рамки действий определяют также повестку дня в области государственной политики, увязывая образование с более широкими целями развития. Прогресс в направлении справедливого образования может быть мощной движущей сило прогресса в других областях, включая общественное здравоохранение, сокращение масштабов нищеты,

обеспечение гендерного равенства, широкое участие и демократизацию.

Глава 2 Дакарские цели: мониторинг прогресса и проблемы неравенства При проявлении сильной политической приверженности, проведении правильной государственной политики и выделении достаточных финансовых средств все страны способны быстро продвинуться к достижению этих шести целей. Плохая новость заключается в том, что мир не соблюдает сроки решения некоторых ключевых задач, включая обеспечение ВНО к 2015 г. Изменение сложившейся ситуации требует срочных действий. Для того чтобы построить учебные помещения, подготовить учителей и приступить к осуществлению политики по устранению барьеров, с которыми сталкиваются обездоленные группы населения, требуется время, а оно на исходе.

Глава 3 Повышение качества и обеспечение справедливости: важная роль управления Управление образованием - это не абстрактная концепция. Оно оказывает влияние на жизнь родителей, школьный опыт детей, а также на эффективность и справедливость предоставления образования. Если о точном значении термина «надлежащее управление» можно спорить, то последствия плохого управления проявляются сразу. Среди них можно отметить хроническое недофинансирование школ, недостаточно гибкое реагирование провайдеров образовательных услуг и правительственных учреждений на местные потребности и отсутствие их подотчетности перед родителями, значительные диспропорции в возможностях доступа к школьному образованию, участию в нем и его завершения, а также низкие уровни учебных результатов. Реформа управления является важной частьюповестки дня в области ОДВ. В широком спектре опыта различных стран можно отметить некоторые ьповторяющиеся моменты. Многие правительства перешли к децентрализованному

предоставлениюобразовательных услуг, передав полномочия по принятию решений от центрального уровня к местному. Однако общее понятие «децентрализация» охватывает многие различные формы. В настоящем докладе приводится информация о принятии решений в большой группе стран отражающая большое разнообразие возможных мер.

Глава 4 Увеличение помощи и улучшение управления Дакарские рамки действий основаны на международном партнерстве. Развивающиеся страны заявили о своем стремлении улучшить национальное планирование в области образования, решить проблему неравенства и усилить подотчетность. Богатые страны также взяли на себя важное обязательство, заявив, что ни один обоснованный национальный план не останется невыполненным по причине нехватки финансовых средств. Большая по объему и более эффективная помощь имеет важнейшее значение для достижения целей и решения задач, поставленных в Дакаре. Выполняют ли доноры свои обещания?

Во всяком случае, не в области финансирования. По весьма консервативной оценке, финансовая помощь для узкого диапазона целей базового образования в странах с низкими уровнями дохода составляет около 11 млрд долл. в год. В 2006 г. объем помощи, предоставляемой этим странам на цели базового образования, был равен всего одной трети от оценочных потребностей, при этом финансовый разрыв достигал почти 7 млрд долл. Этот значительный дефицит помощи сдерживает прогресс. Дискуссии в отношении достиженийв области помощи на цели развития и ее эффективности продолжаются.

Глава 5 Выводы и рекомендации Для выполнения обязательств, сформулированных в Дакарских рамках действий, потребуется решительное политическое руководство, понимание срочности задач и стратегии практической деятельности. В последней главе этого докладаизлагаются некоторые основные приоритеты. Избегая готовых моделей, она определяет принципы надлежащей практики, включая следующие: Серьезный подход к вопросам обеспечения справедливости. Многие правительства не придают должного значения политике, направленной на преодоление неравенства в образовании. Постановка увязанных во времени задач по обеспечению равенства в целях сокращения диспропорций, определяемых такими факторами, как различия в уровнях благосостояния, пол, принадлежность к языковой группе или другими признаками неблагоприятного положения, а также организация тщательного мониторинга могли бы способствовать привлечению внимания политического руководства. В то же время в рамках планирования в области образования необходимо придавать значительно больший приоритет расходованию государственных средств в интересах бедных слоев населения и создавать стимулы, ориентированные на наиболее бедные и наиболее обездоленные группы. Укрепление связей между планированием образования и стратегиями сокращения масштабов нищеты. Политика в области образования может внести важный вклад в сбалансирование возможностей и уменьшение диспропорций. Однако прогресс в области образования в значительной мере зависит от прогресса в других областях, включая борьбу с нищетой, улучшение питания и развитие общественного здравоохранения. Несмотря на то, что планирование в секторе образования было усилено, оно по-прежнему слабо интегрировано в рамки более широких стратегий сокращения масштабов нищеты. Укрепление приверженности делу обеспечения качественного образования для всех. Прогресс в расширении доступа к школьному образованию опережает улучшения в том, что касается качества. Лицам, принимающим решения, необходимо подтвердить и укрепить Дакарские обязательства в отношении качественного образования и создать соответствующую инфраструктуру, обеспечить поддержку учителей и осуществлять программы мониторинга, необходимые для достижения результатов.

Выполнение обязательства в отношении обеспечения справедливого финансирования. Многие правительства не смогли создать структуры расходования государственных средств, отвечающие интересам бедных слоев населения, а реформы в области децентрализации зачастую усиливают неравенство в сфере образования. Строя планы на будущее, правительствам важно разработать подходы, позволяющие избегать таких результатов. Центральному правительству необходимо сохранить свою способность перераспределения средств от более богатых к более

бедным регионам, а национальные органы власти более низкого уровня должны обеспечивать соответствие планов расходования средств национальным обязательствам в Признание предела возможностей выбора и конкуренции. Создание почти рыночных условий в области образования и быстрое появление частных провайдеров с низкой стоимостью услуг не решает коренные проблемы обеспечения доступа, справедливости или качества. Хотя в обеспечении образовательных услуг свою роль играют многие участники, нет замены для надлежащим образом финансируемой и эффективно управляемой государственной системы образования, особенно его начальной ступени. Выполнение обязательств в отношении помощи. Сообществу доноров необходимо признать многообразные преимущества ускорения прогресса на пути к ОДВ и ликвидировать разрыв в финансировании помощи. По консервативным оценкам, это означает увеличение помощи на цели базового образования приблизительно на 7 млрд долл. ежегодно и выполнение обязательств, взятых в 2005 г. Еще одним приоритетом является устранение прогнозируемого на 2010 г. финансового дефицита в размере 2,2 млрд долл. В странах с утвержденными планами в рамках Инициативы ускоренного продвижения. Укрепление обязательства ряда ключевых доноров в отношении справедливого предоставления помощи могло бы способствовать сокращению дефицита в ее финансировании.

Максимов В.Г. Идиатуллин А.В.

Media as partners in education for sustainable development: A Training and Resource Kit Edited by Venus Easwaran Jennings, Eleanor Bird - Paris, France2008 - 82p.

Средства массовой информации как партнеры в сфере образования для устойчивого развития. /Элeaнор Бёрд, Ричард Лутц, Кристин Уорвик// Учебноресурсный комплект. - Б: 2008. - 82c.

Учебно-ресурсный комплект С Средства массовой информации как партнеры в сфере Образования для устойчивого развития > разработан для более системной интеграции социально-экономических вопросов и вопросов охраны окружающей среды в деятельности СМИ. Руководство не обещает готовых ответов на все вопросы, однако, предлагает ко вниманию имеющийся опыт и рекомендует ресурсы для дальнейшего поиска и исследований. Оно направлено на поощрение участия СМИ в жизни общества и обсуждение позитивных достижений, ведущих к устойчивому развитию. Оно также способствует повышению осведомленности журналистов в вопросах устойчивого развития и уяснению ими понятия С устойчивости >, определение которого дается в Плане Действий Повестки дня на XXI век для всех стран, подписанном на Саммите Земли в 199 2году в Рио де Жанейро. Данное руководство рекомендуется сообществу СМИ для получения информации по обозначенному кругу вопросов. Авторы считают, что данный учебно-ресурсный комплект поможет работникам СМИ в их усилиях по освещению вопросов устойчивого развития, а также предоставит необходимые информационные ресурсы и станет моделью обучения профессионалов СМИ по этой важной теме.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) является ведущим координирующим учреждением, призванным обеспечить реализацию этой сложной и масштабной задачи. Генеральная Ассамблея ООН возложила на ЮНЕСКО ответственность за повышение уровня информированности общественности и понимания вопросов устойчивого развития. Учитывая роль СМИ в формировании общественного мнения, ЮНЕСКО призывает все электронные и печатные средства массовой информации, специалистов средств информации, учебные заведения, а также студентов принять активное участие в Десятилетии образования в интересах устойчивого развития ООН. Это можно сделать посредством изучения, усвоения и передачи знаний, необходимых для выживания, роста, защиты и развития планеты Земля. Почему участие СМИ в повышении осведомленности в вопросах устойчивого развития является жизненно важным?

Как могут СМИ обеспечить повсеместное систематическое освещение и разъяснение этих вопросов? Где могут СМИ найти точную и достоверную информацию? Что может

побудить СМИ заниматься освещением вопросов устойчивого развития?

Руководители СМИ из развитых и развивающихся стран подняли некоторые из этих вопросов в ходе Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (Южная Африка) в 2002 г. Они пришли к вы- воду, что самая большая проблема устойчивого развития заключается в том, что само это понятие не вошло в сознание общественности. По их мнению, термин С устойчивое развитие> относится к терминологии ООН, и аудитория СМИ не поймет проблематики и вызовов этого процесса до тех пор, пока не будет разъяснена его связь с проблемами конкретных людей. В странах, где борьба за устойчивое развитие стала неотъемлемой частью повседневной жизни, руководители СМИ хотели бы видеть более активное участие людей в создании развивающейся творческой платформы для свободного обмена информацией, открытой для конструктивной дискуссии и дебатов.

Учебно-ресурсный комплект С Средства массовой информации как партнеры в сфере образования в интересах устойчивого развития > поднимает вопросы, которые обсуждаются в социальной, экономической и природоохранной областях. Это пособие не обещает готовых ответов на все вопросы, однако предлагает вниманию заинтересованной аудитории имеющийся опыт и рекомендует ресурсы для дальнейшего поиска и исследований. Оно направлено на поощрение участия СМИ в жизни общества и обсуждение позитивных достижений, ведущих к устойчивому развитию. Оно также преследует цель способствовать повышению осведомленности журналистов в вопросах устойчивого развития и уяснению ими понятия С устойчивости >, определение которого дается в Плане действий Повестки дня на XXI век для всех стран, при нятом на Всемирном саммите в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Данное руководство рекомендуется сообществу СМИ для сбора, изучения и публикации информации по этим вопросам с целью ее раскрытия и вынесения на публичное и демократическое обсуждение. Мы считаем, что данный учебно-ресурсный комплект поможет работникам СМИ в их деятельности по освещению вопросов устойчивого развития, а также предоставит не обходимые информационные ресурсы и станет моделью обучения работников СМИ по этой важной теме.

Понятие С устойчивое развитие > появилось давно, но только на Конференции Организации Объединенных Наций по вопросам среды обитания человека (Стокгольм, 1972 г.) международное сообщество впервые собралось для рассмотрения глобальных потребностей в охране окружающей среды и развитии, в результате чего и были определены принципы сохранения и улучшения состояния естественной среды, а так- же поставлен акцент на необходимости оказания поддержки людям в данном процессе. Позже, в 1992 г., на Конференции ООН по окружающей среде и развитию 178 глав государств приняли три важных документа: комплексный план действий под названием С Повестка дня на XXI век>, Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию и Заявление о принципах устойчивого управления лесами. Эти планы и принципы были подтверждены на Всемир- ной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г., которая собрала десятки тысяч участников для привлечения внимания мировой общественности и осуществления прямых мер, направленных на улучшение жизни людей и сохранение природных ресурсов. К государствам-участникам тогда была обращена просьба пересмотреть свои модели производства и потребления и взять на себя обязательства по обеспечению экологически безопасного экономического роста, а также предпринимать совместные усилия по крупномасштабному расширению трансграничного сотрудничества, обмену опытом, технологиями и ресурсами. Три года спустя ООН провозгласила Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 гг.). Десятилетие нацелено на внедрение принципов, ценностей и практического опыта устойчивого развития во все аспекты образования и обучения, с тем чтобы устойчивое развитие стало понятным каждому, а участие в его достижении имело место на всех уровнях общества. С Устойчивое развитие > является непростым понятием, пос- кольку оно подразумевает много разных смыслов. Устойчивость имеет отношение к воде и продовольствию, жилью и энергетике. Она связана с надеждой

людей стать богатыми и обеспечить перспективы хорошего здоровья. Она также подразумевает решения лидеров мирового сообщества, их соглашения и действия в отношении того, что необходимо сделать. Пятнадцать перспектив ООН в области обеспечения устойчивости показывают, насколько всеохватны и важны эти вопросы Руководство С Средства массовой информации как партнеры в сфере образования в интересах устойчивого развития> долж- но обеспечить работников СМИ базовой информацией о некоторых приоритетных вопросах устойчивого развития. В нем также даны практические упражнения, способные вдохновить на журналистское расследование, показаны связи с имеющимся опытом, который может обогатить информационные ресурсы специалистов СМИ. Мы призываем вас всегда проверять свои источники, включая те, которые приводятся в данном комплекте, -не забывая о быстрых изменениях и прогрессе в науке и технологиях.

Является ли устойчивое развитие предметом внимания только специальных репортеров -научных журналистов, экономистов, корреспондентов, занимающихся вопросами здравоохранения и дипломатических отношений, и просто пишущих на тему окружающей среды? Это может быть и так, но освещать эти вопросы можно и не обладая подробными знаниями специалиста. Необязательно иметь ученую степень для точного освещения того, что говорят и чем занимаются ученые. Нет необходимости иметь диплом об образовании в сфере охраны природы для того, чтобы рассказать своей аудитории о том, что происходит в мире. Однако хороший журналист должен разбираться в предмете своего репортажа. Большинству журналистов, пишущих об изменениях климата, к примеру, необходимо получить глубокие знания в области этой науки, поскольку именно этого хотят большинство читателей: того, что устранило бы путаницу, внесло ясность в сложные вопросы и даже устранило бы противоречия в противоположных утверждениях ученых. В то же время изобилие научных подробностей может стать проблемой для журналистов: нам необходимо использовать лишь тот объем информации, которого достаточно для понимания аудиторией того, о чем говорят эксперты. Ведь слишком большой объем и лишние подробности могут сбить читателей с толку. Читатели будут благодарны вам за понятное для них изложение научных фактов. Иногда представляется невозможным разъяснить суть технического предмета, не используя научные понятия и научный язык. И когда вы их употребляете, аудитория вправе ожидать их четкого перевода на обычный язык для того, чтобы понять, о чем вы говорите. Ваша аудитория вам также будет благодарна, если вы отбросите амбиции и включите в контекст повествования аргументы скептиков. Если вы освещаете научный вопрос всесторонне и четко, вы даете вашим читателям возможность сделать выводы самостоятельно.Что вам действительно понадобится при освещении данного предмета - это классические профессиональные навыки, необходимые всем журналистам, а именно: прекрасные навыки письма, объективность и достоверность, а также любопытс- тво, настойчивость и гуманность. Для любого репортажа вам необходим Снюх>, готовность оценить полноту информации и составить рассказ точно с охватом различных аспектов, а также способность сделать его интересным и актуальным для вашей аудитории. Проще говоря, работа журналиста заключается в том, чтобы помочь людям лучше понять окружающийих мир. Сделать это может как эксперт, так и эрудит, и данный учебный ресурс разработан для того, чтобы быть полезным итому, и другому.

В первом разделе С Наш разрушенный мир> речь идет о ряде ключевых областей, в которых наиболее ощутим процесс разрушения границ устойчивости под антропогенным давлением. В разделе рассматривается влияние некоторых ключевых проблем, вызванных (или, по крайней мере, усу- губленных) людьми. Эта область довольно обширна, и мы даем вам возможность лишь взглянуть на некоторые из этих проблем. Однако этой информации и идей будет достаточно для того, чтобы обратить ваши мысли на происходящее в вашей стране. Отдельные, но взаимосвязанные главы 1-5 первого раздела охватывают вопросы изменения климата, влияния загрязнения и некоторые аспекты истощения мировых ресурсов (лесов и рыбных водоемов, ресурсов пресной воды, биоразнообразия).

Во втором разделе данного комплекта излагается идея устойчивого развития в более широком контексте: в нем ставятся некоторые из тех вопросов, которые бы задал скептически

настроенный журналист. В главе 6 дается некоторое представление о спорах вокруг данного предмета - является ли устойчивое развитие выдуманной проблемой?

В главе 7 рассматривается вопрос о том, насколько правильные вопросы о наших текущих проблемах мы задаем людям, которые знают на них ответы.

Глава 8 еще раз возвращает нас к предупреждениям ученых о неизбежности: многие из них говорят, что мир приближается к тому, что они называют С переломным моментом >, за пределами которого измене ния станут необратимыми. Каким бы хорошим репортером вы ни были, нет смысла готовить репортаж, если вы не сможете убедить ваших ре- дакторов опубликовать свои материалы.

Поэтому в главе 9 речь идет об искусстве продажи информации как товара, и даются советы о том, как сделать материал привлекательным для редакторов и ваших читателей. Наконец, в третьем разделе мы движемся в будущее.

В главе 10 подробно рассматриваются конкретные случаи - лучшие практические примеры с кратким описанием мест и условий, в которых люди реализуют проекты, помогающие добиться устойчивого образа жизни.

В главе 11 предпринята попытка представить то, как могла бы выглядеть революция устойчивости. Что бы означало для каждого из нас устойчивое будущее, от чего нам следовало бы отказаться, чтобы

попасть в него, и что мы могли бы приобрести? Практически в конце каждой главы приводится список ресурсов и понятий, которые можно использовать при подготовке репортажей и рассказов или для дальнейшего осмысления темы (дополнительно полный список материалов для чтения представлен в Приложениях). За каждой главой следует учебный раздел с упражнениями, относящимися к рассматриваемому предмету. Преподаватели могут адаптировать эти учебные модули к потребностям индивидуальных занятий, отбирая одну или несколько глав, имеющих конкретное отношение к местным условиям, либо используя другую С историю > в качестве основы для учебных сессий. Вопросы, данные в учебных разделах, следует регулярно приводить в соответствие с контекстом, местом и временем.

Сосновская Е.П. Идиатуллин А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.