Научная статья на тему 'Образование для всех: диалог с ЮНЕСКО'

Образование для всех: диалог с ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2895
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ / ЮНЕСКО / ДЕСЯТИЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование для всех: диалог с ЮНЕСКО»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

В 2000 г. на международном образовательном форуме ЮНЕСКО в Дакаре (Сенегал) был принят план действий по достижению и реализации стратегии «Образование для всех» (ОДВ) к 2015 г.

В 2002 г. на Всемирном саммите по устойчивому развитию Генеральной Ассамблеей ООН рекомендовано рассмотреть вопрос о провозглашении Десятилетия образования для устойчивого развития, начиная с 2005 г.

Л. А. Балясникова,

профессор кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе»

Н. Ф. Золотухина,

доцент кафедры ЮНЕСКО «Теория образования в поликультурном обществе»

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: ДИАЛОГ С ЮНЕСКО

В 1990 г. делегаты из 155 стран, представители 150 организаций договорились на международной конференции по образованию для всех в Джомтьене (Тайланд) (5—9 марта 1990) универсализировать систему начального образования и сократить безграмотность к концу десятилетия.

Шесть лет спустя (16—19 июня 1996), в Аммане (Иордания) состоялась промежуточная встреча в рамках международного консультативного форума по образованию для всех, на которой присутствовали около 250 участников из 73 стран, представлявших министерства образования, многосторонние и двусторонние агентства и неправительственные организации. Главной целью данной встречи было оценить работу, проделанную после конференции в Джомтьене.

Международный образовательный форум ЮНЕСКО, который проходил в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г., стал самым важным событием в сфере образования в начале нового века. На форуме был принят план действий по реализации стратегии образования для всех (ОДВ) и достижению целей ОДВ к

2015 г.: 1) расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей; 2) обеспечение того, чтобы к 2015 г. все дети, особенно девочки, дети из неблагополучной среды и из этнических меньшинств могли свободно получать бесплатное и обязательное высококачественное начальное образование; 3) обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись на основе равного доступа к соответствующим программам обучения и приобретения жизненных навыков; 4) повышение на 50% уровня грамотности взрослых к 2015 г., особенно женщин, и предоставление всем взрослым равного доступа к базовому и непрерывному образованию; 5) ликвидация гендерных различий в начальном и среднем образовании к 2005 г. и достижение гендерного равенства в области образования к 2015 г. с уделением особого внимания предоставлению девочкам полного и равного доступа и обеспечению их хорошей успеваемости в рамках высококачественно-

го базового образования; 6) всестороннее повышение качества образования и обеспечение успешной успеваемости для всех, чтобы каждый мог достигать признанных и поддающихся оценке показателей обучения, особенно в отношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков.

План действий и постановка целей ОДВ разрабатывались ЮНЕСКО в соответствии со всеобщей стратегией социального развития, при учете интересов регионов, стран и отдельных социально-демократических групп населения. Принимая план действий, предложенный в Дакаре, 1100 участников образовательного форума, в том числе и представители Российской Федерации, подтвердили намерение достигнуть реализации стратегии образования для всех к 2015 г.

Важными результатами реализации решений Дакарского форума по образованию стали материалы всемирного доклада по ОДВ «Императив качества», подготовленные независимым международным коллективом авторов из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (Франция) и опубликованные в 2005 г. в столице Бразилии. Материалы доклада, иллюстрирующие прямо или косвенно все 6 целей ОДВ, стали сильным импульсом для решения задач ОДВ и продемонстрировали, что ЮНЕСКО придает высокоприоритетное значение решению этих задач, связанных с повышением качества образования.

Углубленный анализ собранных данных показал, что во многих регионах мира качество систем образования очень низко и может стать препятствием на пути выполнения программы ОДВ, что в трети стран, по которым имеются данные, менее 75% детей доучиваются до 5-го класса начальной школы. Переполненные классы, низкая квалификация учителей и плохо оснащенные школы, нуждающиеся в педагогических пособиях, — такой остается ситуация во многих странах.

Важность качества образования отображена таким показателем, как коэффициент

развития ОДВ, посвященного достижениям 127 стран в области ОДВ. Коэффициент опирается на показатели выполнения четырех задач, легко поддающихся количественной оценке: всеобщее начальное образование, ликвидация неграмотности среди взрослых, качество образования (по оценкам посещаемости 5-го класса начальной школы) и гендерное равенство.

По этому коэффициенту 41 страна достаточно близка к выполнению этих четырех задач. В этой группе, в первую очередь, развитые страны и страны переходного периода, а также несколько стран Латинской Америки и Карибского бассейна, такие как Аргентина, Куба и Чили, а также пять малых островных государств.

Во главе следующей группы, в которой числится 51 страна, — Румыния, Болгария и Коста-Рика. В нее также входят многочисленные арабские страны и страны Латинской Америки. Все эти страны продвинулись в выполнении некоторых задач, но отстают в выполнении других, например в качестве образования.

Наконец, третья группа насчитывает 35 стран, 22 из которых расположены в Африке южнее Сахары. В нее также входят густонаселенные страны, такие как Бангладеш, Индия и Пакистан. Все они «очень далеки от выполнения задач» и должны одновременно работать по многим направлениям, чтобы добиться ОДВ.

Эта ситуация особенно наглядна в том, что касается учителей, играющих важнейшую роль в обучении. В докладе указывается, что в странах, где на одного учителя приходится много учеников, всего треть достигает 5-го класса начальной школы. Во многих странах Африки южнее Сахары, южной и западной Азии, в которых в течение последних десяти лет стремительно развивается образование, увеличилось количество учеников на одного учителя.

В докладе отмечается, что пандемия ВИЧ/СПИДа — еще один фактор,

«серьезно компрометирующий» качество образования. Так, в Замбии в 2001 г. от СПИДа умерло 815 учителей начальной школы (это 45% учителей, подготовленных в стране в том же году). В Африке южнее Сахары «у более 11 миллионов детей младше 15 лет от СПИДа погибли один или оба родителя». Доклад подчеркивает, что шансы этих детей получить образование часто ограничены необходимостью ухаживать за больными членами семьи или участвовать в семейных доходах.

Оценке того, в какой степени выполняются обязательства Всемирного форума по образованию в Дакаре, посвящены все последующие аналитические материалы всемирных докладов ЮНЕСКО по ОДВ: 1) Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Грамотность: жизненная необходимость // Образование для всех. — ЮНЕСКО, 2006; 2) Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста // Образование для всех. — ЮНЕСКО, 2007; 3) Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех к 2015 г. Добьемся ли мы успеха? // Образование для всех. — ЮНЕСКО, 2008; 4) Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Преодоление неравенства: важная роль управления // Образование для всех. — ЮНЕСКО, 2009; 5) Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Охватить обездоленных // Образование для всех. — ЮНЕСКО, 2010.

Представляется, что материалы этих докладов еще в недостаточной степени введены в научный оборот педагогической общественностью университета и используются при разработке стратегии опережающего развития педагогического образования в России.

Учитывая важность проблемы ОДВ в процессе реорганизации системы образования, провозглашающей гуманистические ценности, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министерство образования и науки Россий-

ской Федерации выступили с рядом инициатив, в которых развивается концепция Всемирной декларации об образовании для всех и устанавливаются новые цели, учитывающие опыт прошедшего десятилетия и меняющуюся глобальную обстановку с предположительной реализацией ОДВ к 2015 г. Знаменательно, что многие начинания в области ОДВ как национальной программы связаны с работой коллектива нашего университета, что в значительной степени обеспечивает научные и учебно-методические приоритеты вуза в международном образовательном пространстве, позволяет транслировать российский педагогический опыт, углублять видение традиционных педагогических проблем и внедрять инновационные педагогические программы.

Так, междисциплинарная группа экспертов Герценовского университета организовала и провела в 2005—2007 гг. серию исследований и аналитических обзоров по российскому опыту и видению проблемы «Образование для всех»: 1) Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение (Л. А. Громова, С. Ю. Тра-пицын, В. В. Тимченко); 2) Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение (Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына); 3) Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение (С. А. Писарева); 4) Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение (С. А. Котова, О. А. Граничина, Л. Ю. Савинова); 5) Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России (Л. В. Андреева, Д. И. Бойков, Е. Ф. Войлокова, Ю. Г. Елизарова, В. З. Кантор, С. В. Кудрина, Л. В. Лопатина, Л. В. Матвеева, Ю. В. Нефедова, Г. В. Никулина, Г. Н. Пенин); 6) Подготовка

учителя для обеспечения современного качества образования для всех: опыт России (Е. В. Пискунова).

По договору с ЮНЕСКО, коллектив института детства под руководством Н. А. Ноткиной подготовил исходные материалы для всемирного аналитического доклада ЮНЕСКО—2007, отражающие различные российские модели образования детей младшего возраста и впервые предоставленные мировому сообществу.

В преддверии 48-й сессии Международной конференции ЮНЕСКО по образованию «Инклюзивное образование: путь в будущее» (Женева, ноябрь 2008) на базе кафедры ЮНЕСКО Герценовского университета состоялась международная конференция «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы», завершившая серию региональных конференций ЮНЕСКО—2007 и 2008 в Риге, Минске и Москве и вошедшей своими рекомендациями в итоговый документ Женевской конференции. Знакомство педагогической общественности с международной концепцией инклюзивного образования, ориентированного на широкое понимание социальной инклюзии и ее обусловленность особенностями и вызовами процессов глобализации на рубеже XXI в., позволило участникам конференции констатировать тот факт, что в Герценовском университете на протяжении многих лет успешно реализуется подготовка специалистов нового типа для сферы инклюзивного образования в связи с возрастанием рисков «выпадения» личности из различных структур социума вследствие несовпадения темпов индивидуально-личностной перестройки с темпами глобальных изменений: этнообразовательная, миграционная инклюзия, гуманитарные технологии в инклюзивном образовании, феномен социального исключения как условие реализации инклюзивного образования и др.

Еще одним масштабным событий в реализации программы ОДВ на базе Герценов-

ского университета в 2010 г. стала Международная конференция «ИКТ в подготовке учителей и преподавателей: политика, открытые образовательные ресурсы, развитие сотрудничества», организованная Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве. В работе этого международного форума приняли участие представители более 30 стран Европы, Америки и Азии.

Участники конференции констатировали, что благодаря усилиям правительственных и образовательных институтов к настоящему времени сформирована единая образовательная информационная среда, создавшая наиболее демократичную и доступную мировую образовательную сеть — основу для реализации программы «Образование для всех». Но несмотря на то, что созданы все условия для масштабного применения ИКТ в общем образовании, необходима разработка специальных мер, направленных на повышение заинтересованности преподавателей высшей школы и учителей в использовании ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Подводя итог обзору проблем развития программы «Образования для всех», необходимо отметить, что, являясь одной из стратегических задач ЮНЕСКО, она ориентирует нас на мобильную корректировку образовательной политики и деятельности на всех уровнях развития образования (глобальном, региональном, национальном, местном) не только в соответствии с динамикой социальных процессов на всех этих уровнях, но и в опережающем эту динамику режиме. Как показывает опыт сетевого сотрудничества университета, более эффективное использование гуманистических и информационных ресурсов кафедр ЮНЕСКО в реализации одной из ведущих международных программ «Образование для всех» связано с дальнейшим развитием межкультурного диалога, сочетающего национальные традиции с постоянно обновляемыми доминантами общемирового значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.