Научная статья на тему 'Юнеско и образование: какими они должны быть?'

Юнеско и образование: какими они должны быть? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
762
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бернет Н.

Хью Гейтскелл и публичная лекция его имени. Старинный английский город Ноттингем исторически связан с именем Хью Тодда Нейлора Гейтскелла (1906-1963), английского политического деятеля, мыслителя и практика. Окончив в 1927 г. Оксфордский университет и примкнув к Образовательной ассоциации рабочих, Гейтскелл начал преподавать экономику в ноттингемской школе для шахтеров, а с 1938 г. политэкономию в Лондонском университете. Как член лейбористской партии, в 1945 г. он был избран в парламент, с 1947 по 1951 гг. входил в правительство, а с 1957 г. являлся вице-председателем Социалистического интернационала. Гейтскелл отстаивал теорию «демократического социализма» и «гармонии классов», утверждая, что в Англии усилиями лейбористского правительства уже «синтезированы достоинства капитализма и социализма», а присущие им недостатки постепенно исправляются путем вкрапления элементов социализма в капитализм. Тема образования и его влияния на развитие общественных процессов занимала Гейтскелла с того момента, как он пришел преподавать в школу для шахтеров в Ноттингеме в конце 1930-х годов. Именно тогда он понял, что обучение и образование являются великой силой, которая способна изменить жизнь простых рабочих, что образование путь к улучшению условий жизни в рабочей среде и получению ими и их детьми равных возможностей. Стремление реализовать эту идею стало основой его политической философии. Воздавая должное Хью Гейтскеллу, Ноттингемский университет принял решение о ежегодном проведении публичных лекций его имени. Для чтения этих лекций приглашаются видные политические деятели и известные ученые. В нынешнем году этой чести был удостоен заместитель генерального директора ЮНЕСКО Николас Бернет. Инициатива познакомить читателей журнала «Высшее образование в России» с лекцией Н. Бернета, прочитанной 22 мая 2008 г., принадлежит директору Бюро ЮНЕСКО в Москве г-ну Д. Бадарчу, который заручился согласием автора на публикацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юнеско и образование: какими они должны быть?»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Хью Гейтскелл и публичная лекция его имени

Старинный английский город Ноттингем исторически связан с именем Хью Тодда Нейлора Гейтскелла (1906-1963), английского политического деятеля, мыслителя и практика.

Окончив в 1927 г. Оксфордский университет и примкнув к Образовательной ассоциации рабочих, Г ейтскелл начал преподавать экономику в ноттингемской школе для шахтеров, а с 1938 г. - политэкономию в Лондонском университете. Как член лейбористской партии, в 1945 г. он был избран в парламент, с 1947 по 1951 гг. входил в правительство, а с1957 г. являлся вице-председателем Социалистического интернационала.

Г ейтскелл отстаивал теорию «демократического социализма » и «гармонии классов », утверждая, что в Англии усилиями лейбористского правительства уже «синтезированы достоинства капитализма и социализма», а присущие им недостатки постепенно исправляются путем вкрапления элементов социализма в капитализм. Тема образования и его влияния на развитие общественных процессов занимала Гейт-скелла с того момента, как он пришел преподавать в школу для шахтеров в Ноттингеме в конце 1930-х годов. Именно тогда он понял, что обучение и образование являются великой силой, которая способна изменить жизнь простых рабочих, что образование - путь к улучшению условий жизни в рабочей среде и получению ими и их детьми равных возможностей. Стремление реализовать эту идею стало основой его политической философии.

Воздавая должное Хью Гейтскеллу, Ноттингемский университет принял решение о ежегодном проведении публичных лекций его имени. Для чтения этих лекций приглашаются видные политические деятели и известные ученые. В нынешнем году этой чести был удостоен заместитель генерального директора ЮНЕСКО НиколасБернет.

Инициатива познакомить читателей журнала «Высшее образование в России» с лекцией Н. Бернета, прочитанной 22 мая 2008 г., принадлежит директору Бюро ЮНЕСКО в Москве г-ну Д. Бадарчу, который заручился согласием автора на публикацию.

Н. БЕРНЕТ, заместитель генерального директора ЮНЕСКО по образованию

Уважаемые друзья, дамы и господа!

Возможно, название моей лекции неполное. Какой тип ЮНЕСКО, для какого типа образования? Кроме того, насколько я знаю, Гейтскелл практически не упоминал о деятельности ЮНЕСКО. Однако я надеюсь показать, что его жизнь во многих ее проявлениях была основанием для возникновения и существования ЮНЕСКО или той организации, каковой, как я себе представляю, ЮНЕСКО должна быть. В любом случае, в заголовке упущен самый важный

ЮНЕСКО и образование: какими они должны быть?

вопрос, а именно - какое образование, для какого общества?

Позвольте мне начать именно с этого: какого рода общество? Самим Г ейт-скеллом много сказано об этом.

Наследие Гейтскелла

1. Гейтскелл горячо верил в то, что его место - быть на стороне угнетенных и обездоленных. Как писал Хью Далтон после встречи с ним в шахтерском поселке Ноттингем, где Гейтскелл преподавал рабочим, «он был готов

изменить общество сверху донизу. Он был против любых привилегий и социальной несправедливости».

2. Гейтскелл признавал силу образования как инструмента, ведущего к социальной справедливости. Поэтому он стал педагогом для взрослых.

3. Гейтскелл обладал глобальным видением. Будучи против вступления Британии в ЕЭС во время дебатов, развернувшихся в конце 50-х годов (может быть, он ошибался?), он выдвигал следующий аргумент: «У меня иногда возникает вопрос: неужели ключ к решению сегодняшних мировых проблем следует искать сегодня в единстве Западной Европы? Мне бы хотелось сказать, что существуют две фундаментальные проблемы, стоящие особняком от всех остальных: проблема сохранения мира и проблема бедности».

4. Гейтскелл признавал необходимость адаптации к реальности, так как мир постоянно меняется. Так, будучи парламентским секретарем у Мэни Шинвелла, министра топлива и энергетики в послевоенном лейбористском правительстве, Гейтскелл продвигал законопроект о национализации шахт в Палате общин. В 1959 г. на конференции лейбористской партии в Блэкпуле он прозорливо доказывал, хотя и безуспешно, что наступило время пересмот-

реть взгляды партии на общественную собственность на средства производства и «выработать такие принципы британского демократического социализма, какими мы должны видеть их сегодня - в 1959-м, а не в 1918-м.»

Итак, за какое общество выступал Гейтскелл:

а) справедливое - не обязательно общество равенства, но непременно общество с равными возможностями;

б) мирное - вышедшее из Второй мировой войны и живущее в разгар холодной войны при весьма реальной ядерной угрозе;

в) свободное от бедности (вспомним, главные проблемы, по Гейтскел-лу, мир и бедность).

г) адаптирующееся к изменяющейся реальности.

Есть ли среди нас несогласные? Я думаю, нет. Но если бы Гейтскелл был жив, как бы выглядел его список сегодня? Думаю, в целом так же, но с некоторыми важными изменениями и допущениями. Среди них можно назвать следующие.

А. Общество определено как глобальное.

Б. Справедливость остается ключевым элементом - мы не можем назвать мир справедливым, когда миллиарды

Николас Бернет (Nicholas Burnett) - заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования (с 2007 г.). Имеет диплом Оксфордского университета по философии, политическим наукам и экономике. В 1977 г. защитил докторскую диссертацию в университете Джона Хопкинса, в дальнейшем исследовал вопросы политики в сфере образования в Высшей школе Стэнфорда, а затем в Гарвардской высшей школе экономики. С 1990-х гг. Н. Бернет занимается проблемами развития человеческого потенциала, является одним из авторов и составителей Всемирного доклада по образованию. На нынешнем посту он продолжает работу по мониторингу образования в мире. Николас Бернет - автор ряда монографий и статей по международной политике в области образования.

людей живут в унизительной бедности на менее чем один доллар в день; когда детская смертность остается по-прежнему высокой; когда далеко не каждому обеспечены такие основные права, как право голосовать (потому что или демократия еще отсутствует, или неграмотность препятствует активному политическому участию); когда СПИД продолжает уничтожать население Африки (средства против ретровирусов доступны не всем инфицированным); когда 72 млн. детей (10% от возрастной группы) не ходят даже в начальную школу; когда по официальным подсчетам 774 млн. взрослых неграмотны (каждый пятый; из трех женщин две), а по реальным подсчетам -более чем миллиард.

В. Бедность, к сожалению, все еще продолжает играть заметную роль. Речь идет не только о том, что миллиарды людей живут в абсолютной бедности, но и о том, что в 90-х гг. возникла весьма тревожная тенденция к росту неравенства внутри экономик и внутри обществ. Во всем мире доля беднейших слоев населения в сфере потребления сокращается.

Г. Поддержание мира также остается ключевым элементом - но фокус смещается на сохранение мира внутри стран. Основная масса сегодняшних конфликтов происходит не столько между странами, сколько внутри них, но это имеет далеко идущие последствия для других государств (например, проблема беженцев и других перемещенных лиц, ищущих убежища). Нетерпимость и конфликты остаются самой распространенной проблемой во всем мире.

Д. Появляется новый элемент - необходимость в устойчивом развитии. Она обусловлена прежде всего актуальностью решения вопросов, связанных с глобальным потеплением, с проблемами окружающей среды, вызван-

ными деятельностью человека. При этом проблема устойчивого развития относится не только к физическому миру вокруг нас, но и к социальной жизни. Это две важные проблемы, обозначенные Гейтскеллом как мир (событие, со-существование) и бедность.

Е. Еще один новый элемент - осознание того, что нам придется адаптироваться, не сопровождается ясным пониманием - к чему; как говорится, «мы -первое поколение, которое твердо знает, что не знает, каково будет будущее ». Что мы знаем точно, так это то, что нам придется иметь дело с климатическими изменениями, а также то, что мы вступили в эпоху общества знания и экономики знания. Но мы не знаем, с какими новыми проблемами мы столкнемся через пару десятилетий или какие новые технологии будут нам доступны.

Образование - это ключ

Каким образом можно достигнуть справедливого, миролюбивого, стабильного, способного к изменениям общества, общества без нищеты? Очевидно, что для этого необходимо действие целого ряда различных факторов, начиная от ядерного разоружения и сокращения выбросов углеводородов в атмосферу до принятия и продвижения принципов культурного разнообразия.

Однако центральным вопросом является образование. Без учета этого важнейшего фактора решение названных проблем невозможно. Это кажется очевидным для нас - всех тех, кто так или иначе связан с образованием. Между тем это не столь очевидно, если мы посмотрим, какими глобальными проблемами заняты сегодня мировые лидеры: например, в повестке дня приближающегося саммита Большой восьмерки проблематике образования уделено явно недостаточное внимание.

Справедливость требует, чтобы в

повестке присутствовал принцип образования для всех. Через реализацию программы ЮНЕСКО «Образование для всех» (ОДВ) мировое сообщество подтвердило свою приверженность шести намеченным целям, как-то: всеобщее начальное образование, гендерное равенство в начальном и среднем образовании, раннее детское развитие и обучение, преодоление неграмотности, обучение молодежи и взрослых, повышение качества образования.

Каков прогресс в достижении этих целей? Я не буду вдаваться в детали, поскольку об этом подробно говорилось в предыдущих выступлениях и в опубликованном Глобальном отчете по мониторингу «Образование для всех». Я бы хотел кратко отметить следующее.

Наблюдается значительный прогресс в реализации программы всеобщего начального образования, который в значительной степени обусловлен изменением отношения к образованию девочек. Хотя 10% детей все еще не ходят в начальную школу, мы стоим на пороге значительного достижения

- уже в ближайшем будущем каждый ребенок сможет посещать начальную школу. Это выдающееся историческое достижение, причем не такое, для которого все средства хороши, но такое, которым мы определенно можем управлять. И это будущее, которое на сегодняшний день представляется абсолютно реальным.

Что касается других целей, то они реализуются не столь успешно. Я уже упоминал, что в мире почти 1 млрд людей остаются неграмотными. И за это, как часто говорит Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, мировому сообществу должно быть стыдно. Мы знаем, что стратегия повышения качества определяет развитие образовательной системы во всех странах, будь то Британия или Африка. Однако мы также знаем, что по всем

оценкам средний уровень познавательных достижений в развивающихся странах ниже, чем в развитых.

У нас нет данных о том, какой прогресс достигнут в обучении молодежи и взрослых, поскольку еще не разработаны критерии его оценки.

Ситуация с ранним развитием и образованием детей выглядит крайне неоднозначной. С одной стороны, имеет место значительный прогресс в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а с другой - наблюдается отставание в странах Африки и в Арабских государствах.

Являются ли цели ОДВ достаточными для такого глобального общества, к которому мы стремимся и за которое ратовал Гейтскелл? И, кроме того, является ли подобное противоречивое развитие приемлемым? Я думаю, нет. Хотя эти цели являются хорошим базисом, и я лично горд тем, что принимал участие в их разработке.

Во-первых, они не уделяют достаточного внимания вопросам равенства и социальной справедливости. Конечно, можно сказать, что идея равенства имплицитно содержится в самой концепции образования для всех, а также заложена в сути определяющего ее подхода, основанного на правах человека. Однако опыт показывает, что этой идее уделяется должное внимание, если она выражена в явной форме. Многие страны, например, успешно реализуя всеобщее начальное образование, но, тем не менее, так и не достигнув его как заявленной цели, переходят к другим вопросам, в частности к среднему образованию. И эта тенденция вызывает тревогу. (Кстати, то же, но в еще большей степени, можно сказать и о программе ООН «Цели развития тысячелетия»: отсутствие явно выраженной идеи равенства, причем методологически обеспеченной, например, относительно упомянутых

беднейших слоев населения, само по себе препятствует их достижению).

Возможно, что ключевой целью ОДВ, выраженной в терминах социальной справедливости, является в первую очередь образование детей, или, иначе, раннее детское развитие. Как отметил нобелевский лауреат по экономике Джеймс Хекман, это уникальная область политики, так как она одновременно способствует и экономическому росту, и достижению социальной справедливости. Я убежден, что программа «Раннее детское развитие и образование» (ЕССЕ) - это единственная область, которая оправдывает затраты, способствующие искоренению неравенства и достижению социальной справедливости. И даже если международная цель относительно раннего детского образования сформулирована несколько расплывчато, без четких количественных показателей, мы все же должны осознать роль государства по отношению к роли семьи в детском образовании в разных обществах и установить, какие политические меры можно считать универсальными, а какие наметить на будущее. Следует, кроме того, отметить, что ЕССЕ, хотя она является частью ОДВ, отсутствует в «Целях развития тысячелетия».

Во-вторых, в целях ОДВ не выделяется специально тема содержания образования. Возможно, это слишком специфическая тема, чтобы стать отдельным пунктом международного документа, но сложно представить, как можно достичь, с одной стороны, мира и толерантности, а с другой - устойчивого развития, не принимая во внимание содержание образования. И это содержание следует трактовать достаточно широко, начиная от признания ценности культурного многообразия и заканчивая математическими и естественно-научными знаниями. Т акая широкая интерпретация со-

держания образования вызывает критику тех, кто считает, что школьная программа становится перегруженной введением всех этих новых тем, многие из которых поддерживаются ЮНЕСКО. Необходимо продумать вопрос баланса школьной программы: каким образом эти важные темы могли бы быть в нее включены, при этом ее не перегружая.

В-третьих, цели ОДВ совсем не учитывают необходимости адаптации к обществу. Адаптивность предполагает обучение в течение всей жизни, будь то приобретение новых профессиональных навыков или способность воспринимать новые общественные идеи, порождаемые миграционными процессами. Как говорится в проекте стратегии Института по обучению на протяжении всей жизни (ЮНЕСКО), «обучение уже не ограничено детством, школой или сугубо образовательной сферой». Обучение происходит в разных условиях, ситуациях и формах. Оно должно продолжаться в течение всей жизни и охватывать все стороны жизни; главное, чтобы были доступны все необходимые формы обучения -формальные, информальные и неформальные, в зависимости от ситуации.

В-четвертых, цели ОДВ не принимают во внимание политических реалий. С момента, как я занял должность заместителя генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования, я встретился с более чем 80 министрами образования. Почти все они, по крайней мере из развивающихся стран, говорили, что испытывают сильное политическое давление в вопросах, касающихся среднего и профессионально-технического образования. Среднее образование - это политическое требование родителей (во всяком случае тех, кто имеет политическое влияние); профессионально-техническое образование - это требование пре-

мьер-министров и министров финансов, которые постоянно сталкиваются с проблемами безработицы, особенно среди молодежи. (Я лично придерживаюсь мнения, что требование обеспечения профессионально-технического образования проистекает из заблуждения, что причиной безработицы в значительной степени является недостаток профессиональных умений у тех, кто претендует на рабочие места, нежели отсутствие спроса на эти умения. Но это тема для отдельной лекции). Главное здесь то, что на профессионально-техническое образование действительно оказывается политическое давление.

В-пятых, в документе о целях ОДВ не рассматривается ключевая роль высшего образования и научных исследований. Иногда упоминается, что высшее образование является необходимым для ОДВ, так как преподавателей готовят именно на этом уровне. Это верно, и это важно. Но это не главное. Главное же состоит в том, что общество не может адаптироваться к изменяющейся реальности (о чем уже упоминалось) без лидеров, без научнотехнической элиты, без ученых-иссле-дователей, а они есть продукт высшего образования.

В-шестых, цели ОДВ не принимают во внимание новые психолого-педаго-гические знания, например данные о вариабельных характеристиках обучающихся. Об этом, опять же, можно прочитать целую лекцию, но здесь я хотел бы коснуться трех интересных и важных моментов.

А. Экономистам и раньше было известно о значимости внешнего контекста общения для индивидуального обучения, когда каждый заинтересован в том, чтобы партнеры были более образованны. Проще говоря, моя производительность зависит не только от уровня моего образования (широко

известный результат и многое другое, взятое из теории человеческого капитала), но от уровня вашего образования. Мы хорошо знаем об этом из своей практики, но удивительным образом не можем перенести это знание в классные комнаты и аудитории. А ведь ничего не стоило выяснить, что в тех странах, которые имеют хорошие показатели по оценкам PISA, этот вывод подтверждается, хотя, разумеется, учитываются индивидуальные различия между учащимися.

Б. В настоящее время стремительно развивается нейробиология (исследования мозга), результаты которой имеют важные импликации применительно к процессу обучения. Теперь нам известно следующее.

• Мозг гораздо более «пластичен», чем считалось ранее, и может буквально переформировываться -забудьте старые истории о том, что после 20-летнего возраста обучение якобы практически невозможно из-за постепенного уменьшения количества нейронов. Из этого следует, что непрерывное обучение (LLL) не только желательно с политической точки зрения, но и технически вполне осуществимо.

• Существуют периоды критического развития мозга. Необходимо провести дальнейшие исследования, чтобы выявить, когда именно они наступают в жизни человека. Один из выявленных периодов относится к раннему возрасту до трех лет, когда происходит интенсивное развитие мозга. Это еще раз подчеркивает важность раннего детского развития и образования. Эти два утверждения приводят нас к следующему выводу: даже если человек в детстве не был вовлечен в соответствующие программы ECCE или не прошел курс начальной школы, тем не менее он или она может успешно обучаться во взрослом возрасте.

В. Современные учащиеся, по крайней мере те, кто растет в компьютеризированной среде, например, в Британии, обучаются совсем не так, как это было раньше. Так называемые Учащиеся Нового Тысячелетия (New Millenium Learners - NML) научились решать одновременно много разных задач (написание текста, отправка сообщений, путешествие по Интернету и подготовка домашнего задания) и обучаются совсем по-другому, чем те, кто родился, скажем, более 50 лет назад. Интересно, что это снова подчеркивает пластичность и гибкость мозга. Отсюда следует, например, что существующие классные комнаты в странах ОЭСР недостаточно приспособлены для NML, особенно это касается устаревшего использования ИКТ. Вывод: мы имеем огромный диапазон возможностей для пересмотра старых моделей преподавания и обучения, даже для тех, кто не охвачен или пока не охвачен такой средой. Требует дальнейшего изучения вопрос о том, как все это можно практически применить, причем дело касается не только новых способов обучения, но и новых педагогических технологий, учитывая, что в некоторых частях света существуют большие потребности в новых преподавательских кадрах (в одной только Африке к 2015 г. их потребуется около 4 млн., причем лишь для начальной школы).

Таким образом, есть ряд причин, по которым цели ОДВ сами по себе недостаточны, хотя они, разумеется, необходимы для построения такого общества, к которому мы стремимся и которое я обрисовал, пользуясь терминологией Хью Гейтскелла.

Образование и общество: позиция ЮНЕСКО

Какова позиция ЮНЕСКО по вопросам образования, фундаментально важным для достижения справедливо-

го, мирного, устойчивого, способного к адаптации общества без нищеты?

Я сосредоточу свое внимание на образовательном секторе ЮНЕСКО, но хотел бы напомнить, что, конечно, должна учитываться вся ее структура. Я опять же хотел бы подчеркнуть, что нижеследующие замечания являются моими личными, и я не выступаю от имени ЮНЕСКО.

Ответ на вопрос, каким образом ЮНЕСКО решает эти образовательные проблемы, является неоднозначным, что неудивительно.

Во-первых, у нас есть самое главное

- базис, сформулированный в виде принципов. ЮНЕСКО была основана 60 лет назад на волне движения к миру и социальной справедливости на мировой арене, в то самое время, когда Гейт-скелл призывал к национализации шахт в рамках политики лейбористского правительства. Существовала и особая связь с Британией, прежде всего -с выдающимся ученым Джулианом Хаксли,первым Генеральным директором ЮНЕСКО. По этому поводу нужно заметить следующее.

A. В соответствии с представлениями основателей ЮНЕСКО, применимыми как сейчас, так и тогда, после Второй мировой войны, следовало «построить оборону мира в умах людей ». Это с необходимостью приводит нас к образованию. Для Хаксли было очевидным, что образование является основой, и поэтому одним из самых первых направлений деятельности ЮНЕСКО в этой области была организация начального образования на Гаити.

Б. Право на образование занимает в миссии ЮНЕСКО центральное место. Это было установлено Всеобщей декларацией по правам человека и с тех пор утверждалось снова и снова на всех последующих конференциях. Тем самым был заложен фундамент движения

«Образование для всех», которое началось в 1990 г. в Джомтьене и затем вновь было продолжено в 2000 г. в Дакаре.

Во-вторых, за прошедшее время мы подходили к рассмотрению вопроса о значимости образования с различных точек зрения, которые, что интересно, имеют прямое отношение к доводам, которые я уже сегодня приводил. Я не буду вдаваться в исторические детали, но стоит отметить, акцент в разные периоды делался на разных аспектах, смещаясь с проблем прав личности к социальной и экономической значимости образования, понятию человеческого капитала, обоснованию решающей роли образования как фактора социальной сплоченности и, еще совсем недавно, демократического участия. Мне кажется весьма любопытным, что на каждом этапе было множество споров на тему значимости образования и попыток привести соответствующие аргументы (в разные периоды разные). С моей точки зрения, пусть это и звучит наивно, нужно объединить все эти представления для понимания того, почему образование является ключом к справедливому, мирному, устойчивому и адаптивному обществу без нищеты, к которому мы все стремимся.

В-третьих, на протяжении уже более десяти лет мы руководствуемся сформулированными в 1996 году в докладе Делора четырьмя столпами образования, в высшей степени полезными для нас. Назову их: это учиться делать, учиться учиться, учиться быть и учиться жить вместе. Я думаю, всем вам они хорошо известны, поэтому не буду продолжать.

В-четвертых, у нас есть понятие «образование для всех», в смысл которого я не буду здесь углубляться, но отмечу, что оно выступает своего рода ре-гулятивом, направляя усилия ЮНЕСКО в области образования.

В-пятых, как агентство ООН, мы

обладаем исключительным преимуществом перед многими другими организациями, имея возможность быть нейтральными, объективными и прозрачными в нашей деятельности. Мы имеем доступ и несем в себе объединяющее начало. Мы можем проводить техническую экспертизу в сфере образования, хотя она идет на убыль (я вернусь к этому вопросу позже).

Это все исключительные преимущества. Однако у нас есть также и серьезные трудности, как в плане того, чем мы занимаемся, так и в плане наших возможностей делать то, что мы должны. Это определенным образом связано с моими комментариями к вопросу об ограничениях, которые имеет программа ОДВ.

Во-первых, мы недостаточно делаем в базовых областях для обеспечения справедливого доступа. В частности, ключевыми моментами являются право на образование и, как я уже указал, воспитание и образование детей раннего возраста. Мы выпускаем доклады для нашего Совета по образованию, и они принимаются во внимание без обсуждения. Я считаю, что ЮНЕСКО должна более активно вести мониторинг соблюдения странами права на образование. Это, конечно, может вызвать напряженность в отношениях с некоторыми странами, но это будет означать, что мы выполняем свою работу. И нам следует более активно продвигать программу раннего детского развития и образования (ЕССЕ) - не обязательно в форме проектов, поскольку мы не являемся финансирующей или реализующей проекты организацией (и не должны ею быть). Мы можем передать реализацию проектов другим партнерам, в частности ЮНИСЕФ. Но нам нужно всячески способствовать включению этой программы в государственные образовательные

программы и создать глобальный прецедент.

Во-вторых, нам следует более детально рассмотреть вопрос непрерывного образования (ЬЬЬ). И здесь нужно провести различие с обучением взрослого населения. Возможно, нам стоит попытаться учредить право на непрерывное образование в течение всей жизни или хотя бы интерпретировать право на образование как право на ЬЬЬ. Есть предложения исходя из этой концепции дополнить «четыре столпа» Делора еще одним. Возможные варианты: «учиться изменять», «учиться трансформировать », «учиться становиться». Нужно сделать гораздо больше не только для продвижения концепции образования на протяжении всей жизни, но и для обеспечения соответствующей «окружающей среды». Это может и должно включать очень широкий спектр действий, которые, по-видимому, следует конкретизировать; кое-что в этом направлении мы уже делаем, например продвигаем идею открытого образования.

В-третьих, мы должны отвечать политическим запросам государств-членов в вопросе о среднем и профессионально-техническом образовании. Но наш ответ должен быть многогранным, например, нам следует не просто рекомендовать стране заняться вопросами среднего образования, целесообразнее, учитывая контекст, напомнить этой стране о необходимости продолжать работу по программе ОДВ, в особенности обратить внимание на грамотность взрослого населения, развитие и образование детей младшего возраста (ЕССЕ), а также на равенство доступа к образованию. Мы не можем просто настаивать, что страна должна развивать профессионально-техническое образование (ТУЕТ), - в ходе всесторонней дискуссии необходимо уяснить роль профес-

сиональных навыков, прояснить значения этих терминов (действительно ли они принципиально отличаются от академических в условиях изменения мира, какова роль информационнокоммуникационных технологий, английского языка, коммуникации, предпринимательства и т.д.?).

В-четвертых, мы не должны стесняться говорить о содержании образования, поскольку оно затрагивает такие важные сферы, как совместное существование и устойчивое развитие. Мы уже это делаем, например, в рамках таких важных программ, как право на образование и инклюзивное образование, мы даже проводим Декаду образования для устойчивого развития, но мне кажется, что мы могли бы сделать больше как в этом направлении, так и, например, в вопросах культурного многообразия - важнейшего аспекта деятельности ЮНЕСКО. Нам не обязательно отстаивать какой-либо универсальный подход или универсальное содержание, но, на мой взгляд, мы должны смелее говорить об этих вопросах. Мы готовы спорить, но именно таким образом мы сможем оказывать влияние.

В-пятых, следует окончательно устранить неопределенность в вопросе поддержки высшего образования и открыто признать его значимость, равно как и ценность научных исследований, от которых оно неотделимо. Даже Всемирный банк практически признал вину за свою прежнюю позицию. ЮНЕСКО никогда не впадала в крайности, но вела себя несколько неопределенно, особенно в контексте ОДВ. Теперь мы должны однозначно признать значимость этого вопроса, возможно, рассмотреть его специально на Всемирной конференции по высшему образованию, которую мы организуем в следующем году.

В-шестых, мы должны шире привлекать научные данные, будь то открытия в области микроэкономики, нейро-

биологии или педагогики (технологии обучения). Всем им нужно пытаться найти применение в образовании и обучении, причем во всем мире. Мы также должны стремиться внедрять в содержание образования больше естественно-научных и математических знаний. Есть немного иронии в том, что Е (Education), образовательная часть UNESCO, так мало принимает во внимание S (Science) - научную.

В-седьмых, нам нужно усилить нашу техническую экспертизу, а именно то, каким образом мы ее предоставляем. Это очень сложно, учитывая сокращение персонала, практически нулевой бюджет на профессиональное развитие и всю ригидность системы набора персонала ООН с ее «должностями». Необходима большая гибкость; более того, по моему мнению, почти вся внутренняя политика ЮНЕСКО нуждается в пересмотре: и стратегическое регулирование, и управление персоналом, и бюджет, и внутренняя IT-система, и система стимулирования для персонала и руководителей, и т.д. Нам также нужно переосмыслить, как осуществлять экспертизу в этой сфере: что лучше - проводить процедуру с использованием небольших программ и с помощью персонала среднего звена, как это происходит сегодня в большинстве стран, или же предоставлять услуги по всему миру с помощью высококвалифицированных кадров. На их ежедневные советы, как нейтральные и серьезные, могли бы рассчитывать правительства в гораздо меньшем количестве стран, но которые играют решающую роль в достижении целей ОДВ. Или же нам следует пойти путем кардинального улучшения нашей деятельности как информационного центра?

Мы не сможем выполнить эти за-

дачи, равно как и другие, решения которых ожидают наши государства-члены, пока у нас не будет соответствующих ресурсов. Я уже коснулся вопроса о человеческих ресурсах. В заключение несколько слов о наших финансовых ресурсах. Наш общий бюджет составляет 316 млн. долларов в год (631 млн долларов на двухлетие). Из них только 54 млн. выделяется на образование, то есть только шестая часть, хотя образование является нашей самой масштабной программой. Вы действительно считаете, что можно управлять тем, что должно быть первой в мире международной организацией по образованию, с таким бюджетом, а именно, с одной шестой бюджета Всемирной организации здравоохранения, при том что здоровье в ВОЗ примерно эквивалентно образованию в юНеско?

Разумеется, нет. Таким образом, необходимы две вещи. Во-первых, нам следует расставить приоритеты внутри нашего небольшого бюджета, а это нелегко, учитывая запросы 193 государств-членов. Но я думаю, что мы могли бы обеспечить себе поддержку, чтобы иметь возможность сфокусировать наше внимание на некоторых вышеназванных направлениях. Во-вторых, со временем мы должны изыскать больше ресурсов. Это должно быть сделано исходя из наших изначальных целей, а также путем демонстрации того, что мы являемся действующим, работающим агентством, которое может защищать и продвигать нужное и необходимое образование для современного общества - справедливого, мирного, устойчивого, адаптивного, без нищеты - того общества, к которому стремился Хью Гейтскелл и к которому стремимся все мы. Ш

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.