УДК 376
В.С. Шаповалова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Аннотация: статья посвящена анализу нормативно-правовой базы, обеспечивающей специальное и инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, специальное образование, инклюзивное образование.
UDC 376
V.S. Shapovalova
REGULATORY SUPPORT SPECIAL AND INCLUSIVE EDUCATION OF PERSONS WITH DISABILITIES
Rostov State University of Economics
Abstract: the article is devoted to the analysis of normative-legal base, providing special and inclusive education of persons with disabilities in the Russian Federation.
Key words: persons with disabilities, special education, inclusive education.
К большому нашему сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. И в этой связи извечная проблема - как обучать, воспитывать таких детей.
По общему правилу, образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, получение ими среднего общего образования, начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной про-
граммой реабилитации инвалида.
Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием [2].
Впоследствии, идея Л.С. Выготского реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США. Каждая из этих стран пришла к интеграции своим путем. Например, принятие в США в 1975 году Закона об образовании (закона об интеграции) для всех аномальных детей стало итогом длительной борьбы демократических слоев общества против дискриминации граждан по различным
основаниям.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является объектом пристального внимания во всем мире. Каждое государство прошло свой путь эволюционного развития в этом вопросе - от позиции неприятия и изоляции данной категории детей как «угрозы всеобщей дегенерации» на позицию инклюзии.
На территории нашего государства призрение таких детей первоначально осуществлялось при монастырях, школах, в приютах, воспитательных домах, богадельнях.
Впервые упоминания о благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся к IX - XIII векам. Однако она касалась в основном только некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей. Большинство слепых, глухонемых, слабоумных и искалеченных детей воспитывалось в семье, ее силами или бродило по свету, существуя на подаяния.
Лишь в XIX веке стали открываться специальные приюты, школы, больницы, училища для различных категорий детей-инвалидов (кроме душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно, содержались в домах для умалишенных, а так же в заведениях больничного типа).
Например, в нашей стране существовало несколько специальных заведений для детей с нарушениями слуха. Первая школа для них была организована в Вильно в 1823 г. К. Маклаховцом.
Надо заметить, что опыт обучения этой категории детей к тому времени уже был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский, Берлинский, Лейпцигский и Парижский институты глухонемых и т.д.
Большую роль в оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло Мариинское попечительство о слепых, функционировавшее с 1881 г. в России. Одним из первых его шагов стала перепись слепых в стране. В ре-
зультате деятельности этого общества появилось несколько школ, приютов и училищ для слепых детей, были изданы книги с использованием системы Брайля. При обучении важное место отводилось профессиональному образованию.
Интересен опыт работы частного Минского училища для глухонемых и заикающихся еврейских детей (1888 г.), так как там впервые было применено обучение на двух языках (русский и еврейский). Большой вклад в оказание помощи глухонемым внесла деятельность Попечительства о глухонемых (1898 г.), в ходе которой было открыто несколько учебных заведений, выдавались пособия семьям, воспитывающим глухонемых детей, организовывались приюты для таких семей, а так же были созданы курсы для обучения специалистов по работе с этими детьми.
Итак, система оказания помощи детям-инвалидам не была создана до 1917 г.; не была она создана и за время советской власти, когда помощь ребенку со специфическими нуждами сводилась к его изоляции в специальной школе интернатного типа.
Помещение детей-инвалидов в учебно-воспитательные организации (интернаты) практически сводило к минимуму семейное влияние на этих детей, что, по мнению специалистов, не является оптимальным как для развития самих детей, их ближайшего окружения, так и общества в целом. Такая мера должна быть крайней, и использоваться в том случае, если ребенок остался без попечения родителей.
Признание безусловной ценности каждой человеческой личности для общества, необходимости обеспечения гарантий ее прав, в целом, и на образование, в частности, - являются концептуальной основой обновления правового поля России по этой проблеме.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в современной России опирается на многоуровневую нормативно-правовую базу, включающую: международные (подписанные
СССР или Россией), федеральные, правительственные, ведомственные и региональные документы.
Международным сообществом под эгидой ООН и его специализированного агентства ЮНЕСКО на протяжении полувека с момента организации, активно разрабатывались и внедрялись нормативные акты, способствующие закреплению права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, велся поиск инновационных подходов, способствующих расширению возможностей лиц с ОВЗ и инвалидов в получении образования.
К ним относятся:
- Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 г.).
- Декларация прав ребенка (ООН, 1959 г.).
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.).
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ООН, 1965 г.).
- Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.).
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.).
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971 г.)
- Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975 г.).
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.).
- Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.).
- Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993 г.).
- Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол (ООН, 2006 г.).
Начало международному движению по обеспечению базового образования для всех детей, молодежи и взрослых положила Всемирная конференция «Образование для всех», проходившая
в марте 1990 года в Джомтьене (Тай-ланд). Была принята Программа действий, отраженная в документе «Всемирная декларация об образовании для всех» и устанавливающая четкие направления действий и меры по достижению следующих целей Образования для всех (ОДВ), отраженных в:
- обеспечение всеобщего доступа к образованию для всех детей, молодежи и взрослых, а также содействие равенству в этой области;
- осуществление упредительных действий по выявлению барьеров и препятствий, с которыми многие люди сталкиваются в получении доступа к образовательным возможностям;
- определение ресурсов, необходимых для преодоления таких препятствий [1].
Данный документ системно изложил общее видение инклюзивности применительно к образовательному процессу.
Предпосылкой к внедрению инклюзивного образования в мире явилась прошедшая под эгидой ЮНЕСКО 7-10 июня 1994 в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество. На конференции была принята декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, названная Саламанской.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей» [12].
По мнению делегатов, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, «обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями,
создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования» [12].
В декларации провозглашен «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе» [11].
Концепция Всемирной декларации об образовании для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 г.) была подтверждена спустя десять лет участниками Всемирного форума по образованию, собравшимися в Дакаре, Сенегал, в апреле 2000 г. Участники форума приняли «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств» и заявили о своей приверженности достижению целей и решению задач образования для всех (ОДВ) для каждого гражданина и каждого общества.
24 ноября 1995 года был принят Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ.
Статья 19 этого Закона поддерживает «получение инвалидами образования: общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования, и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптирован-
ным основным общеобразовательным программам.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения» [6].
Содержание данной статьи Закона № 181-ФЗ позволяет говорить о совместном существовании трех вариантов получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья - инклюзивного образования, специального (коррек-ционного) образования и на дому.
В настоящее время также встала задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа для больных детей и детей-инвалидов, в которой происходит смена приоритета с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний -умений - навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.
Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов может выступить система дистанционного обучения, необходимая, во-первых, тем детям, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, а во-вторых, детям, вынужденно пропускающим занятия во
время обострения хронических заболеваний.
Дистанционного обучение для больных детей и детей-инвалидов должно стать частью более широкой образовательной среды и строиться как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися посредством компьютера. Эта система должна преследовать не только образовательные цели, но и помощь в социализации и личностном развитии ребенка, дать детям-инвалидам возможность начать осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями [10].
При условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные организации среднего профессионального и высшего профессионального образования дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым, согласно заключению комиссии МСЭ, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях принимаются вне конкурса.
Если ребенок все же не может посещать образовательную организацию общего типа, он может обучаться в специальном (коррекционном) ОУ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные организации органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п были утверждены учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностя-
ми здоровья.
Отличительной особенностью федерального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений является наличие в его федеральном компоненте блока кор-рекционно-развивающих дисциплин. Для каждой группы детей с ограниченными возможностями здоровья содержание этого блока индивидуально и определяется особенностями психофизического развития той или иной группы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из главных проблем практики реализации специального (коррекционно-го) образования на современном этапе его развития состоит в том, что данный нормативный акт не позволяет учитывать тех образовательных инноваций, которые внедрены федеральным базисным учебным планом от 2004 года и ФГОС.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации (2008-2020 годы). В рамках Концепции формулируется стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются:
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья [4].
Исходя из этого, системе образования определены стратегические цели и задачи
развития по созданию образовательной среды для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Помочь странам акцентировать вопросы инклюзивности в стратегиях и планах в области образования, внести расширенную концепцию инклюзивного образования и обозначить те области, которые нуждаются в особом внимании, с тем, чтобы содействовать инклюзивному образованию и укрепить разработку соответствующей политики призваны Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования, опубликованные Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 2009 г.
В них отмечается, что «инклюзивная школа должна предоставлять возможности для применения целого ряда методов работы и индивидуального подхода с целью обеспечения того, чтобы ни один ребенок не оказался исключенным из коллектива и лишен возможности принимать участие в деятельности школы. Это подразумевает создание школ, основанных на соблюдении прав ребенка на образование, создание благоприятной для обучения ребенка среды. Образование, ориентированное на соблюдение прав ребенка, помогает детям реализовать свои права. В этом случае образование является не только эффективным с академической точки зрения, но также и инклюзивным, создающим здоровую среду и позволяющим оградить от опасностей всех детей. Оно реагирует на гендерные факты и способствует участию самих обучающихся в учебном процессе, а также привлечению к этому их семей и общин. Представляется очень важным оказание поддержки со стороны учителей и руководителей школ, однако помощь общин, расположенных близко от школ, также имеет большое значение. Все должны быть способны и готовы обеспечивать инклюзивность в классной работе и обучении в отношении
всех детей независимо от различий между ними» [11].
В России инклюзивный подход заложен в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 февраля 2010 г.: «будущая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени» [5].
10 апреля 2012 г. Президент РФ Д.А. Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов (ООН, 2006 г.), (Конвенция была подписана 24 сентября 2008 года Сергеем Викторовичем Лавровым от имени Российской Федерации, закон о ее ратификации подписан 3 мая 2012 г.).
Конвенция о правах инвалидов направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества (социальную интеграцию), включая право на образование [3].
Конвенция и ее ратификация нашей страной имеет важное значение для реализации планов и программ в области государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволит сделать инклюзивное образование неотъемлемой частью российского образования.
12 апреля 2012 года Комитет Государственной Думы по образованию провел Парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества», в ходе которых были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией права на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья и совершенствованием организационно-правовой базы
развития инклюзивного образования в России.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) в качестве основной меры, направленной на обеспечение доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяет законодательное закрепление правовых механизмов реализации их права на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
Сегодня в России «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», что закреплено законодательно (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - далее Закона № 273-ФЗ) [8].
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всех групп в целях обеспечения их права на образование, за исключением детей с умственной отсталостью в соответствии с п. 6 статьи 11 Закона № 273-Ф3 устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования [7].
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными воз-
можностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 3.21).
Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек (п. 3.22) [9].
Таким образом, в Российском законодательстве содержатся нормы, которые расширяют и дополняют гарантии реализации лицами с ограниченными возможностями здоровья предусмотренного международными документами права на образование. Инклюзивное образование в соответствии с международными стандартами получило законодательное оформление.
Органы государственной власти регионального уровня предпринимают шаги для того, чтобы инклюзивная образовательная практика получила право на жизнь. Например, Закон города Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» рассматривает инклюзивное образование как «совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений» [8]. В нем прямо указывается на ответственность органов государственной власти города Москвы за создание в государственных образовательных организациях условий для инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
В фокусе приоритетного внимания Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» находятся задачи развития дошкольного инклюзивного образования и поддержки (на конкурсной основе) общеобразовательных организаций, реализующих программы инклюзивного образования, создание стажиро-вочных площадок и инновационных сетей по распространению лучших практик
инклюзивного обучения.
В довершение этого глобального для России проекта образования лиц с ОВЗ, хочется верить, что базовые законы субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере специального и инклюзивного образова-
ния, будут приведены в соответствие с Федеральными законами образования лиц с ОВЗ, а практика инклюзивного образования будет реализована с учетом создания наилучших образовательных условий для всех ее участников.
Список литературы
1. Всемирная декларация об образовании для всех [Электронный ресурс]: Приняты Всемирным форумом по образованию Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г. - URL: http:// conventions.ru.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 5 . М., 1998.
3. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) [Электронный ресурс]: - URL: http:// un.org>...documents/decl_conv/conventions/disability.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября2008 г. № 1662-р. // СПС «Гарант».
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».
6. О социальной защите инвалидов в РФ [Электронный ресурс]: закон Рос. Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181- ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «Гарант».
7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // СПС «Гарант».
8. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве [Электронный ресурс]: закон г. Москвы от 28.04.2010 № 16 // СПС «Гарант».
9. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образовани» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) // СПС «Гарант».
10. Панов, В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития [Текст]. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 47.
11. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования [Электронный ресурс]: ЮНЕСКО 2009 г. - URL: http:// unsdoc.unesco.org.
12. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс]: URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html.
Информация об авторе:
Шаповалова Виталия Станиславовна,
Кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог, Россия
Information about author:
Shapovalov Vitaliya Stanislavovna,
The candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) "Rostov state economic University", Taganrog, Russia