Научная статья на тему 'Скоростно-силовая подготовка спортсменов сборной команды ГАУ Северного Зауралья по волейболу'

Скоростно-силовая подготовка спортсменов сборной команды ГАУ Северного Зауралья по волейболу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / КООРДИНАЦИОННЫЕ / СКОРОСТНЫЕ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / VOLLEYBALL / COORDINATION / SPEED / SPEED-POWER ABILITIES / STUDENT SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миних Максим Иванович, Котова Татьяна Германовна

В статье рассматривается тренировочный процесс студентов-волейболистов, направленный на совершенствование специальной физической подготовки. Авторами изучен уровень специальной физической подготовленности спортсменов: координационные, скоростные и скоростно-силовые способности, определены «проблемные зоны» и предложены специальные упражнения и методы спортивной тренировки, направленные на их коррекцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миних Максим Иванович, Котова Татьяна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High-speed and power training of volleyball team athletes of the state Northern Trans-Urals Agrarian University

The article deals with the training process of the volleyball students, aimed at improving the special physical training. The authors studied the level of the special physical fitness of the athletes: the coordination, speed and speed-strength abilities; “problem areas” are identified and suggested special exercises and sports training methods aimed at correcting it.

Текст научной работы на тему «Скоростно-силовая подготовка спортсменов сборной команды ГАУ Северного Зауралья по волейболу»

Наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2018. - С. 411-416.

4. Поздникин, А. А. Основные направления работы куратора группы по воспитанию патриотизма и гражданственности студентов вуза / А.А. Поздникин // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 120-123.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. 1662-р. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) // URL : http://base.garant.ru/194365/ixzz40eDR0ixJ (дата обращения: 01.06.2019).

6. Рокитянская, К.А. Критерии формирования социальной активности студенческой молодежи / К.А. Рокитянская // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 127-130.

7. Сластенин, В. А. Основные тенденции развития образовательной политики в Российской Федерации / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 188.

REFERENCES

1. Mizyurova, E.Yu. (2017), "Creative approach formation to the students' professional training at agrarian university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp 148-152.

2. Mizyurova, E.Yu. (2016), "Creative potential development of junior students of the agrarian university as the factor of quality improvement in linguistic education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 96-102.

3. Mizyurova, E.Yu. (2018), "Patriotic education of students as integral part of formation of foreign-language competence of students of the agrarian university", Agrarian science in the 21-st century: Problems and Prospects: collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 411-416.

4. Pozdnikin, A.A. (2016), "Main directions of the curator's work in the group on the education of patriotism and citizenship of university students", Current problems of education in educational process of higher education institution: collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 120-123.

5. Order of the Government of the Russian Federation on November 17, 2008 No 1662-p "The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation till 2020", available at: http://base.garant.ru/194365/ixzz40eDR0ixJ.

6. Rokityanskaya, K.A. (2016), "Criteria of formation of social activity of student's youth", Current problems of education in educational process of higher education institution the collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 127-130.

7. Slastenin, V.A. (2005), "The main trends in the development of educational policy in the Russian Federation", Pedagogical education and science, No. 3, pp. 188.

Контактная информация: elvmiz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2019

УДК 796.325

СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ СБОРНОЙ КОМАНДЫ ГАУ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Максим Иванович Миних, магистр, Татьяна Германовна Котова, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Тюмень

Аннотация

В статье рассматривается тренировочный процесс студентов-волейболистов, направленный на совершенствование специальной физической подготовки. Авторами изучен уровень специальной физической подготовленности спортсменов: координационные, скоростные и скоростно-силовые способности, определены «проблемные зоны» и предложены специальные упражнения и методы спортивной тренировки, направленные на их коррекцию.

Ключевые слова: волейбол, координационные, скоростные, скоростно-силовые способности, студенческий спорт.

HIGH-SPEED AND POWER TRAINING OF VOLLEYBALL TEAM ATHLETES OF THE STATE NORTHERN TRANS-URALS AGRARIAN UNIVERSITY

Maxim Ivanovich Minikh, the master, Tatyana Germanovna Kotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer

Tyumen State University

Annotation

The article deals with the training process of the volleyball students, aimed at improving the special physical training. The authors studied the level of the special physical fitness of the athletes: the coordination, speed and speed-strength abilities; "problem areas" are identified and suggested special exercises and sports training methods aimed at correcting it.

Keywords: volleyball, coordination, speed, speed-power abilities, student sport.

В последнее десятилетие в спорте высших достижений наблюдается острая конкуренция и на мировой арене, и на российском уровне. Среди мужских волейбольных команд всегда идет напряженная борьба, и лидирующие позиции чаще всего занимают команды Польши, Италии, Бразилии, США, России.

Девиз Олимпийских игр гласит: «Citius! Altius! Fortius!» («Быстрее! Выше! Сильнее!»). Он как нельзя правильно описывает динамику развития современного волейбола. Игрокам необходимо принимать быстрое решение в игровых ситуациях и переключаться на скоростное выполнение технико-тактических действий. Высота нападающих ударов достигает отметки в 350 см, из-за чего комментаторы и корреспонденты называют их атаками «с третьего этажа». Подача, которая раньше считалась вводом мяча в игру, сейчас является ещё одним оружием в арсенале волейболиста. Бьются рекорды по скорости полёта мяча после подачи (Иван Зайцев (Италия), Вильфредо Леон (Польша) держат рекорд в 134 км/ч). Волейбол становится все более атлетичной игрой, насыщенной активной борьбой на сетке, множеством прыжков, резких перемещений и т.д., поэтому высокий уровень скоростно-силовой подготовленности - это неотъемлемое качество высококвалифицированного волейболиста.

Цель данного исследования - разработать и экспериментально апробировать комплекс средств и методов, направленный на совершенствование скоростно-силовой подготовки юношей-волейболистов сборной команды ГАУ Северного Зауралья.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале 2018-2019 учебного года было проведено пилотажное педагогическое исследование с привлечением студентов-волейболистов сборной команды ГАУ Северного Зауралья. Исследование проводилось на базе университета ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья Тюменской области. При изучении уровня специальной физической подготовленности у спортсменов использовались тесты, предложенные Ю.Д. Железняком из «Примерной программы спортивной подготовки по виду спорта волейбол» [3]: бег на 30 метров; бег на 92 метра с изменением направления («елочка»); челночный бег на 30 метров (5х6м); бросок набивного мяча весом 1 кг в длину стоя из-за головы; прыжок в длину с места толчком двумя ногами; вертикальный прыжок с места толчком двумя ногами (тест «Учелли»); вертикальный прыжок с разбега толчком двумя ногами (по методике Абалакова).

В ходе пилотажного исследования нами были выявлены «проблемные зоны» в развитии уровня скоростно-силовой подготовленности (взрывная сила мышц, скорость) игроков сборной команды ГАУ Северного Зауралья по волейболу. Результаты в тестах: вертикальный прыжок с разбега, тест «Учелли», бросок набивного мяча, бег 30 м соответствуют оценке «удовлетворительно», а в остальных тестах результаты - «хорошо» [4].

С целью совершенствования скоростно-силовых способностей волейболистов, был предложен комплекс средств и методов, опирающийся на метод трехфазного тренинга

(обособленных тренировок эксцентрической, изометрической и концентрической фаз движения). Предложенный комплекс рассчитан на 17 недель (с 3 сентября по 28 декабря 2018 года) и включал пять мезоциклов: одного втягивающего, трех трансформирующих и реализационного [2].

Втягивающий мезоцикл включал физическую работу методом круговой тренировки средствами, не требующими дополнительных отягощений: три круга по 20 повторений в каждом упражнении (сгибания-разгибания рук в упоре лежа, приседания на тумбу, становая тяга Кинга, поднимание туловища из положения лежа на спине) с интенсивностью 140— 160 уд/мин., все упражнения выполнялись в конце основной части тренировочного занятия. Особое внимание уделялось правильной технике выполнения упражнений.

Каждый трансформирующий мезоцикл включал в себя три нагрузочных микроцикла с постепенно увеличивающейся нагрузкой и один восстановительный микроцикл в конце каждого мезоцикла. Дополнительно к тренировочным занятиям в игровом зале, были включены тренировки в тренажерном зале. Тренировочное занятие состояло из трёх частей: 1 - плиометрика, 2 - основное базовое упражнение, 3 - вспомогательные упражнения на укрепление отдельных мышц пояса верхних или нижних конечностей. Все упражнения выполнялись с максимально быстрой концентрической фазой. Длительность плио-метрических и базовых упражнений составляла до 15-20 секунд, вспомогательных - 3040 секунд. Отличия каждого из мезоциклов заключаются в длительности выполнения отдельных фаз каждого движения. Для первого мезоцикла - это замедленная эксцентрическая фаза в упражнении, для второго - длительная изометрическая фаза, для третьего - во всех фазах движения упражнение выполняется с максимально возможной скоростью. В восстановительных микроциклах используемые упражнения выполняются в равномерном темпе с пониженной нагрузкой.

В реализационном мезоцикле в первых двух микроциклах физическая нагрузка постепенно снижалась. Заключительный микроцикл включал выполнение контрольных тестов и сравнение полученных результатов с начальными.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

После применения предложенного комплекса средств и методов, направленного на совершенствование скоростно-силовых способностей, у всех игроков сборной команды ГАУ Северного Зауралья по волейболу, мы наблюдали положительную динамику в показателях уровня специальной физической подготовленности, в группе спортсменов прирост находился в пределах от 1% до 7% (р <0,05).

Наиболее выраженный прирост, наблюдался в тестах: «Вертикальный прыжок с разбега» - на 7%; «Бросок набивного мяча» - на 7%; «Бег 30 м» - на 6%; «Прыжок в длину с места» - на 4%. В меньшей степени процентный прирост в тестах: «Челночный бег 5*6 м» - на 1%; «тест Учелли» - на 1%.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный нами комплекс средств и методов, направленный на совершенствование скоростно-силовых способностей, является эффективным, так как все показатели спортсменов достоверно повысились.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхо-шанский. - М. : Советский спорт, 2013. - 216 с.

2. Иссурин, В.Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин. - М. : Спорт, 2016. - 464 с.

3. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта волейбол / сост. Ю.Д. Железняк, В.В. Костюков, А.В. Чачин. - Москва : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2016. - 193 с.

4. Миних, М.И. Изучение уровня скоростно-силовой подготовленности у юношей сборной команды ГАУ Северного Зауралья по волейболу / М.И. Миних, Т.Г. Котова // Совершенствование

системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : сб. материалов XVII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. - Сургут, 2018. - С. 559-563.

REFERENCES

1. Verhoshanskiy, Yu.V. (2013), The basics of special strength training in sports, Soviet sport, Moscow.

2. Issurin V.B. (2016), Preparation of the athletes of the XXI century: scientific base and building a workout, Sport, Moscow.

3. Ed. Zheleznyak, Yu.D., Kostyukov, V.V. and Chachin A.V. (2016), The approximate program of sports training by volleyball, Federal training centre for sports reserve, Moscow.

4. Minikh, M.I. and Kotova, T.G. (2018), Improving the system of physical education, sports training, tourism and rehabilitation of various categories of the population: collected papers, Surgut, pp. 559-563.

Контактная информация: maxim.minih@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2019

УДК 372.881.111.1

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АРТ -БИЗНЕС» НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКОМ

Полина Вячеславовна Невская, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Марина Леонидовна Кайлы, студент-магистр, Ольга Николаевна Курдубан, студент-магистр, Краснодарский государственный институт культуры

Аннотация

С накоплением лексического запаса студентами происходит овладение иностранной речью. В связи с этим, на занятиях по иностранному языку, должно уделяться серьёзное внимание работе над усвоением лексических единиц. В статье рассмотрена проблема формирования коммуникативной компетенции студентов гуманитарной направленности «Арт - бизнес» на основе овладения лексическим навыком в процессе обучения английскому языку. В статье подчеркнута значимость лексического компонента в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов. Авторами приведены практические задания для расширения лексического навыка, а также описаны задачи, которые необходимо решить педагогу в процессе обучения.

Ключевые слова: семантизация лексики, коммуникативный подход, лексический навык, аутентичный текст, компетенция.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF HUMANITARIAN ORIENTATION "THE ART - BUSINESS" ON THE BASIS OF

MASTERING LEXICAL SKILL Polina Vyacheslavovna Nevskaya, the doctor of art criticism, candidate ofphilological sciences, senior lecturer, department chairman, Marina Leonidovna of Kayla, the student master, Olga Nikolaevna of Kurduban, the student master, Krasnodar State Institute of Culture

Annotation

Accumulation of a lexical stock by students is an acquisition of foreign speech. In connection with this, on foreign language classes, the close attention has to be paid to work on assimilation of lexical units. In the article reviewed the problem of formation of the communicative competence of "The Art - business" students on the mastering of lexical skill during English language teaching. The article discusses the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.