Научная статья на тему 'СКОРОСТЬ ВЫДЕЛЕНИЯ МЕТАНА С ВЫДЫХАЕМЫМ ВОЗДУХОМ ПРИ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ИЗОЛИРУЮЩЕМ СНАРЯЖЕНИИ'

СКОРОСТЬ ВЫДЕЛЕНИЯ МЕТАНА С ВЫДЫХАЕМЫМ ВОЗДУХОМ ПРИ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ИЗОЛИРУЮЩЕМ СНАРЯЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATE OF METHANE EMISSION IN EXPIRED AIR IN A MODEL OF A MAN WORKING IN AN INSULATING OUTFIT

The authors show that in carrying out hard physical work the rate of methane emission in expired air first increased and then for a period of 6 hours of experiment it remained practically unchanged. Significant individual differences were found to exist in the methane emission in expired air.

Текст научной работы на тему «СКОРОСТЬ ВЫДЕЛЕНИЯ МЕТАНА С ВЫДЫХАЕМЫМ ВОЗДУХОМ ПРИ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ИЗОЛИРУЮЩЕМ СНАРЯЖЕНИИ»

THE HYGIENIC FEATURES OF INDUSTRIAL TRAINING STUDENTS

AT AN OCCUPATIONAL TECHNICAL SCHOOL ON THE PROFESSION

OF A TELEGRAPHER E. F. Brovenko

The author investigated the effect of studies and industrial training on the body functions and advancement. The observations made showed the experimental regimen to have a more favourable effect on the body functions of students and to improve their advancement.

УДК 814.895.3-072.7

А. В. Седов, E. E. Сотников, Г. А. Газиев

СКОРОСТЬ ВЫДЕЛЕНИЯ МЕТАНА С ВЫДЫХАЕМЫМ ВОЗДУХОМ ПРИ ИМИТАЦИИ РАБОТЫ ЧЕЛОВЕКА В ИЗОЛИРУЮЩЕМ СНАРЯЖЕНИИ

Среди продуктов жизнедеятельности человека в газовой среде герметичных помещений постоянно обнаруживаются углеводороды. Доля предельных углеводородов в выдыхаемом воздухе составляет 93%, непредельных — 5,9% и ароматических — 1,1%. По данным Н. Л. Соколова и со-авт., из алифатических углеводородов в выдыхаемом воздухе встречаются метан, пропан, пентан и гексан, причем преобладает среди них метан. Те же авторы находили в 1 м3 выдыхаемого воздуха до 1,5 мг метана. Однако цифры выделения его из организма отличаются, по данным различных авторов (Lewey и Balchum, и др.), почти в 100 раз. Такое значительное различие, по-видимому, зависит от условий, в которых проводились исследования. Известно также, что количество метана, выделяемого с выдыхаемым воздухом, зависит от характера питания, микрофлоры кишечника {Е. И. Козлова и соавт.), употребления витаминов и ферментов и других причин. Conkle и соавт. по результатам эксперимента с 4 испытателями, находившимися в имитаторе космического корабля при пониженном барометрическом давлении, обнаружили увеличение скорости накопления метана в атмосфере кабины со временем длительного (21-суточного) пребывания человека.

Данные литературы о кинетике выделения человеком метана с выдыхаемым воздухом при работе в условиях изолирующего снаряжения отсутствуют. Стремясь восполнить этот пробел, мы провели 15 опытов с участием 5 испытателей в возрасте 25—33 лет, которые выполняли тяжелую физическую работу (400 ккал/ч) в условиях пониженного барометрического давления (308 м рт. ст. ) и дышали чистым кислородом. Температура окружающей среды составляла 20±2°, относительная влажность — 40—60%. Эксперименты продолжались 6 ч. Работа проводилась циклически, длительность 1 цикла равнялась 20 мин, перерыв между циклами продолжался 10 мин. За время эксперимента испытатели выполняли 10 рабочих циклов. При проведении исследований мы перидически определяли концентрацию метана в выдыхаемом воздухе.

Анализ метана осуществляли хроматографически на пламенно-иони-зационном детекторе прибора «Цвет-3» с колонкой длиной 4 м и диаметром 3 мм, заполненной силикагелем (с фракцией 0,25-т-0,5 мм) при комнатной температуре. Скорость газа-носителя (гелия) составляла 45 мл/мин. Выдыхаемый воздух отбирали в строго определенные временные интервалы. Исходную пробу брали в обычных условиях непосредственно перед экспериментом. Остальные пробы отбирали при пониженном барометрическом давлении: первую пробу газа — в конце 1-го часа, вторую — в конце 2-го, третью — в конце 4-го и четвертую — в конце б-го часа эксперимента. Метан во вдыхаемом кислороде не был обнаружен (порог чувствительности определения <;0,05 мг/м3).

Данные о содержании метана в выдыхаемом воздухе во время эксперимента представлены в табл. 1. Концентрации приведены к нормальным условиям (0°, 760 мм рт. ст.).

Таблица 1

Ореднне концентрации метана в выдыхаемом воздухе ( в мг/м3)

Испытуемые Исходные значения 1-й час 2-й час 4-й час 6-й час

У-В 0,32:0,1 1,5—0,1 1,4—0,2 1,42:0,1 1,42:0,1

C-B 0,22:0,1 1,6—0,4 1,6—0,4 1,8—0,4 1,6—0,4

Р-й 0,2—0,1 1,4—0,2 1,3—0,1 1,3—0,2 1,2—0,2

К-н 13— 1,3 19— 1 18—1,7 18,52=1,4 182=1,5

П-н 0,2—0,1 2,12:0,4 1,9—0,2 1,92:0,2 1,7—0,3

Таблица 2

Средние скорости выделения метана испытателями с выдыхаемым воздухом ( в мг/ч)

Испытуемые Исходные значения 1-й час 2-й час 4-й час 6-й час

У-В 0,42=0,2 1,7210,4 1,92=0,6 2,22:0,9 1,82:0,9

С-в 0,32=0,2 32=2 2,32:1,2 2,22:1,2 2.02=1,2

Р-й 0.22:0,1 1,52:0,3 142:0,6 1,52:0,5 1,52=0,7

К-н 10±2 232:2 242:2 252=2 252=2

П-н 0,32=0,2 1,92=0,6 1,92:0,4 1,32:0,3 1,72=0,4

Из табл. 1 видно, что содержание метана в выдыхаемом воздухе перед экспериментом у 4 испытателей колебалось от 2 до 3 десятых долей миллиграмма, а у одного (К-на) составляла в среднем 13 мг/м3. При выполнении физической работы эта концентрация увеличивалась до 19±1 мг/м3 и на протяжении всего эксперимента практически не менялась.

Исходные концентрации метана в выдыхаемом воздухе у остальных испытателей были значительно ниже, чем у К-на (0,2^-0,3 мг/м3). Через 1 ч после начала физической работы концентрации метана увеличивались до 1,4-^2,1 мг/м3 и в дальнейшем практически не изменялись. Концентрация метана резко увеличивалась в течение 1-го часа и оставалась практически постоянной в последующие сроки эксперимента. Максимальная концентрация метана составляла 20 мг/м3 (у К-на).

Используя величины легочной вентиляции, мы рассчитали скорости выделения человека метана в ходе эксперимента (см. табл. 2). Исходная средняя скорость выделения метана изменялась в диапазоне от 0,2± ±0,1 мг/ч (у Р-го) до 10±2 мг/ч (у К-на). При выполнении испытателями тяжелой физической работы в условиях пониженного барометрического давления и дыхания чистым кислородом отмечалось существенное увеличение количества метана, выделяемого из организма. Как видно из табл. 2, в течение 1-го часа скорость выделения метана возрастала и оставалась почти постоянной до конца эксперимента. Минимальная скорость выделения метана равнялась 1 мг/ч и максимальная — 27 мг/ч.

Установлено, что количество метана, выделяемое человеком за 6 ч, изменялось от 5,9 мг (у С-ва) до 159 мг (у К-на). Индивидуальное различие в выделении метана, по-видимому, связано с особенностями диссимиляции углеводов пищи и специфичностью микрофлоры кишечника испытателей. Полученные результаты могут быть использованы при конструировании автономных систем жизнеобеспечения.

"ЛИТЕРАТУРА. Козлова Е. И., Воробьева J1. И., Аркадье> B¡a 3. А. и др. — «Микробиология», 1969, № 2, с. 251—257. —Соколов Н. Л., H е -е д о в Ю. Г., С а в и и а В. П. и др. — «Космическая биол.», 1971, № 1, с. 57—60.— oncle J. P., M a b s о n N. Е., Adams J. P. et a.—«AerospaceMed.», 1967, v. 38, p. 491—499. — Lewey S., Balchum ö.—«J. Lab. clin. Med.», 1963, v. 62, p. 247—254.

П оступила 5/XI 1974 r.

2 Гигиена и санитария Nr 3

33

THE RATE OF METHANE EMISSION IN EXPIRED AIR IN A MODEL OF A MAN WORKING IN AN INSULATING OUTFIT

A. V. Sedov, E. E. Sotnikov, G. A. Gaziev

The authors show that in carrying out hard physical work the rate of methane emission in expired air first increased and then for a period of 6 hours of experiment it remained practically unchanged. Significant individual differences were found to exist in the methane emission in expired air.

I УДК 371.7:612.821.1/.»

В. Б. Ластовченко

О ЗАВИСИМОСТИ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОТ НЕКОТОРЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Отдел физиологии труда Киевского института гигиены труда и профзаболеваний

Процесс подготовки специалистов высшей квалификации сопровождается восприятием непрерывно возрастающего объема информации, что повышает напряженность умственного труда студентов. В связи с этим актуальным становится повышение эффективности обучения. Показателем ее служит успеваемость студентов, зависящая от ряда факторов. Одним из них является рациональная организация процесса обучения в высшем учебном заведении (А. 3. Белоусов и соавт., П. JI. Краснянская). Однако-успешность обучения не может быть достигнута только совершенствованием учебного процесса. Вероятно, она зависит также от степени соответствия психофизиологических особенностей студента количеству и сложности подаваемого ему учебного материала.

Студент приходит в высшее учебное заведение с уже сформировавшимися в предыдущей жизнедеятельности индивидуальными особенностями, проявляющимися в характерологических чертах, способностях и направленности интересов. Характерологические черты включают стабильные признаки — свойства высшей нервной деятельности и динамические особенности — психологические качества. Формирование профессиональных способностей начинается в процессе обучения путем изменения психологических качеств личности, физиологическую основу которых составляют свойства высшей нервной деятельности; дальнейшее формирование профессиональных способностей происходит непосредственно в самой деятельности (К. М. Гуревич, 1970, 1974). Исследования школьников 9—11-х классов, обучающихся профессии вычислителя-программиста в специализированной школе, позволили выделить группы лиц, способных и ограниченно способных к математике (И. Д. Карцев и соавт.). Различия между этими группами в определенной мере можно объяснить особенностями высшей нервной деятельности.

Данные о связи между индивидуальными физиологическими показателями и успешностью обучения у студентов недостаточны. Так, у студентов педагогического института, сдавших экзамены в среднем на 4,5 балла, латентный период оказался короче на 0,03 с по сравнению с этим показателем у их сокурсников, сдавших экзамены в среднем на 3,5 балла (Э. Ю. Гринене). По данным Э. Путнене, студенты-отличники медицинского института обладают лучшей оперативной и долговременной памятью, механическим компонентом памяти, образно-чувственной, произвольной и непроизвольной памятью, лучшим произвольным вниманием, чем неуспевающие студенты. Имеются также данные о количественной взаимосвязи успешности обучения студентов с памятью, логическим мышлением, вниманием и сосредоточенностью его (Е. А. Стрельников). Известно также, что на успеваемость влияют пол обучающихся, их бытовые условия (В. Л. Василенко и В. В. Кулемин). Однако следует учитывать, что в большинстве случаев^исследованные группы студентов были неоднородны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.