Научная статья на тему 'СКОЛЬКО СТОИЛО ОЖИДАНИЕ БОДЛЕРУ?'

СКОЛЬКО СТОИЛО ОЖИДАНИЕ БОДЛЕРУ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАРЛЬ БОДЛЕР / ОЖИДАНИЕ / ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН / ЖАН-ПОЛЬ САРТР / ОДИНОЧЕСТВО / ТОЛПА / ПОЭЗИЯ / ПРИНЯТИЕ ВЫБОРА / CHARLES BAUDELAIRE / ANTICIPATION / WALTER BENJAMIN / JEAN-PAUL SARTRE / LONELINESS / CROWD / POESY / CHOOSING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филиппович М.С.

Вальтер Беньямин подмечает предчувствие у Шарля Бодлера, которое наделяется модернистским свойством. В статье рассматривается ожидание в качестве экзистенционального существования поэта. Таким образом открывается противостояние судьбе, предчувствие грядущего Бодлера. Его литературная карьера и образ жизни является воплощением этого ожидание. Это основное оружие в противостоянии с судьбой. В одном случае появляются не похожие ни на что художественные произведения, которые сквозят одиночеством, фланерством, манерностью - вторым случаем - в личностном воплощении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW MUCH DOES ANTICIPATION COST TO CHARLES BAUDELAIRE?

Walter Benjamin noticed an anticipation of Charles Baudelaire that gets the modern attributes. In the article, the anticipation is analyzed as a part of the existential presence of a poet. By this way the poet can resist the fate and he has a feeling of future. Baudelaire’s literature career and his lifestyle are an embodiment of it. It is the main tool to stand with a faith. From one hand, his works have no similarity with others poets, in their loneliness, flânerie, and manners, from the other hand in their personal embodiment.

Текст научной работы на тему «СКОЛЬКО СТОИЛО ОЖИДАНИЕ БОДЛЕРУ?»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 2500-3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2020-3(24)/9 Социологические науки

УДК: 316.61 59

Сколько стоило ожидание Бодлеру?

© М.С. Филиппович

Филиппович М.С. - ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). e-mail: tweedledum@list.ru

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

Вальтер Беньямин подмечает предчувствие у Шарля Бодлера, которое наделяется модернистским свойством. В статье рассматривается ожидание в качестве экзистенционального существования поэта. Таким образом открывается противостояние судьбе, предчувствие грядущего Бодлера. Его литературная карьера и образ жизни является воплощением этого ожидание. Это основное оружие в противостоянии с судьбой. В одном случае появляются не похожие ни на что художественные произведения, которые сквозят одиночеством, фланерством, манерностью - вторым случаем - в личностном воплощении.

Ключевые слова: Шарль Бодлер, ожидание, Вальтер Бенья- www j-chr com мин, Жан-Поль Сартр, одиночество, толпа, поэзия, принятие выбора.

60

В 1946 году Жан-Поль Сартр опубликовал очерк «Бодлер», в котором выказывает холодное суждение о личности поэта. В отличие от неоконченного эссе о Тинто-ретто, в этой работе Сартр не испытывает симпатии, он вскрывает характер поэта без анестезии, без сочувствия.

Всю жизнь Шарль Бодлер следовал плану, и скорее неосознанному. Дело в том, что он ждал, что вот-вот произойдет нечто, способное что-то изменить. Однако это неопределенное нечто было не очень понятно ему самому. Добиться полного одиночества возможно - один из способов - вселить омерзения в окружающих. А вот каким образом - не совсем очевидно, поэтому действовать нужно по-разному: через внешний вид, поведение, речь.

Очерк Сартра точен и полон тонких наблюдений, «он поминутно совершает одни и те же грехи», пишет о Бодлере, «осыпая свои заблуждения одними и теми же проклятиями; впадая в отчаяние, он всякий раз загорается одними и теми же упованиями». Похоже, что выбор известен, но он не принимается, поэт решает наказать себя. Сартр считает, что Бодлер понес «жизненное поражение».

Какого же оно рода? Шарль Бодлер рано потерял отца, но заботливо хранил память о нем до конца жизни. Вскоре мать вышла замуж за коменданта Опика, и мальчика отдали в интернат получать образование. И ведь отчим не был жестоким, суровым солдафоном, но ненависть к нему юного Шарля оборачивалась настойчивым ожиданием матери вернуться к нему. «Для женщины, имеющей такого сына, как я, повторное замужество недопустимо». Или «я все время был жив в тебе, а ты принадлежала мне одному. Ты была для меня и божеством, и товарищем».

Сопоставляя эти два сообщения к матери, написанные с разницей в несколько лет, похоже, что Бодлер пересмотрел некоторые взгляды на взаимоотношения людей. Так и есть. Растворение в отношениях с матерью, дает шанс понять нечто значимое для него. Переписка с ней равноценна прогулке в толпе. Царапая

слова на бумаге витиеватым почерком, он будто пробирается по узким свободными полосам между омнибусами. Двойственность начинает занимать большее место в жизни Шарля Бодлера. Он становится поэтом еще в отрочестве, действуя через письма на тех, с кем связан. Поль Валери говорил о нем, что «плодовитость поэта измеряется не числом стихов, а скорее широтой воздействия».

Начиная ощущать подкрадывающееся одиночество, он стал окружать себя искусственностью, чтобы скрыть пустоту. Но попытка оказалась неудачной. «Удары жизни, борьба с учителями и товарищами, глухая тоска», - писал поэт в автобиографических заметках, - «чувство одиночества всегда и везде».

Пощечины судьбы, которые Бодлер выдерживал, Вальтер Беньямин сравнивал с уроками фехтования. Упорное сопротивление фатуму, чтобы дождаться момента, когда желание станет осязаемым. Современность - злой рок, который не нуждается в героях. «Она обрекает его на вечное бездействие» [2, с.108].

Похоже, что «Искусственный рай»

- то самое активное желание. В одиночестве он мучился вопросами морали, намекал об этом в письмах отчиму, матери, друзьям. Творчество, как заметил В.М. Осадченко во вступительной статье [1], - это неопределимое желание завести собственный сад. Если реальность не желает принять его, то можно создать свою собственную.

В "The Painter of Modern Life" [6] Бодлер симпатизирует Бальзаку, считая, что гениальность художника заключается в смешении естественность, которая включает в себя литературный элемент. Можно использовать любое существительное

- наблюдатель, философ, фланер - его можно назвать моралистом, художником ускользающего момента. Любопытство становится фатальной, непреодолимой страстью. Чтобы создать собственную систему похвалы и наказания, нужно постоянно искать, находится в толпе.

Вспоминается фраза из рассказа Василия Васильевича Розанова «Наш "Антоша Чехонте"», что «рождаемся мы не все для варенья и яблок, но, между прочим, и для кислого существования». Будто подобная мысль приходила в голову Бодлера, на том решение и определилось. Жребий брошен, так сказать. Страдания, которые он проживал, выбрал сам, сам же и бросался едкими выражениями в произведениях и в жизни.

«С детства - чувство одиночества. Несмотря на родных - и особенно в среде товарищей - чувство вечной обреченности на одинокую судьбу. Вместе с тем -очень острый вкус к жизни и к наслаждению» [4, с. 292]. Сизифов труд - начинать все сначала, принимать удар и вновь подниматься на вершину горы, чтобы обрести величие.

И ведь «многолюдство, одиночество: понятия тождественные и обратимые одно в другое для живого и отзывчивого поэта» [4, с. 198]. А он был отзывчивым: возился с нищими, поддерживал мелочью и словами проституток и убогих. Среди людей он - скиталец - переживает все профессии, бедствия и радости, которые попадаются во время странствий по улицам.

Его одиночество усугубляется неприступностью, манерностью. Чтобы остаться верным способу действия, он постоянно меняет обличья. Декорации тоже меняются по мере каждого выхода из дома.

Я брел, в беседу сам с собою погружен,

Подобный павшему, усталому герою.

Скрываясь за ролью - денди, апаша - он ощущал состояние тревоги, беспокойство за обретение одиночества. Нервозность из-за независимости, которая оказывается следствием отчуждения от толпы, и между тем театральность - нужны, чтобы почувствовать себя господином. Но внезапно его охватывает сплин и тоска. Он пасует, говорит Сартр, и ждет лишь одного - стать вещью неодушевленной, которая начинается существовать

только благодаря внешнему стимулу [4, с. 423].

...неясный страх ночей ужасных,

Сминает сердце, словно лист бумажный.

Георг Зиммель подобрал формулировку, в которой человек испытывает беспокойство в большей степени потому, что видит, не слыша. Шарль Бодлер ненавидел природу, он искал толпу, искусственность. Большой город удовлетворял потому, что, оказываясь в ситуации, когда множество незнакомцев сидит за соседним столиком, стоит перед витриной одного из пассажей - присутствует - рядом, он подвергается постоянному надсмотру, он вынужден смотреть на других, не обмениваясь словами.

Разворачивая мысль Зиммеля, приведем отсылку Вальтера Беньямина [2] к высказыванию Гёте о том, что «любой человек, будь то самый благородный или самый презренный, несет в себе тайну, которая сделала бы его ненавистным всем окружающим». Бодлер же именно этого и желает - быть ненавистным каждому. Он испытывает удовольствие от пребывания в толпе, поэтому ему не терпится оказаться посреди улиц - «не всякому дано уменье купаться в море людей: наслаждаться толпой - это искусство» [4, с. 198].

«Человек до того любит человека, что, даже убежав из города, продолжает искать толпу, то есть воссоздает город в чистом поле» [4, с. 299]

Фланерство, дендизм - два паттерна социального поведения, которые подкрепляют его решимость стать отвратительным обществу. Дендизм - это своего рода мораль, требующая постоянного контроля за собственными действиями, мыслями и, разумеется, внешним видом. Сам Шарль Бодлер вкладывал в слово «денди» квинтэссенцию воли и тонкого понимания всего морального механизма мира.

Каждый раз появляясь в вечернем свете газовых фонарей, ныряя между прохожими, бредущими или глядящими на витрины магазинов, он проявляет полную собранность. Неряшливость и

61

62

несобранность считаются теми грехами, которые необходимо удалять с корнем [3]. Он хочет поразить людей внешним видом - тщательно вычищенным бархатным камзолом или черным фраком. «Свежевыбритый, с волнистыми волосами, откинутыми за уши, в безупречно белой рубашке с мягким воротом, видневшимся из-под воротника его длинного плаща, он походил и на священника, и на актера» [4, с. 415].

Держать себя в руках, ощущать взгляды прохожих, проявлять самость, «другость», как пишет Сартр, - вот план Бодлера. Он ожидает плевка, критики, он ищет отражение.

«Ад - это другие» - постулирует в последней строке герой пьесы «За закрытыми дверями» Жан-Поль Сартра. Он использовал эту метафору, чтобы обратить внимание на пугающую, беспорядочную, жестокую пропасть внутри человека. Пропасть, конечно, в демонстрации объема и глубины «другости» и в то же время одинаковости. В других людях скрывается нечто значимое для нас и в то же время мы зависим от их суждения. То, что ощущается внутри нас, может быть подвергнуто критике из-за иных привычек, мышления, интересов. Коротко говоря, Жан-Поль Сартр объясняет ад зависимостью людей от мнения других.

Бодлер зависим от этого. Его действия должны быть видны ему в реакции других людей. Он постоянно работает над собой, непрерывно созерцает себя в них. «Моя профессия художника заставляет меня внимательно вглядываться в лица, в выражения встречающихся на моем пути людей, а вы знаете, какую радость извлекаем мы из этой способности, делающей жизнь в наших глазах более оживленной и полной смысла, чем у других людей», -пишет поэт в «Веревке». Возникает обреченность художника искать зрителей.

Он оказывается в одиночестве и остается искренним, прямым в словах и поступках, чтобы остаться оригинальным.

«Истинные герои умеют веселиться в одиночку». Фланер и денди - два закры-

тых в себе главных действующих лица, которые ощущают превосходство от толпы. Они ее презирают, но «даже убежав из города, продолжают искать толпу, то есть создают город в чистом поле».

Фланер против воли, повинуясь судьбе, он сохраняет бдительность, «ловит события на лету». Беньямин считает его рисовальщиком, который должен быстро схватить мгновение.

Дневники, стихотворения и критику Бодлер писал так, чтобы стать одиноким, чтобы другие испытывали чувство отвращения. В «Фейерверках» он пишет: «Когда я внушу всему свету гадливость и омерзение - тогда я добьюсь одиночество» [4, с. 273]. И ведь как бы ни кичился привязанностью к другим, даже «гадливость» — это проявление внимания со стороны других, это возможность посмотреть на себя. Получается, что одиночество вовсе не стремление закрыться и спрятаться от других, но постоянное наблюдение и даже контроль. Любое действие будет расцениваться как реакция, на которую следует дать ответ. Сартр предполагает, что одиночество Бодлера отличается тем, что он хочет «наказать» родителей, «заставить понять всю безмерность совершенной ими ошибки».

К литературным опытам Шарль Бодлер относится как к действию. Это особого рода самонаказание. Сартр приводит пример заражения сифилисом, однако же, нетрудно заметить, что проза - запе-чатление грехов на бумаге - действенная порка. «Всякая мерзость, нечистоплотность, болезнь, больница - вот что влечет Бодлера, вот чем прельщает его "ужасная еврейка" Сара».

Таким образом открывается двойственность Бодлера. С одной стороны, он сторонится толпы, ищет собственную «другость», с другой - бросается в нее, чтобы стать отверженным.

С высот я весело бросаю гордый взгляд,

Безбрежный город весь теперь мне виден ясно,

Больница и вертеп, чистилище и ад.

Он подкидывает в «Эпилоге» задачку для внимательного читателя. Характерная двойственность для фланера и менее очевидная для денди - праздная прогулка и аскеза - ставит его в положение выбора между «бытием» и «существованием», как заметил Сартр.

«Поиск побуждает поэтов облюбовать определенные объекты реального мира, представляющиеся им наиболее красноречивыми символами той действительности, где бытие и существование могли бы слиться воедино, после чего присвоить эти объекты посредством их созерцания. Присвоение же объекта, как мы показали в другом месте, есть попытка отождествления с ним. Вот почему поэтам приходится с помощью знаков создавать некие двойственные квазиприродные объекты, играющие переливами бытия и существования и приносящие им двойное удовлетворение - как в силу того, что эти объекты являются объективными сущностями, которые можно созерцать, так и потому, что они оказываются порожде-

ниями самих этих поэтов, в которых они могут узнать собственный лик» [4, с. 434].

Сартр идет чуть дальше: подобная эквилибристика поступками, совершаемыми Бодлером, укрепляют его непохожесть, создают личную поэтическую духовность.

«Божественную комедию» Данте Шарль Бодлер считал воплощением вечного ожидания, но не столько истинного, сколько нового и неведомого. Оно определяется поэтическим состоянием, которое обладает экстатическим, сверхчувственным свойством. Внушение - способ передачи его стремлений, чем он довольно умело пользовался.

Парадокс жизни Шарля Бодлера заключается в противостоянии судьбе. «Мучимый ужасом», он не прочь и сам вызывать ужас в других. Ожидать, что вот-вот он обнаружится вне себя, соединяется с ненавистью одинаковости, принадлежащей другим. «Ведь в зеркале он ищет самого себя, но таким, каким он себя создал», заключает Жан-Поль Сартр.

63

ЛИТЕРАТУРА

1. Искусственный рай: Клуб любителей гашиша. - М.: АГРАФ, 1997. - 409 с.

2. Беньямин В. Бодлер. - М.: Ad Marginem Пресс, 2015. - 224 с.

3. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни / 3-е изд. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 640 с.: ил. (Серия «Культура повседневности»)

4. Сартр Ж.-П. Бодлер

5. Якубович П.Ф. Бодлер, его жизнь и поэзия. [Электронный ресурс] URL: http:// lib.ru/POEZIQ/BODLER/bio.txt (дата обращения 18.09.20)

6. Baudelaire Charles. The painter if modern life and other essays, Phaidon press. 1864 [Электронный ресурс] URL: http:// www.columbia.edu/itc/architecture/ ockman/pdfs/dossier_4/Baudelaire.pdf (дата обращения 21.09.20)

7. Burton Tara Isabella. Why the dandy is a subversive work of public art. [Электронный ресурс] URL: https://aeon.co/ideas/ why-the-dandy-is-a-subversive-work-of-public-art (дата обращения 18.09.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.