Научная статья на тему 'Сколько инженеров нужно для инновационной экономики? (модели построения прогнозов)'

Сколько инженеров нужно для инновационной экономики? (модели построения прогнозов) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сколько инженеров нужно для инновационной экономики? (модели построения прогнозов)»

с

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

Л. ПУЧКОВ, чл.-корр. РАН, президент,

В. ПЕТРОВ, профессор, проректор Московский государственный горный университет

Развитие отечественной системы высшего профессионального образования сопровождается бурным ростом числа высших учебных заведений и высокими даже по мировым меркам количественными показателями обучающегося в них контингента. В связи с этими процессами встает вопрос об определении достаточных для экономики страны объемов подготовки специалистов, уровня их профессиональной подготовки и номенклатуры специальностей. Не так давно бытовало мнение, что этот вопрос решится сам собой стихией новых отношений на рынке труда. Однако реальная ситуация складывается под влиянием многих факторов, причем разного рода. В частности, существенное значение приобретают как объективная инерционность системы высшего профессионального образования, так и проекты реконструкции экономической и социальной сфер российского общества, заявленные руководством страны.

Как возможно прогнозирование инженерного потенциала в условиях инновационной экономики?

Существуют виды экономической (профессиональной) деятельности, которые обладают стабильным набором характеристик, тем самым определяя её, казалось бы, заведомую привлекательность для будущих работников. Вместе с тем высокие темпы обновления технологий на фоне низкой мобильности инженерного кадрового состава значительно затрудняют решение задач прогнозирования потребности в специалистах.

Наиболее эффективно и быстро можно делать прогнозы в тех видах экономичес-

Сколько инженеров нужно для инновационной экономики?

(модели построения прогнозов)

кой (профессиональной) деятельности, где приняты стандартные нормативы, привязанные к численности населения в целом или к численности населения в определенном возрасте, например в образовании или медицине. Гораздо сложнее решать данную задачу для реального сектора экономики, когда необходимо принимать во внимание значительное число переменных, учет которых весьма затруднен или осуществляется только на уровне оценок.

Особый статус она получает в контексте проблем инновационного развития высшего профессионального образования и экономики, которые сейчас стали не просто актуальными, но, по сути, перешли в политическую область. Гигантский поток публикаций посвящен сегодня инновационному развитию экономики, т.е. переходу экономики страны на инновационный путь развития, при этом ведущая роль в повышении восприимчивости экономики к инновациям отводится высшей школе.

Существует ли взаимосвязь между инновациями в высшей школе и инновациями в экономике, и если да, то можно ли найти способы ее количественного описания? Ответ на этот вопрос может привести к довольно интересным результатам.

Оценка необходимого уровня воспроизводства кадрового инженерного потенциала в реальном секторе экономики. Анализ существующих подходов к решению задач прогнозирования потребностей рынка труда на региональном и федеральном уровне показывает, что универсальные методики на сегодняшний день отсутствуют

[1]. Вместе с тем, хотя далеко не все методы удовлетворительны, а достоверность некоторых моделей сомнительна из-за значительной неопределенности исходных эмпирических данных, они все же формируют научную основу решения проблемы. Во всяком случае, открывают перспективу для генерации новых идей и вооружают исследователей, да и всех нуждающихся в результативных методиках оценки и прогнозирования количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов необходимым инструментарием.

Представляя свой взгляд на решение сформулированных задач, авторы стремились отойти от их математической формализации, сконцентрировав внимание на идеологическом наполнении соответствующего методического комплекса, а также на представлении результатов оценок в достаточно локальной профессиональной области - горном деле.

В основу определения необходимого уровня воспроизводства кадрового потенциала закладываются следующие две идеи:

1) возможность сопоставимости разделов двух классификаторов, используемых органами государственной статистики, -Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО);

2) возможность определения инженерного кадрового потенциала для конкретных видов экономической деятельности в разделах ОКВЭД на основе применения методов количественного анализа фактических трудовых ресурсов и их качества [2, 3].

Дадим некоторые пояснения к сформулированным идеям.

В первой из них идет речь об использовании ОКВЭД - классификатора, занимающего центральное место в системе экономико-статистических классификаций. Он позволяет получить разностороннюю количественную оценку современной отраслевой структуры страны, определить роль видов экономической деятельности в фор-

мировании экономического потенциала, провести международные экономические сопоставления [4, 5].

Выполнение статистических наблюдений и обследований в разрезе отраслей экономики в условиях централизованной плановой экономики базировалось на Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). В современных условиях он не обеспечивает достоверного отражения существующей хозяйственной инфраструктуры страны и не позволяет проводить сопоставления отраслевой структуры экономики на российском и международном уровнях. Классификационной единицей отрасли по ОКОНХ являлось подразделение предприятия, имеющее самостоятельный баланс, по которому велись учетные операции. Отрасль представляла собой совокупность подразделений предприятий, производящих преимущественно однородную продукцию. Количественные характеристики деятельности отраслей отражали результаты основного вида деятельности.

Переходк рыночной экономике сопровождается высокой диверсификацией производства практически во всех отраслях. Значительное число предприятий в результате своей экономической деятельности производит разнородную продукцию, причем в условиях рынка перепрофилирование становится естественным динамическим процессом [4, 5].

В качестве единицы классификации в ОКВЭД используется вид экономической деятельности, который характеризуется комплексом экономических показателей (объем производства, затраты на производство, трудовые ресурсы и т.п.). В качестве классификационных признаков применяются характеристики сферы деятельности, технологии производства, используемые сырьевые источники и т.п. Приведем некоторые разделы ОКВЭД.

A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

B. Рыбоводство, рыболовство.

C. Добыча полезных ископаемых.

D. Обрабатывающие производства.

М. Образование - и т.д. (всего 17 разделов) [6].

В раздел С («Добыча полезных ископаемых») входят подразделы: СА - «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» (добыча каменного угля, бурого угля и торфа; добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях; добыча урановой и ториевой руд); СВ - «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических» (добыча металлических руд; добыча прочих полезных ископаемых). Дальнейшая группировка в рамках указанных разделов позволяет выделить способы добычи (первичной переработки) полезных ископаемых (открытый, подземный, обогащение) и конкретные минералы (уголь, урановая руда, железная руда, асбест, камень и т.д.).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основы-ваетсяна утверждаемых Минобрнауки России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии сФЗ «Обобразовании».

ОКСО используется в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях с охватом как государственных, так и негосударственных образовательныхучреждений при решении следующих основных задач:

• определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

• регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

• интеграция систем ВПО и СПО РФ в международное образовательное пространство.

Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования. Под спе-

циальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

Выделяют три уровня иерархической классификации объектов: укрупненные группы специальностей и направлений подготовки; направления подготовки; специальности. Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области; они соответствуют утверждаемому Правительством государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Направления подготовки очерчивают более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат. Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область. Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобрнауки, в ОКСО не рассматриваются.

Таким образом, имея в наличии два представленных классификатора и выдвинув вполне логичную гипотезу о единстве областей профессиональной деятельности и профессиональной подготовки, можно определить соответствие между специальностями ОКСО и классами (или группировками) ОКВЭД.

Рассмотрим в качестве примера направление подготовки «Горное дело » ОКСО и группировки, относящиеся к горному делу как совокупности соответствующих разделов видов экономической деятельности ОКВЭД. При формировании группировок ОКВЭД использовались принципы а) преимущественного и б) паритетного комплектования инженерного кадрового потенциала для видов деятельности из числа выпускников соответствующих специальностей вузов.

Преимущественное комплектование инженерного кадрового потенциала предприятий и организаций видов экономической деятельности, относящихся к горному делу, из числа выпускников горных специальностей вузов определяется особыми требованиями к квалификации инженерного персонала, которые формируются в том числе государственными органами надзора. Особенно четко эта стратегия выражена на предприятиях, ведущих подземные горные работы, где весь инженерный кадровый потенциал комплектуется только из специалистов, имеющих квалификацию «горный инженер». К видам экономической деятельности, в которых соблюдается данный принцип, относятся, к примеру, 10.10.11 «Добыча каменного угля открытым способом»; 10.10.12 «Добыча каменного угля подземным способом»; 10.10.21 «Обогащение каменного угля»; 13.10.1 «Добыча железных руд подземным способом »; 13.10.2 «Добыча железных руд открытым способом» и т.п.

Паритетное комплектование инженерного кадрового потенциала предприятий и организаций для видов экономической деятельности, имеющих частичное отношение к горному делу, из числа выпускников горных специальностей вузов определяется востребованностью квалификации горного инженера в определенном виде экономической деятельности для обеспечения успешного функционирования предприятия (организации). Такой подход к комплектованию инженерного кадрового потенциала осуществляется в следующих группировках ОКВЭД: 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»; 45.21.54 «Производство общестроительных работ по строительству сооружений для горнодобывающей и обрабатывающей промышленности»; 60.21.23 «Деятельность метрополитена» и т.п. В этих видах экономической деятельности горный инженер выполняет свои профессиональные функции в

кооперации с дипломированными специалистами из других областей.

Вероятно, горный инженер конкурентоспособен и на предприятиях других видов экономической деятельности, а горные производства зачастую используют кадровый потенциал с другим профилем подготовки, например экономическим, машиностроительным, транспортным и т.д. Для получения оценочныхрезультатов, с нашей точки зрения, можно приравнять число специалистов с горным образованием, работающих в видах экономической деятельности, не связанных с горным делом, к числу работающих в горной промышленности специалистов без базового высшего горного образования.

Возможны и другие варианты оценки уровня соответствия между видами экономической деятельности и направлениями (специальностями) базового профессионального образования инженерного кадрового потенциала. Известны и попытки проведения количественных оценок с помощью специально разработанных математических моделей [1].

Давая свои предложения, мы исходим из следующих соображений.

■ Ограниченная мобильность инженерного кадрового потенциала на международном рынке труда позволяет рассматривать процесс распределения трудовых ресурсов по областям экономической деятельности в условиях и характеристиках, присущих замкнутым системам.

■ Можно определить не только терминологическую, но и содержательную общность между областями экономической деятельности и образовательными областями, чему способствуют механизмы, стимулирующие соответствие указанных связей (лицензирование профессиональной деятельности, государственный контроль допуска персонала к определенным видам профессиональной деятельности и т.п.).

Определив виды экономической деятельности предприятий и используя данные государственных статистических изме-

рений, мы получаем возможность создать методический комплексдля оценки кадрового инженерного потенциала. Структурная схема указанного методического комплекса приведена на рис. 1. В качестве исходных данных используется статистическая отчетность предприятий и организаций России, аккумулированная Росстатом по видам экономической деятельности, а также данные переписи населения.

Представленный комплекс впервые был апробирован при количественной оценке корпуса горных инженеров в России, а также при определении необходимого уровня воспроизводства кадрового инженерного потенциала

ОКВЭД

ОКСО

Структура данных переписи населения

Группировка классов на основе выделения общих предметных областей образования и

профессиональных областей деятельности

Анализ фактических трудовых ресурсов в видах экономической деятельности

Определение уровня инженерного кадрового обеспечения в видах экономической деятельности

Количественная оценка инженерного кадрового потенциала

Определение востребованности инженеров в видах экономической деятельности

Рис. 1. Структурная схема методического комплекса для определения востребованности инженерных кадров

горных предприятий в 2004 г. [2, 7]. Универсальный характер методики позволяет применять ее для решения аналогичных задач в разных секторах экономики страны, а также для прогнозирования необходимого уровня воспроизводства инженерного кадрового потенциала по различным уровням профессиональной подготовки (начальное, среднее, высшее).

С целью демонстрации эффективности предложенного подхода приведем некоторые количественные показатели фактических трудовых ресурсов минерально-сырьевого комплекса РФ, полученные в органах государственных статистических наблюде-

ний за 2005 г. В качестве количественного показателя фактических трудовых ресурсов использовалась среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий без внешних совместителей. Численность фактических трудовых ресурсов по разделу С «Добыча полезных ископаемых» составляет 1 028 500 чел., в том числе по подразделу СА «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых » - 692 200 чел. (67,3%); по подразделу СВ «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических» - 336 300 человек (32,7%).

На рис. 2 приведена диаграмма, отра-

320560

234940

а/ ш о с. в) т

169280

вого обеспечения, которую можно получить двумя способами:

1) на основе исследования данных переписи населения страны;

2) на основе анализа данных выборочных обследований, проводимых федеральными и региональными органами государственной статистики.

Первый подход рас-

Рис. 2. Распределение фактическихтрудовыхресурсов мине- полагает широким рально-сырьевого комплекса России по федеральным округам спектром статистических данных, характе-

350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

88940

5 204 0 50040

1 2700

ЦФО

СЗФО

ЮФО При вФО УрФО

Федеральные округа

СибФО ДВФО

ризующих трудовые ресурсы на региональном и федеральном уровняхв экономических, образовательных, возрастных и прочих разрезах. Главным недостатком этого подхода является усреднение (на значительных классах отраслей) видов экономической деятельности и связанные с этим трудности при получении дифференцированных оценок. Приведенные на рис. 4 данные получены первым способом. Кроме того, при использовании данных пе-

жающая распределение фактических трудовых ресурсов в минерально-сырьевом комплексе (раздел С «Добыча полезных ископаемых») между федеральными округами РФ. Она позволяет определить основные горно-промышленные регионы России.

В соответствии с вышеизложенным и структурой методического комплекса представим дифференцированное распределение по федеральным округам фактических трудовыхресурсов, занятых добычей твердых полезных ископаемых и добычей нефти и газа. Данные, представленные на рис. 3, дают количественную характеристику распространения горного и нефтегазового дела по федеральным округам.

Важным этапом для решения задачи определения потребности в дипло- I

мированных специ- Федеральные округа

алистах является Рис. 3. Распределение фактических трудовых ресурсов , занятыхв оценка уровня ин- добыче нефти и газа и твердых полезных ископаемых, между женерного кадро- федеральными округами РФ

28570

ЦФО СЗФО

" ......... 254490~

"рив----УрФО

■ Добыча нефти и газа и Добыча твердых полезных ископаемых

реписи населения необходимо учитывать, что эта процедура в соответствии с принятыми нормами проводится один раз в десять лет, что в условиях динамичной экономики явно не достаточно и требует дополнительных оценок для некоторых видов экономической деятельности.

Выборочные обследования, проводимые Росстатом, хотя и позволяют получить определенные оперативные данные, в значительной степени ориентированы на получение оценок на федеральном уровне. В идеальном случае необходимо использовать оба представленных метода, дополняя их согласованными оценками.

Анализ данных (рис. 4) свидетельствует о том, что по уровню инженерного кадрового обеспечения отрасли, относящиеся к промышленности (добыча полезных ископаемых; производство,распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт и связь; обрабатывающие производства), отличаются незначительно, что позволяет использовать усредненные показатели для решения задачи оценки необходимого уровня инженерного кадрового воспроизводства.

о с т

О 10 - —

20,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-47,4---17-

18,4

15,3

1

2

3

4 5 6

о

ст Отрасли (индексы)

Рис. 4. Диаграмма распределения доли инженерного кадрового потенциала по отраслям экономики России

Индексы отраслей: 1 — добыча полезных ископаемых; 2 — произ водство, распределение электроэнергии, газа и воды; 3 — строитель ство; 4 — транспорт и связь; 5 — обрабатывающие производства; ществлять набор 6 — финансовая деятельность; 7 — государственное управление; лиц, имеющих раз-8 - образование; 9 - здравоохранение. ный уровень обра-

Следует обратить внимание, что группировка отраслей по уровню инженерного кадрового обеспечения может свидетельствовать об определенном единстве профессиональной деятельности и образовательных областей. Так, промышленное производство может быть соотнесено со специальностями и направлениями, условно относящимися к технике и технологии, образование (как отрасль) - к образовательной области (укрупненной группе направлений или специальностей) ОКСО «Образование и педагогика » и т.п.

Аналогичным образом можно определить распределение кадрового инженерного потенциала на уровне федеральных округов. На рис. 5 представлена диаграмма распределения по федеральным округам страны доли кадрового инженерного потенциала в разделе «Добыча полезных ископаемых». Различия федеральных округов по уровню кадрового инженерного потенциала могут определяться рядом факторов. Среди них:

1) наличие в регионе крупных предприятий соответствующего профиля по видам экономической деятельности (добыча полезных ископаемых), использующих значительный инженерный кадровый потенциал;

2) количественные показатели подготовки в регионе специалистов соответствующей образовательной области. Действующие квалификационные требования к персоналу организаций зачастую дают возможность кадровым службам осу-

25,5

7

8

9

60

53,6

50

40

К 30

20

0

30

26,0

25

¡=5 20

17,2 17,2 18,8

17,1

15,4

15 --

10 --

5

к ц

о

-437-

14,5

Представленный методический комплекс может иметь несколько приложений, ключевыми из которых, с нашей точки зрения, являются следующие:

• количественная оценка параметров системы подготовки специалистов в стране в условиях обеспечения их воспроизводства;

• стратегическое планирование уровня инженерного кадрового потенциала на основе

Рис. 5. Диаграмма распределения доли кадрового инженерного удельных показателей потенциала, занятого добычей полезных ископаемых, по (инженерное кадровое

обеспечение), приве-

Россия ЦФО СЗФО ЮФО ПривФО УрФО СибФО ДВФО

федеральным округам

зования (среднее профессиональное, высшее профессиональное) на одинаковые должности специалистов. Это приводит к тому, что работодатели отдают предпочтение выпускникам вузов. Такие явления наблюдаются в условиях переизбытка специалистов с высшим профессиональным образованием соответствующего профиля на региональном уровне;

3) дифференциация организаций по уровню инновационной активности, требующей соответствующего ресурсного кадрового обеспечения.

Следующий этап методики, определенный на структурной схеме методического комплекса (рис. 1) как количественная оценка инженерного кадрового потенциала в видах экономической деятельности, выполняется практически автоматически путем перемножения данных, представленных на рис. 3 и 5.

Предложенные подходы позволяют сделать следующие выводы: в минерально-сырьевом комплексе России в 2005 г. работало 183 000 инженеров, из которых 100 000 горных инженеров было занято в добыче твердых полезных ископаемых, а 83 000 инженеров - в добыче нефти и газа.

денных к единице произведенной продукции.

Количественная оценка параметров системы подготовки горных инженеров в стране в условиях обеспечения воспроизводства корпуса горных инженеров осуществляется на основе простого алгоритма и при принятии двух допущений:

1) средняя продолжительность деятельности инженера в горном деле (время с момента первого занятия инженерной должности до выхода на пенсию) составляет, по оценкам экспертов, 20-25 лет;

2) высшая горная школа России должна обеспечить воспроизводство действующего инженерного кадрового потенциала горного дела.

Учет результатов исследований и использование разработанных методических комплексов позволяют провести сопоставление выпуска горных инженеров в вузах страны и уровня востребованности инженерных кадров на предприятиях, занятых добычей твердых полезных ископаемых (верхняя оценка) (рис. 6) [8].

Приведенные данные свидетельствуют о том, что количественные характеристики подготовки горных инженеров в России со-

6000

5000

4000

3000

2000

1000

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Годы

Уровень востребованности

Рис. 6. Распределение выпуска горных инженеров в вузах по годам и уровень востребованности инженерных кадров

ответствуют уровню ихвостребованности в аналогичных отраслях промышленности. Такие же исследования, проведенные на уровне федеральных округов, позволяют определить тенденции развития дефицита инженерного корпуса при формировании кадрового потенциала горного дела Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Если же учесть слабую межрегиональную мобильность трудовых ресурсов (не считая вахтовых методов), перспективы развития горнодобывающего комплекса Сибири и Дальнего Востока в условиях принятых политическим руководством страны планов регионального развития, близости бурно развивающихся азиатских рынков потребления минерального сырья, становится очевидной необходимость особого подхода к высшему горному образованию, в том числе и со стороны государства.

Стратегическое планирование уровня кадрового потенциала. Некоторые специфические особенности развития видов экономической деятельности современной экономики России на федеральном и региональном уровнях: высокие показатели ро-

ста производства по отдельным группировкам ОКВЭД, объективное наличие эффекта «низкой базы» (показатели роста наблюдаются в видах экономической деятельности практически с нулевого уровня), значительное сокращение сроков реализации инвестиционных проектов по развитию производств на фоне сравнительно продолжительных периодов подготовки специалистов - приводят к снижению достоверности прогнозных моделей и дают возможность прогнозировать только на короткие периоды.

Таким образом, необходимо выработать новые подходы к построению моделей для прогнозирования уровня кадрового потенциала видов экономической деятельности, которые позволят разработать алгоритмы прогнозирования в разных временных масштабах, в том числе и стратегических.

Для реализации этой концепции недостаточно использовать показатели качества трудовых ресурсов видов экономической деятельности - необходимо включать реальные измеряемые производственные показатели видов экономической деятельности, важнейшим среди которых является

0

объем выпуска продукции или услуг. На чем основан такой выбор?

Акцент на показателях производства конечной продукции позволяет синтезировать простые, по сути линейные, алгоритмы, а также связать их с планами развития производства того или иного вида продукции как на региональном, так и на федеральном уровне. Одним из преимуществ данного подхода является воз-

ВЭД (j)

ВП(],1)

ВП(],2)

■Ч

т/

Bn(j,i)

Кадровый потенциал в ВЭД (j)

Определение

удельных показателей кадрового обеспечения производства продукции (услуг)

Прогноз необходимого кадрового потенциала для реализации

стратегической программы

Стратегическая программа развития вида экономической деятельности в

разрезе обеспечения количественных показателей выпуска продукции

Рис. 7. Структурная схема метода стратегического планирования уровня кадрового потенциала в реальном секторе экономики

можность привлечения в качестве измерительного инструментария Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), входящего в состав национальной системы стандартизации РФ наряду с вышеупомянутыми ОКВЭД и ОКСО [9].

ОКПД обладает всеми отмеченными преимуществами ОКВЭД, так как его разделы гармонизированы с Европейской классификацией продукции по видам экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (Statistical Classification of Product by Activity in the European Economic Community - CPA 2002). ОКПД введен в действие в России с 1 января 2008 г.

Определив объемы выпуска продукции по видам экономической деятельности с учетом оценок занятого в производстве этой продукции кадрового потенциала и условий его формирования в системе профессионального образования в разрезе клас-

сификатора специальностей образования, достаточно легко выявить удельные характеристики инженерного кадрового потенциала, приведенные к единице произведенной продукции.

Таким образом, создаются предпосылки для синтеза новых подходов к планированию потребности в специалистах, которые формализуются в рамках программ развития производства товаров и услуг на федеральном и региональном уровнях, в том числе и на перспективу.

На рис. 7 приведена структурная схема метода стратегического планирования уровня кадрового потенциала в реальном секторе экономики. Информационную основу алгоритма составляют виды экономической деятельности ВЭД(]) и виды продукции (виды услуг) по видам экономической деятельности ВП(]).

Предлагаемый методический подход позволяет формировать несколько вариан-

о ш о

с у

о ш н

и у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с О

639 90

Добыча каменного угля открытым способом

тов прогнозов, содержание которых определяется многими факторами, такими как:

• дифференциация технологических решений при производстве продукции и оказании услуг;

• уровень используемых технологий в видах экономической деятельности при производстве продукции и оказании услуг;

• уровень образования кадрового потенциала;

• качество подготовки специалистов для выполнения профессиональной деятельности;

• эффективностьорганизациитрудаидр.

Рассмотрим некоторые примеры. В

качестве единицы продукции горных компаний можно выбрать разные величины: объем или массу минерального сырья, объем или массу концентрата минерального сырья, погонные метры подземных горных выработок, освоенный объем подземного пространства и т.п. Определим удельные количественные показатели инженерного кадрового обеспечения и сопоставим их с планами стратегического развития горной компании. Таким образом мы легко установим искомые количественные характеристики.

На примере добычи угля дадим некоторые разъяснения. К этому компоненту горного дела можно отнести следующие разделы ОКВЭД:

■ 10.10.11 «Добыча каменного угля открытым способом»;

■ 10.10.12 «Добыча каменного угля подземным способом»;

■ 10.20.11 «Добыча бурого угля открытым способом»;

■ 10.20.12 «Добыча бурого угля под-

117040

18320

490

Добыча каменного Добыча бурого угля Добыча бурого угля угля подземным открытым способом подземным способом способом

Группировки ОКВЭД

Рис. 8. Распределение фактических трудовых ресурсов в РФ в различных группировках ОКВЭД

земным способом».

Распределение фактических трудовых ресурсов в РФ по приведенным группировкам ОКВЭД представлено на рис. 8.

Количественная оценка инженерного кадрового потенциала видов экономической деятельности, относящихся к добыче угля, и данные об объемах добычи угля в России в 2005 г. позволяют установить, с нашей точки зрения, очень важные усредненные удельные показатели обеспечения специалистами добычи угля (по видам добычи) в стране. На рис. 9 дано распределение удельных показателей фактического обеспечения горными инженерами добычи угля с разделением по видам добычи.

Так, на 100 тыс. т годовой мощности угольного предприятия страны приходится 12 горных инженеров (угольные шахты - 21; угольные разрезы - 8). Следовательно, задача стратегического планирования необходимого кадрового инженерного потенциала для добычи угля в России сводится к достаточно простым арифметическим действиям.

Обозначим дополнительные практические приложения предлагаемой нами методики установления характеристик инженерного кадрового потенциала.

Во-первых, это возможность проведе-

25

Ч 20

т

о

ф

х

ф

£ X

X .0 X

О

15

10

21

12

8

Добыча угля

Добыча угля подземным способом

Добыча угля открытым способом

Рис. 9. Распределение фактического кадрового инженерного потенциала при добыче угля, приведенное к 100 тыс. т добытого

угля в год

тий по добыче угля зависят не только от способа добычи. Можно указать на значительное число факторов, которые влияют на приведенные характеристики (количественные и качественные характеристики уровня механизации и автоматизации технологических процессов, суммарная производительность предприятия,

ния оценки количественных параметров корпоративных и региональных систем формирования инженерного кадрового потенциала для обеспечения необходимых объемов добычи минерального сырья и построения прогнозных моделей развития указанного вида потенциала, в том числе на стадии проектирования технологических комплексов отработки месторождений.

Во-вторых, это возможность проведения оценок эффективности использования инженерного корпуса на корпоративном и региональном уровнях с учетом видов используемых геотехнологий.

В-третьих, это возможность построения прогнозных моделей потребности в горных инженерах с учетом их специальности («Открытые горные работы», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»).

Можно перечислить и другие возможные практические приложения, но их развитие будет определяться, очевидно, потребностью в аналитических работах в области стратегического планирования кадрового инженерного потенциала горной промышленности России.

Хотелось бы обратить внимание на усреднение характеристик, приведенных на рис. 9. Количественные и качественные параметры инженерного корпуса предприя-

системы разработки, горно-геологические условия, уровень инновационной активности предприятия и т.п.). Выявление степени влияния этих факторов на формирование количественных и качественных характеристик корпуса горных инженеров может стать предметом дальнейших исследований. Для проведения стратегического планирования на федеральном уровне в условиях использования и формирования новых макропоказателей экономики России предлагаемый подход представляется достаточно эффективным.

Приведенные нами примеры из горного дела демонстрируют эффективность предлагаемых подходов для решения задачи прогнозирования инженерного кадрового потенциала в реальном секторе экономики. В общем случае, установив взаимосвязи между видами экономической деятельности и видами продукции, на основе метода стратегического планирования уровня кадрового потенциала в реальном секторе экономики (см. рис. 7) можно построить модели, которые охватят любые или все виды экономической деятельности. Таким образом, сформулированная идея о наличии соответствия между видами экономической и профессиональной деятельности открывает возможности определения необходимого инженерного кадрового обеспечения

5

0

для производства конкретного вида продукции с учетом профиля (специальностей, направлений) подготовки. Иначе говоря, она позволяет выявить полный состав кадрового инженерного потенциала, вовлекаемого в создание, например, самолета определенного класса (авиационных конструкторов, математиков, химиков, физиков, металлургов, горных инженеров и т. п.). Новые модели могут также учитывать и распределение специалистов по уровням образования.

Выводы

1. Образовательные программы профессионального образования должны быть нацелены на инженерное кадровое обеспечение соответствующих видов экономической деятельности на федеральном и региональном уровнях.

2. Развитие количественных характеристик программ профессионального образования должно осуществляться в зависимости от потребности в специалистах в соответствующих видах экономической деятельности.

3. Оценка востребованности программ профессионального образования осуществляется на основе:

• анализа общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, специальностей (направлений) образования, группировки их классов путем выделения общих предметных областей профессиональной и образовательной сфер;

• количественного анализа фактических трудовых ресурсов (в видах экономической деятельности), занятых производством продукции и оказанием услуг;

• качественного анализа кадрового обеспечения в видах экономической деятельности, занятого производством видов продукции и оказанием услуг.

4. Погрешность определения количественных характеристик корпуса специалистов и прогнозной потребности в специалистах зависит главным образом от следующих факторов:

• расхождений данных между отдельными процедурами государственных статистических наблюдений в видах экономической деятельности (данные строгой отчетности, данные выборочных статистических обследований организаций);

• состава группировок видов экономической деятельности, включенных в оцен-кукадрового потенциала;

• системы допущений, принятой при оценке кадрового потенциала видов экономической деятельности.

5. Разработанный и апробированный методический комплекс по оценке фактических трудовых ресурсов реального сектора экономики России, качества инженерного кадрового обеспечения, уровня востребованности программ высшего профессионального образования основывается на данных государственных статистических наблюдений, что придает ему очень важные свойства - доступность и прозрачность.

6. Представленный методический комплекс для оценки востребованности образовательных программ высшего образования исключает масштабные и громоздкие обследования предприятий и позволяет перейти к получению приведенных характеристик на макроуровне и формированию стратегических программ развития реального сектора экономики и высшего горного образования.

Продолжение следует.

Литература

1. См.: Петухин Е.А, Гуртов В.А. Матема-

тическое моделирование динамических процессов в системе «экономика - рынок труда - профессиональное образование». - СПб., 2006.

2. Пучков Л.А, Петров В.Л. Развитие горно-

го дела и высшего горного образования на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке России // Известия вузов. Горный журнал. - 2005. - № 4.

3. Пучков Л.А, Петров В.Л. Обеспечение

горнопромышленного комплекса азиатс-

кой части России инженерными кадрами // Горный журнал. - 2006. - № 3.

4. Пересчет рядов ВВП России в связи с пе-

реходом на новые классификаторы. Европейская экономическая статистическая комиссия // Материалы конференции европейских статистиков. Группа экспертов по национальным счетам (Женева, 25-28 апреля 2006 г.).

5. Семченко Н, Хромова Л. О внедрении в

статистическую практику Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг // Вопросы статистики. - 1998. - № 12.

6. Общероссийский классификатор видов эко-

номической деятельности. Официальное издание Росстата. - www.gks.ru

7. Пучков Л.А, Петров В.Л. Тенденции раз-

вития высшего горного образования России // Горный журнал. - 2006. - № 4.

8. См.: Пучков Л.А, Петров В.Л. Подготовка

горных инженеров в вузах России в 2005 г. // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2006. - № 10.

9. Общероссийский классификатор видов

продукции по видам экономической деятельности: Официальное издание Рос-стата. - www.gks.ru

А. КУРЫЛЕВ, профессор, проректор

Астраханский государственный технический университет

В состоянии устойчивого развития экономика России становится все более привлекательной для инвестиций и инноваций, что существенно повышает спрос на высококвалифицированные кадры, способные использовать полученные современные знания в практической работе, повышении конкурентоспособности производства и сферы услуг. Быстрое обновление технологий, ускоренное освоение новой техники и процессов производства должны быть обеспечены творческими, активными специалистами, обладающими способностями к самостоятельному пополнению знаний. Поэтому в последнее время столь велик интерес к образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, использующим системный дифференциально-интегральный подход к анализу и синтезу профессионального образования.

Традиционная концепция образования сменяется сегодня новой, в которой формирование личности с активным запасом основных компетенций, приобретенных в самостоятельном творческом обучении, становится главным приоритетом, а процесс образования - постоянным в течение всей

Непрерывное открытое профессиональное образование для инновационной экономики

жизни человека. Образуются гибкие, расширяющиеся информационно-образовательные среды, использующие современные информационные технологии для результативного продвижения инноваций. ИКТ вызвали существенные изменения в технологии получения знаний, их трансформации в профессиональное образование и практическое применение. Результатом этих процессов явилось создание и развитие в мире систем открытого образования, которые сформировали новые условия доступности обучения, способности быстро перестраивать систему в соответствии с потребностями личности, предоставлять широкие возможности выбора индивидуальной траектории в освоении общих и профессиональных знаний. Все большим спросом пользуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в целях смены форм деятельности человека. Такие программы являются решающим фактором изменений в развитии не только крупных предприятий, но и, главное, сферы малого и среднего бизнеса, сферы услуг.

Ряд лет на базе института дистанци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.