Научная статья на тему 'Инновационный сектор угольной отрасли: проблемы кадрового обеспечения'

Инновационный сектор угольной отрасли: проблемы кадрового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕПЦИЯ / СУЩНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / ЗАДАЧИ / ПОДХОД / INNOVATIONS / INNOVATION ORIENTED TRAINING / CONCEPTION / NATURE / PRINCIPLES / TASKS / APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюк Светлана Георгиевна

В статье предложены научно-теоретические материалы по исследованию проблемы дефицита кадров для инновационной экономики России на примере угольной отрасли. Обоснована актуальность исследования интегративно-компетентностного подхода подготовки горных инженеров для инновационного сектора угольной промышленности. Определена сущность и выявлены принципы инновационно-ориентированной подготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костюк Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Sector in the Mining Industry: Problems of Personnel Supply

The paper offers scientific and theoretical data on the research of lack of workers in innovation economy of Russia on the example of the mining industry. It gives reasons to study integrative and competence approach in mining engineers training for innovation sector in the mining industry. It defines the nature and major principles of the innovation oriented training.

Текст научной работы на тему «Инновационный сектор угольной отрасли: проблемы кадрового обеспечения»

УДК / UDC 377:378 С. Г. Костюк, кандидат технических наук, директор филиала ГОУ

ВПО «Кузбасский государственный технический университет», Россия, Кемеровская область, г. Прокопьевск, [email protected]

Svetlana Kostyuk, PhD in Technical sciences, head of Prokopyevsk branch of Kuzbass State Technical University, Russia, Kemerovo region, Prokopyevsk, [email protected]

инновационный СЕКТОР УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ:

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

innovation sector in the mining industry: problems of personnel supply

В статье предложены научно-теоретические материалы по исследованию проблемы дефицита кадров для инновационной экономики России на примере угольной отрасли. Обоснована актуальность исследования интегра-тивно-компетентностного подхода подготовки горных инженеров для инновационного сектора угольной промышленности. Определена сущность и выявлены принципы инновационноориентированной подготовки кадров.

The paper offers scientific and theoretical data on the research of lack of workers in innovation economy of Russia on the example of the mining industry. It gives reasons to study integrative and competence approach in mining engineers training for innovation sector in the mining industry. It defines the nature and major principles of the innovation oriented training.

Ключевые слова: инновации, инновационно-ориентированная подготовка, концепция, сущность, принципы, задачи, подход.

Keywords: innovations, innovation oriented training, conception, nature, principles, tasks, approach.

Тенденции развития мировой экономики убедительно свидетельствуют о том, что у России не может быть другого пути развития, кроме формирования экономики инновационного типа. Недооценка этого обстоятельства, как считает большинство экспертов, уже сейчас становится главным сдерживающим фактором экономического роста.

Интеллектуализация экономической среды, инновационное предпринимательство, степень овладения информационными ресурсами, по мнению ученых [7], являются сегодня необходимыми условиями существования высокоэффективной и конкурентоспособной рыночной экономики, а инновационная способность на-

ции выступает в качестве важнейшей характеристики самого общества.

Инновационный потенциал нации является производным от инновационной способности нации, в формировании которой одно из важнейших мест принадлежит образованию.

Опыт перехода на инновационный путь развития передовых стран в сфере инноваций свидетельствует о важности формирования национальных инновационных систем [5 и др.].

Признание этого в нашей стране нашло подтверждение, например, в том, что в 2009 году Министерство образования и науки РФ опубликовало доклад «Инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации». В этом документе были определены направления и задачи развития национальной инновационной системы [8 и др.], а также в принятии «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и дальнейшую перспективу», в которых определено, что формирование инновационной системы признается важнейшей задачей политики государства [8 и др.].

Активная и успешная реализация положений вышеназванных документов, несомненно, получила поддержку в обществе и свое подтверждение в реальной жизни.

Необходимость их логического продолжения нашла свое воплощение в разработке и реализации «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), в которой установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2012 году:

- формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общена-

циональных инновационных проектов;

- развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности и др.;

- создание программ прикладного бакалавриата (не менее чем по 15 % направлений подготовки), обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных в сфере инновационной экономики;

- обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования социокультурных образовательных комплексов, центров квалификации, федеральных, национальных исследовательских университетов, ресурсных центров);

- становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

- формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан;

- обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;

- переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом

кредитно-модульных принципов построения образовательных программ;

- внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании.

В целом сущность означенной выше Концепции заключается в обосновании актуальности формирования эффективной национальной инновационной системы для перехода страны на инновационный путь развития.

Все вышеперечисленные документы, составляющие нормативно-правовую основу разработанной нами Концепции интегратив-но-компетентностного подхода подготовки горных инженеров для инновационной экономики, свидетельствуют, что люди, обладаю-

щие качествами, необходимыми для эффективного создания,распространения и освоения новшеств, являются главным компонентом любой инновационной системы, в том числе и системы высшего профессионального образования.

Россия становится страной новой экономики, и задача системы профессионального образования развиваться в этих современных реалиях.

В основу построения и развития системы интегративно-компетентностной подготовки инженерных кадров для инновационной экономики, думается, должны быть положены определенные принципы.

К ним, думается, могут быть отнесены такие принципы: соответствие требованиям инновационной экономики; потенциальная гибкость и инновационная направленность научнообразовательной системы; сопряженность образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования; интеграция научной, учебной, производственной и инновационной деятельности; оптимальное управление структурными подразделениями научно-образовательной системы и др.

Реализация целей инновационно-ориентированной подготовки будущих горных инженеров в соответствии с Концепцией интегратив-но-компетентностного подхода к подготовке кадров для инновационной экономики предполагает, на наш взгляд, решение приоритетных задач, в соответствии с вышеназванными целевыми ориентирами.

Основные задачи, на наш взгляд, это обеспечение инновационного характера базового профессионального образования; создание инновационно-образовательного пространства вуза на основе интегративно-компетент-ностного подхода; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития экономики; формирование интегрированных образовательно-производственных структур; обеспечение реализации интегративно-ком-петентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ и др.

Инновационный путь развития присущ практически всем отраслям отечественной экономики, в том числе и угледобывающей. По мнению специалистов, основным стратегическим направлением, позволяющих повысить уровень конкурентноспособности угледобывающего предприятия, является инновационное технологическое развитие - повышение уровня эф-

фективности и безопасности углепроизводства посредством непрерывного усовершенствования технических устройств, технологических процессов, организационных изменений, обеспечивающих коммерческую эффективность нововведений [2, 5, 3 и др.].

Исследователи отмечают, что инновационная деятельность в угольной отрасли ориентирована на: постепенное оздоровление финансового положения угольных компаний; формирование экономических условий для развития производства; создание конкурентного угольного рынка; положительное изменение технического и экономического уровня угольного производства; реализацию приоритетных направлений развития науки, техники и технологий; выход на высококачественную конечную продукцию, в том числе в рамках углехимических, энерготехнологических и угольнометаллургических комплексов [2, 5, 4 и др.].

Анализ и систематизация практики реализации инноваций на предприятиях, проведенные специалистами, свидетельствует, что инновационная деятельность в угольной отрасли осуществляется по целому ряду направлений. В их числе объединение в ряде случаев всех предприятий по добыче и переработке угля; систематическая подготовки запасов угля к выемке и реализации новых систем шахтного поля; разработка угольных пластов с наиболее качественными запасами, экономически выгодными для выемки угля; увеличение производительности труда на основе концентрации горных работ и технического перевооружения производства; повышения безопасности и эффективности технического производства; изменения конструкции и технологии крепления горных выработок; внедрение полной конвейеризации внутришахтного транспорта; осуществление работ по повышению квалификации персонала [3, 5 и др.].

Наличие инновационного сектора угольной отрасли подтверждается многочисленными исследованиями и реальной практикой, в том числе и на примере Кузбасского региона [3, 5, 6 и др.].

Вместе с тем, на наш взгляд, перечисленные выше виды инновационной деятельности в угольной отрасли могут осуществляться не результативно и не принесут ожидаемой эффективности от их внедрения по причине неготовности специалистов к инновационной деятельности и не сформированности у большинства горных инженеров инновационной компетентности.

Традиционное образование или повышение квалификациине обеспечит существенных

изменений в уровне подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях инновационно-развивающейся угольной отрасли. Нужен качественно иной подход к подготовке специалистов для угольной отрасли, ориентированной на внедрение различных видов новаций.

Современной угольной отрасли нужен специалист, который будет рассчитывать не только на инструкции, но и вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, исследовательским опытом, с сформированным инновационным мышлением, приобретенными в вузе и необходимыми для инновационной деятельности в сфере экономики. Речь идет о подготовке горных инженеров, обладающих компетентностью в сфере инноваций.

Инновационный характер развития угольной отрасли является важным фактором, влияющим на подготовку специалистов, который в определенной мере актуализировал деятельность Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ) по реализации концепции в области развития науки и научного потенциала.

Основные концептуальные направления осуществляемой инновационной деятельности КузГТУ - это формирование инновационной системы университета, эффективное использование результатов научной и научно-технической деятельности, сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса, развитие международного научно-технического прогресса, развитие фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок, интеграция науки и образования и др.

Однако, безусловно, с целью подготовки специалистов для инновационной экономики страны, для инновационного сектора угольной отрасли региона недостаточно использовать только эти меры.

Модернизация высшего профессионального образования, ориентированная на ком-петентностный подход может существенно изменить уровень и характер подготовки специалиста угольной отрасли, готового и способного к осуществлению инновационной деятельности в области своей профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть важность и значимость подготовки специалиста для угольной отрасли в системе высшего профессионального образования на основе концептуальных оснований, способствующих их формированию как инновационно-ориентированных специалистов, обладающих компетентностями

в сфере инноваций.

В качестве таких концептуальных оснований мы рассматриваем идею интегративно-компетентностного подхода к подготовке горных инженеров для инновационной экономики.

Сущность ее заключается в усилении взаимосвязи и взаимодействия всех заинтересованных сторон (государства, бизнеса, финансовых структур, науки, образования и производства) в подготовке горных инженеров, компетентных в сфере инноваций, к профессиональной деятельности в условиях инновационного развития угольной отрасли.

В науке есть исследования [6 и др.], в которых представлены результаты изучения уровня востребованности государством и бизнесом выпускников вузов, способных и готовых реализовывать инновационные проекты. Нас интересует вопрос о подготовке для горного дела инженерных кадров, обладающих особым набором компетенций, способствующих инновационной деятельности с целью развития отечественной экономики.

требуемый уровень уд. веса выпускников инновационных

йи±*

Рисунок 1

Результаты, полученные исследователями (рис. 1), подтверждают, что «горное дело» и «добыча угля» находятся в очень невыгодном положении.

На основе анализа требований к специалисту по специальности «Горный инженер» (130 400] в соответствии с ФГОС-3 в направлении формирования компетентности в сфере инноваций, мы пришли к выводу, что в целом они касаются необходимости осуществлять исследовательскую, опытную деятельность, а не инновационную. Это подтверждает нашу озабоченность недостаточностью внимания к подготовке горных инженеров к профессиональной деятельности в инновационном секторе угольной отрасли, а если точнее его отсутствием.

Содержание таблицы 1 «Примеры формулировок профессиональных компетенций по специальности «Горный инженер» (1 30 400),

отражающих инновационную направленность», позволяет констатировать, что приоритет формулировок общего характера подтверждает нашу озабоченность недостаточностью внимания к подготовке горных инженеров к профессиональной деятельности в инновационном секторе угольной отрасли.

Конкретно, только профессиональная компетенция ПСК-1-3, ПСК- 5-1, ПСК 5-3 имеют прямое отношение к подготовке горных инженеров для инновационной экономики.

Кроме того, формулировки общего характера, которых большинство, всетаки раскрывают общие свойства инновационной деятельности, что также свидетельствует об ограниченности подготовки специалистов горного дела к деятельности в условиях инновационной экономики.

С целью формирования целостного представления о наличии в ФГОС третьего поколения компетенций, ориентированных на подготовку горных инженеров для инновационной экономики, был осуществлен поиск специализированных профессиональных компетенций (СПК), способствующих формированию способности и готовности горного инженера к деятельности в инновационном угольном секторе. Он тоже не принес положительных результатов. Обобщенные результаты представлены в таблице 2.

Таким образом, были обнаружены специализированные профессиональные компетенции по специализации № 1 «Подземная разработка пластовых месторождений» - это владение навыками оценки достоверности и готовность к разработке инновационных технологических решений при проектировании освоения запасов пластовых месторождений твердых полезных ископаемых подземным способом (ПСК- 1-3).

По специализации № 5 «Шахтное и подземное строительство» - это готовность обосновывать стратегию комплексного и эффективного освоения подземного пространства на основе анализа и оценки принципиальных технических решений с позиций их инновационности (ПСК-5-1); - способность разрабатывать технологические схемы и календарный план строительства, выбирать способы, технику и технологию горно-строительных работ, ориентируясь на инновационные разработки; обеспечивать технологическую и экологическую безопасность жизнедеятельности; составлять необходимую техническую и финансовую документацию (ПСК-5-3).

Все остальные специализации (табл. 2) не имеют специализированных профессиональ-

Таблица 1

Примеры формулировок профессиональных компетенций по специальности «Горный инженер» (130 400), отражающие инновационную направленность

Способен адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности (ОК-20);

способен выполнять маркетинговые исследования, проводить экономический анализ затрат для реализации технологических процессов и производства в целом (ПК-19);

готов к разработке проектных инновационных решений по эксплуатационной разведке, добыче, переработке твердых полезных ископаемых, строительству и эксплуатации подземных объектов (ПК-25);

готов участвовать в исследованиях объектов профессиональной деятельности и их структурных элементов (ПК-20);

готов выполнять экспериментальные и лабораторные исследования, интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты (ПК-22);

владением навыками организации научно-исследовательских работ (ПК-24)

Специализация № 1 «Подземная разработка пластовых месторождений»:

готов к разработке инновационных технологических решений при проектировании освоения запасов пластовых месторождений твердых полезных ископаемых подземным способом (ПСК-1-3).

Специализация N 5 «Шахтное и подземное строительство»:

готов обосновывать стратегию комплексного и эффективного освоения подземного пространства на основе анализа и оценки принципиальных технических решений с позиций их инновационности (ПСК-5-1);

способен разрабатывать технологические схемы и календарный план строительства, выбирать способы, технику и технологию горно-строительных работ, ориентируясь на инновационные разработки; обеспечивать технологическую и экологическую безопасность жизнедеятельности; составлять необходимую техническую и финансовую документацию (ПСК-5-3)

Таблица 2

Обобщенные результаты анализа наличия компетенций, ориентированных на подготовку горных инженеров для инновационной экономики (по видам специализации).

Вид специализации ОК ПК(25) ПСК

№ 1 Специализация №1 «Подземная разработка пластовых месторождений» 0К-20 + +

№ 2 Специализация №2 «Подземная разработка рудных месторождений» ОК-20 +

№ 3 Специализация № 3 «Открытые горные работы» ОК-20 + + +

№ 4 Специализация № 4 «Маркшейдерское дело» ОК-20 + -

№ 5 Специализация № 5 «Шахтное и подземное строительство» ОК-20 +

№ 6 Специализация № 6 «Обогащение полезных ископаемых» ОК-20

№ 7 Специализация № 7 «Взрывное дело» ОК -20 +

Специализация № 8 «Горно-промышленная экология» ОК-20 +

№ 8

№ 9 Специализация № 9 «Горные машины и оборудование» ОК-20 + -

ОК-20 + -

№ 10 Специализация № 10 «Электрификация и автоматизация горного

производства» + -

№ 11 Специализация № 11 «Транспортные системы горного производства» ОК-20

№ 12 Специализация № 12 «Технологическая безопасность и горно- + _

спасательное дело» ОК-20 + _

ных компетенций (СПК), направленных на формирование готовности и способности горного инженера к деятельности в условиях инновационной экономики.

Есть все основания изменить сложившуюся проблемную ситуацию в направлении подготовки горных инженеров к деятельности в условиях инновационной экономики. Было установлено, что стандарт предполагает выбор направлений видов деятельности, к которым готовится специалист. Он может осуществляться высшими учебными заведениями, совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединением работодателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, есть реальная возможность инновационное направление подготовки горных инженеров для инновационного сектора экономики включить в существующие виды деятельности специалиста. Это направление, на наш взгляд, может стать перспективным для развития системы профессиональной подготовки горных инженеров.

Думается, что вариативная часть образо-

вательных программ дает возможность не только расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций. Она позволяет будущему горному инженеру получить не только углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности, но и готовить горного инженера к профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики.

1. Балахонов А. В. Путь в будущее // Социологические исследования. -2001. - № 10.

2. Горные науки. Освоение и сохранение недр Земли // РАН, АГН, РАЕН, МИА; Под ред. К. Н. Трубецкого. - М.: Изд. Академии горных наук, 1997. - 478 с.

3. Далингер В. А. Проблемы повышения качества подготовки кадров // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 9 - С. 55-56

4. Дмитренко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика - 2004. - № 2. - С.54-59.

5. Ибрагимова Н. А., Щадов М. И. Научно-инновационная политика развития угольной отрасли // Уголь. - 2006. -№ 1

6. Яновский А. Б., Заместитель министра энергетики Российской Федерации - О состоянии и мерах по развитию угольной промышленности России // Уголь. - 2010. - № 8

7. Лобанов Н. А., Синов В. В. Инновационные аспекты непрерывного образования // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: материалы докладов и сообщений участников второй международной конференции ( Санкт-Петербург, 4-5 июня 2002 г.). -СПб.: Изд-во Файндер, 2003. - 320 с.

8. Инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. - ЫПЬ: www.гae.гu/fs/?sectюn=content&.op=show_ агйс!е&агйс!е^=7780465 (дата обращения17.03.2011).

УДК/UDC И. Н. Овсиевская. кандидат педагогических наук, доцент кафедры

378.046.4 управления качеством образования, директор научно-методического

центра экспертизы и квалификационных испытаний КГБОУ «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования». г. Барнаул, Россия, [email protected]

Irina Ovsievskaya, PhD in Pedagogics, associated professor at the chair of education quality management, director of scientific and methodological center of expertise and qualification testing, Altay Regional Institute of Continuing education, Barnaul, Russia, [email protected]

РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБщЕСТВО эКСПЕРТОВ: ПЕРВЫЕ шАГИ, ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ

regional community of experts: the first steps, experience and results

В статье рассматриваются вопросы содержания и организации экспертизы в образовании, необходимости объединения экспертов на региональном уровне для решения актуальных задач, стоящих перед современной системой образования.

In the article the questions of content and organization of expertise in education, the need to combine the experts at the regional level for the solving actual problems standing before the modern education system are considered.

Ключевые слова: экспертиза, экспертная деятельность, экспертное сообщество.

Keywords: expertise, expert activities, the expert community.

Современная ситуация в образовании определяется стратегией его модернизации, сформулированной в президентской инициативе «Наша новая школа», подготовкой нового концептуального законопроекта «Об образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.