Научная статья на тему 'Горный инженер технолог уникальный специалист по рациональному и безопасному освоению георесурсов недр'

Горный инженер технолог уникальный специалист по рациональному и безопасному освоению георесурсов недр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР / ГОРНОЕ ДЕЛО / НЕДРА / ПОДЗЕМНЫЙ СПОСОБ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ГЕОРЕСУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА. MINING ENGINEER / EXPERTISE OF A MINING ENGINEER. / MINING / MINERAL RESOURCES / GEOLOGICAL RESOURCE / EDUCATIONAL STANDARD / MAIN EDUCATIONAL CURRICULUM / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Ю. Н., Мельник В. В.

Обоснованы подходы к разработке федерального государственного образовательного стандарта и основных образовательных программ подготовки горных инженеров-технологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Ю. Н., Мельник В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approaches to the development of the state educational standard and the main curriculum for education of the mining engineers, process planners, are justified.

Текст научной работы на тему «Горный инженер технолог уникальный специалист по рациональному и безопасному освоению георесурсов недр»

------------------------------------------ © Ю.Н. Кузнецов, В.В. Мельник,

2009

УДК 622:378.6

Ю.Н. Кузнецов, В.В. Мельник

ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР - ТЕХНОЛОГ - УНИКАЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ И БЕЗОПАСНОМУ ОСВОЕНИЮ ГЕОРЕСУРСОВ НЕДР

Обоснованы подходы к разработке федерального государственного образовательного стандарта и основных образовательных программ подготовки горных инженеров-технологов.

Ключевые слова: горный инженер, горное дело, недра, подземный способ добычи полезных ископаемых, георесурс, образовательный стандарт, основная образовательная программа, профессиональная деятельность, компетенции горного инженера.

Y.N. Kuznetsov, V. V. Melnik

MINING ENGINEER, PROCESS PLANNER IS AN UNCIAL SPECIALIST IN THE FIELD OF RATIONAL AND SAFE DEVELOPMENT OF THE MINERAL RESOURCES

The approaches to the development of the state educational standard and the main curriculum for education of the mining engineers, process planners, are justified.

Key words: mining engineer, mining, mineral resources, geological resource, educational standard, main educational curriculum, professional activity, expertise of a mining engineer.

Предлагая для обсуждения ключевые вопросы подготовки горных инженеров [120], Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области горного дела (УМО) обращает особое внимание на подготовку горных инженеров, обеспечивающих освоение георесурсов недр на основе подземных способов добычи минерального сырья. УМО представляет статью, посвященную подготовке горных инже-неров-технологов, и надеется на конструктивные предложения, направленные на совершенствование этого компонента высшего горного образования.

Заместитель председателя Совета УМО вузов РФ по образованию в области горного дела, проректор МГГУ, проф. Петров В.Л.

сторические вехи развития высшего горного образования как системы подготовки квалифицированных инженерных кадров различного профиля по добыче и первичной переработке полезных ископаемых отчетливо свидетельствуют о наличии тесной связи этого процесса с развитием цивилизации и промышленного производства.

На современном этапе развития мировой цивилизации горнодобывающий сектор экономики государств во многом является определяющим возможности реализации технического прогресса и качество жизни народонаселения. С богатством недр территорий государств также связывают их политическую и экономическую безопасность.

В наши дни, в век перехода к высоким технологиям во всех сферах мате-

риального производства становится особенно очевидной необходимость притока творческой инженерной мысли. Это в полной мере относится и к минеральносырьевому комплексу российской экономики, так как реализация стратегических инноваций во всех технологических звеньях горных предприятий обеспечивает устойчивость их функционирования и долговременную конкурентоспособность в рыночной среде.

Современные предприятия с подземным способом добычи полезных ископаемых являют собой своеобразные высокомеханизированные подземные заводы с широким использованием технических средств автоматики и вычислительной техники при ведении горных работ и управлении производством. От-лаженность системы взаимодействия и координации в процессе стабильного функционирования подобных «заводов», разработка и реализация инновационных преобразований во многом определяется уровнем профессионализма и инициативностью инженерных кадров горных предприятий и управляющих компаний. И вот как раз руководящая роль в обеспечении требуемого «взаимодействия и координации» отводится горному инженеру - технологу - выпускнику вуза по специальности 130404 - «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».

Горный инженер этого профиля подготовки по праву может считаться рачительным «хозяином» подземных кладовых. Он призван обеспечивать рациональность и комплексность использования георесурсов недр, высокую эффективность горного производства, охрану внешней среды, безопасные условия труда горняков.

Объектами профессиональной деятельности выпускников специальности

130404 являются шахты, рудники, горно-металлургические и горнообогатительные комбинаты, осуществляющие подземную разработку месторождений твердых полезных ископаемых, а также научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации горного производства, управляющие компании и холдинги. Все объекты профессиональной деятельности горных инженеров-технологов требуют наличия у них глубоких и многогранных знаний специфики условий освоения георесурсов земной коры, способностей обеспечения требуемых уровней промышленной безопасности и экологичности горного производства, а также условий охраны недр. В этой связи уникальность квалификации специалистов предопределяет необходимость подготовки их исключительно по одноуровневой системе, что и является базовым условием разрабатываемого федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специалиста (ФГОС).

ФГОС предусматривает профессиональную деятельность специалистов по следующим ее видам: производственнотехнологическая, организационноуправленческая, научно-ис-

следовательская, проектная. Конкретные виды профессиональной деятельности специалиста определяются содержанием образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

Основу производственно-технологической деятельности специалиста составляют: техническое руководство горными и взрывными работами; осуществление контроля геомеханического состояния породных массивов, оценка их устойчивости; прогнозирование прояв-

лений горного давления, теплового, газового и водного режимов шахт и рудников; оценка безопасности рабочих мест, горной техники, горных выработок и состояния систем обеспечения промышленной безопасности.

Задачами его организационноуправленческой деятельности являются: разработка технической документации, оформление отчетности по утвержденным формам, выполнение работ по подготовке и сертификации технических средств, процессов, оборудования; разработки оперативных планов и организация работы коллективов исполнителей; аналитическая работа по изучению опыта работы однопрофильных предприятий, рынка сбыта и тенденций изменения цен на выпускаемую продукцию и горно-шахтное оборудование, направлений совершенствования технологий и технических средств добычи и переработки полезных ископаемых.

К основным задачам научно-исследовательской деятельности горного инженера-технолога ФГОСом отнесены: проведение научных исследований геологических, геомеханических, инженерно-геологических и гидрогеологических объектов производства горных работ в соответствии с утвержденными методиками; участие в выполнении экспериментов, наблюдений и измерений, описание их результатов и формулирование выводов; разработка методик испытаний параметров технологических процессов и оборудования.

Проектная деятельность выпускника вуза по специальности 130404 должна быть связана, в первую очередь, с разработкой проектов строительства и реконструкции горных предприятий по подземной добыче полезных ископаемых, проектированием объектов ввода в эксплуатацию новых горизонтов (очередей) шахт и рудников. Кроме того, он должен

квалифицированно реализовывать полученные в вузе знания при обосновании основных параметров горного предприятия, геолого-экономичес-кой, геомеха-нической и инженерно-геологической оценках месторождения, параметров технологии и механизации горных работ, обосновании промышленной и экологической безо-пасности производства горных работ. Важным аспектом проектной деятельности специалиста, предусматриваемым ГОСом, является выполнение технико-экономической оценки инвестиций и обоснование уровней экономической эффективности реализации проектов.

Выпускник по специальности 130404 с квалификацией «специалист» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы (ООП) должен обладать комплексом универсальных социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных и профессиональных компетенций, чему отведено серьезное внимание в материалах ФГОСа.

Многогранность подготовки специалистов обусловлена содержанием ООП, предусматривающей изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественно-научный цикл; профессиональный. Кроме того, программой предусмотрено изучение разделов: физическая культура; практика и научно-иссле-довательская работа.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть, устанавливаемая вузом, дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, необходимых выпускнику для успешной профессиональной деятельности.

Структурой ООП специалистов общая трудоемкость гуманитарного, социального и экономического цикла определена 35-45 зачетными единицами (при общей трудоемкости ООП 300 зачетных единиц). При этом трудоемкость освоения базовой части цикла составляет 2326 зачетных единиц. На вариативную часть цикла отводится 12-19 зачетных единиц.

Трудоемкость освоения математического и естественно-научного цикла дисциплин ООП определено 80-85 зачетными единицами (базовая часть - 5558 единиц, вариативная часть - 25-27 единиц).

Наиболее емким, естественно, является профессиональный цикл - 155-165 зачетных единиц (базовая часть - ПО-118 единиц, вариативная часть - 45-47 единиц).

По каждой базовой частью циклов устанавливаются комплексы знаний, умений и навыков.

Знания, умения и навыки, приобретаемые при освоении дисциплин вариативных частей, определяются ООП вуза.

Базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла предусматривает обязательное изучение дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык». Раздел «Физическая культура» - 23 зачетных единицы (400 учебных аудиторных циклов) должен предусматривать освоение теоретического, методико-практического, практического и контрольного модулей.

ФГОС рассматривает практику как составную часть основной образовательной программой подготовки специалистов. При реализации ООП подготовки горных инженеров по специальности 130404 предусматриваются следующие виды практик: учебная,

первая производственная, вторая производственная, преддипломная. Цели и

задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики должны проводиться на производственных предприятиях по добыче полезных ископаемых подземным или геотехнологическим способами, научно-исследовательских и проконструк-торских организациях, основная деятельность которых связана с наличием объектов и видов будущей профессиональной деятельности выпускников специальности 130404.

Научно-исследовательская работа является одним из базовых разделов ООП подготовки специалистов и направлена на комплексное формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального ГОСа.

Общая трудоемкость раздела «Практика и научно-исследовательс-кая работа» ФГОСом определена 18 зачетными единицами.

Серьезное внимание в ФГОСе обращено на кадровое обеспечение учебного процесса при реализации ООП подготовки специалиста. Так, к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должно быть привлечено не менее 15% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 50% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по дисциплинам профессионального цикла, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученое звание профессора должны иметь не менее 12% преподавателей.

Итоговая государственная аттестация выпускников должна быть направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпуск-

ников требованиям ФГОСа. На ее реализацию предусматривается 18 зачетных единиц.

Итоговая государственная аттестация включает междисциплинарный государственный экзамен, в том числе с включением аттестации по практике, а также защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, связанных, в первую очередь, с проектированием, эффективным и безопасным ведением подземных горных работ.

1. Пучков Л.А. Высшее горное образование России в условиях реформирования образовательной системы/Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. № 2, 2005., С. 107-115.

2. Пучков Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогнозов развития /Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 1, 2008, С. 128-145.

3. Пучков Л.А. Развитие горного дела и высшего горного образования на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке России /Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал. № 4, 2005 г., С. 125-147.

4. Пучков Л.А. Тенденции развития высшего горного образования России /Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 4, 2006 г., С. 145-158.

5. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации/В.Л. Петров//Изв. вузов. Горный журнал.-2008.-№5., С.80...90.

6. Петров В.Л. Проектирование феде-

ральных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/В.Л. Петров//Горный информационно-

аналитический бюллетень. - 2008. - №9. - С. 5-

18.

Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 130404 - «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» прошел апробацию и получил положительную оценку на заседании Совета УМО вузов РФ по образованию в области горного образования (г. Шахты, 25 мая 2008 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Системный подход к созданию высокоэффективных угледобывающих предприятий с использованием наукоемких технологий» (г. Кисилевск, 22 апреля 2008 г.).

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Формирование стру-ктуры и содержания/В.Л. Петров//Изв. вузов. Горный журнал. - 2008. - №6. - С. 95-109.

8. Петров В.Л. Структура и содержание новых стандартов подготовки горных инжене-ров/В.Л. Петров//Горный информационноаналитический бюллетень. - 2008. - №10. - С. 5-22

9. Авдохин В.М. О подготовке горных инженеров по специальности «Обогащение полезных ископаемых»/ В.М. Авдохин, Т.И. Юшина// Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - №11. - С. 5-8.

10. Вознесенский А.С. Подготовка горных инженеров по специальности «Физические процессы горного или нефтегазового производства» в рамках новой концепции высшего образования/ А.С. Вознесенский// Горный ин-формационно-аналитичес-кий бюллетень. -2008. - №11. - С. 9-20.

11. Кутузов Б.Н. Подготовка горных инженеров по специальности «Взрывное дело»/ Б.Н. Кутузов, В.А. Белин, М.Г. Горбонос// Горный информационно-аналитичес-кий бюллетень. - 2008. - №11. - С. 21-30.

12. Хронин В.В. Роль работодателей в разработке и реализации государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/В.В. Хронин, В.С. Коваленко, А.А. Журавлев// Горный информационно-

аналитический бюллетень. - 2008. - №11. - С. 34-37.

13. Авдохин В.М. Структура и содержание компетентностной модели подготовки горных инженеров по специальности «Обогащение полезных ископаемых» »/ В.М. Авдохин, Т.И. Юшина// Горный информационноаналитический бюллетень. - 2008. - №12. - С. 19-39.

14. Белин В.А. Ключевые аспекты разработки стандарта подготовки горных инженеров по специальности «Взрывное дело»// В.А. Белин, М.Г. Горбонос// Горный информационноаналитический бюллетень. - 2008. - №12. - С. 40-49.

15. Кантович Л.И. Структура и содержание стандартов и программ подготовки горных инженеров по специальности «горные машины и оборудование»/ Л.И. Кантович, В.Ф. Замыш-ляев, В.Ф.Сандалов, М.Р. Хромой// Горный информационно-анали-тический бюллетень. -2008. - №12. - С. 50-56.

16. Михайлов Ю.В. Направления совершенствования стандартов подготовки горных инженеров/ Ю. В. Михайлов//

Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - №12. - С. 57-64.

17. Попов В.Н. Разработка федерального

государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

(ФГОС ВПО) по специальности маркшейдерское дело/ В.Н. Попов, М.Е. Певзнер, П.В. Яковлев, Е.А. Тухель// Горный информационно-аналитический бюллетень. -2009. - №4. - С. 16-27.

18. Попов В.Н. Подготовка в системе высшего профессионального образования горных инженеров по специальности 130402 «Маркшейдерское дело»/ В.Н. Попов, М.Е. Певзнер, П.В. Яковлев, Е.А. Тухель// Горный информационно-анали-тический бюллетень. - 2009. - №4. - С. 28-31.

19. Пучков Л.А. Роль Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела в формировании национальной системы подготовки горных инже-неров/Л.А. Пучков, В.Л. Петров, В.В. Хронин// Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 1, 2009. - С. 10-116.

20. Пучков Л.А. Высшее горное образование - основа инновационного развития горного дела в России/Л.А. Пучков, В.Л. Петров// Горный журнал, № 1, 2009. - С. 12-16. ЕШ

— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------------

Кузнецов Ю.Н. - профессор, доктор технических наук,

Мельник В.В. - зав. кафедрой ПРПМ, профессор, доктор технических наук, председатель Учебно-методической комиссии по специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области горного дела,

Московский государственный горный университет,

Moscow state mining university, Russia, ud@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.