Научная статья на тему 'Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учеб. Пособие / Е. С. Скобликова. - 3-е изд. , испр. И доп. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 320 с'

Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учеб. Пособие / Е. С. Скобликова. - 3-е изд. , испр. И доп. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 320 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1506
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учеб. Пособие / Е. С. Скобликова. - 3-е изд. , испр. И доп. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 320 с»

РЕЦЕНЗИИ

М.Н. Везерова*

Скобликова Е.С. Современный русский язык.

Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учеб. пособие / Е.С. Скобликова. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Флинта: Наука, 2006. - 320 с.

Рецензируемое учебное пособие по синтаксису простого предложения Е.С. Скобликовой по содержательной структуре, по теоретической глубине и концептуальной целостности выходит за рамки жанра учебного пособия и представляет собой одновременно монографическое исследование.

Как учебное пособие для студентов, будущих учителей-словесни-ков, данная работа ценна, в частности, в том отношении, что трактовка явлений синтаксической системы русского языка в ней дается в русле традиционных интерпретаций и концепций, нашедших отражение в школьных учебниках. Как монографический труд книга представляет значительный интерес в связи с углубленным научным обоснованием традиционно выделяемых синтаксических категорий, понятий, классификационных «рубрик» и развитием соответствующих положений с учетом нового в подходах к описанию синтаксических единиц.

Высокий методологический и методический потенциал, реализованный в пособии, воспринимается уже при изучении первых частей книги: «Введение», «Грамматические средства синтаксиса», которые сразу же (с убедительной мотивировкой) настраивают на семантикоструктурный и функциональный подходы к изучению синтаксиса, на необходимость учета системных связей в нем между явлениями всех уровней языковой системы: фонетико-фонологического (интонация, ритмико-мелодический рисунок речи), лексико-фразеологического, морфемо-морфологического. См., например, заключительную фразу 5-го параграфа: «...Использование определенного порядка слов в пред-

* © Везерова М.Н., 2008

Везерова Маргарита Николаевна — кафедра русского языка Самарского государственного педагогического университета

ложении может зависеть от целого комплекса грамматических, коммуникативных, собственно смысловых и стилистических факторов» (с. 17).

В разделе «Предложение как основная единица синтаксиса» поднимается и решается в рамках авторской концепции вопрос о сущности грамматических категорий в синтаксисе, об их терминологическом обозначении, тогда как в других учебных пособиях по синтаксису эта проблема остается в тени, лишена достаточной мотивировки.

Дальнейшее изложение материала с опорой на понятия, связанные с выделяемыми грамматическими категориями, отмечено высоким теоретическим уровнем интерпретации синтаксических явлений, что способствует восприятию разнообразных системных связей в синтаксисе простого предложения, более глубокому их пониманию читателем.

В работе немало внимания уделяется богатой и плодотворной истории изучения синтаксического строя русского языка, и сопоставление разных взглядов лингвистов на определенное синтаксическое явление, понятие открывает в нем для обучающегося все новые и новые грани.

При общей ориентации на классические традиции в лингвистике автор пособия подходит к анализу материала в высокой степени творчески, выражая новый, свежий взгляд на те или иные синтаксические категории, типы, разряды синтаксических единиц, их семантико-струк-турные компоненты, развивая идеи языковедов-классиков. В этом плане уместно обратить внимание на трактовку закономерностей построения подчинительных словосочетаний, на углубленное обоснование объективности выделения и четкого разграничения трех способов подчинительной связи слов (согласования, управления, примыкания) с учетом действия грамматических, семантических, лексических факторов.

Существенно обогащено автором книги учение о второстепенных членах предложения. Справедливо отмечается, что утверждение «аг-рамматизма» логической классификации второстепенных членов является ошибочным. Е.С. Скобликова привлекает внимание к «специализированному набору грамматических средств» выражения второстепенных членов предложения, анализирует парадигматические отношения, системные, синонимические связи средств выражения семантики второстепенных членов предложения (см. с. 194-200). Это новый «поворот» в структурно-семантическом обосновании выделения традиционных типов второстепенных членов.

Преподавателю материалы данного раздела помогут более эффективно организовать работу по изучению второстепенных членов, их разграничению, — работу, которая «способствует развитию мышления учащихся и является одной из важнейших предпосылок языковой культуры, предполагающей сознательное отношение к средствам языка» (с. 189).

В книге находим интереснейшие наблюдения над закономерностями семантического варьирования и функционирования в речи односоставных предложений, их переходных типов, в частности, структур такой разновидности, как «некого попросить», «некуда бежать», «негде взять», рассматриваемых в разделе «Инфинитивные предложения».

Вызывает интерес трактовка коммуникативно-семантической природы обособленных членов предложения, проявления такого их свойства, как полупредикативность, которая, по мнению автора, может совмещаться с уточняющей функцией.

Следует отметить, что ни в одном из широко используемых в практике вузовского преподавания учебников по современному русскому языку нет такой полной, всесторонней характеристики типов предложений по цели высказывания (коммуникативных, функциональных), их разновидностей, явлений переходности в этой сфере.

Ярко проявляющейся отличительной особенностью рецензируемой книги является то, что в анализе синтаксических единиц органически сочетаются разные подходы: структурно-грамматический, семантический, функционально-коммуникативный, стилистический. В результате достигается всесторонняя, всеобъемлющая характеристика синтаксических единиц, отдельных компонентов предложений и словосочетаний, при этом демонстрируются возможности их речевой реализации. Это способствует совершенствованию и развитию у студентов, учителей-словесников не только лингвистической и языковой компетенции, но и коммуникативной, что не может не сказаться положительно на их дальнейшей преподавательской деятельности.

Отмеченная особенность в характеристике синтаксических явлений — это отражение и теоретической глубины книги (разные аспекты анализа, органически соединяясь, углубляют мотивированность научных положений), и методических ее достоинств. Среди последних надо отметить и ярко проявляющуюся наглядность в преподнесении языкового материала, постоянное сопоставление (часто отраженное в схемах) синтаксических структур, явлений, имеющих черты сходства и различия (см., напр., с. 66, 75, 97, 107, 116, 143, 217 и др.), что позволяет легче и более глубоко воспринимать структурно-семантические и функциональные признаки рассматриваемых единиц языка-речи. Речевые материалы, представленные на указанных страницах, и многие другие преподаватель может непосредственно извлекать из книги при работе над соответствующими темами и оснащать занятия средствами наглядности, используя, например, интерактивную доску или мультимедийный проектор.

Одно замечание: при углубленном научном исследовании глобальных проблем синтаксиса простого предложения автор в отдельных случаях не уделяет внимания интерпретации частных явлений, например, трактовке своеобразия таких структур, как «снегу-то!», «ни

кустика». Не представлено в работе явление парцелляции, хотя коммуникативно-функциональному аспекту анализа в книге уделяется много внимания.

Существенным достоинством пособия являются простота и доступность изложения сложного в теоретическом плане материала.

Студентам-филологам, преподавателям нужны пособия по современному русскому языку, способствующие дальнейшему развитию их аналитического мышления, способности осознанно производить выбор грамматических средств в соответствии с семантическими и коммуникативными их функциями; нужны книги, дающие богатый материал для организации работы по развитию речи обучающихся. Этим требованиям вполне отвечает рецензируемое учебное пособие известного в стране синтаксиса Е.С. Скобликовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.