Научная статья на тему 'Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учеб. Пособие / Е. С. Скобликова. - 3-е изд. , испр. И доп. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 264 с'

Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учеб. Пособие / Е. С. Скобликова. - 3-е изд. , испр. И доп. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 264 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1403
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Скобликова Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учеб. Пособие / Е. С. Скобликова. - 3-е изд. , испр. И доп. - М. : Флинта: Наука, 2006. - 264 с»

М.Н. Везерова*

Скобликова Е.С. Современный русский язык.

Синтаксис сложного предложения (теоретический курс): учеб. пособие / Е.С. Скобликова. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Флинта: Наука, 2006. - 264 с.

Данное учебное пособие Е.С. Скобликовой представляет собой добротную, написанную на уровне современных лингвистических знаний работу по синтаксису сложного предложения, в области которого остается еще много неуточненного и продолжаются поиски наиболее адекватных фактам языка истолкований, классификаций.

Работа Е.С. Скобликовой характеризуется четкой авторской позицией, единым авторским взглядом на освещаемые явления в области синтаксиса сложного предложения. Категориально-грамматический подход к анализу, интерпретации синтаксических явлений пронизывает все части пособия, создавая неповторимый колорит книги.

Этот подход, отражающий принципы активной грамматики, в наибольшей мере, как представляется, отвечает нуждам преподавания русского языка в вузе и школе, важными задачами которого являются, наряду с другими, развитие логического мышления, развитие речи. Книга вся пронизана профессионально ориентирующими трактовками материала, вниманием к способам его подачи.

Особо следует остановиться на представленной в работе классификации сложноподчиненных предложений. Впервые в вузовском пособии «школьная» классификация сложноподчиненных предложений, принятая в современных учебниках , подается, трактуется не как «урезанная» структурно-семантическая классификация, методически приспособленная к особенностям школьного преподавания, а как полноправная, имеющая научную базу классификация, адекватно и непротиворечиво отражающая определенный участок системы русского языка, если подходить к нему с точки зрения категориально-грамматической сущности. При этом важно подчеркнуть, что в книге уделено много внимания и анализу того, как соотносится указанная классификация сложноподчиненных предложений с традиционной, которая представлена в вузовском учебнике А.Н. Гвоздева (Современный русский литературный язык: Теоретический курс. Часть II. Синтаксис) и в школьном учебнике В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой (Русский язык: Теория: учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений).

Обосновывая свои позиции по разным вопросам, автор уважительно, с глубоким пониманием пишет о концепциях других лингвистов,

* © Везерова М.Н., 2008

Везерова Маргарита Николаевна — кафедра русского языка Самарского государственного педагогического университета

выделяя в них рациональное зерно и то, что представляется не вполне отвечающим фактам языка.

Разные типы сложных предложений получили в работе многогранную, многоаспектную характеристику, которая может существенно расширить представление студентов, аспирантов, учителей-словесни-ков о специфике разных сложных синтаксических конструкций.

Через всю работу красной нитью проходит мысль о разнообразных проявлениях системных отношений в области сложных предложений. Выразительны приемы подачи материала с этой точки зрения. Это и разнообразные схемы, и особые группировки предложений (см., например, описание предложений обусловленности в разделе «Сложноподчиненные предложения»), и особое внимание к синонимическим, даже антонимическим отношениям сложных предложений разного типа, и постоянные сопоставления общих и различных признаков конструкций, в каких-то отношениях соотносительных (см., напр., с. 24, 25, 31, 66, 95, 116-117, 119-120, 132-133 и др.). Материалы в книге подаются так, что на их основе преподаватель может предлагать обучающимся задания поискового, проблемного характера, связанные с трансформациями синонимического и несинонимического характера, с лингвистическим экспериментом.

Ярко проявляется в работе так соответствующий «духу» современных грамматических исследований функциональный, коммуникативный подход к описанию сложных предложений, сопрягающийся с текстовым анализом (см., например, при описании сложносочиненных предложений выделение предложений описательной и повествовательной направленности; выделение функционально-семантических типов среди предложений со значением «разделительности», таких, как предложения предположительной оценки, и др.). Функциональный подход проявляется и во внимании к такой особенности построения сложных предложений, как определенный порядок частей в них, с помощью которого может коммуникативно акцентироваться отражаемая в одной из частей предложения ситуация (в имеющейся учебной литературе эта сторона находит очень неполное отражение). Стилистическая характеристика является в работе органическим компонентом описания сложных предложений.

Особо следует отметить богатство иллюстративного материала, свежего, отсутствующего в других пособиях, и такой его подбор, который как бы сам по себе раскрывает и специфику системных отношений в современном русском языке, и богатейшие стилистические ресурсы в области синтаксиса сложного предложения, и другие достоинства русского языка, а также мастерство художников слова. Это воспитывает в читателе эстетически-ценностный подход к восприятию сложного предложения.

Кроме характеристики сложных предложений, в работе Е.С. Скобликовой достаточно полно, развернуто представлены разделы «Чужая

речь», «Текст», «Пунктуация», причем материалы в них ориентированы в значительной мере и на школьное преподавание русского языка. См., напр., раздел «Речь» в учебнике русского языка для 8 кл. под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Для изучения и отработки вопросов, поднимаемых здесь, часть книги Е.С. Скобликовой «Текст» предоставляет богатый материал.

В разделе «Пунктуация» убедительно мотивируются семантико-син-таксические основы современной русской пунктуации и компактно и выразительно описываются функции знаков препинания. Здесь подчеркнута гибкость пунктуационной системы, иллюстрируется вариативность в использовании знаков препинания (см., напр., сведения о знаке «тире»), хорошо показана «возможность отражать с помощью знаков препинания разнообразные смысловые, эмоционально-экспрессивные и интонационно-произносительные особенности речи» (с. 257). Представленный материал убеждает, что при анализе пунктуации в тексте, при работе над пунктуационными ошибками нельзя проявлять педантизм, ориентируя обучающихся только на один из возможных вариантов.

Не бесспорным является, пожалуй, лишь представление, расположение в книге материалов по бессоюзным и многочленным сложным предложениям. Анализ части бессоюзных структур (с соединительными и противительными отношениями) дается в разделе «Типы сложносочиненных предложений», другая часть (с отношениями смысловой зависимости) рассматривается в специально выделяемом в книге разделе «Бессоюзные сложные предложения». Этому разделу предшествует глава «Многочленные сложные предложения», в которой, естественно, не отразились структуры, объединяющие в себе как союзную, так и бессоюзную связи между предикативными единицами. При этом надо подчеркнуть, что семантико-грамматический, функциональный, стилистический анализ бессоюзных предложений проводится детально, утонченно.

Рецензируемая книга Е.С. Скобликовой, глубокая и оригинальная в концептуальном плане, содержащая богатый дидактический материал, нужна изучающим русский язык и обучающим русскому языку. В ней раскрываются неисчерпаемые речевые ресурсы мыслеемких сложных синтаксических структур русского языка, их гибкость и «вместительность».

Примечания

1 Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю, Четко Л.А. Русский язык. Учеб. для 9 класса средней школы — любое изд. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразовательный учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта — любое изд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.