Научная статья на тему 'Русская пунктуация'

Русская пунктуация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9334
1013
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУНКТУАЦИЯ / СИНТАКСИС / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ / ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ / АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ТЕОРИЯ ОСЛОЖНЕННЫХ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ / AUTHOR''S TECHNIQUE OF TEACHING / PUNCTUATION / SYNTAX / CLASSIFICATION OF PUNCTUATION MARKS / PRINCIPLES OF RUSSIAN PUNCTUATION / THEORY OF COMPLICATED SIMPLE AND DIFFICULT OFFERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Блохина Нина Георгиевна, Дриняева Ольга Анатольевна

В статье освещаются вопросы истории пунктуационной науки, ее становления и развития. Рассматриваются особенности функционирования знаков препинания, проблема их классификации в дискуссионном аспекте; представлены принципы русской пунктуации и их применение в практике преподавания русского языка в школе и вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PUNCTUATION

In article questions of history of punctuation science, its formation and development are highlighted. Features of functioning of punctuation marks, a problem of their classification in debatable aspect are considered; the principles of the Russian punctuation and their application in practice of Russian teaching at school and higher education institution are presented.

Текст научной работы на тему «Русская пунктуация»

СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Празднику Русского языка посвящается

РУССКАЯ ПУНКТУАЦИЯ

Н. Г. БЛОХИНА, О. А. ДРИНЯЕВА

В статье освещаются вопросы истории пунктуационной науки, ее становления и развития. Рассматриваются особенности функционирования знаков препинания, проблема их классификации в дискуссионном аспекте; представлены принципы русской пунктуации и их применение в практике преподавания русского языка в школе и вузе.

Ключевые слова: пунктуация, синтаксис, классификация знаков препинания, принципы русской пунктуации, авторская методика преподавания, теория осложненных простого и сложного предложений.

Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять.

Н. С. Валгина

Данная статья посвящается пунктуации: ее возникновению, становлению и развитию в тесном взаимодействии с синтаксисом. Актуальность освещения раздела пунктуации заключается в том, что многие преподаватели русского языка школьного и вузовского образования отмечают: пунктуационная грамотность обучающихся в школах и вузах гораздо ниже, чем орфографическая, которая, в свою очередь, за последние годы резко снизилась. Причина низкой грамотности объясняется тем, что русский язык как предмет изучения является строгим системным явлением, а в школьных и вузовских программах сократились часы на его изучение. Кроме того, не всегда четко определяется количественная и качественная дифференциация знаков препинания.

Пунктуационная грамотность необходима не только как показатель знания русского языка, общей культуры человека, она играет важную роль в общечеловеческом плане. От пунктуации может зависеть выполнение государственных актов, оформление экономических документов, а в юриспруденции одним знаком препинания можно решить судьбу человека. Например, всем известно изречение: «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». От позиции запятой зависит сама жизнь.

Таким образом, можно утверждать: пунктуация играет важную роль не только в лингвистических дисциплинах, но и в социальных, экономи-

ческих, юридических сферах человеческой деятельности. Поэтому отношение к данному разделу науки о языке должно быть лингвистически обоснованным.

В данной небольшой статье мы постараемся кратко представить количественный и качественный состав русской пунктуации. Но прежде обратимся к истории возникновения и становления этого раздела языкознания. Как определяется пунктуация?

Пунктуация (ср.-лат. Punctuation, от лат. punctum - точка):

«1. Пунктуация - система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания).

2. Пунктуацией называется собрание правил

о постановке в письменном тексте знаков препинания.

3. Пунктуация - раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и нормы употребления знаков препинания.» [11].

Становление пунктуации обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Решающее значение для развития пунктуации в европейских языках имело изобретение книгопечатания и деятельность типографов и издателей, которые упорядочили в XV в. состав знаков препинания и правила их употребления. На Западе, в Европе, книгопечатание связано с именами типографов и издателей, в частности братьев Мануциев родом из Венеции.

В России книгопечатание изобрел Иван Федоров в XVI в., а точнее - в 1564 г.

Еще в древних европейских языках отмечены элементы пунктуации, прежде всего точка и комбинация точек, а также двоеточие, запятая, точка

с запятой; они непоследовательно употреблялись (помимо указания границ слов в текстах без пробела) как разделительные знаки препинания. Состав и употребление знаков препинания расширяется с развитием письменных жанров и усложнением письменной речи.

Закреплению и развитию письменности, ее дальнейшему усовершенствованию способствовали художественная практика крупных писателей и деятельность языковедов - нормализаторов, кодифицирующих нормы и упорядочивающих правила употребления знаков препинания.

Начало научному изучению русской письменности положено «Российской грамматикой» М. В. Ломоносова (1757 г.). Пунктуации уделяли внимание многие языковеды: Я. К. Грот, Л. В. Щер-ба, А. М. Пешковский, К. Ф. Беккер, Б. С. Шварцкопф, В. И. Классовский, А. Б. Шапиро, В. Ф. Иванова, Д. Э. Розенталь и др.

Единого взгляда на количественный и качественный состав знаков препинания, а также на принципы пунктуации не существует в традиционном и современном языкознании. Едины ученые были и остаются в том, что знаки препинания употребляются в синтаксических единицах, членя их на части.

Что такое синтаксис?

«Синтаксис - (от греческого - syntaxis - построение, порядок) -

1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста» [11]. В раздел «синтаксис» входит учение о словосочетании, простом предложении и о предложении сложном. Но и другие разделы языка, как, например, фонетика, лексика и морфология, хотя они не входят в раздел грамматики, органически связаны с грамматическим строем языка и взаимно обусловлены. Как известно, слово изучается в лексикологии, семасиологии, словообразовании и морфологии, но в синтаксисе оно обретает иной статус - становится компонентом словосочетания и членом предложения.

Из определения синтаксиса и пунктуации можно заключить, что знаки препинания функционируют в структурно оформленных целостных единицах (в предложениях) и его частях. Само определение понятий - синтаксиса и пунктуации - предопределяет их взаимосвязь и взаимодействие.

По вопросу об основах русской пунктуации выявлялись различные точки зрения, нашедшие свое выражение в трех направлениях: логическом, синтаксическом и интонационном.

1. Логическое, или смысловое, направление в понимании основ пунктуации получило обоснование в трудах Р. И. Буслаева, С. И. Абакумова, А. Б. Шапиро.

В основе данного направления пунктуации лежат правила постановки знаков препинания, выражающие смысл высказывания. И в то же время, например, С. И. Абакумов признает, что «употребление знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами».

2. Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Выразителем идей данного направления является Я. К. Грот, который считал, что посредством основных знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений, которые служат «читателю для понимания писаной речи».

3. Интонационное направление. Представители этого направления пунктуации полагают: знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе - фразовой интонации; они отражают в огромном большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи. Это направление отражено в трудах Л. В. Щербы и А. М. Пешковского.

Несмотря на субъективность интонации, носящей подчас индивидуальный характер, Пеш-ковский не отрицает существования в языке соответствующих ритмико-мелодических типов произношения, вследствие чего знаки препинания «неизбежно, хотя и бессознательно, прикрепляются к этим типам, и в этом - объективная сторона их, обязательное значение для читающего». Л. А. Булаховский также считал, что знаки препинания служат для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз.

Функционирование пунктуационных знаков в статье представлено в двух синтаксических единицах - простом и сложном предложениях, словосочетание исключено, так как оно не является целостной коммуникативной единицей языка, а входит в состав предложения.

Ломоносовские пунктуационные правила дают точное представление о том, какие знаки препинания были в употреблении в русской письменности середины XVIII в.

В «Грамматике» Ломоносова описаны семь знаков препинания: точка (•), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), запятая (’), точка с запятой (;), двоеточие (:) и скобки [()]. В его правилах, как видим, знаков было меньше, чем сейчас, в них отсутствовали такие знаки, как многоточие (...), тире ( - ) и кавычки („).

Учеником М. В. Ломоносова А. А. Барсовым, профессором Московского университета, обстоятельно изложены пунктуационные правила в его «Грамматике» (1797 г.). Грамматика не была опубликована, до нас дошла в рукописном виде; хранится в двух списках, принесенных в дар университету 26 июня 1830 г. коллежским советником А. Х. Чеботаревым.

К знакам препинания, описанным М. В. Ломоносовым, А. А. Барсов добавляет два - звездочку (*) или крестик (+), указывающих на примечание внизу страницы, и «статейный» знак -иначе параграф (§). Эти два знака не всеми лингвистами признаются в качестве основных знаков препинания.

Формирование пунктуационных единиц длилось довольно долго - вплоть до XIX в.

Таким образом, в настоящее время в число пунктуационных знаков входят 10 основных знаков и два факультативных: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки, два факультативных знака - звездочка и параграф. Некоторыми учеными признается функция знака препинания за абзацем, выполняющим написание с новой «красной» строки и обычно объединяющим ряд связанных по смыслу предложений.

В современной пунктуационной науке дискутируются вопросы о функциональной значимости знаков препинания и их классификации. Ученые-синтаксисты выделяют два типа единиц пунктуации. На наш взгляд, все единицы пунктуации делятся на три вида по своей функции: отделительные, разделительные и выделительные [6]. К отделительным знакам относятся те, которые оформляют конец предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Функцию разделительных выполняют знаки препинания, стоящие в середине простого предложения и разделяющие однородные члены предложения, и знаки препинания, употребляющиеся в сложном предложении и разделяющие его пре-

дикативные части. К последним относятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Статус выделительных единиц пунктуации получают знаки препинания, выделяющие компоненты предложения, грамматически не связанные со структурой простого предложения. Выделяются обращения, вводные слова, словосочетания и предложения, вставные конструкции с помощью запятой, двух запятых, двух скобок, двух тире, кавычек. При обращении с эмоциональной окраской может употребляться восклицательный знак. Следовательно, классификация знаков препинания органически связана с теорией осложненного простого предложения и учением о сложной синтаксической конструкции.

Элементы пунктуации отражены уже в начальном курсе русского языка [10]. Поскольку в речи младших школьников, по мнению уче-ных-методистов, преобладают простые предложения, то теория предложения представлена в начальной школе элементарно, в ограниченном объеме, что связано с реализацией общедидактического принципа доступности и дозированности обучения.

Следует отметить, что на современном этапе развития школы действуют несколько альтернативных программ по русскому языку, которые в различных аспектах представляют основную единицу синтаксиса.

Например, в учебнике, созданном Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой в рамках УМК «Школа России», простое предложение считается базовой единицей языка. Поэтому их учебник для 1-го класса открывается разделом «Предложение». Система знаний, упражнений и правил ориентирована на формирование у детей представлений об основных грамматических свойствах предложений: смысловом содержании, интонационной законченности и особенностях пунк-ционного оформления предложения в письменной речи. Простые предложения классифицируются по цели высказывания, структуре и эмоциональной окраске.

В зависимости от функции предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. По эмоциональной окраске - на восклицательные и невосклицательные. В младших классах школьники наблюдают за предложениями, содержащими сообщение или вопрос, и учатся первым пунктограммам, т. е. уясняют отдельные знаки препинания.

В теории простого предложения особое место занимает осложненное предложение, которое непосредственно связано с определенными пунк-

туационными правилами. Начальный курс синтаксиса включает только отдельные компоненты осложненной структуры предложения. К ним относится однородные члены предложения и обращение, стоящее в разных позициях: препозиции, интерпозиции и постпозиции.

Развивающие системы обучения русскому языку, созданные педагогом Л. В. Занковым и учеными Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, а также некоторые инновационные программы XXI в. содержат сведения о сложных предложениях и их типах - сложносочиненном и сложноподчиненном. Младшеклассники знакомятся с их определениями, средствами связи и особенностями пунктуации. Как мы видим, уже в младших классах формируются представления о трех типах пунктуационных единиц.

Если рассматривать функционирование знаков препинания в аспекте преемственности между школой и вузом, то возможно представить иерархическую организацию пунктуационных единиц.

Отделительные знаки препинания употребляются в конце предложения и разграничивают предложения (точка, вопросительный, восклицательный знак и многоточие). Их постановка зависит от цели высказывания.

Точка употребляется в конце повествовательного предложения:

Веет с поля ночная прохлада (Слова из песни).

Вопросительный знак ставится в конце предложения, содержащем вопрос: Чего тебе надобно, старче? (П.).

Восклицательный знак функционирует в конце предложения, которое эмоционально окрашено: Не позволяй душе лениться! (Н. Заболоцкий).

Многоточие ставится в конце предложения, если автор выражает мысль не полностью и в конце предложения делает большую паузу: Дремлет чуткий камыш ... Тишь ... Безлюдье вокруг ... (И. Никитин).

Разделительные знаки - запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.

Запятая ставится в середине предложения между однородными членами и в сложном предложении между грамматическими основами:

1) между однородными членами при отсутствии союзов: Швед, русский колет, рубит, режет (П.);

2) между однородными определениями, которые характеризуют предмет с одной стороны: Карие, синие глазки смешались, как в поле цветы (Н.). Но запятая не ставится: Мы живем в новом огромном доме;

3) запятая между однородными членами ставится, если они объединены: а) повторяющимися соединительными союзами: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя года (П.);

б) противительными союзами: Солнце светит, а (но) не греет;

в) составными разделительными союзами: Не то дождь, не то снег пошел.

Запятая употребляется между основами сложного предложения (между простыми предложениями), входящими в состав сложного:

а) в сложносочиненном предложении с любыми сочинительными союзами: Прекрасный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (П.);

б) в сложноподчиненном предложении для разделения главной части от придаточной: Кто не работает, тот и не ест (Посл.);

в) в бессоюзном сложном предложении: Наступил вечер, шел дождь, с севера порывисто дул ветер (М. Горький).

Точка с запятой ставится в сложном предложении, если мысли каждой части далеки друг от друга, если в каждой части есть свои знаки препинания:

а) Мокрый снег тает у него на лице, светлых усах и короткой бороде, заползает к нему за шею; сырость добирается до его легких, но он не замечает этого (А. Чехов);

б) Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается.

Тире имеет место в бессоюзном сложном предложении в четырех случаях:

1 ) содержание второго предложения противопоставляется первому: Ввысь взлетает Сокол -жмется Уж к земле (Горький);

2) первое предложение указывает на время или условие действия во втором предложении: Лес рубят - щепки летят (Посл.);

3) второе предложение выражает следствие из действия первого предложения: Сыр выпал -с ним была плутовка такова (И. Крылов);

4) второе предложение выражает неожиданное действие (результат): Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (А. Грибоедов).

Двоеточие с разделительным значением функционирует в бессоюзном предложении со следующими значениями:

1 ) если вторая часть предложения объясняет причину действия первой части сложного предложения: Зима недаром злится: прошла ее пора (Тютчев);

2) если вторая часть сложного предложения раскрывает, дополняет, определяет мысль, содержание первой части: Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (П.);

3 ) вторая часть определяет слово, «мысль» предыдущей части: Одно было несомненно: назад не вернемся (Т.).

Выделительные знаки препинания употребляются в предложениях для выделения обращений, вводных слов и предложений, обособленных членов и прямой речи (запятая, две запятых, тире и два тире, двойные скобки, двоеточие, двоеточие и тире, двойные кавычки и восклицательный знак).

1. Запятая и две запятых ставятся в предложении с обращениями, вводными словами, причастным и деепричастным оборотами, приложением и междометием:

а) при обращении: Дружище, ты, сказывают, петь великий мастерище; Спой, светик, не стыдись (И. Крылов);

б) в предложении с вводными словами: Ты, сказывают, петь великий мастерище (И. Крылов) Восторженный крик, казалось, остановил ливень (К. Паустовский);

в) в простых предложениях, осложненных причастными оборотами, стоящими после определяемых слов: У крыльца стояло несколько повозок и саней, запряженных гуськом (С. Аксаков); в простых предложениях, осложненных деепричастными оборотами: Пройдя несколько шагов, казаки свернули с канавы (Л. Т.);

г) в простых предложениях с приложениями,

стоящими после или перед определяемыми словами: Несчастью верная сестра, надежда

в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (П.);

д) если в предложении есть междометья: Чу, идет, пришла желанная (Н. Некрасов).

Тире и два тире употребляются:

1 ) если в предложении есть вводное предложение: Лицо его в одно и то же время было нежно - он был тронут - и насмешливо (Л.Т.);

2) в простых предложениях с однородными членами и обобщающими словами: Все эти беседы, эти споры, эта волна кипучих молодых запросов, надежд, ожиданий и мнений - все это нахлынуло на слепого неожиданно и бурно (В. Ко-рол.) и Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки (А. Чехов);

3) тире ставится в простом предложении, если в нем есть распространенное приложение: Шла

поливка сада, подростки - девочки и мальчики

в серых блузах и платьях - поливали лунки под яблонями (А. Фадеев).

Восклицательный знак может употребляться в предложении с обращениями и междометиями: Друзья! Прекрасен наш союз (П.); Ба! Знакомые все лица (А. Грибоедов).

Двойные скобки употребляются, если в предложении есть еще вставное предложение: Кали-ныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту (И. Тургенев); И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (А. Блок).

Двоеточие, двоеточие и тире. Эти знаки препинания функционируют при однородных членах с обобщающими словами: Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга, падающей Муму, ни тяжелого всплеска воды (И. Тургенев); Толпа строений - людских, амбаров, погребов - заполняла двор (П.).

Двойные кавычки употребляются в предложениях с прямой речью, прямая речь с двух сторон заключается в кавычки: «Давненько не брал я в руки шашек»; - говорит Чичиков (Н. Гоголь); Базаров ответил Павлу Петровичу: «Строить не наше дело, сперва надо место расчистить (И. Тургенев).

Многие знаки препинания многофункциональны: могут выполнять разделительные и выделительные функции (запятая, тире, двоеточие), лишь отделительные знаки препинания монофункциональны. Но иногда вопросительные и восклицательные знаки, а также многоточие могут употребляться в середине предложения с иными значениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Блохина Н. Г. Инновационные технологии преподавания русского языка в школе и вузе: учеб.-метод. пособие. Тамбов, 1997.

2. Блохина Н. Г. Краткий справочник по русской орфографии и пунктуации для поступающих в вузы. Тамбов, 1997.

3. Блохина Н. Г. Учебник по русскому языку и культуре речи для Института права. Тамбов, 2005.

4. Блохина Н. Г. Учебник по современному русскому языку. Морфология и синтаксис: в 2-х частях. Тамбов, 1997, 2002.

5. Блохина Н. Г., Блохин Ф. А. Учебник по русскому языку для иностранцев. Тамбов, 2011.

6. Блохина Н. Г., Жукова Т. Е., Иванова И. С. Сборник упражнений по русскому языку. Тамбов, 1997.

7. Блохина Н. Г., Жукова Т. Е., Иванова И. С. Учебник по русскому языку для средних специальных школ. М., 2002.

8. Блохина Н. Г., Жукова Т. Е., Иванова И. С. Учебник по русскому языку и культуре речи. Тамбов, 2009.

9. Дриняева О. А. Лингвистические теории в развивающих системах обучения русскому языку на начальной ступени образования. Тамбов, 1998.

10. Дриняева О. А. Лингвистический комментарий к морфологическому и синтаксическому разбору // Формирование профессиональной компетенции будущего учителя начальных классов в период педагогической практики. Тамбов, 2009.

11. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.

* * *

RUSSIAN PUNCTUATION

N. G. Blokhina, O. A. Drinyaeva

In article questions of history of punctuation science, its formation and development are highlighted. Features of functioning of punctuation marks, a problem of their classification in debatable aspect are considered; the principles of the Russian punctuation and their application in practice of Russian teaching at school and higher education institution are presented.

Key words: punctuation, syntax, classification of punctuation marks, principles of Russian punctuation, author's technique of teaching, theory of complicated simple and difficult offers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.