Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31
УДК 94 «18Л9»[470.32Ш1.92
СКЛАДЫВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНЫМИ ШКОЛАМИ В РОССИИ В 1884-1896 ГГ.*
Е.В. ДВОРЕЦКИЙ11 К.В. КОЗЛОВ21
В статье рассматривается процесс складывания церковно-школьного управления как составной части образовательной системы Русской Православной церкви второй половины XIX начала XX века. Особенностью этого процесса было то, что образовательная административная система формировалась с одной стороны, в рамках канонической традиции управления в Русской Православной церкви, а с другой, как составная часть педагогической инновации, связанной с созданием сети церковных общеобразовательных учреждений.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
1)e-mail:DEV@ bsu.edu.ru
2) e -mail:kozlov@ bsu .edu. ru
Ключевые слова: церковно-приходская школа, Епархиальный училищный совет, епархиальный наблюдатель церковных школ, уездный наблюдатель церковных школ, церковные братства, православное духовенство.
Поворотным моментом российской истории второй половины XIX-начала XX является переход от либеральных реформ 1860-1870-х гг. к началу реализации консервативной модели государственного и общественного устройства страны. Цепь скорот ечных с обыт ий привела к актуализации в России идей консерватизма и выработке концептуальной доктрины дальнейшего развития страны на основе традиционных для российского социума ценностей1. Одним из показательных явлений этого процесса стало интенсивное создание системы начального церковного образования, представленного церковно -приходскими школами, школами грамоты, воскресными школами. Отправной точкой складывания этой системы послужило подготовка и утверждение Александром III в 1884 г. «Правил о цер-ковно-приходских школах», которые являлись первым нормативным документом регл а-ментировавшим деятельность данных образовательных учреждений. Одной из главных задач в ходе реализации этой образовательной инновации, наряду с финансовым и кадровым обеспечением деятельности церковных школ, было создание управленческого ресурса, эффективное использование которого позволило бы осуществить данный проект. В истории становления системы управления церковным образованием особый интерес представляет период с 1884, когда фактически было положено начало созданию церковных школ до 1896 г., когда «Положением об управлении школами церковно -приходскими и грамоты» были оформлены ее организационно -правовые контуры.
Основы системы управления церковным образованием были определены в «Правилах о церковно-приходских школах» 1884 г. Высшее управление церковными школами, согласно этим «Правилам», было отнесено к компетенции Синода. В епархиях руководство церковными школами возлагалось на епархиального архиерея, который должен был утверждать кандидатов на законоучительские и учительские вакансии и контрол и-ровать их последующую педагогическую деятельность. При поездках по епархиям архиерей обязан был посещать церковные школы и ежегодно представлять в Синод отчет об организации и результатах их образовательной деятельности. Так же, в каждой епархии создавался Епархиальный училищный совет для коллегиального обсуждения проблем церковных школ и представление архиерею рекомендаций, которые «могут способствовать распространению в народе просвещения в духе Православной церкви»2.
* Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства образования и науки РФ по д-ведомственным вузам в 2014 году (код проекта 327).
1 См .: Куликова С.Г. «Не губить Россию в ядовитых объятиях капиталистического стоя»: социокульту р-ные последствия российской модернизации второй половины XIX- начала XX вв. глазам и консерваторов и национал истов // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №2. С 47 -51
2 Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / сост. А. С.Пру гавин. СПб., 1898. С. 372.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31
Председатель и члены Совета назначались епархиальным архиереем из числа священнослужителей, а также и светских лиц. Необходимым условием назначения было «преданность» делу народного образования и «близкое знакомство» с жизнью и духовными потребностями населения. На заседания Епархиального училищного совета должен был приглашаться и директор народных училищ на правах члена с правом голоса. Права Епархиального училищного совета в отдельных епархиях могли быть предоставлены Епархиальному церковному братству, которое занималось организацией образова-т ел ьно й деятельности церко вных шко л.
Так, в Орловской епархии по инициативе епископа Мисаила (Крылова) в 1890 г. состоялось объединение Епархиального училищного совета и Орловского Петропавловского братства. Епископ Мисаил (Крылов) ходатайствовал об этом в своем письме обер -прокурору К.П. Победоносцеву от 30 октября 1889 г., который в отношении от 27 ноября того же года, поддержал ходатайство епископа. И 13 декабря 1889 г. состоялось первое общее заседание Епархиального училищного совета и Совета Петропавловского братства, на котором произошло их объединение. Возглавил братство сам Мисаил (Крылов). Но данное объединение было недолгим, и просуществовал до 1892 г.3 Причиной этого, возможно, послужило фактически самостоятельная деятельность Епархиального учил ищно-го совета и Петропавловского братства, каждого со своей канцелярией и бухгалтерией. Кроме этого, на наш взгляд, церковное братство с функциями Епархиального училищного совета все-таки являлось общественной организацией, и ее административного ресурса было недостаточно. Кроме этого, организация сист емы церковных школ для церковных братств являлось одним из важных направлений деятельности, но далеко не единственным. В целом, практика показала неэффективность подобных совмещений, и по России к 1 января 1891 г. церковные братства занимались организацией образовательной деятельности церковных школ только в 18 епархиях4.
В благочинниях епархиальным архиереем назначались по своему выбору священники, которые должны были не только контролировать, но, прежде всего, создавать школы в пределах благочиннического округа. Священники-наблюдатели должны были ежегодно представлять отчет о своей деятельности архиерею, и этот отчет рассматривался на заседаниях Епархиального училищного совета. Непосредственное заведование церко в-ными школами возлагалось «Правилами» 1884 г. на приходских священников5.
Схема управления церковными школами, определенная «Правилами» 1884 г., требовала дальнейшей разработки и конкретизации, и, прежде всего, на нормативно -правовом уровне. Дальнейшее развитие системы управления церковными школами затронуло, прежде всего, региональные учреждения, причем, наряду с совершенствованием деятельности уже существующих, создавались и совершенно новые. К числу особенностей формирования церковно-школьной администрации следует отнести отсутствие прямой, причинно-следственной связи между разработкой нормативных основ деятельности структурных подразделений этой системы и собственно их созданием.
Так, в начале 1890-х гг. в ряде епархий вводилась должность епархиального наблюдателя (инспектора) церковных школ. Епархиальные училищные советы тех епархий, где вводилась эта должность, составляли для них служебные инструкции, которые затем утверждались архиереем. «Инструкция для инспектора церковно -приходских школ Курской епархии» была утверждена епископом Иустином (Охот иным) 7 декабря 1891 г., «Инструкция для епархиального наблюдателя церковных школ Тамбовской епархии» -епископом Александром (Богдановым) 4 ноября 1895 г. и «Инструкция для Воронежского епархиального наблюдателя церковно -приходских школ и школ грамоты» «в виде опыта» на 3 года была утверждена епископом Анастасием (Добрадиным) 21 декабря 1895 г.6 Епархиальный наблюдатель, согласно этим «Инструкциям», назначался епархиаль-
3 См .: Журнал соединенного заседания Советов - Орловского православного Петропавловского бра т-ства и Орловского епархиального училищного, происходившего 13 декабря 1889 г. // Орловские епархиальные ведомости. 1890. № 3. Ч.оф. С. 172 -175; Трохина О.М. Создание и деятельность Орловского православного Петропавловского братства (1887 - 1918 гг.) // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. Орел, 2001. Вып. 2 (5). С. 169 -177.
4 Папков А.А. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г. СПб., 1893. С.58.
5 См .: Законы и справочные сведения... С. 372-373.
6 Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф. 803. Оп. 1. Д. 1420. ЛЛ. 111, 333, 446.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31
ным архиереем и по должности входил в Епархиальный училищный совет. В его обязанности входило осуществление контроля за деятельностью как церковных образовател ь-ных учреждений, так и начавших создаваться с 1888 г. уездных отделений Епархиального училищного совета. И при такой широкой сфере деятельности работа епархиального наблюдателя не оплачивалась. Исключения составляли 13 губерний, в которых не были введены земские учреждения и, где, Высочайше утвержденным 8 июня 1893г. мнением Государственного Совета, было разрешено расходовать часть, поступающего из земских сборов пособия церковным школам, на финансирование церковно-школьной инспекции, но не более 3000 рублей в год по каждой губернии. И по определению Синода от 30 июня -14 июля 1893 г. в 9 епархиях, которые охватывали эти губернии, была введена должность епархиального наблюдателя с окладом от 1500 до 2000 рублей в год7.
В благочиннических округах руководство церковными школами осуществляли окружные (уездные) наблюдатели, которые работали на основании разработанных Епархиальными училищными советами «Инструкций», утвержденных епархиальными архиереями. Так, «Инструкция для наблюдателей за церковно -приходскими школами Курской епархии» и «Инструкция для уездных и окружных наблюдателей церковных школ Тамбовской епархии» были утверждены одновременно с инструкциями для епархиальных наблюдателей. Причем, для Курской епархии это была уже вторая «Инструкция», первая была утверждена в 1888 г.8
Одной из проблем, разрешаемой данными «Инструкциями», было установление служебного соподчинение окружных и уездных наблюдателей, подчиняя первых последним. Это было вызвано тем, что, во-первых, в разных епархиях было неодинаковое количество священников-наблюдателей: от 1 -2 до 5-8 на уезд, и, во-вторых, в отличие от уездных наблюдателей окружным придавались, согласно «Правилам о церковно-приходских школах» 1884 г. скорее координационные, чем административно -управленческие функции. Так, в Орловской епархии в 1880 -е гг. «цель назначения наблюдателей не ограничивалась одним только буквальным смыслом; наблюдатели должны были не только блюсти за существующими школами, но всячески побуждать священников и прихожан своего района к открытию новых школ»9.
Так же как и епархиальные наблюдатели, уездные (окружные) наблюдатели работали бесплатно, и им даже не оплачивались командировочные расходы, связанные с инспекционными поездками по школам. Так, окружные наблюдатели Бобровского уезда Воронежской губернии совершали инспекционные поездки по школам за свой счет, получая, правда, ежегодное пособие от земства в 50 рублей10. К 1893 г. в России всего было 2300 уездных наблюдателей11.
28 мая 1888 г. Александром III были утверждены «Правила об уездных отделениях Епархиальных училищных советов». Данные «Правила» являлись нормативной основой организации деятельности структурных подразделений Епархиальных училищных советов - уездных отделений и дополнялись в отдельных епархиях решениями Епархиального училищного совета и архиерея. Так, в 1890 г. в ходе создания уездных отделений Орловского епархиального училищного совета было решено в их состав включить всех, кто брал на себя обязательство делать ежегодные взносы на церковно -приходские школы в размере 5 рублей. Показателен в этом отношении был состав Ливенского уездного отделения, которое насчитывало 83 члена, в том числе 23 человека «светского сословия», 10 купцов, 3 церковных старост и 47 священно- и церковнослужителей. В дополнение «Правил об уездных отделениях Епархиальных училищных советов», Орловским епархиал ь-ным советом были разработаны «руководственные правила» для них и после их утверждения епископом Мисаилом (Крыловым) разосланы в количестве 15 экземпляров во все
7 Исторический оч ерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884 - 1909 г.). СПб., 1909. С. 59 - 60.
8 РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1420. ЛЛ. 107, 336 об.
9 А Т. Церковная школа в Орловской епархии. 1885-1895 гг. // Орловские епархиал ьные ведом ости. 1902. № 5. Ч. неоф. С. 270.
10 Васильев В. Сведения о церковных школах по Бобровскому уезду за 25-летний период времени их существования (1884 -1909). Бобров, 1909. С.30.
11 Исторический очерк развития церковных школ ... С. 60.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 115
2014 № 15 (186). Выпуск 31
уездные отделения12. Но создание уездных отделений не было финансово подкреплено. И это, возможно, значительно тормозило их повсеместное создание. Так, спустя 3 года после утверждения «Правил о школах грамоты» 1891 г., которыми определялась подчиненность вновь создаваемого типа образовательных учреждений уездными отделениями, указывалось, что «обязанности по заведыванию школами грамоты в тех уездах, где таковые отделения еще не открыты, возложить временно, впредь до открытия сих отделений, на Епархиальные училищные советы»13. Поворотным моментом в формировании сист е-мы церковно-школьного управления стало утверждение Александром III 26 февраля 1896 г. «Положения об управлении школами церковно-приходскими и грамоты», которое включало в себя все предшествующие нормативные акты в этой сфере и достаточно четко разграничивало уровни церковно-школьной администрации14.
В целом, рассматриваемый период в истории становления и развития образовательной системы Русской Православной церкви является ключевым. Именно в эти годы происходило складывание сети церковных общеобразовательных учреждений и административной структуры, как необходимого условия эффективного функционирования данной системы. Первоначально общее руководство деятельностью образовательных учреждений епархий было возложено на епархиального архиерея и созданный при нем коллегиальный орган - Епархиальный училищный совет. В отдельных случаях, имело место совмещение Епархиальный училищный совет с братствами - церковными общественными организациями, занимавшимися просветительской деятельностью в епархии. В рамках благочиния руководство церковными школами возлагалось на кого -либо из приходских священников, личные и профессиональные качество которого, позволяли поручить ему это ответственное дело на условиях совмещения с пастырской работой. Однако, как показала практика, подобные совмещения оказались неэффективными. И в дальнейшем складывание церковно -школьного управления осуществлялось по пути диверсификации и профессионализации. В структуре Епархиальных училищных советов были созданы уездные отделения, ведавшие церковно -школьным делом в рамках отдельного уезда. Инициативными решениями епархиальных архиереев в епархиях вводились должности епархиального и уездных (окружных) наблюдателей церковных школ, осуществлявших контрольные функции в складывавшейся системе церковно -школьного управления. Трудности реализации этой организационно-управленческой инновации были связаны, во-первых, с отсутствием стабильного финансирования, и, во-вторых, в связи с этим, сложностью кадрового обеспечения данной деятельности.
FORMATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM CHURCH SCHOOLS IN RUSSIA IN 1884-1896 GG
The article discusses the process of formation of the church school management as the integral part of the of the Russian Orthodox Church educational system of the latter half of XIX- the early XX century. The specific character of this process was that the educational administrative system was formed, on the one hand, within the framework of the canonical tradition of governance in the Russian Orthodox Church, and on the other hand, as the integrant of the pedagogical innovation, related to the creation of the church educational institutions network.
Keywords: church school, the diocesan school board, the diocesan observer of church schools, the county observer of church schools, church fellowships, the Orthodox clergy.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ!
E.V. DVORETSKIY K.V. KOZLOV21
Be Ig o rod National Research University
1) e -m ail: DEV@bsu .edu .ru
2) e-mail: [email protected]
12 Отч ет Орловского православного Петропавловского братства за 1890 г. // Орловские епархиал ьные ведомости. 1891. № 3. Ч. оф. С. 170 -171.
13 Законы и справочные сведения ... С. 376.
14 См.: Исторический очерк развития церковных школ ... С. 61 -62.