Научная статья на тему 'СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ'

СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
тревожность / коррекция поведения / сказкотерапия / методы коррекции тревожности / возможности сказкотерапии / anxiety / behavior correction / fairytale therapy / anxiety correction / possibilities of fairytale

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колкая Ю.Н.

В статье рассматривается сказкотерапия как метод коррекции тревожности. Применение сказки как инструмента преодоления тревоги позволяет преобразовывать негативные переживания, развивать эмоциональную саморегуляцию, а также устанавливать позитивные взаимоотношения. Кроме того, данный метод терапии снижает уровень эмоционального напряжения, повышает самооценку и развивает навыки саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAIRY TALE THERAPY AS A MODERN TREND ART THERAPY FOR PREVENTION AND CORRECTION OF ANXIETY

The article discusses fairy tale therapy as a method of correcting anxiety. The use of fairy tales as a tool for overcoming anxiety allows you to transform negative experiences, develop emotional self-regulation, and establish positive relationships. In addition, this method of therapy reduces the level of emotional stress, increases self-esteem and develops self-regulation skills.

Текст научной работы на тему «СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ»

УДК 159

Колкая Ю.Н.

студент гр. ПСХмвд-2204д Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти, Россия)

СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается сказкотерапия как метод коррекции тревожности. Применение сказки как инструмента преодоления тревоги позволяет преобразовывать негативные переживания, развивать эмоциональную саморегуляцию, а также устанавливать позитивные взаимоотношения. Кроме того, данный метод терапии снижает уровень эмоционального напряжения, повышает самооценку и развивает навыки саморегуляции.

Ключевые слова: тревожность, коррекция поведения, сказкотерапия, методы коррекции тревожности, возможности сказкотерапии.

Актуальность применения сказкотерапии в коррекции тревожности обусловлена её эффективностью в развитии самосознания, становлении доверия к окружающим и поиске путей решения проблем. Сказка является доступным способом переноса своих переживаний, наглядного видения способов борьбы со страхами и осознания собственных проблем. Данный метод был теоретически обоснован М. Эриксоном и развит его учеником В. Росси, а в России начал применяться с начала 90-х годов.

Отметим, в последние годы увеличивается влияние стресса на физическое и психологическое состояние человека. Применение сказкотерапии в коррекции тревожности на фоне увеличивающего количества стрессовых ситуаций весьма актуально и значимо в стабилизации эмоционального

состояния. Использование сказкотерапии помогает снизить тревожность. Становится возможным выразить переживания через искусство, что не травмирует психику и позитивно сказывается на коррекции тревожного состояния.

Сказки способствуют развитию самосознания, учат становиться самим собой и строить доверительные отношения с окружающими. В процессе прослушивания сказки, чтения, пересказа происходит отождествление себя с героями, находит выход из сложных ситуаций и определяет пути решения конфликтов. Эффективность сказкотерапии в коррекции тревожности определяется совокупностью условий, таких как диалогическое взаимодействие детей и их родителей, взрослых с окружающим миром, организация игрового пространства и создание эмоционально-творческой среды [3, с.26].

Основная цель сказкотерапии в коррекции тревожности — устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Сказкотерапия использует сказки для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

Сказкотерапия помогает осознать и принять свои чувства и эмоции, что способствует снижению тревожности. Сказки позволяют детям учиться общаться друг с другом и с окружающими, что снижает уровень тревожности в общении. Сказкотерапия имеет широкие перспективы использования и в коррекции тревожности у взрослых, определяя возможность формирования позитивного мышления, видеть положительные стороны в различных ситуациях, что способствует снижению тревожности. Сказкотерапия стимулирует воображение и творчество, что помогает справляться с тревожными состояниями. Сказки помогают научиться контролировать эмоции и поведение, что снижает уровень тревожности. Благодаря использованию сказкотерапии повышается уровень эмпатии, что помогает улучшить коммуникацию. Создание безопасной среды для выражения эмоций позволяет безопасно выражать свои эмоции и переживания.

Таблица 1. Виды сказок, применяемых в снижении тревожности у детей [1, с.734].

Вид сказки Краткая характеристика

Дидактические Сообщение детям новых понятий и правил поведения. Демонстрируются примеры эффективного взаимодействия с окружающими

Психокоррекционные Оказывают мягкое влияние на поведение ребёнка, корректируя тем самым неэффективные стили поведения и объясняя смысл происходящего

Художественные Знакомство детей с традициями, эстетическими принципами и примерами эффективного поведения

Диагностические Оказание помощи в определении характера ребёнка и его отношения к окружающему миру

Медитативные Создание ярких визуальных образов, задействование бессознательного

Благодаря использованию различных видов сказок становится возможным снизить уровень тревожности. Применение тех или иных видов сказов в терапии коррекции тревожности зависит от поставленных целей и задач проводимой работы [2, с. 171].

Отметим наличие индивидуальный реакций, в частности, некоторые люди могут быть достаточно чувствительными к определённым сказочным персонажам или ситуациям, обозначенными в сказке, в результате это может вызвать негативные эмоции, беспокойства и порой даже негативно сказаться на уровне тревожности у взрослого человека или у ребёнка. То есть использование сказкотерапии должно быть обусловлено индивидуальными особенностями развития. Кроме того, данный метод терапии является довольно ограниченным по своей эффективности. Например, его довольно сложно использовать для обеспечения высокой эффективности при решении серьёзных психологических проблем, к каким можно отнести, например, тяжёлую депрессию или расстройство личности. Кроме того, нет должного научного обоснования эффективности сказкотерапии в коррекции тревожности у взрослых. На

сегодняшний день эффективность сказкотерапии не подтверждена в полной мере научными исследованиями, поэтому её применение вызывает сомнения у некоторых специалистов.

Таблица 2. Преимущества и недостатки использования сказкотерапии в коррекции тревожности [5, с.181].

Преимущества Недостатки

- снижение уровня стресса и тревожности - развитие творческой активности - выражение собственных чувств, эмоций, переживаний через искусство - развитие воображения - улучшение коммуникации - возможное сопротивление клиента - недоверие к методам психотерапии в части применения сказкотерапии - чувствительность к некоторым ситуациям, представленными в сказке, - ограниченная эффективность

Наряду с обозначенными недостатками можно говорить о широком потенциале использования сказкотерапии в коррекции тревожности так, как она характеризуется множеством преимуществ. Прежде всего, сказка помогает увидеть проблему с другой стороны и научиться проживать определённой ситуации. Сказкотерапия ориентирована на адаптацию человека к определённым ситуациям, событиям, помогает проигрывать ситуацию и решать проблему путём идентификации с главными героями сказки, проживающими аналогичные жизненные ситуации. Использование сказкотерапии в коррекции тревожности связано с минимальным стрессом. Терапевтическая среда при использовании данного метода даёт возможность чувствовать себя достаточно комфортно и расслаблено. Положительной стороной применения данного метода терапии можно отметить проявление креативности. Это связано с тем, что сказки дают возможность выразить собственные мысли и чувства через связь с искусством. Безусловно, сказкотерапия помогает лучше понимать собственные мысли и чувства и принимать тем самым здоровые и взвешенные решения.

В области психологии сказкотерапия помогает в коррекции тревожности так, как ориентирована на преобразование негативных переживаний в позитивные, проживание стрессовых ситуации и определение путей выхода из них. Данный метод терапии позволяет сопоставлять себя с героями сказок, примерять на себя различные роли и реализовывать способы преодоления тревоги. В результате сказкотерапия помогает психологам решать различные проблемы клиентов. К таким проблемам можно отнести страхи, повышенную тревожность, агрессию и трудности в коммуникации. Сказкотерапия позволяет развивать внутренний потенциал, творческие способности и расширять уровень осознанности событий. В результате можно говорить о том, что сказкотерапия подходит как для детей, так и для взрослых [6, с.185].

Использование сказкотерапии в коррекции тревожности обладает весьма высоким потенциалом. Применение сказок помогает справиться с различными жизненными трудностями. В рамках процесса сказкотерапии становится возможным перенести жизненные невзгоды. Сказкотерапия прорабатывает внутреннее переживания, ведь сказка служит волшебным зеркалом, в котором человек может увидеть свои недостатки и проработать их, что осуществляется через осознание переживаний героев. Сказки помогают победить страхи через идентификацию, отождествление себя с главными героями произведения.

Непременно актуальным является использование сказкотерапии в преодолении трудностей. Прежде всего, это касается осознания самостоятельности и достижения поставленных целей. В ходе использования сказок развивается мышление, прививаются истинные ценности, и, это, непременно, оказывает положительное влияние. В рамках терапии реализуется процесс активизации ресурсов личности, что реализуется за счёт применения метафорического воздействия сказок на бессознательное человека [4, с.671].

Сказкотерапия является процессом объективизации проблемных ситуаций. Главный герой сказки проходит через различные испытания и становится только сильнее благодаря их преодолению. Постепенно формируется внутренний источник силы и понимание того, что испытания

даются только сильному. Благодаря сказкотерапии активизируются внутренние ресурсы личности, пробуждается сознание, открываются новые возможности взаимодействия с окружающим миром. А это уже качественно новый этап реализации коммуникации.

Таким образом, сказкотерапия довольно активно применяется в коррекции тревожности, позволяя преобразовывать негативные установки на позитивные, проживать стрессовые ситуации, находить пути выхода из сложных жизненных ситуаций путём сопоставления с героями сказок, поиска преодоления тревоги. Результатом является снижение уровня тревожности, а также улучшение эмоционального состояния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасенкова Е. Л., Мандрыкина А. С. Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии //Шамовские педагогические чтения. - 2022. - С. 734-743;

2. Гордон Т. С. Сказкотерапия как способ борьбы с фобиями //Вестник университета. - 2020. - №. 10. - С. 169-172;

3. Зотова Я. А. Эффективность сказкотерапии в психокоррекции тревожности детей младшего школьного возраста //Вестник магистратуры. -2020. - С. 26;

4. Мороденко Е. В. Сказкотерапия как средство психологической коррекции тревожности у детей //Современные вопросы естествознания и экономики. -2023. - С. 670-673;

5. Натахина Е. А., Новашина М. С. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми //Артпедагогика и артпсихология в век инноваций. - 2020. - С. 179-184;

6. Туркова Т. В. Сказкотерапия как метод психологии //Молодые исследователи и наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2021. - С. 182-187

Kolkaya Yu.N.

Tolyatti State University (Tolyatti, Russia)

FAIRY TALE THERAPY AS A MODERN TREND ART THERAPY FOR PREVENTION AND CORRECTION OF ANXIETY

Abstract: the article discusses fairy tale therapy as a method of correcting anxiety. The use of fairy tales as a tool for overcoming anxiety allows you to transform negative experiences, develop emotional self-regulation, and establish positive relationships. In addition, this method of therapy reduces the level of emotional stress, increases self-esteem and develops self-regulation skills.

Keywords: anxiety, behavior correction, fairytale therapy, anxiety correction, possibilities offairytale.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.