Сказкотерапия как метод работы с детьми с повышенной тревожностью Fairy-tale therapy as a method of working with children with increased anxiety
Кохановская Ирина Алексеевна
Студент 3 курса кафедра педагогики и психологии детства Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
г. Архангельск, наб. Северной Двины 17 e-mail: [email protected]
Kohanovskaya Irina Alekseevna
Student 3 term
Department ofpedagogy and psychology of childhood Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov Arkhangelsk, Northern Dvina embankment 17 e-mail: [email protected]
Научный руководитель Каменева Ирина Викторовна
К.пед.н, доцент
Северный Арктический Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
г. Архангельск, наб. Северной Двины 17 e-mail: [email protected]
Scientific adviser Kameneva Irina Viktorovna
docent, candidate of pedagogics Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov Arkhangelsk, Northern Dvina embankment 17 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье представлен теоретический анализ проблемы повышенной тревожности у детей, дана общая характеристика тревоги, как психологического явления, рассмотрены причины появления тревоги у детей разного возраста. Выделен метод сказкотерапии, как один из самых эффективных способов коррекции и устранения повышенной тревожности у детей.
Annotation.
The article presents a theoretical analysis of the problem of increased anxiety in children, gives a general description of anxiety as a psychological phenomenon, and considers the causes of anxiety in children of different ages. The method of fairy-tale therapy is highlighted as one of the most effective ways to correct and eliminate increased anxiety in children.
Ключевые слова: сказкотерапия, дети, тревожность, страх, социально - психологическая проблема.
Key words: fairy-tale therapy, children, anxiety, fear, socio-psychological problem.
Тревожность - особое психологическое явление, чье значение можно оценить, как широко, так и узко функционально. Ее называют «центральной проблемой современной цивилизации» и изучают не только в психологии, но и в психиатрии, физиологии, социологии и философии. Данное явление приносит с собой чувство сильного эмоционального дискомфорта, связанное с предчувствием неприятностей в будущем.
За рубежом при исследовании проблемы тревожности ученые ссылаются на неоднозначность и неопределенность термина. Отечественные работы носят фрагментарный характер, в большей степени из - за неодобрения обществом изучения явлений, при которых человек воспринимает мир вокруг себя, как нестабильную, опасную и несущую угрозу действительность [6].
В психологическом словаре Немова Р.С., советского и российского психолога, термин тревожность трактуется следующим образом: «индивидуальная психологическая особенность человека, черта его характера, проявляющаяся в склонности впадать в состояние повышенного беспокойства и тревоги в тех эпизодах и ситуациях жизни, которые, по мнению данного человека, несут в себе психологическую угрозу для него и могут обернуться для него неприятностями, неудачей или фрустрацией». Данное понятие не относится напрямую к какому- либо объекту, порождающему переживание, что отличает ее от чувства страха. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, был уверен, тревожность берет свое начало из бессознательного [4].
Обратимся к историческому аспекту вопроса. Понятие страха было известно со времен глубокой древности и не отделялось от понятия тревоги. Первое упоминание страхе мы видим уже около 400 - 325 гг. до нашей эры в рассуждениях мыслителя Диогена из Синопа. Римский философ и поэт, Луций Анней Сенека в «Письмах к Луцилию» отмечает, что пережитый страх остается в памяти и является предвосхищающей эмоцией. В работах Ала ибн Хазма, арабского философа XI века, тревожность определялась и как главное условие существования человека. Остроту и глубину переживания оценил в XVI в. Мишель де Монтень, французский писатель и философ эпохи Возрождения. Большой вклад в развитие представлений о тревожности сделал Б. Спиноза. Страх, для него, это - состояние души в ожидании неприятностей в ближайшем будущем, а одной из важных причин возникновения страха является чувство неуверенности.
Интересен взгляд Джона Локка (1987) на страх и его причины. По мнению английского философа и педагога, чувство страха связано с модусом страдания, тогда как надежда опирается на модус удовольствия. Следовательно, тревога переживается как потребность в преодолении ожидаемой неприятности.
В эпоху Просвещения страх модифицировался и реальной угрозой для человека стал не окружающий мир и природные объекты, а внутренние фантазии. В то же время, это не отрицательный показатель, ведь на основе внутреннего страха стали зарождаться механизмы социальной регуляции поведения, такие как совесть и нравственность. Но относить возникновение совести, как производной страха только к эпохе Просвещения не является единственно верным путем, ведь, как известно, данная проблема обсуждалась в древнегреческой мифологии.
Более современные исследования выдвигают предположения о том, что страх дал толчок к становлению цивилизации. Развитие человека, как утверждает польский исследователь Р. Банайский, идет путем преодоления трех видов страха: природного, социального и технического.
Как показывает анализ исторического аспекта проблемы, далее целесообразно будет остановиться на более детальной характеристике тревожности и причинах ее возникновения.
При тревоге на физиологическом уровне человек ощущает усиление сердцебиения, учащение дыхания, общее возбуждение, повышение артериального давления.
Выделяются два вида тревожности: общая, как устойчивая индивидуальная характеристику личности и ситуативная. Определенный уровень тревожности можно считать нормальным и свойственным каждому человеку, он способствует активизации деятельности и оптимальной адаптации к действительности. В случае, если тревожность становится устойчивой и мешает жизнедеятельности, можно говорить о нарушениях личностного развития.
Если рассматривать тревожность как свойство темперамента, то первоочередной причиной становятся природные факторы - свойства нервной и эндокринной систем.
Внешним источником тревоги рассматривают конфликт между оценкой непосредственно стрессовой ситуации и отсутствием необходимых средств для ее преодоления. В этом случае, для предотвращения
тревожности предлагается учить переоценивать ситуацию. Еще одним фактором возникновения тревоги становится травматическая ситуация из прошлого, повлекшая за собой развитие невротического синдрома.
Детская тревога ничем не отличатся от тревоги взрослых. Содержание страхов и тревожных состояний варьируется в зависимости от половозрастных различий детей. Дошкольники подвержены боязни темноты и вымышленных существ, определенную ситуативную тревогу вызывает возможная разлука с матерью, вероятность физического наказания. Младшие школьники переживают более социальные страхи: оценка со стороны сверстников и взрослых, смерть, болезнь. В отдельных случаях, девочки переживают сильнее, чем мальчики. Подростковый возраст включает в себя страх смерти родителей, унижения, болезни и войны. Тут тоже отмечается половое различие: девочек больше страшат беспокойства, связанные с родителями, в то время, как мальчики боятся физического насилия. Общую тревогу вызывают и планы на будущее: продолжение учебы или трудоустройство, самостоятельная жизнь и сепарация от родителей [6].
Существуют классификации, объясняющие возникновение этого патопсихологического феномена: DSM - диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям Американской Ассоциации Психиатров; ICD - десятая версия Международной классификации болезней. DSM - III - R выделяет три вида тревожных расстройств: поведение избегания, при котором ребенок отказывается поддерживать контакт с незнакомым человеком; расстройство изоляции при разлуке - особенно ярко выражено в период дошкольного детства и связано с возрастными страхами, как например, потеря матери, одиночество; расстройство в виде чрезмерной тревожности - ребенок испытывает сильную тревогу, не основанную на реальных событиях [1].
Единого взгляда на причины детской тревожности нет. Ряд ученых выдвигает теорию о том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте основанием для появления тревожных расстройств могут являться детско - родительские отношения. У ребенка возникает внутренний конфликт между желаниями родителей и требованиями, которые выдвигает социум. Негативные последствия для детей могут иметь завышенные требования, которые ставят их в зависимое положение.
Отмечается, что в семьях с благоприятным эмоциональным фоном дети менее тревожны, чем в семьях, где родители высказывают неудовлетворение окружающими, используют авторитарный стиль общения, часто агрессивны по отношению друг к другу или стоят на грани развода.
Тревожный ребенок живет в ожидании неприятностей. Такого ребенка трудно заметить в группе сверстников: он не привлекает к себе внимания, не говорит о своих проблемах. Наблюдая за ним, можно заметить, что он опасается новых видов деятельности. Из-за пониженной самооценки и постоянного сомнения в собственных силах он часто ищет одобрения взрослых. П. Бейкером и М. Алвордом предлагаются следующие критерии для уточнения ситуации с определением уровня тревожности: постоянное беспокойство, трудность концентрации, мышечное напряжение, нарушения сна, раздражительность [7].
С позиции бихевиоризма, диагностика тревожного ребенка - это комплекс методик, позволяющий получить наиболее полное представление об объекте исследования. В рамках данной концепции используется бихевиоральное интервью - с него рекомендуется начинать диагностику. Интервью дает возможность установить связь между социальным окружением ребенка и его поведением, наладить доверительный контакт с семьей и собрать информацию о предпосылках возникновения тревоги. Нередко, дети в процессе интервью смущаются, неохотно отвечают на вопросы. В таком случае, исследователь обязан помочь ребенку, задавать вопросы, требующие конкретного и четкого ответа. Рекомендуется задавать вопросы не только о симптомах тревоги, но и о деталях ситуации, чтобы как можно точно понять, что происходило в момент возникновения тревожного синдрома [1].
Одним из самых эффективных методов коррекции страхов и тревоги у детей признается сказкотерапия.
В системе образования термины содержащие слово «терапия» не признаны и считаются не лечебными методами, а развивающими и коррекционными. Несмотря на это сказки есть в арсенале методов работы как педагогов - психологов дошкольных учреждений, так и школьных психологов. Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, популяризатор сказкотерапии, определяет цель данного метода, как накапливание знаний о жизненных ситуациях и способах выхода из них. По мнению И.В. Вачкова, автора книги «Скакзотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку», сказкотерапия - направление практической психологии, позволяющее с помощью метафор выстраивать отношения с окружающим миром [2].
В развитии сказкотерапии выделяется четыре этапа. Устное народное творчество ознаменовало появление сказки в жизни народа. Второй этап - исследование и собирание мифов, где потрудились такие знаменитые ученые, как В. Пропп, К. Г. Юнг, Б. Бегтельхейм. Третий этап - психотехнический - работа над составлением сказки. На четвертом интегративном этапе формируется понимание сказки, как воспитательной системы.
Для мягкого влияния на поведение ребенка выбираются психокоррекционные сказки. Их цель - заменить неэффективный стиль поведения на более приемлемый и обьяснить ребенку смысл происходящего. Процесс подготовки сказки включает в себя несколько этапов. Для начала следует подобрать героя с аналогичным ребенку возрастом, полом и характером. На втором этапе описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы показать ребенку сходства с его жизнью. Третий этап включает в себя рассказ о переживаниях героя в проблемной ситуации. На четвертом этапе описывается выход из ситуации, привлекаются персонажи - помощники, наставники, в метафоричной форме предлагаются альтернативные модели поведения. Завершается сказка становлением главного героя на путь изменений [3].
Обязателен ритуал «входа» в сказку. Это поможет детям переключиться с реальности на выдуманный мир. Для этого можно выбрать проводника, волшебный предмет или проговорить с детьми стих или сказочное заклинание. Не менее важен и ритуал «выхода» из сказки, при котором повторяется все, что было сказано на «входе» и дополняется закреплением информации, полученной на занятии.
Занятия сказкотерапией могут быть групповыми и индивидуальными. Время рассчитывается в зависимости от возраста. В дошкольном возрасте занятия могут проводиться два раза в неделю. В младшем школьном возрасте рекомендуется организовать сказкотерапевтическую группу на базе группы продленного дня
[5].
Оценку эффективности метода сказкотерапии можно найти в работах Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой, И.В. Вачкова, Н.А. Сакович, Р.М. Ткач. И.В. Вачков, опираясь на опыт психологов - практиков, выдвигает предположение: «телесный и конкретный язык сказок открывает путь наглядно- действенного и наглядно -образного постижения мира и человеческих отношений». В то же время авторы подчеркивают «одноразовость» сказки, как способа влияния на психику ребенка. Возникают сложности и с валидизацией метода сказкотерапии, в связи с отсутствием контрольных методов измерения результатов терапии.
Результативность метафор в работе с детьми зафиксировал еще Э.Эриксон. В своей практической деятельности он отмечал, что предложенная клиенту метафора быстрее достигнет цели, чем терапевтическая беседа [2].
Сказкотерапия помогает ребенку «познакомиться» со своей тревогой, реальными или выдуманными страхами, получить опыт преодоления и принятия своих негативных эмоций. Смыслы сказки откладываются на бессознательно - символическом уровне, чувства ребенка актуализируются, что дает шанс на более раннее решение проблемы тревоги и страха.
Список используемой литературы
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 1б0 с.
2. Вачков И.В. Сказктерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - 3-е изд., перерабю и доп. - М.; Ось - 89, 2007. - 144 с.
3. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - Спб.: «Речь», 2000. - 310 с.
4. Немов Р.С. Психологический словарь/ Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2007. -
560 с.
5. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. - 82 с