Научная статья на тему 'Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии'

Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / SCHOOL ANXIETY / ЛИЧНОСТНАЯ И СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / PERSONAL AND SITUATIONAL ANXIETY YOUNGER STUDENTS / СКАЗКОТЕРАПИЯ / FAIRYTALE THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кирейчева Евгения Владимировна

В статье дается теоретическое обоснование сказкотерапии как метода работы психолога с детьми. Рассмотрена структура и краткое содержание программы сказкотерапии, разработанной для профилактики и коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a theoretical justification fairytale therapy as a method of work of the psychologist with children. The structure and content of the program brief fairytale therapy developed for the prevention and correction of school anxiety in children.

Текст научной работы на тему «Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии»

структура программы профилактики и коррекции

U U

школьной тревожности детей младшего школьного

возраста с помощью сказкотерапии

Кирейчева Евгения Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал),

г. Севастополь

АННОТАЦИЯ

В статье дается теоретическое обоснование сказкотерапии как метода работы психолога с детьми. Рассмотрена структура и краткое содержание программы сказкотерапии, разработанной для профилактики и коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.

ABSTRACT

The article gives a theoretical justification fairytale therapy as a method of work of the psychologist with children. The structure and content of the program brief fairytale therapy developed for the prevention and correction of school anxiety in children.

Ключевые слова: школьная тревожность, личностная и ситуативная тревожность младших школьников, сказкотерапия.

Keywords: school anxiety, personal and situational anxiety younger students, fairytale therapy.

Школьная тревожность является признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на учебу, общение в школе за ее пределами, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Анализ литературы показывает, что ряд авторов изучают проблемы ситуативной и личностной тревожности ребенка (Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский, Г.Я. Кудрина); анализируют вопросы влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей (А.С. Спи-ваковская, Г. Т. Хоментаускас); изучают проблемы развития в связи с повышенной тревожностью ребенка (В.И. Гарбу-зов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.С. Спиваковская).

В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлены основные причины тревожности в младшем школьном возрасте: внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка; противоречивые, завышенные требованиями к нему, исходящие из разных источников; трудности в обучении; конфликты в общении со сверстниками, учителями, родителями; конфликтные взаимоотношения в семье и т.п.

В результате эмпирического исследования выявлено, что проблема профилактики и коррекции тревожности в младшем школьном возрасте, т.к. у большинства детей выявлен высокий и средний уровень общей тревожности.

Многочисленные современные исследования посвящены вопросам снижения тревожности, стабилизации эмоционального состояния психотерапевтическими методами (М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, Г.А. Ковалев, А.И. Захаров).

Одним из направлений в целях предупреждения и терапии тревожности у детей младшего школьного возраста является сказкотерапия.

Привлекательность сказкотерапии как метода коррек-ционной работы психолога с детьми определяется прежде всего тем, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами, в ходе его применения происходит объективация проблемных ситуаций, развитие внутренних ресурсов, потенциала личности.

Рассмотрим общую характеристику программы коррекции и профилактики тревожности младших школьников средствами сказкотерапии.

Мы согласны с педагогами Логачёвой О.А., Конаковой Е.А., Прохоровой А.С. в том, что сказкотератпия универсальна. Прежде всего, сказка выполняет информотивную функцию: через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Сказка позволяет творчески взглянуть на проблему: дополняя сказку, клиент преодолевает самоограничения и обогащает свою жизнь. В работе с детьми, в ходе использования сказки психолог использовать игрушки, костюмы, художественные продукты деятельности [2].

По мнению Вачкова И.В., работу с психологическими сказками в школе можно проводить, реализуя самые разнообразные стратегии и организационные формы: игры, путешествия, драматизации, импровизации и групповые формы Арт-терапии. В начальной школе удобным является проведение еженедельных сорокаминутных занятий, включенных в систему обычных уроков [1, с. 28]. Именно такая форма проведения является основной в нашей программе.

Цель программы - обеспечить социально-психологические условия, способствующие оптимизации уровня тревожности младших школьников.

Задачи: профилактика, оптимизация тревожности; развитие самоуважения и самопринятия; развитие коммуникативных навыков, толерантности, эмпатийности; улучшение взаимоотношений в классе.

Программа коррекции и профилактики тревожности младших школьников средствами сказкотерапии разрабатывалась на основе анализа форм, методов таких авторов как, И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Логачёва, Е.А. Конакова, А.С. Прохорова, А.Х. Попова, Е.Ю.Петрова.

Групповые сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру, которая предложена Международным инсти-

тутом комплексной сказкотерапии [3]. Данной структурой рекомендуется при составлении коррекционных программ:

1. Ритуал «входа» в сказку. Цель этапа - создать настрой на совместную работу.Создать настрой на совместную работу.

2. Повторение. Цель этапа - актуализация знаний и умений, полученных на предидущем занятии.

3. Расширение. Цель этапа - расширить представления ребенка о чем-либо (может быть новая сказка, ее обсуждение).

4. Закрепление. Цель этапа - помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка.

5. Интеграция. Цель этапа - связать новый опыт с реальной жизнью. Обсуждение вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6. Резюмирование. Цель этапа - подвести итоги, обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7. Ритуал «выхода из сказки». Цель этапа - закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде [3].

В рамках программы, ориентированной на снижение уровня тревожности младших школьников через психологическую сказку, используются разнообразные психотехнические, психогимнастические игры и упражнения, рисование, творческие задания, сказочные задачи.

Рассмотрим подробнее содержание программы коррекции и профилактики тревожности младших школьников средствами сказкотерапии. Программа проводится в условиях школы, предусматривает 12 занятий, по 45 минут, два раза в неделю (6 недель).

Структура программы коррекции и профилактики тревожности младших школьников средствами сказкотерапии представлена в таблице 1.

Таблица 1

Программа коррекции тревожности младших школьников средствами сказкотерапии

№ Цель занятия форма работы

1 Объединить детей совестной дея-тельностью, заинтересовать в за-нятиях Занятие 1. "Метаморфозы". Упраж-нение «Метаморфозы», рисунок живот-ного, упражнение "Общая сказка".

2 Развитие воображения, примене-ние сказочной метафоры для кор-рекции самооценки; формирование умения расслабляться и сни-мать напряжение. Занятие 2. "Любимая сказка" Упражне-ние "Закончи предложение", упражнение "Сказочные герои в школе", игра " На что похоже моё настроение?".

3 Повышение мотивации в работе с собственными чувствами, стра-хами, обучение навыкам расслабления и саморегуляции. Занятие 3. "Кинопроба" Игра «Четыре стихии», игра "Снимается кино", сказка о "Волшебных зеркалах" (начало), (ав-тор Вачков И.В.).

4 Сосредоточить внимание на обра-зе «Я», самопонимание, само-принятие. Занятие 4. "Сказка о волшебных зерка-лах" Упражнение «Вернисаж домашних рисунков». Фрагмент «Сказки о вол-шебных зеркалах», упражнение «От-ражение в волшебных зеркалах».

5 Способствовать решению внут-риличностных конфликтов, сня-тию внутреннего напряжения. Занятие 5. "Сказка о волшебных зерка-лах" (завершение) Упражнение. «Мои плюсы и мои минусы», сказка о "Вол-шебных зеркалах" (окончание). Упражнение «Какое зеркало я хочу».

6 Развитие элементарных навыков самоанализа и самонаблюдения. Занятие 6. "Сказка о Деревьях-Характерах из волшебного леса (этап 1) Упражнение "Заполни середину". Сказка Деревья - Характеры из волшебного ле-са (автор Вачков И.В.).

7 Расширять представление о себе как о субъекте межличностного взаимодействия. Занятие 7. "Сказка о Деревьях-Характерах из волшебного леса" (этап 2) Сказочная задача "Паслание". Рису-нок "Персональное Дерево-Характер".

8 Развитие способности к эмпатии, самопознание. Занятие 8. "Сказка о Деревьях-Характерах из волшебного леса" (этап 3) Сказочная задача "Лиса и тетерев". Работа с рисунком "Персональное Дере-во-Характер". Мини-спектакль.

9 Развитие креативности; примене-ние сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; пробуждение архетипических ре-сурсов; тренировка навыков сов-местного сочинения сказок. Занятие 9. "Герои и анти-герои" Упраж-нение "Сказки-наоборотки". Игра "Ге-рои и анти-герои" (1 этап - образ ска-зочного героя, 2 этап - создание команд, 3 этап -сочинение сказок).

10 Развитие эмоциональной сферы; коррекция агрессивного поведе-ния через метафору. Занятие 10. "Сказочные злодеи" Рису-нок "Злодей в детстве", упражнение «Волшебники». Сказка Котенок (автор Стишенок И.А.)

11 Анализ причин тревожности, сплочение группы, развитие эм-патических способностей и вни-мания к окружающим. Занятие 11. "Школьная тревожность". Игра "Геометрические фигуры". Об-суждение понятия "тревожность". Круг "Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?". Сказка "Школь-ная Тревожность", упражнение "Мысли и настроение".

12 Обсудить итоги, акцентировать внимание на достижениях и пе-ременах в участника Занятие 12. "Уникальность". Игра «Пе-редай по кругу». Упражнение «Мои хо-рошие качества». Сказка «Роза и ро-машка», «Коробка переживаний» релак-сационное упражнение. Упражнение "Подарки". Подведение итогов.

Таким образом, программа коррекции тревожности младших школьников средствами сказкотерапии разрабатывалась на основе анализа форм, методов таких авторов как, И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Логачёва, Е.А. Конакова, А.С. Прохорова, А.Х. Попова, Е.Ю.Петрова.

Дальнейшая цель нашего исследования заключается в изучении эффективности практического применения сказ-котерапии как психологического метода профилактики и коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. В то же время нельзя забывать о психолого-педагогических способах профилактики и коррекции тревожности, эффективность которых не раз доказана в ходе практики. Так при высоком уровене тревожности ребенка необходимо повышение его самооценки (взрослыми), поддержка, похвала, избежание критики в присутствии дру-

гих. Надо учить ребенка анализировать неудачи и успехи, развать способность справляться с повышенной тревогой с помощью определенных упражнений.

Список литературы:

1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. - 144 с.

2. Логачева О.А., Конакова Е.А. Сказкотерапия в работе с агрессивными детьми: методическое пособие. М.: МГППУ, 2007. - 71 с.

3. Международный институт комплексной сказкотера-пии. URL: http://www.cka3ka-miks.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.