Научная статья на тему 'Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотерапии'

Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
955
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ / TEENAGERS WITH DELINQUENT BEHAVIOR / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ / DEVELOPMENT OF SELF-CONSCIOUSNESS / СКАЗКОТЕРАПИЯ / FAIRYTALE THERAPY / МЕТАФОРА / METAPHOR / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА / PSYCHOLOGICAL BOARD GAME / СКАЗОЧНЫЙ ОБРАЗ / ОБРАЗ "Я" / IMAGE OF SELF / АРХЕТИП / ARCHETYPE / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / САМОПРИНЯТИЕ / SELF-ACCEPTANCE / КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / CORRECTION OF EMOTIONAL STATE / FAIRY-TALE CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щанникова Евгения Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы развития самосознания подростков с отклоняющимся поведением сравнительно новым методом практической психологии сказкотерапией. Данный метод имеет серьезные перспективы, так как ориентирован на духовно-нравственное воспитание личности подрастающего поколения, исправление мировоззрения и формирование нравственного иммунитета. Это, в свою очередь, способствует развитию сознания и расширению представлений о смысле жизни и истинных ценностях, что служит профилактикой и коррекцией поведения юных правонарушителей. Подростковый возраст характеризуется многими отечественными и зарубежными авторами как критический и переломный. Именно в этот период начинает активно развиваться самосознание и формируется образ «Я», что влияет на дальнейшую жизнь и судьбу человека. Имея многолетний опыт работы с подростками, мы разработали коррекционно-развивающую программу развития самосознания подростков и юношей средствами сказкотерапии. Она содействует самопознанию и саморазвитию личности, создает условия для формирования положительного самоотношения и разрешения внутренних противоречий, способствует развитию поведенческой гибкости в трудных жизненных ситуациях, формирует умение выстраивать гармоничные отношения в любви и дружбе, создает условия для самооценки факторов риска и определения профессиональной направленности. В ходе эксперимента и по результатам исследования подтверждена эффективность программы. На одном из ее этапов нами проводилась психологическая настольная игра Н. М. Огненко «Дворец мечты», которую мы рекомендуем применять в работе с осужденными. В статье раскрывается содержание и алгоритм проведения игры, используя которую специалист сможет создать благоприятные условия для развития самосознания личности оступившегося подростка, так как сказка помогает решить проблему на метафорическом уровне, и это знание остается в копилке внутреннего опыта, помогая справиться с трудностями в реальной жизни. Визуальные и речевые сказочные метафоры способствуют приобретению знаний о собственной личности и развитию способности к рефлексии, а самоидентификация со сказочными персонажами помогает формированию положительного самоотношения и разрешению внутренних противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of development of self-consciousness of teenagers with delinquent behavior by means of new method of practical psychology by fairytale therapy are considered in the article. This method is very promising because it is oriented at spiritual-moral development of rising generation personality. This, in turn, should lead to development of consciousness and broadening the views about meaning of life and true values which may be a prevention and correction of young lawbreakers’ behavior. Adolescence is characterized by domestic and foreign authors as critical and crucial one. This period is marked by the development of self-consciousness and formation of Self-image whish influences further life and destiny. Based on long-term experience correction-and-developmental program for development of self-consciousness of teenagers by means of fairytale therapy has been elaborated. The program facilitates person’s self-knowledge and self-development, creates conditions for formation of positive self-attitude and settlement of internal conflicts, contributes to the development of behavioral flexibility in difficult life situations, shapes the ability to establish harmonious relations in love and friendship, creates conditions for risk factors’ assessment and determination of professional orientation. The effectiveness of the program has been confirmed by the results of experiment. At one stage psychological board game “Palace of desires” by N.M. Ogneko was used; we advise to use this game in work with the convicts. The content and algorithm for running the game is described in the article. Based on the description specialist will be able to create favorable conditions for development of consciousness of a teenager who has made a mistake because fairytale helps to solve a problem at metaphoric level and this knowledge remains in interior experience helping to cope with difficulties in real life. Visual and vocal fairytale metaphors contribute to acquisition of knowledge about the Self and development of reflexive ability while self-identification with fairytale character helps to form positive self-attitude and settle the internal conflicts.

Текст научной работы на тему «Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотерапии»

УДК 159.922.8

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Для цитирования

Щанникова, Е. А. Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотера-пии / Е. А. Щанникова // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 1 (42). - С. 67-74.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития самосознания подростков с отклоняющимся поведением сравнительно новым методом практической психологии - сказкоте-рапией. Данный метод имеет серьезные перспективы, так как ориентирован на духовно-нравственное воспитание личности подрастающего поколения, исправление мировоззрения и формирование нравственного иммунитета. Это, в свою очередь, способствует развитию сознания и расширению представлений о смысле жизни и истинных ценностях, что служит профилактикой и коррекцией поведения юных правонарушителей.

Подростковый возраст характеризуется многими отечественными и зарубежными авторами как критический и переломный. Именно в этот период начинает активно развиваться самосознание и формируется образ «Я.», что влияет на дальнейшую жизнь и судьбу человека.

© Щанникова Е. А., 2018

Е. А. Щанникова

Имея многолетний опыт работы с подростками, мы разработали коррекци-онно-развивающую программу развития самосознания подростков и юношей средствами сказкотерапии. Она содействует самопознанию и саморазвитию личности, создает условия для формирования положительного самоотношения и разрешения внутренних противоречий, способствует развитию поведенческой гибкости в трудных жизненных ситуациях, формирует умение выстраивать гармоничные отношения в любви и дружбе, создает условия для самооценки факторов риска и определения профессиональной направленности.

В ходе эксперимента и по результатам исследования подтверждена эффективность программы. На одном из ее этапов нами проводилась психологическая настольная игра Н. М. Огненко «Дворец мечты», которую мы рекомендуем применять в работе с осужденными.

В статье раскрывается содержание и алгоритм проведения игры, используя которую специалист сможет создать благоприятные условия для развития самосознания личности оступившегося подростка, так как сказка помогает решить проблему на метафорическом уровне, и это знание остается в копилке внутреннего опыта, помогая справиться с трудностями в реальной жизни.

Визуальные и речевые сказочные метафоры способствуют приобретению знаний о собственной личности и развитию способности к рефлексии, а самоидентификация со сказочными персонажами помогает формированию положительного самоотношения и разрешению внутренних противоречий.

Ключевые слова: подростки с отклоняющимся поведением, самосознание, развитие самосознания, сказко-терапия, метафора, психологическая настольная игра, сказочный образ, архетип, самопознание, самопринятие, образ «Я», коррекция эмоционального состояния.

Анализ работы коррекционных учреждений закрытого типа для юных правонарушителей показывает, что на сегодняшний день процент ре-цедивности еще достаточно высок. Это происходит вследствие того, что существующая система работы с правонарушителями направлена в основном на исправление, а значит - на подавление личности.

Данное положение дел противоречит мнению специалистов, работающих в области психоанализа, которые считают, что цель коррекции состоит в том, чтобы позволить подрастающей личности осуществить свое развитие максимально полно, помогая осознавать те бессознательные деструктивные факторы, которые препятствуют его самоактуализации.

В последнее время много говорится о личностно-ориентированном подходе. Всесторонне исследовать личность подростка, в особенности его личностный потенциал, и создать условия для его развития - вот путь, который нам представляется наиболее продуктивным. Под личностным потенциалом

подростка понимается невостребованный и актуально неосознанный ресурс положительных качеств и способностей, который может постепенно раскрываться в процессе психолого-педагогического воздействия [6; 9].

Самосознание - это сознание, осознающее себя. Развитие самосознания, по мнению многих исследователей, является центральным новообразованием юношеского возраста. Его основными признаками у подростков выступают формирование Я-кон-цепции, развитие рефлексии, осознание мотивов своей деятельности, нравственная самооценка и внутренние конфликты. Именно в этот период происходит осознание себя личностью и формирование образа «Я», что оказывает влияние на дальнейшую жизнь и судьбу человека [11].

В теории и практике психотерапии и психологического консультирования тема развития самосознания занимает одно из центральных мест по своей актуальности, так как поведенческие реакции подростков, противоречивые действия и поступки, а также свойственные возрасту спонтанные импульсы в поисках способов самоутверждения характеризуют девиант-ное (отклоняющееся от нормы) поведение. В исследованиях предпринимаются попытки объяснить этиологию асоциального поведения и найти средства предупреждения и преодоления негативных явлений в молодежной среде.

Подростки, в том числе правонарушители, - это люди, нравственно неразвитые, с незрелым самосознанием, поэтому на первый план в работе с ними выдвигается духовно-нравственное воспитание, влияние на изменение мировоззрения, формирование нравственного иммунитета. В конечном сче-

те это способствует развитию самосознания и самопознания, расширяет представления о смысле жизни, позволяет задуматься об истинных ценностях и является профилактикой девиантного поведения в будущем [5; 13; 15].

По мнению Л. С. Выготского, на развитие сознания влияют два фактора -среда и наследственность, и если наследственность изменить невозможно, то на среду можно повлиять. Ученый сравнивает педагога с садовником,ко-торый, изменяя среду, то есть формируя благоприятный психологический климат, косвенно воздействует на рост и развитие личности, так как исправлять, не развивая, невозможно [3].

В настоящее время психологи располагают достаточно богатым арсеналом средств по осуществлению диагностической и коррекционной работы с девиантными подростками. При этом наиболее «экологичным» методом работы в данном случае считается арт-терапия. Рисование, работа с пластилином, оригами, игротерапия, сказкоте-рапия, песочная терапия и другие виды творческой деятельности дают видимый и прогнозируемый результат. Они позволяют обратиться к «внутреннему ребенку», его фантазии и ресурсной стороне личности, тем самым позволяя вывести неосознаваемые влечения на сознательный уровень и осознанно осуществлять контроль своего поведения. Техники арт-терапии открывают большие возможности влиять на эмоциональное состояние подростков [12].

Мы разработали авторскую кор-рекционно-развивающую программу развития самосознания личности подростка средствами сказкотерапии «ЛОТОС». Ее целью является создание благоприятных условий для развития личности растущего человека.

Сравнивая душу подростка с нераспустившимся бутоном, мы понимаем, что не всякому цветку суждено раскрыться и полагаем, что сказкотерапия создаст необходимую среду для роста и развития, так как обладает большим потенциалом для проведения коррек-ционно-развивающей работы, в том числе с девиантными подростками, отбывающими наказание.

Сказочные истории, мифы и притчи, наряду с их художественной ценностью, испокон веков являются средством народной педагогики и психотерапии. Сказки передают душе растущего человека опыт народа, воспитывают и закрепляют нравственные ценности.

Неслучайно мастера психотерапии К. Юнг, Н. Пезешкиан, К. Эстес, М. Эрик-сон и др. излечивали пациентов, рассказывая им сказки, легенды и притчи. Есть множество художественных примеров того, как целенаправленно применяются истории для оказания помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Одним из них является сборник «Тысяча и одна ночь», где описывается случай исцеления психически больного властелина, безнаказанно совершавшего тяжкие преступления.

Мудрая Шахерезада врачует душу больного царя, в течение трех лет рассказывая ему сказки. Читатели также извлекают уроки из ее историй и бессознательно включают полученный опыт в свой внутренний мир [10; 17].

В настоящее время сказкотерапия, которую можно определить как заботу о душе человека, синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур - все это «упаковано» в сказочную форму метафоры. Главным ее достоинством при работе с лицами с

отклоняющимся поведением является то, что она недирективна, так как мягко намекает и направляет, позволяя создать вокруг личности ауру психологической защищенности [6].

Взаимодействуя с осужденными, психологи также могут целенаправленно рассказывать мифы, притчи, сказочные истории или приводить жизненные примеры. Оступившиеся подростки получают возможность посмотреть на себя со стороны через образы героев и по-иному отнестись к собственным конфликтам.

В терапевтическом смысле применение метафоры с правонарушителями особенно эффективно, поскольку один разум не способен справиться с возникшими проблемами. Метафора глубоко проникает в бессознательное, активизирует «иммунные тельца» (потенциальные части личности), а те, в свою очередь, помогают найти ему собственный, лучший на данный момент выход из проблемного состояния.

Так, психолог, не навязывая своего мнения, помогает подростку приподняться над собственной проблемой, посмотреть на нее со стороны, а занимательные приключения сказочных героев и образность языка делают интересной и приемлемой даже суровую мораль. Примерами могут быть психо-коррекционные сказки А. В. Гнездило-ва, написанные автором специально для подростков с отклоняющимся поведением («Вор», «Окно», «Муравьиный король», «Черная белочка») [6; 10].

Следует отметить, что смысл сказки становится понятен не сразу, а связь сказочной истории с собственным поведением осознается спустя время, как озарение. В связи с этим в такой работе специалисту важно быть терпеливым, следуя восточной мудрости

о том, что истину дать нельзя, ее можно найти внутри себя или совсем не найти. Лотос долго растет под водой, прежде чем раскроется его божественный цветок. Из чего следует, что не надо торопиться и ускорять события. Всему свой черед [16]. Однако можно быть уверенным, что воздействие метафоры является глубинным и удивительно стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру, скрытую глубоко в бессознательном «иле».

В последнее время большой популярностью у психологов и педагогов пользуются настольные игры, позволяющие за короткое время, «играючи», решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи. В своих исследованиях, направленных на развитие и коррекцию самосознания подростка, мы активно используем методику «Дворец мечты», автором которой является Н. М. Огненко. Методика включает в себя книгу «Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и полцарства в придачу» и настольную игру, состоящую из карты-путеводителя по сказочной стране, набора фишек и игрального кубика.

Для более удобной работы в группе нами были разработаны визитные карточки каждого сказочного персонажа, позволяющие использовать воздействие зрительной и речевой метафоры одновременно.

Одним из главных достоинств данной методики является образный язык, доступный для понимания любого читателя. Описание сложных научных принципов единства сознания и деятельности, рассказ об юнгианских архетипах, о целительной силе активного воображения и пр. можно читать с удивительной легкостью, каждый раз

открывая для себя все новые смыслы символов, являющихся своего рода знаками на пути к собственному рефлексивному образу «Я» [1; 17].

В основу игры «Дворец мечты» положен традиционный сюжет волшебной сказки - путешествие героя с целью осуществить свою мечту. Если рассматривать игру с позиции юнгиан-ского психоанализа (К. Юнг, М. Стайн, И. Якоби), то игровое поле, по которому проходит странствие героя к сказочному Дворцу Мечты, можно сравнить с юнговской «картой души», а сам процесс путешествия - с индивидуаци-ей личности. Основные психические структуры, названные К. Юнгом (Эго, Тень, Анима/Анимус, Мудрец и пр.), представлены сказочными персонажами волшебных сказок: Фея и Дракон, Колдун и Баба Яга, Королева и Гном, Кот-Баюн и Жар-Птица и др. [8; 14].

Перенесенная на внутренний мир человека метафора волшебства связана с системой жизненных ценностей созидания, самоактуализацией, идеальным образом «Я», формированием нравственного иммунитета. Метафора колдовства отражается в проявлении теневых сторон человека, уязвленных аспектов его личности, деструктивных психологических защитах, склонности к разрушительному манипулированию, несформированным нравственным иммунитетом.

По мнению И. В. Вачкова, в контексте сказочного пространства решаются две главные задачи развития самосознания: задача зеркала - развить самосознание, то есть как в зеркале увидеть себя и свои трудности; задача кристалла - через сказочную ситуацию и взаимодействие с героями волшебных сказок обрести новый взгляд и решить проблему на метафорическом

уровне. Это знание остается в копилке внутреннего опыта, помогая затем справляться с любыми сложными ситуациями в реальной жизни [2; 6; 11].

Процесс развития самосознания, как и в любой волшебной сказке, во время игры в желания происходит через взаимодействие личности играющего со сказочными метафорой, сюжетом и персонажами, встретившимися во время путешествия. Так, путь героя от Камня на Распутье к Дворцу Мечты мы понимаем как символический путь человеческой души к целостности и гармонии. В этом смысле все, что встречается на пути героя как нечто опасное и раздражающее (Дракон, Паук, Колдун), а также как чарующее и волшебное (Фея, Золотая Рыбка, Жар-птица) - есть лишь отражение его собственных состояний [8]. Это встреча со своим «Я», его идеальными и теневыми аспектами, это путь индивидуации (по К. Юнгу) или самоактуализации (по А. Маслоу) через самопознание, самопринятие и развитие способности к рефлексии.

Идентификация со сказочными персонажами помогает раскрыть внутренние ресурсы, повысить самооценку и ощутить собственную силу. Например, Золотая Рыбка напоминает о том, что в нас есть глубокие и необъяснимые разумом области, мощнейший резерв и невероятный, чаще всего нераскрытый потенциал. Дракон, самый опасный персонаж игры, являющийся одновременно символом мудрости и разрушительной агрессии, рассказывает о том, что, срубая головы одну за другой, герой получает опыт избавления от пороков и дурных черт характера. Так он учится управлять своей силой и брать под контроль необузданные порывы и страсти. Коварный Паук

показывает, как человек может увязнуть в паутине зависимостей, запутаться в собственных мыслях и иллюзиях, попасть в ловушку чужих взглядов и мнений, как можно быть в плену у страха или жесткой привязанности к кому-либо. Однако каждый человек, подобно пауку, ткет свой собственный неповторимый узор событий, взаимоотношений и переживаний, а паутина является не только символом плена, но и символом мироздания.

Все встретившиеся сказочные герои являются мудрыми наставниками: Волшебный Гриб учит внимательности и смирению, Снежная Королева преподает урок силы воли, хладнокровия и решительности, Баба Яга, Колодец и Колдун несут внутреннюю силу и веру в свои интуитивные способности, Фея, Щука и Золотая Рыбка помогают творить чудеса. Любой из них словно приглашает к размышлению: «Что общего в твоей жизни со сказочным сюжетом? Какие волшебные силы твоего характера помогут справиться с трудностями? А какие качества, наоборот, разрушают твою личность, мешая продвигаться к осуществлению заветной мечты? Как поступил бы на твоем месте сказочный герой и чему он может научить тебя? [9; 11; 17].

Игра носит диагностический и развивающий характер, а функции коррекции и терапии осуществляются естественным путем.

Рассмотрим процедуру проведения коррекционно-развивающего занятия с применением настольной игры «Дворец мечты».

Основные задачи психолога:

- дать подростку необходимые знания и создать безопасные условия для осознания личных трудностей и их преодоления;

- содействовать раскрытию личностного потенциала, развитию рефлексии и творческих способностей его личности;

- обучить позитивному взаимодействию с людьми и формированию успешного социального опыта;

- содействовать приобретению элементарной коммуникативной культуры: умения слушать и слышать, формулировать свои мысли, аргументированно доказывать и убеждать, отстаивать свое мнение;

- снизить уровень психоэмоционального напряжения и показать конструктивные способы расслабления.

Игру можно использовать как во время групповых занятий, так и в процессе индивидуального психологического консультирования. Количество играющих от 2 до 6 человек. Психолог может быть игроком и ведущим одновременно. К материалам и оборудованию относятся: стол для игры, игровое поле, фишки, кубик, карточки с описанием сказочных персонажей, чистые листы бумаги, ручки.

Процедура проведения занятия включает 8 этапов [8; 11; 17]:

1 этап. Релаксация, создание особого настроя. Ведущий проводит Ритуал Входа в сказочное пространство. Игроки загадывают желания.

2 этап. Знакомство с игровым полем и правилами игры.

3 этап. Проведение игры.

4 этап. Создание личной Карты Пути. Этот этап не обязателен, но значим, так как имеет особую продуктивность. Мы рекомендуем проводить его для более глубокого анализа происходящего и осуществления рефлексии собственных состояний.

Участникам предлагается на чистом листе бумаги изобразить свой

путь к Дворцу Мечты и отметить пункты встречи со сказочными персонажами.

5 этап. Обсуждение (или интеграция сказочного опыта с жизнью).

Ведущий обращается к игрокам с просьбой проанализировать путь от Камня на Распутье до Дворца Мечты, внимательно рассмотрев Карту Пути, и ответить на следующие вопросы:

Какие сказочные персонажи встретились во время пути?

Кого было больше: тех, кто помогал, или тех, кто мешал на сказочной дороге?

Какие советы Вы получили от сказочных героев?

Как полученный опыт можно применить в реальной жизни?

Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы осуществить свою мечту?

Кто из сказочных персонажей больше всего запомнился и почему?

Какое знание Вы возьмете с собой в реальную жизнь?

6 этап. Подведение итогов, обобщение.

Ведущий подводит итоги, объясняя главную идею игры «Дворец Мечты» о том, что в игре, как и в сказке, путь героя следует понимать как символический путь человеческой души к красоте, гармонии, богатству, психической целостности и любви. Это путь постижения самого себя.

7 этап. Ритуал выхода.

Ведущий предлагает сосредоточиться на своих ощущениях и взять в реальную жизнь то, чему участники научились в процессе игры. Затем по очереди дает игрокам вытащить из мешочка с предсказаниями «Волшебный Дворец» (данные предсказания с мудрыми советами сказочных персонажей составлены специально для игры).

8 этап. Обмен впечатлениями.

Заключительные слова ведущего: «Мы сами способны создавать свою жизнь. Если, конечно, примем ответственность за свою судьбу и станем по кирпичику выстраивать новое здание, а лучше - сразу дворец своей новой жизни. Человеческая психика - это богатый дворец, это сокровищница и кладовая немыслимых и неизведанных возможностей. Возможностей, которые всегда с нами и которые лишь ждут нашего желания ими воспользоваться». На наш взгляд, слова автора игры Н. М. Огнен-ко являются самой удачной метафорой, объясняющей все, что происходит с человеком во время игры в желания.

В заключение отметим, что в процессе игры, благодаря заложенному в сказочных образах потенциалу, подросткам:

- передаются на когнитивном уровне необходимые жизненные знания, происходит поиск решения проблем, корректируются смысловые ориентиры, формируется созидательная система ценностей и развиваются творческие способности;

- развиваются навыки общения на поведенческом уровне;

- происходит гармонизация эмоционального состояния на эмоциональном уровне.

Таким образом, специалист, применяя в работе с подростками с отклоняющимся поведением сказкотера-певтические методики, может создать благоприятные условия для коррекци-онно-развивающего воздействия на их личность.

Библиографический список

1. Вачков И. В. Волшебная сила сказки. URL : https://psy.1september. ru/view_article.php?id=200901019 (дата обращения: 20.02.2018).

2. Вачков И. В. Введение в сказко-терапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... 2-е изд. М., 2015. 288 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. 480 с.

4. Гнездилов А. В. Терапевтические сказки. Мелодии дождя на петербургских крышах. СПб., 2003. 260 с.

5. Ильичева И. М. Духовно-нравственное воспитание как фактор профилактики асоциального поведения // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 103-109.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Рождение гражданина. Реинтеграция подростков с асоциальными формами поведения. СПб., 2001.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

8. Огненко (Погосова) Н. Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и полцарства в придачу. Игра «Дворец желаний». СПб., 2008. 208 с.

9. Парамонова А. А. Основные проблемы детского психоанализа // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 107-113.

10. Пезешкиян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М., 1992. 240 с.

11. Сараева Е. В., Щанникова Е. А. Развитие самосознания личности средствами сказкотерапии в юношеском возрасте // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 2. С. 44-49.

12. Скрипка Л. В. Эмоциональное состояние впервые осужденных в процессе отбывания наказания // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 97-101.

13. Соколов И. С. Психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях: теория и практика // Прикладная юридическая психология. 2017. № 2. С. 130-138.

14. Стайн М. Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию. М., 2010. 256 с.

15. Тюрин П. Т. Психология хулиганства // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 14-23.

16. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. М., 2013. 304 с.

17. Щанникова Е. Игра в желания. Технология сказкотерапии Надежды Огненко // Школьный психолог. 2014. № 1. С. 11-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.