Научная статья на тему 'Сказкотерапия как средство формированияположительного жизненного сценариямладшего школьника'

Сказкотерапия как средство формированияположительного жизненного сценариямладшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1411
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ / СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ / ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЕТАФОРА / АРХЕТИП / СКАЗКА / СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Наталья Николаевна, Подпорина Виктория Геннадьевна

В статье представлен анализ сказкотерапии как психотерапевтическо-го метода, позволяющего изменить жизненный сценарий младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сказкотерапия как средство формированияположительного жизненного сценариямладшего школьника»

8. Berrios-Miranda M. Is Salsa a Musical Genre? // Lise Waxer (ed.). Situating Salsa: Global Markets and Local Meaning in Latin Popular Music. NY: Routledge, 2002. - P. 23-50.

9. Krupnov A.I., Novikova I.A., Kozhukhova Y.V. Sistem-Functional Model of Personality Traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. - 2013. - Vol. 2. - No 3. - P. 407^-13.

10. Pusnik M., Sicherl K. Relocating and Personalising Salsa in Slovenia: To Dance is to Communicate // Antropological notebooks. - 2010. - 16 (3). - P. 107-123.

H.H. Уварова В.Г. Подпорина

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье представлен анализ сказкотерапии как психотерапевтического метода, позволяющего изменить жизненный сценарий младшего школьника.

Ключевые слова: жизненный сценарий, сценарный анализ, трансактный анализ, сказкотерапия, младший школьный возраст, метафора, архетип, сказка, сказочный персо-

НС1Ж.

Современная жизнь ребенка насыщенна очень многими событиями. Интернет, телевидение, образовательные учреждения, с одной стороны, развивают ребенка, а с другой стороны, часто возникают ситуации, когда ребенок не в состоянии справиться с негативным внешним воздействием. Сказка в образно-символической форме предлагает ребенку типичные образцы и способы, позволяющие противостоять этому воздействию. В сказках, мифах, притчах собран опыт предыдущих поколений, опираясь на который современные специалисты могут достичь значительных результатов, сделать свою деятельность более эффективной и результативной. Обращаясь к данному опыту, мы получаем кристаллизованную мудрость наших предков.

На наш взгляд, актуальность изучения данной темы заключается в том, что сказка обладает огромным неизученным ресурсом, так необходимым современным специалистам. В профессиональной деятельности к сказкам, мифам, художественным произведениям обращались многие филологи (В.Я. Пропп, К. Леви-Строс, А. Греймас, С. Бремон и др); педагоги (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), психологи и психотерапевты (Э. Берн, Б. Беттельхейм, С. Биркхойзер-Оэри, Э. Гарднер, А. Менегетти, М.Л. Фон Франц, Э. Фромм, К.П. Эстес, К.Г. Юнг, Э. Юнг; И.В. Вачков, A.B. Гнездилов, Т. Грабенко, Т. Зин-кевич-Евстегнеева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, М.В. Осорина, Д.Ю. Соколов и др.). В настоящее время сказкотерапия не имеет достаточно разработанной теоретической и методологической базы и часто используется в русле других психотерапевтических направлений (психоанализа, гештальттерапии и др.). Тем не менее многие отечественные специалисты и исследователи обозначают сказкотерапию как самостоятельный метод работы (И.В. Вачков,

© Уварова H.H., Подпорина В.Г., 2013

Вестник Университета № 23, 2013

A.B. Гнездилов, Т. Грабенко, Ю.Н. Дрешер, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Д.Ю. Соколов и др.) [3, с. 5-6].

Изучение сказок с позиции их глубокого архетипического наследия позволяет нам не только понять глубокий сакральный смысл, скрытый в такой форме выражения коллективного бессознательного, но и решить свои личные проблемы, проводя аналогии и анализ представленного в виде сказок и мифов материала.

Существенным фактором, подтверждающим объективный характер наличия и важности для ребенка любимой детской сказки, являются прямые наблюдения за детьми. Ханс Дикман во время многолетней деятельности в качестве детского аналитика и терапевта имел возможность наблюдать притягательность этих сказок, особенно при анализе детей в возрасте 4-10 лет. Роль, которую сказки играют во время сеансов, будучи включенными в игровую терапию самими детьми, зависит от того, в какой степени терапевт обращает на это внимание или спрашивает у детей о том, какую сказку они больше всего любят или боятся. Здесь обнаруживается тот же феномен интенсивных взаимосвязей между сказкой и психической проблемой ребенка [4, с. 89-90].

Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Сказка позволяет увидеть и понять жизненные проблемы, а сказкотерапия - найти решение данных проблем. Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [2, с. 7].

Проанализировав имеющуюся литературу, мы можем говорить о том, что сказка, являясь созданием народной души, обладает огромным, на сегодняшний момент до конца неисследованным, потенциалом для изучения человеческой психики. Передавая информацию на языке образов, она транслирует глубокий смысл общечеловеческих ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

Архетипический язык отражает содержание высших слоев сознания как наиболее глубоких слоев бессознательного, где находятся неисчерпаемые запасы энергии, ресурсов и духовных знаний. Человек, проходя свой жизненный путь, должен овладеть своим внутренним миров, сформировать, в первую очередь, его образ. Сказки предоставляют ему такую возможность.

Кроме того, существуют глубокие связи сказки и жизненного сценария человека. Любимая сказка или напугавшая в детстве сказка может повлиять на жизненный путь, даже если сознательно такая связь и не прослеживается [1]. Сказкотерапия может изменить неблагоприятный сценарий, помочь справиться с имеющимися проблемами и сформировать положительный жизненный сценарий.

В связи с этим, нами была разработана экспериментальная программа «Формирование положительного жизненного сценария младшего школьника», которая будет способствовать личностному росту, раскрытию потенциальных возможностей, формированию положительного жизненного сценария школьника. Кроме того, в процессе выполнения игровых заданий может проводиться работа по сплочению коллектива, эффективному межличностному общению, корректироваться эмоциональное состояние ребенка, снижается тревожность.

Программа предназначена для работы с младшими школьниками; оптимальная численность группы - 10-12 человек; продолжительность занятий - 40 минут. Периодичность занятий определяется самим психологом, но не реже одного раза в неделю. На первом и заключительном занятиях проводится анкетирование и рисуночный тест «Нарисуй своего любимого героя русских народных сказок».

Данная программа носит рекомендательный характер. Занятия могут строится с учетом проблем конкретного состава группы. Игровые упражнения могут быть изменены, если есть необходимость уделить внимания какой-то конкретной проблеме - например, работе со страхами или снятию тревожности. Порядок и количество сказок также носят рекомендательный характер.

В ходе реализации программы очень важно установить контакт с детьми, бережно относиться к их творческим проявлениям, завоевать доверие. Педагог-психолог должен поддерживать любую инициативу ребенка, помочь ему в реализации интересных идей. Педагог-психолог может советовать, но, ни в коем случае, не навязывать свое мнение. Важным в ходе реализации программы является не столько когнитивный компонент, а, в основном, эмоциональный, позволяющий сформировать устойчивую жизненную позицию.

Теоретическая значимость нашей работы заключается в изучении ключевых аспектов формирования жизненного сценария младшего школьника средствами сказкотерапии. Практическая значимость работы заключается в разработке авторской программы «Формирование положительного жизненного сценария младшего школьника» и в том, что накопленный теоретический материал может быть предложен для использования педагогами дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что сказка очень важна для внутреннего мира человека любого возраста. Исследования показывают, что многие люди следуют в своей жизни сказочным сюжетам. Человек, как правило, не осознает свой жизненный сценарий и не понимает, что именно толкает его на тот или иной, порой явно иррациональный, поступок. Это происходит потому, что программа, руководящая его поведением, была заложена в детстве, когда рациональный подход к взаимодействию с окружающим миром еще не выработан.

Сказкотерапия как психотерапевтический метод позволяет изменить неблагоприятный жизненный сценарий. Проработка любимой сказки является эффективным методом коррекции жизненного сценария младшего школьника.

Библиографический список

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн - М.: ЭКСМО, 2013. - 576 с.

2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

3. Каяшева О.И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.И Каяшева. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 286 с.

4. Ханс Дикманн. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. Приложение: Методы аналитической психологии (Главы из книги); пер. Г.Л. Дроздецкой и В.В. Зеленского / Под общ. ред. В.В. Зеленского. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.