Научная статья на тему 'СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ'

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сказкотерапия / тревожность / страхи / младший школьный возраст / дети с трудностями в обучении / fairy tale therapy / anxiety / fears / primary school age / children with learning difficulties

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Анастасия Серафимовна

В статье рассматриваются особенности коррекции тревожности первоклассников путем применения сказкотерапии. Целью статьи является выявление потенциала и особенностей сказкотерапии как средства коррекции страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении и социальной адаптации. Сопровождая ребенка с самого раннего возраста, сказка играет значимую роль в формировании его поведения, восприятия действительности, осознания собственного «я». По мнению автора, при помощи сказки ребенку можно привить нравственные и социальные нормы, указать на его ошибки, дать возможность переосмыслить собственное поведение, заинтересовать, мотивировать к какой-либо деятельности. Значимость данного исследования обусловливается практической применимостью сказкотерапии для коррекции различных аспектов психики детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором уточнены и дополнены имеющиеся в литературе сведения об особенностях коррекции тревожности путем применения сказкотерапии. Определены направления и содержание психолого-педагогической работы, обеспечивающие снижение уровня тревожности у детей с трудностями в обучении и социальной адаптации при помощи использования метода сказкотерапии. Приведены результаты эмпирического исследования тревожности первоклассников. Таким образом, в выводах, автор указывает, что данный метод может быть использован в условиях инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе их адаптации к школе изучение сущность коммуникативного подхода в образовании и его методологических основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the correction of anxiety in first-graders through the use of fairy tale therapy. The purpose of the article is to identify the potential and features of fairy tale therapy as a means of correcting fears and anxiety in children of primary school age with learning difficulties and social adaptation. Accompanying a child from a very early age, a fairy tale plays a significant role in shaping his behavior, perception of reality, awareness of his own "I". According to the author, with the help of a fairy tale, a child can be instilled with moral and social norms, point out his mistakes, give him the opportunity to rethink his own behavior, interest, motivate him to any activity. The significance of this study is due to the practical applicability of fairy tale therapy for the correction of various aspects of the psyche of children, including children with disabilities. The author clarified and supplemented the information available in the literature on the features of the correction of anxiety through the use of fairy tale therapy. The directions and content of psychological and pedagogical work have been determined, providing a decrease in the level of anxiety in children with learning difficulties and social adaptation using the method of fairy tale therapy. The results of an empirical study of anxiety in first-graders are presented. In the conclusions, the author indicates that this method can be used in the context of inclusive education of children with disabilities at the stage of their adaptation to school, studying the essence of the communicative approach in education and its methodological foundations.

Текст научной работы на тему «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»

доверяют себе (25,9%), скорее доверяют себе (22,3%) и полностью доверяют себе в данной сфере (7,4%), тогда как у младших школьников чаще выявляется частичное недоверие к себе (39,1%), скорее недоверие к себе (13,1%), полное недоверие к себе (17,4%). Также примечательно, что значительное число старших подростков показывают частичное недоверие к себе (25,9%) и скорее недоверие к себе (18,5%) в данной сфере. Так, младшие подростки меньше доверяют себе в умении нравиться представителям противоположного пола, т.к., возможно, данный аспект еще не проявляется как значимый. При этом у старших подростков можно видеть больше доверия к себе, свидетельствующего о меньших сомнениях и неуверенности в себе в общении с противоположным полом, что может определяться наличием позитивного опыта взаимодействия, подтверждающего умение нравиться. При этом значительное число респондентов старшего подросткового возраста показали недоверие к себе в рассматриваемой сфере, что может объясняться неудовлетворенностью собой, сомнениями в своей привлекательности, характерными для периода полового созревания.

В сфере досуга старшие подростки также показывают более выраженное доверие к себе, чем младшие подростки. Доверяют себе 17,4% младших и 25,9% старших подростков, скорее доверяют себе 30,4% младших и 25,9% старших подростков, частично доверяют себе в сфере досуга 30,4% младших и 37,1% старших подростков. При этом частично не доверяют себе 17,4% младших и 11,1% старших подростков, скорее не доверяют себе 4,4% младших подростков. Так, старшие подростки более, чем младшие, уверены в своей способности интересно провести досуг, в своих предпочтениях в сфере досуга. Этом может объясняться тем, что в течение подросткового периода существенно расширяется сфера интересов, подростки пробуют себя в разных видах деятельности и увлечений, что к старшему подростковому возрасту приводит к сформированности предпочтений относительно интересного досуга.

Вывод. Таким образом, проведенный сравнительный анализ и математико-статистический анализ показал, что существуют различия в особенностях доверия к себе и другим у младших и старших подростков по следующим показателям:

- в группе младших подростков, в сравнении со старшими подростками, на уровне статистически значимой тенденции (р<0,05) более выражено доверие к себе во взаимоотношениях с младшими по возрасту при менее выраженном доверии к себе в сфере учебной деятельности (р<0,05), во взаимоотношениях с друзьями (р<0,05), а также статистически значимо менее выражено доверие к себе в умении нравиться представителям противоположного пола (р<0,01) и в умении интересно провести досуг (р<0,01). Общий уровень доверия к себе на уровне статистически значимой тенденции (р<0,05) менее выражен у младших подростков, в сравнении со старшими;

- в группе старших подростков, в сравнении с младшими подростками, на уровне статистически значимой тенденции более выражено доверие к себе в сфере учебной деятельности (р<0,05), во взаимоотношениях с друзьями (р<0,05), а также статистически значимо более выражено доверие к себе в умении нравиться представителям противоположного пола (р<0,01) и в умении интересно провести досуг (р<0,01). На уровне статистически значимой тенденции менее выражено доверие к себе во взаимоотношениях с младшими по возрасту (р<0,05). Общий уровень доверия к себе на уровне статистически значимой тенденции (р<0,05) более выражен у старших подростков, в сравнении с младшими.

Литература:

1. Астанина, Н.Б. Развитие представлений о доверии как о психологическом феномене в зарубежной науке / Н.Б. Астанина // Вестник Костромского государственного университета. -2010. - №1. - С. 139-143

2. Голубь, О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков: автореф. дис. ... канд.психол.наук: 19.00.13/ Голубь, Оксана Викторовна. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. - 24 с.

3. Скрипкина, Т.П. Антиномия доверия к миру и доверия к себе в человеческом бытии / Т.П. Скрипкна // Развитие личности. - 2011. - №3. - С. 111-131

4. Сунцова, Я.С. Психологическое благополучие личности в связи с доверием к себе и людям / Я.С. Сунцова // Вестник Удмуртского университета. - 2020. - №1. - С. 33-47

Психология

УДК 376

соискатель Егорова Анастасия Серафимовна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва)

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В

ОБУЧЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности коррекции тревожности первоклассников путем применения сказкотерапии. Целью статьи является выявление потенциала и особенностей сказкотерапии как средства коррекции страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении и социальной адаптации. Сопровождая ребенка с самого раннего возраста, сказка играет значимую роль в формировании его поведения, восприятия действительности, осознания собственного «я». По мнению автора, при помощи сказки ребенку можно привить нравственные и социальные нормы, указать на его ошибки, дать возможность переосмыслить собственное поведение, заинтересовать, мотивировать к какой-либо деятельности. Значимость данного исследования обусловливается практической применимостью сказкотерапии для коррекции различных аспектов психики детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором уточнены и дополнены имеющиеся в литературе сведения об особенностях коррекции тревожности путем применения сказкотерапии. Определены направления и содержание психолого-педагогической работы, обеспечивающие снижение уровня тревожности у детей с трудностями в обучении и социальной адаптации при помощи использования метода сказкотерапии. Приведены результаты эмпирического исследования тревожности первоклассников. Таким образом, в выводах, автор указывает, что данный метод может быть использован в условиях инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе их адаптации к школе изучение сущность коммуникативного подхода в образовании и его методологических основ.

Ключевые слова: сказкотерапия, тревожность, страхи, младший школьный возраст, дети с трудностями в обучении. Annotation. The article discusses the features of the correction of anxiety in first-graders through the use of fairy tale therapy. The purpose of the article is to identify the potential and features of fairy tale therapy as a means of correcting fears and anxiety in children of primary school age with learning difficulties and social adaptation. Accompanying a child from a very early age, a fairy tale plays a significant role in shaping his behavior, perception of reality, awareness of his own "I". According to the author, with the help of a fairy tale, a child can be instilled with moral and social norms, point out his mistakes, give him the opportunity to rethink

his own behavior, interest, motivate him to any activity. The significance ofthis study is due to the practical applicability of fairy tale therapy for the correction of various aspects of the psyche of children, including children with disabilities. The author clarified and supplemented the information available in the literature on the features of the correction of anxiety through the use of fairy tale therapy. The directions and content of psychological and pedagogical work have been determined, providing a decrease in the level of anxiety in children with learning difficulties and social adaptation using the method of fairy tale therapy. The results of an empirical study of anxiety in first-graders are presented. In the conclusions, the author indicates that this method can be used in the context of inclusive education of children with disabilities at the stage of their adaptation to school, studying the essence of the communicative approach in education and its methodological foundations.

Key words: fairy tale therapy, anxiety, fears, primary school age, children with learning difficulties.

Введение. Сказкотерапия представляет собой инструмент практической психологии, который благодаря использованию образов и символов в сказочных историях способствует формированию и расширению осознания себя, а также созданию различных уровней взаимодействия между людьми [3]. Вследствие этого он может способствовать снижению тревожности у школьников с трудностями в обучении и социальной адаптации, а также у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на этапе их адаптации к обучению в инклюзивной среде [5; 11; 14].

Значимость данного исследования обусловливается практической применимости сказкотерапии для коррекции различных аспектов психики детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Она также способствует передаче жизненного опыта от старшего поколения к младшему, развитию фантазии и творческого мышления. Одним из ключевых факторов, способствующих успешной коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, является создание условий, при которых каждый ребенок достигает положительного результата, с учетом широкого диапазона различий в развитии [10; 15; 2; 9].

Сопровождая ребенка с самого раннего возраста, сказка играет значимую роль в формировании его поведения, восприятия действительности, осознания собственного «я». При помощи сказки ребенку можно привить нравственные и социальные нормы, указать на его ошибки, дать возможность переосмыслить собственное поведение, заинтересовать, мотивировать к какой-либо деятельности.

Изложение основного материала статьи. Проблемой данного исследования являлось изучение воздействия сказкотерапии на психологическое состояние ребенка, подверженного чувству страха. Объектом исследования было изучение страхов и тревожности у младших школьников с трудностями в обучении и социальной адаптации, а предметом -процесс коррекционно-педагогической работы, направленной на снижение этих страхов и тревожности с использованием сказкотерапии. Важно отметить, что сказкотерапия не ограничивается только использованием уже существующих историй, но также включает создание новых [4].

Основная цель исследования заключалась в выявлении потенциала и особенностей сказкотерапии как средства коррекции страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что, используя средства сказкотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста, можно снизить уровень тревожности, подверженности страхам различной этиологии при следующих условиях:

- учете возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- опоре на возможности сказкотерапии при коррекции тревожности;

- устранении объективных причин возникновения детских страхов.

Задачи данного исследования состояли в разъяснении и уточнении сущности терминов «детские страхи» и «тревожность»; выявлении источников возникновения детских страхов, а также изучении потенциала сказкотерапии в смягчении этих страхов; разработке программы коррекционной работы по снижению тревожности у младших школьников с использованием сказкотерапии и проверке ее эффективности; проведении опытно-экспериментальной работы по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении и социальной адаптации средствами сказкотерапии.

На основании обзора литературы по проблеме исследования [1; 7; 8; 12] были определены исходные методологические позиции и разработан дизайн экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа 1400» г. Москвы. В нем приняли участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, испытывающих трудности в обучении и социальной адаптации. В соответствии с Российским законодательством исследование детей проводилось с разрешения их родителей (законных представителей).

По феноменологии проявления психофизического развития участники эксперимента были схожи с детьми с задержкой психического развития, но на момент проведения исследования они не имели заключения психолого-медико-педагогической комиссии. На основании обследования, проведенного специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации, они были отнесены к категории детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, имеющими особые образовательные потребности.

С целью уточнения и расширения представлений об особенностях тревожности и страхов у первоклассников был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент включал две серии заданий. Основу эксперимента составили методики Б.Н. Филлипса [13], М.А. Панфиловой, А.И. Захарова [6].

Первая серия заданий была направлена на изучение уровня и характера школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. 58 вопросов теста Б.Н. Филлипса зачитывались первоклассникам в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами. Ответ на каждый вопрос являлся однозначным: «Да» или «Нет».

Вторая серия заданий была направлена на конкретизацию специфики переживаемых страхов учащимися в первом классе. В рамках методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, А.И. Захарова детям предлагалось распределить свои страхи между двумя созданными домами: один был красным, а другой — черным (или использовался лист с уже нарисованными домиками). Они должны были поместить свои «нестрашные» страхи в красный дом, а «страшные» - в черный. После выполнения задания детям предлагалось запереть черный дом на замок (или нарисовать замок), а ключ выбросить или потерять. Согласно М.А. Панфиловой, этот акт помогает «успокоить» страхи. Полученные результаты анализировались, было подсчитано количество страхов, находящихся в черном доме, и соотнесено с возрастной нормой. Согласно выводам М.А. Панфиловой, дети обычно имеют от 6 до 15 страхов из общего списка из 29, выделенных авторами методики.

Анализ полученных результатов диагностики уровня школьной тревожности детей с трудностями в обучении и социальной адаптации с использованием теста Б.Н. Филлипса показал, что самыми распространенными поводами для тревоги являются: переживание социального статуса, страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям значимых взрослых. Менее распространенными тревогами были страх ситуации проверки знаний и низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (рис. 1).

Медицинские страхи

Причинением Страх смерти Боязнь Боязнь Страх тем ноты, Социально- Пространственные

физического животных сказочных кои ма ров опосредозанные страхи

ушерба персонажей страхи

Рисунок 1. Диагностика уровня тревожности по Филлипсу (констатирующий эксперимент)

Необходимо отметить, что многие из участников эксперимента испытывали одновременно несколько видов страхов: 21% первоклассников испытывали переживания относительно смены социального статуса (принятие роли ученика), 16% учащихся испытывали тревогу по поводу самовыражения и по 15% детей переживали потребность в достижении успеха и страх не соответствовать ожиданиям.

Для конкретизации специфики переживаемых страхов у первоклассников было проведено дополнительное исследование. С помощью методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и А.И. Захарова было выявлено, что среди детей данной возрастной группы в большей степени распространены социально опосредованные страхи (страх опоздания в школу, порицания, страх сделать что-нибудь не так, страх несчастья), страх смерти и медицинские страхи. В меньшей же степени распространены страх темноты, боязнь кошмаров, страх перед сказочными персонажами и боязнь животных (рис. 2).

16 14 12 10

■ I

Медицинские Причинением Страх Боязнь Боязн Страх Социально- Пространственные

страхи физического смерти животных сказочных темноты, опосредованные страхи

ущерба персонажей кошмаров страхи

Рисунок 2. Результаты исследования по методике «Страхи в домиках» (констатирующий эксперимент)

На основании результатов, полученных на констатирующем этапе, была сформирована программа занятий педагога-психолога с первоклассниками с трудностями в обучении и социальной адаптации. Базой для нее послужили сказки Хухлаевой О.В. и Хухлаевой O.E., Ткачёвой Т.Е., Чуковского К.И. Программа занятий состояла из несколько частей:

1. Знакомство. На первых двух занятиях акцент был сделан на создании комфортной обстановки в группе с целью последующего установления открытой, психологической безопасной коммуникации между участниками процесса.

2. Коррекционно-педагогический блок. В рамках этой части проводились занятия, направленные на коррекцию отрицательных психологических состояний у детей, таких как тревога, переживания, страхи, неуверенность в себе и т.д.

3. Рефлексия и подведение итогов. В заключительной части мы подводили итоги проделанной работы, анализировали ее эффективность и обсуждали полученные результаты.

Программа включала 10 занятий по 40 минут каждое.

Еженедельные занятия проходили в групповом формате. В каждую группу входило по 10 человек.

Занятия были структурированы и наполнены разнообразным содержанием.

В начале каждого занятия дети формировали круг, чтобы обеспечить открытую коммуникацию и создать ощущение единства и гармонии взаимодействия между всеми присутствующими. Этот подход часто применяется в психологических тренингах.

Структура каждого занятия состояла из следующих этапов:

1. Вступительный этап (10 минут). Данный этап состоял из таких частей как приветствие, настраивание детей на занятие, а также разминка.

2. Коррекционно-педагогический этап (20 минут).

3. Рефлексия. Подведение итогов и прощание (10 минут).

Особое внимание было уделено созданию приятной атмосферы, способствующей открытому общению между участниками занятий. В ходе коррекционно-педагогической работы, направленной на снижение тревожности первоклассников с использованием методов сказкотерапии, были использованы разнообразные активности, включая беседы, инсценирование, игры и упражнения. В процессе занятий проводился совместный анализ характера каждого сказочного персонажа, его поведения и личностных качеств. Программа реализовывалась при активном сотрудничестве педагога-психолога и классного руководителя. Снижение уровня тревожности первоклассников осуществлялось посредством комбинирования групповой и индивидуальной работы.

В рамках занятий решались следующие задачи:

- формирование условий для преодоления ощущения тревоги и страхов;

- предоставление участникам занятий возможности эмоционально выразить свои чувства и переживания, связанные с тревогами и страхами;

- развитие у детей адекватных стратегий реагирования на негативные, неблагоприятные ситуации, вызывающие тревожность;

- поддержка осознания себя и собственных возможностей, формирование здоровой самооценки и преодоление неуверенности в себе;

- развитие навыков произвольного регулирования эмоций.

С целью проверки эффективности использованного метода был проведен контрольный эксперимент. В нем приняли участие младшие школьники, с которыми проводилась коррекционно-педагогическая работа. Диагностика проводилась по методикам, которые использовались на констатирующем этапе исследования.

На контрольном этапе было отмечено существенное снижение уровня тревожности у первоклассников с трудностями в обучении и социальной адаптации. Страхи, на которые было направлено коррекционно-педагогическое воздействие, ослаблены или же устранены вовсе, повысился порог стрессоустойчивости детей.

Уровень значимости самых распространённых поводов для детских тревог данной возрастной группы, над которыми проводилась целенаправленная коррекционно-педагогическая работа, а именно «переживание социального статуса», «страх самовыражения», «страх не соответствовать ожиданиям значимых взрослых», был снижен (рис. 3).

Диагностика уровня тревожности (тест Б.Н.Филлипса)

ю

Переживание Фрустрация Страх Страх ситуации Страх не Низкая Проблемы и страхи

социального стресса потребности в самовыражения проверки знаний соответствовать физиологическая в отношениях с достижении успеха ожиданиям сопротивляемость учителем

Рисунок 3. Диагностика уровня тревожности по Филлипсу (контрольный эксперимент)

Следует отметить, что количество детей, испытывающих переживание социального стресса, снизилось на 31% (с 13 до 9 человек), фрустрацию потребности в достижении успеха - на 33% (с 9 человек до 6), страха несоответствия ожиданиям -на 22% (с 9 человек до 7). Также наблюдалось снижение уровня тревожности относительно других социально-

опосредованных страхов. При этом фактор «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» остался неизменным по количеству человек (рис. 4).

Диагностика уровня тревожности (тест Б.Н.Филлипса)

14

12

10

Ыи

Переживание Фрустрация Страх Страх ситуации Страх не Низкая Проблемы и страхи

социального стресса потребности в самовыражения проверки знаний соответствовать физиологическая в отношениях с достижении успеха ожиданиям сопротивляемость учителем

Рисунок 4. Сравнение результатов исследования уровня тревожности по Филипсу (констатирующий и контрольный этапы)

Результаты повторного исследования по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и А.И. Захарова показали снижение социально-опосредованных страхов на 40% (с 15 до 9 человек), страха смерти - на 25% (с 12 человек до 9) и медицинских страхов - на 40% (с 10 до 6 человек), по которым проводилась работа в рамках Программы (рис. 5).

Пространств енны е страхи

Социально-опосредованные страхи

Страх темноты, кошм аров

Боязнь сказочных персонажей

Боязнь животных

Страх смерти

Причинением физического ушерба

Медицинские страхи

0 2 4 6 8 10 12

Вторичная диагностика ■ Первичная диагностика

14

16

Рисунок 5. Результаты исследования по методике «Страхи в домиках» (контрольный эксперимент)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Новизна и практическая значимость проведенного исследования заключаются в следующем: уточнены и дополнены имеющиеся в литературе сведения об особенностях коррекции тревожности путем применения сказкотерапии; определены направления, содержание коррекционной работы, обеспечивающие снижения уровня тревожности первоклассников с особыми образовательными потребностями при помощи метода сказкотерапии. Анализ данных контрольного эксперимента убедительно доказал эффективность такого подхода: проведенная коррекционно-

педагогическая работа, направленная на коррекцию чувства тревожности у учащихся в первом классе средствами сказкотерапии, продемонстрировала положительный результат. У участников эксперимента снизился уровень тревожности, повысилась уверенность в себе и собственных силах, уменьшилось количество страхов, которые имели непосредственное отношение к школе. Данный метод может быть использован в условиях инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе их адаптации к школе [1;6; 13].

Литература:

1. Афанасенкова, Е.Л. Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста / Е.Л. Афанасенкова, A.C. Мандрыкина // Современный учитель: психолого-педагогические аспекты: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Южно-Сахалинск, 28 октября 2022 года. -Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. - С. 134-148

2. Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития на разных уровнях образования / Н.В. Бабкина, А.Д. Вильшанская // Дефектология. - 2022. - № 2,- С. 12-22

3. Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка избушка, повернись ко мне передом... [Текст]: электронный ресурс. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2017. - 285 с.

4. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психол. сказку / И.В. Вачков. - 2. изд., [перераб. и доп.]. -М.: Ось-89, 2003. - 143 с.

5. Жакупова, Ж.М. Коррекция уровня тревожности у детей младшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии / Ж.М. Жакупова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 07-09 декабря 2022 года. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. - С. 91-92

6. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров; А.И. Захаров. - СПб.: Речь, 2007. - 310 с.

7. Землянская, E.H. Теория и методика воспитания младших школьников: Учебник и практикум / E.H. Землянская. -

1-е изд.. -М.: Издательство Юрайт, 2019. -406 с.

8. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. -СПб.: Речь, 2006. - 170 с.

9. Коробейников, И.А. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья: прогнозирование психосоциального развития в современной образовательной среде / И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина // Клиническая и специальная психология. - 2021,- Т. 10, № 2. - С. 239-252. - DOI 10.17759/cpse.2021100213.

10. Пономарева Л.М. К вопросу оценки качественных характеристик значимых параметров школьной адаптации детей с ЗПР на начальном этапе обучения / Л.М. Пономарева, Н.В. Бабкина // Включение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: история, проблемы и перспективы развития: материалы Международной науч.-практ. конф., 27-28 октября 2022. - Алматы: ННПЦ РСИО, 2022. - С. 158-163

11. Практика сказкотерапии: сб. сказок, игр и терапевт, программ / под ред. H.A. Сакович. - СПб.: Речь, 2005. - 219 с.

12. Прихожан, A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / A.M. Прихожан; A.M. Прихожан. -

2-е изд. - Москва [др.]: СПб., 2007. - 192 с.

13. Рогов, E.H. Настольная книга практического психолога : [практическое пособие : в 2 ч.] / E.H. Рогов; Е.И Рогов. -4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2012. - 412 с.

14. Соловьева, A.A. Использование сказкотерапии для коррекции тревожности у дошкольников с задержкой психического развития / A.A. Соловьева // Актуальные вопросы науки и образовательной практики: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 31 января 2023 года. Том Выпуск 3. - Тверь: Общество с ограниченной ответственностью "Психолого-педагогическая академия", 2023. - С. 76-82

15. Соловьева, Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Т.А. Соловьева. - Москва, 2019. - 372 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Едиханова Юлия Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации студентов - первокурсников Университетского колледжа. Обоснована необходимость планомерного мониторинга хода адаптивного процесса со стороны административной части образовательной организации. Описаны результаты изучения показателей социально-психологической адаптации обучающихся первого курса колледжа. Выделены уровни адаптированности обучающихся. Рассмотрена связь дезадаптации с возникновением личностных и эмоциональных проблем студентов. Изучены показатели суицидального риска в студенческих группах, уровни сформированности суицидальных намерений у обучающихся. Проведен корреляционный анализ между показателями адаптации и суицидального риска первокурсников. Выявлены тесные положительные и отрицательные связи между изучаемыми показателями. Выяснилось, чем выше уровень адаптированности, тем ниже уровни проявления суицидальных намерений студентов. Проведен психологический анализ причин суицидальных намерений и обоснована взаимосвязь каждого показателя адаптации с возможностью возникновения суицидального риска.

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, студенты-первокурсники, образовательная среда, суицид, суицидальный риск, факторы суицидальных намерений.

Annotation. The article deals with the problem of adaptation of first - year University College students. The necessity of systematic monitoring of the adaptive process by the administrative part of the educational organization is substantiated. The results of studying the indicators of socio-psychological adaptation of first-year college students are described. The levels of adaptability of students are highlighted. The connection of maladjustment with the emergence of personal and emotional problems of students is considered. The indicators of suicidal risk in student groups, the levels of formation of suicidal intentions in students were studied. A correlation analysis was carried out between the indicators of adaptation and suicide risk of first-year students. Close positive and negative connections between the studied indicators are revealed. It turned out that the higher the level of adaptability, the lower the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.