Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Я. А.

В статье рассматриваются вопросы школьной тревожности первоклассников и предлагается коррекционная работа с помощью метода сказкотерапия. Предложена коррекция тревожности детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии, на примере применения сказочных историй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

Я.А. Зотова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы школьной тревожности первоклассников и предлагается коррекционная работа с помощью метода сказкотерапия. Предложена коррекция тревожности детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии, на примере применения сказочных историй.

Ключевые слова: тревожность, сказкотерапия, сказочные истории.

Количество детей, испытывающих психологические трудности, к сожалению, увеличивается из года в год. Это диктует необходимость не только своевременной профилактики, диагностики, но и применения надежных коррекционных методов, адаптированных к типичным проблемам на каждом возрастном этапе ребенка. В последние годы в практической психологии, особенно психологами, работающими в образовательных учреждениях, все чаще применяется метод сказкотерапия.

Метод сказкотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является одним из основных. Он обладает большими достоинствами. Способствует установлению эмоционального контакта, не вызывает сопротивления, не требует специально разработанных технических средств, оказывает коррекционное воздействие уже в процессе диагностики [1]. В связи с тем, что характерологические проявления младших школьников еще очень неустойчивы и отличаются противоречивостью - этот возраст

© Зотова Я.А, 2020.

Научный руководитель: Ситкина Евгения Дмитриевна - кандидат экономических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2020. № 2-3 (101)

считается наиболее благоприятным периодом для развития социально ценных поведений и для коррекции повышенной тревожности у ребёнка. Этим и обусловлена актуальность выбора темы исследования.

Особенности психики ребенка семи лет еще не являются жестко фиксированными и завершенными, в связи с чем, в этом возрасте, возможна коррекция и компенсация тех поведенческих, эмоциональных, личностных и других нарушений, которые намного труднее будет преодолеть позже.

Поэтому в контексте данного исследования нас интересуют в первую очередь тревожность в поведении детей 7 лет, вытекающие из этих качеств эмоционально-личностные, поведенческие проблемы и проблемы общения. А также возможность коррекции повышенного уровня тревожности с помощью метода сказкотерапии.

В психологии сказкотерапия одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова. Специалисты по-разному идентифицируют и понимают этот термин, подразумевая под ним «лечение сказками», психологическую коррекционную работу над проблемой.

Развивающий и психотерапевтический потенциал сказок при всей его очевидности используется практической психологией образования недостаточно.

Привлекательность сказкотерапии как метода коррекционной работы психолога заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами на ценностном уровне. В процессе совместной работы с детьми происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем [2].

Сказкотерапия активизирует ресурсы, потенциал личности. Работая с проблематикой в русле метода сказкотерапии, происходит процесс объективации проблемных ситуаций, процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия это безопасная среда, которую создает психолог и психотерапевт для развития внутренних ресурсов личности.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психокоррекционный фактор.

Использование психотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь ребенку справится со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть различные проблемы, способствовать интеллектуальному развитию.

Данный метод включает в себя все технологические приемы психокоррекционной работы, а также включает в себя диагностику, профилактику и развитие индивидуальности.

Метод сказкотерапевтической коррекции органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста

Метод сказкотерапии был создан в 90 годы в России, у истоков его развития стояли такие ученые нашего времени как Е. Романова, А. Гнездилов, Т. Сытько, Ю. Тележко, Г. Николаева, Д. Протасова, Е. Тарасова, Т. Баязитова, Т. Карасева, Т. Грабенко. В своей работе они опирались на опыт великих ученых: Выготского, Эльконина, Фрейда, Фрома, Берна, Юнга, позитивную терапию притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

На сегодняшний день, сказкотерапия это новое, совсем молодое и уже самостоятельное направление в психологии.

Метод сказочных историй в психологии существует на пересечении нескольких психотеравтиче-ских парадигм. За рубежом этот метод более известен как метод терапевтической метафоры, который предложил и активно применял в своей работе Милтон Г.Эриксон. Его последователи Д.Миллс и Р.Кроули предлагали особые правила составления терапевтической метафоры и считали, что приведенная в действие метафора является основным, преобразующим и лечебным для психики фактором [3].

При создании коррекционной программы использованы коррекционные сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа», сказки и притчи из сборника М.А. Андрианова «Философия для детей».

Практическая значимость: данная программа поможет учителям начальных классов, психологам провести занятия с детьми в период адаптации к школьному обучению или в школе будущего первоклассника (с небольшими изменениями). программа состоит из 30 занятий. 6 занятий из «Лесной школы» и 16 занятий из «Философия для детей», 6 занятий на сочинение сказок и историй. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Каждое занятие длится 45 минут. На одно занятие используется одна сказка. На занятие используются дополнительно: инсценировки, обсуждения, зарисовки, музыкальное сопровождение.

Используются занятия двух видов.

1 вид. Рассказывание сказочных историй.

2 вид. Сочинение сказочных историй.

Содержание программы:

Сказки для школьной адаптации: Сказки о школе детям и взрослым «Лесная школа» Панфиловой М.А. Цель: коррекция тревожности.

1. Создание «Лесной школы» - 5 часов.

2. Букет для учителя - 5 часов.

3. Смешные страхи - 5 часов.

4. Игры в школе - 5 часов.

5. Школьные правила - 5 часов.

6. Не пойду в школу- 5 часов.

Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы (от 6 до 10 лет): адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью.

Эти сказки решают адаптационные, дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. Дети лучше воспринимают содержание сказки, если их читают им взрослые. Можно после чтение провести беседу, нарисовать сказку и поиграть в школу. Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках, понимают их причины, учатся прощать и любить.

В ходе проведения исследования гипотеза о том, что воздействие на детей посредством сказкотера-пии приведет к понижению уровня тревожности, была полностью подтверждена теоретически, и частично подтверждена практически.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что в процессе исследования была разработана и апробирована программа коррекции методом сказкотерапия основанная на сказках не только М.А. Панфиловой, но и большинство занятий зиждется на сказочных историях М.А. Андрианова. Разработаны занятия двух видов: рассказывание сказок и чтение сказочных историй взрослыми, а также сочинение сказочных историй самими детьми. Что прекрасно дополняло каждый вид занятия и позволяло усваивать и закреплять понятия в ненавязчивой форме. Впервые уделено внимание и проведена психокоррекция повышенной тревожности, которые проявляются у первоклассников в период адаптации. Это является важным моментом, так как именно тревожность является одним из факторов, влияющих на появление дезадаптации.

Библиографический список

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки - это лекарство: руководство по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстиг-неева. М.: Литтерра, 2007

2. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.4. Баранник А.С. Учим сочинять сказки и решать личностные проблемы: Сказкотерапия в дидактическом аспекте: учеб. -метод. пособие / А. С. Баранник. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2005.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2011.- 240с.

ЗОТОВА ЯНА АНДРЕЕВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.