Использование имаготерапии для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии
Шиндряев С.О.,
студент 3-го курса, факультета социальной и коррекционной педагогики Волгоградского государственного социально педагогического университета,
г.Волгоград, Россия
Зубкова В.П.,
старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально педагогического университета,
г.Волгоград, Россия
Актуальность темы связана с возросшей потребностью к коррекции имеющихся нарушений в развитии у детей дошкольного возраста. На сегодняшний день наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает имаготерапия.
Теоретической и технологической основой работы явились труды различных авторов. (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Осипова А.А.,Чернова О.М., Макарова Н.Р.).
Объект - имаготерапия, как средство коррекции имеющихся нарушений у детей дошкольного возраста.
Предмет - использование сказкотерапии, как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель - на основе изученных теоретических и практических материалов актуализировать использование сказкотерапии, в коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические аспекты использования имаготерапии (куклотерапия, сказкотерапия, психодрама) в коррекции имеющихся нарушений в развитии у детей дошкольного возраста;
2) Выявить особенности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии;
3) Разработать комплекс занятий с использованием сказкотерапии для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников со зрительной патологией;
Анализ психолого-педагогической литературы (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Игумнова Т.Т. и др.) продемонстрировал, что коррекция нарушений средствами имаготерапии доказывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми дошкольного возраста. Имаготерапия (от лат. imago - образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Так же, изучив работы вышеперечисленных авторов, можно констатировать, что существуют следующие виды имаготерапии: куклотерпия, психодрамма и сказкотерапия.
Дети дошкольного возраста, благодаря особенностям своей эмоционально-волевой сферы, являются наиболее восприимчивой категорией к жанру сказки, и соответственно основным объектом сказкотерапии.
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально
развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением зрения, слуха, интеллектуальной недостаточности, речи, и др. Однако применение сказкотерапии для детей с нарушением зрения в современной научной литературе недостаточно изучено. Что обусловило особый интерес к данной теме.
Изучив особенности коррекции имеющихся нарушений у детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии средством сказкотерапии, можно констатировать: для ребёнка с нарушением зрения общение с помощью сказки приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Сказки обогащают эмоции детей с нарушением зрения.
Исследуя уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, можно констатировать, что отличие от своих нормально развивающихся сверстников, большинство детей с нарушением зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы. Отмечается повышенный личностный уровень тревожности, дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу, плохо соотносят эмоцию с выражением мимики, недостаточно компетентны в проявлении эмоций, слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.
Таким образом, для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии целесообразно использовать сказкотерапию. Которая будет способствовать формированию у детей умения использовать эмоциональные приёмы речи, различать эмоции других людей, а так же помогать гармонизации противоречивости черт личности.
Заключение
Рассмотрев аспекты использования имаготерапии в коррекции имеющихся нарушений в развитии у детей дошкольного возраста можно констатировать: Имаготерапия (от лат. imago - образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Можно выделить следующие виды имаготерапии: куклотерпия, психодрамма и сказкотерапия.
Рассмотрев организацию и методику проведения констатирующего этапа опытно -экспериментального исследования, можно констатировать, что на данном этапе исследования использовались методики: методика и диагностика самочувствия, активности и настроения (САН); тест «Кактус» М.А. Панфилова; экспресс-оценка эмоциональных состояний обучаемых, вариант шкалы Ю.Я. Киселева «Градусник».
По результатам исследования уровень эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (детский сад № 391) 60% имеют высокий уровень, 40%- средний, нет детей с низким уровнем. При этом по результатам исследования уровень эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (МОУ Школа-сад №8) только 30% имеют высокий уровень, 40%- средний и 30% - низкий. Таким образом, исследуя уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, можно констатировать, что отличие от своих нормально развивающихся сверстников, большинство детей с нарушением зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы.
Таким образом, для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии целесообразно использовать сказкотерапию. В частности следующее методики: игровое упражнение по сказке «Колобок», формирующее у детей умение использовать эмоциональные приёмы речи, а так же тренинг по сказкотерапии «Дюймовочка», направленный на гармонизацию противоречивости черт личности и возможность различать эмоции других людей.
Литература
1. Богумилова Г.К. Использование творческих игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ходе работы со сказкой. - СПб, 2007.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
3. Гришина И. И., Дальхеева А. М. // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - Электрон. дан. - 2006. - № 2. - С. 164-167. - Режим доступа: http://elibrary.ru/
4. Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Добровольская, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова - М : ИЦ «Академия», 2001 - 248 с. [ c.174
- 175]
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - «Речь», Петербург,2002.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. Санкт-Петербург, «РЕЧЬ», 2000.
7. Зубкова В. П. Экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения// Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №2 (3). Май 2009 www.grani.vspu.ru
8. Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/03/1927 (дата обращения: 30.10.2014).
9. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.
- 160 с.
10. Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2012 г.
11. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия FB2. М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 304 с
12. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: Сфера, 2006. - 208с.