Научная статья на тему 'Использование имаготерапии для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии'

Использование имаготерапии для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1213
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиндряев С.О., Зубкова В.П.

Цель на основе изученных теоретических и практических материалов актуализировать использование сказкотерапии, в коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шиндряев С.О., Зубкова В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование имаготерапии для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии»

Использование имаготерапии для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии

Шиндряев С.О.,

студент 3-го курса, факультета социальной и коррекционной педагогики Волгоградского государственного социально педагогического университета,

г.Волгоград, Россия

Зубкова В.П.,

старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально педагогического университета,

г.Волгоград, Россия

Актуальность темы связана с возросшей потребностью к коррекции имеющихся нарушений в развитии у детей дошкольного возраста. На сегодняшний день наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает имаготерапия.

Теоретической и технологической основой работы явились труды различных авторов. (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Осипова А.А.,Чернова О.М., Макарова Н.Р.).

Объект - имаготерапия, как средство коррекции имеющихся нарушений у детей дошкольного возраста.

Предмет - использование сказкотерапии, как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Цель - на основе изученных теоретических и практических материалов актуализировать использование сказкотерапии, в коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

1) Рассмотреть теоретические аспекты использования имаготерапии (куклотерапия, сказкотерапия, психодрама) в коррекции имеющихся нарушений в развитии у детей дошкольного возраста;

2) Выявить особенности эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии;

3) Разработать комплекс занятий с использованием сказкотерапии для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников со зрительной патологией;

Анализ психолого-педагогической литературы (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Игумнова Т.Т. и др.) продемонстрировал, что коррекция нарушений средствами имаготерапии доказывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми дошкольного возраста. Имаготерапия (от лат. imago - образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Так же, изучив работы вышеперечисленных авторов, можно констатировать, что существуют следующие виды имаготерапии: куклотерпия, психодрамма и сказкотерапия.

Дети дошкольного возраста, благодаря особенностям своей эмоционально-волевой сферы, являются наиболее восприимчивой категорией к жанру сказки, и соответственно основным объектом сказкотерапии.

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально

развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением зрения, слуха, интеллектуальной недостаточности, речи, и др. Однако применение сказкотерапии для детей с нарушением зрения в современной научной литературе недостаточно изучено. Что обусловило особый интерес к данной теме.

Изучив особенности коррекции имеющихся нарушений у детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии средством сказкотерапии, можно констатировать: для ребёнка с нарушением зрения общение с помощью сказки приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Сказки обогащают эмоции детей с нарушением зрения.

Исследуя уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, можно констатировать, что отличие от своих нормально развивающихся сверстников, большинство детей с нарушением зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы. Отмечается повышенный личностный уровень тревожности, дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу, плохо соотносят эмоцию с выражением мимики, недостаточно компетентны в проявлении эмоций, слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.

Таким образом, для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии целесообразно использовать сказкотерапию. Которая будет способствовать формированию у детей умения использовать эмоциональные приёмы речи, различать эмоции других людей, а так же помогать гармонизации противоречивости черт личности.

Заключение

Рассмотрев аспекты использования имаготерапии в коррекции имеющихся нарушений в развитии у детей дошкольного возраста можно констатировать: Имаготерапия (от лат. imago - образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Можно выделить следующие виды имаготерапии: куклотерпия, психодрамма и сказкотерапия.

Рассмотрев организацию и методику проведения констатирующего этапа опытно -экспериментального исследования, можно констатировать, что на данном этапе исследования использовались методики: методика и диагностика самочувствия, активности и настроения (САН); тест «Кактус» М.А. Панфилова; экспресс-оценка эмоциональных состояний обучаемых, вариант шкалы Ю.Я. Киселева «Градусник».

По результатам исследования уровень эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (детский сад № 391) 60% имеют высокий уровень, 40%- средний, нет детей с низким уровнем. При этом по результатам исследования уровень эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (МОУ Школа-сад №8) только 30% имеют высокий уровень, 40%- средний и 30% - низкий. Таким образом, исследуя уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, можно констатировать, что отличие от своих нормально развивающихся сверстников, большинство детей с нарушением зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы.

Таким образом, для коррекции особенностей эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в условии зрительной патологии целесообразно использовать сказкотерапию. В частности следующее методики: игровое упражнение по сказке «Колобок», формирующее у детей умение использовать эмоциональные приёмы речи, а так же тренинг по сказкотерапии «Дюймовочка», направленный на гармонизацию противоречивости черт личности и возможность различать эмоции других людей.

Литература

1. Богумилова Г.К. Использование творческих игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в ходе работы со сказкой. - СПб, 2007.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

3. Гришина И. И., Дальхеева А. М. // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - Электрон. дан. - 2006. - № 2. - С. 164-167. - Режим доступа: http://elibrary.ru/

4. Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Добровольская, Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова - М : ИЦ «Академия», 2001 - 248 с. [ c.174

- 175]

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - «Речь», Петербург,2002.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия. Санкт-Петербург, «РЕЧЬ», 2000.

7. Зубкова В. П. Экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения// Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №2 (3). Май 2009 www.grani.vspu.ru

8. Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/03/1927 (дата обращения: 30.10.2014).

9. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

- 160 с.

10. Сертакова Н.М. Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2012 г.

11. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия FB2. М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 304 с

12. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: Сфера, 2006. - 208с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.