члена племени (иногда они понимаются как смерть и новое рождение). В этом коренится одно из основных отличий традиционного общества от современного, где роль ритуалов и значение символической деятельности значительно снижены. Поэтому символы в современном обществе могут наполняться любым содержанием, но при одном условии - единого для членов общества понимания и истолкования этих символов [7].
Ритуал прагматичен и в символическом, и в практическом отношении, при преимуществе ценностей символического характера. Существенно и то, что каждый член коллектива в течение своей жизни проигрывает все роли, предписанные ритуальным сценарием, ощущает личную ответственность за сохранение мира в обществе. Именно эти свойства ритуала выделяют его из остальных видов деятельности, придают ему особый статус в традиционной культуре.
Таким образом, можно отметить, во-первых, что ритуал возникает из мифа, после его разложения:
1) по сущности своей ритуал связан как с магическим, так и с религиозным сознанием человека,
2) ритуал через специальные действия, священные предметы, что вызывает сильный накал эмоций, регулирует отношения родства и неродственные отношения членов общества, символизирует движение, переход индивида от одной стадии жизни (детства) к другой (взрослости);
3) функции ритуала направляют поведение людей с помощью запретов; усиливают единство; снимают тревогу.
Во-вторых, со временем из ритуала выделился церемониал как сложноорганизованная человеческая деятельность, которая выражает социальные отношения через определенный порядок действий, торжественность события. В-третьих, в недрах ритуала возникает игра, поскольку в обыденном понимании ритуал означает своего рода формализованную процедуру, своего рода игру, правила которой принимаются всеми ее участниками.
Список литературы
1. Кайсаров, А. Мифы древних славян. Велесова книга / А. Кайсаров, Г. Глинка, Б. Рыбаков ; сост. авт. вступ. ст. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. - Саратов : Надежда, 1993. - 320 с.
2. Топоров, В. Н. Мировое древо. Универсальные знаковые комплексы / В. Н. Топоров. - Москва : Ру-копис. памятники Древней Руси, 2010. - 496 с.
3. Энциклопедический словарь по культурологии / под общ. ред. А. А. Радугина. - Москва : Центр, 1997. - 478 с.
4. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. -Москва : Рус. яз., 2000. - 2310 с.
5. Толковый словарь русского языка : в 4 т / под ред. Д. Н. Ушакова. Репринтное издание : Москва, 2000.
6. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - Москва : Сов. энцикл., 1989. - 1632 с.
7. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А. Б. Гофмана. - Москва : Канон, 1995. - 352 с.
8. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский ; пер. с англ. И. В. Утехин. - 2-е изд. испр. - Москва : ОГИ, 2005. - 184 с.
9. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин. - Санкт-Петербург : Наука, 1993. - 242 с.
10. Нечипуренко, В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа) / В. Н. Нечипуренко. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2002. - 279 с.
УДК 615.851:[347.157:: 37.018.4]
Т. И. Головко
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ
В статье проанализирован культурно-исторический контекст формирования арт-терапии как метода социально-культурной анимации и культурно-творческой реабилитации.
Ключевые слова: арт-терапия, художественная деятельность, дети с инвалидностью, игра, сказко-терапия.
T. I. Golovko Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE TECHNOLOGY OF USING ART-THERAPY METHODS IN CULTURAL AND CREATIVE REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
The article analyzes the cultural and historical context of the formation of art therapy as a method of socio-cultural animation and cultural and creative rehabilitation.
Keywords: art therapy, art activities, children with disabilities, play, fairytale therapy.
В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства, как на здорового человека, так и на человека с ограничениями в здоровье. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений человек получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.
Более того, творческие возможности каждой личности, реализуемые в процессе арт-терапии - это реализация его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или инвалидностью. Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году, делает акцент на принцип равного достоинства личности каждого человека, на развитие его способностей и одарённости, необходимости поддерживать приемлемый для инвалида образ жизни, учитывающий особенности его развития.
Перенос акцента на способности человека, а не на его дефект, позволяет опираться на культурологический подход к реабилитации. Культура является ключевым условием развития человека, и ее значение не ограничивается рекреационными функциями. Более того, развитие происходит не при пассивном потреблении культуры, а в процессе активного овладения ею. Творческие импульсы такому развитию всегда давало искусство.
Забота о социальном и культурном обустройстве детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых главных задач любого государства.
Участие ребенка в художественной деятельности расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Л. C. Выготский, указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, отмечает, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем здорового. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребенка» [1, с. 11].
Одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает в процессе освоения основ художественной деятельности - это умение играть. Целесообразность использования игры в работе с детьми с инвалидностью обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее органичным и ведущим для детского возраста: игра является естественным средством усвоения знаний; в игре можно научить имитировать действия и поступки, освоить необходимый для жизни социальный или бытовой навык; на поведение в игре налагаются некоторые правила и ограничения, и дети должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать необходимые задачи.
Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Искусство как способ врачевания использовалось в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии.
В Древней Греции считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают и в галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.).
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Так, мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.
Идеи о влиянии искусства на человека Аристотель развивал в учении о катарсисе - концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э.). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций.
Танец также использовался древними в целях врачевания. В Италии движения под быструю, динамичную музыку считались эффективным средством лечения укуса паука-тарантула. Больные в «бешеном» темпе в танце «тарантелла» двигались до полного изнеможения, «вытанцовывая» яд из тела.
В Древнем Китае музыка достаточно широко использовалась в традиционной китайской медицине. Посредством музыкальных инструментов устанавливалась связь между их звучанием и вибрациями различных органов тела. Музыка, воздействуя, таким образом, на человека, приводила его в состояние гармонии с природой.
Музыка Индии до настоящего времени сохранила мистицизм тембра и тональности, открытый еще в древности. Особое место в воздействии на человека отводилось пению. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа.
В начале XIX века французские врачи-психиатры стали вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения.
В России по инициативе В. М. Бехтерева в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. Специальные исследования выявили, что положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы человека, содействуют психоэмоциональной гармонии, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе со взрослыми пациентами и детьми [2, с. 21].
Как самостоятельная практическая деятельность, арт-терапия, стала оформляться в 1940-1950-х годах прошлого века в Великобритании и США.
Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Хилл убедился в том, что занятия художественным творчеством способно помочь человеку в преодолении его недуга и ускорить процесс выздоровления и возвращения к нормальной жизни.
Со временем, за рубежом с точки зрения психотерапевтического подхода в арт-терапии выделилось три направления. Одни исследователи делают акцент на том, что художественное творчество помогает установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям. Другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается благодаря отвлечению его от наболевшего и созданию положительного настроя. Третьи - на том, что художественное творчество само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.
Следует отметить, что современная «научная арт-терапия», при всех ее связях с разнообразными культурными феноменами, более всего близка первобытному искусству. Последнее, как и арт-терапия, основано на спонтанном самовыражении, искренности и, в известной мере, игнорирует эстетические критерии и профессионализм автора.
По мнению А. И. Копытина, архаические формы искусства как прообраз современной арт-терапии дольше всего сохранились в народном творчестве. [3, с. 101]. В контексте этого утверждения наиболее привлекательным арт-терапевтическим методом для детей является сказкотерапия. Использование сказки в коррекционной, арт-терапевтической деятельности дает положительные результаты с детьми, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств. По мнению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотера-пия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Применение метода сказкотерапии позволяет детям на вербальном и эмоциональном уровнях осознать «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, оценить свой поступок со стороны, а также помогает детям иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей [4, с. 6].
Можно выделить несколько форм работы со сказкой.
1. Анализ сказки. Цель анализа сказки - осознать конструкцию сюжета, поведения героев, ту или иную сказочную ситуацию или фразу. Решение такого типа сказочных задач помогает ребенку понимать мотивы человеческих поступков, устанавливать причинно-следственные связи различных явлений, придумывать выходы из сложных ситуаций.
Такого рода занятия важны для адаптации детей к условиям жизни за пределами семьи или интернатного учреждения.
2. Другим приемом сказкотерапии является постановка сказок с помощью кукол. Лучше использовать различные варианты кукол для постановки сказок. Ребенок реально становится волшебником, заставляя ранее неподвижную куклу двигаться и жить на сцене. Процесс кукловождения развивает произвольное внимание; работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений. Ребенок учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состояниям. По мнению специалистов процедура спектакля должна быть следующей: все «актеры» со своими куклами занимают места в «зрительном зале». Ведущий начинает читать или рассказывать сказку. «Актеры» выходят на сцену лишь тогда, когда ведущий рассказывает об их персонаже и озвучивает эмоциональные проявления и реакции своей куклы. Важно то, что через куклу ребенок
может проявлять те эмоции, чувства и состояния, которые обычно не может или не позволяет себе проявлять. Поэтому умело организованная постановка может служить средством для коррекции тяжелых эмоциональных состояний детей.
3. Медитация на сказку. Для снятия напряжения и расслабления можно использовать статическую или психодинамическую медитацию.
К статической медитации на сказку можно отнести прослушивание сказок с позитивным содержанием под спокойную музыку. Ведущий либо сам рассказывает сказку, либо ставит кассету с записью.
Психодинамическая медитация часто связана с психогимнастикой, так как эта форма работы со сказкой предполагает большое количество перевоплощений и связана с развитием различных видов чувствительности. Кроме того, эта форма работы направлена на общую энергетизацию организма. Благодаря этой методике можно развивать самоощущение, самопонимание и самосознание в двигательной, эмоциональной сферах, сферах общения и поведения. Игровое содержание упражнений должно отражать процесс овладения навыками чередования и сравнения противоположных по характеру движений (резких и плавных, напряженных и расслабленных, частых и медленных и т. д.). Кроме того, в сюжет занятия включаются 2-3 упражнения на эмоциональный контакт, которые помогают решать следующие задачи:
- фиксировать внимание ребенка на проявлениях чужих эмоций;
- подражательно воспроизводить чужие эмоции;
- словесно описывать мышечные проявления эмоций.
Известно, что дети часто не могут высказать того, что уже осознается ими во внутренних переживаниях. Поэтому, используя в психогимнастике разные эмоциональные темы, можно раскрыть многочисленные оттенки эмоций. Вот список фундаментальных эмоций, их оттенков и состояний, которые желательно обыграть в психодинамической медитации: интерес - внимательность; радость - удовольствие, удивление; горе - отчаяние - страдание - сострадание; обида - досада; стыд - вина; сочувствие -жалость - нежность; гнев - злость - зависть; тревога - беспокойство; грусть - печаль; страх - испуг [5, с. 41].
В содержании психодинамических медитаций могут быть использованы такие сюжеты: «Зоопарк», «Прогулка по волшебному лесу», «Цирк», «Превращения в сказочных существ», «Росток», «Знакомство со стихиями».
4. Сочинение сказок. Особую роль в психическом развитии ребенка играет процесс сочинения своих сказок. Дж. Родари рассматривал ряд алгоритмов сочинения сказок. Главный герой сказки появляется на свет, растет, достигает некоторого возраста; отправляется в путешествие, встречает новых друзей; выбирает путь; борется и побеждает зло; возвращается назад, достигнув своей цели. В образной форме в сказке рассказывается об основных этапах развития личности [6, с. 78].
Использование коррекционного потенциала сказкотерапии способствует реализации основных функций арт-терапии: катарсистической (освобождение от негативных состояний); регулятивной (снятие напряжения и моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивной (формирование адекватного межличностного поведения и самооценки).
Таким образом, культурно-историческая практика показывает, что использование разнообразных видов искусства в коррекционной работе является важным средством воспитания гармоничной личности ребенка.
Терапия увлеченностью, творчеством способствует творческому развитию и помогает поднять индивидуальную и общественную ценность ребенка с ограниченными возможностями здоровья на более высокий уровень.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский; под ред. Т. А. Власовой. - Москва : Педагогика, 1983.- 368 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для вузов / сост. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - Москва : Акад., 2001. - 248 с.
3. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. -368 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург : ООО «Речь», 2001. - 310 с.
5. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Рамазан, Т. Чередникова. - Санкт-Петербург, 1996. - 96 с.
6. Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. -Москва, 1990. - 149 с.