Научная статья на тему 'СКАЗКА ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ'

СКАЗКА ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сказка-терапия / психологическая коррекция / поведение детей / развитие личности / психотерапевтический процесс. / fairy tale therapy / psychological correction / children's behavior / personality development / psychotherapeutic process.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Есенова А.И., Артыков М.

В статье рассматривается сказка-терапия как метод психологической коррекции поведения детей. Описываются основные принципы и цели данного подхода, а также анализируются преимущества и недостатки его применения. Особое внимание уделяется анализу роли сказки в развитии личности ребенка и ее влиянии на его поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TALE THERAPY AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE IN CHILDREN'S BEHAVIOR CORRECTION

The article discusses fairy tale therapy as a method of psychological correction of children's behavior. The basic principles and goals of this approach are described, and the advantages and disadvantages of its application are analyzed. Particular attention is paid to the analysis of the role of fairy tales in the development of a child’s personality and its influence on his behavior.

Текст научной работы на тему «СКАЗКА ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 373.2

Есенова А.И.

Старший преподаватель, кафедра «Психологии» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Туркменистан, г. Ашхабад

Артыков М.

Студент,

Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Туркменистан, г. Ашхабад

СКАЗКА ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В

КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация: В статье рассматривается сказка-терапия как метод психологической коррекции поведения детей. Описываются основные принципы и цели данного подхода, а также анализируются преимущества и недостатки его применения. Особое внимание уделяется анализу роли сказки в развитии личности ребенка и ее влиянии на его поведение.

Ключевые слова: сказка-терапия, психологическая коррекция, поведение детей, развитие личности, психотерапевтический процесс.

Сказка-терапия - это метод психологической помощи, основанный на использовании сказок и историй для коррекции поведения и развития личности ребенка. Этот метод применяется в работе с детьми, имеющими различные проблемы в поведении, обучении и социальной адаптации.

Сказка-терапия может использоваться как самостоятельный метод коррекции, так и в сочетании с другими методами психотерапии. Она позволяет работать с различными проблемами, такими как страхи, агрессия, неуверенность в себе, трудности в общении и т.д.

Суть метода заключается в том, что ребенок слушает или читает сказку, которая отражает его проблему или ситуацию, в которой он находится. Затем происходит обсуждение этой сказки, в ходе которого ребенок учится понимать свои чувства и эмоции, находить решения проблем и преодолевать трудности.

Одним из преимуществ сказка-терапии является то, что она не вызывает у ребенка негативных эмоций, как это может быть при использовании других методов психотерапии. Кроме того, использование сказок позволяет ребенку легче воспринимать информацию и усваивать ее, что делает этот метод особенно эффективным для работы с детьми.

Однако, как и любой другой метод психологической помощи, сказка-терапия имеет свои ограничения и недостатки. Например, она может не подходить для работы с детьми, которые имеют серьезные психические расстройства или нарушения развития.

Сказка терапия может применяться в различных формах:

• Индивидуальная сказкотерапия

• Групповая сказкотерапия

• Семейная сказкотерапия

Сказкотерапия - один из методов консультирования, коррекции, развития и реабилитации, обладающий уникальной спецификой. Это универсальный метод помощи родителям в воспитании детей, и деликатного разрешения всех внутрисемейных уроков. Так как, сказкотерапевт осуществляет реставрационные работы на бессознательно-символическом уровне. Основной инструмент реставрации - созидательное символическое действие: сочинение, рассказывание сказки, оживление сказки в песочнице, работа с куклой, с пластилином и другими арт-терапевтическими инструментами.

В индивидуальной сказкотерапии психолог работает с одним ребенком. В групповой сказкотерапии психолог работает с группой детей. В семейной сказкотерапии психолог работает с семьей ребенка.

Сказкотерапия может использовать различные методы:

• Чтение сказок

• Рассказывание сказок

• Составление сказок

• Рисование сказок

• Пение сказок

Чтение сказок - это наиболее распространенный метод сказкотерапии. Психолог читает ребенку сказку, а затем обсуждает ее с ребенком.

Рассказывание сказок - это метод, при котором психолог сам рассказывает сказку ребенку. Составление сказок - это метод, при котором ребенок сам придумывает сказку. Рисование сказок - это метод, при котором ребенок рисует иллюстрации к сказке. Пение сказок - это метод, при котором психолог или ребенок поет сказку.

При чтении сказок в сказкотерапии психолог должен учитывать следующие факторы:

• Возраст ребенка. Сказки должны быть адаптированы к возрасту ребенка. Слишком сложные сказки могут быть непонятны ребенку, а слишком простые сказки могут быть неинтересны.

• Индивидуальные особенности ребенка. Психолог должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, такие как его интересы, проблемы и потребности.

• Цели терапии. Психолог должен выбирать сказки, которые соответствуют целям терапии. Например, если цель терапии - помочь ребенку преодолеть страхи, то психолог должен выбирать сказки, в которых герои преодолевают свои страхи.

Чтение сказок является одним из наиболее распространенных методов сказкотерапии. Оно позволяет ребенку:

1. Осознать свои чувства и эмоции. Сказки часто рассказывают о различных чувствах и эмоциях, таких как радость, грусть, гнев, страх. Читая сказку, ребенок

может идентифицировать себя с героями сказки и понять, что он не одинок в своих переживаниях.

2. Найти конструктивные способы разрешения конфликтов. Многие сказки повествуют о героях, которые сталкиваются с трудностями и конфликтами. Читая сказку, ребенок может увидеть, как герои преодолевают эти трудности и находят конструктивные способы разрешения конфликтов.

3. Развить творческие способности. Сказки часто содержат неожиданные повороты сюжета, яркие образы и символы. Читая сказку, ребенок развивает свое воображение и творческие способности.

4. Улучшить коммуникативные навыки. Сказки часто содержат диалоги между героями. Читая сказку, ребенок учится слушать и понимать других людей.

Чтение сказок в сказкотерапии может проводиться как индивидуально, так и в группе. При проведении групповой сказкотерапии психолог может использовать различные методы, такие как обсуждение сказки, рисование по сказке, инсценирование сказки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Башкирова Е.Н. Сказкотерапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008. - 240

с.

2. Клюев Е.В. Сказкотерапия: творчество как способ психологической помощи. - М.: Изд-во Смысл, 2003. - 256 с.

3. Соколова Е.И. Сказкотерапия: погружение в сказку. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 192 с.

Esenova A.

Senior Lecturer, Department of Psychology Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat

Artykov M.

Student,

Magtymguly Turkmen State University Turkmenistan, Ashgabat

TALE THERAPY AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE IN CHILDREN'S BEHAVIOR CORRECTION

Abstract: The article discusses fairy tale therapy as a method of psychological correction of children's behavior. The basic principles and goals of this approach are described, and the advantages and disadvantages of its application are analyzed. Particular attention is paid to the analysis of the role offairy tales in the development of a child's personality and its influence on his behavior.

Key words: fairy tale therapy, psychological correction, children's behavior, personality development, psychotherapeutic process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.