Научная статья на тему 'Сказка: особенности восприятия и отражения'

Сказка: особенности восприятия и отражения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3069
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / SKAZKOTERAPIYA / ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ / GESTALT / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобякова Галина Николаевна

В статье раскрываются особенности восприятия детьми сказки как результата чувственно переживаемого опыта, важного для формирования нравственных представлений. Рассматриваются основные подходы к трактовке народной сказки. Представлены результаты эксперимента по изучению модальности восприятия сказки «Курочка Ряба».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the peculiarities of children's perception of a fairy tale as a result of the sentient experience crucial for the child's moral codes formation. Basic approaches to the interpretation of the folk fairy tale are being considered. The results of the experiment on perception modality, study case «Kurochka Ryaba» folk fairy tale, are presented in the article

Текст научной работы на тему «Сказка: особенности восприятия и отражения»

После статической дыхательной гимнастики включаются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения проводятся с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры. В курс логопедической лечебной физкультуры включаются упражнения, построенные на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений - тренировка нижне-реберно-диафрагмального дыхания.

К числу профилактических мер при дисфонии относится запрещение громко декламировать и всячески перенапрягать голос.

Все закончившие курс логопедической профилактики получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у врачей и логопедов предотвращают рецидивы голосовых расстройств, обеспечивают устойчивость достигнутых результатов.

После проведенной профилактической работы по развития голосовых функций у педагогов ДОУ мы можем сделать определенные выводы.

Обследование подвижности мягкого нёба и наличия назального оттенка показало следующие результаты: подъем мягкого нёба сформирован в полной мере, гиперназальность отсутствует у всех педагогов экспериментальной группы.

Голоса 95 % педагогов чистые, звонкие, у 5 % педагогов наблюдается легкая охриплость. Задание на воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса выполняется с достаточными по высоте модуляциями. Все педагоги правильно изменяли голос, повышая и понижая плавно его высоту. Задание на воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса, педагоги выполнили со следующими результатами: все педагоги воспроизводили звуки тихо и громко. У двух педагогов при обследовании наблюдалась легкая охриплость голоса.

Задание на воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний педагоги выполнили со следующими результатами: все педагоги смогли выполнить правильно задания, где голос повышается и понижается постепенно при произнесении отдельных звуков, изображающих самолет, пароход. Увеличилась сила и продолжительность речевого выдоха у всех педагогов.

Из результатов диагностики мы можем сделать выводы об эффективности проведенной профилактики нарушений голоса у педагогов как группы риска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Василенко, Ю. С. Заболевания голосового аппарата у педагогов // Вестник оториноларингологии. - 1975. - № 6. - С. 5-9.

2. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте: пер. с чешского / М. Зееман. - М.: Знание, 2004. - 218 с.

3. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. - М., 2007. - 176 с.

4. Савостьянов, А. И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания / А. И.Савостьянова. - М., 2002. - 76 с.

5. Савостьянов, А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя / А. И. Савостьянова. - М.: Вла-дос, 2001. - 140 с.

УДК 8(07) ББК 74.26.8.3

Г. Н. Кобякова

СКАЗКА: ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ОТРАЖЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются особенности восприятия детьми сказки как результата чувственно переживаемого опыта, важного для формирования нравственных представлений. Рассматриваются основные подходы к трактовке народной сказки. Представлены результаты эксперимента по изучению модальности восприятия сказки «Курочка Ряба».

Ключевые слова: сказкотерапия, гештальттерапия, восприятие, коррекция личности.

G. N. Kobyakova

TALE: FEATURES OF PERCEPTION AND REFLECTION

Abstract. The article reveals the peculiarities of children's perception of a fairy tale as a result of the sentient experience crucial for the child's moral codes formation. Basic approaches to the interpreta-

tion of the folk fairy tale are being considered. The results of the experiment on perception modality, study case «Kurochka Ryaba» folk fairy tale, are presented in the article.

Key words: skazkoterapiya, Gestalt, perception, personality correction.

Работа со сказкой является сегодня одним из современных и перспективных направлений в лингвистике, педагогике и психологии. Относительно недавно появился термин и даже дисциплина на коррекционных факультетах - «сказкотерапия». Под этим термином понимаются различные направления деятельности: воспитание, обучение детей, диагностика и коррекция поведения и настроения средствами сказки.

Трудно представить себе ежедневный детский быт без сказки. Именно из неё первоначально ребёнок получает информацию об устройстве окружающего мира - мира за пределами его семьи. Сказка формирует понятия «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Ребёнок мысленно видит персонажей с разными характерами, нравственными чертами. Сказка способствует созреванию эмоциональной сферы, формирует позитивную самооценку. Наконец, ребёнок слышит образец национального языка. Благодаря русским народным сказкам он впитывает богатство родной речи, её выразительность, учится понимать национальный юмор. К. Д. Ушинский писал: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса. Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» [8].

Ученые по-разному подходили к толкованию сказки. Одни из них стремились определить сказочный вымысел как не зависящий от реальности, другие искали ответ на вопрос, как в фантазии сказок преломилась действительность.

Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности сказок используются нами в полной мере. Метафоричность, сказочный контекст, многообразность жанра позволяют синтезировать многочисленные современные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям и родителям. Основными источниками концепции сказкотера-пии стали работы зарубежных и отечественных специалистов области гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии, арттерапии, психосинтеза, детского психоанализа: К.-Г. Юнга, М.-Л. фон Франц, Э. Фромма, Э. Берна, Н. Пезешкяна, В. Проппа, А. Захарова, А. Гнездилова, Е. Романовой, М. Осориной и др.

Педагоги и психологи с особой ответственностью и требовательностью относились к отбору литературных и фольклорных текстов для детей, понимая их роль в воспитании подрастающего поколения (В. Н. Аванесова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. Н. Смирнова, О. С. Ушакова, Е. А. Флёрина).

Проблема использования художественного слова в воспитании детей достаточно глубоко и разносторонне исследовалась учеными в различное время в связи с изучением особенностей восприятия произведения, с необходимостью усовершенствования методики работы с книгой и формированием художественно-речевой деятельности детей (Н. М. Аксарина, И. В. Вачков, А. Н. Гвоздев, Н. В. Рыжова, А. П. Усова, К. Д. Ушинский). Нас заинтересовал в большей степени первый аспект, т.е. особенности восприятия текста.

Традиционный подход к анализу русских сказок обычно связывается с личностью ребенка, то есть с тем, кому и предназначена сказка. Психологи отмечают, что она воспринимается ребёнком, в первую очередь, как обращение родителя к нему. В теории объектных отношений эти обращения рассматриваются как одно из условий прохождения этапов развития ребёнка. Следовательно, содержание сказки есть не что иное, как отражение отношений «объекта-родителя» к «субъекту-ребёнку», то есть в ней должен определённым образом отражаться чувственно переживаемый опыт восприятия родителем своего ребенка, а также должны бессознательно передаваться паттерны семейного и родового поведения. Кроме того, взрослый даёт ребёнку образец ценностного отношения к художественному слову [5, 6].

Психологи рассматривают сказку как ключик к внутреннему миру ребёнка. Этим она привлекательна для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.

Восприятие художественного произведения - сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют восприятие, внимание, мышление, воображение, память, воля, эмоции, и каждый из этих психических процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности.

В современной психолого-педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно.

О. И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:

1) непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

2)понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

3) влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание) [7].

Е. А. Флёрина отмечала наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка. Педагог называла характерной чертой такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего» [8].

Безусловно, при восприятии сказки важна и интонационная составляющая. В связи с этим возрастает роль взрослого, её рассказывающего. Интонация призвана отражать эмоции, чувства говорящего. Следовательно, взрослый, рассказывая или читая сказку «с чувством», может не только транслировать своё отношение к происходящему в тексте, но и показывать, как ребёнок должен к этому относиться. Таким образом, происходит и эмоциональное развитие детей, и (глубже) «воспитание чувств». При прослушивании сказок ребенок получает опыт разнообразных непосредственных переживаний: различных эмоций - от восторга до грусти и даже страха.

Считается, что содержание сказки, особенно народной, доступно маленькому ребенку, она близка его мышлению. Нами была предпринята попытка проверить эту гипотезу на материале русской народной сказки «Курочка Ряба», рекомендованной, кстати, к чтению детям от года до трёх лет.

Известно, что сказка о курочке Рябе и золотом яйце имеет более полутора десятков вариантов, причём с различным набором персонажей: дед с бабой или одна старуха, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая несёт яичко или простое, или золотое, или «пёстро, востро, костяно, мудрено». Тот вариант, который сегодня наиболее популярен, относится к XIX веку и рассказан известным педагогом К. Д. Ушинским. В трехтомнике знаменитого русского собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки» можно прочитать вариант, считающийся наиболее древним. Кроме известного элемента сюжета (курочка Ряба несёт яйцо, а мышка его разбивает), в нём говорится, что после того, как Дед и Баба заплакали, пришли внучки и, узнав про яичко, вёдра, с которыми они ходили за водой, разбили, воду разлили. А мать, в свою очередь, разбила квашню. Отец, работавший в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо, колокольню снёс. А крестьяне, узнав про это, «утопилиса».

В 20-х годах XX века «Курочка Ряба» была едва не исключена из хрестоматии для детей «Родное слово». Деткомиссия при ГУСе высказывалась против печатания сказки как не отражающей текущую идеологическую концепцию. В методических указаниях тех лет были даны рекомендации к трактовке каждой сказки. Например, сказка «Репка» должна формировать у подрастающего поколения идею о пользе коллективного труда, Колобка следовало считать жертвой хвастовства, а «Курочка Ряба» была призвана прививать презрение к богатству, так как новая трактовка золотого яйца связывается с богатством и даже с буржуазностью.

Основная мысль современной «Курочки Рябы» определяется сложно и далеко не однозначно. Интерпретации многочисленны. Остановимся на наиболее популярных версиях. Одни исследователи выделяют идею ценности жизни. В общем виде версия сводится к тому, что золотое яичко не лучше простого: его нельзя съесть, а еда - это жизнь, величайшая ценность. Несла курочка простые яйца - дед с бабой «жили не тужили», а не снесла - дед с бабой столкнулись с жизненно важной проблемой, которую и взялась разрешить та, что её и создала: «Снесу я вам новое яичко, да не золотое, а простое». Другие говорят о постижении ребёнком социальных отношений. Ещё одна версия выходит на понимание яйца как какой-то ценности, полученной от Бога (судьбы), например, семейного счастья. Отсюда идея: «что имеем - не храним, потерявши - плачем». Вариантом этой трактовки стало понимание яйца, посланного Богом или Провидением, в качестве Испытания (здесь золотом, т.е. богатством). Следующую версию можно свести к формуле «надо любить своё, простое, привычное и не соблазняться чужим». И, наконец, последняя из выбранных нами: «сложное решается простым». Кроме того, некоторые исследователи склонны считать эту сказку космическим календарём. Академик РАН В. Н. Топоров относит сюжет «Курочки Рябы», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифолого-астрономической религиозной русской традиции. Все персонажи в таких сказках - это не просто аллегории, это символы, несущие послание, необходимое для выживания рода, своим потомкам.

Однако даже при согласии (в общем) с этими интерпретациями остаются вопросы. Зачем курочка Ряба снесла вдруг Деду и Бабе золотое яйцо? Почему Дед и Баба пытались его разбить, а разбив, заплакали? Хорошо или плохо сделала мышка, разбив яйцо? и т.д.

Задавшись целью изучить модальность восприятия этой сказки, мы провели исследование, касающееся нескольких возрастных групп детей: дошкольников (4-5 лет) - 20 чел., учащихся начальной школы (8-9 лет) - 27 чел., старших школьников (15 лет) - 26 чел. Нами были разработаны вопросы, суть которых сводилась к выяснению того, могут ли дети определить идею (мораль) сказки «Курочка Ряба». Варианты ответов детей были обработаны, определённым образом унифицированы и помещены в следующие таблицы 1, 2, 3.

Таблица 1

Группа дошкольников (20 человек)

Вопросы Ответы детей Количество ответов

1. Чему учит сказка? Не знаю 16 (80 %)

Учит не расстраиваться (не плакать) по пустякам 3

Не баловаться 1

2. Почему для Деда и Бабы простое яичко лучше золотого? Его можно есть 19

Не знаю 1

3. А ты как думаешь, какое яичко лучше? Золотое, потому что на него можно купить много простых 18

Простое, потому что золотое нельзя почистить 1

Не знаю 1

4. Зачем Дед и Баба пытались разбить золотое яйцо? Посмотреть, что внутри 10

Чтобы поделить между собой 4

Чтобы разбить на маленькие части и продать 3

Чтобы освободить цыплёнка 2

От злости 1

5. Мышка - хороший или плохой персонаж? Плохой 12

Плохой, потому что дед с бабкой сами хотели разбить яйцо. Она нечестная. 1

Хороший, она разбила яйцо нечаянно 7

Таблица 2 Группа младших школьников (27 человек)

Вопросы Ответы Количество ответов

1. Чему учит сказка? Не знаю 12 (41 %)

Не быть бестолковыми (глупыми) 15

2. Почему для Деда и Бабы простое яичко лучше золотого? Потому что они глупые 17

Потому что его можно съесть 5

Они привыкли есть яйца. 2

Они никогда не видели золота, поэтому не знают, как к нему относиться. 1

Не знаю 2

3. А ты как думаешь, какое яичко лучше? золотое 27

4. Зачем Дед и Баба пытались разбить золотое яйцо? Потому что они глупые 20

Они хотели поделить яйцо 6

«Ну нельзя же нести целое золотое яйцо в ломбард. Их (деда и бабку) посадят ... или убьют». 1

5. Мышка - хороший или плохой персонаж? Хороший, она разбила яйцо нечаянно 23

плохой 4

Таблица 3 Группа старших школьников (26 человек)

Вопросы Ответы Количество ответов

1.Чему учит сказка? Как тяжело быть глупыми людьми 8

Ничему. Сказки пишут, чтоб развлекать малышей 6

Не знаю. Не задумывался 5 (7 %)

«Старость не радость» 4

Дом надо держать в чистоте и вовремя (регулярно) травить грызунов 2

Окончание таблицы 3

Уж если послано тебе такое счастье 1

(золотое яйцо), то надо беречь его, в том

числе и от мышей

2. Почему для Деда и Бабы простое яичко лучше золотого? Его можно съесть 26

3. А ты как думаешь, какое яич- Золотое, конечно! 5

ко лучше? Если в цивилизации, то золотое. А там, где невозможно его продать (на необитаемом острове), простое 9

В наше время - золотое. А тогда скупки 12

не было, поэтому простое

4. Зачем Дед и Баба пытались Чтоб узнать, что внутри 8

разбить золотое яйцо? Может быть, у них была надежда, что под золотой скорлупой свежее яйцо? 6

Сам хотел (-а) бы узнать 6

Это стереотип поведения. Они знают, что яйцо надо бить. И били 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы поделить трофей 2

5. Мышка - хороший или плохой персонаж? Хороший, т.к. она помогла разбить деду с бабкой яйцо 20

Плохой, её никто не просил разбивать 4

яйцо

Так глубоко не задумывался 2

Итак, подведём некоторые итоги. Не смогли назвать идеи «Курочки Рябы» 80 % дошкольников, т.е. тех, которым сказка и предназначена, 41 % младших школьников и 7 % старшеклассников. Отметим, что старшие школьники выдвинули наибольшее количество вариантов ответов по первому вопросу. Это, безусловно, надо связывать с развивающейся в этом возрасте способностью к рефлексии и стремлением к незаурядности высказывания. Интересно, что младшие и старшие школьники в качестве ведущей идеи сказки назвали глупость. Иначе говоря, в восприятии современного ребёнка «Курочка Ряба» несёт в себе идею абсурда (сказка учит не поступать так, как поступают персонажи). Эту ли идею закладывал педагог Ушинский?

Эксперимент показал, что сформулированная большинством школьников идея сказки не отражает ни версии, считающейся общепринятой (рассмотрение яйца как ценности жизни), ни других наиболее популярных версий взрослых. Ответ на третий вопрос (какое яичко лучше?) у дошкольников и младших школьников был почти однозначен: золотое, в то время как из числа старших школьников этот вариант выбрали только 5 из 26 (19 %). Хочется отметить ответы на последний вопрос о роли мышки в сказке. В том, что она положительна, убеждены около 80 % школьников и только 35 % дошкольников. Конечно, преждевременно расценивать такие показатели как утрату смысла народной сказки новыми поколениями, однако ответы детей заставляют задуматься не только об особенностях восприятия.

Интересными представляются рекомендации современных психологов родителям детей 2-3 лет, которым предстоит знакомство с этой сказкой. Чтобы избежать критических замечаний по её содержанию, специалисты предлагают посмотреть на текст глазами ребёнка. Для маленьких детей «Курочка Ряба» не космогонический миф, золотое яйцо не вызывает у них удивления (они уже знают, что в сказке есть место и выдумке, и волшебству). С точки зрения ребёнка, яйцо - это подарок, а подарок для него имеет прямую ассоциацию с игрушкой. Следующий разумный шаг -посмотреть, что внутри. У детей, как и у персонажей, не всегда это получается легко и с первого раза. Когда же мышка «хвостиком махнула» и, казалось бы, помогла деду с бабкой, те расплакались. Несмотря на некоторую нелогичность со стороны взрослого, такое поведение стариков понятно детям и не вызывает удивления или протеста, ведь они бы тоже расплакались, если бы кто-то помешал им самим открыть секрет подарка. Наконец, обещание Рябы снести простое яичко воспринимается детьми как счастливый конец, во-первых, потому, что дети знают: каждая сказка обязана заканчиваться хорошо, следовательно, такой ответ курочки равносилен обещанию вечной жизни; во-вторых, они выходят на уровень реальности: им ясно, что курочки несут простые яички, а не золотые [1, 2, 4].

Безусловно, на восприятие и понимание текста накладывает свой отпечаток возраст, воспитание, особенности мышления, уже сформированные у человека моральные ценности, время, наконец. Психологи говорят: «Расскажи мне свою любимую сказку, и я скажу, кто ты». «Курочка

Ряба», без сомнения, наша любимая сказка, мы слышим её в раннем детстве, рассказываем сами. Несмотря на то, что нет её однозначной трактовки, она остаётся самой популярной национальной сказкой. Почему? Наверное, потому, что ребёнок в раннем детстве, не обладая развитым критическим мышлением, усваивает сказку бессознательно. Он не воспринимает эту историю так серьёзно, глубоко, «стремясь дойти до самой сути». Специалисты по гештальттерапии, в основу учения которой входит идея антиинтеллектуальности восприятия, советуют выстраивать отношения с окружающим миром по принципу «забудь о своём уме и доверься чувствам». Детям нравится просто её звучание: мелодика, ритмически повторяющиеся речевые элементы, простые эмоции, кроме того, и взаимные чувства двух близких людей - слушающего и рассказывающего.

Сказкотерапия сегодня занимает значимое место среди самых востребованных методов формирования и коррекции личности, она способна помочь всем участникам постижения окружающей действительности через сказку: детям - видеть мир и себя в этом мире, взрослым -учиться рефлексировать по этому же поводу. Кроме того, сказка может быть исключительным диагностическим материалом даже для целой нации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агранович, С. З. Человек двусмысленный. Археология сознания / С. З. Агранович, С. В. Березин. - Самара: БАХРАХ-М, 2005. - 238 с.

2. Агранович, С. З. Лекции о сказке [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: гаН1пеЬаи1Ьог^гапоу1сЬ-8о£уа-7а1тапоупа.

3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.

4. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева - М.: Педагогика, 1998. - 138 с.

5. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006. - 316 с.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1987

- 344 с.

7. Никифорова, О. И. Исследования по психологии художественного творчества [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: М1р://НЪ.со.иа.

8. Ушинский, К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. - Новосибирск, 1994. -128 с.

9. Флерина, Е. А. Живое слово в дошкольных учреждениях / Е. А. Флерина. - М.: Просвещение, 1993. - 92 с.

10.Хломов, Д. Н. Арт-терапия в гештальте // Общество практикующих психологов «ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД».

- М., 2012. - 212 с.

УДК 378.1 ББК 74.5

А. Ю. Кругликова

КАРТИНА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросу изучения отношения студентов-логопедов к чтению и их читательских предпочтений. Описана процедура исследования, представлен анализ анкетирования студентов в сопоставлении с материалами общероссийского опроса. Рассмотрены частота и активность чтения студентов, удовлетворенность чтением, жанровые пристрастия, пользование библиотеками, а также роль чтения для формирования личности педагога коррекционной направленности.

Ключевые слова: чтение, досуг, культура чтения, библиотека, читательские предпочтения, мотивация к чтению.

A. Yu. Kruglikova

THE PICTURE OF READING THE CONTEMPORARY STUDENTS: THE EXPERIENCE OF A STUDY

Abstract. Article is dedicated to a question of the study of the attitude of student- logopedicians toward reading and their reader's preferences. The procedure of a study is described, is represented the analysis of the questioning of students in the comparison to the materials of all-Russian interrogation. Are examined frequency and activity of reading students, satisfactoriness by reading, genre predilections, the use of libraries, and also the role of reading for molding of the personality of the teacher of correction directivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.