Научная статья на тему 'Сказание о Симеоне Саратовце в составе списка «Винограда Российского»'

Сказание о Симеоне Саратовце в составе списка «Винограда Российского» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVIII ВЕК / СТАРООБРЯДЦЫ / «ВИНОГРАД РОССИЙСКИЙ» / СИМЕОН САРАТОВЕЦ / ФЕОДОСИЙ (ЯНОВСКИЙ) / ПЕТР I / ЗОНАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА СГУ ИМЕНИ В. А. АРТИСЕВИЧ / XVIII CENTURY / OLD BELIEVERS / "GRAPES OF RUSSIA" / SIMEON SARATOVETS / THEODOSIUS (JANOWSKI) / PETER I / THE SSU REGIONAL SCIENTIFIC LIBRARY NAMED AFTER V.A. ARTISEVICH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клеймёнова С.В.

Статья посвящена рукописи XVIII века «Виноград Российский», один из списков этого старообрядческого мартирия хранится в Научной библиотеке СГУ, в отделе редких книг. Рукопись включает интересный фрагмент главу о Симеоне Саратовце, пострадавшем за свои убеждения в Петровское время. По приказу Феодосия (Яновского) он был заключен в земляную тюрьму, где и умер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the manuscript of the XVIII century "Grapes of Russia", one of the lists of this Old Believers Martyrius is kept in the Scientific Library of SSU, in the department of rare books. The manuscript includes an interesting piece the chapter devoted to Simeon Saratovets, who suffered for his beliefs in the time of Peter the Great. By order of Theodosius (Janowski), he was imprisoned in an earthen prison, where he died.

Текст научной работы на тему «Сказание о Симеоне Саратовце в составе списка «Винограда Российского»»

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ

УДК 271.(470.44-25)+929 Симеон Саратовец

СКАЗАНИЕ О СИМЕОНЕ САРАТОВЦЕ В СОСТАВЕ СПИСКА «ВИНОГРАДА РОССИЙСКОГО»

С.В. Клеймёнова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Зональная научная библиотека им. А.В. Артисевич, Отдел редких книг и рукописей e-mail: svet.kleymenowa@yandex.ru

Статья посвящена рукописи XVIII века «Виноград Российский», один из списков этого старообрядческого мартирия хранится в Научной библиотеке СГУ, в отделе редких книг. Рукопись включает интересный фрагмент - главу о Симеоне Саратовце, пострадавшем за свои убеждения в Петровское время. По приказу Феодосия (Яновского) он был заключен в земляную тюрьму, где и умер.

Ключевые слова: XVIII век, старообрядцы, «Виноград Российский», Симеон Саратовец, Феодосий (Яновский), Петр I, Зональная научная библиотека СГУ имени В. А. Артисевич

THE TALE ABOUT SIMEON SARATOVETS IN THE LIST

OF «GRAPE OF RUSSIA»

S.V. Kleimenova

The article is devoted to the manuscript of the XVIII century "Grapes of Russia", one of the lists of this Old Believers Martyrius is kept in the Scientific Library of SSU, in the department of rare books. The manuscript includes an interesting piece - the chapter devoted to Simeon Saratovets, who suffered for his beliefs in the time of Peter the Great. By order of Theodosius (Janowski), he was imprisoned in an earthen prison, where he died.

Key words: XVIII century, Old Believers, "Grapes of Russia", Simeon Saratovets, Theodosius (Janowski), Peter I, the SSU Regional Scientific Library named after V.A. Artisevich

В отделе редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета хранится рукопись XVIII века из собрания П.М. Мальцева «История о страдальцех, в России пострадавших от лета 7166» (инв.

191

№1334). Это список известного произведения одного из основателей Выговского поморского общежительства Семёна Денисова (1682-1740) «Виноград Российский», созданного в 1730-х гг. и представляющего собой старообрядческий мартирий. В рукописи 368 листов. Размеры: 20,2 х 16,0 х 5,7 см. Рукопись описана В.у. Ластовским 11 июня 1934 года. Переплет: кожа, доски. В настоящее время верхняя доска и верхняя застежка утрачены. Обрез тонирован, по обрезу - закладка-регистр. 1-й лист рукописи оформлен в стиле гуслицкой орнаментики. Этот список не был известен исследовательнице «Винограда Российского» Е.М. Юхи-менко, выявившей 89 списков произведения, хранящихся в БАН, РГБ, ГИМ, ГПБ, ИРЛИ и Научной библиотеки МГУ, и поэтому не был ею учтен. Вслед за дореволюционным исследователем памятника В.Г. Дружининым Е.М. Юхименко отмечала наличие трех редакций текста: основной, краткой и особой (тоже краткой)1 и предложила выделить также и четвертую редакцию.

В этом интереснейшем памятнике старообрядческой литературы есть глава, которая может быть интересна всем, занимающимся историей Саратова. Она так и называется: «О Симеоне Саратовце» (Л. 177-183об.). Текст приводим полностью:

(Л. 177). «Во оном Нове Граде страдания доброе течение соверши предобрый и крепкодушный Симеон, иже отечества бяше града Саратова, чина же воиньска, и за некая словеса оклеветан бысть к монарху, во гнев монаршеский впадает, и чина воиньска совлачится. И острейшими пытании, и тяжчайшими жестоких мучений виды окрушается, и жестоце томится, и за стражу крепкую в темницу всаждается. Глаголют же нецыи, яко о брадобри-тии обличаше и потязаше воины, и еже в видении от святыя Бо-гоматере повелен быв глаголати сие извещаше, яко не подобает брад брити. О сколь жестокими пытками, о сколь премножайши-ми язвами ранится, обаче великодушно и дерзновенно тризнище страдания проходит, аще и древняго благо-

(Л. 177об.). честия законов еще не ведяше, но Пастырь Предобрый Христос, иже своя овцы и знает и присно взыскует и к себе милостивно приводит, по гласу Самого пресвятому: и ины ов-

1 Юхименко Е.М. «Виноград Российский» Семена Денисова (Текстологический анализ) / / Древнерусская литература: источниковедение. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1984. С. 250.

192

цы имам яже не суть от двора сего, и тыя ми подобает привести, и глас мой услышат.

Седящу предоброму и крепкодушному Симеону в темнице и во оковах является ему великий архиерей и всемирный чюдотво-рец Никола, от Бога послан, и научает добляго Симеона древле-церковному благочестию, еже двема перстома креститися, еже молитву творити: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Научився отсюду предоблий подвижник, в темнице седя, сие всеусердно и непрестанно прочее содержаше. По времени некоем, от любителей древлецерковнаго благочестия, всем древлецерковным догматом, преданием, и обычаем

(Л. 178). добре наказан, благоревностный и дивный показася стоятель, и непреклонный о сих страдалец. Еже новоградский архиерей уведан к себе некогда призвав, увещеваше предобляго терпеливоносца, к новинам возвратитися, обещая и монарха о всем умолити, и свободу тому сотворити. Но понеже тверд в постоянстве, и крепок при благочестии древнем обретается, изрядный муж. Яростию архиерей возжеся, не токмо милость кую из-лияти, но и клеветати неправеднаго монарху не устыдеся, еже мучити дивнаго за отеческия законы понуждаше. Монарх же привед пред ся, коль премного страхом, коль преужасными поступки искушаша мужа доблесть: меч на выю тому нанося, аки отсещи оную хотя, но неподвижим и неустрашим стояше храбрый страдалец, к монарху всепокорно взывая: вскую мя иску-шаеши, державный владыко, маловременными сими страшили-щи: известно твоему дер-

(Л. 178 об.). жавному предлагаю монаршеству, яко не ужасаю-ся смерти, но боюся муки: но сладостно за древлецерковное святое благочестие умирати и всеусердно желаю. Монарх же, видев его мужество и небоязненное сердца, остави его невреждена заарестована. Откуду и свободу большую получив. Аще и за стражею, обаче всем приходящим свободно сотворися к нему прихо-дити. Чесо ради мнози, к нему людие и народи прихождаху, милостыню дающе: еже приимая предоблий, нищим и сирым, и по темницам неоскудно всегда раздаваше нищым и узником, толико наипаче народи приходящее тому всеусердно подаваху. И тако седя во узилище многое время, яко до седми лет, молитвами и моленьми Господа Бога всежелательно моляше, милостынями и щедротами присно алчющыя насыщаше утробы: сам же постом и

воздержанием, и бодрыми бденьми повыну себе томяше, нужду юзилища

(Л. 179). и юз тако радостно, тако всесладостно ношаше, яко в чертозех царских ликовствуя веселяшеся. И понеже часто исхож-даше за стражею во градския стогны, и часто беседоваше с любящими древлецерковное благочестие: некогда изшедшу предив-ному страдалцу, отпущену за стражею, случися беседовати на стогнах, с добрыми мужи и женами: увидев сие некий от священник, ключарь Софийскаго собора, о сколь яро к нему притек возопи: расколниче, почто простыи прельщаеши люди, во свою отводя прелесть: страдалец противу, тии прельщают люди, котории от благочестия отводят в своя смышленныя законы, аз же древле-церковнаго благочестия, и святоотеческия веры всеусердно сын и хранитель: тем же не есмь прелестник, ниже расколник, но православный християнин. Ключарь еще яростно вопияше, ты не токмо прелестник еси, но и враг божий: страдалец противу, врази божии сии

(Л. 179 об.). суть, иже от Бога человеки отвращают, и диаволу и вечной тме наследники сотворяют: аз ж, аще и грешен есмь, но не токмо от Бога не отвращаю кого, но и сам за божия законы изадревле церковное благочестие толиколетно стражду, и усердно узы сия ношю, враги же божия и прелестники ненавижду вес-ма и отметаю. Сия и множайшая сих страдалец с ключарем оным разглагольствуя, елико словесы своими благодатными, онаго безгласна показа и срамна, толико на больший гнев того подвиже: иже шед ко архиерею, толь премного и безчеловечно на страдальца клеветати понудися, яко архиерея на ярость подвиже то-ликую, елико и градскому епарху, на онаго дивнаго юзника на-ношеньми, и великими неослабными притуженьми насочити, и тако умножити оболгания, яко и принудити градскаго епарха в заточение в монастырь

(Л. 180). Хутынский отстоящий от града седмь поприщь по-слати. Делу заточения скоро совершаемому, предоблий Симеон привозится на Хутыню, и архимандриту того манастыря представляется. Бе же архимандритию держай тогда Феодосий, иже последи и Невский бяше, архиепископ Новоградский: его же нравы и поступки, действо и жизнь описывать не требе, зане вся концы Российския земли паче трубы вопиют онаго труды и подвиги, елико святых икон обругав разсече и сожже, елико святых вещей в церквах соборных ограбив в злате и сребре, себе безсрамно усвои.

194

И тако не токмо в церковных действах, но и во царственных по-грешителен весма показася. Откуду извержением и заточением осужден, срамно свой живот сконча. Сей Феодосий призвав див-наго Симеона, увещеваше древлецерковнаго благочестия отвре-щися, и к Никоновым новинам пристати, но улучи на крепкоду-

(Л. 180 об.). шнаго мужа, иже ни краем ушес сего вняти хотя-ше: но твердо древлероссииское православие защищаше, яко от восточныя церкве приятое, яко всею Россиею толиколетно без мятежа всеверно содержанное. Яко святыми мужи и чюдотворцы свидетельствованное, в нем же свято Богу угодившее. В небесную преселишася жизнь, новое же правление и действа Никонова без боязни потязаше, елико не известием мракозгущенная, толико и новыми прибавленьми присно обезчещаемая тако, яко и всякому имеющему мало мозга, удобь познати новшества сумнителное безобразие. Сия и иная предоблемему глаголющу Симеону, яко новшества, тако и самого архимандрита о безобразных аще и смиренно потязующу действах. Нестерпима показася Феодосию предобляго страстотерпца глаголанное, абие весь яростию поост-ряется, и в злосмрадную и смраднейшую темницу

(Л. 181). святаго вринути повеле. Яже в земли бяше ископана света весма не имеющи. Весма аду темностию и зло лютствы подобна. В таковую отведен предивный страдалец темницу, и всаж-ден аки во аде седети мняшеся. Ниже света блеска. Ниже отдыха-ния воздуха приимати можаше: но страдаше от мрака нужду. Страдаше и от земныя сырости скорби. Страдаше и от тяжкаго духа неудобостерпимыя болезни: О сколь исперва болезноваше, о сколико изнемогаше терпением. Яко и пришедшу стражу темницы начат Симеон просити от темницы известися. Стражь же, по-каряеши ли ся, рече, Церкве и архиереом российским, приимая новыя книги: Симеон глагола: что мя зде вопрошаете во всемрач-ней темнице, но егда на свет изведете, тамо о сем вопрошайте. Страж же шед поведа архимандриту Феодосию

(Л. 181 об.). но той жестоким и гневным гласом отрече. Не есть сему проклятому и богомерскому противнику и хулителю церковному и нашему отпущению оттуду: еже страж страдальцу возвести. Тогда страдалец возвеликодушствовав прекрести лице свое глаголя: согреших, Владыко Христе, пред Тобою, яко малодушный и страшливый воин, скорби и болезни терпети не хотя. Милости попросих от неимущих милости: согреших, Господи, прости мя. Отныне всерадостно всякую скорбь и болезнь претерпети

195

обещеваюся, и самую душу всеусердно предаю за святыя Твоя древлецерковныя законы. Сия рек страдалец. Возгласи к стражу: согреших Богови. Яко попросих от вас изведения. К тому не прошу от вас милости. Не ищу изведения: но сию темницу, за Животворящий моего Спасителя Крест, паче ваших пре-

(Л. 182). красных светлиц. Темности узилища паче вашего ра-достнаго ликования. Смерть преболезненную паче всякия сладости вменяю. И сладце и всерадостно за древнее благочестие терплю и умрети желаю. Изглаголавшу сие благоревностно предоб-лему Симеону. О, с предивныя Ти, всепредивный Христе, милости и благодати, абие тягота всяка от страдальца отъятся, болезнь внезапу избеже пренемогание и скорбь к тому не являшеся: сладость же всеблагодатная пречюдно, и несказанная того сердце окружаше радость. Оттуду страдалец коль благодарственно томительная мучения терпяше, коль всерадостно претяжкое скорби и неудобостерпимое темницы претерпеваше всерадостно благодарствуя веледаровитаго Бога, и пребысть во всемрачней темнице, в такове неудобостерпимем томлении, яко 40 дней, или мало изли-

(Л. 182 об.). ше. Преставися преставлением благочестивым и Богу приятным. С молитвенными всесладостно благодареньми, доброревностно и всежелательно многотерпеливую душу своему Владыце непорочну и чисту испусти. Дивным знамением и по смерти яко стража, тако и вся позаратаи преславно удиви. В темнице бо седяше страдалец скован рукама и ногама заклепаны имея железными гвоздьми ручныя и ножныя железа. По преставлении же страдальца, егда прииде страж осмотрити темницу и связня, обрете блаженнаго страдальца преставльшеся, и добре опрятана лежаща. Оузы же ручныя и ножныя. Оле чюдесе о себе цело лежащия. И призвав прочия стражи показоваше им, еже вси позорствующе дивляхуся, яко не разломаны но целы оузы бяху

(Л. 183). токмо о себе в целости лежаху, яко ножныя тако и ручныя. Еже и архимандриту шедшее поведаша. Той же повеле тело предивнаго страдальца скорейши в землю закопати в саде преподобнаго чюдотворца Варлаама. Тако предивный и доблий страдалец преподобнаго чюдотворца и прочих святороссийских чюдотворцов возлюбив благочестие толико, елико за оныя не пощаде плоти бренныя, не пощаде и самыя своея души, но и сию за древлеотеческое сладце предаде православие: тем же по смерти телом сподобися в саде преподобнаго чюдотворца почивати, ду-

шею же в пренебесных виноградех, во всепресветлейших святых чюдотворец селениих, всерадостно ликуя безсмертно наслаждается.

И телом и душею воин крепкий страдалец, Симеон, вещает ясно: Кто Божий враг, расколник кто

(Л. 183 об.). претерпкий, за то наследова Варлаам сад красно».

Упоминание брадобрития позволяет отнести текст к Петровскому времени, но имеются и более точные хронологические указания. Настоятелем Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря в 1704 году стал архимандрит Феодосий (Яновский). Феодосий «являлся ближайшим помощником Новгородского митрополита Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах...»2. 20 февраля 1712 года Феодосий назначается Петром I первым архимандритом Александро-Невской лавры. Тогда же царь поручает ему приступить к строительству монастыря (датой основания Александро-Невской лавры считается 25 марта 1713 г.). Так что пребывание Симеона Саратовца в Хутынском монастыре может быть ограничено 1704-1711 гг.

Деятельность и судьба Феодосия (Яновского), известного церковного деятеля Петровского времени, достаточно известна и описана в литературе3. Что же касается Симеона, то из текста нашего списка, во-первых, явно следует его происхождение: «отечества бяше града Саратова». Прозвище «Саратовец» как отличительный признак могло быть дано в среде «не-саратовцев», не случайно и арестовали его в Новгороде. Во -вторых, Симеон отнюдь не принадлежал к старообрядцам изначально, но примкнул к ним после ареста. Возможно, в архиве Тайной канцелярии сохранилось розыскное дело с материалами допроса Саратовца. Из текста источника следует, что он находился на военной службе и был лишен «воинского чина», а затем взят под стражу «за некая словеса оклеветан бысть к монарху». Версия о том, что Симеон выступал против брадобрития («нецыи глаголют яко о брадобри-тии обличаше и потязаше воины»), может быть приемлема, но нельзя исключить и позднейшую вставку. Так, Е.М. Юхименко

2 Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь // Православная энциклопедия: учебное пособие. Т. 6. М., 2003. С. 617.

3 См.: Бородкина Н.Н. Церковь, общество и государство в эпоху Петра Великого. Саратов, 1997. С. 215.

отмечает наличие списков, где вставки о брадобритии расширены: «Единственным отличием IV редакции от II является полемическая вставка о брадобритии (со ссылками на Служебник и Кормчую) в главе о Симеоне, града Саратова воине»4.

«Виноград Российский» - произведение специфическое. С одной стороны, оно носит характер назидательно-дидактический. Закон жанра диктует определенные правила (видения Симеону). С другой стороны, опирается на исторические сведения, степень достоверности которых может быть установлена при обращении к архивным источникам. Семён Денисов рассчитывает на осведомленную читательскую аудиторию: он предполагает, что ей должна быть известна судьба Феодосия с его взлётом и падением. Гонитель и мучитель Саратовца наказан уже при жизни. Подразумевается, что и вывод о судьбе Симеона, упокоившегося в «саде преподобнаго чюдотворца Варлаама» - святого Варлаама Хутынского, читатель сделает сам. Так, старообрядческий писатель делает попытку соединить святых Древней Руси с мучениками своего времени, пострадавшими «за древлее благочестие». Для нас же ценно упоминание о Саратовце как отправная точка будущих возможных исследований.

Во всяком случае, изучение истории Симеона Саратовца может быть продолжено в двух направлениях: поиск архивных документов - источников текста и изучение других списков «Винограда Российского».

4 Юхименко Е.М. Указ. соч. С. 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.