Научная статья на тему 'Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 10'

Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 10 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
281
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 10»

УДК 891.712.01

М.В. Мелихов

Рукописные сборники печорского старообрядца С.А. Носова: сборник № 10*.

Степан Анфиногенович Носов (или Анхеныч) (1902-1981) - последний на Печоре переписчик старинных рукописей и оригинальный религиозный писатель. Дома он имел небольшую коллекцию рукописных и старопечатных книг, в основном - изданий Преображенской типографии конца XIX - начала XX вв. Однако помимо собирания и хранения печатных книг С.А. Носов сам переписал, составил и переплел 28 рукописных сборников (он называл их «книгами»). В настоящее время в Отделе рукописной и редкой книги Научной библиотеки Сыкт-ГУ хранятся пять сборников С.А. Носова, описание трех из них опубликовано [2. С. 205-215, 232-239]. Летом 2007 года дочь С.А. Носова, Роза Степановна, прислала нам диск DVD, на котором отсканированы еще 11 сборников из ее личной библиотеки. Однако о судьбе 12 сборников нам в настоящее время ничего не известно, и хотелось бы верить, что они до сих пор находятся в обращении, а не погибли после смерти их владельцев [4. С. 4-18].

Сборники предоставляют уникальную возможность не только заглянуть во «внутренний мир» пишущего старообрядца, но и ознакомиться с самим процессом работы: узнать, какими книгами (религиозными и светскими) он располагал, понять, как происходил процесс отбора и накопления материалов для сборников, с кем и по каким поводам он общался и какие вопросы (догматические и житейские) его интересовали.

С.А. Носов самостоятельно освоил все виды работ, связанных с книгой: он не только переписывал тексты, но и художественно оформлял рукописи заставками, переплетал их, а также реставрировал свои и чужие книги. Эти сборники, как правило, имели формат в восьмерку или четверку, объем 130-200 листов из школьных тетрадей. Оформлены сборники крайне небрежно, в некоторых из них даже края книжных блоков обрезаны неровно или не обрезаны совсем. В поздних сборниках (1970-е гг.) тетради изготовлялись из листов одного формата, т.к. С.А. Носов покупал готовые наборы почтовой бумаги, на этой бумаги он и пись-

Исследование проводилось при финансовой поддержке гранта РГНФ 13-14-11002 а(р). Региональный конкурс «Русский Север: история, современность, перспективы». Темы и сюжеты древнерусской и старообрядческой литературы в осмыслении печорских крестьян.

ма писал, и делал заготовки для сборников. Листы выравнивались, из них составлялись тетради, затем тетради переплетались. Материалом для переплетов для сборников С.А. Носова чаще всего служил картон, который он обтягивал цветной бумагой, тканью, клеенкой или фольгой от чайных упаковок, а корешок чаще всего изготавливался из материи. На верхнюю крышку переплета книжник наклеивал бумажный ярлычок с порядковым номером сборника.

По своему назначению содержание большей части сборников традиционно для позднего старообрядчества: тексты, содержащиеся в них, должны были разъяснять основы христианского вероучения и специфику старообрядческих воззрений, указать путь к спасению и предостеречь от искушений, рассказать о разновидностях грехов и о каре за каждый из них, о конце света и о приметах, свидетельствующих о его неизбежном приближении, о брадобритии, курении табака, винопитии и т.п. Практически всегда С.А. Носов указывает на источник, из которого им взят тот или иной текст или сделана та или иная выписка.

Объем текстов, входящих в состав сборников, мог быть разным. Некоторые сборники по обилию и разнообразию тем больше похожи на книги для памяти, на своеобразные справочники, в которых, правда, не просматривается никакой внутренней связи: они составлены из мелких выписок (от 1-2 строк до 1-2 страниц) на самые разные темы. Это и разрозненные факты из Ветхого Завета, Священной истории и из истории России, и дни церковных праздников по церковному календарю и по календарю современному, и дни памяти святых, и десятки самых разных цитат из богослужебных текстов и из мирских книг, и т.д. В каждом сборнике есть выписки из Апокалипсиса, Ветхого Завета, Апостола, Евангелий, Кормчей, из Прологов, из имевших широкое распространение в старообрядческих кругах сборников «Щит веры» и «Правая вера». Носов прекрасно ориентировался в этих сложных и объемных книгах и постоянно на них ссылался, причем всегда к месту. Есть в сборниках Носова и другие объемные тексты или пространные выписки из житий. Так, например, в сборниках № 3 и 5 помещены подборки текстов о преподобном Макарии. Достаточно много в сборниках и выписок из Жития Андрея Уродивого, из слов Максима Грека, из широко распространенного среди старообрядцев сборника поучительных повестей «Великое зерцало». По разнообразию источников и по количеству тем находящихся в них текстов сборники Носова можно считать универсальными.

Особое место в сборниках С.А. Носова занимают подборки материалов по истории старообрядчества. Отметим, что, несмотря на значительную удаленность с. Бугаево, в котором проживал печорский книжник, от центра, он находил возможность читать не только религиозные книги, в изобилии представленные в книжных собраниях земляков, но и редкие научные издания XIX века по истории старообрядчества.

Непререкаемым авторитетом в вопросах веры для печорского книжника был знаменитый идеолог старообрядчества протопоп Аввакум. Практически в каждом сборнике есть и краткие, и достаточно объемные выписки о нем из светских книг и исследований по истории старообрядчества. Напомним, что С.А. Носов

был знаком с известным исследователем старообрядчества и древнерусской книжности В.И. Малышевым, переписывался с ним, у него была книга В.И. Малышева «Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX веков», на которую он неоднократно ссылался и из которой переписал в сборник № 10 «Повесть о самосожжении в Мезенском уезде в 1743-1744 гг.» [2. С. 186-189].

Источником большей части подборок материалов по истории старообрядчества и об Аввакуме был «Старообрядческий календарь», и каждый раз, когда Носов приводит эти выписки в своих сборниках, он указывает и источник, которым пользовался при сборе материалов на данную тему. Внешний вид сносок, которые делал С.А. Носов в своих сборниках, вполне научный. Он не забывал указывать ни полное название издания, из которого брал фактический материал, и указать страницу, на которой был помещен данный фрагмент. Примером может послужить подборка выписок из сборника № 10. Приведем полностью небольшой фрагмент из сборника: «Календарь 1970 стр. 47. Начало: «300 л^ть назадъ 14 апреля 1670 г. в дал^комь Пустозерск^ (при устье реки Печоры) на берегу Ледовитого океана состоялась публичная казнь начальных отцевь и страдальцевь за древлеправославие...». Конец: «1 и 2 «Пустозерские сборники», «Протопопъ Ав-вакумъ» проф. А.К. Бороздина, стр.164. СПб. 1900 г.; А.Н. Робинсон. «Жизнеописание Аввакума и Епифания». стр.48 М., 1963; «Старообрядческий календарь» 1969 г. стр. 163-167».. 1 сентября 1669 г. Начало цитаты.: «Соузникъ Аввакума по темничному сидению дияконь Феодорь написаль письмо многострадальной страстотерпице Настасье Марковн^ (жен^ протопопа Аввакума).». Конец цитаты: «Я.Л. Барсковь. Памятники первыхъ л^т русскаго старообрядчества стр. 67-70. 1912 г. «Старообрядческий календарь. 1969 г. стр.88» [5. Л.55-56].

Из цитат, или «выборок», как их называл сам С.А. Носов, он составил и неоднократно дублировал в разных сборниках своего рода компилятивную «биографию» Аввакума, в которой факты, почерпнутые из «Старообрядческого календаря» за 1969 год, по истории старообрядчества чередуются с полюбившимися печорскому старообрядцу лирическими пассажами из «Жития» самого Аввакума. Особый интерес в плане использования источников представляет сборник № 10: в нем сначала идут выписки из «Старообрядческого календаря» за 1969 год, по истории старообрядчества, а за ними - отредактированный С.А. Носовым список (возможно, даже редакция) «Жития» протопопа Аввакума по печатному изданию этого текста [1], после текста «Жития» - послание Аввакума царю Алексею Михайловичу, тоже из «Старообрядческого календаря» за 1969 г. «Житие» воспроизводится не с самого начала, а с эпизода, в котором рассказывается о ночном молении Аввакума после того, как на исповедь к нему приходила блудница [5. Л. 15-53].

Безусловно, сборники С.А. Носова нельзя назвать оригинальными произведениями, поскольку большая часть содержащихся в них текстов - это выписки из известных богослужебных и четьих книг, и намного реже - полные тексты известных произведений средневековой религиозной литературы. Но обилие и раз-

нообразие книг, цитируемых печорским книжником второй половины XX века, свидетельствует о значительной (для старообрядца второй половины XX в.) грамотности и начитанности. С.А. Носов свободно ориентируется в сложной догматической литературе, в произведениях отцов церкви, отдавая предпочтение, как и все старообрядцы, эсхатологическим сочинениям. Все приведенные выше материалы характеризуют С.А. Носова как своеобразного просветителя не только близких ему людей, но и людей совсем незнакомых, как духовного отца и наставника, помогающего землякам и словом, и делом, как идеолога самой «народной» ветви русского православия, как переписчика и морализатора, «духовного отца», учителя и проповедника.

1. «Житие Аввакума имъ самимъ написанное» / под ред. Н.С. Тихонравова. М., 1861.

2. Малышев В.И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX веков. Сыктывкар, 1960.

3. Памятники письменности в хранилищах Коми АССР : каталог-путеводитель. Сыктывкар, 1989. Ч. 1. В. 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Это сборники из Усть-Цилемского собрания У-Ц. р. №№ 138, 140, 196. В библиотеке СыктГУ находятся еще два аналогичных по содержанию и оформлению сборника: У-Ц р. № 250 и У-Ц р. № 251, описание которых не издано.

4. Печорский старообрядческий писатель С.А. Носов: видения, письма, записки / подгот. текста, вступит. статья и примеч. М.В. Мелихова. М., 2005.

5. Сборник С.А. Носова № 10.

Книга 10. Сборник рукописный, 8°, 240 л., переплет - картон, обклеенный серой бумагой, корешок матерчатый, прошит снизу черными нитками. На верхней крышке переплета по центру - бумажная прямоугольная наклейка с надписью печатными буквами «Книга (десятая)». Текст написан чернилами разных цветов, перьевой и шариковой ручкой, карандашом, на бумаге разного качества (листы из школьных тетрадей в клетку, линейку, косую линейку, бумага желтая оберточная или из почтовых наборов, края неровно обрезаны). Авторская нумерация сборника начинается с третьего листа, который идет под № 1, номера страниц написаны цифирью карандашом в правом верхнем углу.

Подражание печатным буквам, заголовки в большей части текста написаны красными чернилами. На нижней крышке переплета запись скорописью: «Прочла 23 дек. 2003 г. Прочла 1 октября 2005 г.». Подпись неразборчива, видимо, Р.С. Носовой.

Л. 1 а - Оглавление. Нач.: «Указание словъ в книз^ сей. Краткое содержание».

Л. 2 а - чистый.

Л. 1 - Книга Кирила Иеросалимского 9-е послание Мелетиево глава 45 лист 500. Нач.: «Во единой же точию истинней в^р^ от начальника и совершителя ея Господа нашего Иисуса Христа преданий из Иеросалима от божественныхъ ученикъ...». Конец: «Ответь. Слыши Павла иже ко ефесеомъ во своемъ послании глаголюща единъ Г осподь едина вhра едино крещение единъ Бог Отець всемь иже надо вс^ми и от вс^хь и во вс^хь насъ».

Л. 6 - чистый.

Л. 7 - «Целебник», киим святымъ даны благодать, каковыя благодати исцеления от Бога даны и когда памяь ихъ. Нач.: «О прозрении ослепшихъ очесъ молитися пресветей Богородицы Казанской июля 8». Конец: «От скорби и печали от оклеветания пресвятой Богородице всемъ скорбящим радость октября 24».

Л. 9 - Книга Лествичникъ глава 39. Нач.: «Мнози убо звании мало же избранных и не убоимся рече врагъ нашихъ бесовъ яко лице души нашея видятъ.». Конец: «.абие отходят от насъ борющемуся рече со всемъ усердиемъ, ниже дияволъ, ниже человекъ боретъ».

Л. 9 об. - 40 глава. Нач.: «Христосъ бо рече и благо и бремя легко нарицаетъ...». Конец: «... наше бо житие на небесехъ есть Г осподу рекшу: «Иже всехъ не отречется сво-ихъ не может выти мой ученикъ».

Л. 10 - Выборки о жизни протопопа Аввакума, 1621-1682 годъ. Нач.: «Прошло три столетия, и все еще не угасаетъ интересъ в старообрячестве и в кругахъ ученыхъ к жизни и деятельности крупнейшаго писателя Древней Руси 17 века...». Конец: «Л.С. Михай-ловъ. Старообрядческий календарь 1969 г. стр. 166.

Л. 15 - По записи из жития Аввакума. [Житие протопопа Аввакума] Нач.: «Плакався во своей избе пред образомъ Господнимъ, яко и очи опухли.». Конец: «Житие Аввакума, имъ самимъ написанное, издано под редакциею Н.С. Тихонравова, издание Д.Е. Ко-жанчикова. 1861 г.»

Л. 53 - Старообрядческий календарь 1969 г. стр. 88. Нач.: «В памятно дате сказано 1 сентября 1669 г. протопопъ Аввакумъ написалъ царю Алексею Михайловичу из Пусто-зерска...». Конец: «.и любезно мне на земли лежать и светомъ одеяну и небомъ по-крыту быть небо мое и земля моя и светъ мой».

Л. 54 - Календарь 1970 стр. 47. Нач.: «300 летъ назадъ 14 апреля 1670 г. в далекомъ Пустозерске (при устье реки Печоры) на берегу Ледовитого океана состоялась публичная казнь начальных отцевъ и страдальцевъ за древлеправославие...». Конец: «1 и 2 Пус-тозерские сборники», Протопопъ Аввакумъ. Проф. А.К. Бороздина, стр.164. СПб. 1900 г.; А.Н. Робинсон. Жизнеописание Аввакума и Епифания. стр.48 М., 1963; Старообрядческий календарь 1969 г. стр. 163-167».

Л. 56 - 1 сентября 1669 г. Нач.: «Соузникъ Аввакума по темничному сидению дия-конъ Феодоръ написалъ письмо многострадальной страстотерпице Настасье Марковне (жене протопопа Аввакума).». Конец: «Я.Л. Барсковъ. Памятники первыхъ лет русска-го старообрядчества стр. 67-70. 1912 г. (Старообрядческий календарь. 1969 г. стр.88).

Л. 57 - Старообрядческий календарь. 1967 г. стр.50. Нач.: «13 мая 1667 г. церковныи соборъ в Москве вынесъ окончательное решение об участи старообрядчества. До того вызывали отдельныхъ руководителей старообрядчества и в случае упорства предавали анафеме.». Конец: «Проф. Н.Ф. Каптеревъ. Патриарх Никонъ и царь Алексей Михайлович» Т.1. Стр. 448. Сергиев Посад, 1909 г.».

Л. 58 - Календарь 1968 г. стр. 75. нач.: «28 сентября 1738 г. в дополнение к указу 21 марта 1736 г. было издано строгое предписание «Следить за тайнымъ расколомъ» и за наложениемъ двойного оклада с зарегистрировавшихся старообрядцвъ.». Конец: «.потаенныхъ раскольников в домъ свой не принимать и противныхъ правому мудрованию книгъ как печатных такъ и письменных отнюдь у себя держать. Проф. П. Смир-новъ. Христианское чтение. Стр. 112-128.»

Л. 58 об. - Календарь 1968 г. стр. 75. Нач.: «28 сентября 1738 г. в дополнение к уеазу 21 марта 1736 г. было издано строгое предписание следить за тайнымъ расколомъ и за наложениемъ двойного оклада...». Далее: выписки из указов от 2 марта 1718 г., 15 мая 1722 г., 16 июня 1728 г.

Л. 59 - календарь 1970 стр. 36. Нач.: «Холмогорский архиепископъ Варнава сооб-щилъ Синоду, что много старообрядцевъ проживаешь в «черномъ дикомъ лесу» верстах в 15 от деревни Шалимовой, наставникь Максимь Васильевъ...». Конец: «Д.И. Сапожников. Самосожжение в русскомь раскол^. Стр. 55. М., 1889.

Л. 59 об. - Стр. 24 календарь 1970 г. Нач.: «15 января 1725 г. правительствующий Синод опубликовалъ «Увещание» к старообрядцамь, которые сами себя сожигаютъ. Как то недавно в Сибири в Ишимской волости Тобольскаго края и на Двин^ учинилось...». конец: «Д.И. Сапожниковъ. Самосожжение в русском раскол^. стр. 52. М., 1889 г.

Л. 60 - В 1685 г. царевной Софией при участии патриарха Иоакима был издань указь из 12 статей. Указъ предписывалъ...». Конец: «Ясевич-Бородаевский В.И. Борьба за старую в^ру. Стр. 316. СПб., 1912».

Л. 60 об. - Календарь 1970 г. стр. 30. 6 февраля 1670 г. (300 л^т назадь). Нач.: «На сырной нидел^ вь нощи быль схвачень в Москв^ соборнымъ попомь Петромъ со многими служивыми людьми инокь Авраамий...». Конец.: «В 1671 г. его сожгли в Москв^ на «Болот^», яко в некоей пещи древняго благочестия всесладчайший хл^бь огнепалени-емь испекшее».

Л. 61 - Старообрядческий календарь 1965 г. стр. 56. Нач.: «Л’Ьта 7173 (1665) августа в 21 день по указу государеву было пов^л^но сыну боярскому Михаилу Онучину ехати ему от Москвы до Вологды...». Конец: «2 января 1670 г. Григорий (Ивань) Нероновь предаде святую свою душу с миромь Богу (Житие Григория Неронова)».

Л. 61 об. - Старообрядчесакий календарь 1966 г. стр. 28. Нач.: «В списк^ старооб-рядцевь, привлеченныхь к суду на собр^ 1666 г. указань старець Ефремь (во иночеств^ - Спиридонь) Потемкинь, постриженикь Бизюкова монастыря Дорогобужскаго уезда...». Конец: «Келию Потемкина сожгли (Субботинь. Материалы по истории раскола. Т.1. Стр. 444).

Л. 62 - Старообрядческий календарь 1965 г. стр. 78 памятная дата. Нач.: «2 ноября 1666 г. скончался архимандрить Покровскаго монастыря в Москв^ Спиридон Потем-кинь...». Конец: «И во убогой келиице нищету и скудость терпя всерадостно преставися в л^то 7173 м^ся^а ноября во второй день».

Л. 62 об. - 9 декабря 1665 г. Нач.: «Шель допрось в Москв^ диякона Благов^щенскаго Собора в Кремле Феодора Иванова, допрашиваль его самь митропо-лить Сарскии Павель...». Конец: «Материалы для истории религии. Субботина т. 1. стр. 403 календарь 1965 стр. 85».

Л. 63 - 20 апреля 1668 г. быль послань в Пустозерскь Феодорь дияконь, но онь про-должаеть рассылать «послания христианом» подобно Аввакуму...». Конец: «Проф. Бо-роздинь. Протопоп Аввакумь. стр. 140-141. СПб. 1900. Календарь 1968 г. стр. 39».

Л. 63 об. - Нач.: «Никита Добрынинь быль ревностнымь защитникомь древлеправо-славия. В течении семи л^ть онь изучаль сличаль разные сборники и церковнобогослужебные книги...». Конец: «Ив. Румянцевь, Н.К. Добрынинь-Пустосвять. 1916 г. стр. 326. Календарь 1965 г. стр. 84».

Л. 64 об. - Старообрядческий календарь 1965 г. стр. 31. Нач.: «В памятной дат^ пишется: 17 апреля день преставления преподобнаго отца Зосимы игумена Соловецкаго

чюдотворца...». Конец: «Затем, осенивъ себя крестнымъ знамением, предалъ духъ свой Господу Богу 17 апреля 1438 года».

Л. 65 - Календарь 1966 стр. 32. Нач.: «Множество исцелений и другихъ благодатных знамений доказали святость преподобнаго...». Конец: «Изображение преподобнаго Зоси-мы и 16 клеймъ на надгробии с резбой находится в Третьяковской галерее (см. снимок на стр. 34).

Л. 65 об. - чистый.

Л. 66 - Календарь 1968 г. Нач.: «17 июля 1628 г. скончался игуменъ Соловецкой обители Иринархъ. С 1614 г. он управлялъ обителью...». Конец: «В 1640 г. калязинский игуменъ Иларионъ написалъ Житие игумена соловецкаго Иринарха, отметивъ сънисхо-дительную кротость Иринарха в отношении к другимъ и строгость к себе».

Л. 66 об. - Календарь 1966 г. стр. 21 (дата) 14 февраля 1666 г. иноками Соловецкаго монастыря была отправлена первая челобитная царю Алексею Михайловичу о вере православной от имени целого монастыря...». Конец: «В 1640 г. калязинский игуменъ Ила-рионъ написалъ «Житие» игумена соловецкаго Иринарха, отметивъ сънисходительную кротость Иринарха в отношении к другимъ и строгость к себе».

Л. 67 - Субботин. Материалы по истории раскола. Т. 3. стр. 47. Нач.: «4 октября 1666 г. архимандритъ Сергии прибылъ в Соловецкии монастырь. В тот же день все братия были созваны в главныи храмъ Преображения Господня...». Конец: «Это событие отображено на картине С.Д. Милорадовича. (см. снимок фото). Картина хранится в Третьяковской галерее в Москве».

Л. 67 об. - Календарь 1967 г. стр. 25. Нач.: «В январе 1667 г. неспокойно было в Со-ловецкомъ монастыре несмотря на все увещевания архимандрита Сергия монахи отказывались принять новышества...». Конец: «Субботинъ. Материалы по истории раскола. Т. 3. стр. 185».

Л. 68 об. - Календарь 1967 стр. 75. Нач.: «14 сентября 1667 г. в Соловки прибылъ из Москвы архимандрит Иосифъ, назначенныи архимандритомъ в Соловецкий монастырь вместо Варфоломея...». Далее выписки с с.84, 97. конец: Очерки истории СССР. XVII в. стр. 323 АН СССР. М. 1955.

Л. 70 -Нач.: Календарь 1969 стр. 54. Нач.: «3 мая 1669 г. к архимандриту Иосифу послана царская грамота чтобы онъ в Сатскомъ остроге и во всех усольяхъ приказнымъ людям велелъ учинить заказъ крhпкой чтобы из местъ никакие люди въ Соловецкии монастырь отнюдъ не ездили...». Конец: «И.Я. Сырцовъ. Возмущение Соловецких мона-ховъ. Стр. 263 и 265».

Л. 70 об. - стр. 24 Календаря 1969 г. Н.А. Волоховъ. Нач.: «Из Сумскаго острога. Послалъ с предложениемъ стрельца к монахамъ принести добровольно покорность царю...». конец: «И.Я. Сырцов. Возмущение Соловецких монаховъ-старообрядцевъ. стр. 262. Кострома 1888 г.»

Л. 71 - Челобитникъ соловецких отцевъ листъ 39 по 47 воспоминается. Нач.: «Егда воевода Мещериновъ на взятие монастыря приступаше тогда на Москве государь царь телесною болезнию объемлется...». Конец: «Соловецкие отцы пострадали в лето 7184 генваря 29 в субботу мясопустную поутру во исходъ нощи в начале дня от мещерскаго во обстоянии быша 7 летъ и более».

Л. 72 - В Архангельской губернии в Мезенском уезде содеяся в нынешнемъ 7252 году. Нач.: «Окладниковой слободки черносошной крестьянинъ Артемии Ванюковъ шедъ на Холмогоры зговоряся со архиепископомъ и с новолюбители или самъ умысли в сердцы своемъ злое лукавство.». Конец: «По помяннику мужеска пола 33 человека во

главе с наставникомъ Иваном Акиндиновъ, женска пола 45 человекъ. Возглавляла ихъ инокиня Алекандра, наставница женской половины скита. Она была родная сестра Акин-динова Ивана.

Список «Повести о самосожжении в Мезенском уезде в 1743-1744 гг.» по книге: Малышева В.И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960. С.186-189.

Л. 80 об. - Краткие выписки из Лествичника о молитве с толкованиями.

Л. 82 - Краткие выписки из Апокалипсиса, стихи 1, 3, 7, 8, 9 и др.

Л. 84 - Толковое Евангелие от Луки зач. 87. Нач.: «Яко же бысть во дни Ноевы, тако будет во дни Сына Человеческа ядяху, пияху, женяхуся...». Конец: «В толковании глаголется: «Яко антихристу пришедшу безм^тными сластьми обложении будутъ человецы... Будутъ бо тогда человецы во всякой пищи. Якоже и при Нои. Ничтоже зла не чаютъ, но и не верують еже имъ кто о каком чемъ случится лаголетъ якоже и при Ной и Лоте».

Л. 84 об. - Евангелие от Матфея зачин 102. Нач.: «Якоже бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына Человеческаго якоже бо бяху во дни прежде потопа...». Конец: «Обаче внезапу приидетъ день скончания являет же яко антихристу пришедшу сласти похотныя умножатся в человhцехъ и напитания и браки безсрамно уклонятся якоже и при Нои исполни».

Л. 85 - В Книге о вере в главе 20 списатель пишетъ. Нач.: «Еже истиныи Иоаннъ евангелистъ во АпокалипсиЛ пишетъ о связании сатаны на тысящу лЬть...». Конец: «Аще кто достигнеть техь времен на брань сь самими дияволомъ. До зде изь Книги о вере. Поморским ответы. Ответь 106.

Л. 86 - В книге Поморские ответы пишется в ответе 106 сице. Нач.: «Темь же видится списатель сей разумевая содеявшееся развязание дияволе...». Конец: «.да спо-добистеся убЬжати всех сихь хотящихъ бытии и стати предъ сыномъ человеческимъ. Лука глава 21 (Поморский ответь 106)».

Л. 88 об. - Лествичникь. Продолжение главы 213. Нач.: «Понеже святи нужныя в житии семь потребы богословне творяху в коемь бо помысле рекоша отцы обрящется умь ...». Конец: «.яко ничтоже бо можеть утаитися от Бога даже и до тонкаго помышления сердечнаго».

Л. 89 - Святый мученикь Ипполит в слове толкования пророка Даниила пишет: Нач.: «В самомь деле если дияволь на короткое время получиль власть возмутить землю...». Далее ссылки на Евангелие от Матфея (стихи 28, 18, 7), Марка (8, 38), Апокалипсис (стих 160). Конец: «И дана бысть ему брань творити со святыми и победити я».

Л. 89 об. - чистый.

Л. 90 - таблица «О вселенских соборахь святых отець» (указаны место, даты от создания мира и от рождества Христова, время от собора до собора).

Л. 90 об. - Апокалипсись указания главы и стихи о антихристе и последнемь времени».

Л. 91 - Нач.: «А будеть такь и не учинитца, тако глаголеть Духь Святый, пострадать будеть и намь, яко же и грекомь. А потомь варварь попустить и на самую превую блудницу, еже есть костель римской...». Конец: «Папа римский ворь начальной, а по немь патриархь русский, да много ихь от Христа оттекаша».

Выписки из письма Аввакума царевне Ирине Михайловне Романовой. См.: Житие протопопа Аввакума, им самим наисанное, м другие его сочинения / Подгот.текста, составление, вступит. статья и комментарии Н.С. Демковой. СПб., С.208.-209.

Л. 92 - Краткие выписки из толкового Евангелия.

Л. 94 - Книга Житие Андрея Блаженнаго глава 65 о безстудной и беззаконней жене. Нач.: «Да востанетъ жена мондана (так!) от понта царствовати начнетъ во граде семъ и будетъ буява дьявола дщи потворница...». Конец: «...еже Господь Исусъ Христосъ реклъ есть выти (так!) начало болезнемъ мимошедшу же цареву граду тому и царству языческому здеся кончина успевается».

Л. 96 - глава 44. Ответь блаженнаго Андрея о душе и другие к Епифану. Нач.: «Душе далъ есть Богъ силу животворити тело и правити и цвести и покоити теплоты ради...». Конец: «Ответь: Святые же рече мамона есть хищникъ или мытарь или обидникъ яко поядающе домы вдовиць и сиротъ не по правде но насилиемь и мамона есть обид-никь демонь иже приставлень к сей злобе».

Л. 97 - Вопрос. Нач.: «Епифании же рече: «Рцы ми глубже, что есть вечный состав. Ответь. Святый же рече: Еже не оскудети временемь и летомъ, но бытии имь безпре-стани...». Конец: «...безь конца и векь и проходимь бывая на непроходимая жилища отнюдь».

Л. 102 - О второмь пришествии Христове. Вопрось: «Рече к нему Епифань: «Что нарицается ад? Ответь: Святый же рече: Адь - пленение всехь человекь...». Конец: «Ответь: «Святый же рече: «Мамона есть хищникь или мытарь или обидникь, яко падающее домы вдовиць и сироть не по правде, но насилием и мамона есть обидникь де-монь, иже приставлень к сей злобе».

Л. 106 - Из книги Андрея Цареградскаго глава 46. Нач.: «Жена некая пригласи волшебника в домь свой и не знаяше о немь яко от диявола он творить». Конец: «И внезапу бысть шумь с небесе светь и молния разгна вся бесы и воплями люте намь». Конец: «...и внезапу бысть шумь с небесе, светь и молния разгна вся бесы и воплями люте намь».

Л. 107 - Краткие выписки из толкового главы Апокалипсиса, главы 30, 44.

Л. 108 - Книга Правая вера глава 30 пишется: Нач.: «Всегда всемь вернымь подо-баеть имети прежде бывшия вины и сему внимати, яко по тысящи леть от воплощения Божия слова Римь отпаде со всеми западными странами от восточныя церкви...». Конец: Книга о вере лист 28 и сборник старообрядческий».

Л. 109 - Краткие выписки из толкового Апокалипсиса главы 29 стихи 129, 128, 114, 116, 126; главы 41 стих 172.

Л. 114 - Апостоль толковый, Иоанна послание 71 лист 146. Нач.: «Дети последняя година есть и яко же слышисте, яко антихристь грядеть...». Конец: «Всякь духь иже исповедуеть Иисуса Христа в плоть пришедша от Бога есть».

Л. 114 об. - Кирилл Иерусалимский глава 4 речено. Нач.: «Аще кто спить бдите и молитеся: не весте бо, в кии чась Сынь Человеческий приидеть...». Конец: «...а злыхь ради дель прекратити о томь святи пророцы и апостоли лета и дни часа последняго не описаша».

Л. 115 - Апокалипсись глава 63 стих 258, 166, 146, 130, 160, главы 64, 68.

Л. 119 - Кириль Иеросалимский глава 4 пишет. Нач.: «Яко Христось времене пришествия своего и кончины века никому не сказа, токмо знамения некая и разделения повhда...». Конец: «Понеже Христа ожидаемь даже внезапу не умремь и лживымь анти-христомь да не будемь прельшени».

Л. 119 об. - Краткие выписки из книги пророка Ездры главы 8, 9.

Л. 121 - Книга Кирилла Иеросалимскаго лист 15. Апостоль Павель к солунянам зачин 275. Нач.: «Первое бо приидеть отступление потомь человекь беззаконию сынь по-

гибели противник антихриста...». Конец: «Блаженъ есть иже соблюдетъ повеления его да будетъ область имъ над древомъ живота».

Л. 122 - Из книги Андрея Цареградскаго (коротко). Глава 63. Нач.: «В последняя дни возставитъ Господь Богъ царя от нищеты и ходити начнетъ во мнозе правде...». Конец: «Минувшу же царству тому со всею тишиною его и тогда востанетъ начало болезни».

Л. 122 об. - Глава 64. Нач.: «Приидетъ же ино царство пятое иже от Аравии лето едино и при царстве его соберутся святи добрии животворящаго древа...». Конец: «...слышавше придут малии отроцы оставившее бодрость и прочее...».

Л. 125 - выписки из Апокалипсиса о последнем времени.

Л. 126 об. - Пророка Ездры третьих книг глава 15. Нач.: «Горе веку и иже обитаютъ в немъ, понеже приближися мечь и сокрушение ихъ и восстанет языкъ на языкъ...». Конец: «Горе тебе, бедней, понеже уподобилася еси ему и украсила еси дщери твоя в любодеянии ко угождению и прославлению в любодеянии ко угождению и прославлению в любовныхъ твоихъ иже с тобою похотеша всегда блудити...».

Л. 128 - Глава 16 (ниже). Нач.: «Се посылаются злая и не возвратятся донде же при-идутъ на землю...». Конец: «...да не преотягчат васъ греси ваши ниже превзыдутъ беззакония ваша. Горе иже стесняются от грехъ своихъ и покрываются беззаконии своими».

Л. 130 - Краткие выписки из Апокалипсиса, стихи 63, 64.

Л. 132 - Даниилъ пророкъ написа еже по седми и по шестидесяте и двухъ седмицъ кииждо день в седмицы в лете почитается...». Конец: «Катехисисъ слово о страсти Хис-тове».

Л. 132 об. - чистый.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. 133 - О кончине Андрей Уродивый. Нач.: «В последняя дни возставитъ Господь Богъ царя от нищеты и ходити начентъ во мнозей правде...». Конец: «...от земли и от моря возникнутъ поизобилу и будутъ якоже были при Нои в тихости и весели донеже прииде потопу минувшу же царству тому тогда настанетъ начало болезни (глава 64 Андрей Уродливыи)».

Л. 134 - Нач.: «На вопросъ Епифания Андрею како хощет человечество изгинути от земли.». Конец: «.и от техъ зверей устрекаеми ядомъ лютымъ отекшее горькою смертию погибнутъ (Книга Андрея вопросы Епифания).

Л. 135 - Нач.: «Апостольскому мужу Ерму было сказано о четырехъ цветахъ которые имелъ зверь на голове следующее.». Конец: «.потому что непорочны чисты блудят те которые избраны Богомъ в жизнь вечную (Изъ видения Ермы виденнаго в половине втораго века и истолковано ему ангелом Урииломъ»).

Л. 136 - Пророкъ Иезекииль глава 38 предрече. Нач.: «И бысть слово Господне ко мне глаголя.». Конец: «Падетъ же со всеми силами своими на горахъ Израилевыхъ».

Л. 137 - Псалтырь толковая. Нач.: «Яко вся злая возгорятся от Лвера и понеже во откровении Иоанну Богослову.». Конец: «.Гогу и Магогу приити глаголетъ убо нужно есть из обрести».

Л. 137 об. - Краткие выписки из книг Щит веры, Златоуст.

Л. 138 - Книга Триодь постная понедельник 2 недели поста (кратко). Нач.: Егда из-гна Господь Богъ Адама из рая пищи делати землю от нея же взятъ бысть и изятъ Адама и всели его прямо рая пищи...». Конец: «...не убо аще праведно принесеши праве же не разделиши согрешилъ еси умолкни к тебе обращение его и ты темъ обладаеши».

Л. 138 об. - Вторая 2 недели поста от Бытия стение. Нач.: «Рече Каинъ ко Авелю, брату своему: Поидемъ убо на поле...». Конец: «...и положи Господь Богъ знамение на Каине еже не убити его всякому обретающему его».

Л. 139 - Среда 2 недели поста от Бытия чтение. Нач.: «Изыде Каинъ от лица Божия и вселися в землю Инаидъ прямо Эдему и позна Каинъ жену свою и заченше роди Еноса...». Конец: «...и Сифу бысть сонъ именова же имя ему Еносъ, сей призвати имя Господа Бога».

Л. 139 об. - Четверг 2 недели поста от Бытия чтение. Нач.: «Сия книга Бытия чело-веча в онь же день сотвори Богъ Адама по образу своему сотвори его...». Конец: «И угоди Енохъ Богу и не обреташеся, зане престави его Богъ».

Л. 141 - Исчисления. Нач.: «Житъ Адамъ 230 летъ и роди сына Сифа. Поживе Сифъ летъ 205, роди Еноса. Поживе Еносъ летъ 190, роди Каинана...». Конец: «А черезъ 750 летъ бысть Ноевъ потопъ, т.е. в 2242 лето».

Л. 141 об. - чистый.

Л. 142 - Пятокъ 2 нидели поста Триодь. Нач.: «Ное бе пятисотъ летъ и роди Ное 3 сыны: Сима, Хама, Иафета...». Конец: «Ное обрете благодать предъ Господемъ Богомъ».

Л. 142 об. - Понедельник 3 ниделя поста Триодь (кратко). Нач.: «Ное человекъ пра-веденъ и совершенъ сыи в роде своемъ...». Конец: «И сотвори Ное вся елика заповеда ему Богъ, тако сотвори».

Л. 144 - Чтения из Триоди постной о потопе.

Л. 150 - Понедельник 5 нидели поста. Триодь лист 419. Исайя. Нач.: «И изыде ан-гелъ Господень и уби от полка асирианъ 100 и 85 тысящь и отиде ангелъ...». Конец: «...от руки царя асирийска избавлю тя и градъ сей и заступление сотворю о граде семъ».

Л. 150 об. - 12 святым апостолам имена (пронумерованный список апостолов).

Л. 151 -Триодь постная в понедельнк 1 нидели поста от Притчей чтение. Нач.: «Послушай, сыне, наказания отца твоего и не отрини законы матерее твоея...». Конец: «Тии бо иже кровемъ причащающися снискаютъ себе злая».

Л. 151 - В четверг 1 нидели поста. Нач.: «Сыне, моихъ законъ не забывай, глаголы же моя да соблюдаютъ твое сердце». Конец: «...но буди мудръ о себе, чти Господа от своихъ праведныхъ трудовъ».

Л. 154 - Библейская хронология (годы жизни Адама, дата Ноева потопа и т.д. здесь же - дата крещения Руси, даты вселенских соборов).

Л. 158 - Ис книги Златаго бисера от глав 2. Нач.: «Вопросъ. Богъ единъ ли прежде неже сей мир сотворил». Конец: «...тогда бо закрываетъ его земная землею толстота, то есть нощь, и то разумей, яко солнце безпрестанно течетъ и не может нимало стояти».

Л. 163 - Минея четья сентября 4 житие пророка Моисея (краткое содержание). Нач.: «Фараону было извещение от волхвовъ, яко егда родится вождь людей израильских много имать приятии казни Египетъ». Конец: «...и достиже ихъ ополчившихся при мори но не возможе напасти на ня: ангелъ бо Божии ходя пред полкомъ израилевымъ и ста столпъ облачныи между полкомъ израилевымъ.и прочее». (сокращенный вариант библейского текста, сокращения отмечены в тексте многоточиями или авторским комментариями).

Л. 168 - Нач.: «Даде же Фараонъ Иосифу в жену Асейфу девицу дщерь Пентефрия, но не того Пентефрия, у него же работа Иосиф, но инаго. Той бо бh воевода, а оныи дру-гии бе жрецъ начальныи во Илиополи, си есть Солнечномъ граде». Конец: «Слышав же яко хлебъ обиленъ во Египте рече къ сыновомъ своимъ. и прочее).

Л. 169 - Прологъ сентября 10. Нач.: «Три жены обретены питаеми птицами носящее има с древеса плоды 11 летъ пробыли жены в пропасти земной никемъ ведоми безвы-

ходно». Конец: «...и третия в трети день ночи и погребшее я славящее Христа Бога нашего. Прологъ 11 сентября слово еже не отчаятися греховъ своихъ ради Божия мисло-сти».

Л. 170 - Книга Библия глава 34 книга 5 Моисеовы Второзакония. Нач.: «И взыде Моисей от Аравофа моавля на гору Нававъ на верхъ Фазга яже есть прямо Иерихону и показа ему господь.». Конец: «Моисею же 6h летъ сто и двадесять егда скончася».

Л. 170 - От Исхода чтение (Общая Минея лист 493 на Преображение). Нач.: «Рече Г осподь к Моисею взыди ко мне на гору и стани ту и дамъ ти скрижали каменныя за-конъъ и заповеди...». Конец: «.и взыде на гору и бе ту на горе четыредесять днии и четыредесять нощей».

Л. 171 - От Исхода чтение (Общая Минея лист 493 на Преображение). Нач.: «Во днехъ онехъ глагола Г осподь к Моисею лицем к лицу якоже аще кто глаголетъ ко своему другу.». Конец: «И прейде Господь пред лицемъ его и призва Господь Богъ щедръ и милостивъ и истиненъ и потщався Моисей приникъ на землю поклонися Господеви».

Л. 172 - Из слова святаго Климента ноября 8. Нач.: «Ангеломъ показанъ боговидцу Моисею в горе Синайстей образъ пресвятыя Богородицы купиною огнемъ горящею и не опалившею.». Конец: «.и вопияху трисятую песнь глаголющее Святъ, святъ, святъ Господь Саваофъ исполнь вся земля славы его».

Л. 172 об. - От царствъ третьих чтение (Общая Минея лист 494) на Преображение. Нач.: «И иде Илия до горы Хоривския и вниде ту в пещеру и вселися в ней.». Конец: «.и пойдеши в путь пустыни Дамасковы и помажеши Елисея сына Асафатова вместо себе пророка».

Л. 173 - Евангелие от Матфея зачин 70. Нач.: «И по днехъ шестихъ поятъ Исусъ Петра Иякова и Иоанна брата его и возведе ихъ на гору высоку едины и преобразися пред ними.». Конец: «.запов^да им Исусъ, глаголя: «Никомуже поведите видения донде-же Сынъ Человечески из мертвыхъ воскреснетъ».

Л. 173 об. - Из Синаксаря. Нач.: «Гора Елеонъ есть прямо Иерусалима две тысящи и четыредесять ножныхъ ступеней растоящи ей.». Конец: «.зане же и сень свидания толиц^ми стопами ногу бяше от стоящи от июдейскаго полка».

Л. 174 - Пророка Захарии глава 5. Нач.: «Обратихся и возведахъ очи мои и водехъ и се серпъ летящь и рече.». Конец: «.се клятва исходящая на лице всея земли зане всякъ тать от сего до смерти мстится».

Л. 174 об. - Иоиль глава 3. Нач.: «Разсецыте рала ваша на оружия и серпы ваша на луща (так!) немощныи да глаголетъ.». Конец: «.Господь же пощадить люди своя и укрhпитъ Г осподь сыны Израилевы и ув^сте яко Г осподь Богъ вашъ».

Л. 175 - Исайя пророкъ сказуетъ глаголя. Нач.: «Егда убо царствоваше Иезекия царь во Израили прииде на нь царь асириискии яко приятии градъ.». Конец: «Такова бо есть сила безплотныхъ онехъ слугъ божественныхъ ихъ же св^мъ суща начальника архистратига Михаила. Слово святаго Климента в 8 день ноября».

Л. 175 об. - чистый.

Л. 176 - Нач.: «Архистратигъ Гавриилъ единъ есть от небесныхъ князей иже искони Богомъ посылаемъ на землю и всю добродетель сотворяя человеческому роду». Конец: «.того ради сотворяется соборъ великаго архангела Гавриила искони благая творящи человеческому роду. Слово на соборъ архангела Говриила в конце».

Л. 176 об. - Из слова Дионисия Ареопагита о иноческом свершении. Нач.: «От пер-ваго лета Декиева царства в немъ же уснуша святи отроцы до тридесять и осмаго лета

юнаго Феодосия царя...». Конец: «Оттоле же до 38 лета царства Феодосия юнаго 150 летъ».

Л. 178 - Правило 10 святых апостолъ повелевает. Нач.: «Яко моляися со отлученными аще не в церкви но в дому..». Конец: «О семъ же книга Правая вера глава 2 лист 21 указуетъ».

Л. 178 об. - чистый.

Л. 179 - Краткие выписки из книги Сынъ церковный главы 4, 5, 7, 10...

Л. 182 - Прологъ 8 мая на память Иоанна Богослова. Нач.: «Яко отецъ Иоанна Богослова Заведей бяше, мати же Саломия...». Конец: «Гора Охли (?) и яко наричется Ливатъ идеже лежатъ святые седмь отрокъ при устии горы и многие другие апостолы и святые (чти в слове 8 мая)».

Л. 182 об. - чистый.

Л. 183 - выписки из Ветхого Завета (имена сыновей Иакова с комментариями о каждом, имена апостолов).

Л. 184 - Родословие пресвятыя Богородицы. Нач.: «От колена Нафанова сына Давидова, Матфанъ иерей сынъ Левиевъ от Вифлеема роди Левию...». Конец: «И посему яко бытии Саломеи бабh и Елисавфи и святей Богородице дщеремъ родныхъ трехъ сестре-ницъ. Христосъ же и Иоаннъ Предтеча двоюродныхъ сестръ дети (Кирилъ Иеросалим-ский глава 20. лист 207).

Л. 185 - Нач.: «От перваго лета Декиева царства, в немъ же уснуша святи отро-цы...». Конец: «Оттоле же до 38 лета царства Феодосия юнаго 150 летъ (Слово Дионисия Ареопагита о иноческом свершении (повтор, см. Л. 176 об).

Л. 185 об. - Когда ангелъ удержалъ руку Симеона (было ему 90 летъ). Конец: «.и приятъ Господа Иисуса Христа на руку свою и прося отпущения сиречь кончины (слово о пророцехъ)».

Л. 186 - Прологъ 3 декабря слово преподобного Арсения. Нач.: «Показа ми ангелъ человека стояща на кладезе и черплюща воду от него...». Конец: «...достоитъ же всякому человеку съ чистотою добродетели стяжати, а не вотще трудитися».

Л. 187 - Святый Дорофей в главе 62 пишетъ. Нач.: «Честнее есть всехъ молитвъ пред Богомъ и трудовъ и приношение Богови еже не согрешати...». Конец: «Блудъ бо нарицается от своея жены и своею не по закону».

Л. 187 об.- краткие выписки из книги Иисуса сына Сирахова и Пролога от 18 марта.

Л. 188 - Кормчая уставъ о брадобритцехъ. Нач.: «Два брата-то два колена, дети -тою четыре колена...». Конец: «Не достоит поимати двою сестру, ни сестры из братамъ, дву сестру поимати , ни двема братома, тетки с сестричною».

Л. 188 об. - Краткие выписки из Апостола толкового, Зонаря, Златоуста, Номоканона о супружеской верности и о блуде.

Л. 207 - Беседы апостольские лист 1642 Златоуст. Нач.: «Все раздоротворцы если вы безчисленныя добродетели совершили и то будутъ осуждены с жидами...». Конец: «(Слово 5 Аввы при книзе Ефрема Сирина)».

Л. 207 об. - Слово 23 книга Старчество. Нач.: «Аще хощеши поспати, возлегши на одре своемъ или где имhешь обычай спати...». Конец: «Господи Иисусе Христе сыне Божии. Благослови и освяти и сохрани мя силою креста живоноснаго ти», и глаголи молитву сию дондеже уснеши».

Л. 208 об. - От послания к Тимофею в толковании. Нач.: «Что глаголетъ еже освещается словомъ Божиимъ и молитвою, яве бо яко ни чисто сие освещается...». Ко-

нец: «...но и спасъ, иже вся очищая и брашна не входящее, рече, сквернить человека, но исходящее».

Л. 209 - Из указания собора христиань поморцевь в Москве в 1909 г. 1 - 12 мая. Нач.: «Вопросъ. Можно ли петь погребение или творить поминовение по христия-намъ...». Конец: «Феофила же царя блаженная царица Феодора жена его подвигну мно-гихь святых на молитву избавити от муки, а сухую же ону лбину, над нею же преподобный Макарий помолися».

Л. 210 - Из правилъ Стоглаваго собора статья 40. Нач.: «Брадобреецъ, умерший без покаяния, не должень быть отпеваемь...». Конец: «Мирщение (ядение, питие) с иноверными есть грехь малый, а если постоянно - грехь большой».

Л. 209 об. - 66 правило 6 вселенскаго собора. Нач.: «Считаю употребление чая, сахара и водки случайное грехомь, а постоянное - ересью». Конец: «Запрещено не питие вина, а пиянство, мы должны сему последовать».

Л. 211 - «Кормчая глава 47 лист 389. Нач.: «Брадобритие от Константина Кавалина и еретика суща се узаконено есть, на томь бо вси знакахь яко еретическия слуги суть...». Конец: «Брады бреющихь святое писание еретическими слугами называет».

Л. 211 об. - мелкие выписки из Кормчей, Маргарита, Слова 5 Иосифа Волоколамского о брадобритии.

Л. 214 - Книга Максима Грека слово о властех последняго века лист 67. Нач.: «Благь бо сыи весть паче же самосовершенна благость и человеколюбие и милость...». Конец: «...не бы убо усекнуль в главу священную божественнаго предотечю крестителя Иоанна и отроковице пляшущей мзду не даль бы ея (книга Максима Грека)».

Л. 216 - О брадобритии. Нач.: «Святый апостоль Павель, предостерегая православ-ныхь християнь от обольщения еретиковь, пишет: Помните наставники ваша...». Конец: «...не прелагай предель вечных, яже положиша отцы твои (Притчи глава 22 окружное послание издание 1862 года лист 1)».

Л. 216 об. - Нач.: «Отцы Стоглаваго собора, разсуждая о брадобритии, изложили следующее постановление...». Конец: «Далее. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону мерзокь будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему (Постановление святыхь апостоль. Казань, издание 1863 года стр. 6)».

Л. 217 - Отцы Стоглаваго собора изложили в Большом Потребнике. Нач.: «Аще кто браду сбрееть и преставится тако, не достоить над нимь служити ни сорокоуста, по немь пети...». Конец: «Это есть исполнение предписанаго церковию закона, обязательнаго для верующихь в Бога и его святую церковь».

Л. 218 - Из Толковаго Зонаря пишется. Нач.: «Такь пусть же брадобритцы воззрят на образь Христа спасителя...». Конец: «Итак, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых язычниковь, идолопоклониковь и неверующихь в Бога и его святую церковь».

Л. 219 - «В лето Льва царя Премудраго сына Василиева Македонянина бысть папа в Риме Формось проклятый...». Конец: «(Из епистоли на римляны от седмаго собора на латыню. Глава 81 и во апостольской епистолии тоже)».

Л. 220 - Из книги Кирила Иеросалимскаго. Слово о латынскихь ересехь глава 26 лист 235. Нач.: «Философь Панагиоть к Азимиту рече: чесо ради папы ваши и вси церковницы стригуть брады, рцы ми, Азамить?». Конец: «Тоя же вы и доднесь держитеся прелести, понеже жена посрамила есть вась и бриете брады своя подпупия ради женска-го».

Л. 223 - нач.: «Левъ папа римский был по рожеств^ Христов^ в девятомъ crh, 84 лЬга». Конец: «...и без епитимии и без покояния прощати повел^ и на предняя л^та гр^хи отпущати».

Л. 224 - Потребникъ правило 133. Нач.: «Аще кто пойдетъ на праздникъ варварский или еретический и снасть в той день с ими от нихъ жремая за душу ихъ...». Конец: «...аще кто и безплотных житие поживетъ, еретикомъ же приобщаяся в дружба и в любви, таковый чюждь есть владыки Христа».

Л. 225 - «Всякъ от церковнаго чина чтыи еретическия книги иже сопротивляются истин^, мирстии же да отлучатся...». Конец: «...или яже суть на угождение человекомъ творити и любиму бытии ими Богу же ненавидимы бытии (Правая в^ра предисловие)».

Л. 226 - «Проклинаю богоненавидимую блудолюбнаго образа прелесть - душегуби-тельныя ереси...». Конец: «От Бога Моисею и в новой благодати никто же того не творя-ше до совращения преже реченных еретиковъ (лист 601 из правила крещения от ересей приходящихъ)».

Л. 227- Зерцало Великое глава 46. Слово о том яко пьяница осужденъ по смерти пи-ти огнь смолу и серу. Нач.: «Близ града Колны б^ н^кии воинъ Радингеръ великии ви-нопитица тако охочии пити...». Конец: «Он же рече: Питие мое, чадо, смола, огнь и сера, и всегда Пию, но выпить не могу, и тако исчезе».

Л. 228 - Книга Видение Григория сказание Феодоры мытарство 11 пьянственое люА упивающимся. Нач.: «И грядущее же внидохомъ в мытарство 11, иже глаголется пьянственное. Слуги же его стояху, яко волцы...». Конец: «...и ты хот^ пострадати, аще не бы искупа прияла еси от угодника Божия Василия».

Л. 229 - Июня 15 слово Иоанна Златоустаго поучительно (кратко записано). Нач.: «Болезную любимии, яко вотще поучение бываетъ и ратай болше вс^еть, земля же аще не дастъ плода, то вельми печалуетъ». Конец: «А иже в м^ру питие здравие творитъ, а б^з мhры души пагубу творитъ, Богу нашему слава и нынh и присно и во в^ки в^комъ».

Л. 232 - Нач.: «Не попущай плоти твоей житии сиречь действовати донде же ту еси, но да умрет, аще бо умретъ - жива будет...». Конец: «Что же паче сего окаянн^йши во дни от вс^хь посм^ваему бытии, ввечеръ же паки в ту же скверну впадати (Апостолъ толковый лист 338)».

Л. 233 - «Слыши писание, глаголющее: «Дадите вина сущимъ в печали, а пьянство сущимъ в болезни...». Конец: «Сего ради Богъ сотворилъ есть талеса наша умерена, яко и от малыхъ насыщатися».

Л. 233 об. - чистый.

Л. 234 - «Аще ли же во святыя праздники упиваетеся и блудъ творите, чимъ есть лучше поганыхъ?». Конец: «...вино бо и жены превращаюсь смысленые умы и пустошны сотворяютъ я».

Л. 235 - «Не буди винопийца, пияница бо всегда в скверныхъ пребываетъи на ко-нець жития обнищаетъ». Конец: «Мытницы б^совстии вострепеташа, ангели же видhвше чюдо, прославиша Бога, давшаго ей толику благодать молитвами святаго Василия, и ве-доша святую Феодору радуещеся на небо».

Л. 237 - «Философъ Арсахарсось рече: «Егда с^диши в пиру, 1-ю чашю испиеши в здравие, 2-ю - в сладость, 3-ю - в безумие». Конец: «...николи же тако радуюся о жертв^ поганыхъ человекь, якоже о пияныхъ христиан^хь в пияницахъ бо вся воля моя («Правая в^ра» глава 15) (Како возмогают б^си секира топорище...)».

Л. 237 об. - «От зде показуетъ, яко антихристу пришедшу, яже безместныхъ сластей нападутъ на законопреступныхъ и своего спасения...». Конец: «...пиянство - самовольный бесъ злобе мати, спротивление добродетели, погуба души».

Л. 238 - Сказание от Геннадия о хмелю. Нач.: «Всемилостивый Богъ созда человека и вложи ему умъ во главу меж мозгомъ и теменемъ, во главнемъ версии...». Конец: «По-добаетъ убо питии в честь и славу Божию 1-я чаша, 2 - сытости, 3 - веселию. А иже кто пиетъ четвертую, то безумию, а 5-ю - то гордости ради, 6-ю - горцей муце и смерти, а иже кто 7-ю пиетъ, то не будет мучению конца».

Л. 238 об. - Родословие св. Анны.

Л. 239 - «Вкушение сладкое изгна из Рая. Путь во всемъ злымъ и начало и корень погибели человеку есть пища и питие, и любяй свою плоть...». Конец: «...ядяху и пияху, женяхуся и посягаху до него же дне. Вниде Ное в ковчегъ и прииде потопъ, и погуби вся (книга Правая вера глава 15)».

Л. 240 - «И пиемъ, донел^же и в смехъ детем будемъ, такоже и безчисленое упива-ние творя троя вины приносит любящимъ его...». Конец: «См. Феодоры сказание о пьян-ственном мытарстве».

Л. 240 - 8 генваря Прологъ. Нач.: «Начало бо всему злу пища, пьнство же родительница есть всякому делу скверно...». 13 генваря. Нач.: «Не ленится, братие, о своемъ спасении, ни пребывайте, аки скоти...».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.