Научная статья на тему 'Рукописные сборники Печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 9'

Рукописные сборники Печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 9 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старообрядческие рукописные сборники / крестьянская духовная проза / археография / handwritten old believers ' collections / the peasant spiritual prose / archaeography

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мелихов Михаил Васильевич

Мы продолжаем издавать описание рукописных сборников печорского старообрядческого писателя С. А. Носова (1902–1981)*. Помимо составителя и переписчика рукописных сборников религиозных текстов С. А. Носов известен и как оригинальный духовный писатель, автор цикла эсхатологических видений, воспоминаний о своей жизни и о жизни предков, многочисленных писем религиозного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Handwritten collections of the pechora believer S. A. Nosov: collection № 9

We continue to publish a description of the manuscript collections of the Pechora, the old believers writer S. A. Nosov (1902—1981). In addition to the compiler and copyist of manuscript compilations of religious texts S. A. Nosov is known as the original spiritual writer, the author of a series of eschatological visions, memories about his life and about the lives of ancestors, numerous letters with religious content.

Текст научной работы на тему «Рукописные сборники Печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 9»

УДК 801.82

М. В. Мелихов

М. V. Melichov

РУКОПИСНЫЕ СБОРНИКИ ПЕЧОРСКОГО СТАРООБРЯДЦА С. А. НОСОВА: СБОРНИК № 9

HANDWRITTEN COLLECTIONS OF THE PECHORA BELIEVER S. A. NOSOV: COLLECTION №. 9

Мы продолжаем издавать описание рукописных сборников печорского старообрядческого писателя С. А. Носова (1902—1981) * Помимо составителя и переписчика рукописных сборников религиозных текстов С. А. Носов известен и как оригинальный духовный писатель, автор цикла эсхатологических видений, воспоминаний о своей жизни и о жизни предков, многочисленных писем религиозного содержания.

Ключевые слова: старообрядческие рукописные сборники, крестьянская духовная проза, археография.

We continue to publish a description of the manuscript collections of the Pechora, the old believers writer S. A. Nosov (1902—1981). In addition to the compiler and copyist of manuscript compilations of religious texts S. A. Nosov is known as the original spiritual writer, the author of a series of eschatological visions, memories about his life and about the lives of ancestors, numerous letters with religious content.

Keywords: handwritten old believers 'collections, the peasant spiritual prose, archaeography.

Книга 9. 8°, 169 л. Бумага разного формата и качества (из школьных тетрадей в косую линейку, в линейку, в клетку, нелинованная оберточная бумага). Листы склеены для того, чтобы сшить их в тетради, полосками белой бумаги. Синие, черные, фиолетовые, красные чернила, карандаш. Переплет картонный, обклеен серой бумагой, корешок черный матерчатый, на верхней крышке переплета бумажная наклейка красного цвета прямоугольной формы с надписью: «Книга F» (Книга 9).

На нижней крышке переплета шариковой ручкой записи одной руки: «Прочла 23 дек. 2003 г. (неразборчивая подпись) Прочла 1 октября 2005 г.»

Л. 20 — из школьной тетради: в столбик скорописью написаны слова на английском языке.

Мелихов М. В. Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 10 // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2013. № 2. С. 200— 215; Мелихов М. В. Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 26 // Вестник СыктГУ. Серия гуманитарных наук. Сыктывкар, 2014. № 3. С. 336—352.

115

Л. 1 — сверху слева приклеен небольшой листок нелинованной бумаги желтого цвета, на нем печатными буквами написано «О любве». Текст написан небрежно печатными буквами.

Л. 1 — Златоуст. В неделю 33 по всЪхъ святыхъ. Нач.: «Четыре вещи суть и аще и едину от нихъ имя человекъ ни покаятися можетъ ни молитву его прии-меть Богъ. Первая гордыня егда помышляет человекъ яко добрЪ живетъ и угодно его житие...». Конец: «Отнюдь не противлятися но паче аще можемъ молится аще ли ни ионе всячески молчимъ со мнозЪмъ смирениемъ».

Л. 2 — Цветникъ печатный. Нач.: «Первая и большая заповЪдь Господня возлюбиши Господа Бога твоего всЪмъ сердцемъ твоимъ и всею душею твоею и всею мыслию твоею». Конец: «Се есть запов’Ъдь моя да любяи мя любить и брата своего аще миръ васъ ненавидить ведите яко мене прежде васъ возненавидЪ».

Л. 3 — От соборнаго послания Иоаннова зачин 93. Нач.: «Возлюбленнии аще сице возлюбилъ есть насъ Богъ и мы должны есмы друг друга любит...». Конец: «...Богъ любы есть и пребываяи в любви в взЪ (так!) пребывает и Богъ в немъ пребываетъ».

Л. 3 — То же послание Иоанново зачин 94. Нач.: «Возлюбленнии аще кто ре-чет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит — ложь есть...». Конец: «Кто есть побЪждаяи мира токмо вЪруяи яко Исусъ есть Сынъ Божии».

Л. 4 — О любви. Нач.: «Како апостолъ глаголетъ любовь бытии большую она же без вЪры и надежды не утверждается...». Конец: «Едина любовь вЪчна есть без нея же ни едино дарование не состоится»

Л. 4 об. — чистый.

Л. 5 — Прологъ 5 июня слово Василия Великого. Нач.: «Братие ничтоже прежде чтите развЪ, непрезримыя любве, много бо согрЪшаемъ по вся дни и времена и часы и нощи да сего ради любовь имЪемъ сия бо покрывает множество грЪховъ...». Конец: «От сего Богъ не отлучается никогдаже Богъ любы есть да иже живет в любви и в БозЪ живетъ и Богъ в немъ».

Л. 6 — Прологъ августа 18 о мирЪ и любви. Нач.: «Аще кто хощета без труда спастися да имЪета ко всЪмъ любовь к амлымъ и великимъ любы ближнему зла не творить хотящий бо мира возвеселятся в любви лучше есть ясти хлЪб с зелием сухъ с любовию нежели телецъ упитанный со враждою...». Конец: «Вся любит всему вЪру емлета вся уповаета вся терпита любы николиже отпадаета».

Л. 7 — Аще бо кто миръ между собою воздержита и любовь ко всякому человеку той безъ труда спасется и молитва его приятна Богу...». Конец: «...и тако-выхъ человецЪх гнЪвъ Божии и казнь за преслушание его его святыхъ словесъ бываета».

Л. 7 — Апостолъ зачин 77 (?) 61. ГдЪ любовь тамъ самъ Богъ и любовь по-крываета множество грЪховъ...». Конец: «...и предамъ тЪло сожещи любви же не имамъ никая польза (Апостолъ зачин 135).

Л. 7 — БЪсЪды апостольские лист 1692 по Златоусту. Нач.: «ВсЪ раздотвор-цы если бы безчисленныя добродЪтели совершили и то будута осуждены с жидами даже и кровь мученическая не загладить сего грЪха». Конец: «Во мнозЪ совЪтЪ бываета спасение а вси иже не имута совЪта падуга яко листвие от дре-весъ (Слово 5 аввы при книзЪ Ефрема Сирина).

116

Л. 8 — (нанаклеенном сверху листе нелинованной бумаги: «ОзлопомнЬнии»), Евангелие о Матфея зачин 77. Нач.: «Рече Господь притчу сию уподобися царствие небесное человеку царю иже восхотЬ стязатися о словеси с рабы своими». Конец: «...и терпи досаду и укоръ от друга да оставатися согрешения многая».

Л. 9 об. — Пролог октябрь 25 из слова о гневе. Нач.: «Ияковъ учить насъ буди весь человекъ скоръ на послушание медденъ же в гневъ. И Павелъ учить: Возлюбленнии не дадите места гневу, и Давыдъ рече: Престани от гнева и оста-ви ярость».

Л. 10 — Нач.: «На вопросъ преподобного Макария ко ангелу кии трехъ есть тягчае пред Богомъ глагола ему ангелъ: Всякъ трехъ честный отче разлучаеть человека от Бога, паче же всехъ горши есть злопомнение и тщеславие и гордость...». Конец: «...и преобидяще тако божественныя тайны таможе и идоль-стии жерцы и иноки и священноиноцы и инокини соблудившии мучатся».

Л. 10 об. — Старчество слово 4. Нач.: «Тихи и кротки человекъ и смирении себе есть сладокъ и инымъ на пользу а гневливый и сердитии сердить себе на трехъ и другимъ на пакость...». Конец: «Сего (ради) зла злея гневодержание и гордость и зависть от сихъ тмами злая раждается».

Л. 11 — Нач.: «Человекъ гордъ яко древо корень не имыи скоро падется во адскую пропасть снидет без милости ...». Конец: «Единъ Богъ имеяи богатство нетленное а ваше имение ничтоже есть. Молитва смиренного дойдеть к Богу молитва же гордого разгневаетъ Бога».

Л. 11 об. — чистый.

Л. 12 — выписки из неуказанных источников о смирении.

Л. 13 — Листок нелинованной бумаги, на нем заголовок: «О осуждении». Нач.: «Рече Господь: Не осуждайте да не осуждении будете, а апостолъ Пвелъ глаголетъ: Аще быхом сами себе разсуждали не бы осуждении были...». Конец: «Да не осудимъ братие чужихъ греховъ но о своихъ плачемся и судимъ многая своя согрешения» (Златоуст слово 53).

Л. 14 — Большой соборник слово 2 лист 116. Нач.: «Горе упивающимся невоздержно блаженъ иже везде себе охуждаеть и смиряеть Бога ради и унижая и осуждая...». Конец: «...в день судный благочестиви не обретаются но якоже пре-зиратели и небрежливи заповедей Божиихъ осуждаются и мучими».

Л. 15 — выписки из Пролога, Евангелий, Цветника, книги Старчество о гневе.

Л. 19 — Кормчая лист 626. Нач.: «Вопросъ. Кто грехъ творить молитвы наша неприятны Богу? Ответь. Гордость и запомнение писано бо есть Господь гордым противится и паки глаголетъ Господь...». Конец: «Горе творящимъ светь тму, а тму светь: светь бо суть божественныя заповеди».

Л. 21 — Прологъ 3 декабря. Нач.: «Показа ми ангелъ се церковь и два мужа седяща на коню и несша бревно...». Конец: «Сии суть творящии добродетели с гордынею и не хотящее ходити смиреным путемъ духовными того ради остаются вне царства Божия».

Л. 21 — Пролог март 6 слово о ...(неразборчиво). Нач.: «Плотьския рекше дьявольския мудрования еже есть любодеяние нечистота ярость, клевета...». Конец: «...мудрость бо плотьская вражда есть на Бога закону Божию не повинуется ни можество и в таковемъ не можетъ житии Духъ Божии».

117

Л. 21 об. — Пролог 18 марта. Нач.: «Разумный бо человекъ аще ему бЪда случится воспоминая грЪхи кается и Богу молится...». Конец: «...и своихъ не вспо-минаеть злобъ и ины виноваты творить а самъ не творится что зло сотворивъ».

Л. 22 — Толковый Апостол лист 668 и 669. Нач.: «Дияволъ зрить кто к каковой вещи склоняющися и тако поставляеть сЪти соблазнъ своихъ...». Конец: «... глаголи: Рабъ есмь непотребный егда твориши милостыню не воструби предъ собою».

Л. 23 — Старчество слово 44. Нач.: «Помяни Господа глаголюща аще оставляете человекомъ согрешения ихъ оставить и вамъ отецъ вашъ небесный согрешения ваша». Конец: «...не помышляй себе праведна и угодна бытии Богу».

Л. 25 — Выписки об осуждении из Патерика, книги Старчество, Пролога (2, 22 марта).

Л. 27 — Нач.: «Единъ мнихъ походя доброе житие слышавъ от братии о некоемъ мнихе падшимъ в блудъ и рече той...». Конец: «...тайно же покаявше-ся слыши еже речено въ премудрости Соломони несмотря грешнича не зри его кончину».

Л. 28 об. — «Слыши же и о разбойнице некоемъ иже христианскаго рода ис-поручи от дружины своея девицу не давъ ее инемъ на растление...». Конец: «... ангелъ же Господень удари беса держащаго вески скипетром пламеннымъ и из-бави душю от муки вечныя. Сия слышавъ не буди языченъ зане мужь языченъ не исправится на земли».

Л. 30 — на вклеенном листе меньшего формата листе: «О терпении». Выписки из Евангелия от Иоанна, предисловия к Книге о вере, Пролога (20 июня).

Л. 32 — Прологъ 9 марта. О лечащихъ болезнь волхвованиемъ. Нач.: «Подобаетъ бо в болезни слежа благодарите Бога се та мучения венецъ приносить». Конец: «...они убо муки терпели ты же болезни и беды благодарне стерпи».

Л. 33 — Цветникъ Дорофея глава 11. Нач.: «Дано человеку на волю суета мира сего врата на востокъ врата на западъ, пути два...». Конец: «...не туне бо человеку ангеломъ бытии сиречь невозможно бытии человеку ангеломъ кроме скорбей и болезней даромъ».

Л. 33 об. — «Сеющии слезами радостию пожнут ходящий хождаху и плака-хуся мечтающее семена своя грядущее же приидуть радостию вземлюще рукояти своя» (Псаломъ 125).

Л. 34 — Пролог 16 марта. Нач.: «Егоже рече Господь любить того и казнить аще видиши кого многи беды приемлющи и скорби блажи его и позавиди ему...... Конец: «Смотри же и прежде Исавъ богатеяще скверникъ сыи а Ияковъ

правдивъ сыи и многи поятъ скорби».

Л. 35 — Старчество слово 4. Нач.: «Где скорбь ту венцы где терпение ту и да-рове, где труды ту и честь...». Конец: «Немного с людьми беседуй и суетнаго ни-чтоже не говори немного спи но молися Богу на всякъчасъ».

Л. 36 — запись вкратце. Повесть отца Палладия о Евлогии (Лапсаик). Нач.: «Поведа намъ отецъ Паладие философъ рече некто от отецъ именем Евлогие отвержеся мира и расточи вся имения своя...». Конец: «Егда братия сотворяху

118

40 днии прокаженному же трети день яже ув'Ьд'Ьвъ Кроние и удивися и повЬда всЬмъ отцем яже прорече о них велики Антоние вскоре сбышася».

Л. 39 — на вклеенном листе: «О исповедании». Выписки из Пролога (24 мая, 13 мая, 29 декабря, 30 сентября), Апостола толкового, Библии (книга Ездры), исповедания миряном, Захария Копыстенского, Зонаря, Старчество, Лапсаика, Номоканона,

Л. 50 — Святцы. Нач.: «Благоверный царевичъ Димитрии Углецкии родися от благочестиваго корене царя Ивана содержателя Русския земли иже от Августа Римскаго...». Конец: «Дмитрии убиенъ бысть повелениемъ Бориса Годунова от Никиты Качалова и Данила Битяговскаго закланъ же бысть ножемъ».

Л. 51 — краткие выписки из Деяний апостолов, Альфы и омеги, Кирилла Иерусалимского, Кормчей на разные темы.

Л. 52 — Нач.: «11 мая обновление Царяграда бысть во время первого собора егда Константинъ Велики царь христиански принесе престолъ от Рима в Византию и разшири место над седмию горъ стенами превеликими и воздвиже в немъ пределы пресветлы и наречено бысть место то от святыхъ отецъ 318 тогда собраныхъ именемъ царским Константинополь и Новый Римъ...». Конец: (имя не названо, выписка, с предшествующим текстом не связано) «В лета 5836 и по-ложенъ бысть в раце злате в Цареграде в церкви святыхъ апостолъ».

Л. 53 — краткие выписки на разные темы (о смысле имени Христос, пояснения к стихам и образам Апокалипсиса и т. п.) из Толкового Евангелия, толкового Апостола, Иоанна Дамаскина, Зонаря, Жития Андрея Уродивого, Святцев.

Л. 62 — вклеенный лист «О заповедехъ Господнихъ». Выписки из Ветхого Завета, Катехизиса.

Л. 68 об. — чистый.

Л. 69 — Краткие выписки о новозаветных заповедях из Катехизиса, Златоуста, Евангелия.

Л. 73 — выписки о житии с женою и девстве из Евангелия, Дионисия Ареопагита, Кирилла Иерусалимского.

Л. 77 — Пролог 9 марта о Пафнутии мнисе и о добродетели стрейшины села. Нач.: «Добродетели же старейшина поведа 30 леть от подружия самъ ся от-лучихъ три точию лета живъ с нею и три от нея сыны родихъ...». Конец: «...миръ многъ любящимъ имя твое и разуме Пафнотии яко мужь той преставися къ Богу».

Л. 78 — Евангелие толковое в неделю 1 поста лист 47. «Но сохраните мужи и жены постели не скверны даже и бракъ честен соблюдается и чисть везде и без зазора будетъ...». Конец: «Се бо есть благоугодно Богу и аще тако творите недалече будете царства небеснаго».

Л. 79 — Апостол зачин 254. Нач.: «Мужие любите жены ваша и не гневайтеся на нихъ. Толкование. Сиречь да не будетъ между вами брани несть бо горчайша-го яко же мужсви брань к жене велии убо гневъ от уда своего». Конец: «Утаено бо есть сединение и любовь являеть яко тело другъ друга суть».

Л. 80 — Коринфянам зачин 136. Апостолъ. Нач.: «А о ихъ же писаете ми добро человеку жене не прикасатися но блудодеяния ради кождо свою жену да имать и каяждо жена своего мужа да имать».

119

Л. 80 — Златоуст. Нач.: «Егда три велия гр'Ьхи ти великие обличи первое распри церковный и другое блудодника третие лихоимцу...». Конец: «...хощу всЬхъ человековъ бытии якоже азъ и образования во апостолы на время попущаху не аки законъ учаше хранити но июдейской немощи сходящи».

Л. 80 об. — выписки из Апостола и Златоуста о супружеской верности.

Л. 89 об. — Альфа о посгЬ 167 листъ и ниже. Нач.: «Пость есть не токмо еже поздно ясти, но и еже мало ясти и не еже во вторыи день ясти есть воздержание но еже не искати различных брашенъ». Конец: «А иже в разумЪ постится кто не имать себ’Ъ яко добродетель но да воздержание стяжет целомудрие и смирение».

Л. 89 об. — выписки о посте из Номоканона, Кирилла Иерусалимского, Апостола, Большого устава.

Л. 95 — Евангелие от Иоанна зачин 9. Нач.: «Господь реклъ азъ есмь светь миру ходяй по мне не имать ходити во тме но имети светь животныи. Апостолъ Павелъ зачин 224. Нач.: «Единъ Господь едина вера едино крещение единъ Богъ и Отецъ всехъ». Конец: «Сия помышляйте имъ же научистеся и приясте и слы-шасте и водесте во мне сия творите и Богъ мира да будетъ с вами аминь».

Л. 97 — Краткие выписки на разные темы (о добродетелях, мудрости, правде, истине) из книги Правая вера, канонов. Пролога (октябрь), Синаксаря, Кормчей, Триоди, Исаака Сирина, Никона Черногорца, Иоанна Дамаскина, Апостола, Златоуста.

Л. 105 — Из слова в 9 день мая Пролог. Нач.: «В лето по тысящи девятьдесять шестое от воплощения Сына Божия при царе гречестеемъ Константине в лета же руских князей Всеволода в киеве и сына его в Чернигове судомъ Божиимъ и промысломъ его нашедшимъ измаилтяном на землю греческую об ону страну моря от Корсуня града ...». Конец: «...яко да яве непокаряющихся истине в день пришествия своего безответны сотворить владыка».

Л. 106 — краткие выписки из Евангелия о Духе Святом, о грехах.

Л. 107 — Пролог 9 день сентября. Поучение святаго Стефана. Нач.: «Не пии вина да не сотворить ти сердце осквернено властехъ похотныхъ не яждь дважды днемъ да не отолстеетъ ти плоть...». Конец: «Ничтоже внесохомъ в миръ сей ниже изнести что можемъ». Толкование 416 лист.

Л. 108 — Краткие выписки из книги Иисуса сына Сирахова, Пролога, книги Правая вера на тему греховности.

Л. 110 — Кормчея лист 144. Правило Карфагенского собора. Нач.: «Иже второе крестити кого крещение первое примша от православия различная правила отрицают...». Конец: «...таковаго без сумнения крестити подобаетъ да не размышления ради лишится бжественнаго очищения».

Л. 110 об. — даты крещения княгини Ольги, князя Владимира.

Л. 111 — краткие выписки из Апостола, Катехизиса, Кормчей, Василия Великого, Большого потребника, Матфея Иерусалимского, Апостола, Маргарита.

Л. 125 — Кормчая. «О брадобритии от Константина Авалина и еретика суща се узаконено есть на томъ бо вси знаяху яко еретическия слуги суть...».

Л. 134 —выписки слов 1, 5,7,10,12 из книги Никона Черной Горы, Кормчей, Библии.

120

Л. 145 — Глава 14 Цв’Ътник Дорофея. Нач.: «В естестве бо человечи царство и нищета сиречь царство небесное и будущая мука внутрь есть человека...». Конец: «...и недостойно суть противу будущия радости единому дне тысяща лЪтъ будущая бо радость безконечна суть».

Л. 149 — Глава 15. Всякаго бо человека льстить врать с часу на часъ житейскими сластьми и красотами и похотьми...». Конец: «...дондеже во плоти сей не-престани от подвига днию и нощию подвизался о спасении своемъ».

Л. 154 — Глава 18 Цв’Ьтник святаго Дорофея. Нач.: «Премудро есть д’Ъло поистиннЪ премудро и нЪсть премудрее сего на семь свЪте еже есть да кто душу свою спасетъ...». Конец: «...точию восходятъ на него терпящий скорби и болЬзни и смиренномудрии».

Л. 154 об. — чистый.

Л. 155 — Глава 18 ЦвЪтникъ Дорофея. Нач.: «Дано бо человеку на волю суета мира сего врата на востокъ врата на западъ пути два: путь жизни и путь погибели...». Конец: «...сиречь невозможно быти человеку ангеломъ кроме скорбей и болезней даромъ».

Л. 156 об. — чистый.

Л. 157 — «Помысли убо о человече и буди разумея се бо житие 80 лет или 70 или паки до 100 л’Ътъ живешь богатЬешь женишися и л'Ьги приживеши...». Конец: «...ни власъ единъ не погибнетъ всякое естество престанеть наго обличаемо и кождо отв'Ьщаетъ о д’Ъл’Ъхъ своихъ» (Житие Антония Великого).

Л. 158 — «О жизни сей должно есть намъ небрещи все б еже в ней сладкое и красное еже есть богатство и слава и пища и питие и вся сласти временный суть...». Конец: «...отходимъ отсюду смертнымъ разлучениемъ на безконечную жизнь наги сущее» (Старчество слово 55).

Л. 158 об. — чистый, сверху: «Глава 17 книги святаго Дорофея».

Л. 150 — Глава 17. Нач.: «О человече аще и тысящу л'Ьтъ живеши не семь св’Ьт'Ь питаяся и наслаждался яко овенъ на заколение в день пира умащаяся и украшался яко лиса льстивая...». Конец: «Никтоже может минути чаши сея гор-чайшия помяни яко земля еси и в землю паки пойдеши».

Л. 160 — Катихисизъ большой глава 38 лист 156. Нач.: «Вопросъ скажи ми о челов'Ьц'Ь что он есть и каковъ есть человекъ». Конец: «...есть земныи и небесный краткожизненъ и безсмертенъ видимъ и мысленъ посредЪ худости сыи и величества еже о т'Ьл’Ь и души».

Л. 161 — Катихисисъ большой лист 158. Нач.: «Вопросъ каковъ бысть человекъ по грехопадении». Конец: «.. .и внезапу изъ безсмертнаго бысть смертенъ из благаго золь из святаго гр^шень изъ благословеннаго проклятъ богать и обнища и прочая».

Л. 162 — Глава 19 Цветника Дорофея. Нач.: «Дарова бо Богь человекомъ чювства душевная и телесная душевная бо чювства се есть умъ...». Конец: «... ими же делаемъ добродетели душевная и телесная».

Л. 162 об. — Нач.: «...но приидете вси любящи мя и лобзайте мя последнимъ целованиемъ...». Конец: «...кождо бо от своихъ делъ или прославится или осу-дится» (песнь Ильи Пророка).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. 164 — Из погребения умершимъ миряномъ. Нач.: «Безчислено будеть блудно живущимъ мучение скрежетъ зубомъ плач неутешимыи мракъ безъ

121

свЪга...». Конец: «и на мЪста прочихъ мукъ страшныхъ яже суть уготована на отмщение беззаконнымъ и непокоривымъ грЪшникомъ».

Л. 165 — Из погребения миряномъ. Нач.: «Весь животъ нашъ яко цвЪтъ есть дымъ же и прахъ и яко роса утреняя...». Конец: «...rat очи краснии и зракъ нашъ все изсше яко сЪно вся исчезнуша».

Л. 166 — притча о дворЪ и змии. Нач.: «Человекъ вселися во дворъ с женою сыномъ и с рабомъ и слаша от многихъ какъ во двор'Ъ но приидЪте вси любящи мя и лобзайте мя послЪднимъ цЪлованиемъ мия умерщвляЪтъ и помысли...». Конец: «Но доколЪ время имамы попецемся о спасении душъ нашихъ» (Златоуст понедельник 5 или поста притча о дворЪ и змии).

Л. 169 — чистый.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.