Сравнительное правоведение
Е.А. Патракова
СКАНДИНАВСКАЯ (НОРДИЧЕСКАЯ) ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
Работа представляет собой обзор признаков и особенностей правовой модели в северных странах. Автором предлагается переосмысление терминов, которые используются при названии этой правовой системы.
Ключевые слова: Скандинавия, понятие нордического права, источники права, унификация, роль суда, юридическое сотрудничество.
Краткий обзор правового устройства стран Северной Европы показывает их тесный контакт во многих областях, в том числе и в юридической сфере, на протяжении всей истории. После периода викингов (800-1050 гг.), покрещенные королевства -Норвегия, Дания и Швеция - объединились в Кальмарскую унию в 1397-1523 гг. В это время территория Финляндии была частью Швеции (с 1157 г.), а Исландия, Гренландия и Фарерские острова были частью Норвегии. После распада унии Норвегия и ее острова остались под Данией с реальной унией, как и Швеция с Финляндией. Официальным административным языком Западного Севера являлся датский, а Восточного Севера - шведский. Формой правления в ХУП-ХУШ вв. была абсолютная монархия. В XIX в. власть монарха ограничивалась конституцией.
В 1809 г. Швеция потеряла Финляндию, которая вошла в состав Российской империи. В 1814 г. Дания передала территорию Норвегии Швеции. В обоих случаях это были личные унии с большой автономией, которые тем не менее распались соответственно в 1905 и 1918 гг. Исландия стала полностью независимой от Дании в 1944 г. На сегодняшний день Швеция, Дания и Норвегия являются конституционными монархиями с развитыми чертами
© Патракова Е.А., 2015
парламентаризма, Исландия и Финляндия - демократическими республиками.
В целом у этих пяти современных государств общая историческая судьба, большое сходство в укладе жизни, теснейшие экономические, культурные и политические связи. Всё это способствовало развитию общего юридического мышления и правовой культуры1.
Однако интересно то, что понятие Скандинавии до сих пор не определено однозначно. Часто в него включают все пять перечисленных стран2. Но стоит заметить, что только в трех государствах -Норвегии, Швеции и Дании - разделяется это мнение. Главным аргументом является сходство языков. Финляндия и Исландия не относят себя к Скандинавии, но присоединяются к более широкому историко-географическому понятию - Norden (Север). Последнее деление также используется в литературе для описания правовой семьи всех пяти северных государств, именуя его в целом нордическим правом3. В английском и немецком языках есть слово Nordic / Nordische, но в юридической литературе скандинавское и нордическое право используются как синонимы4. В России слово «нордическое» имеет несколько негативную коннотацию, но, возможно, есть смысл использовать те же понятия и разграничения в терминологии, как это делают и северные соседи5.
Нордическое право6, хотя и является в большей мере самостоятельной семьей, все равно очень близко к романо-германской системе, особенно к ее немецкой части7. Причиной этому служит широкое использование юридических конструкций и понятий, заимствованных у континентального права. Верховенство закона и абстрактная норма права - яркий пример такого заимствования и, соответственно, сходства8. Поэтому рассматриваемую правовую семью можно определить как нечто среднее между романо-герман-ским и общим, англо-американским правом. В сходстве с общим правом обращают на себя внимание менее заметная роль римского права, отсутствие кодексов, а также высокая значимость судебной практики (хотя последняя и не относится к правилам прецедента англо-американского типа).
Структурно нордическая правовая семья разделяется на частное и публичное право. Частное право - это, например, гражданское, семейное, наследственное, имущественное, договорное, а также морское, торговое и имматериальное право. В публичное право входит: конституционное (государственное), административное, уголовное, налоговое право. В Дании процессуальным правом называется нечто среднее между частным и публичным правом. Трудовое и корпоративное право, изначально принадле-
жавшее частному праву, всё чаще подвергаются общественному (публичному) регулированию. Международное право выделяется как особая группа правовых норм.
Источники нордической правовой семьи в целом схожи, но нужно также учитывать национальные различия. Основным источником является закон как писаная норма права, относящаяся к определенному правопорядку. Пирамиду в иерархии источников национального права возглавляет Конституция. Парламент принимает официальные законы, но часто делегирует законодательные полномочия исполнительной власти. Надо заметить, что при разногласии право Евросоюза (ЕС) стоит выше национальных законов стран - членов ЕС. В Норвегии Европейская конвенция о защите прав и свобод человека имеет статус выше обычного закона, но ниже Конституции9.
Подготовка (или мотивы законов) является вспомогательным фактором при толковании закона. В Норвегии это достаточно важный самостоятельный источник10, который подчеркивает значимость закона и парламента, так как материалы обсуждения законопроектов дают возможность выявить истинные намерения законодателя.
Следующий по значимости источник права - судебная практика, особенно судебный прецедент, значение которого всё в большей мере возрастает11. Верховный суд играет особенную роль в толковании, что де-факто может оцениваться как нормотворчество, особенно тогда, когда закон либо не предлагает механизм регулирования, либо его содержание не ясно. Одинаковые случаи должны решаться одинаково - таков аргумент для использования преце-дентов12. Все решения Верховного суда публикуются в печатном и электронном виде. Также публикуются собрания важных судебных решений всех пяти стран. Решения иллюстрируют достаточно подробное изложение аргументов судьями, их понимание действующего права в конкретном деле. В них также могут присутствовать так называемые случайные замечания (obiter dictum).
Правовой обычай - неписаная норма права, она применяется там, где нет регулирования законом либо при толковании иных норм. Конституционный обычай имеет статус статьи Конституции и не может быть изменен обычными законами. В Норвегии, например, судебный конституционный контроль и парламентаризм являются институтами таких конституционных обычаев.
Доктрина (юридическая наука) не обязывает (т. е. не выступает формальным источником права), но на мнение уважаемых и авторитетных юристов, особенно тех, работы которых были изданы в
прошлом, часто ссылаются в судебной практике, в законодательном процессе и, конечно, используют при обучении будущих юристов в университетах. Совместная юридическая литература северных стран способствует развитию сотрудничества.
Особый источник права в северных странах можно перевести как «реальные соображения» или «сущность обстоятельств». По сути это принципы, такие как: справедливость, добрая воля, умеренность, целесообразность, предсказуемость и т. п. Требования добросовестности, разумности, справедливости и социальной ориентации права чаще всего присутствуют в процессе толкования.
Перечисленные выше источники - традиционные. Но новые сложные реалии жизни в сфере технологий, экономики, культуры, меняющиеся ценности жизни и, конечно, глобализация напрямую влияют на действующее право и устоявшиеся методы решения правовых проблем. Сильное влияние оказывают и международные конвенции и договоры, особенно в системе ЕС.
Роль суда весьма значительна. Так называемое право проверки или судебный конституционный контроль Верховного суда дает возможность проверять и осуждать законы, которые противоречат Конституции. Однако сам суд не может провести такую проверку без конкретной жалобы. В Норвегии в Конституции записано, что парламент сам может обратиться к Верховному суду за оценкой законопроекта перед тем, как принять его. В Швеции существует особая инстанция - Законодательный совет, который осуществляет предварительную проверку. Но последнее слово все равно остается за законодателем.
Судьи обладают большой свободой в толковании, их роль не сводится исключительно лишь к применению норм законодатель-ства13. Суды разделены на три инстанции, где низшие практически во всех случаях признают решения высшего суда «авторитетным изложением действующего права»14. Но все-таки не следует забывать, что закон является основным источником права, а суды формально не могут, решая конкретный спор, создавать новые правовые нормы. Здесь же надо учитывать влияние решений судов, созданных в системе ЕС.
Ни в одном из пяти государств нет кодексов, и эта особенность часто представляется как отличительная от континентальной системы. Но надо иметь в виду, что отсутствие кодификации является скорее результатом прежних неудачных попыток. Все страны Скандинавии ставили себе задачу по примеру Кодекса Наполеона кодифицировать большую часть своего права. Например, в Норвегии одновременно с принятием Конституции в мае
1814 г. было принято решение создать гражданский и уголовный кодексы. В созданный для этого комитет вошли ведущие юристы, и надо заметить, что цель создания кодексов подразумевала при этом решение задачи существенного ограничения или даже прекращения издания новых законов. Видимо, парламенту, который стал со временем главным законодательным органом государств, не совсем доверяют в его законодательной деятельности15.
Работа над кодификацией привела не только к пересмотру всего национального законодательства, но и принятию важных отраслевых актов. Планы кодификации также распространились на межрегиональный уровень, так называемый скандинавизм (движение, которое началось с 50-х годов XIX в.) хотел сблизить Скандинавские страны - Данию, Норвегию и Швецию. После обретения независимости Финляндией это движение приобрело характер нордической стратегии16. Как отмечает А.Х. Саидов, «скандинавское право - это не система позитивного права, а юридическая концепция»17. Уппсальская школа создала основу этой концепции - скандинавский правовой реализм, истоки которого были заложены в начале ХХ в. Это философское движение утверждало, что абсолютных прав не существует, из-за нечеткости законов судье нередко приходится быть нормотворцом, тогда как на нем лежит обязанность принимать свои решения для общего блага и пользы. При этом присутствует идея о том, что у каждой юридической проблемы имеется более одного решения.
Помимо общих философских корней северные страны преимущественно из-за схожести скандинавских языков тесно сотрудничали между собой в законодательной сфере, результатом чего стали унифицированные акты, одинаково принятые в этих странах. Тесное юридическое сотрудничество началось с первой «Нордической встречи юристов» в 1872 г. в Копенгагене18. Первый общий закон об оборотных документах (векселях) был предложен в 1880 г. Каждая из трех Скандинавских стран его приняла, тем самым зародилась традиция унификации и гармонизации законов в отдельных сферах, особенно в коммерческом частном праве. Тем не менее планы кодификации всего частного права через единый Скандинавский гражданский кодекс все-таки не смогли воплотиться19.
Юридические съезды продолжаются уже на протяжении 140 лет. Раз в три года влиятельные юристы (судьи, научные исследователи, адвокаты) встречаются в одной из северных столиц. Области сотрудничества, как правило, гражданское право: брачно-семейное, договорное, деликтное, корпоративное право и право интеллектуальной собственности. Другие юридические темы так-
же могут быть представлены, главное в таких встречах - «обсуждение и общение между нордическими коллегами», которые дают «основу для знаний и размышлений о нордических - а постепенно также и европейских - правовых традициях и усиленном правовом единении»20. Доклады встреч издаются, что может являться частью общепринятых правовых источников21. Этот нордический опыт оценивается как модель для подобного сотрудничества на общеевропейском уровне22.
Сейчас сотрудничество северных стран тесно связано с континентальной Европой, так как Швеция, Дания и Финляндия входят в Евросоюз. Хотя Норвегия и Исландия - не члены ЕС, но через Европейскую ассоциацию свободной торговли (вместе с Лихтенштейном) они входят в Европейскую экономическую зону с соответствующим правовым регулированием. Так или иначе, но Евросоюз имеет большое влияние на законодательство всех этих стран. Международное сотрудничество и тенденция глобализации постепенно размывают четкие границы правовых систем, что позволяет им сближаться через заимствование и унификацию. С другой стороны, это приводит к потребности переоценить роль и значение национального права, а с этим и степень суверенитета национального государства.
Примечания
1 См.: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Норма, 1996. С. 127.
2 Например, так указывается в Большом юридическом словаре: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 123.
3 Основная работа по истории нордической правовой науки написана финским профессором Ларсом Бьёрне. См.: Björne L. Den nordiska rättsvetenskapens historia. Stockholm, 1995-2007.
4 Zweigert K, Kötz H. Introduction to comparative law. Oxford, 1998. Р. 86.
5 Уже в 2001 г. на конференции по изучению Скандинавских стран и Финляндии было предложено назвать отрасль науки, занимающуюся Североевропейским регионом, «нордистикой». См.: Рогинский В.В. Борьба за Скандинавию. М.: Весь мир, 2012. С. 15.
6 В данном тексте будет использоваться этот термин, когда речь пойдет о пяти странах.
7 Michalsen D. Rett. Oslo: Pax, 2012. Р. 164.
8 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М.: Юристъ, 2000. С. 177.
9 Knophs oversikt over Norges rett / K. Lilleholth (red.). Oslo: Universitetsforlaget, 2004. S. 12. Этот закон также трансформирован и считается частью национального права.
10 В Норвегии в 2013 г. все обсуждения парламента за 200 лет были дигитализи-рованы.
11 Björne L. Op. cit. S. 121.
12 Knophs oversikt over Norges rett. S. 18.
13 Саидов А.Х. Указ. соч. С. 186.
14 Там же.
15 Michalsen D, Sandvik H. Kodifikasjon og konstitusjon. Oslo: Pax, 2013. Р. 53.
16 Michalsen D. Op. cit. P. 62.
17 Саидов A.X. Указ. соч. С. 184.
18 Количество участников на первом съезде было: 231 человек от Дании, 113 -от Швеции, 50 - от Норвегии и 3 - от Финляндии (перевод с норвежского мой. - Е. П.). См.: De Nordiske Juristmoter [Электронный ресурс]. URL:http:// nordiskjurist.org/om (дата обращения: 12.07.2014).
19 Ibid.
20 Ibid.
21 Ibid. C 1948 г. Сборники докладов хранятся в электронном виде на сайте http://nordiskjurist.org/meetings/.
22 Саидов А.Х. Указ. соч. С. 184. Ссылаясь на Ю.А. Тихомирова, он отмечает, что государства Балтии всё активнее втягиваются в сферу влияния нордического права.