Научная статья на тему 'Опыт построения судов Высшего звена в странах Скандинавии'

Опыт построения судов Высшего звена в странах Скандинавии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1926
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАНДИНАВИЯ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / SCANDINAVIA / JUDICIAL SYSTEM / JUDICIAL POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шабанов П.Н., Тарасова Я.О.

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных вопросов, касающихся судебной системы стран Скандинавии. Предпринята попытка затронуть наиболее важные моменты структуры и функционирования системы судоустройства, что представляет интерес для специалистов, особенно для судейского корпуса, в силу довольно слабого исследования проблематики Скандинавского права и судебного строительства в отечественной юридической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presentarticle concerns of a consideration of basic issue related to the judicial system of Scandinavia. The author attempts to touch up on the important issue of structure and important functions of the judicial system and it is of interests for experts in particular for the judicial corpus due to the weak coverage of problems Scandinavian law and state system in Russian legal science.

Текст научной работы на тему «Опыт построения судов Высшего звена в странах Скандинавии»

УДК 34.05

П. Н. Шабанов, Я. О. Тарасова

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СУДОВ ВЫСШЕГО ЗВЕНА В СТРАНАХ СКАНДИНАВИИ

Настоящая статья посвящена рассмотрению основных вопросов, касающихся судебной системы стран Скандинавии. Предпринята попытка затронуть наиболее важные моменты структуры и функционирования системы судоустройства, что представляет интерес для специалистов, особенно для судейского корпуса, в силу довольно слабого исследования проблематики Скандинавского права и судебного строительства в отечественной юридической науке.

К л ю ч е в ы е с л о в а: Скандинавия, судебная система, судебная власть.

EXPERIENCES OF HIGHEST COURT LEVEL IN SCANDINAVIAN COUNTRIES

The presentarticle concerns of a consideration of basic issue related to the judicial system of Scandinavia. The author attempts to touch up on the important issue of structure and important functions of the judicial system and it is of interests for experts in particular for the judicial corpus due to the weak coverage of problems Scandinavian law and state system in Russian legal science.

K e y w o r d s: Scandinavia, judicial system, judicial power.

Поступила в редакцию 11 ноября 2015 г.

Анализ правовых систем скандинавских стран (термин Скандинавия в данной статье используется в широком смысле, включая, помимо Швеции, Норвегии и Дании, также Исландию и Финляндию) показывает определенную общность скандинавского и романо-германского права. Прежде всего, это сходство источников правового регулирования. В скандинавских странах нормативный акт является основным источником права, и суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается существенное различие между системами скандинавского и общего права. Однако в скандинавских странах роль суда традиционно весьма значительна. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства. Судья в скандинавских странах обладает большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах.

Верховный суд Швеции был основан в 1789 г. в период просвещенного абсолютизма (ранее высшим органом правосудия являлся Тайный совет). Первоначально суд состоял из 12 членов, половина из которых состояла из дворян, а другая половина - из простых граждан. Король был вправе присутствовать на любых заседаниях и обладал одновременно двумя голосами, он имел также право решающего голоса, если голоса разделятся поровну. В 1809 г. в Акт о форме правления были внесены изменения1. С этого времени все члены суда стали именоваться судьями и должны были быть профессиональными служащими в чине советников юстиции, постоянно осуществляющими свою деятельность. В связи с созданием

1 См.: Конституции государств Европы : в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. Л. А. Окунькова. М., 2001. С. 602.

© Шабанов П. Н., Тарасова Я. О., 2016

в 1909 г. Высшего административного суда и Законодательного совета некоторые полномочия Верховного суда перешли к указанным органам. В 1915 г. Верховный суд ограничил право на обращение с апелляционными жалобами. Обжаловать решения нижестоящих судов в Верховный суд можно только после специального разрешения, которое дается, если дело представляет особый интерес для формирования судебной практики (создается прецедент). С 1974 г. Верховный суд прекратил практику вынесения решений от имени шведского короля, все решения стали выноситься от имени государства. Тем самым Верховный суд окончательно установил свой независимый статус от шведского монарха. В настоящее время основной функцией Верховного суда является рассмотрение жалоб на приговоры и решения апелляционных судов, таких судов в Швеции насчитывается шесть. Право на обжалование в Верховный суд необходимо отдельно получить у коллегии из трех судей. Суд принимает дело к пересмотру лишь в том случае, если оно может создать прецедент и будет являться руководящим для районных и апелляционных судов в их деятельности. Верховный суд во многом занимается лишь формированием единообразной судебной практики, поэтому для большинства типичных дел, если они не связаны с применением новой нормы закона и созданием прецедента, последней инстанцией для обжалования является апелляционный суд2. Верховный суд выступает судом первой инстанции по делам об ответственности высших должностных лиц за совершенные ими преступления. В случае, если Верховным судом (равно как и Высшим административным судом) при применении какого-либо акта (предписания) будет установлено его противоречие основным конституционным актам Швеции или вышестоящему законодательству, он вправе его не применять, в отношении закона, принятого Риксдагом (однопалатный парламент Швеции), такой подход возможен только при явной ошибке законодателя. Верховный суд не осуществляет функцию конституционного контроля, воздерживаясь только от применения закона, признанного неконституционным, делая это с крайней осторожностью, чтобы не вступить в конфликт с парламентом. Указанные полномочия шведские суды получили только в 2000 г.3, когда в Акт о форме правления были внесены соответствующие изменения (глава 11, § 14)4. В Швеции хорошо развит также институт предварительного конституционного надзора, осуществляемого Законодательным советом, который формируется Правительством и Риксдагом из членов Верховного и Высшего административного судов Швеции. Целью шведской судебной системы является защита прав и интересов физических и юридических лиц. Любое частное лицо вправе обратиться в шведский суд не только за защитой своих прав, но и за получением возможности ознакомиться с любыми документами, за исключением тех, которые составляют государственную или личную тайну5.

Таким образом, Верховный суд Швеции - одна из высших судебных инстанций Королевства Швеции, является последней инстанцией по гражданским, уголовным делам и делам, рассмотренным в Апелляционном суде. Верховный суд состоит из 16 судей в чине советников юстиции, которые назначаются Правительством с одобрения Риксдага. Судьи пребывают в должности пожизненно и уходят

2 См.: Привезенцев А. Обзор судебной системы Швеции. 1^1.: http://www.sweden4rus.nu/ rus/info/juridisk/obzor_sudebnoj_sistemy_shvecii.asp

3 См.: Исаев М. А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии : конституционно-правовые аспекты : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.

4 Конституции государств Европы. Т. 3. С. 635.

5 См.: Матвеева И. «Мосты взаимопонимания» между судами и СМИ строят во всем мире // Буква закона. 2013. № 3/4 (42/43). С. 80.

в отставку при достижении 67 лет. Одного из судей Правительство назначает председателем и административным главой суда.

В 2010 г. впервые за всю историю суда председателем была назначена женщина - Марианна Лундиус6.

Верховный суд Норвегии был образован в 1815 г. Первоначально суд состоял из главного судьи и шести судей, назначаемых специальным декретом короля. Со временем количество судей было увеличено. Во время Второй мировой войны в период немецкой оккупации Норвегии Верховный суд отказался работать при новом режиме, и судьи в полном составе покинули свои должности. После войны Верховный суд возобновил свою работу в прежнем составе7.

Верховный суд является последней инстанцией судебной системы Норвегии и имеет три главные задачи: праворазъяснительную, праворазвивающую и задачу обеспечения единообразия судебной практики. В Верховный суд в порядке апелляции обжалуются гражданские, уголовные и административные дела, рассмотренные нижестоящими апелляционными судами. Апелляционные жалобы рассматриваются Апелляционной комиссией Верховного суда, состоящей из трех судей. Жалобы на решения судов, которые являются безосновательными или не представляют существенный правовой интерес для формирования прецедента, могут быть возвращены обратно заявителю. Кроме того, в очевидных случаях проверочный апелляционный комитет может самостоятельно отменить или изменить решение нижестоящего суда8. Апелляционная комиссия решает, какие дела подлежат рассмотрению в Верховном суде. Иными словами, комиссия выполняет роль судебного фильтра. Верховный суд разрешает от 170 до 200 дел в год9. В Верховном суде решаются только наиболее важные дела, которые могут иметь значение в формировании судебной практики. Верховный суд Норвегии не только толкует законы, но и в отличие от Верховного Суда Российской Федерации занимается также правотворчеством. Поскольку решение Верховного суда является важным источником права Норвегии, необходимо, чтобы формулировал свои решения подробно и тщательно. Если решение сформулировано подробно, другим правоприменителям проще анализировать аргументацию Верховного суда.

Верховный суд выполняет также роль Конституционного суда и может проверять любые правовые акты на предмет их соответствия конституции или международным договорам. В отличие от других скандинавских стран Верховный суд Норвегии довольно часто вмешивается в деятельность парламента, указывая на неконституционность некоторых его действий10.

Таким образом, Верховный суд Норвегии — высшая судебная инстанция Королевства Норвегия, рассматривающая гражданские, уголовные и административные дела, а также дела, связанные с решением конституционных вопросов. Верховный суд состоит из Главного судьи (по традиции именуется юстиариусом) и

6 Председателем Верховного суда Швеции стала женщина. URL: http://pravo.ru/interpravo/ news/view/23003/

7 См.: Михельсен Х. М. История норвежского Верховного суда (часть 2). URL: http://www. domstol.no/Enkelt-domstol/-Norges-Hoyesterett/Om-Hoyesterett/Artikler-og-foredrag/Hoyester-etts-historie-DEL-II/

8 См.: Решетников Ф. М. Судебная система Норвегии. URL: http://www.norge.ru/judicial_sys-tem/

9 Сайт Верховного суда Норвегии. URL: http://www.domstol.no/no/Enkelt-domstol/-Norges-Hoyesterett/

10 См.: Карстери Смит. Конституционный контроль парламентского законодательства : Норвегия как европейский инициатор // Конституционный контроль на рубеже веков : актуальные проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тирасполь, 2004.

19 судей. Как правило, дела рассматривают коллегии из 5 судей. В особо важных случаях дело рассматривает коллегия, состоящая из 11 судей, а в исключительных случаях дело решается Пленумом Верховного суда. Все судьи назначаются королем Норвегии по предложению министра юстиции на пожизненный срок, но по достижении 70 лет обязаны уйти в отставку. С 2002 г. должность Главного судьи занимает Тор Шей.

В Норвегии судебная практика имеет особое значение при разрешении юридических дел. Во-первых, юристы Норвегии обоснованно считают, что одинаковые дела должны решаться одинаково - это справедливо, иначе суды могут потерять свою легитимность. Во-вторых, прецеденты создают предсказуемость. Предсказуемость действительно очень важна в правовом государстве. В-третьих, прецеденты хорошо дополняют законодательство. В Норвегии полагают, что законы не могут предусмотреть все - реальность более фантасмагорична, чем любая фантазия. В-четвертых, судьи Верховного суда - одни из самых лучших юристов в стране. Подразумевается, что они хорошо понимают, как надо развивать право. В-пятых, может быть, это самое важное, учитывать прецеденты экономически выгодно. Если похожая ситуация однажды уже решалась в Верховном суде, стороны скорее всего не захотят подавать иск в суд, поскольку результат известен заранее.

Верховный суд Дании основан 14 февраля 1661 г. и заменил собой Королевский суд. Первоначально суд состоял из 30 судей, формальным главой суда был король, для которого в зале суда ставился трон. Король мог председательствовать в судебном заседании и отменить любое решение Верховного суда. С 1661 г. Верховный суд решал лишь две задачи: рассматривал уголовные дела и частные споры между гражданами. После принятия Конституции 1849 г. в дополнение к ним суд стал также осуществлять контроль за решениями органов исполнительной власти, чтобы они не выходили за рамки закона, и контролировать законодательную власть, чтобы ее деятельность оставалась в пределах конституционных ограничений (т.е. принимаемые акты не противоречили конституции). В 1999 г. Верховный суд впервые в своей истории через 150 лет после принятия первой Конституции Дании 1849 г. воспользовался правом проверить на конституционность положения законодательного акта11. Юрисдикция суда распространяется на все территориальные части Датского королевства: Данию, Гренландию и Фарерские острова.

Верховный суд в апелляционном порядке пересматривает решения по уголовным и гражданским делам нижестоящих судов, в том числе таких специализированных судов, как: Суд по морским и торговым делам, Регистрационный суд и Специальный суд по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних и психически больных лиц.

Верховный суд является органом конституционного контроля (в современной Конституции это право за судом не закреплено), что является не чем иным, как конституционно-правовым обычаем12, сложившимся еще с принятия первой Конституции 1849 г., когда Верховный суд должен был контролировать деятельность законодательной власти. В соответствии с этой практикой суд дает толкование Конституции и может проверять законы на их конституционность только в конкретном деле, т.е. осуществляет конкретный нормоконтроль13. Верховный суд

11 Верховный суд - 350 лет сегодня. URL: http://jyllands-posten.dk/debat/kronik/arti-cle4489793.ece

12 См.: Исаев М. А. Указ. соч.

13 См.: Ракитская И. А. Конституционные основы европейского сотрудничества Дании и роль Фолькетинга в европейской интеграции // Вестник МГИМО (У) МИД России. 2011. № 3 (18). С. 259-266.

рассматривает жалобы на постановления нижестоящих судов в одной из двух коллегий в составе не менее чем из пяти судей. В исключительных случаях собирается пленум Верховного суда.

Таким образом, Верховный суд Дании — высшая судебная инстанция Королевства Дании. Он расположен в Копенгагене во дворце Кристиансборг, где также находится парламент. Верховный суд состоит из 19 судей, один из которых избирается председателем. Судьи назначаются специальным королевским указом на пожизненный срок, но по достижении 70 лет уходят в отставку. Ранее кандидатуры предлагались единолично министром юстиции, но после судебной реформы 1999 г. он согласовывает свой выбор в специальном совете при Министерстве, чтобы избежать проявлений непотизма и корпоративных предпочтений14. Председателем Верховного суда Дании с 2010 г. является Берг Даль.

Особенностью датской судебной системы является то, что в зависимости от важности дела по первой инстанции оно может быть рассмотрено сразу в Верховном суде, в остальных скандинавских странах первой инстанцией всегда будут только низшие суды15. Кроме того, министр юстиции Дании вправе определять, какое дело в каком суде должно рассматриваться16.

Верховный суд Исландии образован в 1919 г., сразу после обретения в 1918 г. Исландией своей независимости в качестве самостоятельного королевства. Свое первое заседание Верховный суд провел 16 февраля 1920 г. После 1944 г., когда Исландия окончательно обрела независимость и стала республикой, Верховный суд возглавил в стране судебную ветвь власти в системе разделения властей. Судебная власть в Исландии является двухуровневой17. Нижний уровень состоит из районных судов, верхний уровень - из Верховного суда, который рассматривает все категории дел (уголовные, гражданские, административные), в том числе разрешает конституционные вопросы (выполняет роль Конституционного суда). На пленарных заседаниях Верховный суд рассматривает апелляционные жалобы на любые решения и приговоры нижестоящих судов, административных органов и полиции по вопросам как права, так и установления факта. Верховный суд формирует также единообразную практику для нижестоящих судов.

Верховный суд состоит из 12 членов, назначаемых Президентом по предложению министра юстиции, осуществляющих свои полномочия пожизненно (по достижении 70 лет уходят в отставку). Председатель суда избирается судьями сроком на четыре года. С 2012 г. председателем Верховного суда Исландии назначен Маркус Сигурбьернсон. Судебная система Исландии по своему устройству аналогична судебной системе Норвегии.

В Финляндии действует похожая судебная система. В частности, Верховный суд Финляндии, основанный в 1918 г., состоит из президента суда и 21 судьи. Суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов по гражданским и уголовным делам коллегией из 5 судей. Наиболее важные вопросы обсуждаются на пленарных заседаниях. Обжалование судебных решений в Верховный суд допускается, как правило, лишь с разрешения Верховного суда, выдаваемого

14 The Supreme Court: Historic outline. URL: http://www.domstol.dk/om/otherlanguages/en-glish/historicoutline/Pages/default.aspx

15 См.: Исаев М. А. Указ. соч.

16 См.: Арутюнян Г. Г. Конституционный контроль : характер функционирования и развития системы. М., 1997.

17 См.: Исландским судьям литовская судебная система показалась сложной. URL: http:// www.15min.lt/ru/article/vesti/islandskim-sudjam-litovskaja-sudebnaja-sistema-pokazalas-slozh-noj-504-215755

коллегией из 3 судей в тех случаях, когда этого требуют интересы единообразия судебной практики, или в целях исправления существенной судебной ошибки. Верховный суд может давать также заключения по законопроектам. В некоторых случаях он осуществляет рассмотрение дела по первой инстанции, но обычно рассматривает просьбы о помиловании, заслушивает апелляции и решает вопросы о конституционности тех или иных законов и действий.

Большинство судей в Финляндии занимают свои должности по назначению. Президенты Верховного и Верховного административного судов назначаются Президентом Республики. Он же назначает судей этих, а также апелляционных судов, но уже с учетом рекомендаций Верховного и Верховного административного судов Финляндии. Все профессиональные судьи назначаются пожизненно (по достижении 70 лет они должны уйти в отставку) и могут быть смещены лишь по судебному приговору, кроме случаев назначения на вышестоящую судейскую должность с их согласия.

С 2005 г. президентом Верховного суда Финляндии назначена Паулиине Ко-скело.

Для российской правовой реальности изучение и использование опыта построения национальной судебной системы, именно странами Скандинавии, представляет серьезный интерес. Особенно много общего в сфере деятельности судов общей юрисдикции, так как они и в Российской Федерации, и в странах Скандинавии отдают приоритет рассмотрению уголовных и гражданских дел, не уделяя такого же внимания административному судопроизводству. В связи с этим вопросы организационного и процессуального взаимодействия судов основного звена с Верховным судом страны вызывают повышенный интерес. Учитывая, что в нашей стране «новый» Верховный Суд работает чуть более года, практика «нового» взаимодействия с другими судами особенно интересна современному исследователю проблем оптимального построения судебной системы страны.

Воронежский государственный университет Шабанов П. Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры организации судебной власти и правоохранительной деятельности

E-mail: pshabanov@rambler.ru Тел.: 8 (473) 255-74-17 Тарасова Я. О., студентка юридического факультета E-mail: yana.tarasova.00@inbox.ru Тел.: 8-951- 568-18-63

Voronezh State University Shabanov P. N., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Organization of Judicial Authority and Law Enforcement Activity Department

E-mail: pshabanov@rambler.ru Тел.: 8 (473) 255-74-17 Tarasova Уа. O., Student of the Legal Faculty E-mail: yana.tarasova.00@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.