Научная статья на тему 'Правовые системы Скандинавских стран: общее и особенное'

Правовые системы Скандинавских стран: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14575
2059
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM / ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ / LEGAL / FAMILY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / КОДИФИКАЦИЯ / CODIFICATION / СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ / JUDICIAL DECISION / СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ / JUDICIAL PRECEDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович

В статье представлена общая характеристика правовых систем Скандинавских стран. Автор приходит к выводу, что общие исторические корни, теснейшие политические, экономические и культурные связи предопределили наличие схожих черт в правовых системах данных государств. В то же время скандинавские правовые системы имеют черты, характерные для англосаксонской и романо-германской правовых семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SYSTEMS OF THE SCANDINAVIAN COUNTRIES: THE GENERAL AND SPECIAL

The article presents a General overview of the legal systems of the Scandinavian countries. The author comes to the conclusion that the common historical roots, a close political, economic and cultural relations has determined the presence of similarities in legal systems of these States. At the same time, the Scandinavian legal systems have much in common with Anglo-Saxon and Romano-Germanic legal family.

Текст научной работы на тему «Правовые системы Скандинавских стран: общее и особенное»

рану и управление городом. Организация охраны города передана профессиональным рабочим организациям и в настоящее время уже действует» [7, с. 16]. Городская охрана просуществовала вплоть до вступления на территорию города Красной Армии и создания нового административного аппарата.

После освобождения Ростова-на-Дону частями 1-й Конной Красной армии (7-8 января 1920 года) и образования Военно-революционного комитета (10 января) был издан приказ ВРК от 11 февраля 1920 года № 22, провозглашавший установление Советской власти на Дону. В этом же акте говорилось, что «вся постоянная формируемая боевая дружина по охране города и боевые дружины комендатур с сего числа переименовываются в советскую народную милицию».

До создания аппарата советской милиции, с 10 января по 2 февраля 1920 года, функции охраны революционного порядка и борьбы с преступностью осуществляли боевые дружины рабочих, для организации которых Ревком проводил сначала трех-, а затем десятипроцентную мобилизацию лучшей части фабрично-заводских рабочих, преимущественно большевиков. Партийные и советские органы в областном центре и на местах направляли на службу в ряды милиции самых достойных своих товарищей. В докладе в Донис-полком начальник Ростовской милиции сообщал, что городская милиция состоит на 90 % из рабочих, крестьян, фронтовиков и только на 10 % -из служащих.

Впервые вопрос об организации милиции в Ростове-на-Дону был поставлен на заседании

Военно-революционного комитета 4 февраля 1920 года (протокол № 9). В постановлении ВРК записали: «Поручить т. Баранову снестись с отделом Донисполкома и приступить к организации милиции, для чего использовать как ядро кадров членов боевых дружин фабрично-заводских предприятий и районных комендатур». В этот же день на заседании Донисполкома постановили: «.. .поручить Областному Отделу Управления вместе с Ревкомом приступить к организации милиции в гор. Ростове-на-Дону» [8].

С создания советской милиции начинается следующий этап в развитии полицейской системы на Дону.

Литература

1. ГАРФ. Ф. 1256. Оп. 1. Д. 1. Л. 112-113. Пролетарская революция на Дону: сборник. М.-Л., 1924.

2. Борьба за власть Советов на Дону. 19171920. Ростов н/Д, 1957.

3. Основные законы Всевеликого войска Донского. Новочеркасск, 1918.

4. Сборник узаконений и распоряжений правительства войска Донского. Новочеркасск, 1918. Вып. 1.

5. ГАРО. Ф. 577. Оп. 4. Д. 27. Л. 2.

6. ГАРО. Ф. 577. Оп. 4. Д. 24. Л. 273.

7. Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое Особым отделом при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. Новочеркасск, 1920.

8. ГАРО ар-97. Оп. 1. Д. 170. Л. 57, 110, 119.

Л. П. Рассказов

ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В статье представлена общая характеристика правовых систем Скандинавских стран. Автор приходит к выводу, что общие исторические корни, теснейшие политические, экономические и культурные связи предопределили наличие схожих черт в правовых системах данных государств. В то же время скандинавские правовые системы имеют черты, характерные для англосаксонской иромано-германской правовых семей.

Ключевые слова: правовая система, правовая семья, законодательство, кодификация, судебное решение, судебный прецедент.

В настоящее время Скандинавские страны -Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия - являются наиболее благополучными в мире. Последовательное развитие демократиче-

ских принципов организации общества позволило сделать уровень жизни населения этих государств одним из самых высоких.

У Скандинавских стран единые исторические

корни. В 1397 году Кальмарская уния объединила в единое государство под верховной властью датского короля Данию, Норвегию и Швецию. В 1523 году, после избрания молодого дворянина Густава Вазы шведским королем, скандинавская монархия во главе с датскими королями перестала существовать. Швеция стала независимым государством. Финляндия, еще в ХП-XIII веках завоеванная Швецией и вошедшая в ее состав, в 1809 году, после поражения Швеции в Русско-шведской войне, стала частью Российской Федерации.

Дания, Норвегия и Исландия долгое время находились под централизованным управлением датской королевской семьи. В 1814 году Дания уступила территорию Норвегии Швеции, которая в 1906 году мирным путем получила полную автономию. В 1918 году независимым государством была провозглашена и Исландия, хотя формально она находилась под юрисдикцией датского короля до конца Второй мировой войны.

Следует отметить, что Российская империя как до, так и после Октябрьской революции 1917 года почти не вмешивалась в правовую систему Финляндии, что предопределяло ее правовое единство со Швецией.

Таким образом, общие исторические корни, теснейшие политические, экономические и культурные связи, географическое положение, схожие языки (кроме Финляндии, но вторым государственным языком там является шведский) предопределили наличие общих черт в правовых систем данных государств. В то же время между ними имеются и отличия. Поэтому, прежде чем давать общую характеристику правовых систем Скандинавских стран, рассмотрим кратко особенности каждой из них.

Так, Швеция считается воплощением социалистических идей, хотя сами шведы не причисляют себя к каким-либо идеологическим доктринам. В этой стране эффективно сочетаются капиталистические отношения с жестким государственным регулированием социальных вопросов, в результате удается действенно стимулировать экономику, в том числе частный бизнес, и вместе с тем избегать появления бедных, социально не защищенных граждан.

Швеция - унитарное государство, состоящее из 24 округов, в каждом из которых действуют избираемые органы местного самоуправления. По форме правления Швеция является конституционной монархией, которая, как и в Великобритании, носит формальный характер.

Законодательная власть полностью принадлежит однопалатному парламенту - риксдагу,

состоящему из 349 депутатов, избираемых на 3 года. Исполнительная власть возложена на правительство - Кабинет министров, формируемый риксдагом.

Следует отметить, что в шведском праве наиболее полно проявляются черты, свойственные скандинавскому праву в целом. Данное государство инициировало создание унифицированных законодательных актов Скандинавских стран, которые базируются на шведском законодательстве. Швеция никогда не находились под иностранным господством, поэтому развитие шведского права определялось внутренними потребностями общества, хотя влияния римского права избежать все же не удалось.

Основы современной правовой системы Швеции были заложены Сводом законов Шведского государства 1734 года. Так, закон 1734 года представлял собой широкую кодификацию права (включал 9 разделов по основным отраслям права - семейные торговые отношения, наказание и другое). Свод насчитывает 1300 параграфов, базирующихся на традициях старого шведского земельного и городского права.

Одни положения этого закона, определенным образом измененные, действуют и сегодня, другие подверглись полной переработке. Так, в 1920 году был принят новый раздел о браке, в 1948 году - о судебном разбирательстве, в 1959 году - о наследовании и так далее. В то же время в Швеции существует ряд законов, которые не вписываются в структуру Свода 1734 года, поскольку регламентируют общественные отношения, возникшие в процессе социально-экономического развития страны в XIX веке. Это относится к таким отраслям, как трудовое и акционерное право, право социального обеспечения, охрана окружающей среды и так далее.

Важнейшим источником права Швеции является нормативно-правовой акт, нормы которого регулируют конкретную жизненную ситуацию. Как отмечает А. X. Саидов, в Швеции одной из доминирующих тенденций в развитии источников права является все возрастающий удельный вес нормативных юридических актов, в наибольшей мере соответствующих природе права, его свойствам, обеспечивающих целенаправленное, динамичное развитие данной правовой системы и в то же время наиболее целесообразных и удобных на практике [ 1, с. 285].

Между тем шведские нормы права называют каучуковым, так как они наделяют судебные органы широкой свободой при выборе санкций. Суды, помимо нормы права, опираются на такие понятия, как «разумность», «справедли-

вость», «добросовестная деловая практика» и так далее.

Таким образом, в Швеции судебная практика является еще одним источником права. Под видом толкования закона суды, по существу, занимаются нормотворчеством. При этом нижестоящие суды, как правило, руководствуются решениями, принятыми вышестоящими судебными инстанциями по аналогичным делам. Однако в Швеции отсутствует понятие прецедента в том виде, в каком оно существует в англосаксонской правовой семье. Судам отводится роль толкователей права, но, как мы показали, это в определенной степени приводит к появлению прецедентного права.

В то же время подчеркнем, что суды применяют нормы, созданные судебной практикой, только в той мере, в какой ее сочтет нужным применять судья. Данная норма непрочна, в отличие от нормы нормативно-правового акта ее можно в связи с рассмотрением нового дела не применять.

Шведское законодательство в основном не-кодифицировано. Единственным официальным способом его систематизации является порядковая нумерация актов при их опубликовании в официальном издании. Окончательные результаты законодательного процесса - законы и постановления - публикуются в официальном бюллетене - Сборнике шведского законодательства, основанном в 1824 году. При цитировании текстов законов ссылаются на год и номер выпуска бюллетеня [1, с. 283].

Финляндия, как и Швеция, является унитарным государством. Как мы отмечали выше, свою полную государственную независимость Финляндия обрела в результате распада Российской империи, в состав которой она входила с 1809 года. До этого Финляндия была провинцией Швеции (с XII века). Основные конституционные законы Финляндии разрабатывались в начале 20-х годов (в дальнейшем в них лишь вносились поправки).

Высший законодательный орган - однопалатный парламент (эдускунт). Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому на 6 лет и обладающему достаточно широкими полномочиями, в частности, он назначает премьер-министра и других министров.

Финское право несет на себе сильную печать шведского права. Определенную самостоятельность финское право обрело в период нахождения в составе Российской империи, где она обладала особым государственно-правовым статусом, предусматривающим высокую степень автономности. В частности, был принят свой Уголовный кодекс. Однако в настоящее время рефор-

ма финского права еще не завершена, многие отрасли до сих пор не кодифицированы; в этой связи на практике роль источника права играют судебные решения. В Финляндии до сих пор действует УК 1889 года (с изменениями), а система судопроизводства имеет схожие черты со шведской системой.

Дания - это конституционная монархия. Главой государства является король. В соответствии с Законом о престолонаследии 1953 года королевская власть передается по наследству по мужской и женской линиям. По Конституции 1953 года король обладает весьма широкими полномочиями (назначает и увольняет правительство, утверждает законы, имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим и другие) и ни перед кем не отвечает. Однако фактически большинство функций исполнительной власти выполняет правительство, которое, как правило, возглавляет лидер партии парламентского большинства. Правительство обладает значительными законодательными полномочиями. Парламент Дании представляет собой однопалатный фолькетинг, избираемый на 4 года населением страны. Основная функция фолькетинга -законодательная.

Важнейшим документом в истории права страны является Датский закон Кристиана 1683 года, состоящий из 6 книг и представляющий собой свод законов по различным сферам общественных отношений. Некоторые нормы его действуют и сегодня.

Реформирование права в Дании началось в 1849 году, после отмены абсолютной монархии. Особенность правовой системы Дании состоит в том, что в этой стране немалую роль играют судебные прецеденты, поскольку в целом право кодифицировано далеко не полностью. Отметим, что решения Верховного суда являются обязательными для нижестоящих инстанций. К числу кодифицированных отраслей принадлежит уголовное право. УК Дании был принят в 1930 году.

Норвегия также является унитарным государством, а по форме правления - конституционной монархией (с 1814 года). Каждой из 19 областей управляет назначаемый королем губернатор; на местах также действуют выборные органы.

Король возглавляет исполнительную власть, назначает премьер-министра (обычно лидера парламентского большинства), имеет право накладывать отлагательное вето и другие полномочия. Норвежский король чтит дворцовые традиции. Например, во время визита в Россию в мае 1998 года король Норвегии Гарольд V был обла-

чен в военный мундир и белые перчатки, которые не снимал даже при рукопожатии с Президентом России Ельциным. Текущую же деятельность по управлению государством осуществляет правительство.

Законодательная власть принадлежит парламенту - стортингу, депутаты которого избираются на 4 года. Парламент также выполняет контролирующую функцию.

Первые записи норвежских правовых обычаев относятся к XII веку. После завоевания Норвегии Данией (в 1380 году) норвежское право оказалось под сильным влиянием датских правовых традиций, а после присоединения к Швеции (1815-1905 годы) - соответственно, шведских традиций.

Тем не менее Норвегия не утратила своей правовой самобытности. Так, в 1687 году издан «Норвежский свод законов короля Кристиана V» в 6 книгах, охватывающих основные сферы жизни. В последующем норвежское право так и не получило существенной кодификации, и основным источником права являются отдельные законодательные акты. Важное значение в правовой системе отводится судебным прецедентам и, что характерно именно для Норвегии, работам ученых-юристов, а также материалам законопроектов, позволяющим «выявить истинные намерения» законодателя.

Действующий УК принят в 1902 году. Это был первый в Европе уголовный закон, отражающий идеи социологической теории наказания в уголовном праве. Традиционная для европейских стран система наказаний в этом кодексе дополнена нормами о мерах безопасности, применяемых к рецидивистам и психически неполноценным лицам [2, с. 276-280].

Таким образом, можно отметить, что развитие государственности и права в Скандинавских государства шло самобытным путем, отличным от развития стран континентальной Европы и Англии. В то же время определенное влияние на развитие правовых систем Скандинавских стран оказали и романо-германские и англосаксонские правовые семьи. Поэтому в этих странах можно встретить некоторые черты континентального и общего права.

Так, с романо-германской правовой семьей ее связывает то, что важнейшими источниками права в Скандинавских странах являются нормативно-правовые акты. Как мы уже отмечали, в ХУП-ХУШ веках в Дании и Швеции были приняты два нормативно-правовых акта, два свода - Кодекс короля Христиана У 1683 года, известный в Норвегии под названием «Норвеж-

ское право», и Свод законов Шведского государства 1734 года. Данные акты явились исходным пунктом формирования правовых систем Скандинавских стран и составили основу последующего развития обеих ветвей скандинавского права - датской и шведской [ 1, с. 275-276].

Таким образом, еще несколько столетий назад в Скандинавских странах осуществлялась систематизация законодательства, что также свойственно странам романо-германской правовой семьи. Однако данный процесс не привел к появлению кодексов, равноценных тем, которые были разработаны и приняты во Франции и Германии. Шведский и Датский своды можно было расценивать как инкорпорацию действующего законодательства на момент их принятия, так как отдельные части этих законодательных актов были объединены по тематическому основанию, но не представляли собой акты, при помощи которых осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (что присуще кодексам). В настоящее же время их тем более нельзя признать кодексами, так как они, кроме сказанного выше, включают в себя только лишь незначительную часть существующих законодательных положений. Хотя они формально продолжают действовать, роль их не велика. В первую очередь, это относится к Кодексу Христиана У, который, по сути, является данью истории. В меньшей степени это относится к Шведскому своду 1734 года, который в настоящее время выполняет интеграционную роль в шведском праве.

Таким образом, в отличие от большинства государств континентальной Европы в Скандинавских странах отсутствуют кодексы, систематизирующие отдельные отрасли права. Вместе с тем следует отметить, что в Скандинавских странах идет процесс гармонизации и унификации их законодательства. Как мы указывали выше, данный процесс, продолжающийся уже несколько веков, получил дополнительный импульс в 1872 году, когда юристы приняли решение о дальнейшей унификации скандинавского права.

В результате уже в 1880 году в Швеции, Дании и Норвегии вступил в силу единый закон об оборотных документах. В последующие годы основное внимание уделялось унификации торгового и морского права, а также брачно-семей-ного, договорного, деликтного права, права, касающегося компаний и интеллектуальной собственности. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в континентальной Европе реформы были проведены лишь после Второй мировой

войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно упомянуть уравнение в правах мужа и жены, детей, рожденных вне брака, и законнорожденных. В то же время в публично-правовой сфере, уголовном праве и процессе, налоговом праве, праве собственности на недвижимость, то есть в областях, где различные национальные традиции имеют большое значение, такая кооперация выражена слабее [1, с. 278-279].

Отличительной чертой Скандинавских государств традиционно является более значимая роль судебной практики, чем в континентальной Европе. Как мы уже отмечали, нормативно-правовые акты этих стран выступают основными источниками права. В Скандинавии суды обладают значительной свободой в толковании правовых предписаний. Вместе с тем они формально не могут создавать нормы права, и в этом состоит их отличие от стран англосаксонской право-

вой семьи. Другими словами, понятие прецедента в Скандинавских странах в классическом его понимании не существует.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что правовые системы Скандинавских стран являются особой разновидностью романо-германской правовой семьи, так как в них широко используются ее понятия и юридическая техника. Вместе с тем право Скандинавских стран имеет много общего и с англосаксонской правовой семьей.

Литература

1. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2009.

2. Рассказов Л. П., Упоров И. В., Карнаушен-ко Л. В. История государства и права зарубежных стран: курс лекций. Краснодар, 2004.

С. А. Воронцов

О ПРАКТИКЕ ВВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

В статье исследуются проблемы, связанные с разработкой и реализацией практических мер по введению государственных и муниципальных служащих Республики Крым в правовое пространство Российской Федерации. Рассматриваются основные направления программы переподготовки служащих по основам государственного и муниципального управления, судебной системы и антикоррупционного законодательства России. Высказывается предложение об обеспечении непрерывного процесса вовлечения крымских государственных и муниципальных служащих в правовое пространство Российской Федерации.

Ключевые слова: Крым, Севастополь, государственные и муниципальные служащие, законодательство, программа переподготовки, основы государственного и муниципального управления, антикоррупционное законодательство, непрерывность процесса обучения.

Более полугода прошло с момента добровольного вхождения Крыма в состав Российской Федерации. Время опровергло десятки наукообразных теорий и прогнозов о том, что Крым не выживет вне состава Украины. Политическим руководством и жителями новых субъектов Российской Федерации при поддержке буквально всех регионов России реализованы первоочередные задачи по обеспечению жизнедеятельности промышленного и сельскохозяйственного комплекса полуострова, решены проблемы электро- и водоснабжения, безопасности и правопорядка. Организована паромная переправа, железнодорожное и автосообщение.

Одновременно с решением этих важнейших задач был проведен комплекс мероприятий по формированию корпуса государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя. Необходимость в данной работе вытекала из п. 10 ст. 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно указанной норме закона сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Республики Крым, сотрудники иных го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.