Научная статья на тему 'Ситуация затрудненного общения ребенка: проблема актуализации коммуникативного потенциала'

Ситуация затрудненного общения ребенка: проблема актуализации коммуникативного потенциала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА / ПРОЦЕСС КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ / COMMUNICATIVE SITUATION / COMMUNICATIVE POTENTIAL / POTENTIAL ACTUALIZATION / CONCEPTUALIZATION PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна

В статье обсуждается проблема актуализации коммуникативного потенциала ребенка. Показано, что его актуализация в значительной мере зависит от активной когнитивной переработки информации о релевантных признаках ситуации и собственных возможностей по ее преобразованию. Предлагается рассматривать в качестве механизма актуализации коммуникативного потенциала когнитивный процесс концептуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The situation of child''s difficulty communication: communicative potential actualization problem

The article discusses the problem of child's communicative potential actualization. It is shown that its actualization depends largely on active cognitive processing of information about the relevant characteristics of the situation and own possibilities for its transformation. It is suggested that cognitive process of conceptualization can act as a mechanism of actualization of communicative potential.

Текст научной работы на тему «Ситуация затрудненного общения ребенка: проблема актуализации коммуникативного потенциала»

чений. Но оно также будет и создавать проблемы в ее жизнедеятельности.

В целом же мы видим в качестве задачи психологов, в первую очередь, снижение стремления к публичности и самопрезентации за счет сохранения и развития социальной идентичности с реальным окружением.

Это предполагает сосредоточенность внимания на решении вопросов ослабления чувства одиночества личности в реальном мире.

В таком случае, если сам Интернет сможет внушить доверие пользователю, он станет для личности полезным инструментом, а не аддиктивным средством ухода в мир собственного воображения. И именно тогда станет возможным формирование адекватного и продуктивного виртуального коллективного субъекта, дополняющего, а не компенсирующего реальную жизнь человека. Это исключит гипертрофированные цели самопрезентации и публичности личности адекватно объективным, а не субъективным реалиям жизни, превращая Интер-

нет в инструмент более эффективного развития социальной среды существования человека.

Библиографический список

1. Козлова Н.С., Сушков И.Р. Стремление к публичности и самопрезентации как проявление специфических потребностей, реализуемых личностью в интернет-среде // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -2013. - № 6 (ноябрь — декабрь) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/ e-zpu/2013/6/Kozlova_Sushkov_Publicity-Self-Presentation/ (Дата обращения: 9.09.2014).

2. Козлова Н.С. Стремление к публичности как социально-психологическое явление // Психология - наука будущего: Материалы V междунар. конф. молодых ученых. - М.: Институт психологии РАН. - 2013. - С. 277-278.

3. СушковИ.Р., КозловаН.С. Реальность и виртуальность в сознании личности // Европейский журнал социальных наук. - 2014. - № 4. -Т. 2 (43). - С. 256-263.

УДК 159.922.7

Хазова Светлана Абдурахмановна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

hazova_svetlana@mail.ru

СИТУАЦИЯ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА: ПРОБЛЕМА АКТУАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА*

В статье обсуждается проблема актуализации коммуникативного потенциала ребенка. Показано, что его актуализация в значительной мере зависит от активной когнитивной переработки информации о релевантных признаках ситуации и собственных возможностей по ее преобразованию. Предлагается рассматривать в качестве механизма актуализации коммуникативного потенциала когнитивный процесс концептуализации.

Ключевые слова: коммуникативная ситуация, коммуникативный потенциал, актуализация потенциала, процесс концептуализации.

Личность человека формируется там, где он общается, иными словами, есть основания утверждать, что личность имеет коммуникативную природу (В.И. Кабрин), да и развитие нашего сознания, с точки зрения многих исследователей, есть ни что иное как отражение интериоризированной, перешедшей во внутренний план коммуникации (А.А. Бодалев). Недаром отсутствие равноправного общения со сверстниками рассматривается в возрастной психологии как важнейший фактор риска.

Ребенок постоянно является участником множества коммуникативных ситуаций, которые в зависимости от их субъективного восприятия приобретают статус «простых» или «трудных» (В.Н. Куни-цына, А.Г. Самохвалова). И если простая коммуникативная ситуация не вызывает внутреннего напряжения, то трудная коммуникативная ситуация, в которой требования к личности выходят за пределы ее актуальных возможностей; ставит ребенка

перед необходимостью мобилизации значительного количества ресурсов для успешного решения задачи общения [13]. Так, в одном из наших исследований было показано, что подростки в ситуациях затрудненного общения опираются на широкий спектр ресурсов, к которым они относят эмоционально-волевые, интеллектуальные, коммуникативные качества и даже телесные особенности, связанные с силой, ловкостью и внешней привлекательностью. Среди коммуникативных ресурсов и мальчики, и девочки называют такие качества как дружелюбие и общительность; девочки особо отмечают способность понимать других людей и их переживания, эмпатию («понимающий» в терминах подростков) и раскрепощенность в общении [14].

А.Г. Самохвалова считает, что трудности общения ребенка обусловлены особенностями развития и реализации коммуникативного потенциала, под которым автор понимает индивидуально-своеобразный комплекс коммуникативных особенностей ре-

* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Хазова С.А., 2014

бенка (внутриличностных и поведенческих), характеризующий его возможности в осуществлении коммуникативной составляющей различных видов деятельности [12]. Тем самым коммуникативный потенциал выступает как интегральная переменная, объединяющая социально-психологические и индивидуально-психологические свойства, качества, особенности находящиеся в латентном состоянии, определяющие в том числе коммуникативную компетентность, которая в свою очередь может быть рассмотрена в качестве «актуального, достигнутого уровня (низкий, средний, высокий) реализации коммуникативного потенциала личности» [9, с. 133]. Такое понимание позволяет предположить интеграцию ресурсов в структуру коммуникативного потенциала, однако не позволяет ответить на вопрос о том, каким образом коммуникативный потенциал реализуется в конкретной деятельности. Представляется, что решение этой проблемы может быть найдено в обращении к философским понятиям «потенциального», «актуального», «возможного» и «действительного», а также идеям когнитивной психологии об интеллектуальных механизмах регуляции активности субъекта.

«Потенциальное» и «актуальное» и проблема их динамики в философии и психологии. Еще Аристотель связывал категории «потенциального» и «актуального» с проблемой движения и развития. Подразделяя бытие на актуальное и потенциальное, то есть, рассматривая возможное и действительное как два вида объективного существования, когда возможное предшествует действительному, философ трактовал становление, развитие некоторой вещи как переход от потенциального (возможного) к актуальному (действительному). Для его актуализации (превращения в действительное) необходима активность, энергия. Такой энергией обладает ум (мысль), реализующаяся через деятельность, или Бог как чистая деятельность [2].

В рассуждениях Г. Гегеля о возможном и действительном существенным являются идеи о том, что, во-первых, возможность, являясь абстрактным моментом действительности, характеризуется многообразием и неопределенностью, во-вторых, переход возможного в действительное - это есть развитие абстрактного до уровня конкретного, в основе этого перехода лежит энергия субстанции [6].

В современной философии в узком смысле под действительностью понимают конкретное актуальное бытие отдельного объекта в определенное время; под возможностью - такое состояние, когда одна часть детерминирующих факторов имеется в наличии, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая система сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью, то есть возможность и действительность предполагают друг друга.

С этой точки зрения, развитие - это бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновение благодаря этому других.

Таким образом, в философии постулируются следующие моменты:

- возможное, потенциальное предшествует действительному, актуальному и переходит в него;

- для перехода потенциального в актуальное необходима некоторая энергия или активность (деятельность) субстанции (субъекта);

- двигателем процесса развития служит противоречие, определяемое соотношением актуального и потенциального.

Общедиалектические методологические положения философии конкретизируются и в психологических теориях. Так, многие гуманистические психологи (G.W. Allport, A. Maslow, G. Murphy, C. Rogers) положили в основу своих теорий потенциальный взгляд на природу человека, предполагая, что основополагающими тенденциями в его жизни служит стремление к саморазвитию, самоактуализации, самореализации, тем самым они постулируют наличие некоего образования (потенциала), находящегося в латентном состоянии и раскрывающегося в процессе развития способностей и возможностей человека. Соотношение потенциального и актуального обсуждалось и в отечественной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Т.И. Артемьевой, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна.

Б.Г. Ананьев, анализируя особенности ролевого поведения личности и дифференцируя содержание понятия роли в психологическом плане, выделяет потенциалы индивидуально-психического развития, которые связываются им с «ресурсами» и «резервами» человеческой личности, такими как одаренность, специальные способности, работоспособность и т.д. «Никто не сомневается в реальности тех свойств человека, которые носят название потенциальных или виртуальных... Изучение сложной совокупности актуальных и потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности - важная задача всех наук о человеке [1, с. 325-326].

Значительную разработку тема возможного и действительного получила в психологии развития и социальной психологии коллектива (Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев, С.А.Багрецов, А.В. Запорожец, А.Н. Лутошкин, В.М. Львов, В.В. Наумов, К.М. Оганесян). Рассматривая жизненный путь личности, С.Л. Рубинштейн говорил «внутренних силах и возможностях», о «возможностях и потенциях человека». С.Л. Рубинштейн не только формулирует идею о наличии особого внутреннего потенциала, который есть результат истории жизни, столкновения человека с условиями среды, но и отводит ему главенствующую, порождающую роль, отмечая, что именно через внутренние условия пре-

ломляются все внешние воздействия. В.Г. Асеев в связи с анализом проблем онтогенетического развития пишет: «Развитие предстает как единство актуально осуществляющегося процесса развития и детерминирующей и направляющей потенциальной сферы, создающей перспективу и детерминирующей фон актуального процесса» [3, с. 37]. Направляющая роль потенциала акцентируется рядом авторов и при анализе интеллектуального развития.

В целом, понятие «потенциал» является достаточно популярным в современной психологии, где разрабатывались и разрабатываются концепции эмоциональных потенциалов коллектива (А.Н. Лу-тошкин), адаптационного потенциала личности (Ф.Б. Березин, А.М. Богомолов, Е.К. Завьялова, Н.Л. Коновалова, В.А. Кулганов, А.Г. Маклаков, А.А. Налчаджян, С.Т. Посохова), личностного потенциала (Д.А. Леонтьев). В этих концепциях высказываются идеи о том, что:

- потенциал наиболее ощутимо проявляется в неблагоприятных либо изменяющихся условиях, предъявляющих высокие требования к личности;

- именно потенциал, если понимать его в изначальном смысле как «мощь» или «совокупность средств, необходимых для чего-нибудь, степень мощности чего-нибудь в каком-либо отношении» [10, с. 563] определяет диапазон условий, к которым личность может приспособиться, специфику трудных ситуаций, с которыми она может совладать, а также гибкость ее поведения и успешность деятельности;

- потенциальные возможности могут быть актуализированы личностью в ситуациях вызовов, но могут оставаться и в латентном состоянии, быть скрытыми для субъекта, то есть это своеобразные «запасные средства» (Е.А. Петрова), реализация которых связана с возможностью личности управлять ими;

- «причиной» перехода потенциального в актуальное становятся взаимоотношения человека с действительностью, которая предъявляет личности определенные вызовы, выходящие за рамки обычных возможностей и требующие вложения дополнительных сил;

- потенциал может накапливаться, развиваться в процессе деятельности при условии систематического напряжения, либо обучения и воспитания.

Каковы же механизмы актуализации потенциала личности, в том числе, коммуникативной его составляющей?

Концептуализация как механизм актуализации коммуникативного потенциала личности. В современной психологии актуализация возможностей личности в конкретной ситуации чаще всего объясняется либо с точки зрения механизмов когнитивного оценивания ситуации, либо с точки зрения механизмов интеллектуальных контролей.

Проблемы когнитивного оценивания трудной жизненной ситуации обсуждаются многими авторами, которые отмечают субъективность картины ситуации и важность определения ее смысла для субъекта (Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, Л.А. Виноградова, Н.В. Гришина, E. Diener, J.P. Forgas, E.T. Higgis), а также необходимость оценки собственных возможностей (ресурсов) (Е.В. Битюцкая, Р.Лазарус, S. Folkman). Е.В. Битюцкая делает вывод о том, что когнитивное оценивание представляет собой систему интегрированных когнитивных и эмоциональных компонентов и предполагает множественные оценки субъектом ситуации и себя в ситуации, а также выделяет критерии когнитивного оценивания, в качестве которых выступают особенности ситуации и соизмерение с ними затрат собственных ресурсов и их достаточности/недостаточности для совладания с ситуацией [4].

Другие авторы (S. Folkman, Л.А. Виноградова, М.А. Холодная) связывают актуализацию возможностей с метакогнитивными структурами, обеспечивающими регуляцию интеллектуальной активности, в частности с непроизвольным и произвольным интеллектуальными контролями. Современные исследования свидетельствуют, что интеллектуальный контроль имеет отношение к самоконтролю (Я как «мишень» контроля), воспринимаемой самоэффективности /беспомощности, а также со-владанию со стрессовым событием. При этом отмечается, наибольшая роль воспринимаемого контроля, также включающего субъективное восприятие самоэффективности (A. Bandura, S. Folkman). Л.А. Виноградова указывает, что роль интеллектуального контроля в преодолении эмоционально-трудных ситуаций определяется взаимосвязанностью и одновременно дифференцированностью понимания ситуации, соотнесенностью различных форм опыта (прошлого, актуального и рефлексивного опыта, субъективным чувством уверенности в контролируемости ситуации и уверенности в ее преодолении [5]. Таким образом, непроизвольный и произвольный интеллектуальные контроли как компоненты метакогнитивного опыта обеспечивают оценку ситуации и определяют вложение индивидуальных ресурсов и актуализацию потенциальных возможностей.

Все эти идеи дают нам основания связывать актуализацию коммуникативного потенциала с интеллектуальными механизмами, в частности, с процессами концептуализации, обеспечивающими анализ ситуации и выделение ее критических признаков, их категоризацию и обобщение на основе имеющегося опыта, выявление причинно-следственных связей при ее объяснении, вариативную интерпретацию происходящего, оценку собственных возможностей и условий их актуализации. Роль процессов концептуализации заключается также и в обогащении коммуникативного потенциала за

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

счет осмысления опыта разрешения трудных коммуникативных ситуаций и собственной роли в них.

Строго говоря, процессы концептуализации связаны с работой сознания [15]. Тем не менее, говорить только об осознанной актуализации субъектом коммуникативного потенциала неправомерно. Представляется, что этот процесс может отличаться разной мерой осознанности, быть произвольным и непроизвольным. Можно также предположить, что ребенок (дошкольник, младший школьник) в значительной мере опирается именно на неосознаваемые (или частично осознаваемые) и непроизвольные процессы управления своими коммуникативными возможностями, поскольку концептуальные способности, обеспечивающие процессы концептуализации, в этом возрасте развиты незначительно. Это может порождать так называемый «дефицит применения» (П. Миллер) ребенком собственного коммуникативного потенциала.

Кроме того, ключевая роль концептуализации в мобилизации субъектом собственных потенциальных возможностей не отменяет роли аффективных процессов, поскольку известно, что а) интеллектуальные процессы почти всегда взаимодействуют с эмоциональными (С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров); б) в первую очередь через эмоции человеку представлен субъективный смысл ситуации, объектов и т.д. (Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев); кроме того, именно эмоции позволяют акцентировать значимость чего или кого-либо, его личностный смысл в ходе жизни субъекта (А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Роль ситуации в актуализации коммуникативного потенциала личности. По мнению Н.В. Гришиной, значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического фактически признано всеми подходами к объяснению человеческого поведения [7]. Так, в экологической теории Р.Дж. Баркера речь идет о поведенческих контекстах, повседневных социальных условиях, формирующих поведение человека [цит. по: 8]. В социально-когнитивной теории личностные переменные контекстуализированы, то есть способность человека действовать, справляться с трудностями анализируются с точки зрения обстоятельств и жизненных задач, составляющих жизнь отдельного человека. В рамках экологической парадигмы постулируется необходимость анализа любого явления как включенного в определенный контекст, то есть с учетом реальных условий жизнедеятельности [8].

Как уже отмечалось выше, именно ситуация вызова заставляет субъекта, в том числе и ребенка, привлекать собственные потенциальные возможности для ее преодоления. Для нас принципиально важным является тот факт, что влияние любой ситуации на поведение субъекта опосредовано ее активной интеллектуальной переработкой. Как пишет

Н.В. Гришина, человек, с помощью процессов категоризации и интерпретации «определяет» ситуацию, а, следовательно, «определяет» свое поведение в ней и, тем самым «определяет себя в ситуации» [7]. Таким образом, существует определенный ситуационный контекст актуализации коммуникативного потенциала, то есть такая совокупность обстоятельств, условий, которая в соответствии с потребностями данного момента, значимостью этих условий для человека провоцирует активацию его возможностей. Однако важно отметить, что и сами эти возможности могут быть недостаточными для преодоления трудной коммуникативной ситуации.

Итак, подведем итоги:

1. Трудная коммуникативная ситуация предъявляет требования к субъекту, в том числе ребенку, вынужденному актуализировать собственный коммуникативный потенциал для решения коммуникативной задачи.

2. Механизмом актуализации служат процессы концептуализации, обеспечивающие определение смысла ситуации и ее релевантных признаков, а также потенциальных коммуникативных возможностей самого субъекта. Актуализация коммуникативного потенциала предполагает участие эмоциональных процессов, задающих отношение к ситуации как трудной.

3. Трудность ситуации может быть связана с воспринимаемой недостаточностью собственного коммуникативного потенциала или неумением управлять собственными коммуникативными возможностями.

4. Процессы концептуализации позволяют не только актуализировать коммуникативные возможности, но и на основе опыта преодоления трудностей развивать и усиливать собственный коммуникативный потенциал.

5. Однако в детском возрасте актуализация коммуникативного потенциала может быть затруднена в связи с недостаточностью развития процессов концептуализации.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. -339 с.

2. Аристотель. Метафизика. - М.; Л., 1934 [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http:// lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt (дата обращения: 08.08.2014).

3. Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 21-38.

4. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 30 с.

5. Виноградова Л.А. Интеллектуальный контроль как фактор преодоления эмоционально-трудной ситуации // Психологический журнал. - 2004. -Т. 12. - № 5. - С. 21-28.

6. Гегель Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 2. - М., 1971 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: RoyalLib. ru>book/gegel_fridrih/nauka_logiki. html (дата обращения: 03.06.2010).

7. Гришина Н.В. Изменения жизненной ситуации: ситуационный подход // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. - С. 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.01.2014).

8. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - СПб.: Питер, 2003. - 640 с.

9. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2008. - Т. 14. - № 4. - С. 131-137.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2002. -944 с.

11. Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Наука, 1978. - 368 с.

12. Самохвалова А.Г. Ребенок как субъект затрудненного общения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. -№ 4. - С. 137-143.

13. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.

14. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: феноменология и динамика. - Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.

15. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 288 с.

УДК 159.9:316.6 ; 371.4

Самохвалова Анна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Котова Ирина Владимировна

магистр психологии

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова samohvalova@kmtn.ru, kis_27_78@mail.ru

ОШИБКИ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА*

В статье рассматриваются коммуникативные трудности детей дошкольного возраста, возникающие в процессе межличностного общения с взрослыми и сверстниками; влияние стилей и ошибок материнского воспитания на коммуникативное развитие ребенка, на возникновение специфических трудностей общения.

Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, ошибки материнского воспитания, эффекты воспитания.

Постановка проблемы. Развитие современного ребенка происходит в парадоксальных и противоречивых социальных условиях (В.В. Абраменкова, А.Я. Варга и др.). Основными парадоксами Детства являются: демократизация жизни, расширение свободы ребенка, с одной стороны, и ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, на доверительное общение с семьей, с другой стороны (Ф. Дольто, Б.З. Драп-кин, А.И. Захаров); ценность детей и брака, жизнь семьи «ради детей» и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие (А.Г. Вишневский, В.В. Бойко, Б.Н. Миронов); повышение уровня жизни ребенка и снижение качества его жизни (субъективного психо-эмоционального и духовного благополучия ребенка) (И.А. Гундаров, Т.А. Флоренс-

кая). Эти и другие новейшие парадоксы Детства имеют очень существенный психологический компонент, ориентируя исследователя на изучение субъективных трансформаций и переживаний современного ребенка в ситуациях межличностного общения, исследование феноменологии и детерминации затрудненного общения личности, механизмы которого начинают складываться на детских этапах онтогенеза.

В нашем понимании затрудненное общение ребенка - это такое общение, которое актуализируется при решении сложных коммуникативных задач, сопряжено с возникновением различных по силе и степени осознанности коммуникативных трудностей, требующих от ребенка мобилизации коммуникативной активности, направленной на их преодоление [3].

В классификации коммуникативных трудностей мы выделяем четыре группы. К базовым

* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Самохвалова А.Г., Котова И.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.