5. Виноградова Л.А. Интеллектуальный контроль как фактор преодоления эмоционально-трудной ситуации // Психологический журнал. - 2004. -Т. 12. - № 5. - С. 21-28.
6. Гегель Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 2. - М., 1971 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: RoyalLib. ru>book/gegel_fridrih/nauka_logiki. html (дата обращения: 03.06.2010).
7. Гришина Н.В. Изменения жизненной ситуации: ситуационный подход // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6. - № 30. - С. 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.01.2014).
8. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - СПб.: Питер, 2003. - 640 с.
9. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2008. - Т. 14. - № 4. - С. 131-137.
10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2002. -944 с.
11. Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анциферовой. - М.: Наука, 1978. - 368 с.
12. Самохвалова А.Г. Ребенок как субъект затрудненного общения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. -№ 4. - С. 137-143.
13. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.
14. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: феноменология и динамика. - Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.
15. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 288 с.
УДК 159.9:316.6 ; 371.4
Самохвалова Анна Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Котова Ирина Владимировна
магистр психологии
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова samohvalova@kmtn.ru, kis_27_78@mail.ru
ОШИБКИ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА*
В статье рассматриваются коммуникативные трудности детей дошкольного возраста, возникающие в процессе межличностного общения с взрослыми и сверстниками; влияние стилей и ошибок материнского воспитания на коммуникативное развитие ребенка, на возникновение специфических трудностей общения.
Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, ошибки материнского воспитания, эффекты воспитания.
Постановка проблемы. Развитие современного ребенка происходит в парадоксальных и противоречивых социальных условиях (В.В. Абраменкова, А.Я. Варга и др.). Основными парадоксами Детства являются: демократизация жизни, расширение свободы ребенка, с одной стороны, и ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, на доверительное общение с семьей, с другой стороны (Ф. Дольто, Б.З. Драп-кин, А.И. Захаров); ценность детей и брака, жизнь семьи «ради детей» и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие (А.Г. Вишневский, В.В. Бойко, Б.Н. Миронов); повышение уровня жизни ребенка и снижение качества его жизни (субъективного психо-эмоционального и духовного благополучия ребенка) (И.А. Гундаров, Т.А. Флоренс-
кая). Эти и другие новейшие парадоксы Детства имеют очень существенный психологический компонент, ориентируя исследователя на изучение субъективных трансформаций и переживаний современного ребенка в ситуациях межличностного общения, исследование феноменологии и детерминации затрудненного общения личности, механизмы которого начинают складываться на детских этапах онтогенеза.
В нашем понимании затрудненное общение ребенка - это такое общение, которое актуализируется при решении сложных коммуникативных задач, сопряжено с возникновением различных по силе и степени осознанности коммуникативных трудностей, требующих от ребенка мобилизации коммуникативной активности, направленной на их преодоление [3].
В классификации коммуникативных трудностей мы выделяем четыре группы. К базовым
* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.
66
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Самохвалова А.Г., Котова И.В., 2014
трудностям можно отнести трудности, связанные с личностными качествами ребенка, обусловливающими процесс общения - трудности эмпатии, вступления в контакт, трудности, связанные с детским эгоцентризмом, с отсутствием положительной установки на другого человека, с неадекватной самооценкой ребенка, с повышенной эмоционально-личностной зависимостью от партнеров по общению. К содержательным коммуникативным трудностям ребенка относятся трудности, связанные с недостатком коммуникативных знаний, трудности прогнозирования, планирования, самоконтроля в общении, перестройки коммуникативной программы. Инструментальные коммуникативные трудности проявляются в неумении ребенка эффективно реализовывать на практике намеченные программы коммуникативных действий. Это вербальные, невербальные, просодические, экстралингвистические трудности, трудности построения диалога. К рефлексивным коммуникативным трудностям относятся трудности самоанализа, самонаблюдения, самоизменения [2].
Важнейшей задачей нашего исследования является определение факторов, обусловливающих возникновение разнообразных коммуникативных трудностей у ребенка в ситуациях общения. В рамках статьи остановимся на описании роли неконструктивных стратегий материнского воспитания в возникновении коммуникативных трудностей ребенка. По мнению М.В. Сапоровской, главная функция семьи - оказание социальной поддержки, которая является «социальным капиталом», обеспечивающим эффективность адаптационных процессов членов семьи [4, с. 55], а, следовательно, и эффективность коммуникативного поведения ребенка в ситуациях межличностного взаимодействия. Мы полагаем, что неблагоприятные условия и ошибки воспитания, отсутствие адекватной социальной поддержки со стороны матери имеют высокую степень риска в становлении ребенка как субъекта затрудненного общения. Высокая степень риска обусловлена не только огромной значимостью для ребенка взаимоотношений с матерью, но и постоянным, хроническим характером их влияния, поскольку применительно к разным типам вредностей установлено, что факторы хронического действия обычно приводят к более тяжелым последствиям по сравнению с факторами хотя и сильного, но однократного действия (например, острыми психологическими травмами) (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк, Е.А. Дорьева, М.С. Голубева, Т.В. Гущина и др.).
Негативное воздействие стиля материнского воспитания на развитие личности ребенка было установлено в исследованиях Э.Г. Эйдемиллера [6], который выявил деструктивное влияние властности матери на самооценку детей, возникновение у них застенчивости, устойчивых страхов, повы-
шенной тревожности и излишней покорности в межличностном общении; И.М. Никольской [1], которая описала негативный эффект демонстративного стиля общения матери в развитии самостоятельности и ответственности детей; А.С. Спиваков-ской [5], подчеркивающей разрушительные функции сверхзаботы и сверхконтроля матери, которые приводят к лживости, жестокости, доминантности, демонстративности ребенка.
Организация исследования. В проведенном нами исследовании проверялась гипотеза о том, что ошибки материнского воспитания являются фактором затруднённого общения дошкольника.
Выборку составили дети дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет в количестве 60 человек (31 девочка и 29 мальчиков), воспитанников МБДОУ д/с «Веснушка» пос. Зарубино, Костромского района; а также их матери, средний возраст 23,5 лет, в количестве 60 человек, из них состоят в браке -44 матери, воспитывают ребенка в одиночку -16 человек.
Методы исследования. Для определения воспитательных воздействий матерей использовались опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса [6], авторская разработка проективного метода незаконченных предложений. Для определения характера затрудненного общения детей использовались метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка А.Г. Са-мохваловой [2], методика диагностики неконструктивного поведения детей М.Э. Вайнер, проективная методика «Дом-дерево-человек» Дж.Бук, в адаптации М.Г. Голубевой, тест «Руки» Б. Брайклина в модификации Н.Я Семаго, М.М. Семаго, включенное наблюдение. Для статистической обработки данных использовался множественный регрессионный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования позволили, во-первых, установить наиболее типичные ошибки материнского воспитания, во-вторых, выявить влияние воспитательных воздействий матери на характер общения ребенка и на возникновение коммуникативных трудностей.
Выявлено, что наиболее часто встречаемые ошибки материнского воспитания - это гиперпротекция (78%), чрезмерность требований-запретов (73%) и минимальность санкций (55%) (рис. 1). В совокупности эти ошибки отражают смену власти в диаде мать-ребенок, происходит перераспределение власти от матери к ребенку, вследствие чего семьи становятся детоцентричными, что не может не сказаться на характере общения ребенка и способах решения им трудных коммуникативных задач.
Множественный регрессионный анализ позволил установить значимое влияние ошибок материнского воспитания на возникновение специфических коммуникативных трудностей у детей.
Н РРЧПДК ВН ФУ НРЧПНК ВК ПЖМ1МК
Рис. 1. Ошибки материнского воспитания (по результатам опросника АСВ).
Г+ - гиперпротекция, Г— гипопротекция, У+ - потворствование, У— игнорирование потребностей ребенка, Т+ - чрезмерность требований-обязанностей, Т— недостаточность требований-обязанностей, З+ - чрезмерность требований-запретов, З— недостаточность требований-запретов, С+ - чрезмерность санкций, С— минимальность санкций, Н - неустойчивость стиля воспитания, РРЧ - расширение сферы родительских чувств, ПДК - предпочтение в ребенке детских качеств, ВН - воспитательная неуверенность родителей, ФУ - фобия утраты ребенка, НРЧ - неразвитость родительских чувств, ПНК - проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, ВК - вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, ПЖК - предпочтение женских качеств, ПМК - предпочтение мужских качеств
Чрезмерность санкций положительно влияет на контактность (Я = 0,74, R2 = 0,54, р = 0,000, Р = 0,44, р = 0,009) ребенка; на инициативность (Я = 0,68, R2 = 0,46, р = 0,000; Р = 0,44, р = 0,02); на умение планировать общение (Я = 0,67, R2 = 0,45, р = 0,000, Р = 0,48, р = 0,009), а также на умение убеждать партнера (Я = 0,70, R2 = 0,49, р = 0,000, Р = 0,51, р = 0,04). Следовательно, в присутствии матери ребенок теряется, замыкается, не идет на контакт, чувствует себя виноватым, не оправдывающим надежд родителей. Вследствие этого он пытается компенсировать недостаток доверительного общения, инициирует межличностные контакты с окружающими, ищет безоценочные, конструктивные отношения с ними, проявляя коммуникабельность, лидерские качества, стремясь обратить на себя внимание, более тщательно планируя свои коммуникативные действия.
Минимальность санкций также оказывает положительное влияние на контактность (Я = 0,74, R2 = 0,54, р = 0,000, Р= 0,31, р = 0,03) и на коммуникативную адекватность ребенка (Я = 0,65, R2 = 0,43, р = 0,000; Р = 0,36, р = 0,03). Напротив, если матери не ругают, не наказывают детей, поддерживают с ними конструктивный диалог, дети чувствуют себя свободными, защищенными, легко идут на контакт, открыты, проявляя гибкость и умение встраивать коммуникативное поведение согласно требованиям ситуации. Однако у таких детей нередко возникают проблемы в общении с потенциально трудными партнерами, поскольку их пугают проявления агрессии, грубости, манипуляций, враждебности и т.д., в данном случае они склонны к ответной агрессии (Я= 0,75, R2= 0,55, р = 0,001, Р = 0,38; р = 0,01).
Обратно пропорциональное влияние на контактность (Р = -0,48, р = 0,002) и коммуникативную адекватность (Р = -0,35, р = 0,04), оказывает вы-
несение конфликта между супругами в сферу воспитания, т.е. ребенок, становясь свидетелем и участником конфликта, чувствует себя ненужным в семье, переносит эту установку на общение со сверстниками и другими взрослыми, что приводит к трудностям самовыражения, невозможности выстраивать коммуникативные действия, адекватные ситуации, стремлению обратить на себя внимание, демонстративности (Я = 0,66, R2 = 0,44, р = 0,002, Р = 0,38; р = 0,03).
Фобия утраты ребенка оказывает отрицательное влияние на умение планировать коммуникативные действия (Я = 0,67, R2 = 0,45, р=0,001, Р = -0,38; р = 0,02); положительное влияние на актуализацию протестных форм поведения в ситуации общения (Я = 0,60, R2 = 0,36,р = 0,001, Р = 0,35, р = 0,04). Страх матери потерять ребенка приводит к гиперопеке, стремлению все решать и делать за него, уберегать от любых трудностей, вследствие чего ребенок не способен самостоятельно генерировать цели и программы общения, а при столкновении с препятствиями, не готов к их преодолению, проявляя протест, бунт, отрицание собственной некомпетентности.
Проекция женских качеств на ребенка вызывает негативные чувства (особенно у мальчиков), желание самоутвердиться, проявить свою индивидуальность, вызывая протестные формы поведения ребенка (Я = 0,68, Я2 = 0,46, р = 0,000, Р = 0,34, р =0,04) и склонность к директивности (Я= 0,64, Я2= 0,41, р = 0,04, Р = 0,51, р = 0,004). Гипопротекция матери, напротив, снижает директивность ребенка (Р = -0,43, р = 0,03), что связано с ослаблением контроля и предоставлением большей свободы ребенку.
Гиперпротекция матери (Р = 0,49, р = 0,006) повышает агрессивность ребенка в общении (Я = 0,75, Я2 = 0,55, р = 0,000), что связано со стрем-
68
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
лением контролировать каждый шаг ребенка, тотально регламентировать его действия; вместе с тем, чрезмерность запретов со стороны матери (Р = -0,42, р = 0,004) снижает склонность ребенка к агрессии, однако это справедливо для гиперактивных детей, имеющих трудности самоконтроля и саморегуляции, в данном случае чрезмерность запретов устанавливает для ребенка социальные рамки, помогает ему планировать и реализовывать адекватные ситуации коммуникативные действия.
Проекция матери собственных нежелательных качеств на ребенка сопровождается жестоким обращением к нему, эмоциональным отвержением, холодностью; было установлено обратно пропорциональное влияние данной воспитательной стратегии на недоверие ребенка к себе 0,58, R2= 0,34, р= 0,03, Р = -0,54, р = 0,01); и прямо пропорциональное влияние на возникновение трудностей общения (Я= 0,63, R2= 0,40, р= 0,05, Р = 0,55, р = 0,007) и враждебности 0,61, R2= 0,38, р= 0,02; Р= 0,44, р = 0,03). Матери, видя в ребенке те черты характера, которые не признают в себе, пытаются бороться с истинными и мнимыми качествами детей, в результате чего ребенок насторожен, занимает оборонительную позицию, пытается самоутвердиться, самооправдаться, что, с одной стороны помогает ему поверить в себя, с другой стороны, вызывает враждебность, носящую защитный характер, обусловливает возникновение коммуникативных трудностей в первую очередь в общении с матерью, а затем и с другими людьми. Трудности общения ребенка также детерминированы игнорированием матерью его потребностей (Р = 0,54, р = 0,008).
Неустойчивый стиль материнского воспитания оказывает влияние на актуализацию различных форм неконструктивного поведения ребенка в общении: протестное (Я = 0,60, R2 = 0,36, р = 0,000, Р = 0,52, р = 0,001), импульсивное ^ = 0,57, R2 = 0,32, р = 0,003, Р= 0,40, р = 0,04), демонстративное ^ = 0,66, R2 = 0,44, р = 0,002, Р = 0,53, р = 0,01), что выражается в хаотичности, спонтанности, противоречивости, неадекватности коммуникативного поведения ребенка в трудной ситуации общения, ребенок склонен к обидчивости, негативизму, эмоциональной несдержанности, манерности, проявляется неумение сотрудничать, игнорирование требований родителей, воспитателей, трудности содержательного и рефлексивного характера. Кроме того, у ребенка нередко наблюдается неконструктивная, противоречивая, ненаправленная гиперактивность, имитирующая неустойчивый стиль воздействий матери, что подтверждается отрицательным влиянием данной стратегии воспитания на пассивность ребенка (Я = 0,62, R2 = 0,38, р= 0,008, Р = -0,42, р = 0,02).
Выводы. Обобщив результаты исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Ошибки материнского воспитания играют амбивалентную, неоднозначную роль в коммуникативном развитии ребенка: с одной стороны, вызывают разнообразные коммуникативные трудности у детей; с другой стороны, стимулируют их коммуникативную активность, самостоятельность и саморазвитие в сфере общения, способствуют раскрытию коммуникативных потенциалов (табл. 1).
2. Коммуникативные трудности возникают у ребенка как результат:
Положительный эффект ошибок материнского воспитания Отрицательный эффект ошибок материнского воспитания
Чрезмерность или минимальность санкций стимулируют контактность и инициативность ребенка в общении Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания снижает контактность ребенка, приводит к коммуникативной неадекватности, демонстративности
Чрезмерность санкций способствует развитию умения планировать общение Фобия утраты ребенка вызывает трудности коммуникативного планирования, протестные реакции
Минимальность санкций стимулирует развитие коммуникативной адекватности Неустойчивость стиля воспитания обусловливает протестное, импульсивное и демонстративное поведение ребенка
Гиперопека матери по отношению к своему ребенку развивает желание сотрудничать Потворствование и неустойчивый стиль воспитания матерей обусловливает пассивность ребенка в коммуникативной деятельности
Чрезмерность запретов снижает агрессивность в общении у ребенка, имеющего трудности самоконтроля Проекция женских качеств на ребенка приводит к проявлению директивности, эгоцентризма ребенка
Проекция матерью собственных нежелательных качеств на ребенка стимулирует развитие рефлексии, стремление ребенка понять себя, желание доверять себе Проекция матери собственных нежелательных качеств на ребенка вызывает у него враждебность, игнорирование потребностей ребенка - трудности в общении
Таблица 1
Эффекты влияния ошибок материнского воспитания на коммуникативное развитие ребенка
- усвоения демонстрируемых матерью образцов затрудненного общения (тревожность, грубость, доминантность, нелогичность высказываний, барьеры общения, «замаскированные коммуникации» и др.);
- негативного воздействия матери на ребенка (ошибки воспитательных воздействий, недостаточное удовлетворение базовых потребностей, гиперконтроль, безнадзорность, авторитарность и др.).
3. Необходима организация адресной психологической помощи семьям в оптимизации и гармонизации детско-родительских отношений и конст-руктивизации коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
2. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. -СПб.: Речь, 2011. - 432 с.
3. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.
4. Сапоровская М.В. Межпоколенные отношения как социальный капитал: о социально-психологической поддержке в семье // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2012. - Т. 18. - С. 55-59.
5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. - М.: Эксмо-пресс, 1999. - Т. 1. -304 с.
6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2003.
УДК 159.942
Корягина Наталья Александровна
кандидат психологических наук Высшая школа экономики, г. Москва koryagina_n@mail.ru
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИК САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
В работе представлено исследование фактора самопрезентации, связанного с эмоциональной сферой. Данный фактор необходим при обучении навыкам саморегуляции поведения. Проблема саморегуляции поведения тесно связана с эмоциональными качествами личности (эмпатийностью и способностью управлять своими эмоциями).
Ключевые слова: самопрезентация, саморегуляция поведения, управление впечатлением, управление своими эмоциями, эмоциональная сфера.
В настоящее время практические исследования в области социальной психологии пользуются особым спросом. Современная реальность требует от психологии массового внедрения достижений науки для решения насущных проблем, одной из которых является умение управлять своим поведением. По мнению специалистов, проблема саморегуляции поведения связана со способностью предъявлять себя окружающим, при этом личность стремится проявлять свои лучшие качества. Однако, нередко человек оказывается не способен проявить их. Формирование и проявление позитивных нравственных стратегий поведения может затрудняться отсутствием способности понимать состояния и эмоции других людей, а также свои собственные [7]. Следовательно, проблема саморегуляции поведения тесно связана с эмоциональными качествами личности, например, с ее эмпатийностью, способностью управлять своими эмоциями и пр.
При решении данной проблемы мы обратились к техникам самопрезентации, основой которых выступает способность человека осознанно управлять своим поведением и своими эмоциями.
Термин самопрезентация используется как синоним управления впечатлением [3] для обозначе-
ния многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которое он демонстрирует окружающим.
Формирование и представление окружающим собственного желаемого образа изучают в рамках различных научных направлений. Понимание самопрезентации в них имеет выраженные особенности. Самопрезентация разными авторами рассматривалась как [5; 6]:
- средство организации взаимодействия с другими людьми для достижения своих целей (И. Гофман);
- форма социального поведения (Дж. Тедеши и М. Риес);
- средство поддержания самооценки (Б. Шленкер и М. Вейголд, М. Лири и Р. Ковальски, Д. Майерс);
- средство формирования образа «Я» и самооценки (Г. Мид и Ч. Кули);
- средство самовыражения (Р. Баумейстер и А. Стейхилбер);
- прием устранения когнитивного диссонанса (Ф. Хайдер и Л. Фестингер);
- реализация мотивации достижения или же избегания неудач (Р. Аркин и А. Шутц);
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Корягина Н.А., 2014