ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБщЕНИя
УДК 316.7
Расчетина Светлана Алексеевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», [email protected], Санкт-Петербург.
ситуация как предмет исследования в области социальной педагогики
Аннотация. В статье дана краткая характеристика социально-педагогической ситуации как единицы исследования. Показано, что сущностные характеристики ситуации как предмета исследования соответствуют сущностным характеристикам предмета социальной педагогики как области научного знания. Ситуация в социальной педагогике может быть рассмотрена как особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, как синтез трех процессов: деятельности, общения, отношений. В статье представлена краткая характеристика методологических подходов к исследованию ситуации: классического, неклассического, постнеклассического; показано различие в целях и методах исследования, в логике мыслительного процесса и позициях исследователя, выбирающего тот или иной подход. В рамках каждой методологии существует набор теорий, ориентированных на системное, экзистенциальное, дискурсивное осмысление ситуации. Поэтому у исследователя есть возможность анализа социально-педагогической ситуации на основе обращения к конкретным методологическим и теоретическим подходам. Вместе с тем возможен (и является более перспективным) вариант целостного осмысления социально-педагогических ситуаций на основе объединения методов, характерных для разных методологических и теоретических подходов.
Ключевые слова: социально-педагогическая ситуация, классическая, неклассическая, пост-неклассическая методология.
Raschetina Svetlana Alekseevna
Doctor of pedagogical sciences, professor of social -pedagogical department ofHerzen State Pedagogical University of Russia, [email protected], Saint-Petersburg.
situation as object of investigation in the area of social pedagogics
Abstract. The article describes socio-pedagogical situation as the unit of research. It is shown that the essential characteristics of the situation as a subject of research correspond to the essential characteristics of the subject of social pedagogy as an area of scientific knowledge. The situation in the social pedagogy can be considered as a special way of interaction between an adult and a child, as a synthesis of three processes: activity, communication, relations. The article describes methodological aspects of classical, non-classical, post-non-classical approaches; shows the difference in objectives and methods of research. The choice of the approach depends on the logic of the thought process and the positions of the researcher. In the framework of each methodology there is a set of theories, oriented on the system, existential, discursive understanding of the situation. Therefore, it is possible to analyze the socio-educational situation on the basis of specific methodological and theoretical approaches. Together with the possible (and is more promising) version of a holistic understanding of the socio-pedagogical situations on the basis of the integration of methods.
Keywords: socio-pedagogical situation, classical, non-classical, post-non-classical methodology.
Ситуация как единица исследования. Многочисленность исследовательских направлений в области социальной педагогики и их разнонаправленность побуждает к поиску единицы анализа, сущностные характеристики которой как предмета исследования соответствуют сущностным характеристикам объекта и предмета социальной педагогики как области научного знания. В качестве такой единицы предлагается использовать понятие «социально-педагогическая ситуация».
Ситуация в социальной педагогике может быть рассмотрена как особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, представленный пересечением трех субъектных процессов: деятельности, общения, отношений. Деятельность, реализуемая в ситуации, выступает как процесс совместного распознания взрослым и ребенком проблемного характера ситуации и преобразования ее посредством социальных действий. Отношение несет в себе идею смыслообразо-вания, создает оценочный фон ситуации, способствующий выявлению проблемы и ее решению в случае, если оно отвечает признаку доверительности, и препятствующий этому процессу, если строится формальным образом. Общение в ситуации - это персонифицированный процесс, позволяющий осуществлять нравственный обмен мыслями, чувствами, переживаниями, обеспечивающий рефлексию и познание субъектом себя как личности и индивидуальности на основе включения в вербальные и невербальные действия коммуникации.
Поскольку ребенок и взрослый в ситуации представлены как субъекты действующие, чувствующие, говорящие, возникает необходимость в постановке вопроса о том, какая «сторона» субъектного взаимодействия интересует молодого исследователя в большей степени. От этого зависит методологическая ориентация исследования и, соответственно, логика мыслительной деятельности в исследовании ситуации.
Выбор методологического направления в исследовании ситуации. Современная наука ориентируется на многообразие методологических подходов в решении исследовательских задач. В этой связи возникает вопрос о возможности классической, неклассической и постнеклассической ориентации в осмыс-
лении социально-педагогической ситуации.
Классическая ориентация в исследовании ситуации восходит к позитивизму, для которого характерен теоретико-познавательный оптимизм, вера в возможность средствами науки познавать и совершенствовать социальный мир. Обобщенное видение классического подхода представлено в суждении Э. Дюркгейма, считавшего главной целью социологического исследования - расширение рационализма, применение его к человеческому поведению [1]. Познавательная схема, характерная для классической ориентации исследования, может быть представлена следующим образом.
1. Понятие субъекта. Человек определяется в этом подходе как мыслящий индивид, субъект социального действия, способный к познанию, объяснению и преобразованию закономерностей социального мира, к самоанализу, самооценке и преобразованию себя для достижения поставленных целей.
2. Позиция исследователя, ориентирующегося на системный подход, состоит в том, что он стремится получить объективное знание о ситуации и поэтому использует методы, позволяющие находиться «вне ситуации», дистанцироваться от нее, устранять возможности личностного влияния на процесс исследования.
3. Ситуация как предмет исследования в рамках классической методологии рассматривается как социально-педагогическая система, а ее субъекты (ребенок и взрослый) -мыслящие и действующие индивиды - как элементы системы. Их взаимодействие образует структурный «каркас» ситуации. Системный подход предполагает выделение признаков взаимодействия, доступных наблюдению, регистрации, измерению, которым можно дать рациональное объяснение. Опора на системный подход позволяет увидеть ситуацию как целостное явление, описать ее через анализ структурных связей и понять, что роднит ее с аналогичными ситуациями, каким образом ситуация «врастает» в более широкую среду жизнедеятельности ребенка.
4. Методы исследования ситуации формируют знание общих закономерностей возникновения и решения проблем. Работая в логике классического подхода, социальный педагог опирается на стандартизированные
методы исследования. Их использование позволяет абстрагироваться от «индивидуального» и «уникального» в ситуации, выявлять системные признаки наличных состояний ситуации, осуществлять моделирование, на этой основе создавать банк проблемных ситуаций, группировать и классифицировать их.
5. Логика мыслительного процесса укореняется в системном принципе анализа ситуации. Опираясь на системный подход, исследователь ориентируется на «мышление в понятиях». Глубина исследования определяется в этом случае качеством математической обработки данных. Моделирование и математизация выступают как надежный исследовательский инструментарий для познания общего в ситуации и в способе ее преобразования.
6. Экспериментальный поиск способа решения проблемы во взаимодействии взрослого и ребенка рассматривается как процесс упорядочивания связей, внесения корректив в структуру социальной ситуации и преобразования ее соответственно в ситуацию социальной нормы. В логике этого подхода доказательными считаются статистически достоверные результаты, единичные факты чаще всего не принимаются во внимание. Вместе с тем причинно-следственные связи, лежащие в основе взаимодействия «социальный педагог - ребенок», подчинены вероятностным законам. Эмпирические данные, которыми пользуется исследователь, моделирующий ситуацию преодоления проблемы, указывают на возможность положительного результата. Однако всегда есть вероятность того, что ребенок не примет предлагаемых способов решения проблемы, поскольку они неадекватны его «единичности».
Неклассическая ориентация в исследовании ситуации рассматривается в науке как отход от идей позитивизма, «антропологический поворот» в осмыслении взаимодействия человека и мира. Обобщенное видение этого направления исследовательского процесса может быть соотнесено с суждениями И. В. Гете, который предлагал «.. .дополнить единодержавие рассудка красотой непосредственного воззрения и стихией жизненного чувства» [Цит. по: 4, с. 870]. Познавательная схема исследования в рамках неклассиче-
ской методологии может быть охарактеризована следующим образом.
1. Понятие субъекта. Человек в рамках неклассической методологии представлен как чувствующий, переживающий субъект, способный к пониманию «другого». Понятию «сознание» в этом варианте исследования предпочитается понятие опыта переживания своей ситуации как бытия в мире. В частности, речь может идти о теории В. Франкла, полагающего, что стремление к смыслу обладает фундаментальной моти-вационной силой, что отсутствие смысла в эмоциональном плане можно обозначить как экзистенциальное крушение [5].
2. Позиция исследователя, опирающегося на неклассический подход, состоит в том, что он входит в ситуацию, вживается в нее, фактом своего присутствия меняет некоторые параметры ситуации, подавая надежду на будущее, стремясь понять ее изнутри. Его задача состоит в установлении позитивного контакта, актуализации доверительных отношений, то есть в обеспечении личностных условий, на основе которых возможно выявление проблемы, ее ценностное осмысление.
3. Ситуация как предмет исследования в рамках неклассической методологии рассматривается со стороны ее эмоциональных и смысловых составляющих. Соответственно внимание исследователя сосредоточено на характеристиках взаимодействия, которым нельзя дать рациональное объяснение, поскольку в поле зрения исследователя находятся переживания ребенка, его отношение к наличной ситуации, образы того, как он представляет ситуацию в прошлом, настоящем и будущем.
4. Методы исследования ситуации формируют знание индивидуальных закономерностей возникновения и решения проблем. В рамках неклассического подхода социальный педагог обращается к методам, родственным интуитивному проникновению в жизнь. Методы познания проблем ребенка реализуются в рамках контактного взаимодействия «взрослый - ребенок», во-первых, как методы понимания переживаний ребенка на основе «чувствования» ситуации, во-вторых, как побуждение ребенка к самонаблюдению, самоанализу и самооценке, то есть к интроспекции.
5. Логика мыслительного процесса укореняется в герменевтическом принципе понимания ситуации. Опираясь на неклассический подход, исследователь актуализирует «мышление в образах»: вживаясь в ситуацию и переживая ее, социальный педагог опирается на процессы эмпатии. Отметим, что это направление в исследовании совпадает с логикой развертывания индивидуализированной социально-педагогической поддержки ребенка, представленной последовательностью действий: установление доверительного контакта, содействующего распознанию проблемы, поддержка потребности ребенка в решении проблемы, драматизирующей его жизнь, побуждение к актуализации внутренних сил ребенка для преобразования ситуации. Каждый из этапов дает возможность для интуитивного проникновения в проблемные способы взаимодействия ребенка с «другими» значимыми людьми из социального окружения. Неклассический подход ориентирован на единичные показатели, объясняющие причины наличных состояний ситуации и логику ее преобразования. Однако подобно тому, как художественное произведение, представленное в единственном числе, позволяет понять фрагмент эпохи, единичная ситуация позволяет понять нечто более объемное, чем она сама, например, зафиксировать новую социальную тенденцию, переживаемую в разном ключе разными субъектами.
6. Экспериментальный поиск способа решения проблемы. Согласно неклассическому подходу способ решения проблемы рассматривается как процесс преодоления эмоциональных и смысловых барьеров во взаимоотношениях с ребенком, как актуализация процедур рефлексии, которые способствует прояснению ценностных смыслов ситуации, содействуют актуализации действий по решению проблемы. Социальный педагог как исследователь ориентирован на анализ уровня готовности - неготовности ребенка к выходу за пределы данного, к формированию собственного видения способа «быть в мире». Согласно этому направлению, человек не может объяснять свои действия только обстоятельствами жизни. Поиск способа решения проблемы связан со смыслообразо-ванием, с потребностью в преобразовании себя, с идеями выбора одной из возможно-
стей, ответственности за выбор, желания «плыть против течения».
Постнеклассическая ориентация в исследовании ситуации выражает тип философствования («постмодернизм»), противопоставляющий себя классической и неклассической методологии, активно используется для анализа современного этапа общественного развития, характеризующегося глобализацией социального пространства, сосуществованием рыночных, информационных, культурологических, конфессиональных отношений. С одной стороны, постмодернизм отказывается от идеи целостности, структурности, гармоничной упорядоченности мира. Мир рассматривается в постмодернизме как вероятностный, с непредсказуемыми вариантами будущего, как хаос. Это «сеть», «ветвящиеся расширения», «лабиринты», «развилки». «Верное историческое чувство подсказывает, - пишет французский ученый М. Фуко, - что мы живем, без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий» [Цит. по: 4, с. 597]. С другой стороны, мир мыслится в лингвистических категориях как «текст», «повествование», «бурление дискурса». «Жизнь - не только то, что человек прожил, - пишет Г. Г. Маркес, - но и то, что он помнит, и то, что об этом рассказывает» [2, с. 1].
Какие идеи постмодернистской концепции могут быть полезными для исследования социально-педагогической ситуации?
1. Понятие субъекта в постмодернизме предлагает исследователю осуществить «лингвистический поворот» в понимании субъекта. Человек (ребенок) представлен здесь как языковая личность, «человек говорящий», находящийся в процессе говорения.
2. Позиция исследователя базируется на особом состоянии, обозначенном понятиями: децентрации (отказ от единственного толкования проблемного состояния ситуации), постмодернистской чувствительности (признание множественности разрозненных, не состыкованных между собой факторов, характеризующих ситуацию), рефлексивного недоверия (недоверие к проторенным путям анализа ситуации, к тому, что кажется близким и знакомым).
3. Логика мыслительного процесса соотносится с понятием постмодернистской
чувствительности, согласно которой в поле зрения исследователя находятся неупорядоченные фрагменты социального мира, не связанные между собой, познание которых невозможно осуществить, пользуясь всеобщими схемами, выработанными в рамках классической и неклассической методологии. Хаосу в реальном мире соответствует хаос речевых практик, содержащих бесконечное множество интерпретаций того или иного события. Поэтому рамки исследования сдвинуты в сторону анализа речевых практик, на основе которых выявляются различие взглядов, плюрализм интересов, ценностей, позиций, ориентаций.
4. Методы исследования ситуации в логике постнеклассического подхода ориентируют исследователя на метод деконструкции -«парадоксального прочтения всего, что возможно рассматривать в качестве текста» [4, с. 198], рефлексии над проблемами, которые в нем запечатлены. Исследователя интересуют «пути новой интерпретации данной сферы и новые версии социальных технологий, практикуемых в ее пределах» [3, с. 801]. На анализе и интерпретации текстов основаны биографические, нарративные методики распознания ситуации.
5. Логика мыслительного процесса состоит в выходе за пределы линейного мышления, в удержании того, что произошло, в присущей ему разрозненности [4, с. 151]. Согласно постмодернизму, ситуации разрешаются принципиально случайным образом, что «задает сугубо вероятностный мир с принципиально непредсказуемыми вариантами будущего» [Там же. С. 497]. Постнеклассическая методология предельно заостряет идею единичного явления как уникального. Это в целом не противоречит социально-педагогическим представлениям. В социальной педагогике предмет исследования - ситуация - это всегда нечто неповторимое. Вместе с тем здесь присутствует элемент новизны. В постнеклассическом варианте «единичное» абсолютно уникально. Тот способ преобразования ситуации, который возможен во взаимодействии с одним ребенком, теряет смысл и выступает как нонсенс во взаимодействии с другим.
6. Экспериментальный поиск способа решения проблемы соотносится с идеями нарративного подхода, словесного изложения
события, с анализом качественной информации, полученной на основе биографического интервью.
Сопоставление трех логик (методологий), таким образом, может быть предельно кратко представлено следующим образом. Взгляд на социальную проблему: естественнонаучный (системный), антропологический (экзистенциальный), дискурсивный (социолингвистический). Мир: система, бытие в мире, хаос. Главное в ситуации: общее, особенное, уникальное. Ребенок: субъект объяснения и действия, понимания и переживания, говорения. Позиция исследователя: отстранение от ситуации, включенность в ситуацию, рефлективное недоверие. Осмысление ситуации: понятийное, образное, интерпретационное. Научный метод: системный (объяснение связей в системе), интроспективный (понимание и воспроизведение в себе переживаний «другого»), дискурсивный (языковая интерпретация событий). Способ преобразования ситуации: реконструкция структурных связей, «работа со смыслами», работа с личностными историями.
Теоретическая ориентация в исследовании социально-педагогической ситуации. Методологический подход прокладывает общее русло исследования, определяет логику мыслительного процесса. В рамках каждой методологии существует набор теорий, ориентированных на системное, экзистенциальное, дискурсивное осмысление ситуации. Поэтому у магистранта-исследователя есть возможность анализа социально-педагогической ситуации на основе обращения к конкретным методологическим и теоретическим подходам.
Вместе с тем возможен (и является более перспективным) вариант целостного осмысления социально-педагогических ситуаций на основе объединения методов, характерных для разных методологических и теоретических подходов. Количественный анализ, позволяющий классифицировать и типологизировать ситуации, в сочетании с качественным анализом, углубляющим индивидуально-личностные характеристики взаимодействующих субъектов, расширяет представление о социально-педагогических ситуациях, нуждающихся в преобразовании.
Библиографический список
1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц., составл., вступ. ст. и примеч. А. Гофмана. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. - 400 с.
2. Маркес Г. Г. Жить, чтобы рассказывать о жизни. - М.: Астрель, 2012. - 574 с.
3. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный дом, 2003. - 1280 с.
4. Постмодернизм. Энциклопедия. - Мн.: Ин-терпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.
5. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотера-пия / Психология личности. Сборник. - М.: Изд. МГУ, 1982. - С. 118-126.