Научная статья на тему 'СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ'

СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
540
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ОБМЕНЫ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бай Сяогуан

Введение. Гуманитарное сотрудничество между КНР и Россией представляет собой один из трех столпов двухсторонних взаимоотношений наряду с политическим взаимодоверием и экономическим сотрудничеством. На современном этапе международного политического и экономического кризисов анализ консолидации китайско-российских отношений играет большую роль для понимания дальнейших прорывов не только в области двустороннего гуманитарного сотрудничества, но и установления роли вовлеченных регионов в данный процесс после выдвижения Китаем инициативы «Один пояс - один путь». Также крайне актуально выявить проблемы, выступающие сдерживающими факторами на пути развития китайско-российских отношений на современном этапе и в перспективе. Методология. В статье учитывается современная историографическая ситуация в области постановки проблемы: в мировой литературе нет однозначной трактовки понятия «гуманитарное сотрудничество». Данное исследование выполнено на основе концепции, в рамках которой гуманитарное сотрудничество рассматривается как важнейший принцип внешней политики стран. Такой научный подход позволяет проанализировать действия политического руководства двух стран, учитывая вызовы времени, определить, какие возникли новые институты, практики, также установить роль традиционных для КНР форм гуманитарного сотрудничества и их обратную связь со стороны России. В рамках принятой концепции ретроспективный анализ учитывает два уровня сотрудничества в гуманитарной сфере - общегосударственный и региональный. Результаты исследования. Гуманитарные обмены и сотрудничество являются важной частью истории китайско-российских отношений. В рамках инициативы «Один пояс - один путь», особенно после запуска серии мероприятий Года межрегионального сотрудничества и обмена (2018 г.), глубина и масштабы китайско-российского гуманитарного сотрудничества значительно расширились, появляется все больше платформ сотрудничества, неизменно повышается его уровень, достигнуты плодотворные результаты. В условиях продвижения новых возможностей и вызовов гуманитарное сотрудничество России и Китая должно не только продолжать играть роль мощного ускорителя прагматического сотрудничества между двумя странами, но и стать катализатором углубленного развития отношений между ними в условиях эпидемии. В будущем его роль в стимулировании двустороннего отношения и экономического сотрудничества будет и дальше возрастать, а механизмы и области сотрудничества по-прежнему обновляться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION AND PROSPECT OF SINO-RUSSIAN CULTURAL COOPERATION

Introduction: Sino-Russian cultural cooperation is an integral part of the development of Sino-Russian bilateral relations, which together with political mutual trust, economic and trade cooperation constitute the three pillars of Sino-Russian relations. At this stage of the international political and economic crisis, in particular, after China's "Belt and Road" initiative was put forward, new breakthroughs have been made in the areas of bilateral humanities cooperation and in the regions participating in cooperation. They are playing an increasingly important role in promoting mutual understanding between the two nations and consolidating China-Russia relations. At present and in the future, there is also an urgent need to find out the problems that restrict the development of Sino-Russian cultural cooperation. Methodology. This paper considers the situation of modern historiography in the field of raising the question: world literature has no clear explanation of the concept of "cultural cooperation". This study is based on the concept that cultural cooperation is regarded as a basic principle of foreign policy of all countries. This scientific method can analyze the actions of the political leaders of the two countries, take into account the challenges of the times, determine what new institutions and practices have emerged, and determine the role of China's traditional forms of cultural cooperation and Russia's feedback. Within the accepted conceptual framework, the retrospective analysis takes into account two levels of cooperation in the field of cultural - the national level and the regional level. Research results . Cultural exchanges and cooperation are an important part of the history of Sino Russian relations. As a part of the "Belt and Road" initiative, especially after the launch of a series of activities of the year of interregional cooperation and exchange (2018), the depth and breadth of Sino Russian cultural cooperation have significantly expanded, with more and more cooperation platforms emerging in endlessly, levels constantly improving, and fruitful results. It has also become a catalyst for the in-depth development of bilateral relations under the background of the epidemic. In the future, its role in promoting bilateral relations and economic cooperation will continue to strengthen, and the cooperation mechanisms and fields will continue to be updated.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ»

Социальная структура, социальные институты и процессы Social Structure, Social Institutions and Processes

Научная статья

DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-65-80 УДК 327

СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ

Бай Сяогуан

Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян,

г. Харбин, КНР xiaoguang 1133@126. com

Аннотация. Введение. Гуманитарное сотрудничество между КНР и Россией представляет собой один из трех столпов двухсторонних взаимоотношений наряду с политическим взаимодоверием и экономическим сотрудничеством. На современном этапе международного политического и экономического кризисов анализ консолидации китайско-российских отношений играет большую роль для понимания дальнейших прорывов не только в области двустороннего гуманитарного сотрудничества, но и установления роли вовлеченных регионов в данный процесс после выдвижения Китаем инициативы «Один пояс - один путь». Также крайне актуально выявить проблемы, выступающие сдерживающими факторами на пути развития китайско-российских отношений на современном этапе и в перспективе.

Методология. В статье учитывается современная историографическая ситуация в области постановки проблемы: в мировой литературе нет однозначной трактовки понятия «гуманитарное сотрудничество». Данное исследование выполнено на основе концепции, в рамках которой гуманитарное сотрудничество рассматривается как важнейший принцип внешней политики стран. Такой научный подход позволяет проанализировать действия политического руководства двух стран, учитывая вызовы времени, определить, какие возникли новые институты, практики, также установить роль традиционных для КНР форм гуманитарного сотрудничества и их обратную связь со стороны России. В рамках принятой концепции ретроспективный анализ учитывает два уровня сотрудничества в гуманитарной сфере - общегосударственный и региональный. Результаты исследования. Гуманитарные обмены и сотрудничество являются

и и и и р\

важной частью истории китайско-российских отношений. В рамках инициативы «Один пояс - один путь», особенно после запуска серии мероприятий Года межрегионального сотрудничества и обмена (2018 г.), глубина и масштабы китай-

ско-российского гуманитарного сотрудничества значительно расширились, появляется все больше платформ сотрудничества, неизменно повышается его уровень, достигнуты плодотворные результаты. В условиях продвижения новых возможностей и вызовов гуманитарное сотрудничество России и Китая должно не только продолжать играть роль мощного ускорителя прагматического сотрудничества между двумя странами, но и стать катализатором углубленного развития отношений между ними в условиях эпидемии. В будущем его роль в стимулировании двустороннего отношения и экономического сотрудничества будет и дальше возрастать, а механизмы и области сотрудничества по -прежнему обновляться.

Ключевые слова: Китай, Россия, гуманитарные обмены, гуманитарное сотрудничество

Для цитирования: Бай Сяогуан, Ситуация и перспективы гуманитарного сотрудничества между Китаем и Россией. Историческая и социально-образовательная мысль. 2022. Т. 14, № 3-4. С. 65-80. DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-65-80

Благодарность: Проект фонда: философско-социальных наук провинции Хэйлунцзян (Z0GJC198)

Original article

THE SITUATION AND PROSPECT OF SINO-RUSSIAN CULTURAL

COOPERATION

Xiaoguang Bai

The institute of Russia of the Heilongjiang Academy of social sciences,

Harbin, PRC xiaoguang1133@126.com

Abstract. Introduction: Sino-Russian cultural cooperation is an integral part of the development of Sino-Russian bilateral relations, which together with political mutual trust, economic and trade cooperation constitute the three pillars of Sino-Russian relations. At this stage of the international political and economic crisis, in particular, after China's "Belt and Road" initiative was put forward, new breakthroughs have been made in the areas of bilateral humanities cooperation and in the regions participating in cooperation. They are playing an increasingly important role in promoting mutual understanding between the two nations and consolidating China-Russia relations. At present and in the future, there is also an urgent need to find out the problems that restrict the development of Sino-Russian cultural cooperation.

Methodology. This paper considers the situation of modern historiography in the field of raising the question: world literature has no clear explanation of the concept of "cultural cooperation". This study is based on the concept that cultural cooperation is regarded as a basic principle of foreign policy of all countries. This scientific method

can analyze the actions of the political leaders of the two countries, take into account the challenges of the times, determine what new institutions and practices have emerged, and determine the role of China's traditional forms of cultural cooperation and Russia's feedback. Within the accepted conceptual framework, the retrospective analysis takes into account two levels of cooperation in the field of cultural - the national level and the regional level.

Research results. Cultural exchanges and cooperation are an important part of the history of Sino Russian relations. As a part of the "Belt and Road" initiative, especially after the launch of a series of activities of the year of interregional cooperation and exchange (2018), the depth and breadth of Sino Russian cultural cooperation have significantly expanded, with more and more cooperation platforms emerging in endlessly, levels constantly improving, and fruitful results. It has also become a catalyst for the in-depth development of bilateral relations under the background of the epidemic. In the future, its role in promoting bilateral relations and economic cooperation will continue to strengthen, and the cooperation mechanisms and fields will continue to be updated.

Keywords: China, Russia, Humanities Exchange, humanities cooperation

For citation: Xiaoguang Bai, The situation and prospect of Sino-Russian cultural cooperation. Historical and Social-Educational Idea. 2022. Vol. 14, No.3-4. PP. 65-80. (In Russ.).

DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-65-80

Acknowledgement: Foundation Project: Heilongjiang Provincial Philosophy and Social Science Research Program (20GJC198)

Введение. Гуманитарные обмены и сотрудничество являются важной частью истории китайско-российских отношений. С момента подписания в декабре 1991 года Протокола переговоров о межгосударственных китайско-российских отношениях и решения вопроса о преемственности в отношениях между Китаем и Россией гуманитарные обмены и сотрудничество становятся важным элементом отношений между двумя странами [1]. Значительные результаты китайско-российского гуманитарного сотрудничества обусловлены фундаментом, заложенным двусторонним сотрудничеством в китайско-советский период.

В 1992-1999 гг. связи Китая и России в области гуманитарных обменов преобладали в северо-восточных приграничных районах, с новыми прорывами и яркими моментами в сотрудничестве в сфере образования, молодежной политики, литературы, искусства, спорта, здравоохранения, права и туризма. В рамках механизма регулярных встреч премьер-министров двух стран в ноябре 2000 г. была сформирована Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта, что ознаменовало инсти-туционализацию двустороннего гуманитарного сотрудничества. В 2007 г. данная Комиссия была переименована в Российско-Китайскую комиссию по гумани-

тарному сотрудничеству. В нее входят семь подкомиссий по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, средств массовой информации и кино, а также Российско-Китайская рабочая группа по архивному сотрудничеству [2, с. 3]. Впоследствии была создана подкомиссия по молодежному сотрудничеству. Китай и Россия подписали План действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере для дальнейшего содействия институционализации и стандартизации двустороннего гуманитарного сотрудничества.

В 2015 г., после того как Китай и Россия достигли консенсуса в отношении стыковки Евразийского экономического союза и инициативы «Один пояс - один путь», китайско-российское гуманитарное сотрудничество становится важным звеном в укреплении в регионе мира, стабильности, связей между народами двух стран, в построении китайско-российских отношений великих держав нового типа и содействии всестороннему прагматическому сотрудничеству между Китаем и Россией. За этот период были достигнуты беспрецедентные результаты как в способах, так и механизмах сотрудничества.

I. Анализ текущего состояния китайско-российского гуманитарного сотрудничества

Уровень китайско-российского гуманитарного сотрудничества тесно связан с непрерывным развитием отношений двух стран, которые дополняют и стимулируют друг друга. В Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики, сделанном 8 июня 2018 г., подчеркивается, что Китай и Россия будут продолжать расширять и поднимать на новый уровень гуманитарные обмены между двумя странами, укреплять социальную основу отношений между двумя странами, углублять взаимопонимание и дружбу между двумя народами [3], а также будут продолжать углублять реализацию Плана действий по развитию китайско-российского взаимодействия в гуманитарной сфере. В рамках инициативы «Один пояс - один путь», особенно после запуска серии мероприятий Года межрегионального сотрудничества и обмена (2018 г.), глубина и ширина китайско-российского гуманитарного сотрудничества значительно расширились, появляется все больше платформ сотрудничества, неизменно повышается его уровень, достигнуты ощутимые результаты.

1.1. Беспрецедентный спектр областей сотрудничества

Китайско-российское сотрудничество в области образования, литературы, искусства, туризма, молодежной политики, права, здравоохранения и архивного дела существует уже давно, и достигнуты очевидные успехи. Согласно данным, в китайских университетах обучаются около 20 тыс. российских студентов и около 30 тыс. китайских студентов получают высшее образование в России [4]. Эти показатели увеличились почти в 5 раз с 2000 г. Благодаря реализации разного рода политики поддержки число двусторонних обменов между Россией и Китаем превысило 104 тыс. человек, создано 12 университетских консорциумов, охвачено 636 учебных заведений [5]. Помимо этого, Китай и Россия регулярно проводят мероприятия в образовательной сфере путем обмена специалистами и преподавательскими кадрами, учебными материалами и опытом преподавания.

С 2019 г. китайский язык стал пятым языком по выбору для участников единого государственного экзамена (ЕГЭ) наряду с английским, немецким, французским и испанским. Активно развиваются литературные связи между двумя странами, в частности, помимо взаимного перевода классических и современных литературных произведений, в последние годы Китай и Россия также осуществляют совместное издание литературных произведений и активно расширяют двусторонние обмены в области литературы посредством таких мероприятий, как «Российско-китайский семинар по вопросам литературного сотрудничества и обмена», «Форум писателей России и Китая», «Российско-китайская литературная конференция» и др. Используя возможности перекрестных годов сотрудничества и обмена на местном уровне, Недели китайско-российских культурных и художественных обменов, Китай и Россия проводят насыщенные и красочные мероприятия по обмену в области музыки, живописи, кино и театра, а совместное производство фильмов стало новым прорывом в китайско-российском взаимодействии в области искусства.

В сфере туризма Китай и Россия активно осваивают новые формы сотрудничества. За 2018 г. Россию посетили более 2 млн китайских туристов, а в Китай из России приехали почти 2,5 млн туристов [6]. В 2015-2018 гг. Китай и Россия последовательно провели четыре раунда мероприятий, посвященных сотрудничеству и обмену в области «красного туризма». Сегодня сотрудничество между двумя странами по такому направлению, как посещение мест боевой и революционной славы, активно развивается, обогащая содержание двустороннего сотрудничества в области туризма. Согласно отчету «"Красный туризм" за рубежом - 2017 (Россия)», подготовленному китайским туристическим порталом Ctrip.com, за период с января по июнь число китайских туристов, выбирающих поездки в Россию, выросло более чем на 40 % [7]. Годовой отчет китайского туристического онлайн-агентства Tuniu.com «Потребление в рамках "красного туризма" - 2018» также показывает, что Пекин является самым популярным внутренним направлением среди любителей «красного туризма», в то время как Россия стала одной из ведущих стран для турпоездок в рамках «красного туризма» за пределами Китая для китайских туристов.

Растет число платформ молодежных обменов между Китаем и Россией. Так, можно отметить следующие эффективные платформы китайско-российских молодежных обменов: в мае 2019 г. в Хэйлунцзянском университете г. Харбин прошла «Церемония открытия сезона китайско-российских молодежных обменов - 2019 года и мультикультурная выставка», в июле того же года в г. Чанша

Г и и и и и 1

провинции Хунань состоялся 6-й китайско-российский молодежный форум «Янцзы - Волга».

XXI век ознаменовался активным сотрудничеством Китая и России в правовой сфере. В 2014 г. в городе Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян создан центр по оказанию трансграничных юридических услуг для граждан и предприятий Китая и России. С 2015 г. осуществляется процесс создания и модернизации ряда организаций по оказанию юридических услуг для разрешения правовых споров при строительстве «Одного пояса - одного пути», как, например, Центр

арбитража арбитражного суда инициативы «Один пояс - один путь» (Китай), Шэньчжэньский международный арбитражный институт и др., что заложило основу для более практического сотрудничества между Россией и Китаем в правовой сфере. Такие мероприятия, как прошедший в 2018 г. первый Форум китайско-российского сотрудничества в сфере инвестиций и юридических услуг, Международный арбитражный юридический форум в рамках Китайско-Российского ЭКСПО (ХМТЭЯ) и др., стали надежными платформами для китайско-российского юридического сотрудничества.

В 2014 г. была создана Российско-Китайская ассоциация медицинских университетов (РКАМУ). В 2018 г. оценка и требования к работе РКАМУ были включены в протокол 18-го заседания Российско-Китайской подкомиссии по здравоохранению межправительственной Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. Целями деятельности РКАМУ являются: расширение сотрудничества Китая и России в сфере научных исследований, совместной подготовки кадров в области медицины и фармации, развитие взаимодействия между учреждениями здравоохранения и медицинского образования, а также усиление обмена и связей между медперсоналом [8].

С 2017 г. ежегодно проводимое заседание Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области архивов межправительственной Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству стало наиболее про-

1 и и и и и

фильной двусторонней встречей по российско-китайскому архивному сотрудничеству. Прошедшие в 2019 г. мероприятия - выставка архивных документов по случаю 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем, фотовыставки материалов местных архивов Китая и России - содействовали дальнейшему развитию сотрудничества в области архивного дела и укреплению взаимопонимания между двумя странами.

Помимо вышеупомянутых областей, китайско-российское сотрудничество в других гуманитарных сферах также отмечено заметными успехами: такие мероприятия, как Китайско-российский медиа-форум и Китайско-российский форум новых медиа содействуют переходу двустороннего сотрудничества в сфере СМИ от традиционных форм к новым медиа; активное развитие Китаем и Россией технического сотрудничества в области защиты окружающей среды и аэрокосмических технологий содействует развитию природоохранной и научно-технической деятельности двух стран.

В 2020 г. китайско-российское сотрудничество в гуманитарной области подверглось серьезному влиянию эпидемии новой коронавирусной инфекции, вследствие чего офлайн-мероприятия по обмену в области образования, молодежи, спорта, СМИ, туризма и др. были либо приостановлены, либо отменены. Наряду с этим постепенно набирает обороты онлайн -формат: в режиме онлайн иностранные преподаватели обучают студентов из других стран, проводятся академические обмены, обмены между СМИ, обмены в санитарно-эпидемиологической области, молодежные обмены, открывая новые идеи для китайско-российского культурного сотрудничества в условиях эпидемии.

1.2. Расширение числа регионов-участников

На протяжении последних 30 лет на долю гуманитарного сотрудничества между Северо-Востоком Китая и Дальним Востоком РФ приходится половина всего объема китайско-российского взаимодействия в гуманитарной сфере. Используя такие государственные платформы, как перекрестные Годы Китая и России, Годы туризма, Годы языков, Годы сотрудничества и обмена на местном уровне и др., провинция Хэйлунцзян, с опорой на центральные города провинции - Харбин, Цицикар, Муданьцзян и Цзямусы, организует содержательные и красочные мероприятия в сфере гуманитарных обменов и сотрудничества с крупными городами Дальнего Востока РФ. Мероприятия проводятся в таких форматах, как регулярные обмены между СМИ, установление побратимских связей между городами, совместная организация выставок культуры и искусства, обучение по совместным программам вузов двух стран, совместное издание книг, взаимное учреждение культурных центров и др. Под влиянием центральных городов провинции, приграничные города, где работают пропускные пункты, также в полной мере реализуют свою роль в качестве передового края, активно развивая гуманитарное сотрудничество с Дальним Востоком РФ. В качестве примера можно привести приграничные города Суйфэньхэ и Фуюань, в которых за период с 2014 по 2016 г. было проведено соответственно 102 и 31 мероприятие по обмену и сотрудничеству в гуманитарной сфере [9, с. 364].

После выдвижения инициативы «Один пояс - один путь» под влиянием различных мероприятий, как, например, перекрестные Годы сотрудничества и обмена на местном уровне Китая и России, отмечается неуклонный рост числа регионов, участвующих в китайско-российском гуманитарном сотрудничестве. В целях расширения и углубления регионального сотрудничества в 2016 г. был создан Совет по сотрудничеству между регионами Приволжского федерального округа РФ и верхнего и среднего течения реки Янцзы КНР. Так был официально запущен механизм сотрудничества между районами среднего и верхнего течения Янцзы и Приволжским федеральным округом. В данном проекте участвуют провинции Аньхой, Цзянси, Хубэй, Хунань, Сычуань, а также город центрального подчинения Чунцин. От центральных городов данных провинций, выступающих в качестве ядра, проект простирается на сопредельные города, демонстрируя лучевой рост от единичного к общему. Экономически и культурно развитые регионы Китая, такие как столичный регион (Пекин, Тяньцзинь, пров. Хэбэй), г. Шанхай, г. Гуанчжоу, пров. Чжэцзян, г. Шэньчжэнь и другие, также углубляют гуманитарное сотрудничество с Россией. В рамках культурного обмена и сотрудничества с Россией провинции Хайнань, Шаньдун, Шаньси, Шэньси, Хэнань и Юньнань, а также Тибетский АР, Гуанси-Чжуанский АР и Синьцзян-Уйгурский АР провели насыщенные и красочные мероприятия в разных областях.

1.3. Стабильное улучшение механизмов сотрудничества

За 30 лет своего развития механизм российско-китайского гуманитарного сотрудничества заметно совершенствовался, и сегодня в целом уже сформировалась модель сотрудничества, в которой главным является официальный меха-

низм сотрудничества из государственных и местных объединенных сил, механизм сотрудничества между народами является вспомогательным, а механизмы нормализации и динамизации дополняют друг друга.

1. Механизмы сотрудничества на государственном уровне обеспечивают защиту китайско-российского сотрудничества в гуманитарной области. Механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая стал основным механизмом координации и продвижения всестороннего практического сотрудничества и гуманитарных обменов между Китаем и Россией [10]. В 2019 г. в ходе 24 -й регулярной встречи глав правительств Китая и России, в целях содействия более активному развитию гуманитарных обменов между двумя странами в новую эпоху, были достигнуты новые договоренности о сотрудничестве в таких гуманитарных сферах, как образование, здравоохранение и профилактика эпидемий, туризм, молодежь, СМИ и архивное дело [11].

Российско-Китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству, являющаяся одной из пяти межправительственных комиссий на уровне заместителей министров в рамках механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая, в 2021 г. провела свое 22-е заседание в запланированные сроки в формате видеоконференции. На заседании был признан важный вклад китайско-российских гуманитарных обменов в укрепление дружбы между российским и китайским народами и содействие культурному обмену и взаимообучению. В течение длительного времени Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) создавала условия для проведения насыщенных и красочных мероприятий в области гуманитарного обмена между странами-участницами, в частности Китай и Россия организовывали культурные фестивали, художественные выставки, молодежные фестивали, форумы телевизионного сотрудничества, культурные семинары и др. Благодаря высокой оценке и решительной поддержке на высоком государственном уровне китайско-российскому сотрудничеству в гуманитарной области были обеспечены политические ориентиры и гарантии.

2. Механизмы сотрудничества на местном уровне привели к расцвету китайско-российского гуманитарного сотрудничества. Два региональных механизма сотрудничества - «Северо-Восток - Дальний Восток» и «Янцзы - Волга» играют все более важную роль в китайско-российском гуманитарном сотрудничестве. В рамках механизма регионального сотрудничества «Северо-Восток КНР -Дальний Восток РФ» Северо-Восточный регион Китая, главным образом провинция Хэйлунцзян, осуществляет достаточно всестороннюю деятельность в ходе гуманитарных обменов с Дальним Востоком РФ. Наиболее ярко эта деятельность представлена в таких сферах, как создание побратимских отношений с городами России, обучение по совместным программам вузов двух стран, интерактивное взаимодействие между СМИ, обмены в области медицинских технологий, совместное проведение выставок культуры и искусства. Также на регулярной основе в русле сотрудничества и обмена с Россией проводятся Дни провинции Хэйлунцзян, спортивные соревнования, оздоровительные туры, сотрудничество в правовой сфере, городские ярмарки, Форум ведущих аналитических цени и т-\

тров по китайско-российскому экономическому сотрудничеству и др. В провинции Хэйлунцзян сформировалась тенденция гуманитарного сотрудничества с Россией с такими ведущими городами, как Харбин, Цицикар, Муданьцзян и

Цзямусы, а также приграничными городами, в которых действуют КПП, -Суйфэньхэ, Хэйхэ, Тунцзян и Фуюань в качестве показательных. С момента создания механизма регионального сотрудничества «Янцзы - Волга» все больше провинций и городов Китая вовлекаются в гуманитарное сотрудничество с Россией, при этом создаются новые формы сотрудничества, такие как «красный туризм» и др.

3. Механизмы взаимодействия между народами Китая и России обогащают китайско-российское сотрудничество в гуманитарной области. При совместных усилиях Китая и России на правительственном уровне китайско-российские гуманитарные обмены непременно преодолеют всевозможные опасности и барьеры и достигнут вдвое большего результата при вдвое меньших усилиях [12].

Тем не менее не следует недооценивать механизмы гуманитарного взаимодействия между народами Китая и России. С момента своего создания в 1997 г. Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития активно участвует в проведении перекрестных Годов Китая и России, Годов языков, Годов туризма, Годов молодежи и других масштабных мероприятий. Данная межгосударственная неправительственная организация сыграла важную и уникальную роль в продвижении китайско-российских контактов и сотрудничества в торгово-экономической, региональной, гуманитарной, научно-технической и других областях и стала узлом и основной силой дружественных контактов между российским и китайским народами [13]. В 2019 г. в честь 70-летия КНР Комитет организовал ряд мероприятий по гуманитарному обмену, в частности Форум «Российско-Китайский диалог» и Фестиваль Китая, в которых приняли участие 16 млн человек [14]. Кроме того, российские и китайские культурные организации, культурные компании и другие общественные организации также активно участвуют в китайско-российском гуманитарном сотрудничестве, содействуя укреплению дружбы между народами Китая и России.

II. Проблемы китайско-российского сотрудничества в гуманитарной

области

т~ч и и _

В настоящее время китайско-российское гуманитарное сотрудничество достигло самого высокого уровня за всю историю. Китай и Россия неуклонно вводят новшества и совершают прорывы в сотрудничестве между регионами, а также сферах и моделях взаимодействия. Между тем в двустороннем гуманитарном сотрудничестве все еще имеется большое количество проблем, которые ограничивают его дальнейшее развитие.

2.1. Несбалансированность развития китайско-российского сотрудничества в гуманитарной области

Первое. Эффект от совместного действия регионов слабый. В настоящее время в два основных механизма регионального сотрудничества Китая с Россией - «Северо-Восток КНР - Дальний Восток РФ» и «Янцзы - Волга» - вовлечены провинции и города, а также Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь и другие территории. Несмотря на большое число китайских провинций и городов, участвующих в развитии гуманитарного сотрудничества с Россией, на протяжении

длительного времени они ведут деятельность разрозненно, не удалось достичь сплоченности, что привело к ряду негативных факторов, таких как однородность сфер сотрудничества, отсутствие региональных особенностей, дефицит инноваций. К примеру, в развитии сотрудничества между Китаем и Россией в сфере «красного туризма» лидерство принадлежит провинции Хунань, тогда как провинции и города Северо-Востока Китая практически не участвуют в нем. Кроме того, эффект от совместного действия в рамках одной провинции в развитии гуманитарного сотрудничества с Россией также весьма слабый. Например, Хэй-лунцзян является ключевой провинцией в гуманитарном сотрудничестве с Россией, однако, за исключением Харбина и Суйфэньхэ, ее остальные города окружного значения и города, в которых функционируют пограничные переходы, осуществляют гуманитарное сотрудничество с регионами Дальнего Востока РФ лишь в некоторых областях, а города, в которых нет пограничных переходов, практически не участвуют в нем [9, с. 365].

Второе. Все еще имеются области, в которых гуманитарное сотрудничество слаборазвито. Ввиду ограничений культурной среды, число провинций и городов, участвующих в китайско-российском сотрудничестве в области права, защиты окружающей среды и кинематографии, относительно небольшое. К примеру, за исключением Суйфэньхэ, где создан Китайско-российский центр юридических услуг, в других городах провинции Хэйлунцзян, в которых действуют пограничные переходы, практически нет проектов сотрудничества с Россией в правовой сфере.

Третье. Сотрудничество между народами двух стран требует дальнейшего укрепления. В обменах в гуманитарной области между народами Китая и России следует усилить ведущую роль правительства, поскольку гуманитарное сотрудничество без участия правительства, ввиду ограниченности человеческих и финансовых ресурсов, и политики не могут поддерживаться на регулярной основе.

2.2. Недостаточно тесная связь с торгово-экономическим сотрудничеством

Китайско-российское гуманитарное сотрудничество в основном сосредоточено на укреплении двусторонних отношений и продвижении дружеских обменов, при этом пренебрегается роль экономической эффективности. Во-первых, не заметен результат от продвижения гуманитарным сотрудничеством торгово -экономического сотрудничества. Несмотря на то, что сотрудничество между Китаем и Россией развивается достаточно хорошо в некоторых гуманитарных сферах, таких как культура, искусство, туризм, образование, СМИ, издательское дело и др., однако это не привело к значительному улучшению китайско-российского сотрудничества в области индустрии культуры.

Во-вторых, необходимо усилить функциональность китайско-российских парков культурной индустрии. Парк культурной индустрии - это целостный промышленный кластер, в задачи которого входит продвижение китайско-российского гуманитарного сотрудничества и сотрудничества в сфере культурной индустрии. На сегодняшний день в провинциях Хэйлунцзян, Ляонин, Цзи-линь, Шэньси, Хэбэй, городах Пекин, Шанхай и др. существует около 20 китайско-российских технопарков креативных и культурных индустрий. Однако следует отметить, что в большинстве из них существуют следующие про-

блемы: слабое управление, недостаточная ведущая роль правительства, разрозненность ресурсов, низкий эффект промышленной кластеризации, отсутствие инноваций, нехватка рекламы и кадров, сильная тенденция к однородности и др. Данные проблемы затрудняют реализацию ими двойной эффективности - содействие двустороннему гуманитарному сотрудничеству и продвижение двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

2.3. Слабая инновационная активность в отдельных сферах

Инновационность Китая и России в новых областях гуманитарного сотрудничества находится на достаточно высоком уровне. К примеру, взаимодействие между двумя странами в сфере СМИ активно открывает новую эпоху сотрудничества в сфере цифровых и сетевых медиа, сотрудничество в сфере кино интегрируется с сотрудничеством в сфере аниме, происходит сращение научно -технического сотрудничества с молодежными обменами. Однако в традиционных сферах, таких как образование и туризм, процессы инновационной деятельности происходят достаточно сложно. Также регион «Северо-Восток КНР -Дальний Восток РФ» существенно отстает от региона «Янцзы - Волга» в плане инноваций в области гуманитарного сотрудничества. Возьмем, к примеру, сотрудничество в сфере туризма. Основными направлениями сотрудничества Северо-Востока Китая с Россией в области туризма являются приграничные и шоппинг-туры, в последние годы предлагаются лечебно-оздоровительные туры в Китай в санатории традиционной китайской медицины, туристы - в основном россияне с Дальнего Востока. Развитие районом «Янцзы - Волга» сотрудничества с Россией в сфере «красного туризма» привлекло к участию в данном проекте не только большое количество провинций и городов Китая, но и туристов со всей России. В гуманитарном сотрудничестве с Россией северо -восточному региону Китая в срочном порядке необходимо решить проблему слабой динамики инновационной активности.

2.4. Недостаточность систематизации соответствующих научных

исследований

Сотрудничество Китая и России в гуманитарной области имеет долгую историю, у него есть много достижений, и оно представляет большую важность для двух стран. Между тем до сих пор не создано специализированное академическое учреждение, которое бы занималось изучением китайско-российского гуманитарного сотрудничества. Сегодня некоторые исследования в данной отрасли в основном проводятся китайскими научно -исследовательскими организациями по изучению Северо-Восточной Азии, России и стран Восточной Европы. Более того, достижения китайско-российского гуманитарного сотрудничества разрозненны, отсутствует теоретическая поддержка, не сформирована самостоятельная отрасль научного знания. Также ввиду отсутствия специализированных исследовательских учреждений нет полноценной команды ученых и экспертов для проведения последующих исследований в области китайско-российского гуманитарного сотрудничества. Отсутствие систематических исследований стало одним из главных препятствий для дальнейшего углубления и развития российско-китайского гуманитарного сотрудничества и обмена [2, с. 4].

Кроме того, в 2020 г. эпидемия новой коронавирусной инфекции оказала серьезное влияние на китайско-российское гуманитарное сотрудничество. Сегодня, в условиях эпидемии, скорейшего решения требуют следующие проблемы: использование сетевых и цифровых технологий в качестве инновационных моделей китайско-российского гуманитарного сотрудничества, открытие новых путей сотрудничества и др.

III. Перспективы российско-китайского гуманитарного сотрудничества

В условиях продвижения новых возможностей и вызовов гуманитарное сотрудничество России и Китая должно не только продолжать играть роль мощного ускорителя прагматического сотрудничества между двумя странами, но и стать катализатором углубленного развития отношений между ними в условиях эпидемии. В будущем его роль в стимулировании двустороннего экономического сотрудничества будет и дальше возрастать, а механизмы и области сотрудничества по-прежнему обновляться.

1. На основе существующего взаимодействия гуманитарное сотрудничество России и Китая возьмет на себя новые миссии и обязанности. Культурный обмен и сотрудничество между Россией и Китаем, особенно между регионами двух стран, будет незримо воздействовать на сердца людей, выполняя миссию строительства российско-китайских отношений, постоянно усиливая чувство сопричастности и расширяя контакты между народами, сближая их сердца, устраняя недопонимание и неправильные толкования, вызванные культурными различиями между двумя народами, энергично содействуя дальнейшему развитию всестороннего практического сотрудничества наших стран, создавая более прочную гражданскую основу для сопряжения между Россией и Китаем Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и инициативы «Один пояс - один путь», играя активную роль во взаимном изучении человеческой цивилизации, а также поддерживая и стабилизируя мирное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона и даже всего мира. В условиях глобальной эпидемической ситуации в особенности культурный обмен и сотрудничество между Россией и Китаем может эффективно гарантировать политическое взаимное доверие между двумя странами, укреплять обмены и сотрудничество в области здравоохранения и обеспечивать совместную поддержку в глобальной эпидемической ситуации.

2. В целях содействия развитию международного коммуникационного потенциала и популяризации знаний об истории Китая, совместная деятельность людей из России и Китая также возьмет на себя миссию по развитию сотрудничества между странами-членами ШОС в сфере гуманитарных обменов, чтобы внести больший вклад в объединение сил двух стран в построении прочного мира, всеобщей безопасности, общего процветания, открытого и инклюзивного общества. Это не только закладывает более долгосрочную и прочную основу для передающейся из поколения в поколение дружбы между Россией и Китаем, но также обеспечивает мощную поддержку для формирования в нынешней ситуации новых международных отношений и единения человеческого сообщества.

3. Повышение мягкой силы национальной культуры является одной из целей внешних обменов Китая в новую эпоху. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество послужит катализатором для промышленного сотрудничества двух стран и сотрудничества в области кластеров промышленности, будет стимулировать диверсифицированное развитие модели китайско-российского инновационного сотрудничества и обогатит культурную мягкую силу России и Китая. В июле 2014 г., когда главы двух государств встретились в Форталезе (Бразилия), они предложили план развития гуманитарного сотрудничества России и Китая от общих дружеских обменов к совместному образованию и развитию культурных индустрий для наращивания мягкой силы двух стран [15]. Гуманитарное сотрудничество между Россией и Китаем должно не только решать проблемы сбалансированного и инновационного развития, но и способствовать развитию профессионального сотрудничества в сферах культуры, искусства, образования, медицины, туризма, спорта, молодежных обменов, особенно способствовать развитию культурной индустрии между Россией и Китаем. Кроме того, в новой ситуации Россия и Китай сосредоточат свои усилия на относительно слабо разработанных областях сотрудничества, как, например, право, неофициальные контакты, наука и технологии, охрана окружающей среды и сотрудничество аналитических центров, и сделают их тесно интегрированными с китайско-российскими молодежными обменами в целях аккумуляции талантливого, интеллектуального резерва для гуманитарного сотрудничества между двумя странами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. У Сай, Чжан Цзяньхуа. Механизм российско-китайского гуманитарного сотрудничества в рамках концепции «Пояс и путь»: особенности, проблемы и альтернативы // Научный журнал Пекинского института образования. - 2019. - № 5. -С. 35-42.

2. Го Ли. История и реальность российско-китайского гуманитарного сотрудничества. - Харбин: Изд-во Хэйлунцзянского университета. - 2013. - C. 3-4.

3. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL:

https://news.china.com/zw/news/13000776/20180608/32500520.html (дата обращения: 26.06.2022).

4. Цзян Сяоянь. Существующее положение и перспективы российско-китайского сотрудничества в области образования // Гуанмин, ежедневная газета. -13.06.2019. - № 14.

5. Состоялось 21 -е заседание Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. [Электронный ресурс]. URL:

http://cpc.people.com.cn/n1/2020/! 126/c64094-31944975.html (дата обращения: 26.06.2022).

6. Ян Цзиньсун. Сотрудничество в сфере туризма между Россией и Китаем требует новых действий в новую эпоху // Китайская туристическая газета. -10.06.2019. - № 3.

7. Опубликован отчет Ctrip о зарубежном «красном туризме». Россия и Германия пользуются популярностью у китайских туристов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnr.cn/shanghai/tt/20170707/t20170707_523838883.shtml (дата обращения: 17.06.2022).

8. Наш университет был приглашен на 18-е заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области здравоохранения Российско-Китайской Комиссии по гуманитарному сотрудничеству. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sohu.eom/a/272462157_100092987 (дата обращения:18.06.2022).

9. Бай Сяогуан. Изучение ответных мер в гуманитарном сотрудничестве провинции Хэйлунцзян с Дальним Востоком России на фоне концепции «Пояс и путь». Отчет о культурном развитии провинции Хэйлунцзян за 2016 г. - Харбин: Хэй-лунцзянское народное изд-во, 2017. - C. 363-370.

10. Расшифровка механизма встречи премьер-министров России и Китая: высочайший стандарт и наиболее полная организация 23 года без перерыва. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-09/17/content_5430723.htm (дата обращения: 17.06.2022).

11. Совместное коммюнике по итогам 24-й регулярной встречи глав правительств России и Китая (полный текст). [Электронный ресурс].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://www.chinanews.com/gn/2019/09-18/8958619.shtm (дата обращения: 18.06.2022).

12. Ян Лэй. О роли гуманитарного сотрудничества в построении российско-китайского партнерства // Журнал Северо-Восточной Азии. - 2019. -№ 4. -С. 71-82.

13. Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sinorussian21st.org/cn/commintro/6978/20150318/321191.html (дата обращения: 18.06.2022).

14. Председатель Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Борис Титов: «Диалог России и Китая с миром - это исторический диалог». [Электронный ресурс]. URL: https://pit.ifeng.com/c/7qihyMyr28m (дата обраще-ния:18.06.2022).

15. Чан Юань. Усиление мягкой силы: новая задача российско-китайского гуманитарного сотрудничества // Гуанмин, ежедневная газета. - 28.11.2014. - № 8.

REFERENCES

1. Wu Sai, Zhang Jianhua. Sino-Russian Cultural Cooperation Mechanism in the framework of "Belt and Road": characteristics, problems and countermeasures// Journal of Beijing Institute of Education, 2019. No.05. PP. 35-42. (In Chin.)

2. Guo Li. The history and reality of Sino Russian cultural cooperation. Harbin: Heilongjiang University Press, 2013. PP. 3-4. (In Chin.)

3. Joint Statement of the People's Republic of China and the Russian Federation. [Internet]. URL https://news.china.com/zw/news/13000776/20180608/32500520.html (accessed 26.6.2022). (In Chin.)

4. Jiang Xiaoyan. Present situation and prospect of Sino-Russian educational cooperation // Guangming Daily,13.06.2019. No. 14. (In Chin.)

5. Twenty-one meetings of the Chinese-Russian Committee for humanities cooperation held. [Internet]. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2020/1126/c64094-31944975.html (accessed 26.06.2022). (In Chin.)

6. Yang Jinsong. China-Russia tourism cooperation in a new era calling for new efforts// China Travel newspaper, 10.06.2019. No. 03. (In Chin.)

7. Red Tourism Report released by CTRIP, Russia and Germany favored by Chinese tourists. [Internet]. URL:

http://www.cnr.cn/shanghai/tt/20170707/t20170707_523838883.shtml (accessed 17.06.2022). (In Chin.)

8. Our school was invited to attend the 18th meeting of the Health Cooperation subcommittee of the Chinese Russian humanities cooperation committee. [Internet]. URL: http://www.sohu.com/a/272462157_100092987 (accessed 18.06.2022). (In Chin.)

9. Bai Xiaoguang. A study on the countermeasures of Heilongjiang's cultural cooperation with Russia in the Far East in the context of "Belt and Road" (2016 Heilongjiang Cultural Development Report) // Harbin : Heilongjiang People's Publishing House,2017. PP. 364-365. (In Chin.)

10. Decoding the meeting mechanism between Chinese and Russian prime ministers: the highest specification, the most complete organizational throughout 23 years. [Internet]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-09/17/content_5430723.htm (accessed 17.06.2022). (In Chin.)

11. Joint Communique of the twenty-fourth regular meeting between Chinese and Russian prime ministers (full text). [Internet]. URL: http://www.chinanews.com/gn/2019/09-18/8958619.shtml(accessed 18.06.2022). (In Chin.)

12. Yang Lei. Research on the role of cultural exchange in the construction of Sino-Russian Partnership // Journal of Northeast Asia, 2019. No. 04. PP. 71-82. (In Chin.)

13. China-Russia friendship, peace and Development Commission]. [Internet]. URL: http://www.sinorussian21st.org/cn/commintro/6978/20150318/321191.html (accessed 18.06.2022). (In Chin.)

14. Titov, chairman of the China-Russia friendship, Peace and Development Committee, said the Russia-China "dialogue with the world" is a historic dialogue]. [Internet]. URL: http s://pit.ifeng.com/c/7 qihyMyr 2 8 m (accessed 18.06.2022). (In Chin.)

15. Chang yuan. Enhancing soft power: A new task for Sino-Russian Cultural Cooperation // Guangming Daily, 28.11.2014. No.08.

Информация об авторе: Бай Сяогуан, Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, г. Харбин, КНР xiaoguang1133@126.com

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author:Xiaoguang Bai, The institute of Russia of the Heilongjiang Academy of social sciences, Harbin, PRC

xiaoguang1133@126.com

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 20.07.2022

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and

revision: 05.08.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests

© Бай Сяогуан. 2022 © «ИСОМ». 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.