Научная статья УДК 327(510:470)
doi:10.22394/1818-4049-2022-100-3-42-52
Китайско-российское гуманитарное сотрудничество: состояние, проблемы и перспективы
Бай Сяогуан
Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян КНР,
Харбин, КНР,
Аннотация. Являясь неотъемлемой частью развития китайско-российских двусторонних отношений, гуманитарное сотрудничество представляет собой один из трех столпов китайско-российских взаимоотношений наряду с политическим взаимодоверием и экономическим сотрудничеством. За последние 30 лет в сфере китайско-российских гуманитарных обменов и сотрудничества достигнуты значительные результаты И особенно все более важную роль в налаживании дружественных связей и укреплении взаимопонимания между народами двух стран, а также консолидации китайско-российских отношений играют новые прорывы в областях двустороннего гуманитарного сотрудничества в вовлеченных регионах, достигнутые после выдвижения Китаем инициативы «Пояс и путь». В то же время такие проблемы, как неравномерность регионального развития, недостаточно тесная связь с торгово-экономическим сотрудничеством, отсутствие инноваций в отдельных областях сотрудничества и недостаточная систематизация соответствующих стратегических исследований сдерживают углубленное развитие китайско-российского гуманитарного сотрудничества. В 2019 г. китайско-российские отношения были определены сторонами как «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху», а гуманитарные обмены были включены в число пяти приоритетных областей двусторонних отношений. В настоящее время перспективы такого сотрудничества широки, несмотря на новые вызовы, с которыми сталкиваются китайско-российские гуманитарные обмены и сотрудничество под влиянием начавшейся с 2020 г. эпидемии новой коронавирусной инфекции.
Ключевые слова: Китай, Россия, гуманитарные обмены, гуманитарное сотрудничество
Благодарность: проект фонда,: проект философско-социальных исследований в провинции Хэйлунцзян (20GJC198).
Для цитирования: Бай Сяогуан. Китайско-российское гуманитарное сотрудничество: состояние, проблемы и перспективы // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 3 (100). С. 42-52. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-100-3-42-52
Sino-Russian humanitarian cooperation: state, problems and prospects
Xiaoguang Bai
The Institute of Russia of the Academy of Social Sciences, Harbin, China [email protected]
Abstract. Sino-Russian cultural cooperation is an integral part of development of the Sino-Russian biateral relations, which together with the political mutual trust, economic and trade cooperation constitute the three pillars ofSino-Russian reations. Over the past 30 years, China and Russia have made remarkable achievements in exchanges and
cooperation in the field of humanities exchanges. In particular, after China's «Belt and Road» initiative was put forward, new breakthroughs have been made in the areas of bilateral humanities cooperation and in the regions participating in cooperation. They are playing an increasingly important role in promoting mutual understanding between the two nations and consolidating China-Russia relations. At the same time, the unbalanced development ofthe region, the lackofclose contact with economic and trade cooperation, the lack of innovation in individual fields, and the lack of systematization of relevant strategic research also restrict the in-depth development of Sino-Russian cultural cooperation. In 2019, China-Russia relations were upgraded to a «New Era comprehensive strategic partnership of Coordination». Humanities exchanges were listed as one of the five key areas of bilateral reations. Under the influence of the new global epidemic in 2020, the China-Russia cultural and humanities exchanges met new challenges, new opportunities and new missions. But there are broad prospects for cooperation.
Keywords: China, Russia, Humanities Exchange, humanities cooperation
Acknowledgments: the fund project: Philosophical Social Research Project in Hei-longjiang Province (20GJC198).
For citation: Xiaoguang Bai Sino-Russian humanitarian cooperation: state, problems and prospects // Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 3 (100). Pp. 42-52. https://doi.org/ 10.22394/1818-4049-2022-100-3-42-52
Введение
Гуманитарные обмены и сотрудничество являются важной частью истории китайско-российских отношений. С момента подписания в декабре 1991 г. Протокола переговоров о межгосударственных китайско-российских отношениях и решения вопроса о преемственности в отношениях между Китаем и Россией они становятся важным элементом отношений между двумя странами [У Сай, Чжан Цзяньхуа, 2019. С. 36]. Значительные результаты китайско-российского гуманитарного сотрудничества обусловлены фундаментом, заложенным двусторонним сотрудничеством в китайско-советский период. В 1992-1999 гг. сотрудничество Китая и России в области гуманитарных обменов преобладало в северо-восточных приграничных районах с новыми прорывами и яркими моментами в сотрудничестве в сфере образования, молодежной политики, литературы, искусства, спорта, здравоохранения, права и туризма. В рамках механизма регулярных встреч премьер-министров двух стран в ноябре 2000 г. была сформирована Китайско-Российская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта, что ознаменовало институционализацию двустороннего гу-
манитарного сотрудничества. В 2007 г. данная Комиссия была переименована в Китайско-Российскую комиссию по гуманитарному сотрудничеству. В нее входят семь подкомиссий, осуществляющих межгосударственное взаимодействие в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, средств массовой информации и кино, а также Китайско-Российская рабочая группа по архивному сотрудничеству [Го Ли, 2013. С. 3]. Впоследствии была создана Подкомиссия по молодежному сотрудничеству. Китай и Россия подписали План действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере для дальнейшего содействия институциона-лизации и стандартизации двустороннего гуманитарного сотрудничества.
В 2015 г., после того как Китай и Россия достигли консенсуса в отношении стыковки Евразийского экономического союза и инициативы «Пояс и путь», китайско-российское гуманитарное взаимодействие получило новый импульс развития. Оно становится важным звеном в продвижении регионального мира и стабильности, укреплении связей между народами двух стран, построении китайско-российских отношений великих держав нового типа и содействии всестороннему прагматическому сотрудничеству между
Китаем и Россией.
1. Анализ текущего состояния китайско-российского гуманитарного сотрудничества
Уровень китайско-российского гуманитарного сотрудничества тесно связан с непрерывным развитием отношений Китая и России, они взаимно дополняют и стимулируют друг друга. В Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики, сделанном 8 июня 2018 г., подчеркивается, что Китай и Россия будут продолжать расширять и поднимать на новый уровень гуманитарные обмены между двумя странами, укреплять социальную основу отношений между двумя странами, углублять взаимопонимание и дружбу между двумя народами1, а также будут продолжать углублять реализацию Плана действий по развитию китайско-российского взаимодействия в гуманитарной сфере. После запуска серии мероприятий Года межрегионального сотрудничества и обмена (2018 г.), глубина и ширина китайско-российского гуманитарного взаимодействия значительно увеличились, неизменно повышается его уровень и результативность.
Беспрецедентный спектр областей сотрудничества.. Китайско-российское сотрудничество в области образования, литературы, искусства, туризма, молодежной политики, права, здравоохранения и архивного дела ведется уже давно, в нем были достигнуты очевидные успехи. В 2019 г. в китайских университетах обучается около 20 000 российских студентов, и около 30 000 китайских студентов получают высшее образование в России [Цзян Сяоянь, 2019]. По сравнению с 2000-м годом эти показатели увеличились почти в 5 раз. Китай и Россия регулярно осуществляют сотрудничество в образовательной сфере путем обмена специалистами и преподавательскими кадрами, учебными материала-
ми и опытом преподавания. Благодаря реализации политики поддержки, число двусторонних образовательных обменов между Россией и Китаем превысило 104 тыс. человек, было создано 12 университетских консорциумов, сотрудничеством охвачено 636 учебных заведений2. С 2019 г. китайский язык стал пятым языком по выбору для участников единого государственного экзамена (ЕГЭ) наряду с английским, немецким, французским и испанским.
Активно развиваются литературные связи между двумя странами. Помимо взаимного перевода как классических, так и современных литературных произведений, в последние годы Китай и Россия также осуществляют совместные издательские проекты. Активно расширяются двусторонние обмены в области литературы в рамках профильных мероприятий: «Российско-китайский семинар по вопросам литературного сотрудничества и обмена», «Форум писателей России и Китая», «Российско-китайская литературная конференция» и др.
Используя возможности перекрестных годов сотрудничества и обмена на местном уровне, а также проводимые Недели китайско-российских культурных и художественных обменов, Китай и Россия проводят насыщенные и красочные мероприятия по обмену в области музыки, живописи, кино и театра, а совместное производство фильмов стало новым прорывом в китайско-российском взаимодействии в области искусства.
В доковидный период Китай и Россия активно развивали новые формы сотрудничества в сфере туризма. За 2018 г. Россию посетило более 2 миллионов китайских туристов, а в Китай из России приехало почти 2,5 миллиона туристов [Ян Цзиньсун, 2019]. В 20152018 гг. Китай и Россия последовательно провели четыре раунда мероприятий, посвященных сотрудничеству и обмену
1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики.иЯЬ: https:// news.china.com/zw/news/13000776/20180608/32500520.html (дата обращения:26.06.2022).
2 Состоялось 21-е заседание Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. URL: http://cpc.people.com.cn/n1/2020/1126/c64094-31944975.Mml (дата обращения:26.06.2022).
в области «красного туризма» (посещение мест боевой и революционной славы). Согласно отчету «Красный туризм за рубежом - 2017 (Россия)», подготовленному китайским туристическим порталом Ctrip.com, за период с января по июнь число китайских туристов, выбирающих поездки в Россию, выросло более чем на 40 процентов3. Годовой отчет китайского туристического онлайн-агентства Tuniu.com «Потребление в рамках «красного туризма - 2018» также показывает, что Пекин является самым популярным внутренним направлением среди любителей «красного туризма», в то время как Россия стала одной из ведущих стран для турпоездок в рамках «красного туризма» за пределами Китая для китайских туристов.
Растет число платформ молодежных обменов между Китаем и Россией. Так, можно отметить следующие эффективные платформы китайско-российских молодежных обменов: в мае 2019 г. в Хэйлунцзянском университете (г. Харбин) прошла «Церемония открытия сезона китайско-российских молодежных обменов - 2019 года и мультикультурная выставка», в июле того же года в г. Чанша провинции Хунань состоялся 6-ой китайско-российский молодежный форум «Янцзы - Волга».
XXI в. ознаменовался активным сотрудничеством Китая и России в правовой сфере. В 2014 г. в городе Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян создан центр по оказанию трансграничных юридических услуг для граждан и предприятий Китая и России. С 2015 г. осуществляется процесс по созданию и модернизации ряда организаций, оказывающих юридические услуги для разрешения правовых споров при строительстве «Пояса и пути» (такие как Центр арбитража арбитражного суда инициативы «Пояс и путь» (Китай), Шэньчжэньский международный
арбитражный институт и др.), что заложило основу для развития практического сотрудничества между Россией и Китаем в правовой сфере. Такие мероприятия, как первый Форум китайско-российского сотрудничества в сфере инвестиций и юридических услуг, Международный арбитражный юридический форум в рамках Китайско-Российского ЭКСПО (ХМТЭЯ) и др. стали надежными платформами для китайско-российского юридического сотрудничества.
В 2014 г. была создана Российско-Китайская ассоциация медицинских университетов (РКАМУ). В 2018 г. оценка и требования к работе РКАМУ были включены в протокол 18-го заседания Российско-Китайской Подкомиссии по здравоохранению межправительственной Российско-Китайской Комиссии по гуманитарному сотрудничеству. Целями деятельности РКАМУ являются: расширение сотрудничества Китая и России в области научных исследований, совместной подготовки кадров в области медицины и фармации, развитие взаимодействия между учреждениями здравоохранения и медицинского образования, а также усиление обмена и связей между медперсоналом4.
С 2017 г. ежегодно проводятся заседания Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области архивов межправительственной Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. Прошедшие в 2019 г. мероприятия (выставка архивных документов по случаю 70-летия установления дипломатических отношений между Россией и Китаем, фотовыставки материалов местных архивов Китая и России) содействовали дальнейшему развитию сотрудничества в области архивного дела и укреплению взаимопонимания между двумя странами.
Помимо вышеупомянутых областей,
3 Опубликован отчет Ctrip о зарубежном красном туризме, Россия и Германия пользуются популярностью у китайских туристов.иЯЬ: http://www.cnr.cn/ shanghai/tt/20170707/ t20170707_523838883.shtml (дата обращения: 17.06.2022).
4 Наш университет был приглашен на восемнадцатое заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области здравоохранения Российско-Китайской Комиссии по гуманитарному сотрудничеству. URL:http://www.sohu.com/a/272462157_100092987 (дата обращения:18.06.2022)
китайско-российское сотрудничество в других гуманитарных сферах также отмечено заметными успехами: такие мероприятия, как Китайско-Российский медиа-форум и Китайско-Российский форум новых медиа содействуют переходу двустороннего сотрудничества в сфере СМИ от традиционных форм к новым медиа; активное развитие Китаем и Россией технического сотрудничества в области защиты окружающей среды и аэрокосмических технологий содействует развитию природоохранной и научно-технической деятельности двух стран.
В 2020 г. китайско-российское сотрудничество в гуманитарной области подверглось серьезному влиянию эпидемии новой коронавирусной инфекции, вследствие чего офлайн-мероприятия по обмену в области образования, молодежи, спорта, СМИ, туризма и др. были либо приостановлены, либо отменены. Наряду с этим постепенно набирает обороты онлайн-формат, открывая новые идеи для китайско-российского культурного сотрудничества в условиях эпидемии: проводятся академические обмены, обмены между СМИ, в санитарно-эпидемиологической области, молодежные обмены.
Расширяется число регионов-участников. На протяжении последних тридцати лет на долю гуманитарного сотрудничества между Северо-Востоком КНР и Дальним Востоком РФ приходится половина всего объема китайско-российского взаимодействия в гуманитарной сфере. Используя такие государственные платформы, как перекрестные Годы Китая и России, Годы туризма, Годы языков, Годы сотрудничества и обмена на местном уровне и др., провинция Хэйлунцзян, с опорой на центральные города провинции - Харбин, Цицикар, Муданьцзян и Цзямусы, организовывала в этот период содержательные и красочные мероприятия в сфере гуманитарных обменов и сотрудничества с крупными городами Дальнего Востока РФ. Они включали регулярные обмены между СМИ, установление побратимских связей между городами, совместная
организация выставок культуры и искусства, обучение по совместным программам вузов двух стран, совместное издание книг, взаимное учреждение культурных центров и др.
Под влиянием центральных городов провинции приграничные города, где расположены пропускные пункты, также в полной мере реализуют свою роль в качестве передового края, активно развивая гуманитарное сотрудничество с Дальним Востоком РФ. В качестве примера можно привести приграничные города Суйфэньхэ и Фуюань, в которых за период с 2014 г. по 2016 г. было проведено соответственно 102 и 31 мероприятие по обмену и сотрудничеству в гуманитарной сфере соответственно [Бай Сяогуан, 2017. С. 364].
После выдвижения инициативы «Пояс и путь» отмечался неуклонный рост числа регионов, участвующих в китайско-российском гуманитарном сотрудничестве. Так, в целях расширения и углубления регионального сотрудничества в 2016 г. был создан Совет по сотрудничеству между регионами Приволжского федерального округа РФ и верхнего, среднего течения реки Янцзы КНР (так был официально запущен механизм сотрудничества между районами среднего и верхнего течения Янцзы с Приволжским федеральным округом). В данном проекте участвуют провинции Аньхой, Цзянси, Хубэй, Хунань, Сычуань, а также город центрального подчинения Чунцин. От центральных городов данных провинций в качестве ядра проект простирается на сопредельные города, демонстрируя лучевой рост от единичного - к общему. Экономически и культурно развитые регионы Китая, такие как «столичный регион» (Пекин, Тяньцзинь, провинция Хэбэй), г. Шанхай, г. Гуанчжоу, провинция Чжэцзян, г. Шэньчжэнь и др. также углубляют гуманитарное сотрудничество с Россией. В рамках культурного обмена и сотрудничества с Россией провинции Хайнань, Шаньдун, Шаньси, Шэньси, Хэнань и Юньнань, а также Тибетский АР, Гуанси-Чжуанский АР и Синьцзян-Уйгурский АР многократно проводили насыщенные и красочные мероприятия
в разных областях.
Механизмы сотрудничества стабильно улучшаются. В течение всех тридцати лет развития российско-гуманитарного сотрудничества непрерывно шел процесс совершенствования его механизма. В настоящее время в целом сформировалась модель сотрудничества, в которой главным является официальный механизм взаимодействия между государственными и региональными органами власти, получающий дополнение и реализацию в разнообразных механизмах экономического и гуманитарного сотрудничества между народами.
Механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая стал основным механизмом координации и продвижения всестороннего практического сотрудничества и гуманитарных обменов между Китаем и Россией5. В 2019 г. в ходе 24-й регулярной встречи глав правительств Китая и России в целях содействия более активному развитию гуманитарных обменов между двумя странами в новую эпоху были достигнуты новые договоренности о сотрудничестве в таких гуманитарных сферах, как образование, здравоохранение и профилактика эпидемий, туризм, молодежь, СМИ и архивное дело6.
Российско-Китайская Комиссия по гуманитарному сотрудничеству, являющаяся одной из пяти межправительственных комиссий на уровне вице-министров в рамках механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая, в 2021 г. провела свое 22-е заседание в запланированные сроки в формате видеоконференции. На заседании был признан важный вклад китайско-российских гуманитарных обменов в укрепление дружбы между российским и китайским народами и содействие культурному обмену и взаимообучению.
В течение длительного времени Шан-
хайская организация сотрудничества (ШОС) создавала условия для проведения насыщенных и красочных мероприятий в области гуманитарного обмена между странами-участницами, в частности, Китай и Россия организовывали культурные фестивали, художественные выставки, молодежные фестивали, форумы телевизионного сотрудничества, культурные семинары и др.
Механизмы сотрудничества на местном уровне привели к расцвету китайско-российского гуманитарного сотрудничества. Два региональных механизма сотрудничества - «Северо-Восток - Дальний Восток» и «Река Янцзы - Волга» играют все более важную роль в китайско-российском гуманитарном сотрудничестве. В рамках механизма регионального сотрудничества «Северо-Восток - Дальний Восток» Северо-Восточный регион Китая, главным образом провинция Хэйлунцзян, осуществляет достаточно всестороннюю деятельность в рамках гуманитарных обменов с Дальним Востоком РФ. Наиболее ярко эта деятельность представлена в таких сферах, как создание побратимских отношений с городами России, обучение по совместным программам вузов двух стран, интерактивное взаимодействие между СМИ, обмены в области медицинских технологий, совместное проведение выставок культуры и искусства. Также на регулярной основе в рамках сотрудничества и обмена с Россией проводятся Дни провинции Хэйлунцзян, спортивные соревнования, оздоровительные туры, сотрудничество в правовой сфере, городские ярмарки, Форум ведущих аналитических центров по китайско-российскому экономическому сотрудничеству и др. В провинции Хэйлунцзян сформировалась тенденция гуманитарного сотрудничества с Россией с такими ведущими городами, как Харбин, Цицикар, Муданьцзян и Цзяму-
5 Расшифровка механизма встречи премьер-министров России и Китая: высочайший стандарт и наиболее полная организация, 23 года без перерыва. URL: http://www.gov.cn/xinwen/201909/17/ content_5430723.htm (дата обращения: 17.06.2022).
6 Совместное коммюнике по итогам 24-й регулярной встречи глав правительств России и Китая (полный текст). URL: http://www.chirLanews.com/gn/2019/09-18/895S619.shtm (дата обращения: 18.06.2022)
сы и приграничными городами, в которых действуют КПП - Суйфэньхэ, Хэйхэ, Тунцзян и Фуюань в качестве показательных. С момента создания механизма регионального сотрудничества «Река Янцзы - Волга» все больше провинций и городов Китая вовлекаются в гуманитарное сотрудничество с Россией, при этом создаются новые формы сотрудничества, такие как «красный туризм» и др.
Механизмы взаимодействия между народами Китая и России обогащают китайско-российское сотрудничество в гуманитарной области. При совместных усилиях Китая и России на правительственном уровне китайско-российские гуманитарные обмены непременно преодолеют всевозможные опасности и барьеры и достигнут вдвое большего результата при вдвое меньших усилиях [Ян Лэй, 2019. С. 79], и, тем не менее, не следует недооценивать механизмы гуманитарного взаимодействия между народами Китая и России. С момента своего создания в 1997 году Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития активно участвует в проведении перекрестных Годов Китая и России, Годов языков, Годов туризма, Годов молодежи и других масштабных мероприятий. Данная межгосударственная неправительственная организация сыграла важную и уникальную роль в продвижении китайско-российских контактов и сотрудничества в торгово-экономической, региональной, гуманитарной, научно-технической и других областях и стала узлом и основной силой дружественных контактов между российским и китайским народами7. В 2019 г. в честь 70-летия КНР Комитет организовал ряд мероприятий по гуманитарному обмену, в частности, Форум «Российско-Китайский диалог» и Фестиваль Китая, в которых приняли участие 16 миллионов человек8 [Ян Лэй. 2019]. Кроме того, российские и китайские культурные организации, культурные компании и другие
общественные организации также активно участвуют в китайско-российском гуманитарном сотрудничестве, содействуя укреплению дружбы между народами Китая и России.
2. Проблемы китайско-российского сотрудничества в гуманитарной области
В настоящее время китайско-российское гуманитарное сотрудничество достигло самого высокого уровня за всю историю, Китай и Россия неуклонно вводят новшества и совершают прорывы в сотрудничестве между регионами, а также сферах и моделях взаимодействия. Между тем, в двустороннем гуманитарном сотрудничестве все еще имеется большое количество проблем, которые ограничивают его дальнейшее развитие.
Региональная несогласованность развития китайско-российского сотрудничества в гуманитарной области. Первое. Эффект от совместного действия регионов недостаточный. В настоящее время в два основных механизма регионального сотрудничества Китая с Россией - «Северо-Восток КНР - Дальний Восток РФ» и «Река Янцзы - Волга» вовлечены провинции и города, а также Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь и др. территории. Несмотря на большое число китайских провинций и городов, участвующих в развитии гуманитарного сотрудничества с Россией, на протяжении длительного периода времени они ведут деятельность разрозненно, что привело к ряду негативных факторов, таких как однородность сфер сотрудничества, отсутствие региональных особенностей, дефицит инноваций. К примеру, в развитии сотрудничества между Китаем и Россией в сфере «красного туризма» лидерство принадлежит провинции Хунань, тогда как провинции и города Северо-Востока Китая практически не участвуют в нем. Кроме того, эффект от совместного действия в рамках одной
7 Российско-Китайский комитет дружбы, мира и развития. URL: http://www.sinorussian21st. org/cn/commintro/6978/20150318/321191.html (дата обращения: 18.06.2022).
8 Председатель Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Борис Титов: «Диалог России и Китая с миром» - это исторический диалог. URL: https://pit.ifeng.com/c/7qihyMyr28m (дата обращения: 18.06.2022).
провинции в развитии гуманитарного сотрудничества с Россией также весьма слабый. Например, Хэйлунцзян является ключевой провинцией в гуманитарном сотрудничестве с Россией, однако, за исключением Харбина и Суйфэньхэ, ее остальные города окружного значения и города, в которых функционируют пограничные переходы, осуществляют гуманитарное сотрудничество с регионами Дальнего Востока РФ лишь в некоторых областях, а города, в которых нет пограничных переходов, практически не участвуют в нем [Бай Сяогуан, 2017. C. 365].
Второе. Все еще имеются области, в которых гуманитарное сотрудничество слаборазвито. Ввиду ограничений культурной среды, число провинций и городов, участвующих в китайско-российском сотрудничестве в области права, защиты окружающей среды и кинематографии, относительно небольшое. К примеру, за исключением Суйфэньхэ, где создан Китайско-Российский центр юридических услуг, в других городах провинции Хэйлунцзян, в которых действуют пограничные переходы, практически нет проектов сотрудничества с Россией в правовой сфере.
Третье. Сотрудничество между народами двух стран требует дальнейшего укрепления. В обменах в гуманитарной области между народами Китая и России следует усилить ведущую роль правительства, поскольку гуманитарное сотрудничество без участия правительства, ввиду ограниченности человеческих и финансовых ресурсов, и политики, не могут поддерживаться на регулярной основе.
Недостаточно тесная связь с торгово-экономическим сотрудничеством. Китайско-российское гуманитарное сотрудничество в основном сосредоточено на укреплении двусторонних отношений и продвижении дружеских обменов, при этом пренебрегается роль экономической эффективности.
Во-первых, не заметен результат от продвижения гуманитарным сотрудничеством торгово-экономических проектов. Несмотря на то, что сотрудничество между Китаем и Россией развивается
достаточно хорошо в некоторых гуманитарных сферах, таких как культура и искусство, туризм, образование, СМИ, издательское дело и др., это не привело к значительному улучшению китайско-российского сотрудничества в области индустрии культуры.
Во-вторых, необходимо усилить функциональность китайско-российских парков культурной индустрии. Парк культурной индустрии - это целостный промышленный кластер, в задачи которого входит продвижение китайско-российского гуманитарного сотрудничества и сотрудничества в сфере культурной индустрии. На сегодняшний день в провинциях Хэйлунцзян, Ляонин, Цзилинь, Шэньси, Хэбэй, городах Пекин, Шанхай и др. существует около 20 китайско-российских технопарков креативных и культурных индустрий. Однако следует отметить, что в большинстве из них существуют проблемы: неэффективное управление, незначительная ведущая роль правительства, разрозненность ресурсов, слабый эффект промышленной кластеризации, отсутствие инноваций, нехватка рекламы и кадров, сильная тенденция к однородности и др. Данные проблемы затрудняют реализацию ими двойной эффективности - содействие двустороннему гуманитарному сотрудничеству и продвижение двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Слабая инновационная активность в отдельнъх сферах. Инновационность Китая и России в областях гуманитарного сотрудничества достаточно хорошая. К примеру, сотрудничество между двумя странами в сфере СМИ активно открывает новую эпоху сотрудничества в сфере цифровых и сетевых медиа, сотрудничество в сфере кино и в сфере аниме, происходит сращение научно-технического сотрудничества с молодежными обменами. Однако в традиционных сферах, таких как образование и туризм, процессы инновационной деятельности происходят достаточно сложно. Также регион « Северо-Восток КНР - Дальний Восток РФ» существенно отстает от региона «Янцзы-Волга» в плане инноваций в области гуманитарного сотрудничества. Возьмем, к при-
меру, сотрудничество в сфере туризма. Основными направлениями сотрудничества Северо-Востока Китая с Россией в области туризма являлись приграничные туры и шоппинг-туры, в последние годы предлагались лечебно-оздоровительные туры в Китай в санатории традиционной китайской медицины (туристы - в основном россияне с Дальнего Востока). Развитие районом «Янцзы-Волга» сотрудничества с Россией в сфере «красного туризма» привлекло к участию в данном проекте не только большое количество провинций и городов Китая, но и туристов со всей России. В гуманитарном сотрудничестве с Россией северо-восточному региону Китая в срочном порядке необходимо решить проблему слабой динамики инновационной активности.
Недостаточность систематизации соответствующих научных исследований. Сотрудничество Китая и России в гуманитарной области имеет долгую историю, у него есть много достижений, и оно представляет большое значение для двух стран. Между тем до сих пор не создано специализированное академическое учреждение, которое бы занималось изучением китайско-российского гуманитарного сотрудничества. Сегодня некоторые исследования в данной отрасли в основном проводятся китайскими научно-исследовательскими организациями по изучению Северо-Восточной Азии, России и стран Восточной Европы. Более того, достижения китайско-российского гуманитарного сотрудничества разрознены, отсутствует теоретическая поддержка, не сформирована самостоятельная отрасль научного знания. Также ввиду отсутствия специализированных исследовательских учреждений нет полноценной команды ученых и экспертов для проведения последующих исследований в области китайско-российского гуманитарного сотрудничества. Отсутствие систематических исследований оценивалось специалистами как одно из главных препятствий для дальнейшего углубления и развития российско-китайского гуманитарного сотрудничества и обмена [Го Ли, 2013. С. 4].
Начиная в 2020 г. эпидемия новой
коронавирусной инфекции оказала серьезное влияние на китайско-российское гуманитарное сотрудничество. В этих условиях скорейшего решения требуют следующие проблемы: использование сетевых технологий и цифровых технологий в качестве инновационных моделей китайско-российского гуманитарного сотрудничества, открытие новых путей сотрудничества и др.
3. Перспективы российско-китайского гуманитарного сотрудничества
В условиях продвижения новых возможностей и вызовов гуманитарное сотрудничество России и Китая должно не только продолжать играть роль мощного ускорителя прагматического сотрудничества между двумя странами, но и стать катализатором углубленного развития отношений между ними в условиях эпидемии. В будущем его роль в стимулировании двустороннего экономического сотрудничества будет и дальше возрастать, а механизмы и области сотрудничества по-прежнему обновляться.
Первое. Гуманитарное сотрудничество России и Китая возьмет на себя новые миссии и обязанности. Культурный обмен между Россией и Китаем, особенно между регионами двух стран, будет играть особый эффект в достижении сердец людей, выполняя миссию строительства российско-китайских отношений, постоянно увеличивая чувство сопричастности и расширения контактов между народами двух стран, сближая сердца народов России и Китая, устраняя недопонимания и неправильные толкования, вызванные культурными различиями между двумя народами, энергично содействуя дальнейшему развитию всестороннего практического сотрудничества между Россией и Китаем, создавая более прочную гражданскую основу для сопряжения между Россией и Китаем Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и инициативы «Пояс и путь», активно играя образцовую роль во взаимном изучении человеческой цивилизации, а также поддерживая и стабилизируя мирное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона и даже всего мира. Особенно в условиях глобальной эпидемической ситуации культурный об-
мен и сотрудничество между Россией и Китаем может эффективно гарантировать политическое взаимное доверие между двумя странами, укреплять обмены и сотрудничество в области здравоохранения и обеспечивать совместную поддержку в глобальной эпидемической ситуации.
Второе. Чтобы способствовать развитию международного коммуникационного потенциала и рассказать историю Китая, сотрудничество между людьми из России и Китая также примет на себя миссию по развитию сотрудничества между странами-членами ШОС в сфере гуманитарных обменов, чтобы внести больший вклад в объединение сил России и Китая в построении прочного мира, всеобщей безопасности, общего процветания, открытого и инклюзивного, чистого и прекрасного мира. Это не только закладывает более долгосрочную и прочную основу для дружбы между Россией и Китаем, передающуюся из поколения в поколение, но также обеспечивает мощную поддержку для формирования в нынешней ситуации новых международных отношений и сообщества единой судьбы человечества.
Третье. Повышение мягкой силы национальной культуры является одной из целей внешних обменов Китая в новую эпоху. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество послужит катализатором для промышленного сотрудничества двух стран и сотрудничества в об-
ласти кластеров промышленности, будет стимулировать диверсифицированное развитие модели китайско-российского инновационного сотрудничества и усилит культурную мягкую силу России и Китая. В июле 2014 г., когда главы двух государств встретились в Форталезе в Бразилии, они предложили развитие гуманитарного сотрудничества России и Китая от общих дружеских обменов к совместному образованию и совместному развитию культурных индустрий для усиления мягкой силы двух стран [Чан Юань, 2014]. Гуманитарное сотрудничество между Россией и Китаем должно не только решать проблемы сбалансированного и инновационного развития, но и способствовать развитию промышленного сотрудничества в сферах культуры, искусства, образования, туризма, спорта, молодежных обменов и биомедицины, особенно способствовать развитию индустрии культуры между Россией и Китаем. Кроме того, в новой ситуации Россия и Китай сосредоточат свои усилия на относительно слабых областях, таких как право, неофициальные контакты, наука и технологии, охрана окружающей среды и сотрудничество аналитических центров, и сделают их тесно интегрированными с китайско-российскими молодежными обменами с целью накопления сил и резервов талантов для гуманитарного сотрудничества между двумя странами.
Список источников:
1. Бай Сяогуан. Изучение ответных мер в гуманитарном сотрудничестве провинции Хэйлунцзян с Дальним Востоком России на фоне концепции «Пояс и путь» (Отчет о культурном развитии провинции Хэйлунцзян за 2016 г.). Харбин: Хэйлунцзянское народное издательство, 2017. C. 364-365.
2. Го Ли. История и реальность российско-китайского гуманитарного сотрудничества. Харбин: Издательство Хэйлунцзянского университета, 2013. C. 3-4.
3. Ронг И. Китайско-российское гуманитарное сотрудничество продолжает углубляться // Жэньминь ежедневная газета, 08.02.2022. № 17.
4. У Сай, Чжан Цзяньхуа. Механизм российско-китайского гуманитарного сотрудничества в рамках концепции «Пояс и путь»: особенности, проблемы и альтернативы // Журнал Пекинского института образования, 2019. № 5. С. 36.
5. Цзян Сяоянь. Существующее положение и перспективы российско-китайского сотрудничества в области образования // Гуанмин ежедневная газета, 13.06.2019. № 14.
6. Чан Юань. Усиление мягкой силы: новая задача российско-китайского
гуманитарного сотрудничества // Гуанмин ежедневная газета, 28.11.2014. № 08.
7. Ян Лэй. О роли гуманитарного сотрудничества в построении российско-китайского партнерства // Журнал Северо-Восточной Азии, 2019. № 04. С.79.
8. Ян Цзиньсун. Сотрудничество в сфере туризма между Россией и Китаем требует новых действий в новую эпоху // Китайская туристическая газета, 10.06.2019. № 03.
References
1. Bai Xiaoguang. (2017) Exploring responses in Heilongjiang province's humanitarian cooperation with the Russian Far East against the backdrop of the «Belt and Road» concept (2016 Heilongjiang Provincial Cultural Development Report). Harbin: Heilongjiang People's Press: 364-365.
2. Guo Li. (2013) History and reality of Russian-Chinese humanitarian cooperation. Harbin: Heilongjiang University Press: 3-4.
3. Rong I. (2022) Sino-Russian humanitarian cooperation continues to deepen Lyudi yezhednevnaya gazeta [Renmin daily newspaper], 08.02. No. 17.
4. Wu Sai, Zhang Jianhua. (2019) The mechanism of Russian-Chinese humanitarian cooperation within the framework of the "Belt and Road" concept: features, problems and alternatives Zhurnal Pekinskogo instituta obrazovaniya [Journal of the Beijing Institute of Education]. No. 5: 36.
5. Jiang Xiaoyan. (2019) The current situation and prospects for Russian-Chinese cooperation in the field of education Yarkiy yezhednevnaya gazeta [Guangming Daily Newspaper]. 06/13. No. 14.
6. Chang Yuan. (2014) Strengthening Soft Power: A New Challenge for Russian-Chinese Humanitarian Cooperation Yarkiy yezhednevnaya gazeta [Guangming Daily Newspaper].11/28. No. 08.
7. Yang Lei. (2019) On the role of humanitarian cooperation in building Russian-Chinese partnership Zhurnal Severo-Vostochnoy Azii [Journal of Northeast Asia]. No. 04: 79.
8. Yang Jinsong. (2019) Cooperation in the field of tourism between Russia and China requires new actions in a new era Kitayskaya turisticheskaya gazeta [China Tourism Newspaper]. 06/10. No. 03.
Статья поступила в редакцию 11.07.2022; одобрена после рецензирования 01.08.2022; принята к публикации 16.08.2022.
The article was submitted 11.07.2022; approved after reviewing 01.08.2022; accepted for publication 16.08.2022.
Информация об авторе
Бай Сяогуан - научный сотрудник, Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян
Information about the author
Xiaoguang Bai - researcher, the Institute of Russia of the Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province China.