Научная статья на тему 'НОВАЯ СИТУАЦИЯ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

НОВАЯ СИТУАЦИЯ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
221
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РОССИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МОДЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / CHINA / RUSSIA / ECONOMIC COOPERATION / "ONE BELT / ONE ROAD" / INTERCONNECTION / CROSS-BORDER COOPERATION / MODEL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бай Сяогуан, Чжао Чжэнь Ань

В статье рассмотрена новая ситуация китайско-российского экономического сотрудничества и описаны его новые направления. Авторы считают, что Китаю и России следует ускорить реализацию инициативы «Один пояс, один путь», усилить взаимодействие Китая с Евразийским экономическим союзом и стимулировать новый виток китайско-российского сотрудничества с помощью модельных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The New Situation and New Measures of the Chinese-Russian Economic Cooperation

The article deals with the new situation of the Chinese-Russian economic cooperation and describes its new trends. The authors believe that China and Russia should accelerate the implementation of the “One Belt, One Road” initiative, strengthen China’s cooperation with the Eurasian Economic Union and stimulate a new round of the Chinese-Russian cooperation with the help of model innovations.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ СИТУАЦИЯ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 339.9

БСИ 10.17238/В8Ш 815-0683.2019.2.54 БАЙ СЯОГУАН*, АНЬ ЧЖАО ЧЖЭНЬ*

Новая ситуация и новые направления китайско-российского экономического сотрудничества

В статье рассмотрена новая ситуация китайско-российского экономического сотрудничества и описаны его новые направления. Авторы считают, что Китаю и России следует ускорить реализацию инициативы «Один пояс, один путь», усилить взаимодействие Китая с Евразийским экономическим союзом и стимулировать новый виток китайско-российского сотрудничества с помощью модельных инноваций.

Ключевые слова: Китай, Россия, экономическое сотрудничество, «Один пояс, один путь», взаимосвязь, трансграничное сотрудничество, модельные инновации.

Бай Сяогуан - научный сотрудник. Xiaoguang1133@126.com.

Bai Xiaoguang - Researcher.

Ань Чжао Чжэнь - заместитель директора, профессор. azzcn@vip.sina.com.

An Zhaozhen - Deputy Director, Professor.

BAI XIAOGUANG, AN ZHAOZHEN

The New Situation and New Measures

of the Chinese-Russian Economic Cooperation

The article deals with the new situation of the Chinese-Russian economic cooperation and describes its new trends. The authors believe that China and Russia should accelerate the implementation of the "One Belt, One Road" initiative, strengthen China's cooperation with the Eurasian Economic Union and stimulate a new round of the Chinese-Russian cooperation with the help of model innovations.

Keywords: China, Russia, economic cooperation, "One belt, One Road", interconnection, cross-border cooperation, model innovations.

В последние годы китайско-российское всестороннее стратегическое партнерство упрочилось, и двусторонние отношения вошли в лучший период истории, что дало политическую гарантию всестороннего

* Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян. КНР, 150028, г. Харбин, Проспект Ши Бо, д. 1000.

Institute of Russia of the Heilongjiang Academy of Social Sciences,1000, Shi Bo Prospect, Harbin, People's Republic of China, 150028.

и многопрофильного сотрудничества Китая и России и стало важной движущей силой экономического взаимодействия. В то же время здоровое развитие китайско-российского экономического взаимодействия закладывает прочную основу для непрерывного роста стратегического сотрудничества двух стран.

В 2019 г. исполняется 70 лет со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Россией - странами с самым высоким уровнем взаимного доверия и сотрудничества, и это имеет высокую стратегическую ценность. Председатель КНР Си Цзиньпин 26 апреля 2019 г. провел в Пекине переговоры с президентом России В. В. Путиным, в ходе которых лидеры государств достигли консенсуса в отношении сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» и дальнейшего определения направлений сотрудничества по проекту «Один пояс, один путь».

Построение взаимосвязанного партнерства широко признано. Столкнувшись с новой ситуацией, китайско-российское экономическое сотрудничество должно руководствоваться консенсусом, достигнутым главами двух государств, принимать новые меры для стимулирования новых жизненных сил и всесторонне содействовать углубленному развитию обменов и сотрудничества Китая и России в различных областях.

1. Состояние экономического сотрудничества Китая и России

По данным таможенной статистики Китая, объем двусторонней торговли между Китаем и Россией в 2018 г. составил 107,06 млрд долл. США, впервые превысив 100 млрд долл. США, увеличившись на 27,1 %. Темпы роста были наивысшими среди 10 ведущих торговых партнеров Китая. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество достигло высоких показателей благодаря плавному развитию «всеобъемлющего стратегического партнерства и сотрудничества» между двумя сторонами. Китай и Россия имеют взаимное политическое доверие, осуществляют взаимовыгодное экономическое сотрудничество, оказывают взаимную поддержку в международных делах и служат сегодня образцом отношений великих держав. В то же время лидеры Китая и России придают большое значение экономическим и торговым отношениям: соответствующие ведомства двух стран совместно работают над оптимизацией структуры торговли, корректировкой экономических и торговых методов и внедрением инноваций в областях сотрудничества, что стало важным фактором, способствующим быстрому росту объемов китайско-российской торговли [4].

Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество в период с 1992 по 1999 г. развивалось незначительными темпами и неуверенно, прогресс в этой сфере был медленным. С 2000 по 2018 г. оно вступило в стадию бурного развития: масштабы взаимной торговли увеличились в 18 раз.

В 1992 г. объем китайско-российской торговли составил всего 5,86 млрд долл. США, а к 2014 г. он достиг 95,3 млрд долл. США. В 2015 г. из-за событий на Украине, западных санкций в отношении России и падения цен на нефть китайско-российский товарооборот упал до 64,2 млрд долл. США, сократившись на 27,8 %.

В июне 2016 г. Китай, Монголия и Россия совместно подписали План строительства китайско-российского экономического коридора. Целью программы является объединение китайского «Экономического пояса Шелкового пути», Евразийского экономического союза и монгольского «Степного пути», взаимодополняющих друг друга преимуществами, реализация проектов сотрудничества в области инфраструктуры и укрепления трансграничных перевозок. Эта мера способствовала повышению уровня сотрудничества между Китаем, Монголией и Россией.

В 2016 г. масштабы китайско-российского торгово-экономического сотрудничества выросли до 69,5 млрд долл. США, в 2017 г. - до 84 млрд долл. США [12].

За последние два десятилетия уровень сотрудничества Китая и России в области энергетики непрерывно увеличивался. Были запущены (или было начато строительство) знаковые стратегические проекты, такие как китайско-российские трубопроводы сырой нефти, восточные газопроводы и амурские газоперерабатывающие заводы. В 2016 г. Россия стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, крупнейшим поставщиком электроэнергии и пятым по величине поставщиком угля, при этом поставки сырой нефти составили 52,48 млн т, поставки электроэнергии - 3,3 млрд кВтч, а поставки угля - 1885 тыс. т.

В августе 2017 г. в рамках китайско-российского сотрудничества началось строительство Амурского газоперерабатывающего завода. После завершения проекта он станет крупнейшим в России заводом по переработке природного газа, который будет перерабатывать 42 млрд кубометров природного газа и производить 6 млн кубометров гелия в год. В июле 2018 г. заработал китайско-российский проект энергетического сотрудничества «Ямал СПГ», начались поставки сжиженного природного газа в Китай. Извлекаемые запасы природного газа по проекту составляют 1,3 трлн м3, извлекаемые запасы конденсата составляют 60 млн т.

В декабре 2019 г. Россия будет поставлять природный газ в Китай по трубопроводу «Сила Сибири». После завершения строительства восточной ветки газопровода объем китайско-российской торговли природным газом может превысить 70 млрд кубометров в год. Доля российского природного газа в цепочке его поставок в Китай будет увеличиваться, соответственно будет возрастать доля энергии из России в импортируемых энергоносителях из Китая. Китайско-российская западная линия

и дальневосточный природный газ станут ключевыми промоутерами китайско-российского энергетического сотрудничества, а материальная основа всестороннего стратегического партнерства между Китаем и Россией станет еще более прочной [1].

2019 г. - это год 70-летия установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. Обе страны воспользуются этой возможностью, чтобы вывести всеобъемлющее стратегическое сотрудничество на новый уровень. В провинции Хэйлунцзян, лидирующей в объемах китайско-российского экономического и торгового сотрудничества, успешно реализуется крупный проект строительства объектов китайско-российской инфраструктуры - «Одна труба и два моста». Завершена стыковка российско-китайского трансграничного железнодорожного моста Нижнеленинское-Тунцзян. Строительство, как ожидается, будет завершено в конце 2019 г. Автодорожный мост Хэйхэ-Благовещенск вскоре будет достроен и введен в эксплуатацию. Благодаря китайско-российской стратегии развития провинция Хэйлунцзян перестает быть замыкающей провинцией Китая и становится северным окном Китая. «С созданием международных правил электронной торговли и платформ электронной торговли между китайскими и российскими компаниями трансграничная электронная торговля будет способствовать дальнейшему увеличению торговли между двумя странами» [14].

2. Новая ситуация в китайско-российском экономическом сотрудничестве

2.1. Китай и Россия достигли нового консенсуса по экономическому сотрудничеству. 27 апреля 2019 г. президент России Владимир Путин принял участие в круглом столе лидеров 2-го Саммита по международному сотрудничеству «Пояс и дорога». Председатель КНР Си Цзиньпин провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным, отметив, что Россия является важным партнером в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» является образцом регионального экономического сотрудничества. Вступление в новую эру должно стимулировать жизнеспособность отношений между двумя странами и способствовать лучшему развитию двусторонних отношений. Президент В. В. Путин заявил, что инициатива «Один пояс, один путь» создала важную платформу для расширения международного сотрудничества и получает все большую поддержку со стороны международного сообщества. В настоящее время российско-китайское комплексное стратегическое партнерство достигло лучшего в истории уровня и стало образцом межгосударственных отношений. Российская сторона готова поддерживать тесные контакты на высоком уровне с Китаем и углублять двусторонние обмены и сотрудничество в различных областях [10].

2.2. Построение взаимосвязанного партнерства получило широкое признание. В совместном коммюнике 2-го Саммита по международному сотрудничеству «Пояс и дорога» отмечается, что транспортная инфраструктура является одной из основ взаимосвязи. Странам рекомендуется создавать инфраструктуры путем разработки взаимно совместимых и комплексных мер для улучшения возможности транспортного сообщения между странами в воздухе, на суше и на море. Будет реализован «Один пояс, один путь» для обеспечения высокого качества взаимоотношений, будет нарастать содействие коммуникациям на уровне политики, в области средств связи, бесперебойной торговли, финансовой коммуникации и поддержки населения, будет происходить укрепление взаимосвязи и углубление прагматического сотрудничества. Следует развивать мультимодальные перевозки, включая использование внутренних водных путей, автомобильных и железнодорожных сетей, сухопутных, морских и воздушных портов и трубопроводов в странах, не имеющих выхода к морю. Необходимо продолжать строить экономические коридоры, зоны торгово-экономического сотрудничества и проекты сотрудничества, связанные с «Поясом и дорогой», поддерживать транзитные договоренности и инфраструктурные проекты для развития связей и укрепления сотрудничества. Важны укрепление энергетической инфраструктуры, повышение энергетической безопасности и обеспечение доступной, возобновляемой, чистой и устойчивой энергии для всех [11].

2.3. Направленность сотрудничества на построение «Пояса и дороги» была четко выражена. На 2-м Саммите по международному сотрудничеству «Пояс и дорога» было предложено усилить стыковку политики, укрепить механизмы сотрудничества и сосредоточить внимание на укреплении всесторонних связей. Мы должны продолжать уделять основное внимание взаимосвязи инфраструктуры, углублять сотрудничество в приграничных областях, таких как интеллектуальное производство и цифровая экономика, внедрять инновационные стратегии развития, расширять рынки, торговлю и содействие инвестициям, а также создавать диверсифицированные системы финансирования и многоуровневые рынки капитала, расширять гуманитарные обмены и обеспечивать реализацию большего количества проектов сотрудничества. Необходимо формировать всеобъемлющую взаимосвязь и способствовать комплексному использованию результатов лидерства в инфраструктуре, промышленной агломерации, экономическом развитии и улучшении условий жизни людей [15].

2.4. Изменения на российском Дальнем Востоке приносят новые возможности. Во-первых, в сентябре 2018 г. Председатель КНР Си Цзинь-пин подписал План китайско-российского сотрудничества в регионе Дальнего Востока (2018-2024) во время своего участия в IV Восточном

экономическом форуме. Таким образом, подтверждается приоритетное направление сотрудничества [6].

Во-вторых, Дальневосточный федеральный округ расширился на запад. 3 ноября 2018 г. президент России В. В. Путин подписал указ № 632, которым постановил вывести Республику Бурятия и Забайкальский край из Сибирского федерального округа и включить их в состав Дальневосточного федерального округа, расширив регион сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России, сферу и пространство взаимодействия двух стран [8].

В-третьих, административная столица Дальневосточного федерального округа России переместилась на восток. 13 декабря 2018 г. президент России Владимир Путин подписал указ о переносе столицы Дальневосточного федерального округа из Хабаровска во Владивосток, что поможет в дальнейшем Приморскому краю играть ведущую роль, повысит значимость Дальневосточного экономического форума. Международное влияние региона усиливается [16].

В-четвертых, 26 февраля 2019 г. президент России подписал распоряжение: Министерство РФ по развитию Дальнего Востока было переименовано в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, что способствует повышению эффективности государственного управления в освоении Арктического региона [5], ускорению освоения Северного моря, освоения арктических нефтегазовых ресурсов России в Арктике. Появляются новые возможности: реализация национального проекта, арктические исследования, освоение арктического континентального шельфа, арктическое судостроение, развитие арктической цифровизации и коммуникационных технологий [9].

2.5. Ускоряется развитие китайско-российской связи на местном уровне. 2019 г. является годом китайско-российского местного сотрудничества и обменов. 20 марта 2019 г. строительство основной части китайско-российского железнодорожного моста Нижнеленинское-Тунцзян было завершено, и ожидается, что мост будет открыт для движения в течение года [7]. Китайско-российский трансграничный автомобильный мост Хэйхэ-Благовещенск (р. Амур) будет завершен в октябре 2019 г. [3]. Транспортная инфраструктура взаимосвязана и заложила основу для развития экономического и торгового сотрудничества между Китаем и Россией. Провинция Хэйлунцзян занимает первое место в Китае по объему товарооборота с Россией. На фоне эффективной интеграции двух стран Соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» создает прагматичную платформу сотрудничества между Китаем и Россией. Таким образом, на местном уровне развивается углубленное сотрудничество в области

присоединения инфраструктуры, трансграничных промышленных цепочек и гуманитарных обменов.

3. Новые меры в китайско-российском экономическом сотрудничестве

3.1. Ускорение инициативы «Один пояс, один путь» для соединения с Евразийским экономическим союзом. В мае 2015 г. главы государств Китая и России подписали Соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». В мае 2016 г. Китай и Евразийский экономический союз подписали Соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом, в котором заложены правовые основы и структура сотрудничества между двумя сторонами [2]. В июле 2017 г. главы Китая и России подписали Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства, в котором говорится, что стороны продолжат работу по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Одного пояса, одного пути», будут способствовать заключению Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой - с другой.

Совместное коммюнике 2017 г. 22-го очередного совещания премьер-министров Китая и России призвано способствовать установлению экономического партнерства в Евразии и укреплению сотрудничества с Евразийским экономическим союзом на основе платформы «Один пояс, один путь». Инфраструктура и программная инфраструктура состыкованы, и они идут рука об руку, чтобы открыть «общее экономическое пространство всей Евразии» [13]. Нынешняя международная ситуация сложна: Китай и Россия сталкиваются с общими задачами и вызовами. Сопряжение инициативы «Пояс и дорога» с Евразийским экономическим союзом является примером регионального экономического сотрудничества: Китай и Россия должны всегда рассматривать друг друга как важные партнеры, поддерживать друг друга, использовать друг друга, достигать одновременного оживления и работать вместе.

3.2. Планирование крупных проектов сотрудничества в таких сферах, как энергетика и транспорт. В Программе развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке России на 2018-2024 годы говорится, что приоритетными направлениями китайско-российского торгово-экономического сотрудничества на российском Дальнем Востоке являются: газовая и нефтехимическая промышленность, твердые полезные ископаемые,

транспорт и логистика, сельское и лесное хозяйство, аквакультура, туризм и др. На 2-м Международном саммите по сотрудничеству «Один пояс, один путь» лидеры Китая и России предложили сосредоточиться на создании демонстрационных проектов в области энергетики и взаимоподключения.

В момент нынешнего китайско-американского кризиса, связанного с торговой войной, Китаю и России следует совместно спланировать и изучить ряд крупных проектов национального сотрудничества в области экономики, торговли, энергетики, науки и техники, аэрокосмической промышленности, межсетевых соединений, локальных и гуманитарных наук. Являясь важным регионом китайско-российского сотрудничества, провинция Хэйлунцзян должна сотрудничать и поддерживать крупные китайско-российские проекты в области энергетики, сельского хозяйства и полезных ископаемых и в полной мере использовать преимущества сотрудничества и достижения России в области передового развития. С этой целью следует поддержать демонстрационный проект по сельскохозяйственному сотрудничеству с Россией и осуществлять взаимодействия в области агропромышленного комплекса на Дальнем Востоке России.

3.3. Ускорение западного направления китайско-российского сотрудничества, основываясь на фокусе Дальнего Востока. Укрепление сотрудничества между Китаем и Россией на Дальнем Востоке России является важной договоренностью, достигнутой главами двух государств, и приоритетом для сотрудничества двух стран. В настоящее время Республика Бурятия и Забайкальский край Российской Федерации вошли в состав Дальневосточного федерального округа, что значительно повышает потенциал его экономического развития и расширяет пространство для внешнеэкономического сотрудничества, в том числе способствует привлечению внимания иностранных инвесторов. Экономический мост между Эр-Риядом и Забайкальским краем укрепляет экономические связи и общее развитие российского Дальнего Востока и Сибири. Поэтому китайско-российское сотрудничество должно распространяться и на Сибирский федеральный округ и западную часть России. Кроме того, перед лицом новой ситуации, вызванной смещением на восток административной столицы Дальневосточного федерального округа России и преобразованием Министерства развития Дальнего Востока России, китайская и российская стороны должны еще больше расширить сотрудничество в освоении Арктики.

3.4. Ускорение строительства приграничных железных дорог между Китаем, Монголией и Россией. С июня 2016 г., когда Китай, Монголия и Россия подписали соглашение о создании экономического коридора

«Монголия-Россия-Китай», провинция Хэйлунцзян полностью использовала географические преимущества прилегания к российскому Дальнему Востоку и Восточной Сибири, а также преимущества соединения российской Транссибирской железной дороги. Крупный прорыв был сделан в строительстве взаимосвязанной инфраструктуры, такой как железнодорожный мост Хэйлунцзян Цзе, автострада Хэйхэ Хэйлунцзян Цзе и автострада Дуннин Цзе.

Китай и Россия приступили к осуществлению технико-экономического обоснования сотрудничества в рамках китайско-монгольско-российского экономического коридора. Республика Бурятия и Забайкальский край находятся в ключевых точках Транссибирской железной дороги и Бийской железной дороги, их географическое положение очень важно. В новой ситуации в Республике Бурятия и в Забайкальском крае необходимо ускорить планирование трансграничного сотрудничества в области железнодорожных перевозок в регионе, в полной мере использовать статус транспортного узла двух федеральных образований России. Строительство трансграничной транспортной инфраструктуры, дальнейшее развитие Транссиба, «Бийской ветви», Северного морского канала предоставят перспективы для широкомасштабного трансграничного сотрудничества между Китаем и Россией.

3.5. Использование модельных инноваций в китайско-российском сотрудничестве. 2018-2019 гг. - это период, который дает мощный импульс для устойчивого развития китайско-российских отношений. В настоящее время международная политическая и экономическая ситуация требует, чтобы китайско-российское сотрудничество вышло на новый уровень, и потребность во взаимной поддержке и сотрудничестве между Китаем и Россией никогда не была такой необходимой. Таким образом, модель китайско-российского сотрудничества в новой ситуации должна отвечать нынешней международной ситуации, а также соответствовать задачам китайско-российского сотрудничества.

Чтобы реализовать продвижение и инновации китайско-российской модели сотрудничества, страны должны продолжать совершенствовать правительственную модель сотрудничества, модель производственно-сбытовой цепочки и модель сотрудничества на рынке малого и среднего бизнеса, а также изучать международный опыт для создания новой модели китайско-российского сотрудничества. Например, Японский банк международного сотрудничества и российская сторона разработали модель совместной компании. 19 февраля 2018 г. Министерство РФ по развитию Дальнего Востока объявило о создании российско-японской компании для совместной реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Эта компания станет «окном» для японских инвесторов и обеспечит

всестороннюю поддержку японским компаниям на всех этапах реализации проекта, от получения статуса резидента российских территорий опережающего развития и статуса резидента свободного порта Владивосток до инвестирования в новый бизнес. Российско-японская инвестиционная платформа станет неотъемлемой частью уникальной экосистемы, созданной страной для инвесторов на Дальнем Востоке.

Кроме того, необходимо основательно изучить китайско-российскую модель трансграничного промышленного сотрудничества и модель экономической зоны Цяотоу и активно содействовать переговорам о зоне свободной торговли Китая и Евразийского экономического союза.

Список литературы

1. Ань Чжао Чжень, Чжан Мэй. Углубление китайско-российского энергетического сотрудничества // Xiboliya yanjiu = Siberian Studies. 2018. № 6. С. 5-8. Кит. яз.

2. Инициатива «Пояс и дорога» и Евразийский экономический союз сделали большой шаг: интервью с послом России в Китае Денисовым. URL: http://finance. sina.com.cn/roll/2018-06-11/doc-ihcufqif5451646.shtml (дата обращения: 11.06.2018). Кит. яз.

3. Китайско-российский трансграничный автомобильный мост будет завершен в октябре 2019 года. URL: http://www.chinaru.info/News/zhongekuaixun/55278. shtml (дата обращения: 06.12.2018). Кит. яз.

4. Лю Шуан. Чтобы сделать новый скачок в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве с «Один пояс и один путь» в качестве движущей силы // Xiboliya yanjiu = Siberian Studies. 2019. № 1. С. 5-8. Кит. яз.

5. Минвостокразвития переименовано в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. URL: https://tass.ru/politika/6161204 (дата обращения: 26.02.2019).

6. На ВЭФ подписала программу сотрудничества Минвостокразвития России и Минкоммерции КНР. URL: https://minvr.ru/press-center/news/18730/ (дата обращения: 05.11.2018).

7. Основная часть первого приграничного железнодорожного моста между Китаем и Россией была успешно закрыта. URL: http://news.gmw.cn/2019-03/22/ content_32667627.htm (дата обращения: 22.03.2019). Кит. яз.

8. Президент Путин расширил границу ДФО за счет Сибири. URL: https: // todaykhv.ru/news/policy/16707/ (дата обращения: 05.11.2018).

9. Пятый Международный Арктический Форум наметил новый план регионального развития. URL: http://www.xinhuanet.com/2019-04/11/c_1210105490.htm (дата обращения: 11.04.2019). Кит. яз.

10. Си Цзиньпин провел переговоры с президентом России Путиным. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/leaders/2019-04/26/c_1124421257.htm (дата обращения: 26.04.2019). Кит. яз.

11. Совместное коммюнике круглого стола 2-го Форума Саммита по международному сотрудничеству «Пояс и дорога». URL: http://www.xinhuanet.com/ world/2019-04/27/c_1124425237.htm (дата обращения: 27.04.2019). Кит. яз.

12. Соглашение о создании экономического коридора «Монголия-Россия-Китай». URL: http://www.askci.com/news/finance/20160913/19075562129.shtml (дата обращения: 13.09.2016). Кит. яз.

13. Углубленное продвижение «Пояса и дороги» и стыковочное сотрудничество Евразийского экономического партнерства. URL: https://baijiahao.baidu. com/s?id=1631687335700288541&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 24.04.2019). Кит. яз.

14. Чжан Мэй. Современное состояние и перспективы экономического и торгового сотрудничества с тремя северо-восточными провинциями Китая // Xiboliya yanjiu = Siberian Studies. 2019. № 1. С. 13-20. Кит. яз.

15. 2-й Саммит Международного Сотрудничества «Пояс и дорога» провел саммит «за круглым столом». Си Цзиньпин председательствовал на заседании и выступил с речью. URL: http://www.xinhuanet.com//2019-04/27/c_1124425120.htm (дата обращения: 27.04.2019). Кит. яз.

16. 13 декабря Путин подписал указ о переносе столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток. URL: https://tass.ru/info/5910577 (дата обращения: 14.12.2018).

© Бай Сяогуан, Ань Чжао Чжэнь, 2019 © Bai Xiaoguang, An Zhaozhen, 2019

Для цитирования:

Бай Сяогуан, Ань Чжао Чжэнь. Новая ситуация и новые направления китайско-российского экономического сотрудничества // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 2(87). С. 54-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.