Научная статья на тему 'Российско китайские отношения модель отношений между новыми державами'

Российско китайские отношения модель отношений между новыми державами Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
565
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российско китайск ие отношения / советско китайские отношения / конструктивное партнерство / стратегическое взаимодействие / международное региональное сотрудничество / « один пояс / один путь » / экономический коридор « Китай Россия Монголия » / Ассоциация государств Юго Восточной Азии. / российско китайские отношения / советско китайские отношения / конструктивное партнерство / ст ратегическое взаимодействие / международное региональное сотрудничество / « один пояс / один путь » / экономический коридор « Китай Россия Монголия » / Ассоциация государств Юго Восточной Азии

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Син Гуанчен

В статье предлагается анализ становления и развития российско-китайских отношений как новой мо-дели сотрудничества между государствами, дается подробная характеристика основных аспектов рос-сийско-китайского взаимодействия: это партнерские отношения всестороннего стратегического взаимо-действия, перешедшие в стадию «конструктивного партнерства», основанные на равенстве и доверии, развитие российско-китайских отношений включает сотрудничество в области политики, экономики, дипломатии, военного дела, культуры, образования, туризма, гуманитарных наук и так далее. Российско-китайские отношения основаны на принципах «четыре без», то есть без вступления в союз, без конфрон-тации, без ориентации на третьих лиц, без идеологического давления. Данные принципы постоянно внедряются в различные совместные декларации, соглашения и подписанные договоры между двумя странами. В статье отмечается, что новая модель государственного сотрудничества российско-китайских отношений отражается в многостороннем механизме международного сотрудничества, что Китай и Рос-сия активно развивают международное региональное сотрудничество, и важной платформой для россий-ско-китайских связей в аспекте регионального стратегического сотрудничества стал проект «Один пояс, один путь»: совместная реализация «Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом», сотрудничество в строитель-стве скоростных железных дорог, строительство китайско-российско-монгольского экономического ко-ридора, совместные планы по развитию Дальнего Востока, укрепление экономического сотрудничества России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, совместное участие России и Китая в сотрудни-честве со странами БРИКС (Индия, Бразилия и Южная Африка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Chinese relations a model of the relations between new powers

In the article the analysis of formation and development of the Russian-Chinese relations is offered as a new model of cooperation between the states, detailed characteristic of the main aspects of the Russian-Chinese inter-action is given: : it is the partnership of comprehensive strategic interaction which passed into the stage of «con-structive partnership», based on equality and trust, development of the Russian-Chinese relations includes coop-eration in policy, economy, diplomacy, military science, culture, education, tourism, the humanities and so on. The Russian-Chinese relations are based on the principles «four without», that is without accession to the union, without confrontation, without orientation to the third parties, without ideological pressure. These principles constantly take root in various joint declarations, agreements and the signed contracts between two countries. In the article it is noted that the new model of the state cooperation of the Russian-Chinese relations is reflected in the multilateral mechanism of the international cooperation that China and Russia are actively developing the international regional cooperation, and the «One Belt, One Way» project became the important platform for the Russian-Chinese communications in aspect of regional strategic cooperation: joint implementation of «Agree-ment on economic and trade cooperation between the People's Republic of China and the Eurasian Economic Union», cooperation in construction of the high-speed railroads, construction of a Chinese-Russian-Mongolian economic corridor, joint plans for development of the Far East, strengthening of economic cooperation of Russia with the Association of Southeast Asian Nations, joint participation of Russia and China in cooperation with BRICS countries (India, Brazil and South Africa).

Текст научной работы на тему «Российско китайские отношения модель отношений между новыми державами»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 327

Син Гуанчен

https://orcid.org/0000-0002-6818-2002

Российско-китайские отношения - модель отношений между новыми державами

В статье предлагается анализ становления и развития российско-китайских отношений как новой модели сотрудничества между государствами, дается подробная характеристика основных аспектов российско-китайского взаимодействия: это партнерские отношения всестороннего стратегического взаимодействия, перешедшие в стадию «конструктивного партнерства», основанные на равенстве и доверии, развитие российско-китайских отношений включает сотрудничество в области политики, экономики, дипломатии, военного дела, культуры, образования, туризма, гуманитарных наук и так далее. Российско-китайские отношения основаны на принципах «четыре без», то есть без вступления в союз, без конфронтации, без ориентации на третьих лиц, без идеологического давления. Данные принципы постоянно внедряются в различные совместные декларации, соглашения и подписанные договоры между двумя странами. В статье отмечается, что новая модель государственного сотрудничества российско-китайских отношений отражается в многостороннем механизме международного сотрудничества, что Китай и Россия активно развивают международное региональное сотрудничество, и важной платформой для российско-китайских связей в аспекте регионального стратегического сотрудничества стал проект «Один пояс, один путь»: совместная реализация «Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом», сотрудничество в строительстве скоростных железных дорог, строительство китайско-российско-монгольского экономического коридора, совместные планы по развитию Дальнего Востока, укрепление экономического сотрудничества России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, совместное участие России и Китая в сотрудничестве со странами БРИКС (Индия, Бразилия и Южная Африка).

Ключевые слова: российско-китайские отношения, советско-китайские отношения, конструктивное партнерство, стратегическое взаимодействие, международное региональное сотрудничество, «один пояс, один путь», экономический коридор «Китай - Россия - Монголия», Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

POLITICAL SCIENCE

Xing Guangcheng

Russian-Chinese relations - a model of the relations between new powers

In the article the analysis of formation and development of the Russian-Chinese relations is offered as a new model of cooperation between the states, detailed characteristic of the main aspects of the Russian-Chinese interaction is given: : it is the partnership of comprehensive strategic interaction which passed into the stage of «constructive partnership», based on equality and trust, development of the Russian-Chinese relations includes cooperation in policy, economy, diplomacy, military science, culture, education, tourism, the humanities and so on. The Russian-Chinese relations are based on the principles «four without», that is without accession to the union, without confrontation, without orientation to the third parties, without ideological pressure. These principles constantly take root in various joint declarations, agreements and the signed contracts between two countries. In the article it is noted that the new model of the state cooperation of the Russian-Chinese relations is reflected in the multilateral mechanism of the international cooperation that China and Russia are actively developing the

© Син Гуанчен, 2019

international regional cooperation, and the «One Belt, One Way» project became the important platform for the Russian-Chinese communications in aspect of regional strategic cooperation: joint implementation of «Agreement on economic and trade cooperation between the People's Republic of China and the Eurasian Economic Union», cooperation in construction of the high-speed railroads, construction of a Chinese-Russian-Mongolian economic corridor, joint plans for development of the Far East, strengthening of economic cooperation of Russia with the Association of Southeast Asian Nations, joint participation of Russia and China in cooperation with BRICS countries (India, Brazil and South Africa).

Ключевые слова: российско-китайские отношения, советско-китайские отношения, конструктивное партнерство, стратегическое взаимодействие, международное региональное сотрудничество, «один пояс, один путь», экономический коридор «Китай - Россия - Монголия», Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

В этом году исполняется 70 лет со дня не только основания Китайской Народной Республики, но и установления дипломатических отношений между Китаем и Россией (СССР). После распада СССР Китай и Россия установили дружеские отношения сотрудничества на основе выстроенных ранее советско-китайских отношений. С того времени российско-китайские отношения непрерывно развивались: от отношений конструктивного партнерства до стратегического взаимодействия, а затем до партнерских отношений всестороннего стратегического взаимодействия.

Сейчас в стране и за рубежом существует такое признанное многими мнение, что российско-китайские отношения находятся в наилучшем периоде в истории. Китай и Россия являются соседями, и оба государства являются двумя странами, которые играют важную роль в мире. Продолжительное развитие российско-китайских отношений не только приносит благополучие народу обоих стран, но также обеспечивает мир и безопасность для современного сложного и постоянно меняющегося мира и одновременно придает жизнеспособность мировому развитию. Российско-китайские отношения - это модель отношений между новыми мировыми державами.

Во-первых, это партнерские отношения всестороннего стратегического взаимодействия. Данный тип отношений включает в себя два аспекта. Отношения между Китаем и Россией не являются ни коалиционными, ни враждебными. Основная ориентация российско-китайских отношений отражена в понятии «партнерства», но очевидно, что такие отношения не являются «партнерскими» в общем смысле, а «партнерскими отношениями по стратегическому взаимодействию» с акцентом на «стратегическое взаимодействие» [1].

Установление «партнерства» между Китаем и Россией прошло процесс постепенного развития. После распада СССР российско-китайские отношения были отношениями «дружественных стран». Другими словами, было партнерство в общем смысле. Тем более, после распада СССР и окончания холодной войны на международной арене поднялась волна «партнерских» отношений. Однако российско-китайские отношения вскоре переросли «партнерские» отношения в общем смысле. В 1996 году российско-китайские отношения перешли в стадию «конструктивного партнерства». В том же году отношения обоих стран стали «партнерскими отношениями стратегического взаимодействия с ориентацией на XXI век». С 1996 года по настоящее время российско-китайские отношения функционируют в рамках «партнерства стратегического взаимодействия», что свидетельствует о том, что партнерство стратегического взаимодействия между Китаем и Россией становится все более прочным и многосторонним [2].

Российско-китайские отношения воплотили всесторонность развития «партнерства стратегического взаимодействия» между двумя странами. Партнерские отношения всестороннего стратегического взаимодействия - самое классическое описание сегодняшних российско-китайских отношений. Многосторонность российско-китайских отношений проявляется в следующих аспектах: в первую очередь, развитие российско-китайских отношений включает сотрудничество в области политики, экономики, дипломатии, военного дела, культуры, образования, туризма, гуманитарных наук и так далее. Российско-китайские отношения показывают тенденцию и состояние всестороннего со-

трудничества в различных областях [3]. И это именно «многоотраслевое сотрудничество», о котором Китай и Россия неоднократно говорят в совместных заявлениях. Во-вторых, развитие российско-китайских отношений отражается как в официальной, так и в народной сфере. Правительства Китая и России играют важную стимулирующую и ведущую роль в развитии двусторонних отношений. В частности, ежегодно главы государств Китая и России проводят встречи на двусторонней и многосторонней основе. Между лидерами двух стран сложились очень дружеские личные отношения. Премьер-министры правительств Китая и России встречаются каждый год. Правительствами двух стран создан ряд комитетов двухстороннего сотрудничества, установилось общение между двумя парламентами. И между двумя правящими партиями тоже установлен канал для постоянного взаимодействия. Кроме официальных контактов, все чаще происходит «народный обмен» между Китаем и Россией. Туристы из обеих стран как бы измеряют длину и ширину развития российско-китайских отношений своими шагами. В то же время иностранные студенты Китая и России выполняют важную миссию гуманитарных обменов между обеими странами. В-третьих, интенсивнее развивается региональная связь между Китаем и Россией. Сейчас в Китае и в России многие города установили контакт друг с другом, стали городами-побратимами. Китай и Россия - соседи, и приграничные районы двух стран являются взаимно дружественными и кооперативными территориями. Например, установлено региональное стратегическое сотрудничество между тремя северо-восточными провинциями Китая и Автономного региона Внутренней Монголии и Дальневосточного региона России все больше внимания привлекает сотрудничество между районами Поволжья и средним и верхним течением реки Янцзы в Китае. Региональное сотрудничество является одним из важных аспектов всестороннего сотрудничества Китая и России.

Во-вторых, важно охарактеризовать базовые рамки российско-китайских отношений. Причина, по которой российско-китайские отношения могут развиваться очень стабильно, заключается в том, что два великих соседа - Китай и Россия нашли способ удовлетво-

рить интересы двух стран и создали базовые рамки для развития отношений между двумя странами [4]. Российско-китайские отношения основаны на принципах «четыре без», то есть без вступления в союз, без конфронтации, без ориентации на третьих лиц, без идеологического давления. Вышеупомянутые принципы «четыре без» постоянно внедряются в различные совместные декларации, соглашения и подписанные договоры между двумя странами. Устойчивому развитию китайско-российских отношений способствовало установление вышеупомянутых принципов «четыре без» и их реализация на практике.

Принцип «без вступления в союз» устанавливает «верхнюю границу» для развития российско-китайских отношений. То есть в настоящее время и в будущий долгосрочный период российско-китайские отношения не перерастут в союзные. В 50-60 годах прошедшего века Китай и Советский Союз создали альянс. Китай являлся членом социалистического лагеря во главе с Советским Союзом. Тогда Советский Союз был «старшим братом», а Китай - «младшим братом». Советско-китайские отношения были братскими. В настоящее же время российско-китайские отношения не являются ни союзными, ни братскими. Принцип «без конфронтации» определяет нижнюю границу российско-китайских отношений. Китаю и России запрещено вступать в конфронтацию. Это необходимое условие для управления отношениями между Россией и Китаем. Можно вспомнить горький опыт в истории российско-китайских отношений, когда с конца 1960-х до начала 1980-х годов Китай и Советский Союз находились в состоянии напряженной конфронтации с точки зрения межпартийных отношений, государственных контактов и неправительственных обменов. Тогда часто возникали пограничные конфликты между Китаем и Советским Союзом, Советский Союз направлял на границу свои войска, что представляло угрозу национальной безопасности Китая и нанесло огромный ущерб отношениям двух стран. Поэтому в настоящее время российско-китайские отношения - это новые государственные отношения. Одна из важных особенностей этих отношений заключается в том, что две страны больше не участвуют в «конфронтации», а сосредоточивают внимание на сотрудниче-

стве. Принцип «без ориентирования на третьих лиц» обозначает, что в процессе развития российско-китайских отношений главное -создать базовую основу для отношений между двумя странами, что будет соответствовать государственным и народным интересам двух стран. Развитие отношений между Китаем и Россией обусловлено общими интересами обеих стран и не зависит ни от каких третьих сторон, не направлено на третьих лиц. Такой принцип определяет основной диапазон российско-китайских отношений, то есть развитие российско-китайских отношений не ограничивает эти две страны в стремлении развивать кооперационные связи с другими странами на международной арене. Принцип «без идеологии» заключается в том, что развивая отношения, Китай и Россия не подчиняются ограничениям ведущей идеологии, присущей двум странам. Китай и Россия взаимно уважают выбранный ими путь развития, государственную систему и ценностную ориентацию, не вмешиваются во внутренние дела партнера. Они уважают выбор народов обеих стран и не оказывают внешнее давление на другую сторону.

Факты доказали, что «рамочный» характер принципов «четыре без» российско-китайских отношений определил основные закономерности и стандарты для развития отношений обеих стран. Одновременно такие принципы установили новые нормы для развития китайско-российских отношений, заложили фундамент для развития отношений между новыми державами.

В-третьих, важно отметить, что Китай и Россия активно развивают международное региональное сотрудничество. После того, как Китай предложил проект «Один пояс, один путь», на который Россия отреагировала положительно, на зимних Олимпийских играх 2014-го года в Сочи председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин достигли консенсуса по вопросам сотрудничества в рамках проекта «Один пояс, один путь» [5]. В 2015 году, когда председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Россию с официальным визитом, он подписал соглашение с президентом России Путиным о стыковке Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Проект «Один

пояс и один союз» стал важной платформой для российско-китайских связей в аспекте регионального стратегического сотрудничества. Например, Китай и Россия совместно реализовали «Соглашение об экономическом и торговом сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом», подписанное в Астане 17 мая 2018 года. Помимо этого, Китай и Россия сотрудничают в строительстве скоростной железной дороги Москва-Казань и железнодорожных магистралей в других регионах. Китай, Россия и Монголия совместно строят китайско-российско-монгольский экономический коридор, который становится одним из шести экономических коридоров Экономического пояса Шелкового пути, поддерживаемого Китаем. Россия является очень важным партнером для Китая в реализации проекта «Один пояс, один путь». В последние годы Россия предложила ряд стратегических планов, важных для данного проекта: так, очень значимым является план по развитию Дальнего Востока. Вместе с этим, Россия также стремится укрепить экономическое сотрудничество с Азиатско-Тихоокеанским регионом, активно развивать экономическое сотрудничество с СевероВосточной Азией, и усилить экономическое сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии.

В 2016-м году президент России Владимир Путин предложил программу Евразийского экономического партнерства, которая нацелена на тесное экономическое сотрудничество между Евразийским экономическим союзом и сферами деятельности Шанхайской организации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Программа президента Владимира Путина аналогична китайской инициативе «Один пояс, один путь». Китай надеется, что Россия сыграет активную и конструктивную роль в реализации концепции «Один пояс и один путь», поскольку Россия является ключевой страной на евразийском континенте. После распада Советского Союза Россия также предложила идею создания плана «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока. Это объясняется тем, что Россия очень заинтересована в экономическом сотрудничестве в евразийском регионе. Европа также является важной областью экономического сотрудни-

чества для Китая, и Китай не может выйти в Европу без участия России. В таком случае Россия становится важным мостом и связующим звеном для Китая, чтобы идти к Европе. В 2018-м году Китай и Россия заявили в совместной декларации обеих стран, что они будут изучать вопрос об установлении «евразийского партнерства» на основе открытости, прозрачности и учета взаимных интересов. Обе страны приветствуют подписание совместного заявления о завершении исследования возможности соглашения о евразийском экономическом партнерстве, и ожидают последующей работы, что позволит добиться прогресса как можно скорее. Это свидетельствует, что Китай и Россия готовятся к более тесному стратегическому сотрудничеству на евразийском пространстве [6].

В-четвертых, новая модель государственного сотрудничества российско-китайских отношений отражается в многостороннем механизме международного сотрудничества.

Китай и Россия уважают и поддерживают ведущую позицию и роль Организации Объединенных Наций в решении международных дел, подчеркивают ключевое место ООН в защите мира во всем мире. Обе страны выступают против любых действий, которые ослабляют роль ООН или пытаются обойти ООН, чтобы поставить интересы и стремления своей страны выше ООН.

Совместное создание Шанхайской организации сотрудничества со странами Центральной Азии является воплощением глубокого международного сотрудничества между Китаем и Россией. За 17 лет с момента своего создания Шанхайская организация сотрудничества внесла выдающийся вклад в поддержание безопасности, стабильности и развития Центральной Азии и сыграла важную роль, одновременно стала новой национальной организацией регионального сотрудничества с международным влиянием [7]. Кроме того, Китай и Россия совместно способствуют развитию механизма сотрудничества стран БРИКС, ведут тесное сотрудничество с такими странами как Индия, Бразилия и Южная Африка. Таким образом, организация БРИКС стала важной платформой для международного сотрудничества, и роль развивающихся стран на международной арене существенно выросла. Китай и Россия также работают вместе с Индией, чтобы продвигать

механизм сотрудничества среди этих трех стран и укреплять связь и сотрудничество во имя мира, стабильности и процветания в Азии. Кроме того, Китай и Россия предприняли усилия по обеспечению стабильности и мира в Северо-Восточной Азии с помощью таких механизмов, как шестисторонние переговоры по ядерной энергии в Северной Корее. После международного финансового кризиса 2008-ого года Китай и Россия стремятся к укреплению связи и сотрудничества международного сообщества в рамках саммита G20 и играют конструктивную роль в саммите G20. И это, безусловно, демонстрирует роль отношений новых держав в поддержании мира и развития международного сотрудничества.

В-пятых, особенно значимым представляется формирование стратегического консенсуса в решении международных дел. Столкнувшись со сложной и нестабильной международной обстановкой после холодной войны, Китай и Россия совместно выступают против попыток установить «однополярный» мир и за «многополярность» мира. Обе страны также выступают за решение глобальных проблем путем открытости, солидарности, сотрудничества на взаимовыгодных условиях. Они прилагают силы для содействия справедливости и рационализации международного политического и экономического порядка, сосредотачиваются на развитии конструктивного диалога и сотрудничества между цивилизациями всего мира. И Китай, и Россия противостоят так называемой «цветной революции» на международной арене, подчеркивают уважение основополагающего права выбора национальной политики во всех странах, и соблюдают инициативу ООН по запрещению вмешательства во внутренние дела. И Китай, и Россия выступают против введения односторонних санкций на международном уровне, потому что, на их взгляд, это не соответствует нормам международного права. Оба государства противодействуют осуществлению политической подрывной деятельности в любой стране посредством незаконной внешней сильной власти. Кроме того, Китай и Россия устанавливают чрезвычайно тесную связь и интеракцию в области защиты международной безопасности, безопасности и процветания международного сетевого пространства,

поддержания финансовой стабильности и многосторонних торговых механизмов, а также сотрудничества в отношении прав человека. В 2016-м году в ответ на растущие негативные факторы, влияющие на глобальную стратегическую стабильность, главы государств Китая и России опубликовали «Совместное заявление об укреплении глобальной стратегической стабильности». Выражая свое отношение к современным проблемам международного права в решении международных делах главы государств Китая и России в 2016-м году подписали «Заявление о продвижении международного права» [8], которое делало акцент на том, что принцип международного права является краеугольным камнем формирования справедливых и разумных международных отношений, основанных на сотрудничестве и взаимной выгоде. В 2018-м году в «Совместном российско-китайском заявлении» было четко подчеркнуто: «Перед лицом сложной и постоянно меняющейся международной ситуации Китай и Россия будут и дальше укреплять стратегическое взаимодействие в международных делах, глубоко исследуют обширные международные и региональные проблемы, и выдвигают сотрудничество между иностранными дипломатическими ведомствами и взаимную поддержку в международных делах на новый уровень».

В-шестых, самыми ценными составляющими росийско-китайских отношений являются равенство и доверие.

Наиболее фундаментальная причина, по которой российско-китайские отношения могут продолжать развиваться, заключается в том, что китайско-российские отношения основаны на равенстве. Отношения между Китаем и Россией не могут определяться в категориях «зависимости - независимости» или «подчиненности - неподчиненности». После распада Советского Союза Китай и Россия всегда придерживались принципа равенства и развивали двусторонние отношения. Точнее говоря, после распада СССР российско-китайские отношения оказались в состоянии неопределенности. Во-первых, советско-китайские отношения недавно нормализовались, и основа двусторонних отношений была достаточно стабильна. Во-вторых, ранее существующая граница между

Китаем и Советским Союзом стала границей Китая с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, что также создавало некую «зону неопределенности». Зато совместными усилиями Китая, России и Центральной Азии была сформулирована модель «четыре плюс один» для решения пограничных проблем. Решая такую очень сложную проблему, как граница, Китай, Россия и страны Центральной Азии постоянно повышали уровень доверия, настаивали на выстраивании двусторонних отношений на равной основе. При решении необычно сложных пограничных проблем Китай, Россия и страны Центральной Азии содействовали появлению «встреч глав государств «Шанхайской пятерки», на основе которого впоследствии создали Шанхайскую организацию сотрудничества. Все это показывает, что росийско-китайские отношения не являются отношениями великих держав в общем смысле, а последовательно формируют базовые характеристики отношений нового типа между великими державами. Равенство и доверие -краеугольные камни новых отношений между Китаем и Россией. Когда Китай и Россия выстраивают двусторонние и многосторонние отношения, невозможно избежать некоторых конфликтов интересов. Зато обе страны придерживаются принципа равенства и доверия, и в конце концов, разрешают эти проблемы должным образом. Например, российско-китайские переговоры по энергетическому сотрудничеству часто продолжаются долгое время. Это объясняет тот факт, что сотрудничество между Китаем и Россией в области энергетики основано на равноправном сотрудничестве. Не существует вопроса о том, кто кого подавляет, кто кому уступает. Причина, по которой советско-китайские отношения в определенный период ухудшились от «альянса и медового месяца» до конфронтации и даже конфликта, заключалась в том, что китайско-советские отношения были основаны на неравенстве, что разрушало узы доверия между двумя странами.

В 2018-м году было принято «Совместное российско-китайское заявление», которое гласит: «Российско-китайское партнерство -модель современных межгосударственных отношений. Взаимодействие между Китаем и Россией является ключевым фактором под-

держания баланса и стабильности международной стратегии в мире». Следует подчеркнуть, что по мере развития реформ открытости в Китае, отношения между Китаем и Советским Союзом перешли из конфронтаци-онного состояния в стабильное. После распада СССР российско-китайские отношения непрерывно развивались и углублялись, и было сформировано всестороннее стратегическое партнерство и взаимодействие. На практике две соседние страны, Китай и Россия, постоянно искали оптимальную модель отношений между новыми державами. Это не только приносит ощутимую пользу развитию китайско-российских отношений, но и предлагает современному сложному и меняющемуся миру парадигмы регулирования отношений между великими державами, которую стоит заимствовать другим крупным государствам. Международная ситуация в 2018-м году становится более сложной и неспокойной. Соединенные Штаты провоцировали так называемую «торговую войну» против таких стран как Россия и Китай, которая сильно подорвала основные нормы международных отношений. В ситуации, когда «в современной ситуации все чаще происходят мировые конфликты, геополитические противоречия усиливаются, пространство для конструктивного сотрудничества сокращается, экономический протекционизм растет», Китай и Россия должны укреплять всестороннее стратегическое сотрудничество и вместе противостоять международным проблемам. В 2019-м году международная ситуация все еще находится в состоянии сложности и нестабильности, что требует от Китая и России укрепления многослойного стратеги-

ческого взаимодействия на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях для защиты безопасности, стабильности и мира как во всем мире, так и в регионе.

Reference List

http://politics.rmlt.com.cn/2017/0705/482064.shtml

2. WHS : {ФШШШШХ

ш}, ття-шш^ъ 2016^9$

3. ф тят^штшттштттъ

т^ят-rn^N

http://www.xinhuanet.com/world/2014-05/20/c_1110 779577.htm

4. Ф^х&штшштп^ш-я

миштшттшш^ш с^х) -тш

http://www.xinhuanet.com//world/2017-07/05/c_112 1263941.htm

5. ФФАкштш&шяятш^

^ят (^х) -rn^N

http://www.xinhuanet.com/world/2015-05/09/c_1277 80866.htm

6. Ф^хшшшштпш&рт

X) — Ф^ЛК^РШ^Ш

https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_67 6203/oz_678770/1206_679110/1207_679122/t15672 43.shtml

7. Ф^лкштштшштшжя:

Ф^ЛК^рШ^Ш

https://www.fmprc.gov.cn/web/zyxw/t1375312.shtml

8. Ф^ЛК^ШЯ^Ш^^МШ шодят (^х) — Ф^ЛК^РШ^Ш

https://www.fmprc.gov.cn/web/zyxw/t1375313.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.