Научная статья на тему 'Ситуационный подход в формировании стиля управления руководителя'

Ситуационный подход в формировании стиля управления руководителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1809
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТИЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНО-СИТУАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узунов Владимир Владимирович, Узунова Нина Степановна

В статье предложено использование возможностей ситуационного подхода в управлении высшим учебным заведением. Проанализированы известные ситуационные модели. В стиле управленческого взаимодействия выделен индивидуально-ситуационный аспект, что дает возможность оценить характер участия и эффективность управленца в административном реформировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационный подход в формировании стиля управления руководителя»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 65.01

Узунов Владимир Владимирович,

д-р наук государственного управления, доцент, заведующий кафедрой «Бизнес-информатика», Узунова Нина Степановна, канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономика» АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»,

г. Симферополь, РФ E-mail: ueu_nauka@mail.ru

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация

В статье предложено использование возможностей ситуационного подхода в управлении высшим учебным заведением. Проанализированы известные ситуационные модели. В стиле управленческого взаимодействия выделен индивидуально-ситуационный аспект, что дает возможность оценить характер участия и эффективность управленца в административном реформировании.

Ключевые слова

Управление, стиль управленческого взаимодействия, ситуационный подход, индивидуально-ситуационный аспект.

Модель эффективной управленческой деятельности предполагает оптимальное взаимодействие стилей управления: несмотря на то, что в каждой управленческой системе выделяют конкретный стиль, на практике он является результатом сочетания нескольких стилей. Эффективность такого сочетания определяется характеристиками конкретной ситуации, сложившейся на момент принятия (выполнения) решения. Этого требует и характер участия руководителя в реформировании системы образования [9].

Вопросу оптимизации управленческой деятельности посвящено достаточно работ теоретиков и практиков управления: Г.Атаманчук, М.Винтер, Н.Майорова, О.Омаров, А.Пригожин и др. Однако, сегодня в условиях реформирования, модернизации управления образовательной организацией проблема стиля снова приобретает актуальность, выдвигая новые требования к менеджерским способностям субъектов управленческого взаимодействия.

Цель статьи заключается в освещении преимуществ использования ситуационного подхода в условиях преобразований или неопределенности, в ситуациях, требующих поиска наиболее эффективных решений и "положительных ориентиров" в управленческой деятельности образовательной организации.

Для поиска определяющих стиль факторов ученые стали обращать внимание не только на руководителя и подчиненного, а также и на ситуацию в целом [7]. Основная идея концепции ситуационного (ситуативного) подхода в методологии управления состоит в том, что большинству систем свойственно изменение их компонентного состава, концепта, иерархии в рамках конкретной ситуации.

Считается, что ситуационный, или кейсовый (от англ. Case - случай), подход к управлению, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Этот метод разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Подход требует принятия оптимального решения, зависит от соотношения имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы в педагогическом менеджменте рекомендуется применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности руководителя, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях [6].

В то же время, в этом подходе сохранена концепция процесса управления, применяемая ко всем образовательным учреждениям. Так, в словаре термин "Ситуационное управление" трактуется как "форма управления, характеризующаяся принятием управленческих решений в условиях ситуации (конкретного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

набора обстоятельств), реально сложившаяся или складывающаяся, и имеющая значительное влияние на организацию в определенный конкретный промежуток времени. С.у. чаще применяется на низшем или среднем уровнях управленческой иерархии [1]. Ситуация - это состояние управляемой системы, которая анализируется и оценивается относительно цели. Ситуация - не только отклонения от программы или возникновения какого-либо конфликта. В отличие от цели, ситуация, как правило, содержит большое количество разнообразных противоречий, решение которых приближает ситуацию к цели [7].

Методологию ситуационного подхода объясняют как трехступенчатый процесс:

- управленец-руководитель должен знать средства профессионального управления, которые уже доказали свою эффективность;

- каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения определенной методики или концепции;

- руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию;

- руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали наименьший отрицательный эффект и скрывали бы меньше недостатков с конкретными ситуациями, таким образом обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств [2].

Таким образом, ситуационный подход признает: хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей образовательной организации, могут значительно варьировать. Руководитель должен определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для определенной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководитель должен решать, как необходимо соответственно изменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.

Теория ситуационного подхода ориентирует управленца-руководителя на два основных вида деятельности - делегирование и режиссура - как альтернативу контролю и управлению [5, с. 549]. Во-первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с учетом того, какие требования к организации выдвигает ситуация и каковы ее характеристики; во-вторых, должен быть избран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы больше и лучше соответствовал требованиям, предъявляемым к организации со стороны ситуации; в-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации; в-четвертых, управление должно сделать необходимые изменения, позволяющие приспосабливаться к ситуации [8].

Таким образом, ситуационный подход к управлению заключается в том, что при реализации функций менеджмента (планирование, контроль и т.п.) следует исходить из условий конкретной ситуации, сложившейся на момент принятия (выполнения) решения. При этом имеют место обязательные компоненты эффективного управления: анализ ситуации, выбор оптимального подхода к осуществлению управления в конкретной ситуации, поддержание гибкости и подвижности применяемого управленческого стиля; управление должно обеспечить необходимые изменения для адаптации к конкретной ситуации.

Ситуационный подход часто предлагают использовать для обеспечения эффективного лидерства. Это предполагает оценку не только действий руководителя в отношении подчиненных, но и всей ситуации в целом. Известно несколько ситуационных моделей руководства, интересна модель Фреда Фидлера, который заложил основу для ситуационного подхода в управлении [3]. Ф.Фидлер доказал важность взаимодействия руководителя, исполнителя и ситуации. Его подход имеет особенно большое практическое значение для подбора, найма и расстановки руководящих кадров. Модель Ф.Фидлера позволяет учитывать три фактора, влияющие на поведение (действие) руководителя: - отношения между руководителями и членами коллектива (лояльность, доверие, харизматичность личности руководителя); - структура задачи (привычность, четкость формулировки); - должностные полномочия (объем законной власти руководителя). Однако, Ф.Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается, в целом, постоянным. По мнению ученого, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, не в состоянии, поэтому необходимо, исходя из ситуации и задачи, ставить руководителя в такие условия, где он может лучше себя проявить.

Так, когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значимы, а его отношения с подчиненными благоприятны (на них легко влиять), а также в противном случае, руководителю, считает

Ф.Фидлер, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность их контроля

[3].

У.Реддин предлагает три измерения: стиль руководства - ситуация - результат. В зависимости от производственной или кадровой ориентированности У.Реддин различает четыре основных стиля, каждый из которых может быть эффективным или неэффективным в различных ситуациях управления [3]. Важнейшими ситуационными условиями, по У.Реддину, являются: а) профессиональные знания, необходимые для решения задачи, принципы принятия решений; б) организация руководства коллективом; в) стиль руководства высшего руководителя; г) взаимодействие со смежными звеньями; г) непосредственные подчиненные сотрудники. Каждый из ситуационных элементов формирует соответствующую управленческую ситуацию, которая требует от руководителя управленческой гибкости.

Учитывая изложенные условия, исследователи сущности стиля управления все чаще отмечают его индивидуально-ситуационный аспект. Речь идет о том, что субъективная составляющая формируется под влиянием окружающей среды, профессионализма подчиненных, сложности при решении поставленных задач, методов стимулирования, жизненного и производственного опыта, ценностных ориентаций [4, с. 31]. Практика исследования стилей управленческой деятельности подтверждает, что именно индивидуально-ситуационный стиль управления отражает индивидуальность, присущую любому руководителю при решении сложной управленческой проблемы, а потому максимально адаптирован к проблемам.

Таким образом, эффективность управления определяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными, но и рядом иных обстоятельств, прежде всего внешних факторов. Поэтому модели ситуационного управления имеют существенные различия по набору рассматриваемых стилей управления, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними и, наконец, по определению эффективности самого руководства. С целью повышения действенности и улучшения уровня предоставления образовательных услуг требуют дальнейшего изучения особенности ситуационной оптимизации средств управленческой деятельности, индивидуальные характеристики руководителя, наличие положительных ориентиров в условиях реформ российского образования, уровень профессиональной компетентности, опытность, рационализация стратегии подбора кадров. Список использованной литературы:

1.Большой экономический словарь / А. Азрилиян, О. Азрилиян, Е. Калашникова, О. Квардакова. - М. : Озон, 2010.

2. Гришина Н.В. Ситуационный поход: практические возможности / Н. В. Гришина // Психологические исследования. № 37. Т. 7, 2014.

3. Михненко П.А. Основы менеджмента : электронный курс / П. А. Михненко. М. : Синергия, 2013.

4. Филиппов В. М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. М. : Логос, 2005.

5. Denhardt R.B. The New Public Service: Serving Rather than Steering / Robert B. Denhardt, Janet Vinzant Denhardt // Public Administration Review. - December, 2002. - Issue 6. - P. 549-559.

6. Presentations: Situational Approach [Электронный ресурс] / Jessica Xiang Wong Xiang Wong. - 2010. - Режим доступа : www.slideshare.net/jcxiangwong/jc-5366845.

7. Узунова Н.С. Методика преподавания экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Узунова Н.С., Попович Н.Г. - Электрон. текстовые данные. - Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. -202 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54708. - ЭБС «IPRbooks».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

8. Узунова Н.С. Естественнонаучные основы психологии [Электронный ресурс] / Узунова Н.С., Узунов В.В. - Электрон. текстовые данные. - Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. - 40 ^-Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54704. - ЭБС «IPRbooks».

9.Узунов Ф.В. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Узунов Ф.В., Узунов В.В., Узунова Н.С. -Электрон. текстовые данные. - Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. - 113 С - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54717. - ЭБС «IPRbooks».

© Узунов В В.; Узунова Н.С., 2016.

УДК 378

Узунов Владимир Николаевич,

д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Попович Наталья Григорьевна д-р наук государственного управления, доцент, профессор кафедры филологии и социально-гуманитарных дисциплин, АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»,

г. Симферополь, РФ E-mail: ueu_nauka@mail.ru

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УПРАВЛЕНЦА

Аннотация

В статье исследуется содержательная составляющая профессиональной компетентности управленца. Предложены формулировки компетентности лидерства различных уровней, которые предлагается считать определяющими для эффективного управленца.

Ключевые слова

Компетентностный подход, профессиональная компетентность, профиль профессиональной компетентности, субъект управления, лидерство

Функция реализации компетенции в процессе управления при наличии необходимого уровня профессиональной компетентности управленца может быть реализована эффективно или неэффективно. При этом, уникальность компетентности управленцев, особенно верхних звеньев управленческой вертикали, заключается в способности работать в условиях, когда нужно одновременно и оставаться в конкретных профессиональных рамках, и находиться под влиянием экономической ситуации, которая может быть неустойчивой.

Вычленение содержательных составляющих профессиональной компетентности управленцев-руководителей (лидеров) является актуальными в условиях изменчивости экономической и политической ситуации, в условиях воздействия внешних и внутренних вызовов и рисков, когда компетенции управленца усложняются необходимостью определять соответствующие стратегические цели и искать пути их достижения с учетом минимальных затрат. Значимость компетенции касается того, «чем» сотрудник должен обладать с точки зрения квалификации, опыта или способностей, чтобы быть в состоянии обеспечить выполнение поставленнях задач. Такой сотрудник должен быть менеджером, поэтому его управленческие способности приобретают все большее значение в контексте современной парадигмы менеджмента.

В контексте профиля компетенций - это формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к иной определенной группе сотрудников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.