Научная статья на тему 'К проблеме конкурентоспобности экономики России: франчайзинг как эффективный канал трансфера технологий и знаний'

К проблеме конкурентоспобности экономики России: франчайзинг как эффективный канал трансфера технологий и знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобылянская Александра Вячеславовна

В работе рассмотрены особенности современного формата франчайзинга. Вылены бренд и интеллектуальная собственность как ключевые факторы перспективного развития франчайзинга. Проведен анализ возможностей применения франчайзинга в системе трансфера технологий и знаний и управления региональной экономикой и инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме конкурентоспобности экономики России: франчайзинг как эффективный канал трансфера технологий и знаний»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Китайгородский М. Дистанционные технологии проведения лабораторных практикумов [Электронный ресурс] / М. Китайгородский. Элект. текст. дан.: б.и. / Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. №8. С.4-11.

2. Клаверов В.Б. Автоматизация электронного документооборота. URL: http:// www.eduarea.com/workshop/courses/edu1a04a/items (дата обращения 01.05.2015).

3. Клаверов В.Б. Основы управления проектами. URL: http://www.eduarea. com/workshop/courses/edu1a0ew/items (дата обращения 23.03.2015).

4. Узунова Н.С. Методика преподавания экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие / Узунова Н.С., Попович Н.Г. Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. 202 c. Режим доступа: http://www. iprbookshop.ru/54708. ЭБС «IPRbooks».

5. Узунов Ф.В. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: уч. пособ. / Узунов Ф.В., Узунов В.В., Узунова Н.С. - Электрон. текст. данные. - Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. - 113 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54717. - ЭБС «IPRbooks».

© Клаверов В.Б., 2016

УДК 339.187.44:330.342.3/4

Кобылянская Александра Вячеславовна

аспирант

Государственный университет управления

г. Москва, Россия e-mail: aleksandrakob@outlook.com

К ПРОБЛЕМЕ КОНКУРЕНТОСПОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КАНАЛ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ И ЗНАНИЙ

Аннотация

В работе рассмотрены особенности современного формата франчайзинга. Вылены бренд и интеллектуальная собственность как ключевые факторы перспективного развития франчайзинга. Проведен анализ возможностей применения франчайзинга в системе трансфера технологий и знаний и управления региональной экономикой и инновациями.

Ключевые слова

Франчайзинг, отечественная экономика, технологии, знания.

Сделка, состоявшаяся в XII веке между Лондонской гильдией владельцев пабов и Королевским двором и наделившая гильдию правом на создание пивных ресторанов в столице Англии, представляет собой один из первых примеров реализации франчайзинговых отношений в истории.

Современный франчайзинг представляет собой принципиально иной формат деловых отношений. Это целая система сетей и связей, образующихся в процессе взаимодействия сторон, владеющих и имеющих доступ к различным ресурсам, но при этом характеризующихся общим объектом интереса - объектом интеллектуальной собственности, торговой маркой и ноу-хау, как главной ценностью франчайзера, представляющей стандарт качества, формирующей лояльность потребителя к конкретной марке, защищающей собственность франчайзера. Такой механизм взаимодействия обеспечивает компании формирование основного индикатора эффективной франчайзинговой сети - бренда, в краткосрочной перспективе оказывающего мощное влияние на решение предпринимателя стать франчайзи, а в долгосрочной - на надежность партнерских отношений. Развитый бренд, особенно на международном

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

уровне, требует стабильных отношений и вовлеченности в работу сети [1, с. 197] и поэтому выступает гарантом уровня качества продукта, в независимости от того, где он произведен.

Эволюционные изменения франчайзинга преобразовали данную концепцию не только в оптимальную форму развития современного малого и среднего предпринимательства [2, с. 57; 3, с. 102], но в и инструмент решения более глубинных проблем, в частности продвижения трансфера технологий и знания, регионального экономического развития.

Возможности современного франчайзинга актуальны в свете роста значимости знания как краеугольного камня формирования современных институтов развитых и развивающихся экономик. В современной мировой экономике наблюдается тенденция к оценке инновационных процессов и технологического национализма как приоритетных в рамках разработки национальной и международной экономической и технологической политики и стратегии. Опыт развитых стран наглядно демонстрирует результативность такого подхода.

Наряду с этим, экономика современной России характеризуется затянувшимся переходным этапом, и в особенности ее регионов, отличается наличием острых проблем во взаимодействии науки и бизнеса, выражающихся в их тактической разобщенности на различных уровнях. Преодоление этого разрыва значимо не только для и усиления позиции России на мировом рынке технологий, формирования нового технологического облика страны, создания «защитного инновационного поля», здорового функционирования отечественной экономики, реализации и приумножения ресурсных и технологических возможностей, но и для прекращения трансформации страны в рынок сбыта развитых стран и сырьевой придаток. Важно обеспечивать не экспорт идей для зарубежного рынка, а культивировать инновации в отношениях интеграции в границах России для достижения высокой концентрации идей и технических решений и формирования так необходимой стране устойчивости [4, с. 8]. Необходимо подходить к современным проблемам экономики на уровне перспективного управления, поскольку принципиален вопрос не только прорыва, который в настоящих условиях вероятен, но и готовности и способности сохранять и наращивать инновационного потенциала отечественной экономики, что на настоящий момент не представляется возможным.

Одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики является система трансфера знаний и технологий. Такая система способствует адаптации, абсорбции и диффузии знаний и технологий в обществе в целом, повышению качества жизни, совершенствованию организационного поведения, обогащает технологический базис страны, способствует формированию технического опыта, стимулирует промышленность и повышает конкурентоспособность страны в мировой торговле, формирует предпосылки к генерации новых знаний, усиливает сотрудничество и взаимодействие между сторонами.

Франчайзинг является одним из наиболее гибких и мобильных инструментов передачи технологий и векторов в решении проблемы стагнированной экономики [5]. Бросая вызов влиянию курпных корпораций и стереотипам предпринимательской культуры отечественной экономики, франчайзинг способствует развитию среднего класса России, формирует устойчивые точки соприкосновения между крупными корпорациями, малым и средним бизнесом и населением, выявляет недостатки законодательного и методического обеспечения предпринимательской сферы и сферы управления нематериальными активами и инновациями. Особенно актуальной концепция франчайзинга представляется в условиях активного развития процессов глобализации на фоне кризиса, введения санкций по отношению к российской экономике и острой проблемы регионов [6, с. 26]. Необходимо также учитывать, что для системы трансфера и научно -технического знания такие формы организации бизнеса как франчайзинг имеют критическое значение, поскольку инновации, как правило, зарождаются на уровне отдельных предприятий. Также франчайзинг -форма трансфера накопленного ноу-хау [7, с. 192], доступная для потребителя и способная работать с любым ноу-хау, форма, которую государство может использовать как наиболее эффективного посредника между технологиями и потребителем. Франчайзинг является единственной стратегией коммерциализации интеллектуальной собственности, позволяющей обеспечить комплексный доступ пользователя элементам интеллектуального капитала [8, с. 43]. Наряду с этим франчайзинг соответствует основному принципу реализации процессов трансфера технологий и знаний - необходимость постоянных отношений между

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

предприятиями с тем, чтобы получатель мог перенять технологию с соблюдением стандартов качества и эффективности затрат и последующим распределением рисков, ресурса и опыта и достижением всей системы максимально устойчивого состояния. В целом, альянсы, такие как франчайзинг, имеют решающее значение для управления нематериальными активами и инновациями и формирования основ глобального конкурентного преимущества.

Таким образом, в современных кризисных условиях франчайзинг представляется еще более привлекательным способом организации собственного дела в сферах не только привычно ассоциируемых с франчайзингом, таких как розничная торговля и общественное питание, но и стратегические значимые для конкуренции на мировом рынке - транспорт, строительство, медицина и т.д. Уже сейчас франчайзинг характеризуется развитостью сетей, наряду со сложностью защиты идей, на которых эти сети построены. Это открывает возможности для развития франчайзинга в качестве оптимальной платформы для выхода на рынок изобретений и инноваций и инструмента управления региональной экономикой. Однако возможности франчайзинга недостаточно реализованы на отечественном рынке. Это требует разработки единого представления и оптимизации механизмов реализации франчайзинга и его взаимодействия с другими институтами отечественной экономики.

Список использованной литературы

1. Asarpota J. Global Franchising Operational Issues, Procedia // Social and Behavioral Sciences. 2014. - Vol. 130. - P. 193-203.

2. Аборвалова О.Н. Франчайзинг в торговле// Теория и практика общественного развития. 2013. №2. С.57-59.

3. Ишина Л. Н. Франчайзинг как способ ведения бизнеса в России / Л. Н. Ишина, Г. В. Пономаренко. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011. — 223 с.

4. Шлафман А.И. Направления и объекты государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства нового века в России // Мир экономики и права. 2014. № 3. С. 4-8.

5. Квашнин А. Как управлять портфелем технологий и интеллектуальной собственностью. Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий». - М., 2006. 60 с.

6. Булатова А.И., Абелгузин Н.Р. Влияние санкций на экономику России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. - № 3 (35). - С. 26-37.

7. Свиткова М.Ю. Сетевая природа конкурентного преимущества международного франчайзинга // Управление каналами дистрибуции. 2006. № 3 (07). С. 186-200.

8. Спиридонова Е.А. Стратегия франчайзинга в инновационной сфере // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2011. №2. С. 42-51.

© Кобылянская А.В., 2016

УДК: 338.46

Кожан Наталья Викторовна

студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-

на-Кубани, Российская Федерация E-mail: nata.kozhan959282@yandex.ru Научный руководитель: А.В. Махова канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В СЛАВЯНСКОМ РАЙОНЕ С 2013-2016 год

Аннотация

В статье рассматривается анализ основных макроэкономических показателей строительства, рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.