Научная статья на тему 'Индексный метод в оценке влияния факторов на формирование финансового результата'

Индексный метод в оценке влияния факторов на формирование финансового результата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1775
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миллер Татьяна Евгеньевна

Статья содержит применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам. Рассмотрено на действующем предприятии применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индексный метод в оценке влияния факторов на формирование финансового результата»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Аверчев, И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / И. В. Аверчев. — М.: Вершина, 2006. — 512 с.

2. Бобрышев, А. Н. Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма / А. Н. Бобрышев, Р.В. Дебелый., А. А Саркисова // Международный бухгалтерский учет, -2014 — N 24 -С. 31-40.

3. Вахрушина, М. А. Управленческий учет / М. А. Вахрушина. - М.: БИНФА, 2011. — 141 с.

4. Мандрица О.В. Теоретико-методологические основы учета, анализа и контроля в современных экономических условиях: монография / О.В. Мандрица, Л.А. Серебрякова, Т.А. Кулаговская, А.В. Чернявская, Е.С. Немцова, А.А. Бабич, Е.С. Мезенцева, Е.Е. Пучкова - СКФУ, Ставрополь, 2013

5. Мандрица О.В. Бухгалтерский управленческий учет как основа перехода на МСФО / О.В. Мандрица, Ш.Х. Магомедова // Экономические, инновационные и информационные проблемы развития региона: материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 195-197.

6. Соболева, Е.А. Статистика туризма: Статистическое наблюдение: учебное пособие / Е.А. Соболева. - М.: Финансы и статистика, 2004

7. Степанова, С.А. Экономика предприятия туризма / С.А. Степанова, Крыга А. В.-М:ИНФА -М, 2014. -С.346.

8. Тактарова Ю. И. Вопросы организации и внедрения управленческого учета в туристическом агентстве / Ю. И. Тактарова //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития,-2015-№ 20. — С. 144 -150.

© Мезенцева А.В., Жилина Ю.А., 2016

УДК 311.14

Миллер Татьяна Евгеньевна

старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»,

г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]

ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД В ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА

Аннотации

Статья содержит применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам. Рассмотрено на действующем предприятии применение индексного метода для экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам.

Ключевые слова

Индексный метод; факторный анализ; прибыль от продаж

Экспресс-анализ представляет собой наглядную оценку финансового состояния и динамики развития организации [1]. Он завершается выводом о целесообразности или нецелесообразности более углубленного и детального анализа финансовых результатов для последующего принятия управленческих решений [6]. Предлагаемые в экономической литературе методики экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам используют традиционный подход, в основе которого лежит пересчет базисных показателей на фактические объем и структуру продаж. Этот подход получил широкое распространение в условиях плановой экономики.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Действующая в настоящее время форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» не предусматривает необходимости пересчета фактических данных о продажах в базисные цены реализации и при базисной себестоимости единицы продукции. Поэтому целесообразным является применение более совершенной методики экспресс-анализа прибыли от продаж, основанной на использовании индексного метода.

Теоретико-методологические разработки в области бухгалтерского учета и отчетности, финансово-экономического анализа и аудита, экономико-математические методы, в том числе, и индексный метод, нашли свое отражение в решении аналитических задач отечественных и зарубежных ученых-экономистов, таких как М.И. Баканов, В.И. Бариленко, И.А. Бланк, В.В. Бочаров, Л.Т. Гиляровская, А.В. Грачев, Л.Л. Ермолович, Л.В. Донцова, О.В. Ефимова, В.В. Ковалев, Н.П. Любушин, М.В. Мельник, В.Ф Палий, В.В. Панков, Г.В. Савицкая, Р.С. Сайфулин, А.Н. Хорин, А.Д. Шеремет и др.[8].

Индексный метод применяется при анализе деятельности предприятия, когда для решения поставленной задачи средних величин недостаточно. Индекс - это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в рассматриваемых условиях выше или ниже уровня того же явления, но в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики) и в пространстве (территориальные индексы). При построении индексов качественных показателей (цены, себестоимости, производительности труда, продуктивности) веса берутся на уровне отчетного года. Например, индекс цены (Ip):

где - р1 и р0, соответственно цены отчетного и базового периодов; §1 - весовые значения цен.

Экономическое значение имеет изменение цен именно того количества товаров, которое продавалось в текущем периоде; на покупках именно этого товара население получило выгоду (экономию) в результате снижения цен. Исходная информация для иллюстрации индексного метода для экспресс-анализа [ 1] прибыли от продаж по факторам представлена в табл. 1, составленной по данным формы финансовой отчетности № 2 «Завода

«Фиолент - «Отчета о прибылях и убытках».

Таблица 1

Факторный анализ прибыли от продаж (по данным формы № 2) «Завода «Фиолент» за 2014-2015 гг., тыс. руб.

№ п/п Показатели За 2014 год За 2015 год

1 Выручка (нетто) от продаж Zq0 х p0 980214 Zq1 х p1 1345706

2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 859707 837519

3 Управленческие расходы 73337 256904

4 Коммерческие расходы 30416 34677

5 Полная себестоимость продаж (п. 2 + п. 3 + п. 4) Zq0 х s0 963460 Zq1 х s1 1129100

6 Прибыль от продаж (п. 1 - п. 5) П0 16754 П1 216606

7 Индекс цен отчетного периода к предыдущему периоду: Jцен = (Ея1 х р) : (Б}1 х р0) 1,0 1,383514

8 Отчетный объем реализации продукции, работ, услуг в ценах предыдущего периода х Zq1 х p0 972672 *

* 2я1р0 = 1345706 : 1,383514 = 972 672 тыс. руб. Условные обозначения:

- количество конкретных видов продукции, реализованных в отчетном периоде в натуральном выражении;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

p0, p1 - цены реализации конкретных видов продукции в предыдущем и отчетном периодах; s0, s1 - полная себестоимость единицы конкретного вида продукции в предыдущем и отчетном периодах;

П0, П1 - прибыль от продаж в предыдущем и отчетном периодах [5].

Индекс цен отчетного периода к предыдущему по данным формы № 2 невозможно рассчитать по причине недостатка информации [2]. Он рассчитывается по данным бухгалтерского учета. Индекс цен (1,383514) свидетельствует о том, что в среднем по всей продукции, реализованной в отчетном периоде, цены отчетного периода выше цен предыдущего периода примерно на 29,10%.

Информация, содержащаяся в таблице 1, позволяет: определить изменение прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим; рассчитать влияние на это изменение трех основных факторов:

изменение объема продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;

изменение полной себестоимости продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим; изменение цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.

В нашем примере прибыль от продаж отчетного периода больше аналогичного показателя предыдущего периода на 199852 тыс. руб. (216606 - 16754). Это изменение явилось результатом действия следующих факторов:

1. Изменения объема продаж:

- Рассчитаем индекс объема продаж:

J = (Iq1 >ф0) : (Iq0 xp0) = 972672 тыс. руб. : 980214 тыс. руб. = 0,990000.

- Рассчитаем влияние увеличения объема продаж на прибыль:

An(q) = П0 > (Jq - 1);

An(q) =16754 > (0,990000 - 1) = - 167,54 тыс. руб.

2. Изменения полной себестоимости продаж:

- Отчетный объем продаж, оцененный по полной себестоимости отчетного периода:

aq1s1 = 1129100 тыс. руб.

- Отчетный объем продаж, оцененный по полной себестоимости предыдущего периода:

aq1s0 = Jq > aq0s0; aq1s0 = 0,990000 > 963460 = 953 825 тыс. руб.

- Изменение полной себестоимости в отчетном периоде по сравнению с предыдущим: aq1s1 - aq1s0 =1129100 - 953 825 = +175275 тыс. руб.

- Влияние этого фактора на прибыль:

АП (s) = - (aq 1s1 - aq1s0) = -175275 тыс. руб.

3. Изменения цен на реализуемую продукцию:

- Отчетный объем продаж в ценах отчетного периода: aq1p1 = 1345706 тыс. руб.

- Отчетный объем продаж в ценах предыдущего периода: aq1p0 = 972 672 тыс. руб.

- Влияние изменения цен на выручку и прибыль от продаж:

An(p) = aq1p1 - aq1p0;

An(p) =1345706 - 972672= +373034 тыс. руб.

Проверка: An(p) = An(q) + Aü(s) + Aü(p) = П1 - П0; (- 167,54 тыс. руб.) + (-175275) + (+373034) = - 175442 + 373034 ~ ~ 199852 тыс. руб.

При углублении анализа желательно детализировать влияние каждого из рассматриваемых факторов [3]. Влияние первого фактора может быть детализировано по конкретным позициям номенклатуры продукции.

Влияние второго фактора, т. е. изменения полной себестоимости продаж, можно детализировать по трем составным частям: изменению

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

операционной себестоимости, управленческих и коммерческих расходов:

• влияние изменения операционной себестоимости:

837519 тыс. руб. 73337 - 859707 тыс. руб. х 0,990000 = 21 966 тыс. руб.; влияние на прибыль = -21966 тыс. руб.;

• влияние изменения управленческих расходов:

256904 тыс. руб. - 73337 тыс. руб. х 0,990000 = 181731 тыс. руб.; влияние на прибыль = -181731 тыс. руб.;

• влияние изменения коммерческих расходов:

34677 тыс. руб. - 30416 тыс. руб. х 0,990000 = 4218 тыс. руб.; влияние на прибыль = - 4218 тыс. руб.

Влияние третьего фактора (изменения цен) можно детализировать по конкретным наименованиям реализованной продукции [4].

Таким образом, для индексного метода оценки влияния факторов на формирование прибыли от продаж достаточно данных формы финансовой отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках». Эти данные, а также результаты самого индексного метода, являются основой для проведения дальнейшего, более глубокого анализа - управленческого анализа финансовых результатов предприятия, который проводится с использованием бухгалтерских документов для внутреннего пользования. Список использованной литературы:

1. Акуленко Н.Б. Экономический анализ: Учебное пособие / под ред. Гарновой В.Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 156 с.

2. Арабян К.К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчётности внешними пользователями: учеб. пособие / К.К. Арабян. - М .: КНОРУС, 2010. - 304 с.

3. Бариленко В.И., Герасимова Е.Б., Петрусевич Т.В. Теория экономического анализа: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2012.

4. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Калининой А.П., Мазуровой И.И. СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

5. Миллер Т.Е. Бухгалтерский учет и анализ. Сборник тестовых заданий [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов квалификационного уровня «Бакалавр» / Т.Е. Миллер- Электрон. текстовые данные. Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. 120 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54699. - ЭБС «IPRbooks».

6. Серков Л.Н. Финансовое оздоровление предприятия на основе управления денежными потоками // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2016. Т. 1 .№ 5 (5). С. 143-146.

7. Сигидова Е.А.,. Бухгалтерский учет и анализ. Практикум: учеб. пособие / под ред. Оксанич Ю.И М.: ИНФРА-М, 2014.

© Миллер Т. Е., 2016

УДК a338(100)

Мининок Ярослав Викторович

старший преподаватель кафедры «Экономика» АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», г. Симферополь, РФ

E-mail: [email protected]

ФЕНОМЕН «СЛАНЦЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ» Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена и экономических аспектов «сланцевой революции»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.