СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЭНЕРГОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
А. Н. ШИЧКОВ,
доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, заслуженныйдеятель науки и техники РФ,
заведующий кафедрой экономики и технологии производственных процессов E-mail: [email protected] Вологодский государственный технический университет
С. Р.ДРЕВИНГ,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и финансов E-mail: [email protected]
К. А. ФИРСОВ,
аспирант кафедры бухгалтерского учета и финансов E-mail: [email protected] Камчатский государственный технический университет
Актуализируется проблема разработки методов формирования инновационной среды в производственно-энергетических комплексах региона на основе анализа процесса перехода к рыночным механизмам функционирования электроэнергетики страны. Механизм первичного публичного предложения рассматривается как дополнительный источник финансирования развития компании и как инструмент системы стратегического управления, способствующий внедрению новых корпоративных стандартов ведения бизнеса и повышению инвестиционной привлекательности. Предложено создание производственно-энергетических комплексов, обоснованы их основные преимущества.
Ключевые слова: монополия, конкурентный сектор, механизм инвестирования, производственно-энергетический комплекс, инфраструктура, стандарт менеджмента качества, энергосистема Камчатки.
Производственные мощности энергетики России в 1980-хгг. обновлялись медленнее, чем росло потребление электроэнергии, поэтому стали про-
являться признаки стагнации отрасли. В 1990-е гг. в ходе рыночных преобразований экономики России и далее в период финансового кризиса объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, и процесс обновления мощностей практически остановился. Общая экономическая ситуация в отрасли стала характеризоваться весьма низкими показателями. В частности, удельный расход топлива, коэффициент полезного действия производственно-технологических систем энергетических предприятий, мощность станций и другие технические показатели российских энергетических компаний отставали от аналогов стран с развитой рыночной экономикой. Кроме того, отсутствовала стабильность энергоснабжения, и возникла высокая вероятность аварийности производственных систем. Существенным образом выросли неплатежи производственных и коммунальных потребителей за поставляемую электрическую и тепловую энергию, и возникли
административные барьеры доступа на рынок новых производителей энергетических ресурсов. Все эти недостатки явились следствием индустриальных методов формирования инфраструктуры производственно-экономических комплексов государственного народного хозяйства регионов и планового распределения всех видов ресурсов, в том числе и энергетических. Предприятию в плановом порядке выделяли количество и поставщика электроэнергии по заданной фиксированной цене. Предприятия различных отраслей возводились по планам и в соответствии с капитальными вложениями этих отраслей и не взаимодействовали экономически друг с другом. В результате сформировался дисбаланс поставщиков энергетических ресурсов и потребителей.
Постиндустриальный рыночный подход к формированию инфраструктуры экономики регионов должен строиться на основе сбалансированного производства и потребления продукции и ресурсов, т. е. производственно-энергетические комплексы регионов должны быть экономическими системами.
Переход экономики страны к рыночным отношениям потребовал формирования рыночного уклада в энергосистеме и адаптации к рыночным условиям взаимодействия с другими отраслями, а также вывода электроэнергетики на этой основе к устойчивому развитию. Все это можно сформулировать следующим образом. В индустриальной экономике производственные комплексы регионов формировались с позиций интересов экономики всей страны: произведенная продукция и исходные ресурсы в полном объеме являлись собственностью государства и подлежали плановому распределению в те регионы, где в них была необходимость. При этом, как правило, предприятия энергетики в регионах возводились по собственным планам и программам развития, которые предусматривали использование топливных ресурсов, добываемых в достаточных в то время количествах в других регионах страны. Транспортные технологии не являлись препятствием в обеспечении топливными ресурсами предприятий энергетики, находящихся в различных регионах страны. В результате сформировался дисбаланс между объемом производимых энергетических ресурсов и их потреблением производственными предприятиями в регионах.
С переходом страны к постиндустриальной рыночной экономике регионы стали субъектами Федерации, в которых начали действовать рыночные законы. Особенно остро встал вопрос
баланса спроса и предложения на энергетические ресурсы. При этом транспортные технологии топливных ресурсов стали серьезным препятствием в формировании структуры затрат на производство продукции и услуг. Возникла острая необходимость инновационного развития региональной энергетики с использованием местных и нетрадиционных источников энергии.
Вопросы формирования инновационной среды в региональных энергетических системах недостаточно разработаны и представлены в специальной литературе.
В связи с этим, исследования, посвященные разработке методов формирования инновационной среды в производственно-энергетических комплексах региона, обеспечивающих с освоением инноваций конкурентные преимущества продукции и услуг, являются весьма актуальной проблемой.
Рыночные преобразования в первую очередь должны были существенно увеличить объемы инвестиций в отрасль и повысить эффективность работы энергетических компаний. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование.
Все преобразования региональных производственно-энергетических комплексов в концерны и холдинги должны использовать рыночные инструменты. Одним из основных инструментов становятся международные системы менеджмента качества, предусматривающие формирование поставщиков всех видов комплектующих, ресурсов и услуг. Все поставщики вписываются в соответствующие стандарты предприятий и являются для внешнего аудита контролируемым параметром в сертификации производственного менеджмента. Более того, в положении международных систем менеджмента качества указано, что все поставщики ресурсов и услуг, вписанные в стандарты предприятий, должны развиваться за счет средств предприятий, выпускающих продукцию на их ресурсах и услугах.
В связи с этим в электроэнергетике России стали проводиться радикальные изменения. Было издано постановление Правительства РФ 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», на основании которого РАО «ЕЭС России» подготовило концепции стратегии дальнейшего развития отрасли.
Накануне преобразований РАО «ЕЭС России» представляло собой 73 вертикально интегрированных акционерных общества (АО-энерго), занима-
ющихся выработкой и реализацией электрической и тепловой энергии, в каждом из которых были своя генерация, сети и сбыт (рис. 1). Отсутствовало разделение конкурентного сектора рынка и монопольного, следовательно, невозможно было отличить продавца от покупателя и выстроить рыночные отношения между ними и предприятиями и привлечь на этой основе инвестиции. Поэтому эта структура была полностью преобразована в качественно новую систему.
Основным направлением реформирования электроэнергетической отрасли России явилось формирование рыночного уклада в производстве энергетической продукции и повышение на этой основе эффективности предприятий отрасли. Создавались условия для развития предприятий путем инвестиций в модернизацию и развитие технологических систем, обеспечивающих компаниям конкурентные преимущества на рынке энергоснабжения потребителей производства продукции и услуг. Реализуя концепцию формирования рыночного уклада РАО «ЕЭС России» продолжило изменение структуры организации производства в энергетике.
В ходе углубления реформы изменена структура отрасли естественных монополий на элек-трогенерирующие холдинги, холдинги передачи электроэнергии, создаются предприятия, обеспечивающие оперативно-диспетчерское управление и сбыт продукции, компании, осуществляющие функции ремонта и сервиса: вместо вертикально интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании становятся частными и взаимодействуют
Российская Федерация (52%) Миноритарные акционеры головной компании (48%)
С
РАО «ЕЭС России»
73 АО-энерго
Генерация
Сети
Сбыт
Центральное диспетчерское управление
(ЦДУ)
Рис. 1. Структура РАО «ЕЭС России» накануне реформы
друг с другом на основе конкуренции. Создается инфраструктура рынка, развивающаяся на основе рыночных законов.
Таким образом, если таили иная электрогене-рирующая компания войдет в холдинг с производственным предприятием, то она может на рыночных принципах реализовать свои функции поставщика энергетических ресурсов, сертифицированного в менеджменте качества, на основе рыночных отношений с предприятиями передачи энергии, диспетчерскими предприятиями и предприятиями инжинирингового плана.
Законодательная и нормативная базы региона обязаны создать условия для рыночных преобразований и структурирования инфраструктуры экономической системы, обеспечивающей сбалансированные спрос и предложения энергетических ресурсов с учетом формирования структуры затрат на производство продукции, обеспечивающей ее конкурентные преимущества на рынке. Здесь могут быть использованы любые рыночные подходы, включающие передачу ресурсов на кредитной основе, на основе давальческого сырья и прочих взаимно экономически обоснованных методов. В конечном счете речь идет о формировании предпринимательского партнерства.
Рыночная структура электроэнергетической отрасли, обеспечивающая баланс рыночных отношений и государственного регулирования, представлена на рис. 2. При такой схеме меняется система государственного регулирования отрасли, и формируется конкурентный рынок электроэнергетической продукции и услуг, создаются новые энергетические компании. В результате энергетика становится экономической системой. В этом случае цены на исходные энергоресурсы и конечную продукцию не регулируются государством, а формируются на основе сбалансированных спроса и предложения на рынке.
Принципиально новая структура электроэнергетики, формируемая сегодня, изображена на рис. 3. Это качественно другая система, которая разделена на монопольную и конкурентную части.
Сети высокого напряжения. Сетевые сервисы
32
федеральные электростанции
10 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ГПбОриЯ 11 Практик?!
щ
3 X Генерация
н X а
о & н
£ X о и Сбыт электроэнергии
о и
Цели:
- создать участников рынка;
- перейти на принципы рыночного ценообразования
Государство в роли регулятора
ы
Диспетчеризация
Распределительные и магистральные сети
Цели:
- реорганизовать инфраструктуру для функционирования рынка;
- обеспечить недискриминационный доступ к сетям
Рис. 2. Рыночная структура отрасли
Системный оператор
Федеральная сетевая компания
Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний
Я
о
Оптовые генерирующие компании Территориальные генерирующие компании
Росэнергоатом ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания» (ГидроОГК)
Независимые генерирующие компании
Сбыт Инженерные центры
Частные акционеры
Государство
Рис. 3. Экономическая система электроэнергетики России: а — монополии; б — конкурентные секторы
В монопольную часть входят: системный оператор, федеральная сетевая компания и межрегиональные распределительные сетевые компании.
В конкурентную часть — шесть тепловых оптовых генерирующих компаний, 14 территориальных генерирующих компаний, акции которых будут представлены на фондовом рынке. Анализ рис. 3 констатирует тот факт, что в левой (монопольной) части преобладает государственная собственность, а в правой (конкурентной) — частная. В перспективе оптовые генерирующие компании и территориальные генерирующие компании будут полностью принадлежать частным инвесторам.
Под частным инвестором следует понимать, как правило, предприятия — потребителей энер-
гетических ресурсов и частично средства, полученные от реализации акций на фондовом рынке. Необходимо обратить внимание на увеличение акционерного капитала холдинга и электроге-нерирующей компании за счет нематериальных активов. Дело в том, что согласно гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации нематериальные активы не относятся к основным средствам и поэтому не облагаются налогом на имущество. При этом амортизационный фонд, сформированный за счет амортизационных отчислений от нематериальных активов, будет использован в качестве инвестиций расширенного воспроизводства самого предприятия и электрогенерирующей компании. Традиционно используемые на эти цели средства чистой прибыли уменьшены на величину налога на прибыль. Как известно, ставка налога на прибыль составляет 20 % от величины операционной прибыли, уменьшенной на налог на имущество, где нематериальные активы не учитываются.
В целом при формировании структуры затрат на производство продукции и услуг предприятий энергогенерирующей компании может быть использован целый комплекс рыночных механизмов, который даст возможность реализовать принцип взаимного инвестирования реализации инновационных решений, а также провести модернизацию и реконструкцию технологических систем, обеспечивающих конкурентные преимущества на внешнем рынке продукции и услуг.
В конечном счете будет иметь место дальнейшее развитие монопольных и конкурентных секторов энергетики путем инвестирования средств в строительство новых мощностей, модернизацию и реконструкцию действующих.
В январе 2007 г. правление РАО «ЕЭС России» утвердило пятилетнюю инвестиционную программу, общий объем которой составил 3 трлн 99 млрд 920 млн руб. Инвестиционные вложения по годам представлены на рис. 4.
Рис. 4. Объемы инвестиционной программы холдинга РАО «ЕЭС России»
Механизм инвестиций, разработанный в РАО «ЕЭС России», полностью базируется на концепции реформирования отрасли. В монопольный сектор предполагается вкладывать преимущественно бюджетные средства, а в конкурентные секторы — преимущественно частные инвестиции. Финансовые механизмы в конкурентном и монопольном секторах представлены на рис. 5. Общими источниками финансирования инвестиций в обоих секторах являются: средства от продажи активов, займы, кредиты и собственные средства.
Из анализа рис. 5 следует, что в монопольном секторе отрасли основными источниками финансирования инвестиций являются: дополнительная эмиссия акций оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний в пользу государства, а также поступления из федерального бюджета и плата за техническое присоединение к сетям. В конкурентном секторе — дополнительная эмиссия акций оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний в пользу частных инвесторов, механизм гарантирования инвестиций и прямые частные инвестиции в локальные проекты.
Привлечение частных инвестиций за счет реализации акций акционерного капитала, полученного от нематериальных активов, планируется осуществить через IPO. Первичное публичное предложение (ППП), на английском языке — IPO — Initial Public Offering, т. е. первая публичная продажа акций частной компании, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции.
Продажа акций может осуществляться как путем размещения дополнительного выпуска акций путем открытой подписки, так и публично акционерами частной компании. Основной целью проведения IPO является получение так называемой «учредительской прибыли» — прибыли, получаемой учредителями акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, вложенным ими в акционерное предприятие.
Возможность получения учредительской прибыли связана с тем, что цена акций представляет собой капитализированный (по ставке процента) дивиденд, в то время как реально вложенный капитал приносит прибыль по более высокой, чем ставка процента, средней норме прибыли. Однако появление публичных компаний в определенной отрасли производства в дальнейшем приводит к тому, что капитал в этой отрасли не приносит ожидаемой прибыли. Данный процесс вынуждает частные компании либо также становиться публичными, либо применять свой капитал в другой отрасли. Как одну из целей можно выделить повышение ликвидности компании, т.е. акционеры после проведения IPO могут продать все свои акции по рыночной цене, причем очень быстро. Также к целям вывода компании на IPO относится возможность защиты от поглощения недружественными компаниями.
Допэмиссии акций ФСК, СО и гпдроОГК в пользу государства.
Поступления из федерального бюджета.
Плата за техническое присоединение к сетям.
Средства от продажи активов.
Займы, кредиты.
Собственные средства
Допэмиссии акций ОГК и территориальной генерирующей компании (ТГК) в пользу частных инвесторов.
Механизм гарантирования инвестиций.
Прямые частные инвестиции в локальные проекты.
Средства от продажи активов.
Займы, кредиты.
Собственные средства
А I_____________________
Рис. 5. Механизмы инвестирования: а — монопольный сектор (сети, диспетчеризация); б — конкурентный сектор (теплоге-нерация, сбыт, сервис)
После проведения IPO компания становится публичной, отчетность — ясной и прозрачной, что является приоритетом большинства компаний.
Этапы ППП. Отчуждение ценных бумаг эмитента в пользу приобретателей в результате сделанного первичного публичного предложения является заключительной стадией целого ряда действий и процедур, которые совершает эмитент с целью максимально эффективной продажи предлагаемых ценных бумаг на рынке. В общих чертах ППП включает в себя несколько этапов: предварительный, подготовительный, основной и заключительный.
Предварительный. На этом этапе эмитент критически анализирует свое финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные недостатки, которые могут помешать осуществить ППП. Эти действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала. Если по итогам предварительного этапа с учетом устраненных недостатков перспектива ППП оценивается эмитентом положительно, то процесс ППП переходит на подготовительный этап.
Подготовительный. На этом этапе подбирается команда участников ППП (выбирается торговая площадка, партнеры: консультанты, брокеры, андеррайтеры, с которыми окончательно согласовываются план действий и конфигурация ППП). Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права) и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг). Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т.п.). Запускается рекламная кампания (в том числе «гастроли» (роад-шоу) — рекламные
поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.
Основной этап. Во время основного этапа происходят сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).
Завершающий этап. Начало обращения ценных бумаг и окончательная оценка успешности состоявшегося ППП.
Первичное размещение акций, как правило, проводится с привлечением:
• инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения;
• юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
• аудиторских компаний;
• коммуникационных агентств в качестве консультантов по внешним связям и связям с инвесторами (PR/IR).
Осуществляя ППП, компании внедряют новые более высокие корпоративные стандарты ведения бизнеса. Информация о деятельности становится доступна всем потенциальным инвесторам и позволяет оценить уровень бизнеса эмитента, конкурентов, отрасль.
В российской практике под названием ППП иногда подразумеваются и вторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих акционеров широкому или ограниченному кругу инвесторов).
Первой российской компанией, разместившей в 1997 г. свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), стало ОАО «ВымпелКом», торговая марка «Билайн».
В России в 2004—2007 гг. наблюдается взрывной рост количества ППП (рис. 6). За это время свои ак-
2004
2005
2006
2007
2008
2009
—♦—Общий объем размещений —А—Количество размещений
Рис. б. Динамика IPO российских компаний в 2004—2009 гг. [7, 8]
ции на российских и западных рынках разместили такие компании, как «Калина», «Иркут», «Седьмой континент», «Лебедянский», «ВТБ», «Арсагера» и т.д. В 2006г. состоялось проведение рекордного ППП государственной нефтяной компании «Роснефть» (10,4 млрд долл.). Сокращение объема IPO на отечественных и зарубежных площадках в 2008—2009 гг. стало следствием разразившегося финансового кризиса. Ряд компаний был вынужден отказаться от проведения IPO в связи с неблагоприятной конъюнктурой мировых финансовых рынков и возможной неадекватной оценкой их бизнеса.
Первой генерирующей компанией, прошедшей IPO в ноябре 2006 г., стала ОГК-5. При этом объем спроса на акции в 10 раз превышал объем предложения. Ожидается создание 15 IPO и получение около 420 млрдруб., или 15 млрддолл.
Формируемые в ходе реформы компании будут представлять собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании будут превосходить прежние монополии регионального уровня: новые компании объединят профильные предприятия нескольких регионов либо будут являться общероссийскими. Таким образом, в ходе реформы исчезнет прежняя монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально интегрированных компаний прекратит свое существование и на смену им придут новые компании целевой структуры отрасли.
Основные проблемы и особенности энергетических компаний Камчатского края (образован в июле 2007 г. путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа). Территория края (472,3 тыс. км2) богата многими полезными ископаемыми, но из-за неразвитой инфраструктуры и высоких удельных капитальных вложений освоение их в настоящее время экономически нецелесообразно. Такие проблемы имеют место в ряде субъектов Федерации. Например, в Вологодской области расчетная лесосека составляет более 20 млн м3, а заготавливают в год менее 10 млн м3. Отсутствие транспортных возможностей вывозки древесины делает эти заготовки экономически нецелесообразными. Очень часто понятие «отсутствие производственных сырьевых ресурсов» или их снижение относят к экономической целесообразности их заготовки и транспортировки. Эта концепция имеет место не только в лесной, но и в
нефтяной, газовой, в угольной и других отраслях. Здесь главным фактором являются затраты на разработку, вывозку и реализацию. С развитием технологии и инфраструктуры добычу ресурсов возобновляют.
Основные проблемы энергетических компаний края: дорогой привозной мазут для тепловых электростанций и ограниченность рынка сбыта электрической и тепловой энергии. Это связано с тем, что на Камчатке отсутствует инфраструктура для производства, транспортировки и переработки имеющихся запасов нефти, угля и газа, поэтому все топливо в Камчатском крае привозное. Из топливных ресурсов практическое значение для освоения имеет газ, запасы которого составляют 15,9 млрд м3. Этого объема топлива достаточно было бы для использования в течение 25 лет на ТЭЦ и котельных г. Петропавловска-Камчатского и Елизовского района.
В этой связи основной особенностью функционирования Камчатской энергосистемы является то, что ее энергетика представляет собой изолированную энергосистему и не может быть включена в энергосистему Дальнего Востока. Рынок электро- и теплоэнергии ограничен потреблением промышленности края и доминирует долей бытовой нагрузки, поэтому энергосистема Камчатки на 50 % энергоизбыточная. Этот факт можно объяснить тем, что, как было отмечено, освоение Камчатского края осуществлялось на основе принципов комплексной государственной экономики и не предполагалось, что когда-нибудь эти принципы будут заменены рыночными. В результате рыночных преобразований в 1991—2007 гг. в структуре потребления электроэнергии произошло существенное снижение доли промышленности, строительства, сельского хозяйства, при этом значительно возросла доля коммунального хозяйства и населения. Основными потребителями энергии являются бюджетные организации и население, доля промышленных организаций составляет 7 % в городской местности и около 2—3 % в сельской местности. Причины низкого уровня развития производства в регионе — это высокая транспортная составляющая в себестоимости электрической и тепловой энергии, высокая стоимость завозимого мазута, дизельного топлива и угля. Поэтому имеют место высокие тарифы на электро- и теплоэнергию.
Например, в 2007 г. в Камчатском крае установлены следующие тарифы на электроэнергию (без НДС):
• 3,75 руб./кВт'ч — средний тариф по Центральному энергоузлу. Для сравнения: среднероссийский тариф составляет 1,08 руб./кВт'ч, а в г. Хабаровске — 1,9 руб./кВт'ч;
• 5,9 руб./кВт'ч — тариф по низкому классу напряжения для потребителей центрального энергоузла (ЦЭУ);
• от 8,11 руб. до 12,65 руб./кВт'ч — для потребителей изолированных энергоузлов;
• 2,7 руб./кВт'ч — для населения. Отпускные тарифы на тепловую энергию в
2007 г. установлены в следующих размерах (без НДС): 1 673,58 руб. /Гкал — для потребителей от Камчатских ТЭЦ; 2 298,29 руб./Гкал — тепловой энергии собственной выработки на предприятиях ГУП «Камчатсккоммунэнерго» в областном центре; 3 163 руб./Гкал — по его филиалам.
Средний тариф на электроэнергию в 2008 г. составил 4,074 руб. за 1 кВт«ч.
При этом топливная доля в тарифе составила 65 %, или 2,648 руб., условно постоянные затраты в тарифе 2008 г составили 1,430 руб. Рыночная стоимость мазута для Камчатских ТЭЦ (без НДС) в 2002 г. составляла 4 668,0 руб., а в 2008 г. - 12 756,0 руб. В результате среднегодовой рост цен на мазут за прошедшие 6 лет — 18,2%.
В 2009 г. экономически обоснованный средний тариф установлен на уровне 6,65 руб. за 1 кВт«ч, что на 25 % превышало уровень 2008 г.
С учетом ежегодного роста цены на топливо и прогнозируемых Министерством экономического развития Камчатского края показателей инфляции размер среднего тарифа при сжигании мазута на Камчатских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в 2015 г. составит 11,02 руб. /кВт'ч на электроэнергию и 4 529 руб. /Гкал на тепловую энергию.
Все энергетические объекты функ-
ционируют в сеисмоопаснои зоне, со сложными природными климатическими условиями, вызванными циклонами, землетрясениями, ветровыми нагрузками и гололедообразованием. Отсутствуют маневренные (мобильные) энергоисточники, так как все электростанции являются базовыми. Отпуск тепла за счет отборов пара от турбин Камчатских ТЭЦ ограничен уровнем потребления электроэнергии.
Энергосистема Камчатского края, которая состоит из 5 крупных и мелких энергоузлов, выработавших, например, в 2007г. 1 562,7 млнкВт'ч электроэнергии, представлена на рис. 7.
Основной энергетической компанией региона является ОАО «Камчатскэнерго», доля ее электроэнергии вместе с приобретенной у ОАО «Геотерм» и у ОАО «КамГЭК» составляет 90 % от вырабатываемой на полуострове. Износ относительно начисленной амортизации по норме амортизации и при сроке полезного использования, принятых по функциональному износу на генерирующее оборудование, составляет менее 60%. Поэтому до 2020 г. основное оборудование не требует замены, а электросетевое оборудование нуждается в частичной модернизации.
Субъекты инфраструктуры энергосистем Камчатского края
ИЗОЛИРОВАННЫЕ ЭНЕРГОУЗЛЫ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭНЕРГОУЗЕЛ
ОАО «Камчатскэнерго» Тариф 2008 г. - 4,07 руб./кВт-ч без НДС ТЭЦ-1
Электрическая мощность -235 МВт. Коэффициент использования - 13%.
Тепловая мощность -182 Гкал/ч Коэффициент использования - 63% ТЭЦ-2
Электрическая мощность -160 МВт. Коэффициент использования - 48%.
Тепловая мощность - 360 Гкал/ч. Коэффициент использования - 57%
ОАО «Геотерм»
Тариф 2008 г. - 1,43 руб./ кВт-ч без НДС Верхне-Мутновская ГеоЭС Мощность -12 МВт. Коэффициент использования - 50% Мутновская ГеоЭС-1 Мощность - 50 МВт. Коэффициент использования - 82%
ОАО «ЮЭСК» Тариф 2008 г. - 13,26 руб./ кВт«ч без НДС. 15 дизельных электростанций (ДЭС), газопоршневая ДЭС, ГЭС, ветряная электростанция (ВЭС)
ОАО «Коряктеплоэнерго»
Тариф 2008 г. - 13,74 руб./ кВт'Ч без НДС Котельные и малые ДЭС Мощность - 8 МВт
Коммунальные предприятия МОПКХ
Тариф 2008 года - 17,58 руб./ кВт'Ч без НДС 24 малые ДЭС Мощность - 29,5 МВт
ОАО «КамГЭК»
Тариф 2008 г. - 2,35 руб./ кВт'Ч без НДС
ГЭС-1, гэс-з
Мощность - 20,4 МВт Коэффициент использования - 19%
Рис. 7. Инфраструктура Камчатской энергосистемы
Основные приоритеты и конкретные задачи развития региональной энергетики до 2025 г. сформулированы на основе сформированных тенденций и закономерностей социально-экономического развития Камчатского края. В них отражены темпы экономического развития, изменения в производственной структуре, роста численности городского и сельского населения.
Реформирование энергосистемы Камчатского края предложено реализовать на основе создания энергопромышленных комплексов, формирующих взаимоувязанные структуры затрат на производство продукции, обеспечивающих реализацию на внешнем и внутреннем рынках продукции и услуг, имеющих конкурентные преимущества. При этом эти производственно-энергетические комплексы (ПЭК) непрерывно увеличивают стоимость акционерного капитала на основе нематериальных активов, обеспечивающих снижение налогооблагаемой базы налога на прибыль и формирование на этой основе амортизационного фонда, достаточного для инвестирования расширенного воспроизводства производственно-технологических систем.
Инновационное развитие ПЭК предложено реализовать на основе управленческого учета, сформированного на основе трансферта затрат и потребительских свойств продукции. Организация производства и менеджмент инновационного предприятия, сертифицированные в международной системе менеджмента качества ПЭК, позволят создать энергетически самодостаточные субъекты хозяйственной деятельности, развивающиеся на основе самофинансирования.
Основные преимущества ПЭК:
• надежное и устойчивое электро- и теплоснабжение экономики, социальной сферы и объектов обеспечения жизнедеятельности населения Камчатского края с учетом растущего спроса на энергию;
• снижение затрат на производство электрической и тепловой энергии с целью доведения сложившегося высокого уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию в Камчатском крае к 2020 г. до уровня, сопоставимого со среднероссийскими показателями. Выполнение поставленных задач позволит
сохранить субъекты инфраструктуры государственной и муниципальной экономики региона и обеспечить в дальнейшем ее динамичный рост. Основными инновационными решениями для реализации ключевых показателей эффективности электроэнергетики должны стать:
1) диверсификация структуры топливоснабжения электростанций в пользу первичных энергоресурсов с разведанных месторождений Камчатского края — природного газа и угля, а также возобновляемых энергоресурсов — геотермальных, гидро- и ветровых, что позволит обеспечить энергетическую безопасность региона, которой сегодня грозит зависимость от дорогостоящих завозимых углеводородов;
2) повышение на базе лучших достижений научно-технического прогресса КПД преобразования первичных энергоресурсов в электрическую и тепловую энергию, т. е. максимальная интенсификация энергосбережения в производстве, распределении и использовании электроэнергии;
3) снижение всех составляющих эксплуатационных и инвестиционных затрат на энергоснабжение потребителей.
Сложившийся в Камчатском крае уровень тарифов на тепловую и электрическую энергию не позволяет предприятиям снизить затраты на производство продукции и в конечном счете оказывает негативное влияние на конкурентоспособность камчатских товаров и факторы обеспечения жизнедеятельности населения.
Как было отмечено, установленные на 2007г. тарифы на электрическую энергию по Дальневосточному федеральному округу превышали среднероссийский уровень тарифов по промышленности почти в 2 раза.
Наиболее важными инновационными направлениями развития Камчатской энергетики являются освоение континентальных газоконденсатных месторождений на западном побережье, суммарные запасы которых составляют около 50 млрд м3, и строительство магистрального газопровода до г. Петропавловска-Камчатского с переводом на газ Камчатских ТЭЦ.
Реализация проекта газоснабжения Петро-павловска-Камчатского не решает основных задач структурной модернизации энергетики края и создания устойчивой базы социально-экономического развития региона. Причиной является высокая стоимость газификации Камчатского края — около 42 млрд руб.
В 2010 г. ожидаемая цена реализации природного газа для энергоснабжения составит около 10 тыс. руб. за 1 000 м3, что превышает экспортную стоимость газа. В силу этого ожидаемое снижение тарифа на электроэнергию по сравнению с сохранением существующего положения составит менее 5 %.
Также запасы природного газа разрабатываемой группы газоконденсатных месторождений в состоянии обеспечить устойчивое топливоснабжение энергосистемы Камчатской области максимум до 2029 г. Возможность обеспечения топливоснабжения за пределами этого срока за счет освоения и разработки новых, в том числе шельфовых месторождений, нуждается в отдельном технико-экономическом обосновании.
Предложено в качестве экономического механизма интеграции предприятий различных отраслей использовать систему менеджмента качества. На этой основе разработан экономический механизм формирования инфраструктуры рынка энергетических ресурсов в регионе, который включает образование холдингов и концернов. Он отличается тем, что производственные и энергетические предприятия, сертифицированные в международных стандартах менеджмента качества, создают производственно-энергетические комплексы (ПЭК), позволяющие реализовать сбалансированные спрос и предложения энергетических ресурсов и право потребителя ресурсов инвестировать в развитие производственных систем поставщика.
Список литературы
1. Древинг С. Р., Петренко В. А., Суглобов А. Е. Состояние и особенности энергосистемы Камчатки // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 12. С. 2-9.
2. Инвестиционная программа холдинга РАО ЕЭС на 2006—2010 гг.
3. Концепция стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003-2008 гг.
4. Новая инвестиционная программа холдинга РАО «ЕЭС России». Выступление председателя правления РАО «ЕЭС России» А. Б. Чубайса 13.02.2007.
5. Стратегия развития Камчатской энергетики с максимальным использованием возобновляемых энергоресурсов на 2008—2030 гг.
6. Стрикун А. Н. Состояние и задачи реформирования энергосистем Дальнего Востока // Проблемы реформирования и особенности развития электроэнергетики Дальнего Востока: Материалы научно-практической конференции. Владивосток: Изд-во ДВГТУ. 2006. С. 3-10.
7. Сайт IPO—Конгресс: URL: www.ipo-congress.ru.
8. Сайт ММВБ: URL: www.micex.ru.
9. Шичков А. Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе. Монография. М.: Финансы и кредит, 2008.