Научная статья на тему 'Особенности разработки тарифной политики в регионах Российской Федерации в области топливно-энергетического комплекса'

Особенности разработки тарифной политики в регионах Российской Федерации в области топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родинова Н.П., Аксенов Л.А.

Рассматриваются региональные особенности принципов и факторов формирования тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки тарифной политики в регионах Российской Федерации в области топливно-энергетического комплекса»

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Н. П. РОДИНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета E-mail: roszitlp-byx@yandex.ru

Л. А. АКСЕНОВ, кандидат географических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности E-mail: roszitlp-byx@yandex.ru

Рассматриваются региональные особенности принципов и факторов формирования тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе Камчатского края.

Ключевые слова:разработка, тарифная политика, региональная экономика, система коммунальных услуг.

Совершенствование территориальной структуры хозяйства страны, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития каждого субъекта Российской Федерации, региона, национальных образований должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе России.

Каждый экономический регион России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, формирующий своеобразные экономические и социальные условия, которые определяют целостную территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации.

Объект рассмотрения данной работы — Камчатский край в составе Дальневосточного федерального округа (ДФО). В связи с особенностями географического положения, изолированностью от материка, характером природно-ресурсного потенциала и сложившейся инфраструктурой хозяйства топливно-энергетического комплекса Камчатского края в целом не обеспечивает электроэнергией

и теплом хозяйственные и социальные объекты, находящиеся на территории субъекта.

Эффективность использования имеющихся в крае топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), от которых зависит энергетическая безопасность территории, во многом связана с государственным регулированием естественных монополий в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК), предполагает:

• установление тарифов на услуги;

• определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и условий оплаты услуг;

• установление минимального уровня предоставления услуг;

• недопущение ущемления прав потребителей;

• контроль над расходованием средств, получаемых за оказанные услуги, в том числе за обеспечением финансирования инвестиционных программ.

Государственное регулирование тарифов должно осуществляться с соблюдением следующих принципов:

• обеспечение поставок энергоносителей всем потребителям по тарифам, принятым в установленном порядке;

• экономическая обоснованность планируемых себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

• открытость, доступность для потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов;

• определение регулируемыми организациями средств, которыми они должны располагать для осуществления соответствующего отраслевого тарифного соглашения;

• определение поставщиков энергетического оборудования на конкурсной основе;

• учет результатов деятельности энергоснабжа-ющих организаций за период действия ранее утвержденных тарифов при установлении новых тарифов.

Федеральная энергетическая комиссия часто принимает для периферийных регионов политические решения по снижению тарифов, в результате чего большинство электростанций не могут вести в необходимом объеме ремонтно-восстановительные работы, не говоря о развитии производства, а по существу являются убыточными.

Понятие «Тарифная политика», на взгляд авторов, должна включать оптимальное соотношение стратегических, экономических и социальных целей развития отрасли электроэнергетики, определяемых степенью государственного регулирования, характером конкуренции в отрасли и механизмом ценообразования.

Основные цели тарифной политики представлены в табл. 1.

Тарифная политика — это система отношений между федеральными и региональными органами власти по обеспечению эффективного энергоснабжения региона и формированию конкурентного энергетического комплекса, способствующая выполнению следующих условий:

• защита экономических интересов потребителей;

• создание механизма согласования, интересов производителей электроэнергии;

Таблица 1

Основные цели тарифной политики

Стратегические цели (государство) Экономические цели (бизнес) Социальные цели (общество)

Перспектива развития отрасли. Охрана окружающей среды. Безопасность электроэнергетики. Комплексное хозяйственное развитие края Эффективность производства энергии и тепла. Высокая инвестиционная привлекательность. Обеспечение потребителей продукцией отрасли. Развитие туризма в крае Низкие цены. Надежность энергоснабжения. Развитие инфраструктуры края

• формирование конкурентной среды в электроэнергетике;

• создание экономических стимулов для энергоснабжения и инвестиций;

• развитие инновационного потенциала энергетики.

Широкая дифференциация тарифной политики представлена в табл. 2.

Энергосистема Камчатского края наряду с энергосистемами Якутии, Магаданской области, Сахалина и Чукотки является изолированной, поэтому должна, по мнению авторов, рассматривать ценовую (тарифную) политику в электроэнергетике региона как часть экономической политики, на которой сосредоточены усилия и область интересов энергокомпаний, потребителей и органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Акционерное общество «Камчатскэнерго» является основным поставщиком электроэнергии на территории Камчатского края, а также вырабатывает более половины тепловой энергии для нужд г. Петропавловска-Камчатского.

Крупнейшими производителями электроэнергии на Камчатке являются работающие на мазуте ТЭЦ-1 (мощностью 235 МВт) и ТЭЦ-2 (160 МВт), расположенные в Петропавловске-Камчатском, Мутновская ГеоЭС (62 МВт), Толмачевский каскад гидроэлектростанций (20 МВт), Паужетская ГеоЭС (1,7 МВт), ветровая электростанция в Алеутском районе (мощностью 0,5 МВт).

Основная масса энергоисточников работает на привозном топливе. Основной объем производства и потребление электро- и теплоснабжения приходится на г. Петропавловск-Камчатский и Елизовский район. В 2006 г. электростанциями края произведено 1 519,8 млнкВт-ч электроэнергии, производство теплоэнергии составило 3 450,5тыс. Гкал.

В 2007—2008 гг. несколько поменялась структура топливно-энергетического баланса; доля электроэнергии, произведенной с использованием нетрадиционных источников энергии, увеличилась до 32,6%, геотермальными электростанциями выработано до29,5 % энергии, гидроэлектростанциями — 5,1, ветроагрегатами — 0,04, а остальная часть энергии (32,7 %) пришлась на традиционные тепловые электростанции, работающие на привозном топливном сырье.

Основные особенности работы Камчатской энергосистемы:

1) Камчатка оторвана от остальной части России и имеет изолированную энергосистему, зависящую от

Таблица 2

Ишы тарифной политики

Наименование Модель производственной конкуренции Модель управляемой конкуренции Модель свободной конкуренции

Характер конкуренции Конкуренция в генерации и в поставке конечному потребителю. Большая часть сектора интегрирована. Торговля осуществляется в основном в рамкахдвустороннихдоговоров (или в рамкахдобровольного пула). Все клиенты имеют возможность самостоятельно выбрать поставщика. Разграничение монопольных и немонопольных услуг Конкуренция в производстве и поставке конечному потребителю. На рынке производства электроэнергии доминирует несколько крупных генерирующих компаний. Законодательное разграничение монопольной и немонопольной деятельности Конкуренция в генерации и поставок конечному потребителю. Прямые продажи осуществляются на основедвустороннихдо-говоров между генерирующими компаниями и поставщиками. Все потребители могут свободно выбирать поставщиков. Формирование дополнительного пула для облегчения торговли

Степень участия государственных органов в регулировании отрасли Принимают решения по структуре и правовым основам функционирования рынка. Осуществляют надзор за развитием системы в целом и соответствием компаний нормам и стандартам деятельности. Определяют цели и мотивацию использования возобновляемых источников энергии Задают общие рамки структуры электроэнергетики. Определяют целевые показатели спроса на электроэнергию и механизмы его стимулирования. Устанавливают топливные стандарты, а также стандарты в области охраны окружающей среды Задают общую структуру рынка электроэнергии. Формируют правовую базу деятельности электроэнергетических компаний. Осуществляют текущее регулирование и контроль соблюдения норм и стандартов, установленных федеральными органами власти

Механизмы ценообразования В регулируемых сегментах рынка (передача и распределение) тарифы устанавливаются специальным регулирующим органом. В нерегулируемых сегментах цены определяются рыночными механизмами. Ценыдля конечных потребителей должны быть одобрены местным регулирующим органом В регулируемых сегментах рынка (передача и распределение) тарифы устанавливаются регулирующими органами. В конкурентных видах деятельности цены устанавливает рынок Регулирующие органы каждой из стран устанавливают тарифы для передачи и распределения, используются поощрительные схемы. Оптовые и розничные цены на электроэнергию определяются рынком

поставок с материка мазута. Поэтому кВт'час на полуострове самый дорогой в России — около 4 руб.;

2) все энергообъекты функционируют в сейс-моопасной зоне, и поэтому Камчатка объективно не может входить в состав какой-либо объединенной энергосистемы Дальнего Востока;

3) на полуострове не могут надежно эксплуатироваться линии электропередач высокого напряжения;

4) энергетический комплекс — один из определяющих факторов освоения промышленного потенциала края, который преобразован из двух глубоко дотационных регионов в единый субъект Федерации в 2008 г.;

5) в структуре потребления электроэнергии вы-сокадоля населения (38,1 %) и бюджетных организаций (22,8), в то время как доля промышленного потребления составляет всего 7,4 %;

6) довольно низкая платежеспособность населения края;

7) Камчатка обладает уникальными запасами геотермальных и энергетических вод (срединная часть полуострова);

8) главная проблема энергетики Камчатского края — это устаревшее оборудование электростанций и электрических сетей. Более 60 % выработки электро- и теплоэнергии обеспечивается разнотипными энергоблоками небольшой мощности, что вызывает пережог топлива, следовательно, и увеличение затрат на производство продукции и обслуживание оборудования;

9) смена привозного дорогого топлива на местные природные ресурсы (природный газ, геотермальные источники, гидроэнергетика и т.д.) позволит значительно сократить тарифы на существующие энергоресурсы.

Администрацией Камчатской области совместно с администрацией Корякского автономного округа разработан перечень инвестиционных проектов, направленных на развитие электроэнергетики Камчатского края на период до 2025 г.: • подготовка Камчатского ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 к переходу с мазутного топлива на природный газ, что позволит на 25—30 % снизить себестоимость 1 Гкал тепловой энергии;

Таблица 3

Структура потребления электроэнергии предприятиями и организациями Камчатского края по отраслям народного хозяйства в динамике, млнкВт-ч

Показатель 1995 1998 2001 2003 2006

Потреблено, всего 1 484,8 1 366,9 1 369,9 1 287,5 1 312,2

В том числе: 371,7 291,4 322,6 336,1 332,6

промышленность

строительство 24,6 23,3 18,9 14,2 13,6

коммунальное хозяйство 564,1 553,7 596,4 502,9 506,3

сельское хозяйство 222,5 204,4 165,3 165,4 160,2

В том числе на производственные нужды 96,4 52,9 21,9 18,5 18,7

транспорт 40,0 20,4 19,6 22,3 23,6

Прочие отрасли 262,9 273,7 247,1 246,7 275,9

Источник: Федеральная служба государственной статистики, территориальный орган статистики по Камчатскому краю (Камчатстат). 09.01.2008 № 03-01, 40/43.

• завершение строительства малой ГЭС-2 (мощностью 24,8 МВт), каскада толмачевских малых ГЭС общей мощностью 55,2 МВт, что позволит увеличить выработку электроэнергии с 50 до 150 млнкВт-ч и снизить себестоимость электроэнергии до 1 руб. за 1 кВт-ч;

• строительство высоковольтной линии ВЛ-220кВ Мильково-Усть-Камчатск (415 км), которое позволит подключить 4 изолированных энергоузла к Центральному энергоузлу и увеличить коэффициент загрузки его генерирующих мощностей;

• модернизация дизельных электростанций на восточном и западном побережьях Камчатки, которая будет проходить в комплексе со строительством ветровых электростанций, поскольку на побережье имеется хороший ветровой потенциал, позволит снизить расход дорогостоящего завозного дизельного топлива и уменьшить себестоимость 1 кВт-ч электроэнергии до 12%;

• масштабное развитие в регионе нетопливной энергетики, т. е. строительство Мутновской ГеоЭС (геотермальная электростанция) № 2 мощностью 50 МВт, приход плавучей АЭС в г. Вилючинск мощностью до 70 МВт значительно снизит зависимость от привозного топлива и улучшит экологическое состояние прилегающих территорий.

Существует довольно простая и весьма точная модель прогнозирования спроса на электроэнергию. Она раскрывает главную функцию, зависящую отразвития экономики и роста населения:

э =нввпк,

э э'

где Ээ — потребление электроэнергии;

Н — коэффициент динамики численности населения;

Кэ — коэффициент эластичности электропотребления по ВВП (определяет, какой процент прироста электропотребления приходится на 1 % прироста ВВП).

Для Камчатского края за 1995—2006гг. коэффициент эластичности Кэ = 0,29, т. е. на 1 % прироста ВВП приходится 0,29% прироста потребления электроэнергии.

Средний тариф для промышленных предприятий, сельскохозяйственных объектов, транспорта, сферы услуг и других потребителей электроэнергии Центрального энергоузла (г. Петропавловск-Камчатский, Вилючинск и Елизовский район) составляет 3,95 руб. за 1 кВт-ч. С учетом дифференциации по диапазонам напряжения ситуация выглядит следующим образом: высокое напряжение — 3,95 руб. за 1 кВт'ч, среднее напряжение — 4,16 — 4,25 за 1 кВт-ч, низкое напряжение — 5,01 руб. за 1 кВт-ч.

Учитывая низкую платежеспособность населения Камчатского края, регулирующие органы вынуждены сохранять перекрестное субсидирование в электроэнергетике. При этом тариф на электроэнергию для населения установлен в размере 2,50 руб. за 1 кВт-ч.

Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет стимулировать рост электропотребления и повысит конкурентоспособность товаропроизводителей. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду, приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для отдельных групп потребителей.

Список литературы

1. Астапов ^.Реформирование топливно-энергетического комплекса. Экономист. 2004, № 2.

2. Ефимов М. ^.Социально-экономическая статистика, учебник. Финансы и статистика. М. 2009.

3. Колодей Л. Г. Реформирование электроэнергетики как шаг к экономическому росту. ЭКО. 2006. №4.

4. На Камчатке разработана стратегия развития энергетики до 2015 года. Независимая газета, 14.05.2008.

5. О тарифной политике, инвесторах и ФОР-МЭМ. Новости электротехники. 2008. № 3.

6. Региональная экономика // под ред. Т. Г. Морозовой. Изд. ЮНИТИ. М. 2009.

7. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики. Финансы и статистика, М., 2008.

8. Россия в цифрах. 2007. Краткий статистический ежегодник. Финансы и статистика, М., 2008.

9. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган статистики по Камчатскому краю (Камчатстат). 09.01.2008. № 03-01-40/43.

10. Ценовая и тарифная политика должна отвечать национальным интересам РФ. Бухгалтерский учет и налоги. 2007. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.