Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2, Экономика
УДК 338.45
Формирование региональных энергокомпаний в постреформенный период
Гималтдинова Л. А.
rJLsi Аспирант кафедры инженерного менеджмента
Казанского государственного энергетического университета
В статье проводится ретроспективный анализ реформирования электроэнергетической отрасли РФ; рассмотрен процесс либерализации электроэнергетической отрасли субъектов РФ, чьи компании не вошли в состав РАО «ЕЭС России», на примере энергетической системы Республики Татарстан.
Ключевые слова: электроэнергетика, энергокомпания, реформа, эффективность, стратегия.
Сегодня мы становимся свидетелями крупнейшей реформы естественной монополии за последние десятилетие - реформы электроэнергетической отрасли РФ. Несомненным остается тот факт, что результаты реформы для страны, ее экономические и социальные последствия еще не наступили, о них можно говорить лишь предположительно, поэтому постараемся разобраться в сути проводимых мероприятий в рамках этой кампании и попытаемся проанализировать основные моменты, как на уровне РФ, так и на уровне ее субъектов, а именно на примере электроэнергетического комплекса Республики Татарстан.
Каковы же были основные цели реформирования электроэнергетической отрасли?
Во-первых, это повышение эффективности предприятий электроэнергетики; во-вторых, создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций [1, с. 101]. При этом основными задачами реформы, направленные на достижение этих целей, явились следующие:
1) разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;
2) создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;
3) обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;
4) эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создаю-6
щее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.
Также авторами реформы декларировалось, что РАО «ЕЭС России» будет стремиться к достижению указанных целей реформирования с учетом:
1) обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе;
2) обеспечения баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников компании.
Что же произошло на самом деле? Прежде чем говорить о произошедших структурных преобразованиях, необходимо вспомнить, что представляла из себя электроэнергетическая отрасль РФ до начала этих преобразований.
Основой электроэнергетики РФ в начале 90-х годов прошлого века стало Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России», которое было создано в 1992 году в соответствии с Указами Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 15 августа и 5 ноября 1992 года (соответственно № 923 и № 1334). В уставный капитал компании было передано имущество и акции тепловых электростанций и ГЭС, магистральные линии электропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций регио-
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2
Экономика
нальных энергетических компании и отраслевых научно-проектных и строительных организации [1, с. 113]. Холдинг владел 72 % установленной мощности всех электростанций России и 9 % протяженности всех линий электропередачи. В течение 15 лет энергокомпании холдинга РАО «ЕЭС России» обеспечивали не менее 70 % выработки электроэнергии и треть производства тепла в стране. В 2007 году энергокомпании холдинга произвели 706 млрд. кВт-ч. электроэнергии [1, с. 115]. Базовым структурным элементом РАО «ЕЭС России» были АО-энерго - вертикально интегрированные компании, включающие в себя производство электроэнергии, ее передачу по магистральным распределительным сетям, диспетчирование и сбыт. Эта вертикальная интеграция на уровне регионов была дополнена вертикальной интеграцией на уровне РАО «ЕЭС России», объединявшей, помимо АО-энерго, АО-электростанция, сети высокого напряжения и центральное диспетчерское управление. Помимо 73 АО-энерго, входящих в состав РАО «ЕЭС России», отдельные электростанции и сети остались фактически под контролем региональных администраций и действующих в них финансово-промышленных групп. К таким относились Иркутскэнерго, Новосибирскэнерго, Башкирэнерго и Татэнерго. Схематично структуру отрасли до начала реформы можно представить в виде рисунка 1.
Ключевым шагом в реформе электроэнергетики стало разделение АО-энерго по функциональному признаку. В каждом регионе появились генерирующие, сетевые и сбытовые компании. В дальнейшем была проведена их межрегиональная интеграция. На базе генерирующих активов были сформированы генерирующие компании: оптовые (ОГК) и территориальные (ТГК). Выделенные из АО-энерго распределительные и магистральные сетевые ком-
пании стали основой формирования межрегиональных распределительных сетевых и магистральных сетевых компаний - МРСК и МСК. На следующем этапе МСК были интегрированы в ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» (ФСК). Региональные диспетчерские управления вошли в структуру ОАО «Системный опера-тор» (СО) (рис. 2).
В результате была сформирована новая конфигурация электроэнергетики, включающая структурно обособленные конкурентные и монопольные секторы (рис. 3). В монопольном секторе - это СО, ФСК, МРСК, в которых государство является собственником от 50 до 100 % акций. В конкурентном секторе - тепловые ОГК и ТГК, из участия, в акционерном капитале которых государство решило выйти. Его место заняли частные акционеры (рис. 4)
Проведенные мероприятия по формированию новой структуры отрасли сделали ненужной головную компанию холдинга РАО «ЕЭС России», вследствие чего с 1 июля 2008 года она прекратила свое существование.
Были ли допущены ошибки в результате проводимых преобразований? Безусловно, да. Здесь авторы реформы, и необходимо отдать им должное, относясь к себе критично, уже говорят о допущенных «промахах» [3, с. 57].
1. Наиболее значимая ошибка на этапе разработки стратегии, принципов реформирования электроэнергетики состояла в том, что на начальном этапе не были адекватно оценены интересы миноритарных акционеров РАО «ЕЭС России», что привело к конфликту менеджмента с миноритарными акционерами.
2. Ошибками были и попытки реализовать проекты, не вписывающиеся в стратегию преобразований, а именно, интеграция генерирующих активов с поставщиками топлива или крупными потребителями.
3. Проект трехлетних тарифов по принципу «инфляция минус», который окончился неудачей.
К указанным ошибкам, на наш взгляд, следует добавить следующие моменты, выявленные нами в результате проводимого анализа, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при дальнейшей реализации преобразований электроэнергетической отрасли РФ:
1. На сегодняшний день ряд исследователей полагает, что на самом деле конкуренция не возникнет в электроэнергетике в принципе, а цены на электроэнергию в результате реформ повысятся, в том числе, благодаря сговору продавцов. Не настаивая на этом ут-
Рис.1. Структура электроэнергетической отрасли РФ до начала реформирования [2]
7
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2
Экономика
верждении, мы хотим лишь отметить тот факт, что даже при нынешнем государственном регулировании тарифов и монопольной продаже электроэнергии на местах прирост индекса цен на нее, по официальным данным Росстата, за 2000-2005 гг. в 1,2 раза опередил прирост индекса цен на промышленную продукцию, в 1,4 раза - на продукцию обрабатывающих проРис. 2. Разделение AO-энерго и формирование компаний целевой структуры изводств [4, с. 135]. Таким
образом, можно предположить, что на свободном рынке, кроме низкого платежеспособного спроса, никаких барьеров для роста цен не окажется.
2. Процесс создания ОГК по экстерриториальному принципу для выравнивания стартовых условий хозяйствования компаний и для формального выполнения условий антимонопольного законодательства носит, по нашему мнению, один явный минус. По существующим магистральным линиям электропередачи на расстояние свыше 800-1000 км без значительных потерь можно передавать не более 3-4 % всей электрической мощности ЕЭС [5]. В связи с этим объединять в рамках одной ОГК станции, разнесенные друг от друга на расстояния в несколько тысяч километров, бессмысленно, с точки зрения ведения общего хозяйства компании. Рынок как отношения, основанные на конкуренции продавцов, требует для ее возникновения примерно до 30-40 % избыточных объемов предложений продукции. Однако содержание избыточных производственных мощностей связано с немалыми затратами, покрываться ко-
Рис. 3. Новая конфигурация электроэнергетики РФ
Администратор торговой системы
ГС
О.
:>i
h
>4
Q.
&
ГС
о.
■9-
Федеральная сетевая компания -холдинг (ММСК «Центр» и МСК)
Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний
РЫНОК
ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИИ
Атомные электростанции
Гидро ОГК
Тепло ОГК (В)
Системный оператор
ТГК (14)
Прочие генерирующие компании
Сбытовые компании
s
S
г
<D
а.
>>
х
X
О
х
ГЧ
й.
О)
-В-
о
Ремонтные и сервисные компании
Степень контроля - доля Российской Федерации Менее 50%
Свыше 50%
Свыше 75%
Дальневосточная энергетическая компания
Ишлировантые ДО-энерго
Рис. 4. Структура электроэнергетики РФ после реформы [2]
8
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2
Экономика
торые будут в основном за счет их владельца, а не покупателя, так как для сбыта избыточного товара придется снижать его цену. Поэтому в сфере крупного товарного производства конкуренция либо неизбежно завершается чьим-то поражением и устанавливается монополия победителя, либо продавцы-конкуренты договариваются о единых ценах.
3. Полагается, что механизм конкуренции, внедряемый в электроэнергетическую отрасль необходим, для привлечения дополнительных инвести-ций.Не вдаваясь в дискуссию, мы хотим отметить лишь тот факт, что организационное расчленение Единой энергетической системы привело к потере ее прежних системных свойств и качеств, и, как следствие, к существенному снижению инвестиционной привлекательности постреформенных компаний, которые принадлежат разным собственникам. При этом инвестиционная привлекательность созданных энергокомпаний, на наш взгляд, ниже их нынешней стоимости в составе данного холдинга еще по одной причине. В результате реформирования были упразднены региональные АО-энерго, в связи с чем повсеместно исчезли «классические» ответственные поставщики электроэнергии, что увеличивает риски для инвесторов. Полноценно ответственным, то есть гарантирующим, поставщиком объективно может быть только лицо, владеющее всем комплексом средств электроснабжения, обеспечивающих производство, передачу и распределение электроэнергии, то есть конечный результат. Очевидно, что сбытовые компании или региональные сетевые компании, которые должны выполнять функции гарантирующих поставщиков, по замыслу реформы, полноценно этим критериям не соответствуют.
Однако, тем не менее необходимо отметить, тот факт, что проводимая реформа позволит избавиться от нынешнего, во многом фиктивного государственного регулирования тарифов и актуализировать для потребителей существенно более высокие рыночные цены на электроэнергию. Возможно, что дальнейшее подорожание электроэнергии будет провоцироваться созданием ее дефицита за счет закрытия наименее эффективных электростанций без замены на новые, так как ни один новый собственник не станет держать убыточные активы. Вероятно также, что с подорожанием электроэнергии малорентабельные потребители начнут сворачивать производство или закрываться. Вследствие этого выручка оптовых и территориальных генерирующих компаний будет падать, что может привести к деградации уже их собственных активов и бизнеса, сворачиванию производства электроэнергии, ее новому подорожанию и т.д.
Многие, безусловно, скажут, что это все гипотетические предположения, но тем не менее, на наш взгляд, игнорирование вышеуказанных актуальных моментов может негативно повлиять на дальнейшее
развитие «конкурентной» электроэнергетической отрасли России.
Процесс либерализации электроэнергетической отрасли субъектов РФ, чьи компании не вошли в состав РАО «ЕЭС России», проследим на примере энергетической системы Республики Татарстан.
Реформирование энергосистемы Республики Татарстан происходило в соответствии с действующим законодательством РФ. До начала реформирования в 2000 году основу энергетической отрасли республики составляло ГУП ПЭО «Татэнерго» в состав которого входило 28 филиалов без прав юридического лица:
1. Казанская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-2, Казанская ТЭЦ-3, Уруссинская ГРЭС, Заинская ГРЭС, Нижнекамская ТЭЦ-1, Нижнекамская ТЭЦ-2, Набережно-челнинская ТЭЦ, Нижнекамская ГЭС, Елабужская ТЭЦ - это предприятия, осуществляющие гененера-цию электрической энергии.
2. Передача и распределение осуществлялась посредством электрических сетей, таких как Казанские ЭС; Альметьевские ЭС; Бугульминские ЭС; Буинские ЭС; Елабужские ЭС; Приволжские ЭС; Нижнекамские ЭС; Чистопольские ЭС; Набережно-челнинские ЭС.
3. Казанские тепловые сети отвечали за генерацию тепловой энергии. Сбытовая деятельность контролировалась Энергосбытом, ИЦ «Энергопрогресс», ПРП «Татэнергоремонт» предоставляли инжиниринговые и ремонтный услуги, а также существовал ряд других предприятий, осуществляющих свою узконаправленную деятельность, таких как ППТК, Автотранспортное предприятие, СРП «Татэнергоспецремонт», Лечебно-оздоровительный комплекс, Камэнергостройпром.
В 2001 году в процессе реформирования ГУП ПЭО Татэнерго на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности были выделены следующие дочерние предприятия [6]:
1. Передача и распределение - ОАО «Сетевая компания» (уставной капитал 4 502, 6 млн. руб.);
2. Генерация - ОАО «Генерирующая компания» (уставной капитал 6 316, 3 млн. руб.);
3. Управление и регулирование энергетической системой - ОАО «Диспетчерский центр» (уставной капитал 491,58 млн. руб.).
В 2002 году в соответствии с нормативно правовой базой (Указ Президента РТ от 27.02.2002 года «О некоторых особенностях приватизации ГУП ПЭО Татэнерго» и Постановление Кабинета Министров РТ от 27.02.2002 года «О приватизации ГУП ПЭО Татэнерго») произошла приватизация ГУП ПЭО Татэнерго, и энергетическую систему РТ стало представлять Открытое Акционерное Общество «Татэнерго» с уставным капиталом 15 052 млн. руб.
В 2003-2004 гг. в целях оптимизации структуры ОАО «Татэнерго» были проведены мероприятия по
9
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2
Экономика
выделению сервисных видов деятельности в самостоятельные общества (рис. 5).
В 2003-2006 гг. одной из необходимых мер реформирования энергосистемы РТ было создание ГУП «Татэлектросеть». Городские электрические сети (18 самостоятельных предприятий), сетевые объекты (предприятий АПК, лесхозов, МПП ЖКХ, МУП ПО «Казэнерго» и других организаций) вошли в состав ГУП «Татэлектросеть», далее произошло акционирование этого унитарного предприятия в ОАО «Татэлектросеть» с уставным капиталом 797 966 тыс. руб., и присоединение к ОАО «Сетевая компания» [7].
С 01.04.2005 года ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «Сетевая компания» становятся самостоятельными субъектами оптового рынка электрической энергии.
С 1 сентября 2006 года ОАО «Татэнерго» в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 529 от 31.08.2006 г. «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» становится субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности переходного периода (НОРЭМ - новый оптовый рынок электроэнергии и мощности [в настоящее время употребительной является аббревиатура ОРЭМ]).
В это время ОАО «Татэнерго» заключает договор на поставку электрической энергии с ОАО «Генерирующая компания», заключены договора оказания услуг по транспортировке электрической энергии с ОАО «Сетевая компания» и услуги по диспетчеризации с ЗАО «РДУ Татэнерго». Конечные потребители РТ получают электрическую энергию и мощ-
ность по договорам энергоснабжения. Причем здесь необходимо отметить одну отличительную черту ОАО «Татэнерго», которое в одно и то же время являлось и потребителем, и поставщиком электрической энергии на рынке.
В соответствии с концепцией реформирования энергетики РФ дальнейшими путями стало создание теплосетевых компаний. В 2005 году в РТ создается ОАО «Казанская теплосетевая компания», куда вошли тепловоды Казанских тепловых сетей Казани, принадлежавшие ОАО «Татэнерго», тепловоды, принадлежавшие Минземимуществу РТ, тепловоды МУП «Казэнерго», принадлежавшие Комитету по управлению коммунальным имуществом. В результате сформировалось Открытое Акционерное Общество с уставным капиталом в 4 млрд. руб., из которых 72,499 % принадлежало ОАО «Татэнерго», 2,5 % Минземимуществу РТ и 25,001 % Комитету по управлению коммунальным имуществом. Так, например, на сегодняшний день снабжение тепловой энергией около 75 % населения Казани осуществляется ОАО «Казанской теплосетевой компанией». Остальные 25 % покрываются ОАО «Казэнерго», которое имеет в своем распоряжении собственные котельные.
В 2007 году продолжался процесс создания теплосетевых компаний РТ, и на базе ОАО «Татэнерго» формируются ООО «Уруссинские тепловые сети» с уставным капиталом 100 тыс. руб. и ОАО «Набе-режночелнинская теплосетевая компания» с уставным капиталом 1,850 млн. руб.
К 2008 году структура холдинговой компании ОАО «Татэнерго» выглядела следующим образом:
ОАО «Татэнерго» с уставным капиталом 15052,26 млн. руб. (МЗИО РТ - 49 % и ОАО «Связьинвест-нефтехим» - 51 %) владеет 100 % ОАО «Генерирующая компания», 100% ЗАО «РДУ Татэнерго», 95 % ОАО «Диспетчерский центр» (5 % - ОАО «Татнефть»), 72,49 % ОАО «Казанская теплосетевая компания» и 83,64 % ОАО «Сетевая компания» (МЗИО РТ - 12,42 %, ОАО «Татнефть» - 2,52 %, ЗАО «Татекс» - 1,42 %) [7].
С 01.12.2008 года происходит распаковка энергетической системы Республики
ОАО «Татэнерго»
ООО «Предприятие пр онзБодственно-техннческон ко мплек та щи и»
ООО «Авто тр анспор тно е предприятие» ОООПРП «Татэнергоремжт»
ООО ИЦ «Энер гопрогресс» ООО ОП «Энерго щит»
ООО «Энд)гоучет» ННОУ «Энергетик»
ООО «Т аттеплонзо лицня» ООО «Камэнер гостр о imp о и»
Рис. 5. Выделение сервисных видов деятельности в самостоятельные общества ОАО «Татэнерго»
10
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2
Экономика
Татарстан. ОАО «Генерирующая компания» получило статус субъекта оптового рынка и допуск к торговой системе. Теперь вся вырабатываемая электрическая энергия и мощность реализуется на ОРЭ. Формируется филиал Системного Оператора Единой Энергетической Системы - «РДУ Татарстана», который оказывает услуги ОАО «Татэнерго» на основании заключения договоров. Также на основании заключения договоров оказания услуг осуществляется взаимосвязь ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Татэнерго». За ОАО «Татэнерго» остается только функция гарантирующего поставщика - покупка электрической энергии с оптового рынка для последующей ее реализации потребителям РТ В 2009 году продолжается распаковка энергосистемы РТ, так, из состава ОАО «Татэнерго» выделяется сбытовая компания ОАО «Татэнергосбыт» с передачей ей функций гарантирующего поставщика. Выделяется холдинг «ОАО Холдинг «Сетевая компания» с одновременным присоединением к ОАО «Сетевая компания». Таким образом, в собственности ОАО «Татэнерго» акций ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Диспетчерский центр не остается, что соответствует основным законодательным актам, регулирующим реформирование энергетической отрасли РФ. За ОАО «Татэнерго» остаются функции управляющей компании, ОАО «Татэнергосбыт» посредством заключения договора с ОАО «Сетевая компания» на передачу и распределение электрической энергии доводит до конечного потребителя РТ электрическую энергию и мощность по договорам энергоснабжения. ОАО «Генерирующая компания» посредством договора о присоединении к торговой системе является основным поставщиком электрической энергии и мощности на ОРЭ. Филиал СО ЕЭС - РДУ Татарстана на основании договора оказания услуг оказывает услуги диспетчеризации. Таким образом, на сегодняшний день структуру энергосистемы РТ после распаковки можно представить в виде рисунка следующим образом (рис. 6).
ОАО «Татэнерго»
В настоящее время технологический комплекс энергетических объектов, входящих в ОАО «Татэнерго», в совокупности с энергетическими объектами, находящимися в собственности государства и объединенных единой системой диспетчерского и производственно-хозяйственного управления, образуют энергосистему Республики Татарстан. Энергосистема Республики Татарстан работает с Единой энергетической системой России на основе единого технологического процесса и единых принципов диспетчерского управления.
Говоря об энергосистеме РТ, можно сказать, что она обладает рядом конкурентных преимуществ, позволяющих прогнозировать устойчивые позиции на оптовом рынке электрической энергии (ОРЭЭ). Прежде всего, это конкурентоспособная стоимость электроэнергии. Немаловажным фундаментальным плюсом является местоположение: активы Холдинга находятся на стыке ОЭС Средней Волги и Урала. Такое местоположение в силу наличия системных ограничений по перетоку электроэнергии из Европейской части РФ на Урал обеспечивает загрузку по системным условиям даже в случае, если по какой-либо причине часть выработки электроэнергии временно является неконкурентоспособной по цене. Еще одним немаловажным фактором конкурентоспособности является качество электрической энергии, поставляемой на оптовый рынок, в том числе, уровень мощности. Для повышения качества вырабатываемой энергии реализуется инвестиционная программа до 2012 года суммарным объемом в 19,4 млрд рублей, большая часть средств которой будет направлена на развитие и модернизацию генерирующих активов, в том числе, на модернизацию Казанской ТЭЦ-1, Набережночелнинской ТЭЦ, Нижнекамской ГЭС, Нижнекамской ТЭЦ, Заинской ГРЭС, причем около 30 % затрат по программе составят вложения на ввод новых технологий генерации.
По нашему мнению результатом такой инвестиционной программы в ближайшие годы должен стать
значительный прирост электрической и тепловой мощности, а следовательно, и создание дополнительных условий для дальнейшего устойчивого роста экономического развития Республики Татарстан.
Рис. 6. Энергосистема РТ после распаковки
11
Вестник экономики, права и социологии, 2010, № 2
Экономика
Литература:
1. Гайдар Е.Т., Чубайс А.Б. Экономические записки. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. - 191 с.
2. Предпосылки реформирования электроэнергетики. - URL: http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/ reason/show.cgi?content.htm (дата обращения: 07.06.10).
3. Чубайс А.Б. Экономика и управление в современной электроэнергетике России / А.Б. Чубайс.,
Аметистов Е.В., Удальцов Ю.А., Уринсон Я.М./ - М.: НП «КОНЦ ЕЭС», 2009. - 616 с.
4. Шлычков В.В. Теоретико-методологические аспекты управления ресурсным потенциалом региона. / Шлычков В.В., Арзамасцев А.Д., Фадеева Е. П. - Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет. - 2007. - 390 с.
5. Хроника реформы. - URL: http://www.rao-ees.ru/ ru/reformmg/chron/show.cgi?ref.htm.
6. http://www.tatenergo.ru/about.jsp.
7. http://www.gencom.tatenergo.ru/operations/ realization/operative-indicators.
Forming of Regional Energy Companies in Post-Reform Period
L. Gimaltdinova
The Kazan State Power University
The article presents retrospective analysis of reforming the electric power branch of the Russian Federation and on the example of energy system of the Republic of Tatarstan studies the process of liberalizing the electric power branch of RF subjects whose companies have not merged into RAO UES of Russia.
Key words: electric power industry, the power company, reform, efficiency, strategy.
12