Научная статья на тему 'Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества воспитанников кадетской школы-интерната'

Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества воспитанников кадетской школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДИНОЧЕСТВО / ПЕРЕЖИВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ И СИТУАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ТИПЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / LONELINESS / EMOTIONAL EXPERIENCE / PERSONAL AND SITUATIONAL DETERMINANTS / TYPES OF PERSONALITY / PERIOD OF YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротеева Е.М., Скуратова К.В.

Статья посвящена обсуждению результатов исследования, выполненного по заказу департамента образования администрации города Омска. Рассматриваются особенности переживания одиночества у воспитанников кадетской школы-интерната и факторы, его детерминирующие. Теоретически и эмпирически эксплицированы личностные типы подростков, переживающих одиночество, выявлены их особенности, обоснованы принципы типизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONAL, PERSONAL DETERMINANTS AND TYPES OF LONELY OF PUPILS OF KADET BOARD SCHOOL

The purpose of the work was to study situational, personal determinants and types of loneliness of adolescents. Based on a theoretical analysis of the literature and practical research, we identified the frequency of experience, personality determinants of loneliness of adolescents and personality types of adolescents experiencing loneliness based on personal, situational variables and taking into account the characteristics of the experience. They also determined the intensity of the experience of loneliness and situational factors that determine the experience of loneliness in adolescence.

Текст научной работы на тему «Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества воспитанников кадетской школы-интерната»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И СУБЪЕКТА

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 2. С. 5—11. УДК 159.923

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.2.5-11

Е. М. Коротеева, К. В. Скуратова

СИТУАЦИОННЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТИПЫ ОДИНОЧЕСТВА ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Статья посвящена обсуждению результатов исследования, выполненного по заказу департамента образования администрации города Омска. Рассматриваются особенности переживания одиночества у воспитанников кадетской школы-интерната и факторы, его детерминирующие. Теоретически и эмпирически эксплицированы личностные типы подростков, переживающих одиночество, выявлены их особенности, обоснованы принципы типизации.

Ключевые слова: одиночество; переживание; личностные и ситуационные детерминанты; личностные типы; подростковый возраст.

E. M. Koroteeva, K. V. Skuratova

SITUATIONAL, PERSONAL DETERMINANTS AND TYPES OF LONELY OF PUPILS OF KADET BOARD SCHOOL

The purpose of the work was to study situational, personal determinants and types of loneliness of adolescents. Based on a theoretical analysis of the literature and practical research, we identified the frequency of experience, personality determinants of loneliness of adolescents and personality types of adolescents experiencing loneliness based on personal, situational variables and taking into account the characteristics of the experience. They also determined the intensity of the experience of loneliness and situational factors that determine the experience of loneliness in adolescence.

Keywords: loneliness; emotional experience; personal and situational determinants; types of personality, period of youth.

На современном этапе развития психологии многие проблемы личности рассматриваются сквозь призму быстро изменяющихся внешних условий существования: экономических, политических, социальных. Анализ актуальных психологических проблем в системе «личность-среда» показывает высокую значимость исследования проблемы одиночества. Несмотря на то, что одиночество является значимым компонентом в структуре негативных эмоциональных переживаний человека, психологические исследования по этой проблеме в отечественной психологии не достаточно широко представлены. Очевидна и практическая значимость проблемы: все большее число людей разных возрастов переживают одиночество и самостоятельно не могут совладать с ним, что приводит к нега-

© Коротеева Е. М., Скуратова К. В., 2020

тивным чувствам и состояниям. Особое беспокойство вызывает одиночество подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей (А. Г. Амбрумова, О. Э. Калашникова, Д. В. Валлерштейн, Д. Б. Келли, В. Киселева, И. С. Кон, Д. Майерс, Ф. Райс, А. А. Реан, Е. Е. Рогова, О. Б. Дол-гинова, Р. В. Шмелев и др.), одиночество переживается чаще и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания

и проч.), вступлении в религиозные или, напротив, в преступные сообщества, суицидальном поведении. Статистика свидетельствует, что в настоящее время количество подростковых суицидов растет, и одним из главных факторов, способствующих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одиночества.

Целью нашего исследования, выполненного по заказу департамента образования администрации города Омска, явилось изучение ситуационных, личностных детерминант и типов одиночества подростков-воспитанников кадетской школы-интерната.

Общий объем выборки составил 100 человек, из них 50 - воспитанники БОУ г. Омска «Кадетская школа-интернат № 9» и 50 подростков - учащиеся БОУ г. Омска «Гимназия № 12» (в работе реализован принцип сравнительности). В исследовании приняли участие мальчики в возрасте от 11 до 13 лет.

Основными методами сбора данных являлись:

1) психологическое тестирование. В качестве основного методического инструментария применялись: Опросник «Одиночество» О. Б. Долгиновой [1], 14-тифакторный опросник личности Р. Кеттелла (подростковый вариант) [2], опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера [3];

2) метод незаконченных предложений;

3) анкетный опрос;

4) беседа.

Для статистической обработки полученных данных использовались первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение), частотный анализ и процентили, критерий углового преобразования Фишера (ф*), критерий согласия распределения Хи-квадрат Пирсона (х2), параметрический критерий различия г-Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ (с использованием процедуры парных сравнений по критерию Шеффе), кластерный анализ (иерархический, методом А"-средних) [4].

Методологическую основу исследования составили положения когнитивного (Э. Пеп-ло, В. Серма, Д. Перлман, Д. Рассел и др.) [5] и интеракционистского (Р. Вейс) [6] подходов к изучению одиночества и его детерминант, типологический подход (К. А. Абульханова-Славская) [7].

В соответствии с выбранными подходами эмпирическое исследование предполагало

реализацию четырех основных этапов, в ходе которых полученные при помощи соответствующего методического инструментария данные подвергались количественной и качественной обработке.

На первом этапе для эмпирического подтверждения предположения, что воспитанники кадетской школы-интерната переживают одиночество интенсивнее и в целом оценивают его более негативно, чем подростки, учащиеся в гимназии, мы определили интенсивность переживания одиночества, чувства, сопровождающие это переживание, ассоциации, возникающие у подростков со словом «одиночество».

Согласно данным, полученным с помощью вопроса авторской анкеты «Переживаете ли вы одиночество?», 32 % воспитанников кадетской школы-интерната отметили, что переживают одиночество, 56 % - не переживают, 6 % - скорее не переживают, 6 % - скорее переживают. В то же время только 10 % учащихся гимназии указали, что переживают одиночество, 60 % - не переживают, 16 % - скорее не переживают, 14 % - скорее переживают. Оценка достоверности полученных различий (с помощью углового преобразования Фишера (ф*)) показала, что различия в склонности переживать одиночество между воспитанниками кадетской школы-интерната и подростками, учащимися в гимназии, значимы (ф* = 2,795 при р < 0,01). На основе полученных данных мы можем утверждать, что воспитанники кадетской школы-интерната в большей степени, чем учащиеся гимназии, склонны переживать одиночество.

С помощью опросника О. Б. Долгиновой мы определили интенсивность переживания (уровень) одиночества подростков, полученные данные отражены на рисунке.

Согласно полученным результатам для 84 % подростков-воспитанников кадетской школы-интерната характерна высокая интенсивность переживания одиночества, для 16 % -средняя, ни один из воспитанников не имеет низкого уровня одиночества. В то же время только для 24 % подростков, учащихся в гимназии, характерна высокая интенсивность переживания одиночества, для 70 % - средняя, для 6 % - низкая. Оценка достоверности полученных различий показала, что воспитанники кадетской школы-интерната статистически значимо интенсивнее, чем учащиеся гимназии, переживают одиночество (ф* = 9,16 прир < 0,001).

84

высокая средняя низкая

интенсивность переживания одиночества

□ воспитанники кадетской школы--интерната □ учащиеся гимназии

Рис. Показатели интенсивности переживания (уровня) одиночества в подростковом возрасте

Характеризуя одиночество как отрицательно окрашенное переживание, мы считаем необходимым обратиться к анализу чувств, возникающих у подростков, переживающих одиночество.

Типичными чувствами, сопровождающими переживание одиночества воспитанниками кадетской школы-интерната, являются скука (70 %), тоска по какому-то конкретному человеку (60 %), печаль (58 %), плохое настроение (54 %). Учащиеся гимназии, переживая одиночество, испытывают сходную палитру чувств: плохое настроение (68 %), скука (64 %), покинутость, ненужность (56 %), тоска по какому-то конкретному человеку (54 %), печаль (54 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что для большинства подростков одиночество - это неприятное, отрицательно окрашенное переживание, возникающее при наличии свободного времени и отсутствии интересных занятий, а также людей, с которыми можно поговорить и поделиться своими переживаниями.

Интересные данные были получены с помощью метода незаконченных предложений. Заканчивая предложение «Для меня одиночество - это ...», большинство воспитанников кадетской школы-интерната (84 %) указывали негативные эмоциональные переживания: «скука», «мука», «как будто умер», «страдание», «тоска», «грусть», «печаль». 84 % подростков, воспитывающихся в семье, отмечали, что для них одиночество - это «желание побыть одному», «не с кем поговорить», «никого нет», «все бросили», «никто не помогает». Проанализировав ответы под-

ростков, мы можем констатировать, что воспитанники кадетской школы-интерната понимают одиночество как переживание, которое вызывает отрицательные эмоции. Подростки, учащиеся в гимназии, в меньшей степени говорят о чувствах, наполняя одиночество неудовлетворенностью в сфере контактов, особенно с ближайшим окружением.

На втором этапе нашей работы мы с помощью 14-тифакторного опросника личности Р. Кеттелла (подростковый вариант) и опросника «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера определили личностные особенности подростков-воспитанников кадетской школы-интерната и с помощью од-нофакторного дисперсионного анализа изучили влияние черт личности и локуса контроля на одиночество.

Согласно полученным результатам личностными детерминантами одиночества воспитанников кадетской школы-интерната являются непринятие моральных норм (^ = 7,58; р < 0,001), интернальный локус контроля (^ = 7,46; р < 0,001), низкая степень неврастении (^ = 7,31; р < 0,001), флегматичность (^ = 4,54; р < 0,01), эмоциональная неустойчивость (^ = 4,46;р < 0,01).

Эти особенности, на наш взгляд, могут влиять на одиночество несколькими способами. Прежде всего, они могут уменьшить потребность подростка в общении и, по всей видимости, ограничить его возможности в установлении контактов. Во-вторых, могут влиять на поведение человека в социальных ситуациях и приводить к неудачам во взаимодействиях. В-третьих, могут детерминиро-

вать реакции подростка на любые изменения в его отношениях с окружающими, и, следовательно, то, насколько эффективно он избегает или смягчает свое одиночество. Мы считаем, что эти личностные особенности предрасполагают человека к одиночеству и затрудняют его преодоление.

На третьем этапе нашей работы мы с помощью авторской анкеты определили ситуации, вызывающие переживание одиночества в подростковом возрасте (наиболее распространенные из них приведены в таблице 1).

Таблица 1

Ситуации, вызывающие переживание одиночества в подростковом возрасте

Ситуации Количество человек в %

Воспитанники кадетской школы-интерната Учащиеся гимназии

Смерть близкого человека 52 38

Нахождение в больнице на стационарном лечении 38 16

Ссора, разрыв отношений с другом, подругой (противоположного пола) 30 32

Сломался компьютер (нет возможности общаться в социальных сетях, играть в сетевые игры) 28 20

Недостаток понимания со стороны родителей / воспитателей 26 16

Отсутствие близких друзей, не с кем поговорить 26 16

Конфликты со сверстниками 24 20

Ссора, разрыв отношений с другом, подругой (одного с подростком пола) 24 20

Нечего делать, скучно (нечем заняться в свободное время) 18 28

Наиболее распространенной ситуацией, вызывающей переживание одиночества как у воспитанников кадетской школы-интерната (52 %), так и у подростков, учащихся в гимназии (38 %), является «смерть близкого человека». На наш взгляд, потеря близкого человека в результате его смерти является объективной стрессовой ситуацией, влекущей переживание одиночества. Следует особо отметить, что среди воспитанников кадетской школы-интерната 42 % подростков из неполных семей или они находятся на опеке интерната, это говорит о том, что ситуация «смерть близкого человека» связана с потерей одного или обоих родителей. Следующей ситуацией, вызывающей переживание одиночества и у воспитанников кадетской школы интерната, и у подростков, учащихся в гимназии, выступает «ссора, разрыв отношений с другом, подругой (противоположного пола)» (30 % и 32 % соответственно). Эти данные могут объясняться тем, что в 11-13 лет у подростков начинается половое созревание, возникает интерес к лицам противоположного пола. При этом у воспитанников кадетской школы-интерната взаимодействие с противоположным полом отсутствует из-за специфики учреждения закрытого типа. Также стоит отметить, что переживание одиночества у подростков-воспитанников кадетской школы-интерната вызывает ситуация «нахождение в больнице на стационарном лечении (38 %).

Такая ситуация предполагает нахождение подростка без родителей и друзей, а так как воспитанники кадетской школы-интерната большую часть времени находятся на обучении в интернате, ситуация нахождения в больнице может дополнительно вызывать чувство ненужности, покинутости, что влияет на появление и развитие одиночества. Интересно, что переживание одиночества у воспитанников кадетской школы-интерната вызывает ситуация «сломался компьютер (нет возможности общаться в социальных сетях, играть в сетевые игры)» (28 %). Это, на наш взгляд, может быть связано с тем, что в кадетской школе-интернате в свободном доступе нет компьютеров, запрещено пользоваться мобильным телефоном, слушать музыку. Такое ограничение в техническом плане отличает воспитанников кадетской школы-интерната от учащихся гимназии. Также переживание одиночества у воспитанников кадетской школы-интерната вызывают такие ситуации, как «недостаток понимания со стороны родителей / воспитателей (26 %), «отсутствие близких друзей, не с кем поговорить» (26 %), «ссора, разрыв отношений с другом, подругой (одного с подростком пола)» (24 %), «конфликты со сверстниками» (24 %). Все эти ситуации связаны со сферой общения (с родителями, воспитателями или сверстниками). Недостаток понимания со стороны родителей или воспитателей, ссоры с друзьями, кон-

фликты со сверстниками могут привести к тому, что подросток чувствует себя лишним среди сверстников и значимых взрослых. Подобные ситуации могут повлиять не только на переживание одиночества, но и на всю совместную деятельность подростка, коммуникацию и поведение в целом. При этом подростки, учащиеся в гимназии, выделяют ситуацию, которая вызывает у них переживание одиночества «нечего делать, скучно (нечем заняться в свободное время)» (28 %), что отличает их от воспитанников кадетской школы-интерната (18 %). На наш взгляд, полученные данные можно объяснить тем, что учащиеся гимназии располагают большим количеством свободного времени, не имеют четкого режима (распорядка дня) в отличие от воспитанников кадетской школы-интерната.

Оценка достоверности полученных различий (с помощью углового преобразования

Фишера (ф*)) показала, что воспитанники кадетской школы-интерната статистически значимо чаще, чем учащиеся гимназии, указывают только одну ситуацию, детерминирующую у них переживание одиночества: «нахождение в больнице на стационарном лечении» (ф* = 2,53 прир < 0,01).

Заключительным этапом нашей работы стало построение на основе личностных ситуационных переменных и особенностей переживания одиночества, личностной типологии подростков.

В процессе кластеризации данных были выделены два кластера, оптимально описывающие все наблюдаемые случаи выборки, предоставляющие полную информацию о личностных типах подростков, переживающих одиночество.

Переменные, оказавшие влияние на формирование кластеров, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Переменные, оказавшие влияние на формирование личностных типов подростков, переживающих одиночество

Переменная F При p

Интенсивность переживания одиночества 43,015 < 0,001

Ситуация «ссора, разрыв отношений с другом, подругой (одного с подростком пола)» 34,445 < 0,001

Ситуация «переезд на новое место жительства» 31,632 < 0,001

Ситуация «ссора, разрыв отношений с другом, подругой (противоположного пола)» 28,301 < 0,001

Ситуация «нечего делать, скучно (нечем заняться в свободное время)» 24,739 < 0,001

Ситуация «конфликты со сверстниками» 19,645 < 0,001

Ситуация «поездка в детский лагерь, санаторий» 16,016 < 0,001

Частота переживания одиночества 13,047 < 0,001

Ситуация «конфликты с родителями / воспитателями» 12,550 < 0,001

Ситуация «нахождение в больнице на стационарном лечении («лежал в больнице»)» 10,141 < 0,01

Ситуация «смерть близкого человека» 9,466 < 0,01

Чувство «депрессия» 9,380 < 0,01

Ситуация «отсутствие достаточного для подростка общения с родителями / воспитателями или напряженные отношения с ними» 7,129 < 0,01

Групповая зависимость 5,427 < 0,01

Неприятие моральных норм 4,810 < 0,01

Неврастения 4,464 < 0,01

Ситуация «отсутствие друга, подруги противоположного пола» 3,846 < 0,05

Ситуация «оставили после уроков в школе за плохое поведение» 3,822 < 0,05

Чувство «незащищенность, беспомощность» 3,563 < 0,05

Чувство «удовлетворенность» 3,508 < 0,05

Чувство «плохое настроение» 3,284 < 0,05

Ниже представлено описание выделенных личностных типов подростков, переживающих одиночество.

Первый тип, названный нами «Независимый одинокий», составляет 67 % всей выборки. В этот кластер вошли 68 % воспитанников кадетской школы-интерната и 66 % учащихся гимназии. Подростки данного типа неустойчивы в достижении целей, поверхностны, из-

бегают правил, имеют мало обязанностей, не прилагают особых усилий при решении групповых задач, эгоистичны, честолюбивы, свободны от влияния группы, устойчивы при стрессах, предприимчивы, любят внимание, энергичны. Их характеризует независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. Существует

склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать. Представители данного кластера редко переживают одиночество. Переживание одиночества у них чаще всего возникает в ситуации «оставили после уроков в школе за плохое поведение» и обычно сопровождается плохим настроением.

Второй тип, названный нами «Зависимый одинокий», составляет 33 % всей выборки. В этот кластер вошли 32 % воспитанников кадетской школы-интерната и 34 % учащихся гимназии. Подросткам данного типа свойственна сознательность, настойчивость, требовательность к себе, степенность в поведении. Они руководствуются чувством долга, ответственны, обязательны, педантичны, исполнительны, не любят перемен, чувствительны к нарушениям морально-этических норм, зависимы от группы, предпочитают принимать решение вместе с другими людьми. Подросткам этого типа не хватает решительности в действиях, им необходима поддержка группы, часто у них могут возникать трудности в общении. Представители данного кластера часто и интенсивно переживают одиночество. Переживание одиночества у подростков этого типа возникает в следующих ситуациях: «смерть близкого человека», «конфликты с родителями / воспитателями», «конфликты со сверстниками», «отсутствие друга, подруги (противоположного пола)», «нечего делать, скучно (нечем заняться в свободное время)» и сопровождается чувствами с ярко выраженной отрицательной эмоционально-аффективной окраской: «депрессия», «незащищенность, беспомощность».

Резюмируя сказанное выше, можно сформулировать основные выводы.

1. Для 84 % подростков-воспитанников кадетской школы-интерната характерна высокая интенсивность переживания одиночества, для 16 % - средняя.

2. Личностными детерминантами одиночества воспитанников кадетской школы-интерната являются непринятие моральных норм, интернальный локус контроля, низкая

Информация о статье

Дата поступления 13 марта 2020 Дата принятия в печать 20 мая 2020

степень неврастении, флегматичность, эмоциональная неустойчивость.

3. Наиболее распространенными ситуациями, вызывающими переживание одиночества у подростков-воспитанников кадетской школы-интерната являются «смерть близкого человека», «нахождение в больнице на стационарном лечении», «ссора, разрыв отношений с другом, подругой», «сломался компьютер (нет возможности общаться в социальных сетях, играть в сетевые игры)», «недостаток понимания со стороны родителей / воспитателей», «отсутствие близких друзей, не с кем поговорить», «конфликты со сверстниками».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Выделены два личностных типа подростков, переживающих одиночество: «независимый одинокий» и «зависимый одинокий», которые обусловлены личностными, ситуационными переменными и особенностями переживания одиночества.

В заключение хотелось бы особо отметить, что результаты исследования носят прикладной характер и легли в основу разработанных нами для педагогов-психологов БОУ г. Омска «Кадетская школа-интернат № 9» практических рекомендаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгинова О. Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология. - 2000. - № 4. - С. 28-36.

2. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2001.- С. 549-551.

3. Альманах психологических тестов. - М. : КСП,1996. - С. 229-232.

4. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. -2-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 416 с.

5. Рассел Д. Измерение одиночества // Лабиринты одиночества: сб. науч.тр. - М. : Прогресс, 1989. - С. 192-226.

6. Вейс Р. С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. - М. : Прогресс, 1989. - С. 114-128.

7. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4. - № 1. -С. 7-21.

Article info

Received March 13, 2020 Accepted May 20, 2020

Сведения об авторах

Коротеева Елена Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). Выпускник факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского 2004 года. E-mail: Koroteewa@mail.ru.

Скуратова Ксения Викторовна - психолог (Омск, Россия). Выпускник факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского 2012 года. E-mail: chernoskut18@rambler.ru.

Для цитирования

Коротеева Е. М., Скуратова К. В. Ситуационные, личностные детерминанты и типы одиночества воспитанников кадетской школы-интерната // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 2. С. 5-11. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.2.5-11.

About authors

Koroteyeva Elena Mikhaylovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). Graduate of the Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University, 2004. E-mail: Koroteewa @mail.ru.

Skuratova Kseniya Viktorovna - Psychologist (Omsk, Russia). Graduate of the Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University, 2012. E-mail: chernoskut18@rambler.ru.

For citations

Koroteeva E. M., Skuratova K. V. Situational, Personal Determinants and Types of Lonely of Pupils of Kadet Board School. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 2, pp. 5-11. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.2.5-11. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.